|
Восприятие телевидения телезрителем и телевизионщиком различны. Профессионал или эксперт, как правило, имеют более или менее определенную и структурированную систему критериев и оценок. Телезритель же оценивает ту или иную передачу или телеканал не аналитически-отвлеченно, а с позиции своего "жизненного пространства" – очень личного и уникального в своей целостности. Мы все живем в информационном поле, постоянно выбирая из него те потоки информации, которые считаем необходимыми, полезными. Но есть много другой информации, которую мы можем считать бесполезной и даже вредной для себя, – тогда мы ее просто игнорируем. Для исследователей, занимающихся изучением роли телевидения в обыденной жизни человека, одна из задач сводится к тому, чтобы определить систему индикаторов, которые, с одной стороны, достаточно хорошо агрегировали бы в себе особенности "жизненного мира" человека, а с другой стороны, имели бы значимую связь с установками человека в отношении телевидения – его отношение к передачам, к телеканалам, к организации ТВ-просмотра и т. д.
Локус контроля
Судя по данным опроса, наиболее важной характеристикой, с которой оказались связаны наиболее существенные различия в параметрах телепросмотра, является "локус контроля" – склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо самому себе, либо внешнему контексту, внешним обстоятельствам. По тому, как люди оценивают, в какой мере от их собственных усилий зависит изменение их благополучия ("полностью зависит от меня" / "совершенно не зависит"), были выделены две типологические группы "экстерналов" и "интерналов". "Интерналы" ("зависит только от меня") и "экстерналы" ("от меня совершенно не зависит") демонстрируют различное ТВ-поведение, а также обладают существенно различными установками относительно своей жизни и социально-демографическими характеристиками.
Отметим, что помимо четко определяемых полярных позиций существуют и промежуточные. На этом основании была выделена еще одна группа, в которой ориентация на собственные силы и ориентация на внешние условия выражены примерно в равной степени. Несмотря на то, что мы условно называем таких людей "середняками", их установки не сводятся к простому "усредненному" поведению двух полярных групп, и в дальнейшем мы рассмотрим "середняков" в качестве самостоятельного объекта анализа.
Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации, и именно поэтому мы вводим его в наш анализ на правах одного из ведущих аналитических концептов: социальные преобразования в нашей стране вызвали к жизни необходимость ресоциализации для тех наших сограждан, чье вхождение в жизнь происходило в предшествующую, существенно отличную от современности эпоху. Таким образом, локус контроля является параметром, характеризующим уровень адаптированности человека в сегодняшней жизни, взаимосвязанным с целым рядом других социальных показателей. Мы рассматриваем эту характеристику в качестве интегральной, объединяющей в себе как объективные ресурсы социально-демографического свойства (возраст человека, его место жительства, образование, доход), так и личностные ресурсы (темперамент, опыт социализации, социальное самочувствие и т.д.). Так, например, обнаруживается ряд устойчивых взаимозависимостей локуса контроля со следующими параметрами:
– возраст: среди наиболее молодых людей интерналов почти в 4 раза больше, чем экстерналов (указан % от численности каждой возрастной группы)
|
Возраст |
18-30 лет |
31-45 лет |
46-55 лет |
55 и старше |
Интерналы |
38 |
27 |
20 |
7 |
Экстерналы |
8 |
19 |
33 |
67 |
|
– доход: наименьшие значения по локусу контроля показывают люди со средними доходами (указан % от численности каждой группы)
|
Доход |
До 600 р. |
600-1000 р. |
1000-1400 р. |
1400-2000 р. |
2000 р. и выше |
Интерналы |
28 |
19 |
8 |
23 |
31 |
Экстерналы |
22 |
37 |
40 |
39 |
19 |
|
– субъективное представление о месте, которое человек занимает на шкале благополучия среди других людей и социальных групп (указан % от численности каждой группы)
|
Место на шкале между "благополучными" и "неблагополучными" по субъективному ощущению |
низкое |
среднее |
высокое |
Интерналы |
18 |
27 |
45 |
Экстерналы |
57 |
25 |
15 |
|
Рассматриваемый параметр тесно связан с представлениями людей о собственном будущем. Общая закономерность такова: те, кто уверен в себе и собственных силах, более настойчивы в достижении поставленных целей, и будущее представляется им как производная от их собственной активности (интерналы). И, наоборот, экстерналы склонны откладывать реализацию своих намерений, а будущее представляется им более неопределенным, хотя притязания на благополучие остаются достаточно высокими. Завышенные притязания при отсутствии ресурсов для их реализации – это источник внутренних конфликтов. Обнаруживается устойчивая корреляция локуса контроля и социального самочувствия человека (0, 408).
