Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/smi_tv/TV_news/of040504




Информационные телепередачи

12.02.2004 [отчет] [ Петрова А. ]




В ходе опроса выяснилось, что у 97% россиян дома есть телевизор. Наиболее доступными являются Первый канал, РТР и НТВ - передачи этих телеканалов могут принимать соответственно 95%, 93% и 69% наших сограждан.

Большинство участников опроса ежедневно смотрят телевизор, чтобы узнать новости политической и экономической жизни России (64%). Совсем не смотрят новости лишь 5% респондентов, а 3% делают это реже, чем раз в неделю.

Утверждают, что новостные телепередачи им неинтересны, 13% респондентов. Примечательно, что в разных социально-демографических группах доля не интересующихся такими передачами одинакова и не зависит от уровня образования, возраста или пола.

Впрочем, подавляющему большинству опрошенных (77%) информационные телепередачи интересны. Более того, люди отмечают рост своего интереса к ним: 43% утверждают, что новостные телепередачи им сегодня интереснее, чем были несколько лет назад; 31% отмечают, что их интерес остался на прежнем уровне, и лишь 9% замечают, что он уменьшился.

Чем объясняют респонденты перемены в своем отношении к информационным телепередачам? Те, кто стал интересоваться ими больше, в основном ссылаются на то, что, по их представлению, информация на телевидении стала интереснее, более полной, объективной, оперативной ("более точные новости"; "неискаженные факты"; "объективность выше") - 29%.

4% респондентов связывают рост интереса к новостным передачам с возрастом ("чем взрослее, тем интереснее"; "взрослею").

4% отмечают, что их интерес к теленовостям возрос из-за обострения обстановки в мире, роста терроризма и преступности.

1% опрошенных говорят о росте профессионализма ведущих информационных телепередач - в результате чего новости стало интереснее смотреть.

Респонденты, отмечающие падение своего интереса к новостным телепередачам, объясняют это тем, что на экране слишком много негативной информации, насилия, жестокости, в результате "тяжелый осадок остается от просмотра новостей" (3%). Другие отмечают, что информация стала более однообразной, "шаблонной", "одно и то же показывают на всех каналах" (3%).

Некоторые полагают, что на телевидении появилась цензура, стали меньше показывать "достоверных фактов", у каналов "меньше независимости" и это делает теленовости менее интересными (1%).

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 7 февраля 2004 года. 1500 респондентов.