Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/ir00020203 Сравнение групп интернет-пользователей. Фундаментальное интернет-исследование. "Интернет в России/Россия в Интернете". Россия в Интернете 26.09.2002 [отчет] [ Опрос населения ] Старожилы и новоселы Старожилов отличает прежде всего повышенная активность в использовании Интернета. Наиболее активны те, кто подключился к Сети до 1998 г., – 45% из них в терминологии опроса относится к "верхним активным" (против 30% в среднем по опросу), 17% – к "нижним пассивным" (против 25% соответственно).
Это неудивительно. Довольно рано по российским меркам подключившиеся к Интернету, старожилы с самого начала привыкли использовать его "для работы" (об этом заявили 67% подключившихся до 1998 г. и 60% – в 1998 г. против 53% в целом по опросу). Накопленный опыт работы в Сети позволил им по достоинству оценить удобства Интернета. Профессиональная деятельность старожилов не обязательно напрямую связана с Сетью, тем не менее Интернет для большинства из них – рабочая необходимость. Так, среди типов сайтов, посещавшихся старожилами за последний месяц, преобладают те, содержание которых связано с профессиональной деятельностью: "аналитика, экспертиза", "бизнес, банки, финансы", "законы", "компании, организации, фирмы" и так далее.
Преимущественно функциональный подход к Интернету выражается и в том, что старожилы значимо чаще, чем интернет-пользователи в целом, посещают поисковые сайты и активнее ими пользуются (так, 29% подключившихся до 1998 г. заходили в поиск во время каждого сеанса использования Интернета). Старожилы заметно активнее и в электронной переписке: пользуются электронной почтой 79% начавших до 1998 г. против 65% в целом по опросу. Подавляющее большинство старожилов относятся к работающей части населения (72% подключившихся до 1998 г. и 66% – в 1998 г. против 61% в целом по опросу), имеют высшее образование (61% и 52% против 46% соответственно) и достаточно неплохую обеспеченность (так, личный доход более 4000 рублей в месяц имеет пятая часть этой категории пользователей – 20% против 14% в целом по опросу). Большинство старожилов – мужчины (среди тех, кто подключился до 1998 г., их 73%, в 1998 г. – 59%). Старожилы за годы пользования Интернетом успели приобрести ряд характерных привычек. Более того, можно говорить и о некоей традиционности их действий. Большинство старожилов – особенно тех, кто пришел в Сеть ранее 1998 г., – впервые увидели Интернет на работе, и сегодня представители этой группы гораздо активнее, чем другие, используют Интернет на рабочем месте (чаще всего заходят в "мировую паутину" на работе 55% подключившихся до 1998 г. и 52% – в 1998 г. против 46% в среднем по опросу). В выходные дни в Сеть выходит крайне незначительный процент старожилов. Сила привычки сказывается и еще на одной характерной особенности старожилов – повышенном внимании к иностранным, преимущественно англоязычным, сайтам. Хотя бы раз в месяц англоязычный сайт посещали 69% подключившихся до 1998 г. (против 52% в целом по выборке), при этом уровень знания английского в этой категории пользователей не превышает средних показателей по опросу. Интерес старожилов к иностранным сайтам не в последнюю очередь можно объяснить тем, что в годы, когда эти респонденты приобретали навыки работы с Сетью, русский Интернет находился в стадии становления. Старожилы уже выработали свою систему функционирования в Сети, и естественно, что большинство из них не намерено ни снижать, ни наращивать собственную активность в Интернете.