Данные показывают, что локус контроля связан как с потребностями людей относительно потребления телепередач, так и с параметрами ТВ-поведения – способами организации и режимом ТВ-просмотра.
Для людей, не уверенных в собственных силах, телевидение как источник новостей и информации играет существенно большую роль, чем для людей, которые считают, что полностью контролируют свою жизнь (64% против 54%). Теленовости для экстерналов – источник знания о той ситуации, которая от них не зависит, но которую нужно отслеживать, чтобы принять решение: жить спокойно, или начинать закупать соль, спички, доллары. Обратная картина наблюдается для задач отдыха и развлечения, которые также призвано решать телевидение: экстерналы существенно реже склонны рассматривать телевидение как способ отдохнуть и развлечься (27% – против 36% у интерналов).
Вопрос: "Телевидение решает разные задачи. Если говорить о лично Вас, что бы Вы поставили для себя на первое место?"
Разница в средней длительности просмотра для разных социально-демографических групп, выделенных по полу, возрасту, доходу, а также в зависимости от предпочтения телеканалов, в целом незначительна. Наиболее выразительное различие обнаруживается при сопоставлении типологических групп экстерналов и интерналов. Здесь следует отметить три тенденции.
I. Средняя продолжительность телепросмотра для экстерналов составляет 4,3 (±0,2) часа в будни и 5,9 (±0, 2) часа в выходные. Для интерналов соотношение иное: 5,0 (±0,2) часа в будни и 5,5 (±0,2) часа в выходные:
Средняя продолжительность телепросмотра в будни и в выходные для интерналов и экстерналов, часы
II. В будние дни существенно меньшее число интерналов смотрят телевизор утром (6 – 12 ч.) и днем (12 – 18 ч.); "пик" их ТВ-просмотра начинается примерно на час позже, в 19 часов, и их теледень тянется в среднем на полтора – два часа дольше (В выходные дни по ТВ-поведению группы практически не отличаются друг от друга - за исключением вечерних часов: в промежутке между 21 ч. и 24 ч. интерналы примерно в полтора раза активнее, т.е. те-ледень, как правило, заканчивается у них часа на два позже.).
Телепросмотр (будни) (Данные на графике приведены в % от численности каждой группы.)
III. Интерналы не склонны заранее планировать ТВ-просмотр, они включают телевизор тогда, когда для этого есть свободное от других дел время. Они более позитивно оценивают исполнение телевидением общественно важных функций, а также значительно чаще ожидают от телепросмотра возможности "расслабиться и отдохнуть", приятно провести время: 40% против 29% – у экстерналов.
Отношение к планированию телепросмотра
|
Все |
Группы по уверенности в своих силах |
экстерналы |
интерналы |
Планируют заранее |
47 |
54 |
35 |
Не планируют заранее |
43 |
38 |
55 |
|
Итак, стремление ориентироваться на себя, свои силы или же на внешний контекст в существенной степени влияет на то, какие представления формируются у людей относительно функций телевидения и его роли в их собственной жизни. Можно предположить, что у разных типологических групп, выделенных по параметру локуса контроля, также различаются и система потребности относительно телепросмотра.
Структура предпочтений телевизионных жанров
Значимость параметра локус контроля подтверждается и при анализе жанровых предпочтений: структура приоритетов для каждой из групп варьируется в зависимости от стремления чаще или реже смотреть передачи определенного жанра. В приведенной ниже таблице сравнивается, какие жанры телепередач предпочитает та или иная группа – экстерналы, "середняки" и интерналы.
