|
В одном из последних опросов апреля сего года коммуникаторов спрашивали о том, какие темы представляются им наиболее актуальными для экспертного обсуждения. С учетом этого рейтинга мы предполагаем разрабатывать вопросы для наших будущих исследований, для предстоящих бесед с экспертами.
В дальнейшем мы будем регулярно повторять вопрос об актуальных общественных проблемах с тем, чтобы отслеживать изменение Ваших интересов. Результаты опросов будут публиковаться в нашем журнале. В своих ответах Вы можете ориентироваться на уже обозначенные проблемы и выдвигать новые, в дополнение к сложившемуся перечню.
Рейтинг актуальных тем
Государственное устройство России. Принципы взаимоотношений Центра и регионов; региональная политика Центра; судьба Федерации; исполнительная вертикаль. |
12 |
Губернаторы. Выбирать или назначать? Рождение феодальной системы управления; полномочия и ответственность. |
7 |
Экономические проблемы. Страна и регионы; роль государства; промышленная политика. |
6 |
Законодательство. Какие нужны законы; единое правовое пространство. |
6 |
Выборы. Культура выборов; выборное законодательство; практика и организация выборов в регионах. |
4 |
Политическая система. Многопартийность или двухпартийная система; "партия власти" и "управляемая демократия"; избиратели и депутаты. |
4 |
СМИ в регионах. Цель и задачи существования; проблемы независимости; финансирование; государственная политика в отношении СМИ. |
3 |
Кадровая политика Центра в регионах. Представители Президента, прокуратура, МВД, ФСБ. |
3 |
Передел собственности. Актуальные процессы а регионах; банкротство; субъекты-участники; финансово-промышленные группы. |
3 |
Идеология. Национальная идея; государственная идеология; государственная этика. |
3 |
Гражданское общество. Что это такое; базовые элементы и принципы; понятие "демократии". |
3 |
Уровень жизни россиян. Региональная специфика; социальные проблемы; социальная политика. |
3 |
Чечня; национальные отношения |
3 |
Религия и мировоззрение. Духовное возрождение; уважение к различным конфессиям; межрелигиозные отношения |
2 |
Местное самоуправление. Законодательство; финансовая база |
2 |
Межбюджетные отношения всех уровней |
2 |
Сельское хозяйство. Колхозы; фермерство; реформы |
2 |
Отношения с Западом. Принципы; степень учета мнений; Совет Европы, МВФ, НАТО; безопасность государства. |
2 |
Психология экономической жизни: патернализм или самостоятельность |
1 |
Доверие к власти. Механизмы; причины недоверия; легитимность |
1 |
Преступность и судебная реформа. Арест и следствие; суды; условия содержания подследственных и заключенных. |
1 |
Проблемы малого и среднего бизнеса. |
1 |
СНГ |
1 |
|
Комментарии к рейтингу тем
Из высказываний экспертов видно, что наибольший интерес вызывает региональная проблематика. Эксперты осознают, что проблемы регионов сложны, разнообразны, а зачастую, и трудносопоставимы. Вместе с тем в этой теме существует множество аспектов, принципиально важных для страны в целом: регионы и государственное устройство России, социальные и политические функции губернаторов, местное самоуправление, региональные СМИ и т. д.
Для планомерного изучения такой обширной темы, как "Центр и регионы", мы планируем разработать серию опросов, каждый из которых будет более конкретизирован.
Пока еще не ясно, насколько кардинальными будут изменения, провозглашенные в майском Указе В. Путина о создании федеративных округов. По-видимому, должно пройти время, чтобы мы все смогли объективно оценить это начинание нового Президента страны. Именно поэтому мы решили отложить обсуждение темы "Государственное устройство России" (№ 1 в рейтинге тем) до того, как суть президентской политики по этому вопросу не прояснится.
Первый опрос из этой серии мы хотели бы посвятить теме "Губернаторы" (№ 2 в рейтинге тем). Начать работу по программе "Центр и регионы" именно с этой темы мы решили потому, что предстоит довольно серьезная реорганизация структуры государственной власти, в которой институт губернаторства занимает важное место.
Прямая речь экспертов: давайте обсудим
Приведем с минимальной редакцией выдержки из экспертных интервью, проведенных 24 – 26 апреля 2000 года. В ходе интервью эксперты отвечали на вопрос:
- "Скажите, пожалуйста, какие наиболее актуальные проблемы Вы хотели бы предложить к обсуждению среди экспертов? На какие темы Вам было бы интересно высказаться самим и узнать мнение других экспертов, Ваших коллег?"
