Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/smi_tv/tvfilm/tkr0705 Остров и его наблюдатели. Обзор интернет-дискуссий о фильме П.Лунгина "Остров" 24.04.2007 [отчет] [ ] Г. ЛюбарскийОписание исследования Общие оценки — О чем фильм? – "Хороший, плохой, злой..." Мнения о фильме — Лубочная притча – Опыт православия – Утопия истинной правды – Подлинник или фальсификация? – Простой / сложный – Глубокий / поверхностный – Суета аскетики – Великий фильм... особенно на мелком фоне – Православие-лайт – Православное мировоззрение – это чернуха? – Разоблачение православия: они всегда были тухлыми – Элитное следование моде и элитарное противопоставление моде – Истинный "а ля рюс" – Антиамериканизм и национализм – или чернуха и разложение народа – Манипулирование правдой жизни. Мнения об актере и главном герое фильма — Святость настоящая или заказная? – Мамонов создает удивительно яркий живой образ, вот только мракобесный – Юродство как хулиганство – Мамонов спасает фильм – или дьявольский дар Мамонова – "Крутое раскаяние" – Проповедь Мамонова – апостольский подвиг или еретический? – Заказ на святость. Философский "Остров": островное богословие и островная метафизика — Справедливость и слепота – Магическое антиправославие: манипулируемая секта – Теория и практика социальных действий: рациональность – Рождение Макса Вебера из духа "Острова". "Искушенный зритель" — Свобода в опасности – Конспирология. Зрительские сравнения * * * Описание исследованияОбщественное мнение родилось в парижских кафе. С тех пор оно не раз меняло местопребывание: жило, например, на московских кухнях и в среднеазиатских чайных. Потом натурно понимаемое общественное мнение поблекло, о нем стало легче говорить в рамках инструментального подхода: общественное мнение – то, что исследуют опросы общественного мнения. Теперь метод определяет объект, не то что раньше, когда можно было позволить себе по объекту выбирать метод. В новом веке общественное мнение обосновалось в блогах: в сети Интернет могут сходиться люди, проживающие на разных континентах. Считается, что здесь не существует контроля, обеспечена анонимность высказываний (для желающих) и можно говорить свободно. Здесь можно найти ожившее "натуралистическое" общественное мнение: тут действительно спорят о вкусах, ругаются, уговаривают и изредка меняют убеждения. Говорят, конечно, о многом, едва ли не обо всем. Объединяются все эти разговоры во что-то содержательно определенное посредством событий, "медийных поводов", о которых говорят "все". Крупным событием для русскоязычного Интернета стала трансляция фильма "Остров" режиссера Павла Лунгина, в котором главную роль сыграл Петр Мамонов. Фильм посмотрели 42% жителей России – послания президента собирают не бьльшую телеаудиторию. По поводу фильма было много споров и обсуждений. В рамках проекта "Обыденные телекритики" мы решили обратиться к спорам и дискуссиям в Интернете, возникшим в связи с фильмом. Мотив такого решения прост: зрители не просто "потребили культурный продукт", но и сочли необходимым для себя высказаться на этот счет и более того – поучаствовать в сетевых дискуссиях. То есть у этих людей не только есть что сказать, но имеется и аудитория, взаимодействие с которой по каким-то причинам представляется им важной. Разве это так сильно отличается от того, чем руководствуются и что делают "профессиональные телекритики"? Поиском по блогам (http://blogs.yandex.ru) по запросу "Остров Мамонов" было найдено более 2000 ссылок на эту тему на разных форумах и блогах. Были просмотрены все найденные по ссылкам дискуссии с января по март 2007 года, что составило более 65 печатных листов. В обсуждении (в просмотренных ссылках) участвовало более 700 блоггеров. На примере такого массово обсуждаемого события попробуем установить, какими регулятивами и ценностями руководствуются люди в своих суждениях, что для них является важным. Мы постараемся в максимальной степени представить разные сегменты разворачивавшихся дискуссий (сохраняя "авторскую" орфографию и оформление высказываний). Отсутствие способов замерять степень репрезентативности выборки не позволяет вводить количественные меры, так что нет смысла обсуждать, кого больше – приверженцев фильма или его хулителей. Зато можно посмотреть на способы обоснования мнений и понять, как пополняется "социальный запас знания" и как уже имеющееся знание приняло идеи и образы "Осторва". Общие оценкиО чем фильм?События в блогосфере, в общественном мнении соединяются по собственным законам. Теоретически можно сказать, что одно событие – это сам фильм (и мнения о нем), а другое – церемония награждения "Золотым орлом" и речь Мамонова, не показанная полностью по ТВ и разошедшаяся во множестве копий по сети. Однако артист и персонаж фильма прочно срослись в "одну тему", так что различать сказанное о фильме, о речи Мамонова и о самом Мамонове не имеет смысла. "Главная причина разногласий вернее всего в том, что почитатели мамонова не в силах отделить его сценический образ [как актера] от самой его личности, как таковой – жалкой и слабой. То есть всю симпатию, накопившуюся к образу на сцене, они выплескивают к самому мамонову..." http://www.expert.ru/columns/2007/02/05/raznoe/comments/232110#id232110 "Сыграли, мол, свое и «успех "Острова" и неясность (а для широкого зрителя ~ отсутствие) грани между... отцом Анатолием, и исполняющим его роль артистом" – в общем..." http://www.expert.ru/columns/2007/02/05/raznoe/comments/232110#id232110 Прежде всего достигнуто практическое согласие по вопросу "о чем фильм?" Он – о "духовности", "вере", "православии", "самосовершенствовании". Поэтому фильм и оказался столь важным предметом споров. В России "духовность" в иерархии ценностей находится весьма высоко – выше, чем во многих других странах. Это не означает, что другие страны менее духовны или что Россия особенно духовна – просто в мнениях о ней, в демонстрируемом представлении об иерархии ценностей духовность находится выше, чем во многих других случаях. Хотя, конечно, дело не в словах. То, о чем речь, можно называть и "душевностью". "Фильм... о том, что человек жив не мирскими привязанностями и обязанностями, а своей душой. Душой, обращенной к богу... На себя бы в начале посмотрели, прежде чем от других требовать. Выход – в самосовершенствовании, результат которого не в этом мире – а в том" http://sauerrr.livejournal.com/4644.html "Мамонов не удивил – это ведь абсолютно его тема: о совести, о грехе и покаянии" http://www.prodtp.ru/index.php?s=4837e15186b5b304c84a8841426d0a79&showtopic=4445&st=480&p=143196entry143196 "Искусство показывает нам ИДЕАЛ. В данном случае речь идет о понятии, дорогом для русских: СВЯТОСТИ" http://ariom.ru/forum/viewtopic.php?p=307270#307270 "Хороший, плохой, злой..."