Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/ros_pol/luzhkov_u_m_/of19985107




Юрий Лужков в оценках россиян

24.12.1998 [отчет] [ Анна Петрова ]




В середине октября респондентам были заданы два открытых (предполагающих ответ в свободной форме) вопроса – о качествах, которые могли бы помочь и могли бы помешать Ю. Лужкову стать президентом.

На первый вопрос ответили 59% респондентов (остальные затруднились с ответом).

Чаще всего респонденты ставят в заслугу Ю. Лужкову его деловые качества (24% от числа опрошенных) – то, что он хороший хозяин, хозяйственник (13%), человек дела, работоспособный и старательный (9%).

Моральные достоинства Ю. Лужкова отметили 9% опрошенных. Это прежде всего его порядочность, честность, справедливость (около 6%), а также простота, открытость, забота о людях (свыше 2%).

Такая же доля респондентов (9%) обратила внимание на волевые качества московского мэра, и в первую очередь на его энергию, предприимчивость (около 6%) в сочетании с целеустремленностью и настойчивостью (2%).

Около 5% опрошенных считают, что в пользу Ю. Лужкова говорят его успехи на посту московского мэра ("сильный мэр, старается для Москвы"; "Москву сделал процветающей" и др.).

Примерно по 5% респондентов назвали еще две группы положительных качеств Ю. Лужкова. Это, с одной стороны, его компетентность, профессионализм как руководителя, а также авторитет, популярность, с другой же – то, что он близок к народу и болеет за страну, за Россию.

Кроме того, 12% респондентов дали на первый вопрос неконкретные, расплывчатые ответы или ответили не на тему.

На второй вопрос (о качествах, которые могли бы помешать Ю. Лужкову стать президентом) ответила значительно меньшая доля респондентов – 37%.

В перечне недостатков Ю. Лужкова на первом месте оказались его моральные качества (7% от числа опрошенных), а среди них – амбициозность, властолюбие, грубость (около 3%) и лживость, болтливость, алчность (2%).

На втором месте – социальный статус московского мэра (6%), представление о нем как о лидере регионального, а не общероссийского уровня. Более чем в половине высказываний этой группы (свыше 3%) подчеркивается, что для поста президента у Ю. Лужкова масштаб не тот, что он только хозяйственник, который не знает жизни регионов, нужд провинции и т. д.

Для некоторой части респондентов (около 6%) не в пользу Ю. Лужкова говорит и московский фактор. Чаще всего при этом отмечается, что Ю. Лужков "хорош только для Москвы" и что "в случае его избрания президентом все для Москвы будет, забота только о Москве" (3%).

Примерно у 4% опрошенных вызывает нарекания социально-политическая позиция московского мэра, а особенно – то, что у него нет четкой политической линии, изменчивость политических взглядов (2%).

Добавим, что другие претензии к Ю. Лужкову как потенциальному президенту (например, "непредставительный вид", "староват" и пр.) высказали в общей сложности меньше 5% респондентов, а еще 9% дали на второй вопрос неконкретные, расплывчатые ответы.

Всероссийский опрос городского и сельского населения. 17 октября 1998 года. 1500 респондентов.