Новоселы менее активны. Большинство из них пользуются Интернетом отнюдь не ежедневно, многие – нерегулярно. Среди новоселов довольно высок процент учащихся – 45% среди подключившихся в 1999 г. и 41% – в 2000-м (против 35% в среднем по опросу). Впрочем, несмотря на то, что работающих в этой категории значимо меньше, чем в целом по опросу, доля их среди новоселов составляет не менее половины. Отсюда, при преобладании доступа к Интернету и наиболее активного его использования по месту работы – довольно внушителен процент использования Сети и по месту учебы (19% среди подключившихся в 1999 г. против 14% в среднем). Естественно, процент имеющих высшее образование среди новоселов ниже. Ниже и доходы. Зато количество женщин среди новоселов примерно равно количеству мужчин. Во всяком случае, столь внушительного разрыва, как в случае со старожилами, не существует: среди пришедших в Сеть в 1999 г. 43% женщин, в 2000-м – 48%. Стоит отметить, что многие новоселы на вопрос "Для каких целей Вы чаще всего используете Интернет?" отвечают: "для удовольствия" (в среднем по опросу так отвечают 35%). Среди подключившихся в 2000 г. ответ "для удовольствия" даже популярнее, чем ответы "для работы" и "для образования" (41%, 38% и 37% соответственно). И действительно, новоселы гораздо менее определенны в ответах на вопросы о типах сайтов, которые они посещали за последний месяц и на которых провели больше всего времени, – четких приоритетов выделить не удается. Существенно и то, что у новоселов (особенно из числа подключившихся в 2000 г.) практически отсутствует интерес к интернет-магазинам, аукционам и т.п. Скорее всего, это связано с невысоким в целом уровнем доходов этой части интернет-аудитории. Видимо, от расхожего убеждения, что будущее электронной коммерции связано с новыми пользователями, пришедшими в Сеть в последние годы, следует отказаться: новоселы к интернет-коммерции равнодушны и не являются сколь-нибудь активными потребителями предлагаемых услуг. Прежде всего стоит отметить, что наиболее активны в Интернете те, кому 21 год и больше. Назовем их условно старшие. Подростки (до 16 лет) и пользователи из группы 16-20 лет куда менее активно пользуются Сетью. Обращает на себя внимание, что многие характеристики этих двух групп (обозначим их как младших) практически совпадают. При этом число подростков среди опрошенных незначительно (6%), а вот группа 16-20 лет – самая многочисленная: 25% от общего числа респондентов. Естественно, что среди младших преобладают новоселы Сети, а среди старших велика доля старожилов, однако прямую аналогию здесь проводить нельзя. Для младших Интернет является прежде всего развлекательной средой: здесь преобладают группы по интересам "игры, юмор, эротика" (18% в группе до 16 лет и 17% в группе от 16 до 20 против 10% в среднем по опросу), "спорт, авто-мото" (22% в группе до 16 против 9% в среднем по опросу). Для старших характерно смещение интересов в секторы, в большой мере связанные с конкретной профессиональной деятельностью. Так, представителей возрастных групп от 26 до 30 лет и от 31 до 40 значимо чаще, чем среднего интернет-пользователя, интересуют "бизнес, банки, финансы, аналитика, экспертиза, компании, законы" (18% и 16% против 10%). Совпадают с группами интересов и тематика посещавшихся сайтов, и цели использования Интернета. Среди младших преобладают ответы "для образования" и "для удовольствия", среди старших – ответ "для работы".
Свойственное младшим восприятие Интернета как развлечения подтверждается еще и тем, что у этой группы практически отсутствует интерес к новостным интернет-изданиям, а также к интернет-магазинам и т.п. Они значимо реже, чем средний пользователь, имеют электронную почту и значимо чаще предпочитают в качестве коммуникативного средства чат, форум. Естественно, что по мере "взросления" среди пользователей снижается число учащихся и растет число работающих. Начиная с 26 лет, работающие очевидно преобладают. Соответствует этой тенденции и распределение мест, откуда опрошенные заходят в Интернет (по месту учебы, у себя дома, в интернет-классе – у младших, у себя на работе – у старших), и где респонденты наиболее часто пользуются Сетью (по месту учебы – младшие, у себя на работе – старшие).
Опрос показал, что Интернет – преимущественно мужская среда обитания. Соотношение мужчин и женщин в Сети составляет 3:2, а в среде младших этот разрыв еще больше (в группе до 16 лет – 2:1). Тем не менее среди пользователей от 21 до 25 доля женщин достаточно велика – 45%. Стоит обратить внимание на вопрос о том, за кого бы респондент проголосовал на президентских выборах, если бы они состоялись в ближайшее воскресенье. Во всех возрастных группах наиболее популярным кандидатом является В. Путин. Что касается младших, многие из них, естественно, еще не определились в своих электоральных пристрастиях. Эти опрошенные чаще других выбирают ответ "я бы не участвовал(-а) в выборах" (34% в группе до 16 лет и 19% в группе от 16 до 20 против 14% в целом по выборке) либо вообще затрудняются ответить на вопрос (37% и 23% против 20% соответственно). Анализ распределения результатов по федеральным округам показал, что большинство пользователей – 42% – сосредоточено в Центральном округе. Другие округа как бы образуют пары по степени интернетизации: Северо-Западный и Приволжский – 16% и 14%; Сибирский и Южный – 10% и 9%, Уральский и Дальневосточный – по 4% от всей интернет-аудитории. Следует отметить внушительную степень интернетизации малых городов и поселков городского типа в Южном, Дальневосточном и, особенно, в Уральском округах (36%, 40% и 61% соответственно). Полученные данные корректируют традиционное мнение о том, что подавляющее большинство пользователей в регионах – жители крупных городов, как правило, университетских центров. При этом распределение по стажу в этих округах неодинаково: например, если в Южном округе новоселов 64%, то в Дальневосточном – почти вдвое меньше (35%). Отметим, что в Центральном и Северо-Западном округах динамика увеличения интернет-аудитории не отличается от средних данных по опросу. Вызывает интерес распределение по степени активности пользования Сетью: в Приволжском, Уральском и Сибирском округах пассивные пользователи составляют более половины интернет-аудитории, тогда как в среднем по опросу их доля составляет 43%.