Оценки фильма очень различны. Кого-то он привел в ярость, кто-то в восторге. А кто-то сообщает, что заскучал, просматривая этот серый фильм. "Еще бы парачку фильмов про душевную боль на Руси" http://ariom.ru/forum/viewtopic.php?p=313173#313173 "БЕССИСТЕМНОЕ КИНО «Остров». «Производственный фильм» о жизни братии + этнографический, о малых народах севера (русских) на потребу пресыщенной французкой публике + мелодрамма а-ля «Знахарь» + «православный» «Код Да Винчи» + «Ночной дозор» – и все в одном флаконе" http://lj.rossia.org/users/ded_mitya/224388.html "Мне не понравился этот фильм, когда я его посмотрела. Позиционируется как филосовский, глубокий. Но это не так" http://lj.rossia.org/users/ded_mitya/224388.html "Говно фильм... Играют неплохо, да. Но сюжет слабый. Все время ждешь, когда наконец начнется действие. А потом фильм кончается" http://www.lleo.aha.ru/dnevnik/2007/01/07.html?PHPSESSID=25c8c2ac597186830c578ab85733ede5 "Фильм лучший из русских современных!!" http://club.foto.ru/gallery/photos/photo.php?photo_id=768220 "Я смотрел «остров» как комедию, и поэтому не разочаровался. Петр Мамонов в роли исцелителя – это тот еще крендель" http://www.lleo.aha.ru/dnevnik/2007/01/07.html?PHPSESSID=25c8c2ac597186830c578ab85733ede5 "Идея авторов в том и состоит, что, вот, от мук совести вышел святой человек, чудотворец. Идея, увы, не слишком достоверная – где и кто таких видал, которые чудеса творят, прозревают судьбу и изгоняют бесов? Про них только в древних книжках пишут. Ну, может, еще по телевизору показывают – Чумак, Кашпировский, Малахов..." http://www.lleo.aha.ru/dnevnik/2007/01/07.html?PHPSESSID=25c8c2ac597186830c578ab85733ede5 "суть конфликта героев – не завидуй тому, на ком почиет божья благодать – ибо тяжек его крест... фильм не доработан в плане режиссуры, после 30-40 мин. просмотра хотелось его отрубить и забить" http://www.ffclub.ru/forum/index.php?s=ebbe3271419e391bcb5b56b283d632d6&showtopic=42062&st=40entry1069990 "плакала. Фильм о том, как следует жить..." http://www.ffclub.ru/forum/index.php?s=ebbe3271419e391bcb5b56b283d632d6&showtopic=42062&st=40entry1069990 "полнейшая хрень, отстой". http://www.ffclub.ru/forum/index.php?s=ebbe3271419e391bcb5b56b283d632d6&showtopic=42062&st=40entry1069990 "Давно не видал такого проникновенного Фильма. Он учит нас жить не по панятиям а по совести" http://www.ffclub.ru/forum/index.php?s=ebbe3271419e391bcb5b56b283d632d6&showtopic=42062&st=40entry1069990 "и вообще, фильм же сам по себе нудный. Я не скажу, что он плохой, НЕТ и еще раз НЕТ, но не тянет он на то, чтобы о нем шуметь так, как шумели. Посматрел и забыл, лично мое мнение и то на любителя... Полтора часа ни о чем. и глобальной идеи я там не увидел. Все старо, как мир, но еще и мало того, скучно и нудно..." http://nerotigra.livejournal.com/56890.html "Я его тихо-мирно прослушал вполуха, сидя за компом... Так, в качестве фона – покатит" http://nerotigra.livejournal.com/56890.html "Фильм не понравился, массовость, плоскость сюжетов, очень плохие актеры, плохая игра, плохая операторская работа, на скору руку слепленный сюжет. Хотя одно в этом фильме есть – ориентация на массы, подкрепленная психической атакой рекламной компании" http://www.shaonline.ru/forum/viewtopic.php?p=124156#124156 "Мне кажется, что после просмотра этого фильма я стал чище душой" http://morozoff.livejournal.com/96806.html "Просто выворачивает наружу... Опять пересматривал утром "Остров"... Фильм как то больно и неприятно задевает. Неприятно для себя... Чувсвтвуешь, что ты просто какой-то мудак и нехороший человек... Суетишься, бегаешь, работаешь, мечтаешь о миллионах, хорошей жизни..... А сам то понимаешь – надо то тебе немного, чуть-чуть..... А вот набраться смелости и обеспечить себе эти чуть-чуть.... Да просто руки опускаются.... И ты начинаешь себя успокаивать: мол, все образуется..... закончишь аспирантуру... будет у тебя все хорошо.... Как оправдание все это звучит.... пакостно и стыдно.... Оправдание собственного бессилия перед социумом, которому на тебя , по сути, просто" http://hope1982.livejournal.com/2278.html "Только сочетание Мамонова и северных пейзажей и держит на плаву этот второсортный фильм с неправдоподобным сценарием, плоскими характерами, слащавым пиаром РПЦ и серенькой музыкой". http://keldoor.livejournal.com/65446.html Зрители и участники обсуждений сами собирали коллекции мнений и делились своими находками, оценивали частоту мнений и их характер. "Забавно что из моих знакомых в основном: православным фильм понравился. в большей степени из-за Мамонова верующим/задумывающимся о Бога фильм понравился из-за линии покаяния евреям/иудеям фильм показался наигранным атеисты оценили художественную сторону фильма" http://www.patriarchia.ru/db/text/163591.html "«Остров» стал самым обсуждаемым фильмом прошлого года, заставив одних говорить «Бог есть. Я это понял», а других – по-снобски презрительно морщиться" http://motorin.livejournal.com/169176.html "О фильме я слышал что он тяжелый... Мне он показался достаточно «легким» и «светлым»... Все происходило сантиметров сорок над землей..." http://milto.livejournal.com/2069.html "По моим прикидкам, 5-10% были кратки: «смотреть не на что, фильма не было. Смотрел исповедь Мамонова, увлекся сумбурной искренностью». 50% сходятся на мысли, что лучше «Острова» – российский кинематограф не рождал (за какое, интересно, время?!!), а также «плакал», «стал другим человеком» и прочее... 40% и вовсе несут какой-то бред насчет новой эпохи, «чистого Дзэна», «а Мамонова – в святые»". http://tibetmonk.livejournal.com/5784.html "Hедавно я побывал на двух просмотрах с обсуждением. Публика была, в основном, церковная. Вели эти вечера известные в Петербурге «культуртрегеры» – образованные и интересные лица духовного звания. То, что их оценки многих моментов оказались диаметрально противоположными, меня не очень удивило". http://echo.920.spb.ru/area/su.pol/227634 Можно считать, что фильм профанирует веру, или – что утверждает, что в нем подделывают православие или, напротив, показывают его истинный облик. Отрицания и утверждения лежат в одной плоскости – "плоскости согласия". Редкие оценки выходят за эту границу. Это некоторое "пространство", в котором возможен спор: люди говорят об одних и тех же вещах одними и теми же словами, только различно их оценивают. Это – плоскость столкновения оценок и антиоценок, как коммунизм и антикоммунизм. Это в определенной мере – согласие. Истинное несогласие проявляется в отсутствии общего языка – тогда и спорить не о чем. О кинофильме "Остров" большинство людей говорит на одном языке. Постараемся описать эту "плоскость согласия", это пространство разговоров. Можно выстроить пары оппозиций, говорящие об одном и том же, но дающие