Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/smi_print/of19954906 Предвыборные ориентации российской прессы 15.12.1995 [отчет] [ Светлана Мигдисова, Елена Петренко, Татьяна Захарова, Анна Воронцо-ва, Дмитрий Чубуков ] Фонд "Общественное мнение" совместно с Национальной службой новостей продолжил работу над проектом "Предвыборные ориентации российской прессы". Цель исследования, как и на первом этапе, результаты которого были опубликованы в выпусках ФОМ-Инфо, – определение позиций российских газет в период с 20 ноября по 16 декабря, а также степени их включенности в предвыборный процесс. Исследование проводилось по публикациям девяти российских ежедневных газет, занимающих в российских СМИ определенную нишу, имеющих свой статус и популярных в разных социальных пластах общества. Это – "Российская газета" (РГ), "Известия" (ИЗ), "Сегодня" (СГ), "Московский комсомолец" (МК), "Правда" (ПР), "Коммерсантъ-дейли" (КД), "Труд" (Т), "Независимая газета" (НГ) и "Комсомольская правда" (КП). Анализировались только те публикации, в которых упоминалось хотя бы одно избирательное объединение (партия, движение, блок) из одиннадцати, чаще всего попадающих в столбцы предвыборных социологических рейтингов, а именно: "Наш дом – Россия" (НДР), "Демократический выбор России – Объединенные демократы" (ДВР-ОД), "Яблоко", Коммунистическая партия РФ (КПРФ), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР), "Конгресс русских общин" (КРО), "Женщины России", "Держава", Аграрная партия России (АПР), "Блок Ивана Рыбкина" (ВИР), "Вперед, Россия!". Результаты исследования продолжают публиковаться на страницах спецвыпусков бюллетеней ФОМ-Инфо. В специальном выпуске N2 мы хотим обратить ваше внимание на позиции трех независимых изданий: "Сегодня", "Коммерсантъ-дейли" и "Независимой газеты", которые чаще других публиковали материалы одиннадцати избирательных команд. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию результаты второго этапа проекта, который проводился с 21 по 25 ноября. (Напомним, что первый этап был проведен с 26 сентября по 7 октября – за два месяца до второго этапа.) Независимые издания за три недели до выборов Доля упоминаний о партии (блоке, движении) в издании (в % от числа публикаций в издании по теме исследования) на втором этапе исследования
Как видно из приведенных данных, в позициях газет нет единодушия по поводу того, какой партии отдать приоритет на своих страницах. Так, газета "Сегодня" отдает первое место КПРФ, а "Коммерсантъ-дейли" и "Независимая газета" – НДР. Второе же место у каждого издания занимает "своя" партия: у "Сегодня" – АПР, у "Коммерсантъ-дейли" – КПРФ, а у "Независимой газеты" – "Яблоко". "Сегодня" Позицию "Сегодня" в освещении предвыборного марафона одиннадцати основных претендентов отличает отсутствие акцента на предстоящем 17 декабря событии. Тексты, в которых упоминаются партии и движения, не объединены одной рубрикой, а подаются в привычной для читателей газеты манере. Как правило, это тексты в тематическом разделе "Политика/Экономика". В этом разделе публикуются в основном материалы в жанре отчета о каком-либо публичном мероприятии. Такой подход к изложению материала в газете рассчитан на подготовленную аудиторию, знакомую с тонкостями политико-экономической жизни страны. "Сегодня" не ставит своей целью показать через призму предвыборной кампании портреты баллотирующихся партий и движений. Больше текстов связано с работой одноименных фракций в нынешнем парламенте. Характерной особенностью газеты в этот период является отсутствие на ее страницах предвыборной рекламы партий и движений, а также фотографий и прочих иллюстраций к текстам, связанным с избирательными командами. Как на первом, так и на втором этапе исследования, газета не пыталась обратить внимание своих читателей на "Яблоко" (соответственно 5% и 7% публикаций), "Женщин России" (5% и 6%) и "Державу" (4% и 1%). Однако не только доля материалов об этих партиях в общем объеме публикаций по теме исследования убеждает в этом. Как правило, эти объединения лишь упоминались, им ни разу не был посвящен весь текст полностью. Они присутствовали в текстах не как главные герои, а лишь как второстепенные персонажи. "Сегодня"' вспоминала об этих командах только тогда, когда давала прогнозы выборов или сравнивала позиции ряда партий. Примечательно, что ни прямо, ни косвенно лидеры этих блоков не имели возможности выступать на страницах "Сегодня". Совсем иначе обстоит дело с другими избирательными блоками и партиями. Так, блоку ДВР-ОД, КПРФ и АПР были посвящены некоторые тексты полностью (соответственно 12%, 12% и 10%). Часть текстов публиковалась не только в политическом разделе (что очевидно для всех текстов об избирательных командах), но и в других: социальная сфера (КПРФ, ДВР-ОД и АПР); экономика, бизнес (КПРФ и АПР). Тот факт, что газета уделяет этим партиям пристальное внимание, подтверждается разнообразием поводов для упоминания о них. Так, ДВР-ОД и АПР несколько раз упоминались в связи с тем или иным предвыборным скандалом, происшествием внутри партии и т. п., а КПРФ – в связи с описанием предвыборного портрета партии. Дополнением к материалам о партиях может служить прогноз итогов выборов, который дает газета. В ряде текстов предсказывается, что КПРФ и АПР войдут в Думу, причем КПРФ наберет большинство голосов. Правда, про подобные перспективы ДВР-ОД не говорится, не приводятся и программные высказывания лидеров блока и их предположения об итогах выборов. Больше всего внимания газета уделяет КПРФ. Только выступления ее руководителей с программными предвыборными позициями появляются на страницах "Сегодня" в виде цитат или в пересказе. Лидеры коммунистов говорят о своей победе и критикуют правительство. В последнем, правда, они схожи с АПР. Особняком среди предвыборных команд на страницах "Сегодня" стоит НДР. Газета уделяет ему меньше внимания, чем в сентябре – октябре. Однако, есть тексты, в которых НДР предрекается успех на выборах. "Коммерсантъ-дейли" "Коммерсантъ-дейли" роднит с "Сегодня" отсутствие предвыборной рекламы партий и движений на страницах издания, а также сам подбор команд, которым некоторые тексты были посвящены полностью (ДВР-ОД и КПРФ, помимо них – НДР и КРО). Обращает на себя внимание то, что некоторым партиям представлялась возможность непосредственно высказаться со страниц газеты: НДР и КРО – в интервью, КПРФ – с заявлением. Среди публикаций об одиннадцати избирательных командах выделяются тексты о НДР, которые иногда сопровождались портретами В. С. Черномырдина. Представляется, что "Коммерсантъ-дейли", описывая избирательные объединения, в первую очередь стремится осветить ход предвыборной кампании. Газета не только упоминает о партиях в связи с событиями в стране и мире, но и стремится создать предвыборные портреты большинства партий (НДР, ДВР-ОД, "Яблоко", КРО). Заметно отсутствие в этом ряду КПРФ. Однако это не говорит о том, что "Коммерсантъ-дейли" уделяет ей меньше внимания. Для того чтобы описать предвыборное положение КПРФ, газете оказалось достаточно следующих поводов: прогноз о выборах-95, представление и сравнение позиций некоторых партий, а также события в стране и в мире. В этот период для "Коммерсантъ-дейли" характерно довольно частое появление публикаций-прогнозов, основанных, как правило, на результатах опросов россиян не только по России в целом (данные Фонда "Общественное мнение"), но и на результатах исследований в регионах. Ниже приводится доля текстов, в которых прогнозируется преодоление 5%-ного барьера каждой партией (данные в % от числа публикаций о данной партии в издании):