Жанровые предпочтения (Таблица конструировалась на основании анализа двух вопросов: "Какими жанрами телепередач Вы безусловно интересуетесь" и "Какими жанрами телепередач Вы безусловно не интересуетесь". В каж-дой клеточке приведена доля ответивших утвердительно (интересуюсь) от общей, суммарной численно-сти интересующихся и неинтересующихся - отдельно среди экстерналов, "середняков" и интерналов. То есть цифра 95% в клеточке "Старые отечественные фильмы" / "Экстерналы" означает, что из 100% экс-терналов, выбиравших "Старые отечественные фильмы", 95% интересуются ими, а 5% - не интересуются.)
|
Все |
Группы по уверенности в своих силах |
экстерналы |
"середняки" |
интерналы |
Старые отечественные фильмы |
91 |
95 |
90 |
88 |
Передачи о повседневной жизни россиян |
73 |
80 |
73 |
65 |
Передачи о культуре и искусстве |
59 |
62 |
58 |
55 |
Детские передачи |
56 |
60 |
56 |
50 |
Телеигры, викторины, юмористические передачи |
73 |
68 |
77 |
71 |
Лиричные кинофильмы, мелодрамы |
60 |
62 |
63 |
52 |
Современные отечественные фильмы |
85 |
79 |
87 |
88 |
Обучающие, познавательные, развивающие передачи |
75 |
69 |
76 |
81 |
Передачи о спорте, спортивные соревнования |
61 |
58 |
57 |
70 |
Современная музыка |
54 |
33 |
59 |
71 |
Передачи о криминальных событиях, скандалах |
52 |
49 |
51 |
59 |
Зарубежные фильмы |
49 |
34 |
55 |
60 |
Остросюжетные фильмы – боевики, детективы, триллеры |
35 |
22 |
36 |
51 |
|
Обратим внимание на значимую разницу показателей максимально и минимально заинтересованных в данном жанре групп респондентов.
Группа респондентов, выделенная по признаку наибольшей уверенности в своих силах (интерналы), более склонна выбирать "активные" и "экстремальные" жанры: "передачи о спорте", "передачи о криминальных событиях", "остросюжетные боевики". Вторую часть их предпочтений можно обозначить как современное развлекательное искусство. К ней относятся "современные отечественные фильмы", "зарубежные фильмы", "современная музыка". Для интерналов, таким образом, в их общении с телевидением необходим приблизительно тот же ритм телевизионной картинки, какой присущ их же повседневной жизни, но с другой стороны, им требуется переключение внимания на иные темы, проблемы, сферы жизни.
Группа респондентов, выделенная по признаку наименьшей уверенности в своих силах (экстерналы), заметно чаще предпочитает смотреть, с одной стороны, "старые отечественные фильмы", "передачи о культуре и искусстве", "детские передачи", а с другой стороны – "передачи о жизни россиян". Они ищут в телевизоре собственную идентичность и объяснительные схемы для определения жизненной ситуации, а одна из ведущих задач телеотдыха для них – снятие стресса.
Особняком стоит группа "середняков", ориентированных отчасти на собственные силы, а отчасти – на внешний контекст. В сравнении с другими респондентами, "середняки" чаще выказывают увлеченность "телеиграми, викторинами, юмористическими передачами", а также "лиричными кинофильмами, мелодрамами". По всем другим жанрам эта группа занимает промежуточное положение между экстерналами и интерналами. Можно сказать, что они ориентированы на удачу, а не на успех, и телевидение подкрепляет эту ориентацию.
Для того чтобы более четко выделить жанровые предпочтения респондентов, весь спектр наименований был проанализирован с помощью факторного анализа (метод главных компонент). Суть этого подхода заключается в том, чтобы выделить наиболее устойчивые сочетания жанровых приоритетов, которые к тому же были бы четко отграничены друг от друга. То есть если респондент выбирает жанр "передачи о криминальных событиях", то мы с высокой степенью уверенности предполагаем, что он также выберет "остросюжетные фильмы", "современную музыку" и т. д., и невелика вероятность, что он назовет привлекательными для себя "старые отечественные фильмы".
Итак, первый фактор можно определить как "развивающе-познавательный". В него входят:
- обучающие, познавательные, развивающие передачи;
- классическая музыка;
- передачи о культуре и искусстве;
- детские передачи.
Второй фактор можно охарактеризовать как "экстремально-развлекательный". В него вошли:
- передачи о криминальных событиях, скандалах;
- остросюжетные фильмы – боевики, детективы, триллеры;
- современная музыка;
- передачи о спорте, спортивные соревнования;
- зарубежные фильмы.
