Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/reg_ros/eu_part/tataria/of053227




Столица Татарстана и ее юбилей

11.08.2005 [отчет]




Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0532/domt0532_4

Казань – город известный: почти три четверти участников опроса (72%) верно ответили, столицей какого российского региона он является (еще 5% дали неверные ответы, остальные – ответить затруднились). Когда респондентов попросили сказать, что в первую очередь приходит им в голову, когда они слышат о Казани, каждый третий (31%) – или половина от числа ответивших на вопрос – говорил о ней именно как о столице Татарстана: это город, в котором "живут татары", "столица татарского государства".

Многие (19%) так или иначе характеризовали Казань как город: часто – с почтением и симпатией ("древний город"; "великий город"; "красивый кремль"; "чистый город"), нередко – нейтрально ("город как город"; "как и другие города России").

Историческими ассоциациями делятся 7% опрошенных. Вспоминают при этом россияне "татаро-монгольское иго", Ивана Грозного, покорившего Казань, и В. Ленина, учившегося в Казанском университете. У некоторых (3%) Казань ассоциируется с 1000-летней историей, с предстоящим юбилеем.

В целом же о том, что Казань в августе этого года отмечает 1000-летие со дня основания, знают или что-то слышали большинство россиян (52%). Является ли этот юбилей событием местного значения или праздником для всей страны? Однозначного ответа нет, мнения участников опроса разделились почти поровну: 46% полагают, что юбилей Казани значим для всей России, а 44% – что только для жителей города. Те, кто воспринимает юбилей Казани как общероссийский праздник, чаще всего объясняют это тем, что Казань, Татарстан – часть России ("мы – единое целое", "Казань – один из наших городов, как член семьи"), что история этого города неразрывно связана с историей всей страны ("это и наша история"). Иногда говорится и о том, что "татары живут по всей стране", а поэтому юбилей столицы Татарстана должен стать праздником для всего многонационального государства. На некоторых же производит впечатление внушительность самой даты: "не каждый день празднуется 1000-летие того или иного города".

Предстоящий юбилей стал поводом поговорить с россиянами о буднях Татарстана, о его достижениях и проблемах. Конечно, большинство наших сограждан (82%) никогда не были в Казани. Однако каждый шестой – бывал, и это, безусловно, немало (после 1990 года побывали в этом городе 10% опрошенных, последний раз посещали его еще в советские времена – 7%). И все же большинство может судить о Казани и о Татарстане, исходя не из личных впечатлений, а по тому, какой образ города и республики создают СМИ. В целом у россиян сложилось представление, что Татарстан – по крайней мере не бедный регион: 38% полагают, что люди в этой республике живут в целом так же, как в большинстве регионов России, а 26% – что даже богаче. Только 7% предполагают, что уровень жизни в Татарстане ниже, чем в целом по России. Республику возглавляет лидер, сумевший внушить уважение не только "своим", но и жителям других регионов: 33% опрошенных относятся к М. Шаймиеву положительно, и лишь 5% – отрицательно (остальные не имеют определенного мнения).

Понятно, что в Татарстане, как и в других регионах России, существуют свои проблемы. Но россияне не слишком хорошо с ними знакомы – лишь 17% опрошенных откликнулись на просьбу назвать одну-две наиболее острые проблемы этого региона. При этом одни, по-видимому, проецировали на него проблемы, знакомые по своим регионам (безработица, наркомания, жилищные проблемы, "финансовые и материальные проблемы", рост цен, "наверное, как и везде, – социальные проблемы"), другие же пытались обозначить специфические проблемы, присущие именно Татарстану: "возможно, национальный вопрос", "притесняют русских", "тяга к суверенитету, к обособлению", "исламизация Татарстана", "проблемы между религиями – мусульманской и христианской", "старые родовые кланы у власти" и т.д.

Анна Петрова

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 6 августа 2005 года. 1500 респондентов.