Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/soc_gr/lady_man/of19953805 Российскую прессу мало интересует возраст и ум россиянок и иностранок 29.09.1995 [отчет] [ Светлана Мигдисова, Елена Петренко, Татьяна Захарова, Анна Воронцо-ва, Дмитрий Чубуков ] Фонд "Общественное мнение" провел исследование представлений о женщине в прессе. Исследование проводилось методом контент-анализа. Для этого были использованы все публикации о женщинах недельной подшивки пяти российских газет – "Известия", "Правда", "Сегодня", "Московский комсомолец" и "Российская газета". Каждое из этих изданий занимает определенную нишу в российской прессе, имеет свою аудиторию и отличается от других как по форме и содержанию публикаций, так и по своему статусу и направленности. Оказалось, что из 15 публикаций, полностью посвященных женщине, могло бы получиться только полтора 8-полосных номера. На первую полосу публикации о женщине попадают очень редко, а если и попадают, то, как правило, не женщина в них – главный герой. Представительница слабого пола может привлечь внимание прессы в основном благодаря своей профессиональной деятельности. При этом российские журналисты чаще всего пишут о женщинах – политиках и руководителях, актрисах и певицах, журналистах и литераторах, специалистах с высшим образованием, моделях и спортсменах. Обращает на себя внимание то, что практически нет текстов о представительницах древнейших профессий или женщинах-экстрасенсах. Прессу интересует женщина дела. Впрочем, это согласуется с данными опросов. За последние пять лет в два с половиной раза выросла доля тех, кто считает профессиональную деятельность особенно важной для женщины (с 14% до 35%). Представители прессы нечасто предоставляют женщинам возможность высказаться (в 74% публикаций они молчат), но зато когда они говорят, то в первую очередь – о государственных проблемах, во вторую – о своей профессии, в третью – об искусстве. Любовь, семья, секс и быт – на последних местах. Итак, наиболее распространенной причиной появления публикации о женщине является ее профессиональная деятельность. На втором месте – ее популярность, а на третьем – упоминание в прессе имени мужчины, с которым знакома женщина. В 19% публикаций о женщине появляется имя известного мужчины (актера, спортсмена, политика и пр.), причем только в 3% публикаций говорится о любовной связи между этим мужчиной и женщиной. А текстов, в которых женщину называют любимой, – только 5%. Однако в таких текстах чаще говорится о иностранках, нежели о россиянках. Вообще образы россиянок и иностранок, созданные российскими журналистами, различаются, но где бы ни жила женщина, чаще всего внимание прессы направлено на ее профессиональную деятельность. В текстах о иностранках чаще делается акцент на их внешности и одежде (21%), а о россиянках подобных текстов – только 11%. Вот что прежде всего подчеркивается в публикациях о иностранках и в текстах о жительницах России:
Любопытно, что российские женщины, по данным опросов, так же редко, как и мужчины, отвечали, что для представительниц прекрасного пола важнее всего – умение следить за своей внешностью. |