Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/soc_gr/molodezh/kr09mol Динамика кризисных настроений молодежи 17.02.2009 [Опрос населения] [ Опрос населения ] Молодежь 18–25 лет меньше других социальных групп ощущает на себе воздействие кризиса В средствах массовой информации регулярно появляются тревожные прогнозы экспертов и журналистов о судьбе молодежи в кризис («Молодежь в группе риска», «Молодые специалисты окажутся на улице», «Зелень первой пойдет под нож» и т. п.). Однако сама молодежь по-прежнему настроена оптимистичнее россиян более старшего возраста. Респонденты 18–25 лет реже всех говорят о том, что финансовый кризис сказывается на них (график 1), хотя за последний месяц количество молодых россиян, уже почувствовавших влияние кризиса, существенно возросло (с середины января – с 47% до 68%)1. Такое увеличение доли «втянутых в кризис» может быть отчасти объяснено тем, что молодежь, сравнительно мало обращающая внимание на традиционные СМИ, стала больше замечать сообщения о кризисе, в том числе и в интернете. В силу молодости, а значит более слабой включенности в повседневные бытовые траты, респонденты 18–25 лет меньше замечают и рост цен. Так, они реже всех сообщают, что в их городе, селе цены выросли очень сильно (график 2).2 Последние, февральские данные ярко характеризуют жизненные стратегии молодежи в во время кризиса (таблица 1). Сегодняшние юноши и девушки пока не готовы снизить свои потребительские запросы. Они реже остальных говорят о том, что станут покупать более дешевые продукты, вещи (18% против 27%) либо сократят количество покупок (16% против 26%). В тоже время, будучи активной, достижительной группой, молодежь чаще россиян в целом демонстрирует намерение искать дополнительный заработок (61% против 44%), сменить работу (28% против 17%), освоить новую профессию, специальность (14% против 6%). Иными словами, новое поколение одинаково нацелено и на активную жизненную позицию, и на потребление. И все же мы не можем назвать молодежь «транжирами» и «шопоголиками». Данные показывают, что молодые респонденты реже россиян в целом тратят все заработанные деньги на повседневные нужды (43% против 56%, таблица 2). Более того, почти каждый пятый опрошенный в возрасте 18–25 лет откладывает часть своего дохода (на крупные покупки, другие расходы), а оставшееся тратит на текущие нужды (19% против 10%). Относительно молодежного потребления в целом можно дать сравнительно положительные прогнозы. Молодые люди до 25 лет, в отличие от поколения 25–35-летних, менее демонстративны в своих приобретениях, у них нет завышенной лояльности к солидным брендам, дорогостоящие покупки не являются для них атрибутом престижа. Это позволяет предположить, что сокращение потребления в эпоху кризиса молодежь переживет легче других. Скажите, пожалуйста, на Вас лично финансовый кризис как-то сказывается или не сказывается? В вашем городе (селе) за последний месяц цены на основные продукты питания, товары и услуги в целом выросли или не выросли? И если выросли, то очень сильно, умеренно или незначительно? Как Вы, Ваша семья обычно распоряжаетесь своими доходами в повседневной жизни? (Карточка. Один ответ.)
Если Ваши доходы сильно уменьшатся (или уже уменьшились), то что из перечисленного Вы, скорее всего, станете делать (или уже делаете)? (Карточка. Не более пяти ответов.)
1Общероссийский опрос населения 6–7 февраля 2009 г. 44 региона РФ, 100 населенных пунктов, 2000 респондентов. 2Динамику за ноябрь см. в бюллетене «Новая Социальная Реальность» №4 за 2008 г. |