Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/societas/culture/obrazovanie/secondary_education/st210509 Старшеклассник-2009: портрет на фоне кризиса 21.05.2009 [обзор] [ Опрос населения ] Фонд Общественное Мнение и калининградский Фонд социальных и маркетинговых исследований в рамках общероссийского молодежного исследования провели опрос школьников 16-17 лет1. Данные опроса показывают, что учащиеся школ нацелены на получение высшего образования, реже других молодежных групп ощущают на себе воздействие кризиса, больше других любят спорт, телеканал СТС и… Родину. В этой теме: Говоря о целях в жизни, школьники 16–17 лет закономерно чаще других представителей молодого поколения называют получение образования (59% против 26% в среднем по опросу) и хорошую, высокооплачиваемую, любимую, интересную работу (45% против 35%). Вместе с тем, они реже говорят о карьере и успехе (8% против 25% среди студентов и 16% среди молодежи в целом), о счастье в личной и / или семейной жизни (13% против 24% в среднем по молодежи и 29% среди студентов). Почти три четверти школьников 16-17 лет намерены получить высшее образование (71%). Примерно каждый шестой старшеклассник хотел бы закончить среднее профессиональное учебное заведение: училище, техникум и т. п. (17%). Заметим, что почти каждый четвертый старшеклассник говорит о том, что экономический кризис повлиял на его планы продолжить образование (22%), причем чаще других об этом сообщают девушки и жители села. Наиболее распространенная причина корректировки планов – возникшие сложности с оплатой образования. Представления школьников о «работодателях мечты» мало отличаются от устремлений молодежи 16–26 лет в целом (график 1). Наибольшим уважением пользуются «Газпром» (19%), Администрация президента (16%), Сбербанк (14%), Газпромбанк (10%), «Лукойл» (9%), «Роснефть» (8%), МВД (8%), РЖД (8%), Первый телеканал (8%). Однако в отличие от более старших представителей молодежи 16-17-летние школьники более ориентированы на такие брендовые компании, как «Майкрософт» (11% против 6% по выборке) и «Адидас» (10% против 4%). График 1. Скажите, пожалуйста, какие компании, фирмы, организации Вы смогли бы назвать «работодателем своей мечты»? Карточка. Не более трех ответов. (данные в % от всех опрошенных) 2. Старшеклассники и кризис Большинство школьников имеют постоянную финансовую поддержку родителей (89% против 61% среди студентов, 18% среди работающей молодежи – см. график 2). График 2. Из каких источников Вы получаете личные деньги? (данные в % от групп) Неудивительно поэтому, что 16–17-летние учащиеся школ меньше ощущают на себе воздействие кризиса (график 3). Более половины респондентов этого возраста утверждают, что кризис никак не сказался на них (60% против 43% среди опрошенной молодежи в целом). Примерно каждый шестой опрошенный школьник вообще затруднился дать ответ на этот вопрос (16%). График 3. Скажите, пожалуйста, на Вас лично финансовый кризис как-то сказывается или никак не сказывается? (данные в % от групп)
Половина школьников говорят о том, что за последние 2–3 месяца их материальное положение не изменилось (49%). Об улучшении положения сообщают 7%, об ухудшении – 28%. Показательно, что школьники более оптимистично оценивают свое положение. Для сравнения: среди студентов об ухудшении благосостояния заявляют уже 40% респондентов, среди работающей молодежи – 45%, а среди горожан 16–17 лет – 60%2 (график 4). График 4. Как Вы считаете, Ваше материальное положение за последние 2–3 месяца улучшилось, ухудшилось или практически не изменилось? (данные в % от групп) О слабой вовлеченности школьников в кризис также говорят следующие данные: почти половина школьников 16–17 лет сообщили, что за последние 3 месяца они не стали чаще задумываться о сокращении расходов, об экономии (49% против 34% среди всей молодежи 16–26 лет). Только 42% начали экономить, что значительно меньше, чем среди студентов и работающей молодежи (66% и 63% соответственно). Если говорить о стратегиях адаптации к кризису, то по сравнению с другими группами молодежи школьники более пассивны и надеются на помощь извне (график 4). Основная причина таких установок – финансовая несамостоятельность. Для сравнения заметим, что молодые люди 18–24 лет придерживаются наиболее активной стратегии: они готовы поменять работу, искать дополнительный заработок, освоить новую профессию, переехать туда, где будут новые возможности. Таблица 1. Стратегии адаптации к кризису в разных возрастных группах (по данным Социо-Интернет-Мониторинга, март 2009 г.; объем выборки – 4000 человек) (данные в % от групп по столбцам)
3. Стиль жизни школьников 16–17 лет (блиц-данные) Школьники 16–17лет чаще молодежи в среднем демонстрируют следующие установки и практики:
Карьера
Ценности
Социально-психологические качества
Вовлеченность в субкультуры
Практики
За дополнительной информацией обращайтесь к директору проекта «Новое поколение» Ларисе Паутовой. Тел. +7 (495) 745-87-65, доб.: 2221, e-mail:pautova@fom.ru Блог директора проекта «Новое поколение» Ларисы Паутовой: www.fomgeneration.wordpress.com Проект «Новое поколение» поддержан Фондом подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» в соответствии с распоряжением президента РФ № 367–РП от 30 июня 2007 года о государственной поддержке некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии гражданского общества. _____________________________________________________________________________________ 1Опрос молодых людей в возрасте 16–26 лет был проведен в 102 населенных пунктах 47 субъектов Российской Федерации. Общий объем выборки: 1500 человек. Сроки проведения опроса: с 12 февраля по 5 марта 2009 года. 2Данные по горожанам 16–17 лет взяты из Социо-Интернет-Мониторинга. Март, 2009 г. Опрос городского населения от 12 лет. Объем выборки – 4000 человек. |