БРЯНСК
- "С точки зрения регионального эксперта и жителя провинции очень интересна и актуальна проблема взаимоотношения центра и регионов. Дело в том, что центр по-прежнему проводит крайне невнятную политику относительно поведения региональных элит: и губернаторов, и региональных законодателей. Эти отношения приковывают к себе нездоровое внимание общественности. Не хватает информации, не хватает четких акцентов: какую долю ответственности берет на себя центр, а какую – местная власть. Как эти взаимоотношения должны развиваться в перспективе. То, что есть сегодня, особенно в сфере межбюджетных отношений, – это кошмарно, это крайне неудовлетворительно. Еще одна проблема – проблема обуздания региональных феодалов, диктатуры губернаторов. Об этом часто пишут. Ситуация с независимой прессой в регионах, проблема с учредительством, потому что без этого гражданского института никакого развития не будет. Не пора ли обсудить необходимость законодательного запрета для власти учреждать свои карманные средства массовой информации? Потом: кадровая политика, конечно, в разрезе регионального феодализма. Обязательно ли согласовывать руководителей всех региональных структур, включая такие, как Прокуратура, ФСБ, УВД, с местными властями, с губернатором и законодательными органами? Или же прерогативу в кадровой политике относительно этих структур отдать центру?"
- "Назрела тема поговорить о судьбе средств массовой информации, поскольку идут разговоры о том, что будет введена цензура, нагнетаются страсти. Надо дать экспертам высказаться по этому вопросу. О путях развития экономики в ближайшей перспективе можно поговорить. Можно обсудить дальнейшие вопросы приватизации, как она будет проводиться и в каком плане ее стоит проводить. Можно взять земельную проблему. Можно обсудить перспективы руководства регионами. По-прежнему ли будут избираться губернаторы, как будет осуществляться "президентское правление", судьба представителей президента в регионах".
ВЛАДИМИР
- "Предложить так сразу не могу, надо серьезно задуматься. Но в основном – один вопрос: как мы к рыночной экономике начинаем привыкать, воспринимать демократические, либерализацонные процессы. Еще. Появилось слово из социологических, к которым не сразу привыкли и которое не сразу поняли, – патернализм. Это самое опасное состояние в нашем обществе, потому что мешает и людям развиваться, и властям обеспечить людей необходимыми жизненными услугами. Задача – дать людям жить нормально, но не кормить их и нормально, и гарантировано, и богато. И вот эта проблема давно стоит, ее как-то ни кто не поднимает, но это достаточно серьезный вопрос".
- "Я хотела бы задать вопрос, может быть, он очень общий... Меня интересует состояние идеологии в стране. Мы по-прежнему никуда не движемся – в смысле идеологическом – и мне хотелось бы обсудить это. Мы живем как попало сейчас, судим только с точки зрения плохо или хорошо, добро или зло. А в принципе государственной идеологии нет, мы ждем, и ждем, когда нам кто-то ее выработает. А может, это уже лежит где-то в нашем уме и в нашем сознании, надо просто собрать... А то все время говорим о национальной идее – что это для нас сейчас: православие или мусульманство. Православные праздники стали провозглашать национальными, а остальные религии? Короче говоря, идеологические и мировоззренческие вопросы интересуют".
- "Одна из наиболее острых – это основа государственности, регионы, местное самоуправление, федеральный центр. Другая проблема, которая до сих пор не решена – порядок формирования бюджета всех уровней. Все законодатели в Госдуме говорят, что он должен формироваться конституционными основами. Это называется формирование снизу – сначала формируется бюджет местных органов самоуправления, а потом из отчислений, обусловленных законом, формируется бюджет верхних уровней, вплоть до федеральных. Сейчас все происходит в точности до наоборот. И потом существует перекос, о котором никто честно ответить не может. Десятки регионов дотационные, но все получают дотации из центра по разным процентовкам. Так никто и не может сказать: то ли это геноцид русского народа, то ли это промахи в создании бюджета. От бюджета и от полномочий местных органов самоуправления зависят практически все остальные вопросы, в том числе и политические. Еще что касается культуры проведения выборов, мы учимся на основе выборов главы городской администрации. Мы как бы отрабатываем механизм человеческого воздействия на это, а если от мэра города ничего практически не зависит, то нам неинтересно потом голосовать и за Президента. А вообще, так складывается недоверие к органам власти".