прямо противоположные оценки. Мы обозначим эти "горячие линии", натягивающие ткань спора, и особые узловые точки, на которых эта ткань держится. Прежде всего скажем о том, какие позиции занимают высказывающиеся о фильме, потом – как в связи с этим характеризуется П. Мамонов (о. Анатолий), затем выделим несколько крупных мировоззренческих позиций, высказанных в связи с фильмом, посмотрим, как видят зрители ситуацию вокруг фильма и завершим обзор описанием того, с чем сравнивают фильм и с кем – актера Петра Мамонова. Мнения о фильмеЛубочная притчаОтдельный спор вышел о жанре. Удивительно почти полное согласие спорящих – они говорят лишь о деталях, определяемых высотой оценки. По типу это спор "шпион или разведчик?" Одни считают, что это православная притча, другие – что это лубок. "Дешевый низкосортный лубок «Остров» – главное кино о православии" http://lj.rossia.org/users/ded_mitya/224388.html "Не лубок, а притча" http://www.prodtp.ru/index.php?s=4837e15186b5b304c84a8841426d0a79&showtopic=4445&st=480&p=143196entry143196 "если бы фильм был «пустышкой» и «лубком», тут не было бы столько http://www.prodtp.ru/index.php?s=4837e15186b5b304c84a8841426d0a79&showtopic=4445&st=480&p=143196entry143196 "если сей фильм оградить жанром притчи, да более того – спрятать за корпоративным забором "православная", то – взятки гладки и как с гуся вода!" http://poor-ju.livejournal.com/106617.html "В моих мозгах фильм ассоциируется с библейскими притчами" http://talks.mark-itt.ru/forummessage/31/158814-0.html "Притчу нельзя пытаться судить по законам реализма, этот фильм выше «психологического кино»". http://www.hi-fi.ru/forum/27/56004/7 "«Остров» – притча, явная, назидательно-невнятная, как и положено жанру. Причем любая попытка обнаружить там Идею обречена". http://tibetmonk.livejournal.com/5784.html "«Остров», если хотите, стилизация. Стилизация под житие, «прямолинейное как рельс»". http://elvin-dill.livejournal.com/14211.html Опыт православияСначала обратим внимание на тех, кто говорит: этот фильм самым серьезным и правдивым образом показывает правду о православии. "Сильная сторона и необычность фильма в том, что в нем вполне адекватно (по моему скромному разумению как человека воцерковленного) выраженый религиозный опыт выводится на широкий экран. Задача эта крайне трудная – но, по-моему, с ней создатели фильма более-менее справились. Есть некоторые перегибы, но в целом мне глаз не режет". http://ivanov-petrov.livejournal.com/588028.html "эффект «удара по глазу» возникает именно из-за того, что невоцерковленный зритель сталкивается с необычным для него содержанием (религиозным опытом), который не очень представляет как трактовать" http://ivanov-petrov.livejournal.com/588028.html "Фильм показывает художественными средствами тот пласт опыта, который ранее (насколько мне известно) на широкий экран никогда не вылезал. И это сильно перевесило художественные качества фильма". http://ivanov-petrov.livejournal.com/588028.html "шедевр и новое слово в искусстве, не говоря о сценарии, которой просто нет слов – насколько верное понимание Православия" http://club.foto.ru/gallery/photos/photo.php?photo_id=768220 Утопия истинной правдыТе самые вещи, которые одним зрителям кажутся правдой жизни или – "как в житиях святых", другим видятся как утопия, риторика, пустая назидательность. И тут же рядом – мнения тех, кто подчеркивает спокойствие, простоту, отсутствие дидактичности. "в «Острове» абстрактно, туманно, пусть красиво, но чресчур назидательно и до удушья правильно" http://neistovo.livejournal.com/53016.html "Главное – не мелкие нестыковки и неточности, которых в общем-то и не замечаешь за главным, а общее впечатление и влияние этого фильма на мировоззрение. Давайте будем проще и добрее! Давайте больше верить Богу, который посылает нам духовное утешение". http://forum.mnogodetok.ru/viewtopic.php?p=18293#18293 "ты приезжай к нам или вообще вот по Сибири поезди, по деревенькам особенно. у меня даже мысли не возникло, что сюжет и обстановка не актуальны!! примерно в похожей на тот монастырь деревушке жила моя бабушка. там все так же, как и 5, и 10, и 15 лет назад" http://nerotigra.livejournal.com/56890.html "Нет там воспевания ни православия, ни вообще какой бы то ни было церкви как институт – прослойки (передаточного механизма) между человеком и Богом. Вы обратили внимание как мамоновский герой молится? В прихожей, в углу... Даже приведенный из-под палки в церковь молится не на образа, а в окно... Подтекст понятен и близок многим... Человек, общающийся без посредников с Высшими Силами, становится Человеком, общающимся с Богом. Тогда ему дано то, что человекам и не понять..." http://olshansky.livejournal.com/1015537.html "идея взаимодействия есть – но самого взаимодействия на экране, настоящего нетривиального взаимодействия душевных и физических движений – нет. Нет ритма взаимодействия, нет спонтанных реакций, нет никакой хореографии взглядов – нет совместного бытия. есть два отделенных друг от друга актера, которые играют то, что им объяснили. в результате остается голый и банальный каркас, люди-чурбаны, православное дацзыбао..." http://partr.livejournal.com/100455.html "Фильм ни в коем случае не о религии и не о Боге (таково мое впечатление и мнение). О вере. А это совсем другое... Вера внутри себя. Не внешние богопоклонение, святость, все эти обряды и иконы... Если нет у тебя за душой ничего, то все остальное лишь ширма, прикрывающая пустоту" http://www.lleo.aha.ru/dnevnik/2007/01/07.html?PHPSESSID=25c8c2ac597186830c578ab85733ede5 "Понравилась именно спокойность и умиротворенность фильма. Отсутствие драмы в обыденности страданий хорошо передает виктимный аспект православия. В жизни и смерти нет драматической музыки и наезда камеры крупным планом на перекошенный рот. Все без надрыва, без проповедей, без нравоучений и прочего дидактического пафоса" http://morozoff.livejournal.com/96806.html "Мне было указано, что Святейший Патриарх Алексий подчеркнул, что фильм «Остров» – это первое серьезное обращение российского художественного кинематографа к теме монашества, христианской жизни в целом, и особенно к теме покаяния и смирения. Кроме того, была затронута такая сложная тема, как подвиг юродства". http://www.dobroeslovo.ru/viewtopic.php?p=170780#170780 "все верно сказано про «простое кино». Оно и правда – простое. И своей искренностью и берет". http://pepsimist.ru/petr-nikolaevich-zh-zh-zhet/ Подлинник или фальсификация?