Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/sci_sci/sci_academy/dd013227




Наука и ученые

30.08.2001 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Наука и ученые
2.Графики и открытые вопросы
3.Электронная фокус-группа
4.Опрос экспертов
5.Приложение.Таблицы

 
1.Наука и ученые
Наука с самого начала своего возникновения находилась в более или менее явном конфликте с 'обыденными теориями' – знанием, почерпнутым людьми из собственного повседневного опыта и систематизированным типизирующим пониманием человека. Постольку, поскольку наука всегда стремилась к поиску истины, она развивала в себе и вокруг себя 'легитимирующий дискурс' – систему оснований, убеждений и доказательств своего особого статуса. Однако внутринаучная рефлексия по поводу поиска и утверждения истины в обществе привела косознанию парадокса – устойчивого и неодолимого: 'Autoritas, non veritas facit legem' [Авторитет, не истина создает закон] (Т. Гоббс). То есть, наука живет за счет авторитета, которым она пользуется в обществе, и лишь опосредованно – за счет поиска истины. Научные истины, конфликтуя с обыденными теориями, всякий раз ставят под удар авторитет науки, провоцируют общественное сомнение и осуждение научной практики и, тем самым, подрывают основы ее существования в обществе. Таким образом, науке приходится всякий раз подтверждать свой авторитет и искать действенные основания для его подтверждения.

В сегодняшнем российском обществе сохраняется ценность образования и научной деятельности. Так, согласно опросам, 74% россиян полагает, что сегодня важно иметь высшее образование, и 67% говорят о готовности пойти на серьезные материальные затраты ради образования детей и внуков. (Доминанты. Поле мнений. 2001. №30 (616). 16 августа. С. К-1.) Более половины опрошенных (53%) хотели бы, чтобы их дети занимались наукой, и 75% считают, что работа ученых приносит пользу рядовым гражданам страны.
  • 'Наука – это от слова 'учить', учусь, и это не значит, что даже люди древние, они ничему не учились. Взять в руки палку – это тоже наука. Для них был такой уровень науки. И для нас, мы постоянно должны учиться... Даже если мы в принципе можем обойтись без науки и ее прагматических результатов, мы должны искать и учиться. Это вопрос саморазвития' (ДФГ, Москва).
Пореформенное время в России отмечено довольно значительным мировоззренческим кризисом, который не оставил в стороне и такой социальный институт, как наука. Так, 53% опрошенных россиян полагают, что авторитет сегодняшних ученых заметно ниже по сравнению с советскими временами. Есть несколько мотивов, которыми люди обосновывают такое свое мнение.

Во-первых, наука не может жить без поддержки государства, без государственного финансирования, с одной стороны, и без внедрения профессиональных рекомендаций, технологий и открытий в общественную жизнь и практику. Около 30% ответов на открытый вопрос: 'Почему Вы думаете, что ученые сейчас менее авторитетны?' – говорили о том, что значение науки снизилось и власть ученых не ценит, что государство вкладывает в науку мало средств, что низкие зарплаты, бедность ученых привели к их фактической безработице.
  • 'Их перестали уважать, потому что государство о них не заботится' (Открытый вопрос).


  • 'Деньги на науку не выделяются, работа стоит на месте, обесценилось образование, плохо финансируется, нет развития' (Открытый вопрос).


  • 'У ученых нет денег на исследования' (Открытый вопрос).


  • 'У нас науки не будет до тех пор, пока не будет государства. Мы живем не в государстве, мы живем в большом бардаке. Наука – это неблагодарный труд, мне кажется. Не престижно, потому что денег нет, не на что ни эксперименты, ни исследования проводить' (ДФГ, Москва).


  • 'Если настоящему ученому большие деньги будут платить, он будет эти деньги не ради обогащения, а он научную аппаратуру будет покупать, тратить на ту же науку, на те же книги умные. А наука наша, наши все научные мозги сейчас за границей. Потому что на нее нет денег, не выделяют, государство не находит' (ДФГ, Новосибирск).
Во-вторых, в представлении россиян, наука непосредственно связана с улучшением жизни обычных людей. С точки зрения общественного мнения, научные знания не смогли преобразовать общественное устройство и общественную жизнь к лучшему; как сказал один из участников дискуссии на фокус-группе, оказалось, что 'завлабы' реальной жизни не знают'. С другой стороны, у людей создалось ощущение, что технологический прогресс в западных странах оказался большим, чем в нашей стране, и в большей степени ориентированным на нужды простых людей. В результате в стране обнаруживается очень сильное технологическое отставание, и люди не могут этого не чувствовать, поскольку оценивают результативность научного и технологического прогресса по позитивным изменениям в своей обыденной жизни. Несмотря на то, что мы можем гордиться космосом, атомными электростанциями и вооружениями, диссонансом на этом фоне выглядит обилие импортной техники в отечественных магазинах, которая воспринимается как более качественная и удобная.
  • 'Наука предназначена только для того, чтобы человеку жить было легче. Он должен гордиться обществом, где он живет, и он должен гордиться за своим государством, что это государство о нем заботится и в перспективе. В нашей стране наука ничем не может помочь людям, потому что недостаточно финансируются разработки и их внедрение. Потому что недостаточно интенсивное развитие и применение ее в жизни реальной. Вот на Западе люди получают хорошую зарплату. У нас это находится в плачевном состоянии. Я все больше и больше убеждаюсь, что очень резкая грань между Западом и нашей страной, что касается науки' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Наука дает для повседневной жизни состояние комфорта, потому что многие вещи, которыми мы пользуемся, это научные изобретения. Это ичайники и галогенные лампы, да, это все. Какие в советские <годы> были стиральные машины? Надо было ее крутить, воду выжимать. Да и я не мог ее купить, пока не началась перестройка. Или ветерану, или участнику. Асейчас в магазинах бытовой техники машины такие, что засунул белье, адальше все автоматически. Холодильники трехкамерные появились. Утюги. Но это заслуга 'импортной' науки. Я – патриот. Но плохое есть плохое. Зайдите в любой магазин, где продается электротехника. Вы не купите там советский или российский утюг' (ДФГ, Москва).


  • 'Военная мощь очень важна. Здесь наша наука одна из самых сильных. Даже Америка, грубо говоря, нам в подметки не годится. Для страны в целом здесь наука далеко пошла. Космос – на нас равнялся весь мир... У нас хорошо научная мысль работает. На стадии эксперимента, на стадии опытного образца. А дальше в промышленность у нас ничего не идет. Вот именно руководство промышленности у нас не срабатывает. Поэтому у нас и уровень такой. Наука двигает прогресс. Чтобы он шел дальше, нужно менять технологию. В Америке станок меняется каждые 5-7 лет. А в техбюро чертежники сидят, уже на следующие 5 лет станок конструируют. Наука производство тянет, но у нас тянула только военное' (ДФГ, Самара).
Если следовать рассуждениям М.Вебера, государство как социальное установление характеризуется не только правом на легитимное насилие, обязанностью защищать своих подданных и заставлять их следовать законам, но и заботой обудущем развитии общества (а следовательно, и самого себя). В этом отношении состояние науки выступает в качестве важного индикатора, по которому можно судить о силе государства, о готовности его правителей укреплять социальные основания государственной структуры. Как результат, наука, ее разработки и достижения оказались (в значительной степени – не по своей вине) встороне от решения актуальных проблем сегодняшней России. А это, в свою очередь, означает, что и наука может столкнуться с кризисом доверия к ней, скризисом своего авторитета. Приблизительно об этом говорили участники массового опроса, участники фокус-групп и региональные эксперты, когда рассуждали о проблеме 'утечки мозгов'.