ВОЛГОГРАД
- "Давайте посмотрим на государственное устройство. Достаточно 89-ти, или это много, а может быть, мало? Есть же вот ассоциация "Большая Волга", куда ряд субъектов входят. Потом Уральское там какое-то движение, Свердловское – посмотреть на то, чтобы укрупнить и... Ну меня-то интересует в основном сельское хозяйство, но это же не интересно для всей страны".
- "Меня интересует роль государства в регулировании экономических отношений. Есть ли вообще промышленная политика? В любом вопросе мы начинаем говорить о программах, о проблемах реструктуризации, об инвестиционной политике, о внешнеэкономических факторах. Но я нигде не слышала, что понимать под промышленной политикой. Тем более в том, что касается регионов, – их роль меняется. Роль государства здесь в регулировании отношений конкуренции, поскольку монополия и конкуренция – противоположные явления, но это очень тонкие проблемы. Проблемы малого и крупного бизнеса... Но монополии – это объект особого внимания. Поэтому роль государства в регулировании конкуренции и антимонопольного законодательства важна. Здесь, мне кажется, надо бы все миром заниматься. Особенно вопрос банкротства и смены собственника".
- "Очень интересным был бы разговор об усилении вертикали власти. Нужны ли выборность или назначение губернаторов; в субъектах неразбериха идет. Расползается вся страна, из-за того что каждый регион не то что своевольничает, но не исполняет распоряжения. И на это постоянно надо указывать, что указы сверху и распоряжения не работают, проходят мимо чиновничьей шайки на местах. И хотелось бы журналистские проблемы поднимать. Мы на встрече с Путиным этот вопрос задавали, что есть государственные СМИ, что есть учредительство со стороны государственных органов, а значит, неравенство экономических условий. Нарушения антимонопольного законодательства налицо. Он даже нормально врубился и сказал, что даст поручение с этими делами разобраться. Эта тема взаимоотношения в целом СМИ с государством – одна из злободневнейших тем".
ВОЛОГДА
- "Очень интересует вопрос политического обустройства. ...Мы говорим, что президент должен быть партийным, должен возглавлять партию? А не создастся ли ситуация, что у нас партия – то ли "Яблоко", то ли на основе "Единства", то ли "Отечество", – что у ней и так будут мощные ресурсы, потому что она партия власти. А если партию власти возглавит президент, то не будут ли говорить, что президент навсегда? Мы не будем говорить о диктатуре, но у нас в памяти близко все это, когда ресурсы – политические, экономические – все сосредотачивается у одной партии. Чем не проблема?"
- "Взаимоотношения с Западом все-таки недостаточно основательно освещаются. В большей степени ставка делается на внутренние проблемы, это правильно, но это тоже интересно. Сейчас есть интересные и противоречивые мнения в связи с новой ситуацией на мировом рынке. В состоянии ли мы ослабить зависимость от Запада, отказаться от помощи международных финансовых организаций? Потому что у меня тоже есть аналитическая программа и я не всегда в состоянии четко сформулировать четко свой собственный взгляд на эту проблему".
- "Хотел бы предложить тему практического всевластия губернаторов в регионах. У любого из них возможностей и полномочий больше, чем у президента. Фактически продолжается распад России. Он начался еще при Ельцине, и Путин пока ничего не сделал. А они сейчас спешат закрепиться, происходит усиление власти президента лично, но в то же время ослабляется влияние центра на регионы".
ВОРОНЕЖ
- "Если бы больше отражалась проблема формирования гражданского общества, положение партий и общественных движений в нынешнем политическом процессе. И кстати, в первом номере это было достаточно интересно отражено, когда это показательно в виде отношения к выборам, к участию, перспективам и так далее. Это интересно. Поскольку без этого мы к гражданскому обществу просто не придем".
- "Объединение России с Белоруссией".
- "Мнение специалистов, экспертов о том, какие же все-таки нужны законы. Вы понимаете, просто умные люди, сидящие в регионах, не занимающие постов, могут предложить какие-то законы, которые нужны России, для того чтобы жить достойно, преодолеть кризис. Чтобы они не просто были, чтобы они действовали и были в работе".
ЕКАТЕРИНБУРГ
- "Сравнительный анализ уровня жизни в регионах. Во всей России совершенно другие деньги, другие цены, другая жизнь. Надо побольше внимания уделять исполнению бюджета. Дума принимает, утверждает, а он исполняется как бог на душу положит. Еще можно смотреть на кадровые вопросы в регионе и в центре. Чтобы люди давали оценку и правительству, не только на Путине сосредотачивать вопросы. Надо иногда... чтобы они иногда знали опросы общественного мнения".