Мнению о глубокой правдивости фильма противопоставляется не только укор в излишней назидательности, но и обвинение в фальши. Утверждается, что разговоры о "художественной правде" образа вредны, когда служат лжи. "О чем же он собственно говоря, этот фильм рассказывает? Что он декларирует? Что ты можешь сначала совершить предательство, убить брата, потом предаться не только добровольному, но и вполне вольному покаянию на свое собственное усмотрение и, за все за это Господь пошлет тебе светлый дар пророчества, дар целительства... Дальше ты станешь святым старцем и получишь право отнимать и выбрасывать чужие сапоги и одеяла, вообще учить людей, что и как им делать, все тебя станут уважать и слушаться твоих советов. Так получается? Но ведь это ложь.... Но мне плевать на прекрасную природу и прекрасных актеров, если это все брошено на службу заведомо ложной идее. При Гитлере тоже снималось кино, и играли прекрасные актеры. На фоне дивной природы. Не может быть на первом месте в искусстве то, как это сделано. На первом месте всегда вопрос: о чем это?" http://poor-ju.livejournal.com/106617.html "Ну да, прощение, спасение, но зачем с таким надрывом?" http://ivanov-petrov.livejournal.com/588028.html "Зачем? Почему? Немцы просто так не расстреливали. И как этот истерически трусливый молодой человек, показанный в начале, стал таким, каким его в фильме показывает Мамонов (отлично, кстати играет! – но тоже в поддавки). А какой благостный настоятель! «Правильно ты мои сапоги сжег!» Тьфу, как слащаво и неискренне (хотя Сухоруков тоже отлично играл, но ситуация сама фальшивая). Ну, и все эти «чюдеса»... И убитый капитан, так удачно оказавшийся живым! Фальшиво все" http://www.lleo.aha.ru/dnevnik/2007/01/07.html?PHPSESSID=25c8c2ac597186830c578ab85733ede5 "главное – фильм очень правдивый. Не в том смысле, что в нем показана некая «правда жизни». А в том, что он направляет к той Правде и тому Совершенству, к которому мы все стремимся" http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=681.msg221937#msg221937 Простой / сложныйПо поводу того, прост ли фильм, мнения разошлись. Кто-то считает, что он очень простой – причем по этой причине одни оценивают его низко (простая поделка), а другие – высоко (простота правды). Кто-то думает, что фильм сложный, – и снова оценки расходятся: сложный-хороший, глубокий, либо сложный-мудреный, искусственный, фальшивый. "Фильм сделан без высокоумия, наивно, поэтому, думаю, хороший. Единственный раз посмотрела по тв. в нем есть несколько таких глубоких образов, что всякому делу сопутствующие слабости и недостатки перестают задевать" http://russned.ru/stats.php?ID=746 "Фильм хороший, с этим я не спорю, однако ничего выдающегося я в нем не нашел. Если бы фильм был выдающимся, его сразу можно было бы разбить на цитаты, диалоги, а что касается непосредственно «Острова», ничего такого там нет. Прежде всего фильм запомнился очень ровной, практически без извилин, сюжетной линией" http://blogbydmt.blogspot.com/2007/02/blog-post_09.html "Фильм непростой. С одной стороны, это православная притча с характерным привкусом блаженной юродивости. С другой стороны, у фильма широкий промоушн с мощным сайтом, предлагающим посетителям до ужаса широкий спектр онлайн-услуг – тестики, онлайн-исповедальни, наверняка там даже «скачай се картинки и рингтончег на мобилку» отыщется, если как следует поискать". http://www.lleo.aha.ru/dnevnik/2007/01/07.html?PHPSESSID=25c8c2ac597186830c578ab85733ede5 "фильм получился очень естественным и простым. Я в принципе против любой религиозной пропаганды, но этот фильм мне действительно понравился. Он не процерковь, а про людей" http://dmitryshibaev.livejournal.com/1587.html "Фильм – весьма примитивный и сделан очень незатейливо, если не сказать грубо. Никак не могу понять, чем он вам понравился? Это – просто очередная рассказка для «людей умственного религиозного состояния» (Вольтер).... «Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасешься» – вот основная идея фильма. Так что, сограждане, грешите не стесняйтесь, а потом старательно кайтесь и денежки носите в церковь, может чего путного и получится" http://ariom.ru/forum/viewtopic.php?p=307270#307270 "фильм очень и очень не плохой, но просечь фишку Православия по нему нельзя. он явно не полный, это я просто как носитель традиции говорю. все одновременно и НАМНОГО сложнее и намного проще" http://diary.ru/~telcontar/?comments&postid=23479746 Глубокий / поверхностныйМногие считают фильм глубоким, затрагивающим очень серьезные жизненные проблемы. Реже говорят, что фильм хороший, но поверхностный. Обычно считающие этот фильм поверхностным считают его плохим. "Фильм хорош уже тем что люди говоря о нем – говорят важные и глубокие вещи о себе" http://ivanov-petrov.livejournal.com/588028.html "ГЛУБИНУ МУЖИК ГЛАГОЛИТ. И ПРИСЛУШАТЬСЯ ЕГО ЕСТЬ В ЧЕМ, А НЕКОТОРЫМ И ОСОБЕННО, НО НЕ ЯЗВИТЬ. ЕГО РАЗМЫШЛЕНИЯ ЧИСТЫЕ, СВЕТЛЫЕ И ГЛУБОКИЕ". http://www.kpnemo.ru/other/2007/02/07/P_Mamonov_Ved_kak_vse_nyinche_izvrascheno/ "Фильм «Остров» затрагивает серьезные темы нашей жизни – отношение человека с Господом, признание своей греховности или отсутствие такового, покаяние. Подобные темы предполагают, очень серьезные переживания души нашей и конечно могут навеять осознание «трагизма»". http://forum.mnogodetok.ru/viewtopic.php?p=18293#18293 "Да, для нашего времени, бесспорно, «Остров» – явление. Потому что тысячи людей потом, после этого фильма, задали вопрос: «А я? как я живу?» И это многого стоит. несомненно, отличный, глубокий фильм!" http://forum.mnogodetok.ru/viewtopic.php?p=18293#18293 "А вообще, мне непонятен успех этого фильма: это что, в самом деле народ истосковался по фильмам «про духовность», или только критики, или просто директива сверху – фильм про церковь наградить? Все это кажется частью какой-то опасной тенденции". http://seance.ru/blog/ostrov-vs-ostrov "получился не просто фильм, а гораздо больше, чем фильм. Это серьезное культурное явление, дающее повод к глубоким размышлениям о нашей жизни" http://echo.920.spb.ru/area/su.pol/227634 "а мне фильм сначала очень не понравился, но потом я изменил свое мнение, т.к. увидел как этот фильм действует на людей – я вот впервые за 15 лет увидел, как мой зять плачет – во время просмотра этого фильма; но чисто художественно этот фильм очень плох" http://mona-fenix.livejournal.com/41270.html "Сам по себе фильм дает весьма поверхностное представление о Православии". http://diary.ru/~telcontar/?comments&postid=23479746 "все вокруг говорят, что фильм очень духовный. Если духовность выражается в количестве прочитанных за фильм молитв – то таки да... Еще, некоторые утверждают что фильм изобилует откровениями и вообще некими умными мыслями. Ну, если вам лет 16 – то пожалуй, да. Определенные умные мысли найти можно" http://crab-off.livejournal.com/382922.html "американцы обделаются триста раз, но такого фильма снять не смогут. если начинать писать, сколько проблем кино затрагивает = выйдет страницы на три, не меньше. одна мысль тянет другую, вторая третью, и так режиссер выводит нас на какую-то одну, большую и главную идею" http://talks.mark-itt.ru/forummessage/31/158814-0.html "Торкнуло! Давно не смотрел таких глубоких вещей" http://talks.mark-itt.ru/forummessage/31/158814-0.html Суета аскетикиВариантом темы глубокий / поверхностный является обсуждение темы православной аскетики. Углубленная религиозная жизнь в уединении противопоставляется мирской суете. Этому противоречит обратное мнение – что углубленная духовность главного героя на деле – не более чем пустое мельтешение запутавшегося человека. "Зрителей постепенно подводят к мысли, что истинного совершенства в христианском смысле можно достичь лишь в молитвенном уединении, распрощавшись со своими привязанностями к материальному (концептуальный акт сжигания сапог и одеяла настоятеля). ...