Говоря об актуальности этой проблемы для России, россияне отмечали, что это – закономерное следствие государственной политики в отношении науки и наглядное свидетельство 'авторитета науки' – то есть, спроса на нее со стороны управляющей обществом власти. Отвечая на вопрос: 'Как Вы думаете, почему ученые уезжают из России?' – респонденты говорили об отсутствии финансирования, о невостребованности ученых и их разработок в России, о невозможности реализации идей, об отсутствии условий для нормальной работы. Интеллектуальный потенциал общества подрывается 'утечкой мозгов' дважды – из-за отсутствия средств и из-за естественного желания ученых жить материально обеспеченной жизнью. Примерно 76% россиян и девять из десяти региональных экспертов не склонны осуждать ученых, решивших уехать из страны. Но такая ситуация очень беспокоит наших соотечественников. Те же соображения звучали ввысказываниях участников фокус-групп.
  • 'Ученый – это как минимум 10-летней давности костюм, стертые башмаки и зачуханный вид вообще... Он не может себе позволить купить даже транспортное средство передвижения самое дешевое. Это ему недоступно. Это разве реально вообще в нормальном мире? Он живет в коммуналке, еще трое человек на нем висит в семье, и где ему работать? Он не может позволить себе купить жилье. Я считаю, что это престижно и уважаемо всегда, но сейчас в нашей стране занятия наукой – это действительно материально невыгодно ' (ДФГ, Москва).


  • 'Я считаю, что в нынешнее время наши ученые должны быть элитой нашего общества... Ученые должны быть премированы, должен у них быть какой-то доппаек – лишь бы он работал на государство с отдачей. Если какое-то изобретение он сделал, которое приносит государству мощь и прибыль – пусть государство ему за это оплачивает. Потому что ученый, это единственный, может быть, человек, который имеет 25 часов в сутки. Он может работать. Но помогайте ему. Если он будет знать, что нигде его не зажмут, нигде его не перекроют, он будет работать, как вол, и он знает, за что он работает. А когда он работает, а ему бьют по рукам, то это... Ну, вдвойне преступление. При тех средствах, которые выделяются на науку, им самим условий не создают. В результате они продают свой интеллект на Запад. Это потому, что его знания просто никому не нужны в нашей стране...Это аукнется, наука ускоряет и усиливает возможности сделать более сложное при меньших затратах времени. Интеллектуальный потенциал – это будущие достижения в технике' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Конечно, ученый – это всегда престижно. Но с такой нищенской зарплатой в науке остаются единицы. Есть много умных голов, от которых наша страна просто отказалась. Они стали коммерцией заниматься, а могли бы что-то дать нашей стране. Те, кто уехал, м.б. они еще вернутся, если государство этого захочет. И они все-таки остаются профессионалами. В этом и проявляется истинный авторитет науки. Если наш ученый принесет рацпредложение и его примут, сможет ли ученый разбогатеть? Как можно платить учителю 800 рублей и требовать любви к детям? Так и ученый, сует он свои рацпредложения, а попадется такой, что ни рыба ни мясо в этом деле, и скажет зайти в следующий разок. А у них рассматривают даже самое нелепое рацпредложение и даже запускают в производство. Умные люди предпочитают работать там, где ценятся их знания, навыки, где оказывают должное внимание' (ДФГ, Самара).
Материалы опросов показывают двойственность отношения россиян к проблеме авторитета науки. С одной стороны, если авторитет исчислять на том основании, насколько наука оказывается полезной для общества, насколько она является необходимой власти для принятия решений, то с этой точки зрения оценки россиян такого 'практического авторитета' в целом скептические. С другой стороны, наука и образованность, ученость и сметливость – это то, чем нация может и должна гордиться. Некоторые региональные эксперты говорили о таком парадоксе, и объясняли его компенсаторными механизмами: разрушение прежней национальной идентичности, привычной картины мира, в которой наша страна описывалась как передовая и прогрессивная, повлекло за собой компенсирующее усиление символов успешности, силы и богатого потенциала. (Косвенным подтверждением этому могут служить данные одного из предыдущих опросов. Российские граждане склонны преувеличивать степень распространенности высшего образования в нашей стране: 62% опрошенных убеждены, что такое образование получили более четверти россиян, причем 23% полагают, что с высшим образованием сегодня более 50% граждан. В то же время 36% россиян полагают, что встране недостаточно людей с высшим образованием (противоположного мнения придерживается лишь четверть опрошенных). См.: Доминанты. Поле мнений. 2001. №30 (616). 16 августа. С.К-8-9.) А кроме этого, стала распространенной такая объяснительная схема, как: 'управленческая власть не компетентна и обращается за советом либо к шарлатанам, либо кпройдохам' (эксперт, Брянск). И такая ситуация, как результат, отнюдь не добавляет чести ни науке, ни власти.
  • 'Авторитет науки под угрозой. Потому что сегодня население перестало видеть в ученых тот символ, тот маяк что ли, перестало признавать за ними право направляющей роли, хотя до сих пор уважение к ней и ощущение престижа сохраняется. Чем нам еще гордиться сегодня? Космос, энергетика, вооружения. И наука. Это то, что поддерживает мнение нации о себе. Но ведь понимаете, прежде наука была вмонтирована в советскую систему, и система науки была руководящей и определяющей для всего советского народа. Сейчас такой роли у государства нет, и наука, как составная часть государственных институтов, тоже утратила это свое значение, и люди интуитивно это чувствуют. Люди не прислушиваются к мнению ученых, видя, что сами ученые сейчас находятся на достаточно низкой ступени социальной лестницы. Я думаю, что и власти практически не прислушиваются. И правильно делают, потому что сегодня мнение ученых, как правило, является мнением купленным. В силу своей общей бюджетной бедности, недофинансированием, ученые с такой легкостью продаются, что заключения любых экспертных учреждений априори не могут быть признаны как истинные' (эксперт, Калининград).


