Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/smi_pol/dd040824




Предвыборное выступление В. Путина: приоритеты политики

26.02.2004 [отчет] [ Опрос населения ]






1. Опрос населения
2. Опрос экспертов
3. Электронная фокус-группа
4. Приложение. Таблицы

 


На прошлой неделе президент России Владимир Путин выступил перед своими доверенными лицами, которые представляют его в ходе избирательной кампании. Это выступление было замечено большинством россиян. Как свидетельствуют данные проведенного ФОМ в минувшие выходные всероссийского опроса, 32% респондентов знают про выступление президента, еще 22% что-то о нем слышали. Однако почти половина наших сограждан (46%) узнали об этом от интервьюера.

Большинству из тех, кто знает о выступлении (т.е., по-видимому, слышал его либо целиком, либо отрывками в новостных передачах, либо в изложении журналистов), оно понравилось (32%). Оценивших его скептически совсем немного – только 6%. Еще 15% затруднились с ответом.

Больше всего понравилась путинская речь сторонникам 'Единой России' (44%) и блока 'Родина' (39%). Меньше всего одобрения выступление главы государства вызвало у приверженцев КПРФ – 15% из них высказались о нем критически.

На вопрос, помогло ли выступление В. Путина лучше понять его взгляды и намерения, 26% опрошенных (т.е. половина в той или иной мере осведомленных о данном выступлении) дали утвердительный ответ. Для 12% россиян речь президента ничего в этом отношении не прояснила (интересно, что половина респондентов, давших такой ответ, по всей видимости, все же остались ей довольны). 15% по-прежнему затруднились с ответом.

Граждан спросили, в каких сферах, по их мнению, произошли наиболее ощутимые сдвиги к лучшему за то время, что В. Путин руководит страной (Респонденты должны были выбрать не более трех ответов их числа перечисленных на карточке позиций, воспроизводящих основные тезисы 'отчетной' части выступления В. Путина - о результатах работы за четыре года.). Полученные ответы можно разделить на несколько категорий. Во-первых, речь шла о позитивной макроэкономической динамике. Люди сравнительно часто говорили об экономическом росте (17%), о росте темпов производства (9%), повышении золотовалютных запасов ЦБ (9%). Кроме того, многие отмечали некоторую экономическую стабилизацию: снижение темпов инфляции (11%) и стабилизация курса рубля (19%). О росте реальных зарплат и пенсий упомянули лишь 9%. Наконец, в-третьих, значимые сдвиги, с точки зрения многих участников опроса, произошли в деле укрепления порядка и государственности (укрепление властных институтов – 11%, армии, правоохранительных и других силовых структур – 12%). Другие предложенные позиции остались практически без внимания.

Можно отметить, что приверженцы либеральных партий (СПС и 'Яблока') несколько чаще остальных упоминали экономические достижения, в том числе – почти совсем обойденные вниманием в других электоральных группах. Так, например, 14% либералов вспомнили про сокращение безработицы.

Интересно проходили дискуссии на фокус-группах. Респонденты оценивали выступление президента весьма положительно:
  • 'Модератор: А кто видел? Вы видели, да?
1-й участник: Да. Ну, правильно так изложил свою концепцию.

Модератор: Какое впечатление на Вас это произвело?

1-й участник: Очень хорошее впечатление.

Модератор: Хорошее?

1-й участник: Да.

2-й участник: Да. ...он отчитывался. Это я видела.

1-й участник: За период, за пройденный период, плюс сказал – какие плюсы, какие минусы у нас. Ну, достаточно лаконично изложил свою программу.

Модератор: А Вам как?

2-й участник: Я глубоко этого человека уважаю, глубоко.

Модератор: Ну, так встреча – мало ли, может быть, Вы уважаете человека, но Вам показалось, что что-то не так.

2-й участник: А что встреча? Нет, я его слушала.

Модератор: Общие впечатления как обо всем этом? Слов нет?

2-й участник: Хорошее, положительное.

Модератор: Хорошее, положительное?

2-й участник: Безусловно. Все конкретно, все' (ДФГ, Москва).

Деятельности В. Путина на посту президента участники дискуссий также давали позитивную оценку:
  • 'Модератор: Смотрите, в своем выступлении – вот по поводу того, что вы говорите, – в своем выступлении он говорил о том, что ему удалось сделать за то время, пока он на посту президента. Вот как именно к этой части выступления вы относитесь, какое у вас впечатление от нее осталось?
Участник ДФГ: По сравнению с тем, что было, и то, что сейчас, на сегодняшний день – конечно, у меня позитивное впечатление о его работе' (ДФГ, Москва).

Однако по поводу каждого конкретного направления политики респонденты выражали немалые сомнения:
  • 'Модератор: Вот он говорил о том, что достигнуто снижение уровня инфляции. Это уже ко всем вопрос. Все с этим согласны или нет? Или кому-то кажется, что это не так? Инфляция: за время его президентства она снизилась или нет, по вашим ощущениям?
1-й участник: Но она снизилась, а цены-то выросли, понимаете.

2-й участник: Темпы роста, темпы инфляции снизились.

Модератор: А Вам как кажется?

3-й участник: Но все равно был недавно скачок.

1-й участник: А цены, вы посмотрите, что с ценами делается!

2-й участник: Да, скачок.

1-й участник: Поэтому, собственно, одно, другое... Это даже еще страшнее – то, что с ценами происходит' (ДФГ, Москва).
  • 'Модератор: Вот следующая его была деятельность – это снижение уровня безработицы. То, что за время его президентства уровень безработицы, он снизился. Вы с этим согласны или нет?
1-й участник: Нет.

...

3-й участник: А безработных нельзя подсчитать. Дело в том, что если брать статистику центров занятости, бирж – это одно, а извините, а те, кто не стоят на бирже, – это совершенно другое. И через одного – безработные. А он не является безработным официально' (ДФГ, Москва).
  • 'Модератор: Следующее. Он говорил, что – вот это то, о чем Вы, Юля, говорили, – что количество бедных людей, оно снизилось. Это из его выступления – что количество бедных людей с доходами ниже прожиточного минимума, оно снижается. Вы согласны с этим? Что вы об этом думаете?
1-й участник: Нет.

2-й участник: Нет.

Модератор: Почему нет?

1-й участник: Оно не может снижаться, потому что у нас население стареющее. С каждым днем становится пенсионеров все больше и больше. Как оно может снижаться?' (ДФГ, Москва).

Таким образом, россияне в общем дают деятельности В. Путина положительные оценки, но основные направления политики, проводимой под его руководством, их при этом не вполне удовлетворяют.

Далее участников опроса попросили отметить наиболее важные из целей государственной политики, которые В. Путин в своем выступлении назвал приоритетными. Как и следовало ожидать, чаще всего упоминалось повышение качества жизни людей (64%). Среди других вариантов ответа наиболее популярными оказались: реформа здравоохранения (30%), реформа системы образования (21%), повышение темпов экономического роста, эффективное противодействие терроризму (18%), административная реформа, т.е. сокращение функций госаппарата, уменьшение числа чиновников (10%) и защита демократических прав и свобод граждан (10%).

Гражданам предложили, воспользовавшись тем же списком целей, обозначенных президентом, оценить, какие из них считает первоочередными сам В. Путин. После этого респондентов попросили дать прогноз, в каких из этих сфер президент достигнет наивысших результатов и в каких, наоборот, ему добиться успехов не удастся (В каждом случае респондентам предлагалось выбрать не более трех ответов.).

  Какие цели Вы считаете наиболее важными? Какие цели Путин считает первоочередными? В каких сферах удастся достичь успехов? В каких сферах неудастся достичь успехов?