Основные посетители наиболее интенсивно развивающихся в настоящий момент медийных и коммерческих ресурсов – это прежде всего жители Центрального и Северо-Западного округов. Пользователи других федеральных округов не проявляют значительного интереса к данному типу сайтов. Традиционно считается, что в Москве и Санкт-Петербурге Интернет развивается более-менее одинаково. Судя по данным опроса, это верно лишь отчасти. Так, доля пользователей Москвы вдвое превышает долю петербургской интернет-аудитории – 25% против 12%. Тем не менее, можно отметить ряд схожих тенденций. У москвичей и петербуржцев высокая степень интернет-активности, причем большинство этих пользователей не намерено ни снижать, ни наращивать ее.
Жители столиц чаще, чем в среднем по выборке, пользуются электронной почтой (74% москвичей и 72% петербуржцев против 65% в среднем по выборке). Среди "столичных" пользователей высок интерес к иностранным сайтам (хотя бы раз в месяц посещали английский сайт по 59% москвичей и петербуржцев против 52% в среднем по выборке). В то же время интернет-аудитории обеих столиц имеют разные интересы в Сети, и эти различия во многом обусловлены гораздо большей обеспеченностью москвичей по сравнению с другими пользователями: так, личный доход более 4000 рублей в месяц имеют, судя по опросу, 23% москвичей-интернетчиков (против 12% петербуржцев и 14% в среднем по выборке). Жители Москвы более свободно, чем другие российские пользователи, выходят в Сеть из дома (29% москвичей против 20% в среднем по опросу), вечером – с 18 часов до полуночи (в будни – 42% против 32%, в выходные – 25% против 19%), реже не пользуются Интернетом в выходные (46% против 56%). Они значимо чаще, чем остальные пользователи, заходят на поисковые (60% против 53% в целом по опросу) и новостные (49% против 39%) сайты. Также эта группа интернет-аудитории проявляет повышенный интерес к сайтам с гуманитарно-развлекательной тематикой: "театр, кино, искусство" (18% против 11% в целом по опросу), "отдых и путешествия" (16% против 11%). Среди этих пользователей высока доля использующих Сеть для поиска информации о товарах и услугах.
Петербургские пользователи чаще, чем в среднем по опросу, выходят в Интернет только с автономных компьютеров (38% против 31%), и это, конечно, во многом определяет режим подключений: многократные (более 10 сеансов – 12% против 6% в среднем по опросу) короткие сеансы (от 10 до 30 минут – 37% против 29%). Что касается пользователей провинции, то среди них, напротив, высока доля "сетевиков": только с компьютера, включенного в локальную сеть, выходят в Интернет 34% респондентов из мегаполисов – городов с населением от 1 млн. человек и 33% жителей малых городов и поселков городского типа (против 28% в среднем по выборке). С локальной сетью опрошенные в основном сталкиваются по месту работы и учебы, поэтому вполне естественно, что здесь Интернет чаще всего используется для работы или для образования. Впрочем, многие жители провинции не слишком активны в использовании ресурсов "мировой паутины". У них нет четких приоритетов по интересам. Они значимо реже, чем жители столиц, заходят на поисковые и новостные сайты, принимают участие в дискуссиях, форумах и чатах. Судя по данным опроса, большинство пользователей Сети выражают готовность голосовать за В. Путина. Лидер "Яблока" занимает в электоральном рейтинге второе место. Отметим, что Г. Зюганову, стабильно идущему вторым в электоральном рейтинге по России в целом, избиратели Рунета не дают никаких шансов. Сравнительно часто приверженцы Президента России встречаются среди тех, кого в Интернете интересуют новости и политика, относительно редко - среди предпочитающих интернет-развлечения. Впрочем, данные по электорату В. Путина внутри всей совокупности пользователей практически не отличаются от данных по выборке в целом. И это подтверждает выявленную в ходе общероссийских опросов ФОМ общую установку электората Президента на нормативность ("я такой же, как все", как большая часть России). Зато интернет-электорат Г. Явлинского имеет ряд характерных особенностей. Прежде всего, отметим внушительный процент респондентов в возрасте от 31 до 40 лет (25% против 16% в целом по опросу), да и вообще старших (78% против 69%), людей с высшим образованием (60% против 46%), работающих (68% против 61%). Среди "явлинцев" высока доля старожилов (63% против 52% в среднем по выборке), и этим во многом объясняется их повышенный интерес к поисковым, новостным и профессиональным сайтам.