Третий фактор условно можно назвать "житейским", в котором, тем не менее, также присутствует развлекательная компонента. Его образовали:
- телеигры, викторины, юмористические передачи
- лиричные кинофильмы, мелодрамы
- ток-шоу на житейские темы
- передачи о повседневной жизни россиян
- передачи о товарах, услугах, полезные советы
Четвертый фактор – "фильмы". Эта группа предпочтений наиболее однородна, поскольку объединяет в себе:
- старые отечественные фильмы;
- серьезные кинофильмы, киноклассику;
- современные отечественные фильмы.
Последняя группа приоритетов, пятый фактор – "информационно-аналитический". Это:
- новостные программы, информация о последних событиях;
- дискуссии на общественно-политические темы.
Предпочтение тех или иных жанров связано с представлениями о функциях, которые, с точки зрения респондентов, призвано выполнять телевидение в обществе. Одновременное изучение этих двух параметров восприятия телевидения позволило нам сопоставить, как соотносится реальный ТВ-просмотр, предпочтение тех или иных передач с ожиданиями и запросами людей.
Функции телевидения в системе потребностей россиян
Респондентам предложили рассортировать перечень некоторых функций телевидения, которые оно призвано выполнять в обществе, по критерию: "Сегодняшнее телевидение помогает или не помогает ...", и далее были перечислены функции, связанные с системой потребностей людей. Как уже говорилось, интерналы в целом более положительно оценивают роль современного телевидения в обществе. Но помимо простых распределений, был проведен факторный анализ, задачей которого было выявление независимых, непересекающихся комплексов потребностей россиян применительно к телепросмотру. Если говорить точнее, то эти потребности – суть предписываемые задачи, вменяемые людьми телевидению. В результате образовались четыре фактора, четыре группы установок.
Первый фактор (самый сильный, объясняющий наибольшее количество ответов) можно назвать "необходимость понимания макро-контекста". В эту группу вошли следующие номинации:
- понимать законы страны и то, как их применять;
- понимать актуальные проблемы страны и общества;
- ориентироваться в текущих событиях в нашей стране;
- понимать действия политиков и государственных деятелей.
Второй фактор объединяет номинации, характеризующие потребность людей в "выстраивании личных жизненных стратегий":
- понимать, как жить, как строить свою жизнь;
- представлять перспективы страны на будущее;
- понимать себя, понимать других людей;
- узнавать о людях, с которых можно брать пример.
Третий фактор соотносится с "необходимостью в релаксации и отдыхе". В него вошли следующие "досуговые" задачи:
- расслабиться, отдохнуть, приятно провести время;
- забыть о повседневности, тревогах и проблемах;
- расширять кругозор, развивать свой ум.
Четвертый фактор объединяет в себе номинации, характеризующие "необходимость в соотнесении себя с другими людьми":
- понимать, как живут люди в других регионах страны;
- понимать жизнь людей в других странах;
- понимать себя, понимать других людей.
Для обобщения сказанного в этом разделе, да и в целом в этой главе, мы предлагаем типологию телевизионных предпочтений, телевизионных потребностей респондентов.
Гипотеза о характере связи локуса контроля и функций ТВ-просмотра. Типология предпочтений / потребностей
В основание типологии положены два параметра. Во-первых, это локус контроля – стремление человека в своей деятельности ориентироваться на собственные силы или же на внешние условия (по этому признаку совокупность опрошенных была классифицирована на интерналов, "середняков" и экстерналов). Во-вторых, это базовые функции телевидения в обыденной жизни людей – досуговое времяпрепровождение, отдых и развлечение, а также распространение, предоставление информации.
На пересечении этих двух оснований возникают типы потребностей людей, варьирующиеся в зависимости от личных склонностей человека и от типа ТВ-функции.
I. Интерналы. Судя по данным исследования, для уверенных в себе людей функция информирования существенно чаще оборачивается потребностью в личностном развитии. Эти люди чаще говорят о желании расширить свой кругозор, развивать ум, узнавать, как живут люди в других странах; их интересуют обучающие, познавательные передачи. Это – желание не отстать от темпа жизни и одновременно отдохнуть от этой гонки, переключиться на иные темы, пусть непосредственно не связанные с их жизнью и проблемами, но способными занять их ум и внимание.