Повышение качества жизни людей

64 30 13 16

Повышение темпов роста экономики

22 22 17 5

Интеграция России в мировую экономику

4 13 10 4

Административная реформа (сокращение функций госаппарата, снижение числа чиновников)

10 5 5 10

Реформа здравоохранения

30 6 5 9

Реформа образования

21 6 6 6

Защита демократических прав и свобод граждан

10 6 4 5

Эффективное противодействие терроризму

18 22 7 17

Затрудняюсь ответить

16 41 51 49


Итак, три наиболее приоритетные, с точки зрения россиян, задачи национальной политики – это повышение качества жизни и реформы здравоохранения и образования, т. е. обеспечение социальных гарантий. При этом респонденты не слишком рассчитывают на то, что у президента те же приоритеты. Так, 30% наших сограждан считают реформу здравоохранения важнейшей целью государственной политики, и лишь 6% полагают, что так же думает В. Путин. Шансы на успешную реализацию этих целей россияне оценивают более чем осторожно.

Участникам опроса представляется, что Владимир Владимирович ориентируется прежде всего на общее увеличение темпов экономического роста (22%), борьбу с терроризмом (22%) и на интеграцию России в мировую экономику (13%). Интересно, что данные задачи представляются россиянам несколько менее значимыми, нежели, скажем, социальная защита. Вероятность же успешной реализации этих целей россияне также оценивают скептически. Особенно это заметно в случае борьбы против терроризма: только 7% опрошенных считают, что в этой области деятельность президента окажется наиболее результативной, и 17% – что здесь его постигнет неудача.

В остальных случаях россияне связывают успешность решения тех или иных вопросов с заинтересованностью в этом действующего президента: по их мнению, чем приоритетней является та или иная задача для В. Путина, тем успешней она будет решаться на практике.

Итак, ответы респондентов на три вышеозначенных вопроса позволяют заключить, что в представлении многих россиян власть ставит во главу угла не совсем те задачи, которые являются приоритетными для населения. Кроме того, лишь относительно небольшая часть граждан верит, что политика нынешнего президента по наиболее насущным для граждан проблемам будет достаточно эффективной.

С другой стороны, на более абстрактный вопрос – удастся ли В. Путину реализовать основные идеи, обозначенные в его программном выступлении? – половина респондентов (48%) ответили утвердительно и лишь 22% – отрицательно. Таким образом, когда речь заходит о конкретных политических, социальных и экономических проблемах, сравнительно немногие выражают надежду на их эффективное решение, но 'вообще' президент воспринимается как вполне успешный политик, с которым связываются надежды на позитивные перемены.

Весьма знаменательно, что 41% опрошенных затруднились оценить политические приоритеты Владимира Путина после четырех лет его президентства. На фоне более чем благожелательного отношения к президенту и одобрения его политики в целом это выглядит весьма странно. Похоже, отнюдь не все россияне готовы и сегодня дать ответ на вопрос четырехлетней давности: 'who is mister Putin?'. Но в условиях относительной экономической и политической стабильности далеко не всем это так уж интересно.

Еще раз подчеркнем, что россияне мало верят в то, что в самых значимых для них вопросах – как социальных, так и политических – будет осуществлен некий прорыв. Наиболее пессимистично шансы на успешное решение социальных вопросов нынешним президентом оценивают сторонники КПРФ.

Исключением из правил стали две позиции: повышение темпов экономического роста (17% считают, что Путин этого добьется, и лишь 5% – что нет) и интеграция России в мировую экономическую систему (последняя цель лишь немногими россиянами была сочтена приоритетной). Иными словами, определенных экономических успехов от В. Путина ждут значительно чаще, чем социальных гарантий и общественной безопасности.

Участники фокус-групп явно не рассчитывают на особые достижения в социальной области:
  • 'Модератор: Вы говорили про социальную сферу – как вам кажется, что реально будет сделано в социальной сфере, если Путин дальше останется у власти, какие изменения произойдут? На что вы рассчитываете? Или ни на что не рассчитываете?
1-й участник: Особых изменений не жду.

Модератор: Не будет?

1-й участник: Нет. Попытки, может быть, и будут.

2-й участник: Вот учителям, может быть, поднимется зарплата, и повысится уровень жизни.

Модератор: Вам кажется, что это реально?

2-й участник: Я думаю, да. Да, реально.

Модератор: Может это быть или нет?

3-й участник: Мне кажется, это нереально' (ДФГ, Москва).

Да и вообще особых надежд на радикальные перемены к лучшему в жизни страны большинство участников дискуссий не питают:
  • 'Модератор: Какой, на ваш взгляд, будет Россия через четыре года?
1-й участник: Такой же и будет.

2-й участник: Примерно так же все и останется.

3-й участник: Лишь бы не было войны.

4-й участник: С Чечней чтобы он решил проблему – хотя бы что-то сделал, чтобы не было страшно.

1-й участник: Армия разваливается.

5-й участник: С Чечней ничего он не сделает – другого человека нужно.


2-й участник: Каждый будет, помимо бюджета, зарабатывать себе на пропитание. Каждый день охотиться на деньги.

4-й участник: Хотя бы вопрос с Чечней он решил, потому что страшно жить. У меня приятельница в Москве, она говорит: страшно выходить вообще на улицу, садиться в транспорт. Все очень напуганы. Как можно жить в такой стране, где каждый день убивают? Это главное, что он должен сделать.

1-й участник: Все будет так же' (ДФГ, Новосибирск).

Парадоксальность настроений россиян, выражающих недовольство политикой президента и при этом поддерживающих его, подчеркнул один из респондентов, участвовавший в дискуссии в Новосибирске:
  • 'Опрос показывает, что 70% будут голосовать за Путина. То есть из десяти здесь сидящих семеро пойдут за Путина, может, шестеро. Но каждый по отдельности ругает его экономическую политику, социальную политику, не видят перспектив. Никто не похвалил и не сказал: молодец Путин. Этот для меня парадокс непонятен, и мне бы хотелось, чтобы вы это раскрыли как-то. Как же так? Ругают – и все равно идут за него – я этого не понимаю' (ДФГ, Новосибирск).
Большинство россиян знают (44%) или что-то слышали (18%) об отказе В. Путина от участия в теледебатах. Самыми осведомленными оказались приверженцы КПРФ (59% знают, 15% – что-то слышали), блока 'Родина' (56% и 18% соответственно) и правых партий (54% и 17%). Сторонники пропрезидентской 'Единой России' оказались чуть менее информированными.

Большинство россиян одобряют этот шаг президента. Ответы на вопрос: 'Как Вы считаете, правильно или неправильно поступил В. Путин, отказавшись от участия в телевизионных дебатах с другими кандидатами?' – распределились следующим образом:

  Все Проголосовали на выборах в Госдуму за... Не участвовали в выборах
'Единую Россию' КПРФ ЛДПР 'Родину' СПС или 'Яблоко'

Правильно

55 64 44 61 54 50 54

Неправильно

23 16 36 23 33 30 21

Затр. ответить

23 19 20 15 13 20 25


Особое понимание в этом вопросе В. Путин нашел среди сторонников партии власти и либеральных демократов. Но даже приверженцы коммунистов чаще соглашались с целесообразностью отказа от дебатов, чем оценивали это решение как неправильное.

В свете того, что, как было показано выше, 41% опрошенных не смогли выделить ни одного направления политики, приоритетного для самого В.Путина, а половина – не сумела назвать ни одной конкретной сферы, в которой действующего президента ожидает удача либо, напротив, неудача, такое одобрение решения главы государства об отказе от участия в дебатах выглядит симптоматично. Очевидно, весьма значительная часть российских граждан не испытывает особого желания вникать в логику политического курса и систему приоритетов популярного президента, предпочитая делегировать ему всю полноту ответственности за судьбу страны.