Какие же мелкие проблемы волнуют мирян сейчас: маленькие пенсии и зарплаты, увеличение коммунальных платежей, нехватка лекарств, все возрастающая платность образования и медицины, урезание гражданских свобод, наконец. Критикуют власти, выходят на митинги, кое-кто даже на забастовки – мельтешение все это. Суета сует" http://sauerrr.livejournal.com/4644.html "о.Анатолий борется на протяжении всего фильма с привязанностью людей ко всему земному" http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=681.msg174204#msg174204 "надо назвать вещи своими именами – это фильм не о покаянии, а о внутреннем метании – «нет мира у меня в душе» – главного героя, каковое метание и неприкаянность наша интеллигенция почему-то именует покаянием..." http://www.pravmir.ru/article_1501.html "Чтобы стать наиболее крутым святым и праведником нужно совершить как можно более тяжкий грех – убить человека, скажем. Иные же монахи, не имеющие за душой такого тяжкого греха, получается, менее круты в смысле праведности. И их герой «наказывает». ... Ну, живет герой в монастыре. А чем еще там заниматься, как не молиться и не каяться? Тоже мне, работа. Тунеядец, потерявший человеческое лицо – вот идеал этого фильма, идеал покаяния". http://garry-scripnik.livejournal.com/119485.html Великий фильм... особенно на мелком фоне"Остров" считают сильным, великим фильмом о "духовном"; другие возражают: это только кажется, это иллюзия, возникающая из-за фона нашей культурной жизни. "в чем Мамонов прав абсолютно – это признанием, что «Остров» – очень простенькое кино, но на общем фоне выглядит шедевром. То есть, вот это простое, поверхностное, натянутое за уши, но не дотягивающее в своей простоте – до притчи – это лучшее кино?" http://kinoprobka.livejournal.com/17642.html "Давай честно, фильм не самого высокого уровня, но на фоне сериалов, боевиков и разврата, смотриться глубоко духовным. И что нового Петр сказал???? кто этого не знает и не понимает???? Просто говорить с экрана у нас некому, там Ксюша Собчак, новые бабки и депутаты" http://ariom.ru/forum/viewtopic.php?p=313173#313173 "вы непомерно строги, брат. поместите фильм в ряд росских фильмов, тогда оценка будет правильной. нельзя предьявлять к нему претензий, как к большому". http://partr.livejournal.com/100455.html "Насчет отзыва Патриарха – я сама, лично, своими ушами слышала от него слова о том, что он смотрел фильм и что на фоне негативной информации, которая льется на нас через СМИ, ярким образцом действительно духовного кино стал фильм «Остров»". http://forum.mnogodetok.ru/viewtopic.php?p=18293#18293 "Мне кажется, что фильм – достаточно коммерческий. Мамонов – талантлив, что отрицать было бы лишним. А в остальном – намешано всего по немногу. И модная религиозная тематика, и слезовыжималка присутствует, и стеба в меру, чтоб народ не заскучал. Просто на фоне огромного количества дерьма, заполонившего эфир, «Остров» выглядит для некоторых чуть ли не откровением" http://www.ffclub.ru/forum/index.php?s=ebbe3271419e391bcb5b56b283d632d6&showtopic=42062&st=40entry1069990 "Извините, но я что-то не пойму, что здесь несет эта эстетствующая публика по-поводу гадкости Острова? Среди того дерьма, которым наполнена наша (и не только наша) массовая литература и кинематограф, этот фильм, как лучик света". http://www.shaonline.ru/forum/viewtopic.php?p=124156#124156 "Не скажу, что «Остров» – фильм суперский, но для современной российской киноиндустрии бесспорно выдающийся" http://talks.mark-itt.ru/forummessage/31/158814-0.html "В фильме есть мусор. Но этот мусор есть обертка. Яркий, цветастый, до боли знакомый фантик с крупными веселыми буквами в середине хрустящей фольги. И он на хер не нужен. Его нужно жечь, как отец Анатолий жег сапоги, или топить, как он топил турецкое одеяло... Но все, что спрятано в фантике – вкуснО. И хочется еще – это что-то навроде голода". http://elvin-dill.livejournal.com/14211.html "Безусловно, на фоне массы современного кино-ширпотреба (где о "духовности" говорить не приходится) фильм выделяется. Если же сравнить "Остров" с лучшими образцами мирового кинематографа (или искусства вообще) – затрагивающими религиозную проблематику – результат будет иным...:)" http://bgmt.livejournal.com/272734.html Православие-лайтКроме противопоставления глубины и поверхностности ("я видел такие горы, по сравнению с которой эта – просто яма"), говорится и другое. Речь – о моде на православие, о конъюнктурном спросе на "православие-лайт". "Фильм посмотрела с интересом. Но ощущение, что в нем много лжи не покидает... Им нужно удобное православие, православие-лайт, как сейчас говорят, – где не нужно ничем жертвовать. Или жертвовать тем, чем мы сами готовы поступиться, по принципу «на тебе, Боже, что нам не гоже». Я сама такая, поэтому до костей пробрало, до ужаса". http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=681.msg174204#msg174204 "Лунгин как был конъюнктурщиком, так им и остался. Теперь – на тему православия, что «актуально» в последнее время. Мамонов в своем репертуаре. Но в целом фильм скучный, заснул на середине" http://wadiczka.livejournal.com/10186.html "Лунгин вознамерился принести согражданам Бога через историю старчества и юродства. Я думаю, что, и сами слова эти «юродство» и «старчество» Лунгин услышал впервые лишь после того как смекнул, что сейчас пришло время торгануть именно Православием" http://poor-ju.livejournal.com/106617.html "Отчасти фильм является отражением общественного отношения к православию, выявляет на какое православие нынче мода" http://poor-ju.livejournal.com/106617.html "В целом смахивает на пиар православия" http://www.lleo.aha.ru/dnevnik/2007/01/07.html?PHPSESSID=25c8c2ac597186830c578ab85733ede5 "фильм в общем полезный .. хотя из возможного личного откровенного кино сделали агит-проект... РТР втихоря сделали почтибеспройгрышную ставку на первый фильм о русских Павла Лунгина (точнее на внутренний мир музыканта и актера Петра Мамонова" http://talks.mark-itt.ru/forummessage/31/158814-0.html "В этом фильме эпизоды есть сильные, но в целом – агитация за духовность. Такое вот: хватит жить как попало, пора задуматься... а о чем?" http://paslen.livejournal.com/487421.html "Поверхностное якобы православие нынче в моде, а для таких модников, этот фильм в самый раз. Ничего не понятно и вроде как так и должно быть". http://azastan.livejournal.com/342437.html "Как явление искусства это недоразумение. Натянутый сюжет приобретает хоть какое-то правдоподобие, если исходить из того, что главный герой – просто деревенский дурачок (не знаю медицинского определения), попавший в неудачное время.... В рамках конфессии – фильм изумительно православный, следует всем традициям, отклонения в пределах допустимого, хотя кое-что упрощено – что, опять-таки, вполне допустимо в популярном жанре. Фильм вписался во время распространения и господдержки православия, что вызвало у меня подозрение в его конъюнктурности. ...