"Явлинцы" значимо чаще, чем средний пользователь, выходят в "мировую паутину" с работы (52% против 46% в целом по опросу), пользуются электронной почтой (72% против 65%), а также относятся к Интернету функционально: используют его для работы, чтобы узнавать новости, а также искать информацию о товарах и услугах.
Для того чтобы определить, насколько российская интернет-аудитория адаптирована к современным условиям, рассмотрим три группы, определяемые по ответам на вопросы "Сможете ли Вы (Ваша семья) в ближайшие год-два повысить свой уровень жизни, жить лучше, богаче, чем сегодня?" и "Удалось ли Вам найти свое место в сегодняшней жизни?". Оптимисты, с энтузиазмом смотрящие в будущее, составляют две трети интернет-аудитории (66%) и преобладают практически во всех группах пользователей: среди старожилов и новоселов, старших и младших, жителей столиц и провинциалов и т.д. В связи с этим данные по оптимистам внутри всей совокупности интернет-аудитории практически не отличаются от данных по выборке в целом. Гораздо более показательны распределения ответов внутри двух групп пессимистов: адаптированных – нашедших свое место в сегодняшней жизни, но скептически смотрящих в будущее (18%) и неадаптированных – негативно оценивающих не только свое будущее, но и настоящее (10%). Среди адаптированных пессимистов значителен процент людей старше 40 лет (30% против 14% в целом по опросу), женщин (45% против 40%), тех, кто имеет высшее образование (55% против 46%), работающих (70% против 61%). Чаще всего эти опрошенные входят в "мировую паутину" с рабочего места (57% против 46% в среднем по выборке), используют Интернет для работы (66% против 53%) и преимущественно не намерены сокращать время своего пребывания в Сети, возможно, потому что оно и так мизерно: в выходные дни большинство адаптированных пессимистов Интернетом не пользуется (59% против 53% в целом по опросу), да и в будни типичные сеансы пребывания в Интернете у этих респондентов коротки. Что касается неадаптированных пессимистов, то особенности их пребывания в "мировой паутине" во многом обусловлены низкой интернет-активностью, а также тем, что среди этой группы респондентов довольно высок процент новоселов Сети (59% против 47% в среднем по опросу).
Показательно, что в обеих категориях пессимистов не удается выделить четких групп по интересам. Более того, многие пессимисты затрудняются с ответами на вопросы о посещениях конкретных типов сайтов. Стоит также заметить, что оптимисты и пессимисты практически не отличаются по политическим воззрениям. Следовательно, в среде интернет-пользователей оценка личных достижений в настоящий момент практически не соотносится с победой того или иного политика на выборах. Обращает на себя внимание и то, что пессимисты и оптимисты одинаково равнодушны к коммерческим интернет-сервисам – электронным магазинам и т.д. Пол, образование, уровень дохода Традиционно рассматриваемые социально-демографические характеристики, как оказалось, имеют в интернет-аудитории свое наполнение. Мужчины, согласно данным опроса, составляют большинство пользователей Интернета в России (61%). В вопросах, касающихся посещения конкретных сайтов, вполне ожидаемые приоритеты. Преобладают сайты, связанные с профессиональной ориентацией, плюс у мужчин – вполне традиционные категории: "авто-мото" (19% против 13% в среднем по опросу), "спорт" (20% против 14%). При этом обращает на себя внимание популярность у женщин категории "учебники, пособия, рефераты" (24% против 18%). Это подтверждает уже выявленную тенденцию: разрыв между мужчинами и женщинами среди младших и новоселов Сети куда менее значителен, чем в целом по выборке. Соответственно, внушительное количество женщин-пользователей – учащиеся (35%). * * * Высшее образование имеют 46% пользователей Интернета в России. Респонденты именно этой образовательной категории наиболее активно используют Сеть.