 
1. Опрос населения
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ СОСТОЯЛОСЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ В.ПУТИНА ПЕРЕД ДОВЕРЕННЫМИ ЛИЦАМИ?
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ В.ПУТИНА ПЕРЕД ДОВЕРЕННЫМИ ЛИЦАМИ? (Ответы заявивших, что им известно о выступлении В.Путина.)
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫСТУПЛЕНИЕ В.ПУТИНА ПЕРЕД ДОВЕРЕННЫМИ ЛИЦАМИ ПОМОГЛО ИЛИ НЕ ПОМОГЛО ВАМ ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ ЕГО ВЗГЛЯДЫ И НАМЕРЕНИЯ? (Ответы заявивших, что им известно о выступлении В.Путина.)
В СВОЕМ ВЫСТУПЛЕНИИ ПЕРЕД ДОВЕРЕННЫМИ ЛИЦАМИ В.ПУТИН ПЕРЕЧИСЛИЛ СФЕРЫ, В КОТОРЫХ, ПО ЕГО ОЦЕНКЕ, ЗА ПОСЛЕДНИЕ ЧЕТЫРЕ ГОДА ПРОИЗОШЛИ ВАЖНЫЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. А НА ВАШ ВЗГЛЯД, В КАКИХ СФЕРАХ ПРОИЗОШЛИ ИЗМЕНЕНИЯ? (Карточка, не более трех ответов.)
ТАКЖЕ В СВОЕМ ВЫСТУПЛЕНИИ ПЕРЕД ДОВЕРЕННЫМИ ЛИЦАМИ В. ПУТИН ОБОЗНАЧИЛ НЕСКОЛЬКО ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА БУДУЩЕЕ. КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМИ? / КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ САМ В. ПУТИН СЧИТАЕТ ПЕРВООЧЕРЕДНЫМИ? (Карточка, не более трех ответов.)
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, УДАСТСЯ ИЛИ НЕ УДАСТСЯ В. ПУТИНУ ОСУЩЕСТВИТЬ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, ОБОЗНАЧЕННЫЕ В ПРОГРАММНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ?
НА ВАШ ВЗГЛЯД, В КАКИХ ИЗ ЭТИХ СФЕР В.ПУТИНУ УДАСТСЯ ДОСТИЧЬ НАИБОЛЬШИХ УСПЕХОВ / НЕ УДАСТСЯ ДОСТИЧЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ УСПЕХОВ? (Карточка, не более трех ответов.)
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 21-22 февраля 2004 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


 
2. Опрос экспертов
ВОПРОС: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ СОСТОЯЛОСЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ В. ПУТИНА ПЕРЕД ДОВЕРЕННЫМИ ЛИЦАМИ?
ВОПРОС: ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ В. ПУТИНА ПЕРЕД ДОВЕРЕННЫМИ ЛИЦАМИ?
ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫСТУПЛЕНИЕ В. ПУТИНА ПЕРЕД ДОВЕРЕННЫМИ ЛИЦАМИ ПОМОГЛО ИЛИ НЕ ПОМОГЛО ВАМ ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ ЕГО ВЗГЛЯДЫ И НАМЕРЕНИЯ?
ВОПРОС: В СВОЕМ ВЫСТУПЛЕНИИ ПЕРЕД ДОВЕРЕННЫМИ ЛИЦАМИ В. ПУТИН ПЕРЕЧИСЛИЛ СФЕРЫ, В КОТОРЫХ, ПО ЕГО ОЦЕНКЕ, ЗА ПОСЛЕДНИЕ ЧЕТЫРЕ ГОДА ПРОИЗОШЛИ ВАЖНЫЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СФЕРЫ, В КОТОРЫХ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПРОИЗОШЛИ НАИБОЛЕЕ ЗАМЕТНЫЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. (СПИСОК ВАРИАНТОВ, ЛЮБОЕ ЧИСЛО ОТВЕТОВ. )
ВОПРОС: В СВОЕМ ВЫСТУПЛЕНИИ ПЕРЕД ДОВЕРЕННЫМИ ЛИЦАМИ В. ПУТИН ОБОЗНАЧИЛ НЕСКОЛЬКО ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА БУДУЩЕЕ. КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМИ? / КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ САМ В. ПУТИН СЧИТАЕТ ПЕРВООЧЕРЕДНЫМИ? (СПИСОК ВАРИАНТОВ, ЛЮБОЕ ЧИСЛО ОТВЕТОВ. )
ВОПРОС: КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, УДАСТСЯ ИЛИ НЕ УДАСТСЯ В. ПУТИНУ ОСУЩЕСТВИТЬ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, ОБОЗНАЧЕННЫЕ В ПРОГРАММНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ?
ВОПРОС: НА ВАШ ВЗГЛЯД, В КАКИХ ИЗ ЭТИХ СФЕРАХ В. ПУТИНУ УДАСТСЯ ДОСТИЧЬ НАИБОЛЬШИХ УСПЕХОВ / НЕ УДАСТСЯ ДОСТИЧЬ УСПЕХОВ? (СПИСОК ВАРИАНТОВ, ЛЮБОЕ ЧИСЛО ОТВЕТОВ.)
Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 17-19 февраляя 2004 г. 130 экспертов.


 
3. Электронная фокус-группа

Эпизод

Содержание эпизода

Доверие, оценка / сила колебаний

Средняя оценка

6 (1798)

О задачах на будущее в экономике

2,49/срд

2,5

7 (1799)

О задачах в социальной и политической сферах

2,14/срд

2,1

5 (1797)

О нерешенных проблемах

1,83/срд

1,8

2 (1794)

О сепаратистских процессах в России

1,73/слн

1,7

1 (1793)

О ситуации в стране четыре года назад

1,54/срд

1,5

3 (1795)

Об успехах за четыре года

1,18/слн

1,2

4 (1796)

Об успехах и недостатках в социальной сфере

1,18/слн

1,2



Эпизод № 1 (1793). ОРТ, 'Время', 12.02.04, 21:00. В. Путин (президент РФ):
Добрый день, уважаемые друзья! Прежде всего, хочу поблагодарить всех, кто собрался в этом зале и готов к совместной работе. И, разумеется, я хотел бы сегодня поблагодарить каждого, кто готов поддержать меня на предстоящих выборах президента Российской Федерации. Мне часто задают вопрос – буду ли я проводить избирательную кампанию, и если буду, то как. Уверен, что действующему главе государства не следует заниматься собственной рекламой – надо было делать это в течение четырех лет, – митинговать, сочинять всякие красивые сказки: красивые, но далекие от нашей реальной жизни. Вместе с тем, считаю, что я просто обязан отчитаться перед моими избирателями и всей страной за то, что было сделано в течение последних четырех лет, и доложить людям о том, что намерен сделать в период ближайших четырех лет, если 14-го марта граждане России окажут мне доверие. Именно об этом – о проделанной работе и планах на будущее – я хотел бы сегодня поговорить.

Деструктивные процессы разложения государственности при развале Советского Союза перекинулись – и это можно, необходимо было предвидеть – на саму Российскую Федерацию. Политические спекуляции на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ привели тогда к очень тяжелым последствиям. За чертой бедности оказалась фактически треть населения страны. При этом массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье всех денежных вкладов и всех своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства. Ситуация усугублялась тем, что к этому времени Россия в значительной степени утратила самостоятельные позиции на внешней арене. Не менее драматично развивалась ситуация и во внутриполитической сфере. Дело дошло до того, что отдельные регионы фактически оказались вне единой правовой и финансово-фискальной системы государства: перестали отчислять налоги в федеральный бюджет, требовали создания так называемых 'собственных золотовалютных резервов', собственных энергетических, таможенных систем и региональных денежных единиц. Результат – экономическое неравенство регионов, как следствие – экономическое неравенство граждан. И это становилось нормой.