вывод мой прост: фильм слабый художественно, умеренно духовный, православия в нем вообще нет, фильм соответствует состоянию производственных отношений. Показывать менеджерам, коммивояжерам и юным девицам". http://karakovski.livejournal.com/252575.html "Почему даже это, на скорую руку собранное действо собирает столько поклонников под шатром высокой духовности? Что цепляет? Отсутствие кина о «вечном»? И неужели от повторения слова «халва»во рту действительно слаще?" http://karakovski.livejournal.com/252575.html "Такое «богословие для бедных», вернее, для тех, кому нужны костылики. Фильм успешно находит своего зрителя. пошлость бессмертна". http://seance.ru/blog/ostrov-vs-ostrov "может я тупая, но у меня этот фильм особых религиозных чувств и настроений не провоцирует. Христианство здесь воспринимается скорее символично, или даже просто для оправдания сюжета" http://mashafs.livejournal.com/14376.html "Такой явной пропаганды православия и христианства я давненько не видел". http://unsorted.ru/viewtopic.php?p=145371#145371 "намерения Лунгина были благими, а что получилось? Режиссер заземлил драму, опошлил, сыграл на публику. В результате получился трусливый псевдоглубокий фильм на модную тему, который снимали как будто затем только, чтобы в очередной раз заявить во всю глотку на международных фестивалях о «русской соборности, духовности и красной рыбе из Баренцева моря».... Одним махом убивается великое христианское таинство, которому посвящен фильм, ~ ПОКАЯНИЕ". http://www.ekranka.ru/?id=f100"Фильм откровенно слабый. Даже не с идеологической или там философской точки зрения, а просто с профессиональной. Такой, средней паршивости, каких в России за год производится десятка полтора, а в США – несколько сотен. Попытка поиграть на теме, которая нынче хорошо инвестируется. Слабый сюжет, слабая музыка, почти полное отсутствие эмоциональности, посредственная игра актеров. Прежде всего самого Мамонова. При этом – колоссальный пиар". http://lj.rossia.org/users/ded_mitya/224388.html Православное мировоззрение – это чернуха?Еще более крайнюю позицию занимают те, кто говорит не об "облегченном" и упрощенном православии, показанном в фильме, а в связи с фильмом сообщают, насколько им омерзительна реклама православия и какой неприглядный образ у православия в фильме. Разумеется, с этой позицией спорят сторонники православия, которым фильм понравился. "«Остров» – антирелигиозный фильм. Фильм о цене сапог поповских и о цене прощения" http://www.mudoff.ru/?p=13 "Такое состояние души человека приводит к высшему смирению духа. Думать о себе как о последнем грешнике доступно не многим. Это и есть подвиг самой жизни. В ад опустил свою душу раб Божий Анатолий в виду обстоятельств своей жизни в ранние ее годы. Дары милости Божией уже отцу Анатолию – благодать по такому его очистительному смирению. Слава Богу, что до последних дней своей жизни о. Анатолий не переставал о себе думать как о человекоубийце, большом грешнике, не достойном Божией милости. Но искал этим дарам преемника, зная о своем часе. Обличал-смирял, по-доброму задевал о. Иова" http://russned.ru/stats.php?ID=746 "С первых секунд от фильма так резко завоняло, что дольше пяти минут продержаться было невозможно. Какая-то уж шарнирная вымученность, кукольный театр для православных чинуш" http://karakovski.livejournal.com/252575.html "Главная идея – страх. Именно страх. Ну очень уж не хотелось главному герою попадать в ад, вот и замаливал грехи как мог, юродивым помогал и т.п. А потом, когда узнал, что его сверхидейный грех и не грех вовсе, ибо не убивал он никого – и жить то уже оказывается не надо, можно чистеньким отправляться напрямую в рай в рейсовом гробу. Поверхностно? Да, поверхностно. Но яркий пример как любая иррациональная сверхидея может сделать человека заложником собственных тараканов". http://unsorted.ru/viewtopic.php?p=145371#145371 "по ходу сценария все – и миряне, и монахи – благодарны за все исключительно о.Анатолию лично. Сам главный герой, осознав, что убийства не было, тоже почему-то не торопится возблагодарить Господа за эту милость. Однобокое какое-то христианство получается, как мне кажется" http://www.pravmir.ru/article_1501.html "фильм оказался чудовищным. Это полная попса. Наделали каких-то цирковых номеров, в главной роли которых Мамонов. Текст ужасный... я православный воцерковленный человек, но это просто полная безвкусица" http://karakovski.livejournal.com/252575.html "Эта карикатура на саврименнае павальное увлечение рилигией и так называемай "духовнастью", доходящее до глупай ортодоксальности = кагда воры и убийцы в леце госудрасвенных диятелей ходят бицца лбом об пластмассавый пол храма Глиста Спаситиля для паказушнава пакаяния". http://talks.mark-itt.ru/forummessage/31/158814-0.html "Преподносимые взгляды настолько безнравственны и дремучи, что восхищенная оторопь берет. Власть над всем имеет всемогущий и добрый Бог, являющийся личностью. Личность Бога больше всего напоминает покойного Туркменбаши. Вселенная – место довольно ублюдочное, находящееся во власти гниения, немощи, мерзкой погоды, лопающихся труб и невидимых бесов, а главное – утопающее в грехе. Чтобы не угодить в ад и заслужить вечное блаженство (в чем оно заключается – неизвестно), надо стараться не грешить. Подробный список грехов оставлен на усмотрение соответствующих инстанций. Не менее важно без конца славить и благодарить Вседержителя, просить у него прощения и умолять, чтобы он не отвернулся. Чтобы завоевать ощутимое доверие Господа и стать проводником его всемогущества, необходимо жить на острове, с утра до вечера пресмыкаться перед раскрашенными кусками дерева, не мыться, не чистить зубы, не менять одежду, спать на угле и истерично веровать. Представителем Бога на земле является