- "Было бы интересно обсуждать вопросы, связанные с региональным законодательством. Затем очень интересна проблема передела собственности. Это и Красноярский край, и Питер, и Екатеринбург, и так далее. Третий момент – взаимоотношения основных финансово-элитных групп, как они формируются, каково их влияние, кто более влиятелен, лоббирование и прочее..."
- "Интересна расстановка сил на губернаторских выборах в Санкт-Петербурге. Вообще региональные выборы. Как мы будем с Советом Европы и прочими международными организациями. Какие-нибудь прогнозы. Как на Северном Кавказе все сложится или не сложится".
- "Забросили то, что начинали делать при Борисе Николаевиче, типа программы духовного возрождения России. Надо провести опрос на эту тему. Ладно, как-нибудь справимся с экономикой, а вот это имеет постоянное и первостепенное значение. Идеология, духовность, нравственное состояние общества. Влияние средств массовой информации и телевидения в первую очередь на психологическое здоровье общества".
КАЗАНЬ
- "Федерализм, я считаю, что это проблема. Как к этим проблемам относятся региональные эксперты, чем отличаются мнения региональных экспертов краев, областей и национальных государственных образований. Существует ли разница между дотационными субъектами и реципиентами. Мне кажется, сегодня эта тема чрезвычайно важна, потому что если мы ее не решим, все остальные проблемы будут в нее упираться – и экономика, и бюджет. Мне кажется, что развитие всего мира говорит о том, что децентрализация – путь понадежнее для государства, чем централизация. И вот степень эту надо угадать. Мне кажется, что сегодня одни напуганы, и это очень плохо, а другие очень критически относятся к тому, что из центра все сейчас хотят задушить, поломать..."
- "Это прежде всего вопрос о проекте изменения системы государственного устройства, замены федерализации, губернизации с укрупнением регионов, назначение губернаторов. Эти вопросы будут актуальны, но не обязательно в жестком ключе. Проблемы единого правового пространства, нарушений, перекосов в пользу отдельных регионов. Хотелось бы услышать оценку экспертов, и хотелось бы самому подумать над этим. И наверно, чисто социально-экономические проблемы в отдельный блок выделить: уровень доходов, социальные завоевания, которые сейчас уже отменены или которые возрождаются, или какие-то новые дыры у нас сейчас появляются, или новые социальные зонтики возникают, которых не было раньше..."
- "Как юриста меня очень беспокоят вопросы государственного строительства России. Речь в том числе идет и о национальном устройстве – вопрос, безусловно требующий решения. Очень интересует вопрос борьбы с преступностью и совершенствования законодательной техники. Большинство законов, которые выходят, меня как практикующего юриста не удовлетворяют, они не отвечают жизни, не продуманы. А менять их каждый месяц и что-то исправлять – плохо. Любое государство разрушается от изменения закона, пусть даже в лучшую сторону. Во-вторых, это вопрос совершенствования правосудия и деятельности правоохранительных органов, в том числе и МВД. Потому что содержать такой штат сотрудников милиции, что миллион за решеткой, а два миллиона их ловит, – кто будет сеять, пахать?"
- " Было бы интересно обсудить вопросы будущего развития страны – экономического и политического. Пока перспективы не ясны и для руководства, и они не ясны и для нас".
КАЛИНИНГРАД
- "Государственное регулирование экономики Российской Федерации: состояние и перспективы".
- "Самой актуальной темой будет проблема взаимообучения общества и его депутатов. Если вы хотя бы начнете этот вопрос задавать, то может, и общество чуть-чуть поднимете. Должны законодатели создавать законы или всего лишь согласовывать уже существующие конкретные интересы определенных слоев населения? Второй, более глобальный вопрос: является ли демократия идеей или способом жизни? То, что еще ни журналисты, ни различные фонды людям не объясняют, что нет такой идеи демократии. Идея есть свободы, и есть – равенства. Это называется либерализм и социал-демократия. Да? Но идеи демократии нет в природе вообще. А западные консультанты приезжают – они все это с молоком матери усвоили, поэтому даже толком объяснить нам не могут. В чем у нас главное непонимание? Вы за идею свободы – и тогда это либерализм в разных его проявлениях. Или вы за социал-демократию, когда государства больше, чем человека. А демократия как таковая – это способ, процедура согласованного принятия решений. Тут надо переходить в следующий класс школы. Поэтому если вы хотя бы вопрос этот начнете правильно формулировать, то, может, несколько сот человек в России начнут задумываться".