Эпизод № 2 (1794). ОРТ, 'Время', 12.02.04, 21:00. В. Путин:
Сепаратистские процессы, вызревавшие в России в течение нескольких лет, не получали адекватного ответа со стороны власти, но были активно поддержаны международными экстремистскими организациями и, в конечном итоге, выродились на Северном Кавказе в наиболее опасную форму – терроризм. Речь здесь, в первую очередь, конечно, о Чечне. После подписания Хасавюртовских соглашений, в результате которых были брошены на произвол судьбы и сама Чечня, и весь чеченский народ, кому-то могло показаться, что кошмар гражданской войны закончился. Не тут-то было. Чувствуя нашу слабость, понимая всю расхлябанность власти и удручающее моральное состояние общества, летом 99 года многочисленные банды международных террористов пошли, как и следовало ожидать, дальше. Они обнаглели настолько, что совершили открытое нападение на Дагестан – по сути, совершили агрессию с целью отторжения от России и вовлечения в зону своего криминального влияния дополнительных наших территорий. Насколько это было опасно для Кавказа, для России в целом, особенно с учетом компактного расселения, традиционного компактного расселения народов юга России и некоторых прилегающих к югу России территорий, объяснять, думаю, не надо. Достаточно посмотреть на трагедию распада Югославии, чтобы сделать все необходимые выводы. Замечу, что Россия всегда была весьма сложным государственным образованием, требовала к себе бережного, я бы сказал, профессионального отношения. Но, к сожалению, к концу 90-х годов, и это нужно признать, она под ударом всех вышеперечисленных негативных факторов стала утрачивать основные признаки единого государства. Это то, с чем мы столкнулись, и то, в каких условиях нам необходимо было одновременно решать и острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые долгосрочные тенденции роста. Власть фактически постоянно должна была разгребать текущие завалы, защищать целостность страны в борьбе с сепаратизмом и международным терроризмом и при этом закладывать основы нашего будущего.

Мы также обязаны вспомнить и сохранить в нашей памяти тех, кто в условиях практической неготовности государства к обеспечению безопасности своих граждан и защите своей собственной территориальной целостности до конца выполнил свой долг перед родиной, выполнил, как это, к сожалению, не раз бывало в истории нашей страны, ценой собственной жизни.

Эпизод № 3 (1795). ОРТ, 'Время', 12.02.04, 21:00. В. Путин:
С тех пор прошло четыре года – четыре года напряженной и непростой работы. Конечно, хотелось бы добиться большего, чем те результаты, которые у нас сегодня есть. Но и сделано все-таки немало. Прежде всего, в стране восстановлен конституционный правопорядок, укреплена, а по сути – отстроена заново вертикаль федеральной исполнительной власти. Российский парламент стал профессионально работающим законотворческим органом. Восстановлено единое правовое пространство страны, пресечены опасные процессы деградации государственной власти: ослабление армии, разрушение правоохранительных органов, других силовых структур. Идут кардинальные по своей сути изменения в системе правосудия. Принципиально изменилась и экономическая ситуация. Рост внутреннего валового продукта с 99 года составил почти 30% – 29,9, в три раза упал уровень инфляции. Это значит, что пусть трудно, медленно, но структурные преобразования все-таки начались.

Одним из фундаментальных достижений последних лет считаю обретенную нами финансовую независимость и стабильность курса национальной валюты – рубля. Проблема выплаты внешнего долга практически решена. Только в 2003 году мы выплатили 17 миллиардов долларов, а страна этого даже не почувствовала. Всего за эти годы Россия по внешним долгам вместе с процентами выплатила 50 миллиардов долларов. И в то же время золотовалютные резервы Центрального банка достигли рекордного уровня за всю историю страны, включая ее советский период, – более чем 84 миллиарда долларов. Мы многократно усилили инвестиционную привлекательность России – и прямым подтверждением этого стало присвоение России инвестиционного рейтинга.

Эпизод № 4 (1796). ОРТ, 'Время', 12.02.04, 21:00. В. Путин:
Эти, пока скромные, но все-таки очевидные положительные сдвиги в экономике позволили сделать первые шаги по решению социальных проблем и укреплению жизненного уровня наших граждан. В отдельных отраслях производства и некоторых регионах мы еще сталкиваемся с задержками по заработной плате, но такого общенационального характера, как это было раньше, эта проблема уже не имеет. Забыты хронические невыплаты пенсий и пособий. Четыре раза за три года повышался минимальный размер оплаты труда. В стране как массовое явление исчезли забастовки. Начиная с 2000 года, достигнута положительная динамика всех основных социальных показателей.

Я знаю, правительству не всегда удается предотвращать экономически неоправданный рост цен, но все-таки доходы граждан растут опережающими темпами. Средний размер пенсии в реальном выражении вырос с 99 года почти на 90%. Реально располагаемые доходы населения выросли за этот же период в полтора раза. Последовательно, из года в год растет реальная заработная плата: с 99 года она почти удвоилась. Повторюсь: речь идет о росте реальных доходов. Номинальные, то есть абсолютные показатели, конечно, намного выше. Значительно, почти на треть, сократилась безработица. Число людей с доходами ниже прожиточного минимума у нас пока еще слишком велико, но и оно сократилось на одну треть. Главное, что хотелось бы сегодня выделить, – из нашей жизни уходит неопределенность перспектив, уходит неясность и невозможность строить какие бы то ни было долгосрочные планы. В обществе, наконец, как кажется, преодолен страх перед болезненными последствиями реформы. Однако нельзя забывать и другое: одновременно с этим растут справедливые требования людей к эффективности государственной работы, растут их запросы к уровню и качеству жизни. Хотел бы здесь подчеркнуть: несмотря на весь масштаб перемен, мы лишь создали плацдарм для решительного поворота в экономическом развитии страны, поворота, ведущего к качеству жизни, сопоставимому с развитыми странами, и уже через это к такому авторитету и к такому влиянию России, которые будут достойны и нашей тысячелетней истории, и наших интеллектуальных ресурсов, и наших возможностей для полноценного участия в мировом разделении труда.

Эпизод № 5 (1797). ОРТ, 'Время', 12.02.04, 21:00. В. Путин:
Уважаемые коллеги! Я перечислил то, что нам удалось сделать. Но сделали ли мы все, что могли? Конечно, нет. И можем ли мы быть удовлетворены результатами своей работы? Нет, не можем. Основной целью любых наших действий является повышение качества жизни людей, но кардинальное улучшение наступит лишь тогда, когда наша экономика станет настолько мощной, что не будет критически зависеть ни от внешнеэкономических факторов, ни от результатов очередных выборов в парламент либо на пост главы государства. Между тем, сегодня темпы роста российской экономики высоки, но еще недостаточны. Государственный аппарат – и в смысле его функций, и в части квалификации служащих – малоэффективен. Структура экономики пока не сбалансирована, социальные обязательства все еще не имеют адресного характера. Избыточное присутствие государства в экономике имеет своим следствием и ряд других негативных факторов. Прежде всего – чиновник от имени государства продолжает выполнять множество не заказанных и ненужных налогоплательщику функций: разрешительных, лицензионных, надзорных и прочее, и прочее, и прочее. И следствием этого становится удушение деловой инициативы, мздоимство, злоупотребление властью. Особый вопрос – административный произвол правоохранительной системы. Здесь также сохраняется база для так называемых 'внепроцедурных', то есть не предусмотренных законом действий сотрудников различных органов и служб. Между тем, граждане – это не объект воздействия карательной машины. Государство, включая его силовые структуры, должно прежде всего работать на граждан, защищать, защищать их права, интересы и собственность, не говоря уже о защите их безопасности и самой жизни. ФСБ, МВД, другим силовым структурам надо продолжать вести системную работу по ликвидации террористической сети, и особое внимание необходимо уделять эффективности оперативной работы, выработке тактики, способной предупреждать угрозы терактов.