  • 'По-моему, люди не очень сильно понимают, что есть еще и общественные науки, представление о науке сводится к техническим моментам. И то, идругое себя сильно дискредитировали за прошедшие десять-пятнадцать лет. Там можно многое вспомнить, 500 дней Явлинского, гайдаровские реформы. Так или иначе, хоть это и политика, но связываются они с наукой ввосприятии. Кроме того, свежа еще афера с 'ВСМ' – Всесоюзная скоростная магистраль, помните, всероссийская 'Москва – Санкт-Петербург'. Итам сколько ученые ни кричали, что этого нельзя допустить, а политики это сделали в своих корыстных интересах, чтобы украсть 400 млн. долларов – как минимум. И украли благополучно, наука им нужна была для прикрытия – сначала проекта, а потом его закрытия' (эксперт, Владимир).
Описывая ситуацию с авторитетом науки, некоторые региональные эксперты говорили о том, что в отношении отечественной науки действует множество противоречивых, но живучих мифов: об огромном потенциале наших мозгов, о таланте ученых обходиться малым и делать мировые открытия на допотопном оборудовании, о сметливости и изобретательности. Но здесь же – об оторванности науки от практических нужд, о кастовости сословия ученых, о том, что шарлатаны скорее добиваются успеха и известности.
  • 'Очень часто наука была никоим образом не связана с реальной действительностью и прикрывалась понятиями 'фундаментальные исследования', когда реально фундаментальными исследованиями занимались не все, но все норовили туда попасть. Потому что это не требовало выхода в реальную действительность, позволяло людям защищать диссертации и получать прибавку к жалованию. Я не говорю, что это всем было известно, но многими людьми чувствовалось. А с другой стороны, понимаете, ...не знаю, сколько вам лет, помните, или нет – когда Сахаров написал письмо вождям на тему конвергенции, широкие массы трудящихся не знали ничего об этом, ибыла только статья в журнальчике 'Новое время' против реакционных идей конвергенции. Но кто слушал 'Голос Америки', тот знал, что речь идет об обращении Сахарова. Но именно тогда начала прививаться мысль гражданам, и она оказалась живуча, что вот ученые, они в своей башне из слоновой кости сидят, жизни не знают, и говорят всякие глупости. Этот мотив в сознании многих граждан сидит и сегодня. Вспомните удачно запущенный в политической борьбе гайдаровских времен миф о 'старших научных сотрудниках' и 'завлабах в коротких штанишках', пришедших из кабинетов рулить страной' (эксперт, Санкт-Петербург).


  • 'Люди оказались в значительной степени дезориентированы, науки это тоже коснулось. Они с одинаковой легкостью готовы доверять шарлатанам, типа Чумака, и гордиться достижениями, говорить о необходимости профессиональных руководителей и политиков и возмущаться их 'технократичностью', любовью к схемам и невниманием к людям. Мы чувствуем гордость за наши самолеты и танки, но стиральные машины, которые мы делаем по конверсии – это танк в миниатюре, а кухонный комбайн – вертолет, и для многих вопрос: 'Почему мы не можем делать то же самое, что и Запад?' – остается риторическим. Так что понимаете, я не удивлюсь, если Вы после Ваших опросов обнаружите, что почтение к науке и ценность образования – мифы из этой же серии' (эксперт, Нижний Новгород).
Таким образом, мы можем выделить несколько интерпретативных схем, которые участвуют в формировании представлений россиян об авторитете науки.

Во-первых, это востребованность научного знания и научных достижений властью.

Во-вторых, это социальный статус ученого, его личная и профессиональная состоятельность и успешность.

В-третьих, это наглядность и ощутимость результатов научных и управленческих усилий в повседневной жизни.

В-четвертых, это ценность образования и творческой самореализации человека.

И в-пятых, это восприятие науки как общественного достояния, которое не может быть связано с частными, эгоистическими интересами и чьи достижения должны быть предметом гордости всего общества.

По целому ряду приведенных параметров общественное мнение выставляет неудовлетворительные оценки науке. Материалы опросов показывают, что и в сознании рядовых россиян, и в представлении региональных экспертов значимость, результативность науки определяется конструктивностью ее связи с политической властью и управлением. Соответственно, кризис доверия к власти опосредованно затрагивает и систему науки. Поэтому неудивительно, что наибольший ущерб для своего авторитета понесли гуманитарные дисциплины.
  • 'На глазах у всех за 10 лет полностью трижды обанкротились эти ученые из общественно-социальной сферы наук. То, значит, они пропагандировали, что вот-вот коммунизм построим, только вот здесь чуть-чуть осталось. Потом многие, кто прикасался к этим вопросам, увидели, как эти же люди перебежали в сторону строить капитализм – такие, как Лацис, Шмелев итак далее. Теперь эти же люди критикуют, собственно говоря, свои идеи десятилетней давности. То есть, к ученым общественно-политической, социальной сферы относятся либо безразлично, либо им совершенно не верят исчитают, что это болтуны. Технических наук это касается меньше, но гуманитарная наука запятналась властью и катастрофическими реформами, и еще долго будет носить этот след' (эксперт, Тула).


 
2.Графики и открытые вопросы

ЕСЛИ В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИЛИ РАДИОПЕРЕДАЧЕ УЧЕНЫЙ И ПОЛИТИК ВЫСТУПАЮТ НА ОДНУ И ТУ ЖЕ ТЕМУ, ТО КОМУ ВЫ ОБЫЧНО СКЛОННЫ БОЛЬШЕ ДОВЕРЯТЬ - УЧЕНОМУ ИЛИ ПОЛИТИКУ?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, РАБОТА РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ ПРИНОСИТ РЯДОВЫМ ГРАЖДАНАМ БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ ИЛИ БОЛЬШЕ ВРЕДА?

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, СЕЙЧАС УЧЕНЫЕ БОЛЕЕ АВТОРИТЕТНЫ, МЕНЕЕ АВТОРИТЕТНЫ ПО СРАВНЕНИЮ С СОВЕТСКИМИ ВРЕМЕНАМИ ИЛИ СТОЛЬ ЖЕ АВТОРИТЕТНЫ?

СРЕДИ ВАШИХ ЗНАКОМЫХ, РОДСТВЕННИКОВ ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ НАУКОЙ, УЧЕНЫЕ?

ВЫ ХОТЕЛИ БЫ, ЧТОБЫ ВАШ РЕБЕНОК СТАЛ УЧЕНЫМ, ЗАНИМАЛСЯ НАУКОЙ?

ЛИЧНО ВЫ ОСУЖДАЕТЕ ИЛИ НЕ ОСУЖДАЕТЕ УЧЕНЫХ ЗА ТО, ЧТО ОНИ УЕЗЖАЮТ ИЗ РОССИИ ЗА ГРАНИЦУ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАКИМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДОЛЖЕН БЫТЬ НАСТОЯЩИЙ УЧЕНЫЙ? КАКВЫ ЕГО СЕБЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Высокий интеллект, работоспособность

64

Умный

42

  • 'Всесторонне развитый, умный'; 'большой ум'; 'семи пядей во лбу'; 'голова'; 'светлый ум'; 'все знает'; 'высокий уровень IQ'; 'с высоким интеллектом'; 'ходячая энциклопедия'.
Профессиональный, компетентный

9

  • 'Должен досконально разбираться в своей работе'; 'сведущий в своей отрасли'; 'опытный, знает свое дело'; 'быть настоящим профессионалом'; 'должен знать все в своей сфере'; 'должен все знать в своей области, на своей работе'; 'должен в своем предмете знать все'; 'знает свое дело, специалист'; 'знающий специалист'; 'досконально знает свою специальность, профессионал в своей области на двести процентов'; 'профи'; 'человек знает всвоей области все'.
Образованный

