Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/sci_sci/ans_sociology/imf00157 Дискуссионная фокус-группа 11.06.2000 [информация] [ ] Фокус-группой называют проводимую в группе респондентов дискуссию по определенной теме. Области применения Фонд "Общественное мнение" применяет метод фокус-групп в следующих областях: - политический маркетинг (изучение имиджа политического деятеля, партии, движения, организации и их программных документов); - маркетинг товаров и услуг (изучение эффективности рекламы либо ее проекта); - маркетинг некоммерческих организаций (оценка эффективности различных социальных проектов и программ, пилотажная проверка ряда гипотез о ранее не известных населению новых явлениях); - методическая разработка инструментария сбора больших массивов первичной социологической информации; - методическая обработка данных проведенного опроса, анализ полученных результатов; в этом случае с помощью фокус-группы уточняются мотивировки полученных ответов и расширяется диапазон вариантов ответов. Технология В каждом городе в дискуссионной фокус-группе (ДФГ) участвуют 10 человек – это мужчины и женщины, поддержавшие на президентских выборах В. Путина, Г. Зюганова, отдавшие свои голоса другим кандидатам либо про-голосовавшие против всех. Дискуссию в фокус-группе ведет модератор, участники сидят за «круглым столом». Дискуссия записывается на видеопленку и (или) на аудиокассету, после чего расшифровывается. Полученные стенограммы служат основой для составления отчета. Дискуссия проводится по заранее подготовленному сценарию, содержание которого известно модератору, но неизвестно участникам группы. Задачей модератора после знакомства и объявления темы дискуссии является активное включение присутствующих в обсуждение предложенной темы, а также ведение основной линии обсуждения, не позволяющее участникам группы уходить от темы разговора. Групповая дискуссия способствует активизации ассоциативных связей в сознании ее участников. Во время фокус-групп происходит общение респондентов не только с модератором, но и друг с другом, что является источником информации, которая в индивидуальном интервью часто не может быть получена. Обычно фокус-группа длится не более двух часов. Состав и отбор участников Число проводимых фокус-групп и состав их участников зависят от целей и задач исследования. Как правило, число фокус-групп в рамках одного исследования, колеблется от двух до восьми. В каждой группе может быть от 8 до 12 человек. Обычно число участников фокус-групп, проводимых Фондом "Общественное мнение", составляет 8 - 10 человек. Критериями отбора респондентов для участия в фокус-группе может быть любой набор социально-демографических характеристик, в зависимости от целей и задач исследования и требований заказчика. Рекрутмент осуществляется как на основе базы данных Фонда "Общественное мнение" (из числа респондентов, которые ранее участвовали в массовых опросах), так и методом "снежного кома". Задачи исследования В ходе ДФГ обсуждаются наиболее важные события, произошедшие в России за неделю и освещенные в телепрограммах, с целью вы-явить реакцию россиян на эти события. |