Церковь, которая не идеальна, но все прочее значительно хуже. Кроме того, именно в Церкви можно найти раскрашенные деревянные доски. Высшая духовность есть юродивость в нищете, главные добродетели суть пассивность и раболепие, рационализм идет от диавола, убивать и предавать нельзя не потому, что это плохо, а потому что накажут". http://karakovski.livejournal.com/252575.html Разоблачение православия: они всегда были тухлымиНаконец, от мнения "православие-лайт", укоряющего фильм в легком и доступном образе православия, слишком легком и слишком доступном, и от неприглядного образа православия в фильме, мы переходим к следующей позиции, узловой точке пространства мнений: фильм отражает то, что есть, и это имеющееся – ужасно. "Концовка фильма (похороны) недвусмысленно указывает на позицию авторов по отношению к центральному персонажу и попытку вырастить кристал положительного героя, едва ли не святого, из говна и пара. Никаких положительных героев в фильме нет. Есть аморфное существо в оболочке «отца Анатолия» (Петр Мамонов), есть сытые и циничные попы, и есть оживоченная паства с затравленными глазенками (девица, просящая благословения на аборт сыграна просто гениально). Никаких конфликтов, никакой трагедии, никакого полета. «Возлюби свою слабость, возлюби свою подлость, возлюби свою вонь». Летов плевал эту фразу в лицо слушателю как вызов и провокацию. Теперь это «лозунг момента». Диакон Андрей Кураев назвал этот фильм «настоящим, живым православием». Я знал, что все плохо. Я не знал, что настолько" http://lj.rossia.org/users/ded_mitya/224388.html "Зато теперь я точно знаю, по какому принципу работает бог. Убивать, короче, можно. Главное раскаяться потом, и все окей. Этот псевдоположительный герой бесил не протяжении всего фильма" http://forum.prus.ru/viewtopic.php?p=108224#108224 "фильм очень своевременный и показательный, крайне созвучен всему что происходит на внутрироссийской политической сцене. попытка направить разрушительный потенциал молодежи в сдерживающее русло церкви, и похоронить ее там заживо чем, в принципе, церковь всегда занималась. заказчики фильма – политтехнологи, ибо в противном случае снимали бы что-нть повеселее. подавляющее число наград фильм получил в россии, а значит он крайне угоден местному режиму" http://azastan.livejournal.com/342437.html "Фильм «Остров» – это не призыв идти в церковь. Создатели картины наоборот иронизируют над церковью" http://www.dobroeslovo.ru/viewtopic.php?p=170780#170780 Так выглядит "линия мнений" относительно принадлежности фильма к православной традиции. Есть и другая линия напряжений – она обозначена самим фактом массового проката и успеха фильма. Это – мнение об элитарности "Острова". Элитное следование моде и элитарное противопоставление модеБольшой успех фильма вызвал двоякую реакцию: с одной стороны, говорится об элитарности фильма, о том, что "простым" людям он не доступен, они не смогут понять его глубину. С другой стороны, возникает противореакция: раз успех такой большой и в "элиту" входит так много людей – соблазнительно противопоставить себя элите, сообщая, что фильм не произвел ни малейшего впечатления. Тут же говорится о том, сколь плоха элита, прельстившаяся негодным фильмом. Такова же реакция на "моду на Мамонова". "Очень удивилась, услышав высказывание в СМИ о том, что Лунгин снял «кино не для всех», а оно неожиданно приобрело такую массовую популярность. Смешно, когда такое говорят о фильме, реклама которого и афиши висят на каждом заборе и автобусной остановке. Согласна с предыдущим постом, что это лубок. Чистой воды массовая культура" http://www.prodtp.ru/index.php?showtopic=4445&st=480&p=143061entry143061 "Что фильм массовый – с этим никто и не спорит. Но он получился хорошим. Именно для всех, красиво и умно. Необязательно массовый фильм должен быть пустышкой. Прекрасно, что его понимают и смотрят не только «избранные». Фильмы Чаплина тоже были весьма и весьма популярными :). И сказки братьев Гримм" http://www.prodtp.ru/index.php?showtopic=4445&st=480&p=143061entry143061 "Всем нравится Мамонов. Мне тоже нравится. Грустно толкаться в густой толпе почитателей. Жаль, что на Остров и Мамонова формируется мода. Мне было бы приятнее, если бы он нравился немногим" http://pvn123.livejournal.com/6839.html "а разве фильм, как «искусство для масс», зрелище для тысяч, вообще может быть духовным? Разве массовое – духовно?" http://ariom.ru/forum/viewtopic.php?p=313173#313173 "прямо на глазах вырастает особая «элитная мода» на всевозможное уничижение Петра Мамонова. Уже не раз сталкивался с тем, как факт того, что человек не смотрел и принципиально смотреть не будет «Остров», используется им как свежайший способ самопозиционирования и презентации истинного высокого художественного вкуса... я не откажусь от убежденности в том, что это наивеличайший и наинепопсовейший гений современности" http://langobard.livejournal.com/1038914.html "к Лунгину отношение очень неоднозначное. Поскольку он регулярно «приторговывает», всегда ждешь, чем «приторгует» на следующий раз – и выясняется, что на этот раз Мамоновым. По взаимному согласию. И заранее воротит. (я не смотрела еще фильм, я говорю про схему ожидания)" http://langobard.livejournal.com/1038914.html "То, кто, как и чем «приторговывает» в фильме «Остров» – это ваши индивидуальные сны, заморочки, сплетни бабушки на завалинке. А вот то, ЧТО говорится этим фильмом, ЧТО говорится и самим Мамоновым, и Лунгиным этим фильмом – это и только это и существенно. Вот я ТОЧНО не вхожу в компанию ваших дурацких «коллективных ожиданий», вот только здесь на этой ленте еще с десяток таких наберется... Откуда мыссы-то будете набирать для презентабельных соц.опросов, умники?!" http://langobard.livejournal.com/1038914.html "что вызвало мое самое большое удивление, так это то, что вся «прогрессивная творческая интеллигенция», начиная от Богушевской и Арефьевой и заканчивая Гурьевым, пели небесную хвалу картине, причем не просто дифирамбы, а прям-таки оду к радости, вот он шедевр типа. Как могло найти такое затмение сразу и на всех, не успевающих становится в один ряд восторженных, ума не приложу". http://lj.rossia.org/users/ded_mitya/224388.html "Все же это некоммерческое кино, рассчитано на узкий круг зрителей. Это же не «ночной позор» какой-нить, где хорошую часть бюджета берет на себя реклама, раскрутка фильма" http://www.ffclub.ru/forum/index.php?s=ebbe3271419e391bcb5b56b283d632d6&showtopic=42062&st=40entry1069990 "Остров это не для всех фильм, он как помощь для тех, кто дорогу к вере выбрал и у кого он будет востребован. А кому этого не надо и кто живет попкорновым искусством, тому просто надо сказать, чтобы не смотрели его, не тратили время и не писали потом что это