8

  • 'Всесторонне образованный'; 'два высших образования'; 'с настоящим дипломом'; 'всесторонне, хорошо образован'; 'учился много'; 'имеющий ученую степень'; 'высшее образование, аспирантура'; 'имеет научную степень'.
Энергичный, активный, работоспособный

5

  • 'Работает много, открывает что-то новое'; 'это человек огромной трудоспособности'; 'должен работать'; 'прежде всего, занимается конкретным делом'; 'трудолюбивый'; 'работоспособный'; 'деятельный человек'; 'активный, живой, работоспособный'.
Занимается своим делом

3

  • 'Заниматься только своим делом – наукой'; 'должен заниматься своим делом'; 'ученый должен работать по своей теме'; 'тот, который действительно занимается наукой, разработками'; 'должен заниматься своей профессией'; 'работает по специальности'; 'должен заниматься своей областью науки'.
Целеустремленный

3

  • 'Напористый'; 'с целью'; 'настойчивый, упорный'; 'он должен добиваться своего – то, что он пытается доказать'; 'добивающийся цели'.
Добросовестный

1

  • 'Должен делать работу честно'; 'безукоризненно выполняет свое дело'; 'ответственный'.
Высокие нравственные качества

23

Честный, порядочный

12

  • 'Честный, принципиальный'; 'правдивый'; 'справедливый'; 'благородный'; 'говорят правду'; 'порядочный, и чтобы говорил правду'.
Интеллигентный, воспитанный

7

  • 'Воспитанный'; 'культурный'; 'интеллигент, как Лихачев'; 'внутренне интеллигентный'; 'духовно развитый человек'; 'интеллигент не в первом поколении'.
Энтузиаст, бескорыстный труженик

4

  • 'Бескорыстно преданный науке'; 'открытия на первом месте, а не деньги'; 'болеющий за науку'; 'все до лампочки, кроме его научных изысканий'; 'бескорыстный, отрешенный от всего, занимается только наукой'; 'фанат своего дела, бескорыстный'; 'любит свое дело, науку'; 'должен быть болен наукой'; 'одержим в своей работе, фанатик своего дела'; 'беззаветно преданный своему делу'.
Самостоятельный, независимый

2

  • 'Иметь собственное мнение'; 'твердые позиции'; 'чтобы был гуманистом, со своим независимым мнением'; 'имеет свою точку зрения'; 'со своим взглядом на все'.
Уважаемый, авторитетный

1

  • 'Уважаемый человек'; 'должен быть известным'; 'авторитетный'; 'уважаемый, авторитетный'; 'авторитетность'.
Работает на благо народа и страны

5

  • 'Работает для людей'; 'полезен обществу'; 'он должен работать на благо своей Родины'; 'приносит практическую пользу'; 'чтобы была польза от его открытий'; 'если они приносят пользу'; 'все изобретения его должны быть на благо народа'; 'идеальный ученый старается, изобретает впользу страны, народа'; 'приносит пользу стране, занимается делом, анеболтовней'; 'служит отечеству'; 'приносит пользу людям'; 'от него есть отдача'; 'его работа должна иметь результат, применяться в разных отраслях'; 'он должен реализовать свои возможности с пользой для страны'.
Внешность, пол, возраст

5

  • 'Лысый'; 'хорошо одет'; 'ботаник в очках'; 'бородатый, усатый, нерасчесанный'; 'в очках и халате'; 'обязательно в очках'; 'в очках'; 'дядечка с бородочкой, в очках, страшно интеллигентный'; 'бородатый, в очках, седой, вгалстуке и с сумочкой'; 'очки, живот, лысина'; 'немолодой'; 'не слишком старый'; 'мужчина не моложе пятидесяти лет'; 'человек в годах'; 'старше среднего возраста'; 'в годах'; 'человек в возрасте'; 'пятидесяти лет'.
Ассоциации с известными учеными

3

  • 'Как Александров и Капица'; 'твердо стоять на своем мнении, быть самостоятельным – как Сахаров'; 'Дмитрий Лихачев – и внешность и манеры создают образ настоящего ученого'; 'академика Лихачева и Раушенбаха'; 'как Курчатов'; 'как Эйнштейн'; 'Алферов – добился Нобелевской премии, а не успокаивается, заботится о развитии науки нашей страны'; 'Королев – настоящий ученый был'; 'академик Сахаров, Эйнштейн'; 'должен работать вРоссии наблаго своей страны и народа – как Святослав Федоров';
Патриот, участвует в общественной и политической жизни страны

3

  • 'Патриот'; 'разбираться в политике'; 'беспокоиться за народ'; 'не чурающийся общественной жизни – как Алферов'; 'любящий Родину'.
Обеспеченный, финансово независимый

2

  • 'Богатым, обеспеченным всем необходимым'; 'должен быть полностью материально обеспечен, чтобы занимался только наукой и ни о чем голова не болела, и лаборатории должны иметь'; 'независимым ни от кого, богатым, то есть хорошо оплачиваемым'; 'не униженным, богатым'; 'самый высокооплачиваемый человек'; 'не бедный'; 'с хорошей зарплатой'; 'богатый'; 'обеспечен'; 'должны жить в достатке, иметь свою лабораторию, чтобы иметь стимул для работы'.
Аполитичный

2

  • 'Не должен лезть в политические передряги'; 'не связан с политикой'; 'тот, который не пытается вступить в партию, не рвется к власти'; 'абсолютно далек от политики'; 'аполитичный'; 'должен не лезть в политику'; 'вне политики'; 'нейтральный в политике'; 'беспартийный'.
Другое

1

  • 'Выходец из рабочих, понял и прошел путь от рабочего до ученого'; 'тот, кто прошел практику жизни'; 'любит людей и животных, должен знать природу'; 'которые понимают народ'; 'передает молодым опыт'.
Нет ответа, ответ не на тему

17

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СЕБЕ ТИПИЧНОГО РОССИЙСКОГО УЧЕНОГО ВНАШЕ ВРЕМЯ? ОПИШИТЕ ЕГО, ПОЖАЛУЙСТА.