Эпизод № 6 (1798). ОРТ, 'Время', 12.02.04, 21:00. В. Путин:
Возвращаясь к другим текущим проблемам, должен сказать, что крайне медленно у нас идут преобразования в социальной сфере. Затягивание реформ здравоохранения, образования по-прежнему не позволяет нам в полной мере обеспечить надлежащее качество этих услуг. Существенная часть финансовых потоков этих отраслей остается в тени. Развитой системы медицинского страхования по-прежнему нет, нет конкуренции на рынке медицинских услуг. Что касается образования, то сейчас это самая большая статья расходов госбюджета. Качество у нас высокое, традиционно высокое, но снижается – тоже нужно это признать. Особого внимания требуют, конечно, проблемы жилья. Его отсутствие или плохое качество ведут к целому ряду негативных последствий. Все эти вопросы требуют дальнейшей проработки, и решать их необходимо, не откладывая, в самое ближайшее время. Естественно, вопрос: где же и как искать новые источники роста? Прежде всего – в новых подходах к развитию страны, в консолидации общества и власти, в их большем доверии друг к другу и в совместном поиске решений крупных общенациональных задач. Российская экономика должна твердо занять достойное место на мировых рынках, а для этого нужно, прежде всего, активно развивать свой национальный, внутренний рынок. Надо прекратить разбазаривание национальных природных ресурсов и навести порядок в их использовании, и это необходимо делать на систематизированной правовой базе, через обновление водного, лесного законодательства, актов о недропользовании. Надо довести до конца модернизацию в железнодорожном транспорте, электроэнергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве. Нам, наконец, надо завершить начатую налоговую реформу и прежде всего – решить вопрос о снижении единого социального налога, упростить налоговое администрирование. Необходимо решить задачу полной конвертируемости рубля, тем более что доверие к национальной валюте возрастает.

Эпизод № 7 (1799). ОРТ, 'Время', 12.02.04, 21:00. В. Путин:
Необходимым элементом развития и укрепления финансовой системы должна стать политика стимулирования пенсионных накоплений граждан. У людей уже складывается понимание, что размер пенсии будет, наконец, зависеть от их собственного трудового вклада, и что каждый гражданин имеет возможность управлять своими пенсионными накоплениями. При этом государство должно не только прогарантировать эти сбережения, но и помочь их нарастить. Следовательно, задача состоит в том, чтобы создать механизмы финансового поощрения граждан в пенсионном страховании. Как я уже говорил, наша важнейшая задача – решить жилищную проблему.

Мы обязаны довести до конца и программу наших политических преобразований. В связи с этим хочу подчеркнуть: наши действия в этом направлении будут так же последовательны, как и все, что мы делали для стабилизации в стране в последние годы. Прежде всего, мы реализуем реформу федеративных отношений, мы будем последовательно укреплять нашу политическую систему и на федеральном уровне, и в регионах. Мы должны продолжить работу по формированию полноценного, дееспособного гражданского общества. Особо отмечу: оно немыслимо без подлинно свободных и ответственных средств массовой информации. Еще раз подчеркну: свобода и права граждан – это высшая ценность, которая и определяет смысл и содержание государственной работы.

В заключение хотел бы сказать: события начала 90-х породили у наших людей огромные надежды и ожидания. Жажда перемен привела к фундаментальной и драматической ломке всего, всего нашего уклада жизни. Порой казалось, что череда потрясений вообще никогда не закончится. Сегодня же мы ощущаем: время неопределенности и тревожных ожиданий прошло. Наступил новый период – период работы над созданием условий для перехода к принципиально лучшему качеству жизни. Это задача непростая, она потребует и политической воли, и честного диалога власти и общества в наших постоянных совместных усилиях. Разумеется, спрашивается: справимся ли мы с этой работой? Результаты последних лет дают все основания сказать: да, это в наших силах, и мы сделаем это, сделаем обязательно. Спасибо вам большое за внимание.

Сепаратистские процессы, вызревавшие в России в течение нескольких лет, не получали адекватного ответа со стороны власти, но были активно поддержаны международными экстремистскими организациями и, в конечном итоге, выродились на Северном Кавказе в наиболее опасную форму – терроризм. Речь здесь, в первую очередь, конечно, о Чечне. После подписания Хасавюртовских соглашений, в результате которых были брошены на произвол судьбы и сама Чечня, и весь чеченский народ, кому-то могло показаться, что кошмар гражданской войны закончился. Не тут-то было. Чувствуя нашу слабость, понимая всю расхлябанность власти и удручающее моральное состояние общества, летом 99 года многочисленные банды международных террористов пошли, как и следовало ожидать, дальше. Они обнаглели настолько, что совершили открытое нападение на Дагестан, по сути, совершили агрессию с целью отторжения от России и вовлечения в зону своего криминального влияния дополнительных наших территорий. Насколько это было опасно для Кавказа, для России в целом, особенно с учетом компактного расселения, традиционного компактного расселения народов юга России и некоторых прилегающих к югу России территорий, объяснять, думаю, не надо. Достаточно посмотреть на трагедию распада Югославии, чтобы сделать все необходимые выводы. Замечу, что Россия всегда была весьма сложным государственным образованием, требовала к себе бережного, я бы сказал, профессионального отношения. Но, к сожалению, к концу 90-х годов, и это нужно признать, она под ударом всех вышеперечисленных негативных факторов стала утрачивать основные признаки единого государства. Это то, с чем мы столкнулись, и то, в каких условиях нам необходимо было одновременно решать и острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые долгосрочные тенденции роста. Власть фактически постоянно должна была разгребать текущие завалы, защищать целостность страны в борьбе с сепаратизмом и международным терроризмом и при этом закладывать основы нашего будущего.

Мы также обязаны вспомнить и сохранить в нашей памяти тех, кто в условиях практической неготовности государства к обеспечению безопасности своих граждан и защите своей собственной территориальной целостности до конца выполнил свой долг перед родиной, выполнил, как это, к сожалению, не раз бывало в истории нашей страны, ценой собственной жизни.

С тех пор прошло четыре года – четыре года напряженной и непростой работы. Конечно, хотелось бы добиться большего, чем те результаты, которые у нас сегодня есть. Но и сделано все-таки немало. Прежде всего, в стране восстановлен конституционный правопорядок, укреплена, а по сути – отстроена заново вертикаль федеральной исполнительной власти. Российский парламент стал профессионально работающим законотворческим органом. Восстановлено единое правовое пространство страны, пресечены опасные процессы деградации государственной власти: ослабление армии, разрушение правоохранительных органов, других силовых структур. Идут кардинальные по своей сути изменения в системе правосудия. Принципиально изменилась и экономическая ситуация. Рост внутреннего валового продукта с 99 года составил почти 30% – 29,9, в три раза упал уровень инфляции. Это значит, что пусть трудно, медленно, но структурные преобразования все-таки начались.

Одним из фундаментальных достижений последних лет считаю обретенную нами финансовую независимость и стабильность курса национальной валюты – рубля. Проблема выплаты внешнего долга практически решена. Только в 2003 году мы выплатили 17 миллиардов долларов, а страна этого даже не почувствовала. Всего за эти годы Россия по внешним долгам вместе с процентами выплатила 50 миллиардов долларов. И в то же время золотовалютные резервы Центрального банка достигли рекордного уровня за всю историю страны, включая ее советский период, – более чем 84 миллиарда долларов. Мы многократно усилили инвестиционную привлекательность России – и прямым подтверждением этого стало присвоение России инвестиционного рейтинга.

Возвращаясь к другим текущим проблемам, должен сказать, что крайне медленно у нас идут преобразования в социальной сфере. Затягивание реформ здравоохранения, образования по-прежнему не позволяет нам в полной мере обеспечить надлежащее качество этих услуг. Существенная часть финансовых потоков этих отраслей остается в тени. Развитой системы медицинского страхования по-прежнему нет, нет конкуренции на рынке медицинских услуг. Что касается образования, то сейчас это самая большая статья расходов госбюджета. Качество у нас высокое, традиционно высокое, но снижается – тоже нужно это признать. Особого внимания требуют, конечно, проблемы жилья. Его отсутствие или плохое качество ведут к целому ряду негативных последствий. Все эти вопросы требуют дальнейшей проработки, и решать их необходимо, не откладывая, в самое ближайшее время. Естественно, вопрос: где же и как искать новые источники роста? Прежде всего – в новых подходах к развитию страны, в консолидации общества и власти, в их большем доверии друг к другу и в совместном поиске решений крупных общенациональных задач. Российская экономика должна твердо занять достойное место на мировых рынках, а для этого нужно, прежде всего, активно развивать свой национальный и внутренний рынок. Надо прекратить разбазаривание национальных природных ресурсов и навести порядок в их использовании, и это необходимо делать на систематизированной правовой базе, через обновление водного, лесного законодательства, актов о недропользовании. Надо довести до конца модернизацию в железнодорожном транспорте, электроэнергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве. Нам, наконец, надо завершить начатую налоговую реформу и прежде всего – решить вопрос о снижении единого социального налога, упростить налоговое администрирование. Необходимо решить задачу полной конвертируемости рубля, тем более что доверие к национальной валюте возрастает.