Помимо этих прогнозов в "Коммерсант-дейли" предполагается, что КПРФ наберет большинство голосов и выполнит свои предвыборные обязательства. В текстах "Коммерсант-дейли", в отличие от "Сегодня", появляются высказывания лидеров разных избирательных команд (в прямой или косвенной речи), но лишь лидерам НДР удается в этот период обнародовать через газету свои программные позиции, а лидерам КПРФ – заявить о своей возможной победе на выборах. О президентских выборах 1996 года говорят лидеры "Яблока" и КРО, поддерживают действия правительства лидеры НДР и ЛДПР, а критикуют – ДВР-ОД, "Яблоко", КПРФ, КРО и "Женщины России". "Независимая газета" "Независимую газету" с "Сегодня" и "Коммерсантъ-дейли" объединяет отсутствие на ее страницах предвыборной рекламы. За исследуемый период "Независимая газета" не скупилась на использование разных средств для привлечения внимания читателей к предвыборной кампании. Так же, как и "Коммерсантъ-дейли", "Независимая газета" опирается в своих предвыборных публикациях на результаты социологических исследований, в данном случае проведенных службой "Vox Populi", среди экспертов и населения России. Эти данные помещались ежедневно в течение недели на одном и том же месте на 2-й полосе газеты. Наличие в текстах результатов опросов предполагает появление на страницах газеты разных партий и движений. Значительная часть текстов отводилась под анализ рекламных роликов и агитационных плакатов партий. При этом упоминались все одиннадцать избирательных команд. Газета посвящала некоторые тексты полностью НДР, ДВР-ОД, "Яблоку", ЛДПР, КРО и "Вперед, Россия!". Как и "Коммерсантъ-дейли", "Независимая газета" ни одного текста не посвящает полностью КПРФ. Однако вместе с другими партиями и блоками КПРФ появляется на страницах газеты не только благодаря прогнозам и сопоставлению позиций нескольких партий – в ряде материалов авторы предлагают вниманию читателей некий предвыборной портрет КПРФ. "Независимая газета" публикует материалы, авторами которых являются лидеры ДВР-ОД и "Яблока", помещает рядом с текстами фотопортреты лидеров "Яблока" и КРО, а также использует карикатуры и шаржи (в текстах о "Яблоке", "Державе"). "Независимая газета", в отличие от "Сегодня" и "Коммерсантъ-дейли", предлагает вниманию читателей прогнозы о том, что ряд партий (НДР, ДВР-ОД, "Яблоко", КПРФ, КРО, ЛДПР, "Женщины России" и АПР) наберут больше голосов в Думе, чем другие. Резюме Итак, "Сегодня" не стремится сфокусировать внимание читателя непосредственно на теме выборов. Она не ставит эту тему во главу угла, однако и не игнорирует вовсе, очень осторожно вплетая в общий стиль издания некоторые элементы предвыборного марафона, ненавязчиво предлагая самому читателю делать выводы из прочитанного. Основными командами, о которых более-менее ярко писала газета, являются представители трех направлений: центра – НДР, левых – КПРФ и АПР, и правых – ДВР-ОД. Остальные команды на этом этапе были представлены в издании менее отчетливо. В конце ноября "Коммерсантъ-дейли" предлагает своим читателям обратить внимание на то, какой расклад возможен в Думе после декабрьских выборов. Анализ газеты, как правило, строится на результатах социологических выборов. При этом велика вероятность того, что в тексте будут представлены почти все возможные претенденты на думские мандаты. Отсюда складывается впечатление, что газета уделяет внимание не только "избранным" партиям, но и всем другим. Однако это не совсем так. Как видно из приведенных выше данных, наибольшее внимание газета уделяет НДР ("центр") и КПРФ ("слева"), в большей мере – ДВР-ОД ("справа") и в меньшей мере – "Яблоку" ("справа"). "Независимую газету" от других изданий отличает, во-первых, использование разнообразных средств для привлечения внимания читателей к выборам, во-вторых, опора на результаты социологических опросов одной команды, и, в-третьих, некий явный перевес внимания издания к "Яблоку" над вниманием к ДВР-ОД ("справа"). Общим же для этих изданий является выделение НДР из "центра", а КПРФ - из "левых". |