Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/societas/civil_society/protest_action/protest/of012603




Что заставляет участвовать в акциях протеста?

19.07.2001 [отчет] [ Петрова А.С. ]




Лидеры левых партий заявили, что осенью они организуют массовые акции протеста. Удастся ли им выполнить обещание? Мнения самих россиян, которых собираются поднять на борьбу, разделились: 36% верят в возможности левых сил организовать массовые акции протеста, 30% уверены, что это не получится, а 34% затруднились оценить вероятность осуществления "осеннего наступления трудящихся".

Каков же протестный потенциал в сегодняшней России? Какая доля россиян готова (хотя бы гипотетически) выразить протест массовыми выступлениями, забастовками? Согласно данным опроса, 23% респондентов готовы принять участие в таких акциях, если они состоятся в их городах и поселках.

Почему? Что движет людьми? Чем они недовольны? Что может их заставить участвовать в митингах, демонстрациях и забастовках? Объяснить это попытались 18% опрошенных.

Люди готовы протестовать в первую очередь против низкого уровня жизни, против бедности и нищеты (6%). Часть опрошенных называют конкретные социальные проблемы, которые могут вывести их на улицу: безработица; плохие жилищные условия или отсутствие жилья; задержка выплат зарплат или пенсий; инфляция, съедающая заработок и сбережения (6%).

Против принятия Госдумой "антинародных" Земельного и Трудового кодексов готовы протестовать 3% респондентов, а 2% небезразличны экологические проблемы, прежде всего ввоз в страну отработанного ядерного топлива.

Еще 2% возмущены царящим в стране "беззаконием", "беспределом", "произволом чиновников" и ради "наведения порядка" готовы участвовать в акциях протеста.

Такая же доля россиян (2%) видит в митингах и забастовках возможность "высказать свое мнение, свою идею". Эти люди воспринимают акции протеста как форму борьбы за "социальную справедливость" вообще.

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения. 14 июля 2001 года. 1500 респондентов.