Вторая потребность – отдых и развлечение. Они чаще всего говорят о своем желании смотреть спортивные программы, слушать современную музыку, смотреть остросюжетные фильмы – как зарубежные, так и современные отечественные.
II. "Середняки". Напомним, что этот тип респондентов занимает промежуточную позицию по параметру "локус контроля". Функция информирования применительно к этой типологической группе воплощена в потребности понимать житейские практики, понимать контекст, непосредственно связанный с их жизнью и виляющий на нее. Эти люди ориентированы на то, чтобы понимать себя и других людей, представлять себе будущее и понимать, как строить свою жизнь.
С другой стороны, им необходимы переживания, которые помогали бы компенсировать возникающую в их жизни эмоциональную депривацию. Недаром эти люди чаще говорят о своем интересе к лиричным кинофильмам, сериалам.
Не менее показателен их интерес к телеиграм, викторинам, им интересны передачи о повседневной жизни россиян, а также передачи о товарах, услугах, полезные советы. То есть от телевизора они ожидают, с одной стороны, того, что помогало бы им ориентироваться в жизни и компенсировало их недостаточную самостоятельность, недостаток социальных ресурсов, а с другой стороны, снимало бы эмоциональный стресс от постоянной необходимости адаптироваться к жизни.
III. Экстерналы. Эти люди в современную эпоху оказались перед сложной проблемой ресоциализации – необходимости вписаться в изменившуюся социальную и культурную ситуацию при острой нехватке адаптационных ресурсов. Для них актуальна потребность ориентироваться в текущих событиях, понимать актуальные проблемы страны, понимать действия политиков. То есть от телевидения они чаще всего ожидают прояснения макро-контекста жизни, хотя кроме этого они ищут в ТВ-вещании того, что соотносилось бы и с их жизнью (существенно чаще, чем респонденты из других групп, они говорили о потребности в передачах о повседневной жизни россиян).
Расслабиться и отдохнуть им позволяют в первую очередь старые отечественные фильмы советского времени, передачи о культуре и искусстве. Им интересны детские передачи. Это указывает на актуализированную потребность в эскапизме – смягчении ситуации кризиса и бессилия, тревожности и неопределенности, неуверенности в своих силах.
Предложенная типология представляет собой идеально-типическую конструкцию. Поэтому стоит проверить, насколько метод годится для этой задачи и дает ли он устойчивый результат. Вместе с тем, полученные в ходе исследования данные вполне позволяют обосновать эту типологию в качестве гипотезы о характере связи двух параметров – локуса контроля и обыденных функций ТВ-просмотра.
Таким образом, исследование позволило вычленить основные функции телевидения, как их представляют себе россияне, и определить дифференциацию аудиторий по этим основным функциям. Таких функций четыре. В порядке убывания значимости это потребность в понимании макро-контекста; выстраивание жизненных стратегий, релаксация и отдых; соотнесение себя с другими людьми. Эти функции могут реализовываться в самых разных тележанрах.
Слаборесурсные группы (неадаптированные, менее образованные, живущие в малых городах или селах), которые проявляют себя как экстерналы, т. е. люди, рассчитывающие на других или на счастливый случай, ждут, в первую очередь, что телевидение поможет им прояснить макро-контекст жизни. Во вторую очередь – это потребность определить положение таких, как они, людеq, а значит, и свое собственное в этом макро-контексте. Иными словами, им нужны объяснительные схемы (как устроена жизнь) и идентичность. Невозможность удовлетворить эти потребности приводит к эскапизму – уходу, опять же с помощью телевидения, от тревожной и непонятной действительности.
"Середняки" – промежуточная между экстерналами и интерналами группа, хотели бы с помощью телевидения осваивать конкретные житейские практики, т. е. получить ответ на вопросы: как добиться успеха в новой жизни, как научиться понимать других людей, что можно планировать на будущее, и вообще, как строить жизнь. Именно этот тип телезрителей ориентирован на жанр телешоу – в этом проявляется их установка на удачу, а не на успех.
Успех – это цель интерналов, высокоресурсных групп (более молодых, образованных, живущих в крупных городах), для которых значимыми оказались две функции телевидения: первая – личностное развитие, вторая – релаксация.
|