Комментарий


На этой неделе на ЭФГ тестировалось выступление В. Путина перед его доверенными лицами. Поскольку демонстрировать видеоматериал такого объема трижды (как это обычно делается) недопустимо по методологическим соображениям, респондентам было предложено оценить его по одной шкале – доверия. Отметим, что оценки были довольно высокими. Однако реакцию нельзя назвать ровной. В тех случаях, когда В. Путин говорил о предстоящих задачах, о значимых для нашего общества проблемах, которые надо решить, оценки по шкале доверие были самыми высокими. Но в тех эпизодах, где президент рассказывал об успехах, которых достигла страна за четыре года его правления, респонденты выставили более низкие оценки, очевидно, полагая, что на фоне нерешенных проблем эти успехи не столь велики и значимы. Следует отметить, что хотя респонденты видят, что не все задачи, которые ставились президентом в его прежних выступлениях, решены и не все обещания выполнены, они все равно верят в искренность его слов, в то, что задачи, поставленные президентом, будут решаться.

Эпизод № 2 (1794)


Эпизод, где президент говорит о терроризме и сепаратистских процессах в России, занял место в середине нашего рейтинга. Следует отметить, что тема Чечни является животрепещущей для россиян. Все участники дискуссии заинтересованно обсуждали этот эпизод, причем некоторые даже предлагали свои рецепты разрешения ситуации в Чечне. Что касается выступления В. Путина на эту тему, то здесь мнения респондентов разделились: кому-то показалось, что он говорил 'как будто прямо мы с парадом шли; умеет так вот сделать, что действительно ничего такого страшного, и погибли – ничего... Как-то так вот он это говорил – как на подъеме вроде... Даже интонация – как будто он на победном коне идет...', другие же с этим не согласны: 'нет, почему, я считаю, что он со скорбью это сказал'. Также некоторым респондентам не понравилось, что президент не внес конкретных предложений по этой проблеме: 'он ничего толком не сказал, ничего не сказал – он все завуалировал: у нас все хорошо'. Участники дискуссии высказывали противоположные мнения и о том, решаются ли проблемы в Чечне. Одни считают, что не решаются, что В. Путин бездействует: 'он говорит все правильно, констатирует, но ничего не делает – вот что неправильно', другие утверждают, что процессы урегулирования идут, 'массового посылания ребят туда, солдат всех подряд – этого уже нет'.
  • 'Я считаю, что он в данном сюжете – он просто в собственном бессилье расписывается. Что значит Чечня? Россия огромная и, действительно, что там, порядок нельзя было навести? Сколько ребят там положили'.


  • 'В принципе он сказал все очень правильно. И, сравнивая с сегодняшним днем, сделано очень много, очень много – но нельзя же сразу сказку сделать былью моментально. Но сделано очень много. Во-первых, Чечня возвращена в Россию. На данный момент, я вот лично так считаю, что решение проблем Чечни – это дело самих чеченцев, самих. Не надо нам посылать русских ребят – они должны сами себе навести порядок, но как – надо сказать, в общих чертах, России'.
  • 'По российским меркам, Чечню надо, в общем, я так понимаю, надо забыть, то есть что там творится – нигде СМИ ничего не освещают, забыли'.


  • 'Я считаю, тоже могли наши силовые органы просто искоренить, тем более так как он силовик – просто это было распущенно все. А также было мое мнение: ну не хотят они – обнесите вы их китайской стеной, и все. Будет как Калининград. У нас же есть, грубо говоря, такая территория, не примыкающая к стране'.
Эпизод № 3 (1795)


Этот эпизод занял одно из последних мест по результатам нашего тестирования. Слова В. Путина об успехах и достижениях вызывают у многих респондентов недоверие:
  • 'Как это ни прискорбно, видим мы совсем другие реалии'.


  • 'Красиво написано, красиво говорит, что хорошо стало жить, говорит – ну, куда деваться!'
Некоторые участники дискуссии приводят конкретные аргументы, доказывая, что – вопреки цифрам, приведенным президентом, – жизнь лучше не стала:
  • 'Сравнение: в четыре раза <выросла> минимальная оплата труда. Ну сколько была оплата? Сто рублей. Стала – четыреста. Ну что это? Что говорить об этом?'
  • 'Чисто пиаровское выступление... Если о чем-то говорили, что было сделано за четыре года, то оно все такое глобальное – то есть я считаю, что люди этого не ощутили'.


  • 'У меня сын в 25 лет защитился – и стал в МГУ преподавать. Вы знаете, сколько у них оклад? 1200 оклад, плюс 900. Когда Путин говорит: в три раза увеличили доплату за кандидатский минимум... Математическая статистика, вы представляете – ему платят 1200 плюс 900 рублей. Можете себе представить?'


  • 'Нет, почему? Народ ощутил непомерный – вот он эти цифры почему-то не называет – непомерный рост квартплаты'.
Упоминание о росте золотовалютных резервов Центрального банка вызывает вопрос: почему бы часть этих денег не раздать нуждающимся:
  • 'Это же деньги, которые можно было бы разделить бедным, бюджетникам поднять – хотя бы чуть-чуть их приподнять. Зачем, куда они гребут – это все запасают, мне это непонятно'.
Однако среди участников дискуссии были и люди, у которых жизнь заметно улучшилась. Они спокойно, почти философски воспринимают трудности, с которыми еще не справилась страна, и готовы поддерживать президента, поскольку, как им представляется, он движется в верном направлении.
  • 'А я с ним соглашусь. Мы все думаем о своем кармане, а о том, что страна погрязла в долгах, никто не задумался. Да, может быть, чуть-чуть подорожал хлеб, еще что-то, но если это не обман, а золотовалютный запас превысил, чем в СССР, и выплачены еще бешеные деньги по внешним долгам, – то это очень неплохо'.


  • 'Мы все время относимся туда – как пенсионеры жили, а раньше жило ЦК. Но у меня родители были пролетарские, мать от зарплаты до зарплаты кое-как занимала. Сейчас в семье есть машина, которую уже и поменяли за десять лет, и обжились все нормально. Рабочие люди так же и остались – среднего достатка, ни на какую квартиру, конечно, никто никогда не накопит, но нормально жизнь провести можно'.


  • 'Все-таки я согласна с Максимом, потому что глобальные перемены произошли. И все-таки даже я на себе почувствовала. Я понимаю, что низкие очень заработные платы, очень низкие, никто не спорит с этим – но все-таки три раза повышали. Я лично сама свидетель, потому что я в детском саду работаю, и я на свой шкуре испытала. Это все-таки положительный момент. Мы не можем... я не знаю, кто может гарантировать высокий, так скажем, подъем жизненный, но ведь все-таки идут какие-то положительные... Америка потратила на это сколько, 50 лет, пока она стала хоть как-то жить. А нам, извините, с нашей, так сказать, нынешней ситуацией – я не знаю, сколько понадобится, но все-таки положительное есть'.


  • 'Послушай его – действительно, все это правду он сказал, но и, сравнивая за это время, можно сказать, что есть положительные моменты, – вот в укреплении государственности... А искать стрелочника в данный момент я бы не хотел, честно говорю'.