Среди респондентов с высшим образованием четко прослеживается ориентация на профессиональные интересы: здесь наиболее популярны сайты тематической группы "бизнес, банки, финансы, аналитика, экспертиза, компании, законы". У людей с неполным высшим образованием вычленить приоритетную группу интересов оказалось затруднительным, а для опрошенных с более низким уровнем образования Интернет является прежде всего развлекательной средой.
Во многом такие интересы определяются возрастными характеристиками, и это в целом повторяет картину со старшими и младшими. Наиболее необразованные пользователи (те, кто имеет неполное среднее образование и ниже) – подростки до 16 лет, 80% имеющих среднее общее образование – люди в возрасте от 16 до 20 лет.
Это позволяет практически полностью соотнести характеристики образованных и не очень с характеристиками младших и старших. Из этого, в частности, следует, что говорить о некоем "образовательном сдвиге" (традиционно считается, что людей с высшим образованием в Сети – подавляющее большинство) неправомерно. Речь, скорее, может идти о возрастном сдвиге, о том, что Интернет "молодеет". * * * Прежде всего стоит отметить высокую активность в Сети людей с высокими доходами и, наоборот, низкую активность малодоходной части интернет-аудитории.
Однако предполагать, что коль скоро в Интернете существует значительный процент малообеспеченных граждан (43% с личным доходом менее 2000 рублей в месяц), распространенное заключение о том, что Интернет в России – удовольствие для обеспеченных, неправомерно, – не следует. Сравним данные по доходу и возрасту респондентов: 51% указавших, что их личный доход составляет менее 500 рублей, входят в возрастную группу от 16 до 20 лет, еще 18% – в группу до 16 лет.
Из таблицы видно, что речь идет не о "броске в Сеть" обездоленных и малообеспеченных граждан, а о том, что уже отмечалось, – о тенденции к помолодению Интернета. Бедные в Интернете – это учащаяся молодежь, не имеющая личного дохода или имеющая незначительный личный доход. Отметим, что предоставленные бедными данные о доходе на члена семьи следует воспринимать с осторожностью – подростки (а их среди бедных подавляющее большинство) могут просто не владеть соответствующей информацией. В итоге получаем здесь вариацию на тему младших и старших. Это подтверждается и данными об основном роде занятий – 84% наиболее бедных – учащиеся, и о сайтах, чаще всего посещаемых этими категориями пользователей: развлекательные ресурсы у бедных, профессионально ориентированные – у богатых.
Другие категории "сетян" (на работе и дома, автономники и сетевики, трудяги и гедонисты, совы и жаворонки) Анализ интернет-аудитории по многочисленным группам пользователей: по тому, выходят ли они в "мировую паутину" на работе или дома, с автономного компьютера или с компьютера, включенного в локальную сеть, пользуются электронной почтой или нет, используют Интернет для работы или для удовольствия, входят в Сеть днем или ночью, – по сути подтверждает выявленные ранее тенденции. * * * Разделение интернет-аудитории на автономников и сетевиков по существу близко делению на пользователей с работы и из дома: 57% сетевиков чаще всего выходят в "мировую паутину" с работы (по выборке в целом таких – 46%); 19% – по месту учебы (против 14% в среднем по опросу); 41% автономников – из дома (против 20% в среднем по выборке). Подавляющее большинство тех, кто использует Интернет преимущественно на работе, имеют высшее образование (70%). Среди автономников преобладают мужчины (68% против 61% в целом по опросу), то же и среди пользователей из дома (72%). Очевидно, что те, кто выходит в Сеть с работы, делают это преимущественно днем в будни. Так же и сетевики: они значимо чаще, чем в среднем по выборке, не пользуются компьютером в выходные и активно работают днем в будни. Большинство автономников и тех, кто использует Интернет у себя дома, наоборот, выходят в "мировую паутину" в нерабочее время – вечером и ночью, как в будни, так и в выходные.
* * * Для трудяг, гедонистов и других групп интернет-аудитории, выделенных по основной цели, для которой эти респонденты используют "мировую паутину", определяющими оказываются социально-демографические показатели – прежде всего, возраст и образование.
Вполне естественно, что трудяг значимо чаще, чем в среднем по опросу, интересуют сайты с тематикой "бизнес, банки, финансы, аналитика, экспертиза, компании, законы" (17% против 10%), гедонистов – "игры, юмор, эротика" (19% против 10%), использующих Интернет для образования – "культура, образование" (16% против 9%). * * * То же и с распределением интернет-аудитории по времени пользования Сетью. Обеспеченные жаворонки с высшим образованием и высокими доходами предпочитают Интернет на работе и для работы, совы-гедонисты весьма юного возраста населяют его по ночам и в выходные.
|