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Положительные характеристики

34

Умный, профессиональный, работоспособный

21

Умный

10

  • 'Умнее других'; 'слишком умным'; 'умней всех остальных'; 'умный очень'.
Образованный

5

  • 'Всесторонне образованный человек'; 'высоко образованный'; 'всесторонне развитые люди'; 'образованные'.
Профессиональный, эрудированный

4

  • 'Все знают, есть своя оценка'; 'квалификация на мировом уровне'; 'гигант внауке'; 'много знаний'; 'высококлассный специалист'; 'знающие свое дело люди'; 'ас в своем деле'; 'в курсе всех инноваций в науке'.
Активный, работоспособный, целеустремленный

4

  • 'Работяга в прямом смысле слова'; 'весь поглощен работой'; 'труженик'; 'активный творец, создатель нового направления в науке'; 'ему очень трудно, он старается'; 'добивающийся своей цели, знает, что хочет'; 'много работает человек'; 'целеустремленный'.
Ответственные, добросовестные

1

  • 'Добросовестный, сознательный'; 'ответственные'.
Нравственные качества, манера поведения

12

Интеллигентный

3

  • 'Это истинный интеллигент'; 'Интеллигент – с большой буквы'; 'интеллигентный, не был дебоширом в свободное время'; 'это люди, которые на высоте, несмотря на те условия, в которых они сейчас оказались'.
Патриот

3

  • 'Патриот'; 'думает о благе своей Родины'; 'верен своей стране'; 'все знания – на благо Родины'.
Порядочный, честный

2

  • 'Честность'; 'порядочный'; 'большое количество порядочных в их ряду'; 'честный, с определенной этикой'; 'глубоко порядочный, если он остался внауке в наше время – при низких зарплатах'; 'человек, живущий не только для России, но и для всего мира'; 'болеющий за нашу планету'.
Энтузиаст

2

  • 'Верить в науку, быть влюбленным в нее'; 'работающий на голом энтузиазме, фанатик, потому что нормальный человек за такую зарплату работать не будет'; 'человек, готовый работать ради науки за минимальную плату'; 'бескорыстный, служит науке'; 'люди работают за копейки – энтузиасты'; 'немного сумасшедший, потому что держится лишь на энтузиазме'.
Независимый, принципиальный

1

  • 'Умеющий отстоять свою точку зрения'; 'говорит то, что думает'; 'принципиальность'; 'живет своей головой, а не партийной'; 'спорил по делу – то есть отстаивал свою точку зрения'; 'каждый отстаивает свою точку зрения, старается выжить в этой жизни'.
Общая положительная оценка

3

  • 'Ученый – с большой буквы'; 'хороший человек'; 'выдающийся человек'; 'Человек – с большой буквы'; 'лучший из лучших'; 'интересная личность'; 'работают в науке те, кому это дано от Бога'.
Ассоциации с известными учеными

3

  • 'Как Лихачев'; 'Дмитрий Лихачев был ученый'; 'как Капица'; 'как академик Сахаров'; 'их очень мало: Сахаров, Святослав Федоров'; 'Капица – на него похож'; 'как Калашников'; 'как Курчатов, Сахаров'; 'Алферов – это образец типичного ученого России'; 'как Альберт Эйнштейн'; 'Ломоносов'.
Обеспеченный

1

  • 'Богатый'; 'обеспеченный человек'; 'имеет все, ни в чем не нуждается'.

Непривлекательный образ жизни

24

Бедный, нищий

18

  • 'Бегает ищет себе работу, с метлой'; 'голодный, нищий'; 'бедолага, который сидит без денег'; 'нищета – профессора'; 'без гроша в кармане'; 'он должен быть богатым, а на самом деле – бедный'.
Замотанные, униженные, их труд не ценится государством

9

  • 'Ему не дают работать, не смотрят на него как на ценность'; 'несчастный человек, ждущий, когда власть его заметит'; 'жалко мне их – обделенный'; 'затертый рамками ограничений в полуразрушенной стране'; 'в нашей стране ученым не дают развиваться'; 'наши ученые не признаны в России, поэтому это жалкий народ'; 'вызывает жалость'; 'бесправный, малообеспеченный – не только в денежном плане, но и всем необходимым для работы'; 'нефинансируют, не помогают, трудно им'; 'они здесь никому не нужны, их не ценят'; 'оскорбленный'.
Безработный, работает не по специальности

2

  • 'Вроде бомжа с дипломом'; 'человек, работающий не по специальности, недля науки'; 'сейчас кончат институт с красной книжкой – а работать негде'; 'где-нибудь подрабатывающий, без стабильного заработка'; 'занимаются не своим делом многие – чтобы просто выжить'; 'выброшены за ворота, простой грузчик имеет больше, чем ученый'; 'большинство из них нарынках торгует'; 'безработный, униженный, работает часто не по специальности'.

Описание внешности

6

  • 'Лысый, в очках'; 'в очках, средних лет'; 'немного помятый и рассеянный очкарик'; 'маленький, лысенький, в очках, бывает с бородкой'; 'в очках, неопрятно одетый'; 'в костюме, галстуке, в возрасте, в очках, лысоват'; 'запятьдесят, лысый, худой'; 'молодой, образованный'; 'дедушка с бородой и в очках'; 'интеллигентный, умный, нищий'; 'седой, в возрасте, в очках, спалочкой'.

Отрицательные характеристики

3

Отрицательные нравственные качества

2

  • 'Все больше пекутся о земных благах'; 'лишь бы набить свой карман'; 'заденьгами гонится'; 'корыстны в большинстве своем, очень мало сейчас энтузиастов'; 'ничего не сделают бескорыстно, бесплатно'; 'эгоист'; 'деградирующие, спивающиеся'; 'алкоголик'; 'некоторые ради своей выгоды идут на соглашательство с властью'; 'приспособленцы'.
Низкие деловые качества

1

  • 'Не особо умный, они ничего не сделали такого, за что их можно хвалить'; 'шарлатан'; 'не знают свою специфику'; 'бездельник'; 'сейчас ученые работают для того, чтобы выдвинуться, чтоб его заметили, для себя, а не для всех нас'; 'карьеру делают'.

Другое

4

  • 'Все они одинаковые'; 'своеобразный человек'; 'есть разные'; 'среднестатистический гражданин России'; 'не выделяющийся из общей массы народа'; 'должен не вступать в политику'; 'должен работать хорошо – производства открывать'.
Нет ответа, ответ не на тему

36

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО УЧЕНЫЕ СЕЙЧАС БОЛЕЕ АВТОРИТЕТНЫ?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Открытость общества, свобода слова

3

  • 'Нет цензуры'; 'потому что в советские времена наука была засекречена'; 'могут свободно высказываться'; 'стали больше выступать по телевизору – многих знаю влицо'; 'результаты их работы более известны народу'; 'на телевидении стали больше показывать, более откровенными стали их разработки'; 'более открыты идоступны стали их труды'; 'больше свободы слова'; 'потому что они могут высказывать свое мнение'; 'более открыты'; 'более открытая обстановка в стране'; 'свобода слова подействовала'; 'раскрыли, рассекретили'; 'сейчас больше свободы говорить, внедрять свои идеи'; 'они могут говорить, что думают'.
Поддержка государства, возможность работать

1

  • 'Есть поддержка'; 'есть поддержка со стороны государства'; 'так как есть поддержка'; 'уделяют больше внимания'; 'новый президент – надо поднимать науку'; 'с приходом Путина – на первую роль приходит наука, ученые головы нам нужны'; 'лучшие условия для работы'; 'правительство поменялось – думает о будущем'; 'уних больше возможностей'; 'больше средств выделили'.
Власти, общественность прислушиваются к ученым