  • 'Вот опять же – о Волгоградской области, где мы были: очень много было ребят, молодых семей до 30-ти и после 30-ти, простых совершенно, бывших колхозников, которые сейчас берут земли в аренду, сеют, засевают, продают потом все это и покупают себе машины, делают себе... И реально это все идет'.
Эпизод № 6 (1798)

Этот эпизод занял первое место в рейтинге. Оценки по шкале доверие были очень высокими – они достигали значения '4', что случается редко. Респондентам понравилось, что В. Путин не давал невыполнимых обещаний, а просто говорил о том, какие задачи стоят перед страной, что нужно сделать. Участникам дискуссии показались искренними слова президента и его желание улучшить жизнь людей. Респонденты отметили, что недостатки и негативные моменты были названы президентом правильно:
  • 'Вот он признает, что очень низкий прожиточный минимум, там, врачей, учителей – в общем, у всех бюджетников'.


  • 'Он говорит о понижении уровня образования, а все идет откуда – со средней школы'.


  • 'Уже с учителей ничего не требуют так, как раньше, потому что им ничего не платят'.
В целом выступление В. Путина респонденты оценивали как 'правильное', 'он так и должен был говорить'. Тем не менее, кому-то показалось, что это 'стандартная речь' кандидата в президенты. Однако больше было высказываний о том, что это выступление 'вселяет надежду и уверенность в людей'.
  • 'Если обобщить все выступление, собрать все эти куски: если говоришь ты про здравоохранение – наведи там порядок, про образование – там порядок. Вот Думу сейчас можно закрыть – не надо новых законов, те, которые есть, – наведите полностью порядок'.


  • 'Можно не до тоталитарного режима – еще пожестче взять, гаечки подкрутить, чтобы все это заработало'.


  • 'Выступление президента прошло на ура, оно построено и адресовано правильно: он не мог, президент, хоть его, может быть, участие там и было минимально, но он не мог по-другому сказать. Это государственное лицо, он не мог сказать, что у нас там плохо, плохо, плохо, плохо. Нельзя этого делать... Он где-то противоречит, но за любую фразу мы киваем или говорим: да. В результате президент выступил. Да, не все получилось так, как бы мы хотели, хотели ощутить, но то, что он сказал, – мы с этим согласились'.


  • 'Вот мы сейчас прослушали речь, значит как, в трех частях: вначале вот это, чего мы достигли, вот это, чего мы не достигли, и третья часть – это мы все сделаем, я вам обещаю. Вы это никогда нигде не слышали? По-моему, это стандартная речь каждого члена перед выборами, вот одно и то же абсолютно, стандартная'.


  • 'А я в принципе верю. Я не говорю, что завтра или через год я буду счастливо и зажиточно жить, – как, например, на Западе, я не верю в это. Но что-то продвинется – хотя бы на малость, но сдвинется. Все-таки не назад откатимся еще хуже, но все-таки вперед продвинемся'.


  • 'Он не сказал: я вам это сделаю, как, например, выступление Жириновского – что я буду мыть сапоги в Тихом Океане. Я считаю, что у действующего президента вообще не должно быть никакой предвыборной кампании, он четыре года, грубо говоря, ее вел. Так что, извините, твоя предвыборная кампания – вот показано. Всем дано две-три недели – у тебя было четыре года показать все. Хотя ему не из лучших досталось, после всего этого жуткого бардака в стране потихоньку все это собирали – я считаю, его заслуга довольно-таки существенная. Сразу ничего не бывает'.


  • 'Я считаю, что он все-таки положительного очень много... и надежды... Вот действительно он был прав, что раньше мы ...не могли дальше планировать и предполагать. Вот у меня был такой тупик: Боже мой, что же дальше? А сейчас я уже планирую. Я планирую, я уже могу вкладывать денежку, я знаю, что будет... как бы, надеюсь, что знаю... Я просто поняла, что он хочет изменить то, что плохо, и сделать максимум возможного, и он в это верит... Я верю, конечно, – может быть, не на 100%, – но, во всяком случае, ...что это будет, мы будем жить лучше'.


  • 'Но он хочет явно вселить надежду в людей, что не все потеряно... что мы потихонечку двигаемся вперед'.
Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 19 февраля 2004 г.


 
4. Приложение. Таблицы

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ СОСТОЯЛОСЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ В.ПУТИНА ПЕРЕД ДОВЕРЕННЫМИ ЛИЦАМИ?

 Россия, все Проголосовали за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше
Доли групп (%)10021756544671429293946543437291736341225352813183726279152191451004654294128
знаю3235383243462632363533293330253536252636452535352325372937343629212345464844344658
что-то слышал(-а)2224242016122122242022242222172426242024192223222118212622212222222320232719222226
слышу сейчас впервые4641384840425246404645474548584238525439365243425656424541454250565435312537443316



ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ В.ПУТИНА ПЕРЕД ДОВЕРЕННЫМИ ЛИЦАМИ? (Ответы заявивших, что им известно о выступлении В.Путина.)

 Россия, все Проголосовали за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше
Доли групп (%)10021756544671429293946543437291736341225352813183726279152191451004654294128
понравилось3244303339342638243535283232233440322835363333332424363632264331282445333531252848
не понравилось6215411762204698538844812578648579567461115871016
затрудняюсь ответить151317141017151416151416151515161412131817101717151613151920101391814242524242819



СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫСТУПЛЕНИЕ В.ПУТИНА ПЕРЕД ДОВЕРЕННЫМИ ЛИЦАМИ ПОМОГЛО ИЛИ НЕ ПОМОГЛО ВАМ ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ ЕГО ВЗГЛЯДЫ И НАМЕРЕНИЯ? (Ответы заявивших, что им известно о выступлении В.Путина.)

 Россия, все Проголосовали за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше
Доли групп (%)10021756544671429293946543437291736341225352813183726279152191451004654294128
помогло2636242433272231222926242626212532262328292528271717303127263624211929242524162138
не помогло128231218141172412131314117161479162010131412914101311913121220222718172720
затрудняюсь ответить151514169171516141415161515131716151417151216161518131519191313111515222321231825



В СВОЕМ ВЫСТУПЛЕНИИ ПЕРЕД ДОВЕРЕННЫМИ ЛИЦАМИ В.ПУТИН ПЕРЕЧИСЛИЛ СФЕРЫ, В КОТОРЫХ, ПО ЕГО ОЦЕНКЕ, ЗА ПОСЛЕДНИЕ ЧЕТЫРЕ ГОДА ПРОИЗОШЛИ ВАЖНЫЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. А НА ВАШ ВЗГЛЯД, В КАКИХ СФЕРАХ ПРОИЗОШЛИ ИЗМЕНЕНИЯ? (Карточка, не более трех ответов)

 Россия, все Проголосовали за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше
Доли групп (%)10021756544671429293946543437291736341225352813183726279152191451004654294128
стабилизация курса рубля1920192514211921172416162117231912102018291320232419161619291616271116282827293121
экономический рост1724121812231620122415131915221612101719201617171519151817191319221416202317321415
укрепление властных структур12101311232010131114121014101313951112218111516149101313119131015151614131813
укрепление армии, правоохранительных органов и других силовых структур11131411111210139131210158101310810131410131199141111111012168118116799
снижение уровня инфляции11115111522111281513612101311769141381016151191182181115817151713211410
решение проблемы выплаты внешнего долга101271221119111011111012911128810111510101259111112615841111151516151713
рост темпов производства9127133139118111361081099581113691471498814109981081151077
рост зарплат и пенсий, опережающий рост цен912314768115111078989108108798105109994712991110912101012
увеличение золотовалютных резервов ЦБ9998151678118127108997489157910831171313114356161814131914
сокращение безработицы6626514684874487754587459696581137347878896
обретение финансовой независимости страны457410135444564464236104453544563327291171098
повышение инвестиционной привлекательности России44337534445343442244533644436352321445553
восстановление правопорядка, улучшение системы правосудия46232234153443443245334424434543424554553
повышение эффективности работающих предприятий45137434254244442135442553434525440454462
сокращение количества бедных людей (с доходами ниже прожиточного минимума)33333433343324333333133323335223314565854
затрудняюсь ответить3934453633234233422936483444333650584133254738313940384338274738364543282332182639



ТАКЖЕ В СВОЕМ ВЫСТУПЛЕНИИ ПЕРЕД ДОВЕРЕННЫМИ ЛИЦАМИ В.ПУТИН ОБОЗНАЧИЛ НЕСКОЛЬКО ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА БУДУЩЕЕ. КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМИ? (Карточка, не более трех ответов.)

