Документ опубликован на сайте www.fom.ru
Процедура проведения ЭФГhttp://bd.fom.ru/report/cat/sci_sci/ans_sociology/ime00112 ЭФГ 29.10.1999 [информация] [ ] Электронная фокус-группа может состоять не более чем из 100 участников. Зал для проведения ЭФГ в Фонде «Общественное мнение» рассчитан на 48 мест. Минимальное количество человек в электронной фокус-группе – 20. Метод ЭФГ базируется на работе группы, участники которой отбираются случайным образом или по какому-то определенному принципу в зависимости от задачи исследования. Каждый участник получает специальный электронный датчик с пятибалльной шкалой, при помощи которого он может фиксировать свою реакцию на происходящее. В процессе работы группы электронное оборудование ежесекундно «снимает» и запоминает показания датчиков, систематизирует, обобщает их и совмещает с видеоматериалом. Электронная регистрация участников позволяет разбить аудиторию на определенное число групп в соответствии с целью и задачей исследования. После соответствующих разъяснений и постановки задачи модератором (ведущим) аудитории демонстрируется тестируемый видеоматериал. Каждый из участников с помощью электронного датчика фиксирует свою реакцию на происходящее на экране (нравится – не нравится, интересно – не интересно, согласен – не согласен и т.п.) по пятибалльной шкале. Состав и отбор участников Участники (или респонденты) ЭФГ привлекаются из целевых групп в соответствии с объектом исследования (например, женщины, предприниматели, эксперты, студенты и т.д.). В процессе рекрутмента возможен учет всех необходимых характеристик аудитории (пол, возраст, образование, доход, вкусовые пристрастия, политические ориентации и т.д.) в любых сочетаниях. Возможные схемы рекрутмента: - использование обновляемого банка данных; - метод «снежного кома». Обработка данных Сигналы поступают от датчиков синхронно с демонстрацией видеоматериала. Результаты в виде кривых накладываются на изображение, что дает возможность следить за изменением отношения аудитории к происходящему на экране. Электронное оборудование позволяет просматривать кривые, отражающие любые сочетания характеристик аудитории. При анализе видеоматериал разбивается на фрагменты, соответствующие подъемам и спадам на кривых интегральных оценок. Исходя из содержания этих фрагментов, определяются причины различий в реакциях участников, составляющие суть аналитического комментария. Результаты проведенной электронной фокус-группы предоставляются заказчику на видеокассете в комплекте с аналитическим комментарием. Проведение по окончании ЭФГ фокусированного группового интервью (фокус-группы) с частью респондентов - участников ЭФГ - позволяет выяснить мотивацию зарегистрированных реакций, сравнить вербальные и невербальные оценки респондентов. |