1

  • 'Иногда к ним прислушиваются, имеют голос в партии'; 'сейчас больше прислушиваются к ним, по-моему'; 'к ним больше прислушивается власть'; 'иногда к ученым прислушиваются'; 'больше прислушиваются к их мнению сейчас'; 'больше возможностей прислушаться к их мнению у политиков'; 'Путин к ним прислушивается'.
Стремительно развиваются наука и техника

1

  • 'Больше открытий делается'; 'из-за появления новых технологий'; 'наука развивается в большом темпе'; 'наука движется вперед'; 'много новых открытий, много техники – польза есть'; 'открыты новые технологии, проекты, внедрения'; 'много новых открытий'.
Повысился профессиональный уровень ученых

1

  • 'Лучше соображают'; 'умнее стали'; 'они стали умнее и грамотнее'; 'поумнели'; 'грамотные'; 'больше знают'.
Другое

2

  • 'Это единственное, что у России осталось, – мозги'; 'за границей на наших ученых спрос'; 'время же меняется'; 'менталитет нашего народа – уважать ученых'; 'они только начали поднимать авторитет после разрухи'; 'они добиваются истины сейчас'; 'их осталось меньше'; 'до сих пор руки не опустили'.
Нет ответа, ответ не на тему

91



ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО УЧЕНЫЕ СЕЙЧАС МЕНЕЕ АВТОРИТЕТНЫ?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Изменились приоритеты государства

25

Значение науки снизилось, власть не ценит ученых

16

  • 'Государство не заинтересовано в науке'; 'их перестали уважать, потому что государство о них не заботится'; 'их не любит правительство'; 'встране не ценят'; 'наука в нашем государстве унижена'; 'потому что их уже за людей не считают – так же как врачей, учителей и нас, пенсионеров'; 'их не уважают, не считаются с ними'; 'власть ученых не ценит'; 'все НИИ сейчас практически разгромили'; 'их забыли, бросили на произвол судьбы; вспоминают, когда что-то произошло – например, стихийные бедствия или аварии'; 'зажали всех, не дают развиваться'; 'с их мнением не считаются'; 'не ценят ум'.
Государство вкладывает в науку мало средств

8

  • 'Выделяется мало денег на науку'; 'деньги на науку не выделяются, работа стоит на месте; обесценилось образование – плохо финансируется, нет развития'; 'у ученых нет денег на исследования'; 'ассигнований денежных на них нет'; 'денег не хватает на науку'; 'в науку вкладывается очень мало денег'.
Раньше ученых больше ценили

1

  • 'Раньше верили ученым больше, было более престижно'; 'больше о них писалось'; 'раньше к серьезным ученым относились серьезней, к ним прислушивались – сейчас нет'; 'раньше науке уделялось больше внимания, ученые часто выступали в СМИ'; 'советский ученый' – это звучало гордо, престижно, наука поощрялась, а теперь этого нет'; 'больше признавали'.
Раньше ученые были более обеспеченными

1

  • 'Раньше все ученые получали зарплату, были стабильные цены, большинство ученых работали в ВПК, а он финансировался на 120%, зарплата была приличная'; 'в советские времена были больше обеспечены'; 'в советские времена было больше финансирования, не было утечки мозгов на Запад'.
Недостаток информации об ученых, открытиях

10

  • 'Их не видно, на экране нет ничего, кроме Думы и рекламы'; 'больше внимание на политиков; кто больше впустую молотит, тот и на виду'; 'все больше следят за политикой, а не за наукой'; 'им мало представляется эфирного времени, народ не интересует ученый мир, все заняты добыванием денег'; 'их не слышно, не говорят об их открытиях'; 'работают, и голова у них светлая, но мы многих не знаем'; 'больше внимания уделяется дельцам, политикам'; 'мало информации о них'.

Низкие зарплаты, безработица, бедность

7

  • 'А что толку, если он ученый? Сейчас шофер получает больше ученого'; 'профессор идет с термосом на работу – нет денег на обед'; 'думают о том, как прокормить семью'; 'везде только деньги, а у ученых их нет'; 'живут плохо, бедно; за границей наоборот: если ты умный – ты и богатый'; 'зарплаты низкие, меньше простого рабочего'.
Ученые сами себя дискредитировали

3

Идет борьба за власть и деньги

1

  • 'Большинство ученых работает на свой карман'; 'больше занимаются личным самоустройством'; 'действительно одаренным сейчас очень трудно пробиться в ряды ученых; большинство преследует корыстные цели, а не думают об изобретениях'; 'больше думают о деньгах, а не о работе'; 'ищут выгоду, чтобы больше зарабатывать денег'.
В последнее время делается мало открытий

1

  • 'Мало практических открытий'; 'меньше открытий в наше время'; 'ничего не открыли за последнее время'; 'нет новых изобретений'.
Ухудшение качества образования, подложные дипломы

1

  • 'Покупают дипломы'; 'многие покупают дипломы, поэтому знаний у них мало'; 'образование совсем другое стало – по сравнению с советскими временами'; 'купленные документы'.
В России осталось мало настоящих ученых

2

  • 'Умные все – за границей, остались неавторитетные'; 'все хорошие уехали за границу'; 'их почти не осталось в России'; 'в большинстве – за границей'; 'авторитетные разъехались, нет в стране'; 'остались одни выскочки – остальные уехали'.
Нет ответа, ответ не на тему

56



ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ УЧЕНЫЕ УЕЗЖАЮТ ИЗ РОССИИ?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Низкая оплата труда

61

  • 'Бедность, низкий уровень жизни'; 'низкая зарплата'; 'больше платят за их труд'; 'больше заработать'; 'выживание, зарабатывание денег'; 'нехватает средств на нормальную жизнь'; 'малая зарплата'; 'нет средств на жизнь'; 'там лучше платят'.
Невостребованность

16

  • 'В России их недооценивают'; 'государство о них не заботится'; 'в России ум неценится'; 'видят здесь свою невостребованность, ненужность'; 'здесь они невостребованы – а там нужны'; 'государство их не ценит'; 'на них мало обращали внимания в России'; 'здесь они не нужны'; 'там в них нуждаются, они это знают, чувствуют; это очень важно для человека – у нас уважения нет'; 'здесь их не ценят'.
Невозможно реализовать свои идеи

14

  • 'Здесь возможностей мало для открытий'; 'не видят материализации своих идей'; 'в России им не дают претворить свои идеи в жизнь'; 'здесь нет возможности реализовать себя'; 'не реализуются их открытия'; 'есть возможность претворить свои идеи'; 'больше возможности реализовать себя'; 'перспективные разработки не получают достаточного финансирования'; 'в разочаровании – так как не смогут здесь осуществлять свои идеи'.
За границей – лучше

8

  • 'Едут туда, где лучше'; 'значит, им там лучше'; 'ищут лучшей жизни'; 'для них унас плохо'; 'за границей лучше'; 'видимо, здесь плохо'; 'а там лучше, чем в России'; 'видимо, там лучше'.
Отсутствуют условия для работы

6

  • 'Нет условий для работы и жизни'; 'дают условия для работы'; 'т. к. им не создаются условия для работы; были лаборатории, институты – а сейчас ученые торгуют на рынках'; 'им не создают должные условия для их научной работы'; 'нет условий для работы'; 'они умеют только творить – а здесь условий нет'; 'в других государствах есть условия для работы'; 'нет условий для применения знаний'; 'лучше рабочие условия'; 'от плохих условий работы и жизни'; 'т. к. у нас нет условий для их работы'; 'им там дают оборудование и создают условия для работы'; 'там создают лучшие условия для работы'; 'больше условий для работы и жизни'.
Другое

2

  • 'В России бардак'; 'т. к. там стабильность'; 'там порядка больше'; 'в России много криминала'.
Нет ответа, ответ не на тему

7

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 25-26 августа 2001 г. 1500 респондентов.