 Россия, все Проголосовали за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше
Доли групп (%)10021756544671429293946543437291736341225352813183726279152191451004654294128
повышение качества жизни людей6469666169626267655666706465626764576666656766626460646970706660625857666269626767
реформа здравоохранения3033383736232831362831332436243334282936253134313128293431392833243221332440243834
повышение темпов роста экономики2225251226202223242321232520242121172224252024232122222324252121301618222023192322
реформа образования2122203127142021222123201625212514132124222220222415202421222022152323191523202116
эффективное противодействие терроризму1820181824151619171918171718191716152016201616211624151621211818111217262329342421
административная реформа (сокращение функций госаппарата, снижение числа чиновников)10129181779116101111111091291010129111011912101110101211692011121081212
защита демократических прав и свобод граждан109912102191011121091191210751110141091214971110111111971313141116129
конвертируемость рубля - свободное обращение рубля на мировых рынках9115117111011812881271111661011891011811991012121174611131014119
налоговая реформа7759105668676769654777669668567668712787984
ориентация экономики на развитие высоких технологий76568876786694883267124695774974685214209171412
преобразования в судебной системе и правоохранительных органах66154117625667567265765575664766476412141015128
интеграция России в мировую экономику440568344722447312349236354353343176751043
повышение конкуренции в сфере предоставления услуг населению32203833333333332223433332323234223453444
развитие местного самоуправления32432333442232233133312454213123223240222
формирование гражданского общества221121022132231222212621362112323210323414
перераспределение полномочий между центром и регионами21122121212131131112212214201113230101011
реформа естественных монополий11232211121111121011401101202102110351152
затрудняюсь ответить1612181591119141316161615171612222714141315161413201814111221132320227785513



КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ САМ В.ПУТИН СЧИТАЕТ ПЕРВООЧЕРЕДНЫМИ? (Карточка, не более трех ответов.)

 Россия, все Проголосовали за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше
Доли групп (%)10021756544671429293946543437291736341225352813183726279152191451004654294128
повышение качества жизни людей3037222935382834213232272931283032252932322632323337292432323731251924332937273440
повышение темпов роста экономики2228201926272025212623202322222421132027271924252329212122242520301826201722211919
эффективное противодействие терроризму2227172330282024182522202321252120162323262022272027212128212217122139262824342322
интеграция России в мировую экономику1311121920161313161714111413161410913151812141611201211191191019137151317171810
ориентация экономики на развитие высоких технологий898581467912851068963791257127117710949846768687
конвертируемость рубля - свободное обращение рубля на мировых рынках78511475739566787468687776105766106667546664
реформа здравоохранения674543666765666653675558856668674466484510
защита демократических прав и свобод граждан66678567576575666366837810104355109226776777
реформа образования665749565665666643678358937557210466555546
административная реформа (сокращение функций госаппарата, снижение числа чиновников)54737565766455565175745756643586459795884
налоговая реформа555548456645555544554356674436545515555644
преобразования в судебной системе и правоохранительных органах454554344443433434344434233445451228977105
развитие местного самоуправления23422622322332223233131333232034141221221
перераспределение полномочий между центром и регионами22222722233132332122621542223513215454833
формирование гражданского общества23331212021212222123112323213412010231223
повышение конкуренции в сфере предоставления услуг населению11102211210211111121221211111012111111111
реформа естественных монополий10122401111011111001310111102101000232322
затрудняюсь ответить4133484031224637443240483942393946564037324740334131424737414435485231373836323741



КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, УДАСТСЯ ИЛИ НЕ УДАСТСЯ В. ПУТИНУ ОСУЩЕСТВИТЬ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, ОБОЗНАЧЕННЫЕ В ПРОГРАММНОМ ВЫСТУПЛЕНИЙ?

 Россия, все Проголосовали за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше
Доли групп (%)10021756544671429293946543437291736341225352813183726279152191451004654294128
удастся4858354738534657316251364749534545465048464250524948504750545046464250394237463637
не удастся2216312634262114421821272520162624212024272422221724222126242017242321333630253536
затрудняюсь ответить2925322728213127252027362730292730332928253228263428273024223132303529251930252522



НА ВАШ ВЗГЛЯД, В КАКИХ ИЗ ЭТИХ СФЕРАХ В.ПУТИНУ УДАСТСЯ ДОСТИЧЬ НАИБОЛЬШИХ УСПЕХОВ? (Карточка, не более трех ответов.)

 Россия, все Проголосовали за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше
Доли групп (%)10021756544671429293946543437291736341225352813183726279152191451004654294128
повышение темпов роста экономики1719111416121819132018131716201713101520241018221821171218251012271616181918181818
повышение качества жизни людей13179131515121510161211141214121311151114111215161415812141715165812131014913
интеграция России в мировую экономику101110101711101191411811101211871010187111411169715108910810141413151412
эффективное противодействие терроризму795169778688686886579768838105996666128981285
налоговая реформа776365877777868846778668696687631283109119145
реформа образования662128678397466864378374878656976744878976
ориентация экономики на развитие высоких технологий6484104776875757563679559511559655845666567
конвертируемость рубля - свободное обращение рубля на мировых рынках68876547667465674466656763586665737675592
реформа здравоохранения544986565655655652672547856368565277681048
административная реформа (сокращение функций госаппарата, снижение числа чиновников)5632513463753555631467248355466355377786105
перераспределение полномочий между центром и регионами54639745555454463335844546445233681796597
преобразования в судебной системе и правоохранительных органах45342644274253543345333715436623616778786
защита демократических прав и свобод граждан44373645344344543045644474333856001453732
развитие местного самоуправления35415223243223332233433241333024151453552
повышение конкуренции в сфере предоставления услуг населению22140223231323421132313213222123330222231
формирование гражданского общества22103212122112221022111322112213010323441
реформа естественных монополий12114111212121120012100312102121110343252
затрудняюсь ответить5146595139405346563947614754454861695145395752405145486147416050406350434045403852



А В КАКИХ ИЗ ЭТИХ СФЕР В.ПУТИНУ НЕ УДАСТСЯ ДОСТИЧЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ УСПЕХОВ? (Карточка, не более трех ответов.)

 Россия, все Проголосовали за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше
Доли групп (%)10021756544671429293946543437291736341225352813183726279152191451004654294128
эффективное противодействие терроризму171821131814171916201715161718191281818231415222219141620181315141819242325312320
повышение качества жизни людей1614301919181313271515181517131817161516192014161313122416181413162024211824232317
административная реформа (сокращение функций госаппарата, снижение числа чиновников)10111414111191281111912910127511111481013148109141731089414181116168
реформа здравоохранения911137117881291188998996101278127610910108414814111398149
конвертируемость рубля - свободное обращение рубля на мировых рынках8758689951078989963810848116119591446117612121216119
реформа образования67691256686856776564786585576677310611786687
преобразования в судебной системе и правоохранительных органах667681167394675783567955911663863588211111111146
защита демократических прав и свобод граждан553759455654645632558349553574156461191213117
повышение темпов роста экономики557559439455544553556555325663463448795117
интеграция России в мировую экономику436741035553463453245744515534453643676585
перераспределение полномочий между центром и регионами45276545464344642155325566423655423443533
налоговая реформа444527543653445433453236554361031327554653
ориентация экономики на развитие высоких технологий343359243543433522336325324342221231795586
формирование гражданского общества34247413333333252134623514423034534556656
развитие местного самоуправления33105334243342432144325314434333320223322
реформа естественных монополий34327133353242333223622513426103422786858
повышение конкуренции в сфере предоставления услуг населению32121433233223322123423331323413610324343
затрудняюсь ответить4946475042415147454047554651454459664846355453384949505244386449465440353337303245


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 21-22 февраля 2004 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.