Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/reg_ros/reg_cent/of052301




Российские губернаторы и механизм их селекции

16.06.2005 [отчет]




Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0524/domt0524_2

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 11-12 июня 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

В последние годы отношение граждан к главам регионов в целом по России заметно ухудшается: если в 2003 году позитивно относились к руководителю своей области (края, республики) 45% россиян, а негативно – 18%, то теперь доля первых снизилась до 33%, а доля вторых – возросла до 25%. Одновременно растет число недовольных положением дел в своем регионе (в октябре 2003 года – 57%, сейчас – 63%); довольных, соответственно, становится меньше (было – 34%, стало – 27%).

Естественно, эти тенденции взаимосвязаны: участники опроса, заявившие, что они довольны положением дел в своих регионах, втрое чаще демонстрируют положительное отношение к губернаторам, чем те, кто этим положением недоволен (66% и 22% соответственно).

Хотя новый механизм избрания глав регионов действует уже почти полгода, многие россияне еще не знают об этом. Причем доля осведомленных – знающих или хотя бы что-то слышавших о новом порядке – не выросла с октября прошлого года, когда реформа еще находилась в стадии обсуждения, и составляет 72% россиян. Такое отсутствие динамики косвенно свидетельствует о безразличии немалой части россиян к тому, кто и как избирает губернаторов. Еще показательнее в этом отношении тот факт, что 20% участников опроса не смогли ответить на вопрос, как был избран действующий глава их региона – по старой или по новой системе (68% заявили, что в их регионах губернаторов избирало население, а 12% – что у них уже была применена новая схема).

Неудивительно, что многие еще не имеют определенного мнения о новой системе избрания губернаторов; те же, у кого такое мнение сложилось, разделились поровну: 35% относятся к практике избрания глав регионов законодательными собраниями по представлению президента положительно, 35% – отрицательно. Преимущественно позитивное отношение к этой практике выражают сторонники "Единой России" (48% против 26% настроенных негативно), люди, доверяющие В. Путину (43% против 28%), а также жители Южного федерального округа (53% против 27%). Негативное мнение чаще других высказывают те, кто не доверяет В. Путину (53% против 25% настроенных позитивно), молодые респонденты (42% против 29%), а также жители Сибирского (40% против 32%) и Дальневосточного (42% против 26%) федеральных округов.

Следует отметить, что авторитет законодательных собраний, на которые теперь возлагается ответственность за выбор губернатора, невысок: 39% россиян отрицательно оценивают работу своего регионального "парламента", и лишь 18% – положительно. Иначе говоря, удовлетворение работой этого органа власти респонденты выражают вдвое реже, чем позитивное отношение к наделению его полномочиями по избранию губернатора (35%).

Что касается прозвучавшего в ежегодном Послании президента РФ предложения ввести порядок, согласно которому глава государства будет представлять на пост главы региона не любого кандидата, а непременно представителя той партии, которая получила больше всего голосов на выборах в законодательное собрание данного региона, то 44% участников опроса не смогли определить свое отношение к этой идее. Мнения остальных разделились почти поровну: 27% ее одобряют (среди сторонников "Единой России" – 34%), а 29% – относятся к ней негативно.

Аргументы сторонников выдвижения в губернаторы представителя победившей партии можно свести к двум основным тезисам. Одни говорят, что если большинство населения проголосовало за определенную партию, то избрание ее представителя губернатором будет отражать мнение большинства ("значит, жители в какой-то мере тоже участвуют в назначении губернатора"). Другие отмечают, что законодательная и исполнительная ветви власти в регионе будут работать более слаженно, если губернатор и большинство депутатов будут членами одной партии ("будет единая точка зрения в политике"; "губернатор и депутаты будут вести единую политику", а "партия в ответе будет"). Кроме того, некоторые сторонники нововведения объясняют свою позицию доверием к президенту, который вносит кандидатуры, либо просто исходят из того, что властям "виднее".

Противники новой инициативы чаще всего говорят о том, что выбирать губернатора должны сами жители региона ("выбирать должен народ, а не партии"), и рассматривают любые шаги, связанные с отказом от всеобщего голосования, как ограничивающие права граждан и неконституционные; опасаются дрейфа к однопартийной системе, а также возражают против того, чтобы партийная принадлежность человека при подборе кандидатуры на губернаторский пост имела больший "вес", нежели его компетентность ("глава региона может хорошо работать и не быть представителем победившей партии"; "нужно выбирать по уму, а не по партии").

Анна Петрова