 
3.Электронная фокус-группа




Эпизод Содержание эпизода Интерес, оценка / сила колебаний Согласие, оценка / сила колебаний Доверие, оценка / сила колебаний Средняя оценка

732(4)

ОРТ об участии России вавиасалоне в Ле Бурже 1,18/срд 2,45/срд 2,34/срд

1,99

730(2)

ОРТ о производстве металла калифорния 1,59/срд 0,89/слн 1,88/срд

1,45

729(1)

К.Клейменов о производстве калифорния вРоссии 1,04/слб 1,09/срд 1,66/срд

1,26

735(7)

А.Мазарович о положении геологических наук в России -0,44/срд 2,24/срд 1,35/срд

1,05

734(6)

Ж.Алферов о недостатке финансирования отечественной науки 0,06/срд 1,10/срд 1,00/слн

0,72

731(3)

Ю.Топоров о мотивах продажи калифорния наЗапад -0,40/срд -0,17/срд 0,86/срд

0,09

733(5)

В.Толоконский обоценке Ким Чен Иром новосибирских ученых

-0,77/срд

-0,04/срд -1,10/слн

-0,63



Эпизод 729
(1-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Время', 09.08.01, 21:00. К.Клейменов (ведущий): И теперь – о разработке российских ученых, которая занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Металл, которого нет в природе. Он радиоактивнее плутония, но используется для лечения разных форм рака. Он в миллионы раз дороже золота, но его производят микроскопическими дозами и только в России.

Эпизод 730
(2-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Время', 09.08.01, 21:00. Н.Кудряшов (корреспондент): Металл назван по месту открытия: США, штат Калифорния. В самом начале 50-х годов ученые искусственным путем впервые сумели его получить. Основные свойства калифорния – колоссальная радиоактивность, в десятки раз больше, чем у плутония, и потому – огромная энергоемкость. Благодаря этим качествам его можно использовать для решения уникальных задач. Огромная радиоактивность калифорния убивает клетки многих видов рака даже на поздних стадиях. Баснословная стоимость, кроме ценных свойств, вызвана необычайной трудностью его получения. Сначала в мощный реактор вводят мишень из плутония. В течение десяти лет ее облучают нейтронами. За это время в мишени образуется лишь несколько тысячных долей грамма металла. Капсулу упаковывают еще в несколько контейнеров по принципу матрешки. Этот источник готовят к отправке западным коммерческим заказчикам.

Эпизод 731
(3-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Время', 09.08.01, 21:00. Ю.Топоров (директор отделения радионуклидных источников Димитровградского НИИ атомных реакторов): Сейчас мы вынуждены этим заниматься, потому что мы вынуждены просто выживать. И торговля, в том числе и на Запад – это часть деятельности по получению средств на продолжение тех же исследований.

Эпизод 732
(4-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Время', 19.06.01, 21:00. О.Шоммер (корреспондент): В Ле Бурже Россия дебютировала в 1937 году. Затем был достаточно долгий перерыв. И вот, начиная с 1965 года, наша страна вновь принимает регулярное участие в самом престижном в мире авиасалоне. Ее экспозиция всегда вызывает неизменный интерес. И сегодняшний день нестал исключением.

ОКБ Сухого было на этот раз в центре внимания. К создателям одного из лучших в мире истребителей пришел президент Франции Жак Ширак. Здесь он беседовал с вице-премьером правительства России Ильей Клебановым, который возглавляет в Ле Бурже российскую делегацию. Интерес главы французского государства к нашей экспозиции не случаен. Во-первых, Россия и Франция вобласти космоса и авиации давно и тесно сотрудничают. Кроме того, знакомство президента Франции с последними достижениями наших ученых и конструкторов дадут, по его мнению, пищу для обсуждения совместных планов развития космической отрасли во время предстоящей встречи с президентом Путиным в Москве. Визит Ширака в Россию намечен на начало июля. Клебанов встречался сегодня не только с Шираком, но и с представителями ряда ведущих зарубежных компаний.

Эпизод 733
(5-й по порядку демонстрации). НТВ, 'Сегодня', 11.08.01, 19:00. Ведущий: Товарищ Ким Чен Ир говорил о науке с губернатором Новосибирской области Толоконским – не только во время встречи в президиуме Сибирского отделения Академии наук, но и по дороге, в машине.

В.Толконский (губернатор Новосибирской области):
Даже выразился так, что ваших ученых, именно новосибирских ученых, их знаний, их возможности делать открытия боятся в странах не очень к нам дружественных, уважают вовсем мире.

Эпизод 734
(6-й по порядку демонстрации). РТР, 'Вести', 11.07.01, 20:00. Ж.Алферов (академик, лауреат Нобелевской премии): Я надеюсь, что мне удастся встретиться с президентом в ближайшее время. И вопросы, которые япоставлю президенту, будут касаться отнюдь не только этой Комиссии. Поскольку сегодня важнейшая проблема нашей страны – это возрождение наукоемких отраслей промышленности, основанных на наукоемких технологиях, и поддержка отечественной науки.

Эпизод 735
(7-й по порядку демонстрации). РТР, 'Зеркало', 08.07.01, 18:00. А.Мазарович (профессор, заведующий кафедры геологии МГУ): Надо сказать, что, к сожалению великому, конечно, наука у нас мало финансируется геологическая, и в тяжелом положении научный флот России. По сути дела все суда, которые у нас есть, они устарели, даже по корпусам. Практически все, процентов девяносто, нуждаются в абсолютно новой технике. И еще я хотел бы сказать, что речь идет не только об арктических шельфах. У нас есть дальневосточные моря – типа Берингова, типа Охотского. Если Охотское море в районе – это северо-восточный Сахалин – полуострова Шмидта, вот эти районы – они изучены хорошо, и вот там интенсивно развивается, и добыча уже кипит. ...Многие районы Охотского моря – они изучены неважно, это только, так сказать, чисто теоретические рассуждения. Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 23 августа 2001 г.


 
4.Опрос экспертов

ВОПРОС: СРЕДИ ВАШИХ ЗНАКОМЫХ, РОДСТВЕННИКОВ ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ НАУКОЙ, УЧЕНЫЕ, ИЛИ ТАКИХ ЛЮДЕЙ НЕТ?

