Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/dostup_int09




Где в стране доступный домашний интернет?

13.08.2009 [Опрос населения] [ Пресс-релиз ]




Среднемесячные затраты на домашний интернет в России составляют около 3% месячного бюджета среднего домохозяйства. Однако в некоторых регионах (например, в Еврейской автономной области) этот показатель превосходит 6%.

Абсолютный показатель средних затрат на домашний интернет оказывается малоинформативным, когда надо оценить насколько эти расходы велики для населения конкретного региона.

Для того чтобы оценить дороговизну домашнего интернета в регионах, среднемесячные затраты на домашний интернет были соотнесены с месячным доходом домохозяйств в регионе и посчитана доля затрат на интернет в месячном бюджете среднего домохозяйства.

Например, при равных среднемесячных затратах на интернет в Москве и Астраханской области (516 рублей) в столице эта сумма составляет менее 2% от среднемесячного семейного дохода, а в Астраханской области – более 4%.

Все субъекты РФ можно рассмотреть через принадлежность к четырем сегментам, различающимся по уровню проникновения домашнего интернета и доли затрат на интернет в месячном бюджете среднестатистического домохозяйства

Первый сегмент образуют регионы, где цены на интернет находятся в наиболее приемлемом соотношении с уровнем доходов. Здесь распространенность домашнего интернета выше среднего по стране, а среднемесячные затраты на доступ в Сеть относительно невысоки (составляют менее 3% месячного бюджета домохозяйств). В эту группу входят семь субъектов РФ, включая Москву и Санкт-Петербург.

Второй сегмент состоит из регионов, в которых доля пользующихся домашним интернетом невысока, хотя относительные затраты на интернет ниже, чем в среднем по стране. Можно предположить, что в этих регионах менее выражена потребность в интернете, и низкий уровень проникновения интернета объясняется здесь не фактором цены. Ее снижение вряд ли приведет к росту числа интернет-пользователей. К этой группе относятся всего 4 региона.

Третий сегмент объединяет регионы с низким уровнем проникновения домашнего интернета при относительно высокой цене. Вероятно, именно для этих 33 субъектов РФ вопрос цены на интернет может оказаться значимым для увеличения доли пользователей.

Четвертый сегмент включает в себя четыре продвинутых региона, в которых, несмотря на относительно высокие цены, число пользующихся домашним интернетом достаточно высоко. Еще 20 регионов находятся в промежуточном положении и не могут быть однозначно отнесены к тому или иному сегменту.

Дифференциация субъектов РФ в зависимости от уровня проникновения домашнего интернета и доли затрат на интернет в месячном бюджете среднестатистического домохозяйства представлена на графике.

Источники данных.
Мегаопрос «Георейтинг». 3–17 июня 2009 года, 34 000 человек. 68 субъектов РФ.
Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. В 14 томах. Том 6. Число и состав домохозяйств. Статистика России, 2005.

За дополнительной информацией обращайтесь:

Павел Лебедев

Руководитель проекта «Мир Интернета»

Фонд "Общественное Мнение"

тел. (+7 495) 745-87-65, доб.: 2224

lebedev@fom.ru