Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/societas/culture/obrazovanie/secondary_education/of052102




Единый госэкзамен - эксперимент продолжается

02.05.2005 [отчет]




Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0522/domt0522_2

Эксперимент по введению в российском образовании единого государственного экзамена (ЕГЭ) продолжается несколько лет и охватил почти все регионы России (78). Уровень осведомленности населения об этой важной реформе постепенно повышается. За последние два года доля россиян, которые услышали о введении системы ЕГЭ только в ходе опроса, сократилась с 30% до 24%.

Однако "репутация" ЕГЭ в обществе по мере расширения эксперимента отнюдь не улучшается. Доля россиян, относящихся к введению ЕГЭ с одобрением, за два года практически не изменилась (24% два года назад против 22% в нынешнем опросе), но за тот же период выросла доля противников реформы (с 20% до 29%). Негативное отношение к реформе особенно характерно для ресурсных групп - для респондентов с высшим образованием (47% из них "не одобряют" ЕГЭ) и с наиболее высоким уровнем дохода (36%). Доля противников ЕГЭ значительно выше средней в Москве и других мегаполисах (40% и 36% соответственно), но и на селе (напомним, что ради сельских школьников во многом и были затеяны эти преобразования) количество относящихся к этой реформе негативно практически равно количеству оценивающих ее положительно (23% против 24%).

Очевидно, одним из мотивов негативного отношения к ЕГЭ является господствующее представление о преимуществах личного общения учителя с учеником в процессе экзамена. Почти треть опрошенных (31%) считают, что тестовая система, предусматриваемая в рамках системы ЕГЭ, менее объективна в оценке знаний учащихся, чем прежняя система экзаменов. Существенно меньшее число респондентов (19%) придерживаются противоположной точки зрения. Распределение мнений по этому вопросу практически не зависит от того, сталкивались ли респонденты и/или их знакомые с новой системой экзаменов.
Все Вопрос: "Есть ли в вашей семье или среди ваших знакомых дети, которые сдавали выпускные экзамены в школе по системе ЕГЭ?"
есть нет
Доли групп, % 100 22 73
Вопрос: "По системе единого государственного экзамена знания учеников будут оценены более объективно, чем раньше, менее объективно, или в этом отношении ничего не изменится?"
Не изменится 15 17 15
Более объективно 19 27 17
Менее объективно 31 37 30

Как видим, в обеих группах респондентов преобладает представление, согласно которому новая система экзаменов приводит к снижению уровня объективности при оценке знаний учащихся.

Родители и старшие родственники сегодняшних школьников относятся к ЕГЭ примерно так же, как и респонденты в целом, - преимущественно негативно. Поэтому неудивительно, что половина тех респондентов, в семьях которых есть школьники, предпочли бы, чтобы их дети сдавали экзамены по прежней системе, и только четверть отдает предпочтение системе ЕГЭ. Остальные затруднились с ответом.

Данные опроса, таким образом, позволяют заключить, что россияне больше доверяют мнению тех представителей школьного и вузовского преподавательского корпуса, которые выступают за сохранение прежней системы школьных выпускных экзаменов (и, соответственно, вступительных в вузы), а не к инициаторам реформ.

Петр Бавин

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 28 мая 2005 года. 1500 респондентов.