ВОПРОС: ЕСЛИ В ТЕЛЕ- ИЛИ РАДИОПЕРЕДАЧЕ УЧЕНЫЙ И ПОЛИТИК ВЫСТУПАЮТ НА ОДНУ И ТУ ЖЕ ТЕМУ, ТОКОМУ ВЫ ОБЫЧНО СКЛОННЫ БОЛЬШЕ ДОВЕРЯТЬ – УЧЕНОМУ ИЛИ ПОЛИТИКУ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, УЧЕНЫЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ ИЛИ НЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ СЕЙЧАС УВАЖЕНИЕМ ВРОССИИ?

ВОПРОС: А КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОТВЕТИТ НА ЭТОТ ВОПРОС БОЛЬШИНСТВО РОССИЯН: ПОЛЬЗУЮТСЯ УЧЕНЫЕ УВАЖЕНИЕМ ИЛИ НЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ?

ВОПРОС: ЕСЛИ СРАВНИВАТЬ С СОВЕТСКИМИ ВРЕМЕНАМИ, ТО КАК ВАМ КАЖЕТСЯ – СЕЙЧАС УЧЕНЫЕ БОЛЕЕ АВТОРИТЕТНЫ, МЕНЕЕ АВТОРИТЕТНЫ ИЛИ СТОЛЬ ЖЕ АВТОРИТЕТНЫ?

ВОПРОС: А ЕСЛИ СРАВНИВАТЬ АВТОРИТЕТ УЧЕНЫХ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ И В РАЗВИТЫХ ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ – КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ГДЕ УЧЕНЫЕ ИМЕЮТ БОЛЬШИЙ ВЕС: В НАШЕЙ СТРАНЕ, В ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ, ИЛИ ОСОБОЙ РАЗНИЦЫ ЗДЕСЬ НЕТ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ НАУКОЙ, УЧЕНЫЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ ИЛИ НЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ СЕЙЧАС АВТОРИТЕТОМ ВО ВЛАСТНЫХ СТРУКТУРАХ?

ВОПРОС: ЧАСТО ГОВОРЯТ ОБ 'УТЕЧКЕ МОЗГОВ' – ЭМИГРАЦИИ УЧЕНЫХ ИЗ РОССИИ. А ВАС ЛИЧНО БЕСПОКОИТ ИЛИ НЕ БЕСПОКОИТ ТО, ЧТО РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ УЕЗЖАЮТ ЗА ГРАНИЦУ НА ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА?

ВОПРОС: ЛИЧНО ВЫ ОСУЖДАЕТЕ ИЛИ НЕ ОСУЖДАЕТЕ УЧЕНЫХ ЗА ТО, ЧТО ОНИ УЕЗЖАЮТ ИЗ РОССИИ ЗА ГРАНИЦУ?

ВОПРОС: ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДОЛЖНЫ ИЛИ НЕ ДОЛЖНЫ ВЛАСТИ ПРИНИМАТЬ КАКИЕ-ТО МЕРЫ, ЧТОБЫ СОКРАТИТЬ ЭМИГРАЦИЮ УЧЕНЫХ ИЗ РОССИИ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ ВЛАСТЯМ ПРИНЯТЬ ОСОБЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ УЧЕНЫХ-ИНОСТРАНЦЕВ НА ПОСТОЯННОЕ ЖИТЕЛЬСТВО В РОССИЮ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 21-23 августа 2001 г. 130 экспертов.


 
5.Приложение.Таблицы

ЕСЛИ В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИЛИ РАДИОПЕРЕДАЧЕ УЧЕНЫЙ И ПОЛИТИК ВЫСТУПАЮТ НА ОДНУ И ТУ ЖЕ ТЕМУ, ТО КОМУ ВЫ ОБЫЧНО СКЛОННЫ БОЛЬШЕ ДОВЕРЯТЬ - УЧЕНОМУ ИЛИ ПОЛИТИКУ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
Путина Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004314332640485234303719343512293828131839252691421101551004753343135
ученому 7170767473697072737269657271796871767163747366747073697782747275817268
политику 667547564768555756794562373711425425
и тому, и другому 67465657557737758564676874860435436
ни тому, ни другому 977879107979111084897813871491249448963137
затрудняюсь ответить89661199888999841276710888861211731114881014


КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, РАБОТА РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ ПРИНОСИТ РЯДОВЫМ ГРАЖДАНАМ БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ ИЛИ БОЛЬШЕ ВРЕДА?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
Путина Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004314332640485234303719343512293828131839252691421101551004753343135
больше пользы 7580748173727773777871677676817174797276747775727675667790788174857474
больше вреда 66767675657776368459658484674444146
затрудняюсь ответить181519132021162117162225171815231717221519181724162028166191522142220


КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, СЕЙЧАС УЧЕНЫЕ БОЛЕЕ АВТОРИТЕТНЫ, МЕНЕЕ АВТОРИТЕТНЫ ПО СРАВНЕНИЮ С СОВЕТСКИМИ ВРЕМЕНАМИ, ИЛИ СТОЛЬ ЖЕ АВТОРИТЕТНЫ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
Путина Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004314332640485234303719343512293828131839252691421101551004753343135
более авторитетны 1113614911121115118111311813101113814101196111318109991476
столь же авторитетны1919212119171820201819241718202118191620162516151721162917182115211716
менее авторитетны 5353535154545452505752405256674854586154544458565849494164646266596965
затрудняюсь ответить1715191418181518151420251815517191211181621152019182312998107712


СРЕДИ ВАШИХ ЗНАКОМЫХ, РОДСТВЕННИКОВ ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ НАУКОЙ, УЧЕНЫЕ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
Путина Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004314332640485234303719343512293828131839252691421101551004753343135
да 16181722151318151518169111839101523231916818131315241617323728403225
нет 8079817482848081817981878679578781747478818880848382727981676270606772
не знаю 32123333323323323342332332242101101
затрудняюсь ответить00010001001100101001100000210110001


ВЫ ХОТЕЛИ БЫ, ЧТОБЫ ВАШ РЕБЕНОК СТАЛ УЧЕНЫМ, ЗАНИМАЛСЯ НАУКОЙ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
Путина Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004314332640485234303719343512293828131839252691421101551004753343135
хотел(-а) бы 5357535051575452475259634854485155535845515953655348455942505050454756
не хотел(-а) бы 3330343732303234393625213535373330373140332833293933262751363437414224
затрудняюсь ответить1413141317131415141217151711151615101115161414671929147151614141119


ЛИЧНО ВЫ ОСУЖДАЕТЕ ИЛИ НЕ ОСУЖДАЕТЕ УЧЕНЫХ ЗА ТО, ЧТО ОНИ УЕЗЖАЮТ ИЗ РОССИИ ЗА ГРАНИЦУ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
Путина Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004314332640485234303719343512293828131839252691421101551004753343135
осуждаю 2020271624212020111533341518191724191419241819231316233120192117121132
не осуждаю7677728071767676848264608179797872788177737778748382716276777679838665
затрудняюсь ответить44145344534643254344353332674434633


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 25-26 августа 2001. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.