отстой". http://www.ffclub.ru/forum/index.php?s=ebbe3271419e391bcb5b56b283d632d6&showtopic=42062&st=40entry1069990 "фильм этот только для тех кто интересуется верой. для всех прочих он и в самом деле может быть скучен. и массово его показывать и толпы народа зазывать в кинотеатры низя. это из серии кино для своего зрителя" http://nerotigra.livejournal.com/56890.html "«Остров» же – кино и вовсе массовое. В этом случае мне хотелось бы повторить слова Алексея Мажаева: «Остров» – это бибилия для маленьких. Причем главный вывод этой библии – есть лишь один выход – покайтесь, грешные" http://ulysses85.livejournal.com/98372.html "Кампания, как мне понятно теперь, оказалась очень удачной и действенной, потому что вокруг фильма создался подобающий фильмам такого рода ореол таинственности и статус «не для всех», что особенно привлекает массы. Потому что каждому хочется увидеть то же, что видят избранные, то есть те, «для кого» снято кино". http://karakovski.livejournal.com/252575.html "И меня совсем не удивляет то, что он не нравится огромному, подавляющему количеству народа. Причем, даже не самого глупого и убогого. Это о совести, о покаянии, то есть о вещах, которые у нас совсем не катят" http://pepsimist.ru/petr-nikolaevich-zh-zh-zhet/ "Думается, что как раз-таки нравится, но – по разным причинам. Подавляющему большинству – за нонконформистские ужимки, но некоторым, у которых «тема совести еще катит»..." http://pepsimist.ru/petr-nikolaevich-zh-zh-zhet/ "повальная реклама, тысячи постов о фильме, нарезка сюжетов по ТВ, просто отбили желание смотреть фильм. Ощущение, что я его посмотрела, все понятно" http://dmitryshibaev.livejournal.com/1587.html "шум пригламуренной блогосферы в духе – а я знаток творчества Мамонова, разбираюсь в актерской игре и вообще в искусстве и фильм Остров мне нравится, патамуша там о высоком". http://pustotel.livejournal.com/192404.html Истинный а ля рюсСледующий вопрос – о национальном характере этого фильма. Одни считают "Остров" истинно русским фильмом, показавшим самые основы русской культуры, затронувшим исконные русские ценности. Другое полагают, что это подделка, приспособление к выдуманному образу национальной идеологии – вплоть до того, что выведена даже формула "православного гламура". "идеи все – явный аля рюс – продажа медведей на экспорт" http://partr.livejournal.com/100455.html "Уже не впервые сталкиваюсь в журнальчиках эмигрантишек (как внешних, так и внутренних) с какой-то зоологической реакцией на кино «остров». Хорошо, что вонь и шипение по протоколу TCP/IP пока что не передается, а то бы уже «хоть святых выноси»". http://russned.ru/stats.php?ID=746 "Здесь есть неуловимое дуновение именно русского духа. Грешить-так грешить, а уж страдать – так опять таки до сухого остатка себя. Не судите, да несудимы будите" http://www.ffclub.ru/forum/index.php?s=ebbe3271419e391bcb5b56b283d632d6&showtopic=42062&st=40entry1069990 "одно очевидно – он полностью соответствует русскому православному пониманию падения человека и его покаянию. Такие фильмы просто обязаны быть в нашей русской культуре" http://www.patriarchia.ru/db/text/163591.html "Лунгин нашел идеально адекватное мировосприятию «простого русского человека» (тм) решение ~ он собрал актеров, запомнившихся в типажах бандитов, и сделал их монахами, а на роль кающегося юродивого пригласил эпатажника и бывшего рокера Мамонова. ... Лунгин попал в цель, потому что знал, на кого рассчитывает, – на толпу во власти иррационального желания упасть перед иконой, ударить себя в грудь, позабыть обо всем окружающем в экстатическом припадке «просветления». И для таких людей перевоплощение вечных бандитов в монахов – это то самое, достоверное, сигнал о широте русской души, о неисповедимости пути Господа. ...На самом-то деле все показанное – отчетливая манипуляция, перенявшая еще и приемы западного блокбастера, иллюстрирующего чудо для маловеров... Лунгин не любит русских, а потому в качестве мессии дает им шарлатана... Возрождение язычества на фоне всеобщей деградации – вот что предлагает режиссер. Эстетика русофобства оказалась востребована православным мейнстримом потому, что был предпринят эксперимент по поиску универсальной формулы ортодоксального гламура" http://www.ekranka.ru/?id=f100 "Насмотревшись на Борей Моисеевых, верят, что нормальные мужики в России уже перевелись и т.д. и т.п. Не верят только в Бога! Да, Россия – женщина, красивая и недоступная, многие пытались ее изнасиловать, но она всегда поднималась с колен, потому, что ее спасало Православие. Поэтому, ее и населяют такие «подполковники», христиане подсознательно, потому, что они родились в стране, где когда-то жили Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Свирский и многие, многие православные святые, каждый из которых мог бы стать прообразом «отца Анатолия», столь реалистично сыгранного П. Мамоновым, и я перед ним снимаю шляпу..." http://www.kpnemo.ru/other/2007/02/07/P_Mamonov_Ved_kak_vse_nyinche_izvrascheno/ "Если национальным героем и главным национальным образом нашей страны станет Петр Николаевич Мамонов – я патриот такой страны. Я националист такой нации". http://olshansky.livejournal.com/1015537.html "Все эти лунгинские «Свадьбы» и «Острова» и выропаевские «Эйфории» эксплуатируют одни и те же штампы о русских – герои только и занимаются тем, что пьют-бьют-умирают-убивают-молятся-каются. Все. Беспросветность полная. Мрак. Алкоголизм. Никакой жизни, никакой осмысленной деятельности, никакой любви к себе... «Остров» являет апофеоз культа смерти. Что хорошего ждет страну с таким культом непонятно". http://olshansky.livejournal.com/1015537.html "Мамонов – это, во-первых, насквозь лживое декадентское-кривляющееся а-ля псевдо-Достоевкий для раздобревших дискотечных пэтэушниц. А, во-вторых, ни разу не русское" http://olshansky.livejournal.com/1015537.html "это самая русская картина из всего того, что выходило на экраны за несколько последних десятилетий. И при этом самая талантливая и глубокая картина". http://echo.920.spb.ru/area/su.pol/227634 "«Остров» справедливо выигрывает (ибо к нашему менталитету ближе всего + хороший актерский состав (Сухоруков, Мамонов...)" http://users.livejournal.com/raindog__/20718.html "мне думается, «Остров» держится на очень «русских» вещах. Природа русского Севера, неспешность монастырской жизни, несуетность, очень «русский»" центральный образ... Эмиграция – хоть и трудно обобщать – далека от этого. А если это из фильма убрать – мало что останется" http://bgmt.livejournal.com/272734.html "Остров – подделка. «Остров» держится не на «русских» вещах, а на попсово-русских". http://bgmt.livejournal.com/272734.html "этот фильм о загадочной русской душе" http://www.dobroeslovo.ru/viewtopic.php?p=170780#170780 Антиамериканизм и национализм –
|