Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/rel_rel/Catholicism/dd000910 Папа и Патриарх 21.06.2000 [отчет] [ Опрос населения ] 1.Графики 2.Электронная фокус-группа 3.Опрос экспертов Визит В.Путина в Ватикан не стал предметом пристального внимания и широкого обсуждения в СМИ. Но россияне, следящие за политическими событиями, обратили внимание на два обстоятельства. Во-первых, результатом визита не стало приглашение Папы Иоанна Павла II в Москву; во-вторых, приветствие было светским – В. Путин пожал папе руку, а не поцеловал ее. Были ли серьезные политические основания для такого отчужденно-формального поведения Президента России или это ошибка в соблюдении протокола? Мнение россиян по поводу этого казуса мы попытались выявить, используя материалы фокус-групп. Как оказалось, одни участники дискуссии сочли этот факт нарушением протокола ("У него куча советников есть, которые знают этикет и которые могли бы подсказать, как надо себя вести"), а другие (и их большинство) – продуманной и согласованной с российским Патриархом линией поведения ("Алексий объяснил Путину, какую позицию занимает Русская православная церковь и как надо себя вести на этой встрече"; "он скорее всего понимал, что все равно ничего не получится, что папа не приедет, пока не будут урегулированы отношения между католической и нашей церквями"; "какой-нибудь лидер мусульманской страны тоже этого бы не сделал"). Участники фокус-групп считают такую линию поведения Путина правильной: "Он не пригласил сюда Папу Римского, я считаю, что он правильно сделал". Нужно сказать, что, судя по данным общероссийского опроса, больше половины рядовых россиян относится к Римско-католической церкви и к личности Папы безразлично (60% и 52% соответственно). Ничего не знают об отношениях между Римско-католической и Русской Православной церквями 53% респондентов. К возможности визита Папы Римского в Россию относятся равнодушно 45% населения. Встреча Папы и Патриарха, если бы она состоялась, оставила бы безразличными 40% россиян. Если же говорить о неравнодушном меньшинстве, то оно относится к Римско-католической церкви, Папе и его возможному визиту в Россию скорее положительно, чем отрицательно. КРимско-католической церкви хорошо относятся 16% россиян, плохо – почти вдвое меньше (9%). Благожелательное отношение кличности Папы Иоанна Павла II демонстрируют 25%, негативное – всего 5%. Отметим, что деятельность Русской православной церкви, возглавляемой Алексием II , оценивают позитивно 70% опрошенных (83% православных), а отрицательно – только 9% (5% православных). Сторонников визита в нашу страну Папы Римского и его встречи с Патриархом Алексием II – около 40%, противников – не больше 5%. Положительно оценивают отношения между двумя конфессиями 34% опрошенных, отрицательно – 13%. Примечательно, что верующие православные чаще демонстрируют положительное отношение к Римско-католической церкви, к Папе и его возможному визиту, чем атеисты. Судя по высказываниям участников фокус-групп, обоснования положительного отношения кРимско-католической церкви сводятся к трем позициям:
Роль Патриарха Алексия в российской политике существенна (так думает половина экспертов), да и влияние Русской Православной церкви в последнее время усилилось (это мнение разделяет50% россиян), поэтому есть существенные основания полагать, что визит Папы Иоанна Павла II может не состояться. Причину напряженности в отношениях между церквями большинство экспертов (56%) видит в традиционном соперничестве и неприязни двух религиозных конфессий, 10% – в притеснениях православных верующих со стороны католиков на Украине. Рядовые граждане сходятся с экспертами в том, что неразрешенные противоречия между Православной и Римско-католической церквями действительно существуют. О них обстоятельно говорили участники групповых дискуссий. Мысль о традиционном соперничестве двух церквей выражена формулой: "Никогда православие не признает главенства Папы, а Папа никогда не признает равенства Патриарха". Русские, православные не должны зависеть от Римско-католической церкви и ее главы ("стелиться перед католиками не нужно, мы должны просто сосуществовать"). Менее лояльные к Римско-католической церкви российские граждане припоминают ее исторические, и совсем недавние прегрешения:
1.Графики
|