- "Меня, безусловно, интересует вопрос взаимоотношения ветвей власти на новом этапе развития России. Как это будет выглядеть, какие гарантии сохранения демократии".
КАЛУГА
- "Перспективная и актуальная тема – что будет меняться в федеративном устройстве. Какова будет политика по отношению к политическому устройству субъектов Российской Федерации".
- "Меня беспокоит проблема развития малого и среднего бизнеса. Надо узнать мнения людей по этому поводу, т.к. очень многие представляют себе этих работников как спекулянтов или бабушек, которые у метро торгуют помидорами. Это же не так. Я не хочу сейчас говорить, чем они занимаются. У нас пока в стране они дают 12-13% внутреннего валового продукта. А вот, скажем, в Польше – уже около 60%. Каким образом видят наши эксперты это развитие? И еще: надо ли восстановить колхозы, совхозы? Я, например, не думаю, что надо восстанавливать. А вот если дать возможность людям инициативным работать в сельском хозяйстве в форме малых предпринимателей или фермеров – но дать им реальную возможность, а не просто декларировать. Не мешать им. Если как-то вы найдете возможность включить этот вопрос, было бы неплохо узнать мнение других и их доводы".
- "В первую очередь – проблема федерализма. Что наиболее предпочтительнее России: жесткая вертикаль власти или же местная власть должна быть избираема? Еще – проблема государственной безопасности".
КРАСНОДАР
- "Самая главная проблема для нас – противоречия между органами местного самоуправления и органами государственной власти на уровне регионов. Они занимаются самостоятельным нормотворчеством. Вторая сторона проблемы заключается в системе противоречий между органами федеральными и органами государственной власти на уровне субъектов Федерации. Система двойного подчинения федеральных органов власти: как губернатору и областному законодательному собранию, и в то же время органам федеральным. Непонятно, кто управляет и какими нормативными актами они руководствуются. Еще проблема – противоречие между законодательством соседнего субъекта Федерации, положим, Адыгея. Там один голос адыга равен реально четырем голосам русских на выборах. Мы достаточно долго ставим эти вопросы, но они никаким образом не решатся. Рано или поздно это вырастет в какой-нибудь межнациональный конфликт между казачеством и национальной республикой. Есть еще вопросы: опыт чужой, и интересен ли будет опыт Краснодарского края в части выборов. Наши законодатели занимаются дичайшим нормотворчеством. Апеллируют к хартии по органам местного самоуправления, а не федерального законодательства. Мы сейчас не знаем, как будем выбирать депутатов, как будем выбирать глав местного самоуправления".
- "Проблема: как сегодня в России будут отлаживаться механизмы контроля выборов. Потому что достаточное число разумных людей понимает, что, представляя эту структуру – фээсбэшную, – что это единственная в нынешних условиях структура, которая способна в нынешнем состоянии навести порядок".
- "Стратегическое экономическое развитие нашей страны. Можно ли в ближайшее время увидеть или ожидать каких-то серьезных сдвигов в области экономики, социальной политики, в области изменения структуры управления?"
- "Главный вопрос – это вопрос экономический, как мы будем выходить из кризиса. Чтобы эксперты обсудили, набросали какую-то картину, что для этого надо. И какие усилия должны затратить государство, народ. И что надо менять. Все эти разговоры о нестабильном обществе будут продолжаться до тех пор, пока у нас не будет четкой программы, по которой люли будут работать. Когда будет эта программа, не будет этих столкновений, люди будут работать. Потому что они хотят работать, но им не дают такой возможности. Сейчас не работает экономика, и эти межнациональные отношения участились, потому что людям жрать хочется – а нечего. А безработный мужик – представляете? И потом – третий вопрос: будет ли у нас существовать Союз независимых государств. Не на бумаге, а на деле. Потому что с развалом Советского Союза мы не только потеряли территорию, мы потеряли громаднейшие залежи самых дорогих металлов. В том числе сырье в Таджикистане, в Туркмении, в Киргизии – медь, золото, газ, хлопок, за который золото платим. Можно ли как-то повернуть, что-то сделать, чтобы хоть как-то сблизиться. Чтобы тот труд, который вложили за 70-80 лет наши сограждане, не пропал даром, не улетел на воздух, чтобы не перепал кому-то стороннему".
|