Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/societas/social_group/sotsiologiya/d047720




Основные выводы

05.08.2002 [отчет] [ Опрос населения ]




Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 13-14 июля, 3-4 августа, 9-10 марта 2002 г., 3-4 февраля, 14-15 июля 2001 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
  1. Одним из ключевых элементов системы социальной идентичности молодого человека является позиционирование в отношении "взрослости". Динамика становления идентичности "взрослого" – следующая: в возрасте 14-18 лет соотношение "взрослых" и не считающих себя таковыми составляет 1 : 2; в 19-24 года – 2 : 1; в 25-30 лет – 9 : 1. Притязания на взрослость развиваются стремительно, причем существенных различий между юношами и девушками здесь не наблюдается.


  2. Главными критериями "взрослости" являются самостоятельность (27%) и становление личности, готовой принимать на себя ответственность (12%).


  3. Ведущие основания самостоятельности – финансовая самостоятельность (16%), ответственность за свои решения (8%), начало трудовой жизни (6%) и отделение от родителей (5%).

    Юноши начинают зарабатывать раньше девушек и быстрее начинают получать постоянный заработок. Более трети юношей школьного возраста (37%) имеют эпизодический заработок, тогда как среди девушек этого же возраста таких только 17%.

    Около 60% молодых, считающих себя взрослыми, живут вместе с родителями (отдельно – 39%).

  4. "Взрослость" как элемент самоидентификации молодого человека дополняется достижительной ориентацией, которая, как свидетельствуют исследования, в последнее десятилетие не только усилилась, но и качественно изменилась. С одной стороны, потеряли значимость структурные и статусные характеристики отношений между людьми, с другой – выросла значимость "динамических" личностных качеств (трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, отказ от прожигания жизни).


  5. Подавляющее большинство молодых респондентов независимо от пола, возраста и оценки собственной взрослости склонны относить себя к тем, кто ставит перед собой определенные цели и стремится их достичь (77%). Лишь 19% участников опроса говорят об отсутствии целей.


  6. Чаще других называют себя целеустремленными людьми учащиеся средних специальных заведений (89%), студенты (84%) и те, кто имеет высшее образование (88%).

    Склонность сверстников к целеполаганию респонденты оценивают довольно низко. Лишь 48% опрошенных утверждают, что большинство их сверстников ставят перед собой определенные цели, а 28% говорят об отсутствии таких целей. Около 17% полагают, что среди представителей их поколения имеющих и не имеющих цель в жизни примерно поровну.

  7. Разные возрастные периоды молодости связаны с определенными статусными переходами и, соответственно, с изменением целей, жизненных приоритетов. Так, 14-18-летние чаще говорят об образовании (32%); 19-24-летние – о благосостоянии (36%); 25-30-летние – о благосостоянии (36%) и о семье (22%). Намерение сделать карьеру более распространено среди респондентов от 14 до 18 лет (87%), и в меньшей степени – среди опрошенных других возрастных категорий (от 19 до 24 лет – 77%, от 25 до 30 лет – 63%).


  8. Если у респондентов, принадлежащих к старшим поколениям, деньги и благосостояние в основном ассоциируются с деятельностью, противоречащей их представлениям о "нормальной" жизни или же откровенно криминальной, то молодежь чаще декларирует легитимные способы реализации своей потребности в достатке или богатстве.


  9. Качества и принципы, которые опрошенные считают неприемлемыми, – лживость, лицемерие (32%), склонность к предательству (17%), злость (16 %) и жадность (9%).


  10. Наиболее значимыми для респондентов являются характеристики и принципы, необходимые для личностного общения, – ведь молодые люди проходят стадию первичной социализации и освоения норм первичных групп (родственники, друзья, одноклассники, сверстники). Чаще всего опрошенные называли такие качества, как честность и порядочность, искренность (40%), несколько реже – доброту, душевность (35%). Далее следуют ум, интеллект (11%), верность, преданность (10%), порядочность, справедливость (9%).


  11. Позиция самостоятельности и уверенности в своих силах в значительной степени объясняется высоким уровнем социального оптимизма молодежи. Так, отвечая на вопрос, какое место на шкале "благополучия" они рассчитывает занять через 10 лет, две трети участников опроса (66%) указывают на "высокие" значения шкалы – от "7" до "10". Кроме того, примерно 76% респондентов согласились с утверждением: "В мире людей, среди которых я живу, я могу рассчитывать на поддержку и понимание".


  12. Разговор о молодежных организациях показал, что у респондентов отсутствует сколь-либо структурированное представление об этом. Чаще всего упоминались либо организации прошлого (ВЛКСМ, пионерия), либо досуговые организации (секции, клубы, студии). В целом же, 77% опрошенных никогда не принимали и сейчас не принимают участия в деятельности молодежных организаций. О современных политических организациях упомянули меньше 1% участников опроса.


  13. Около 85% респондентов полагают, что молодежь нуждается в помощи "для решения своих проблем", и только 11% занимают противоположную позицию ("молодежь способна справиться с проблемами сама"). На уточняющий вопрос о том, "чья помощь в решении сегодняшних проблем была бы полезна для молодежи", две трети из числа отвечающих на него (58% от выборки в целом) называют либо государство (причем чаще всего – ограничиваются именно этим понятием), либо те или иные структуры власти.


  14. Самыми важными из проблем современной молодежи опрошенные считают алкоголизм и наркоманию (34%), а также безработицу и проблему трудоустройства (29%).


  15. Примерно треть опрошенных (39%) заявили, что склонны доверять нашему государству, и 50% – что не доверяют ему. Причем если среди самых юных (14 – 18 лет) доли доверяющих и не доверяющих оказались равными, то среди респондентов постарше последние ощутимо преобладали.


  16. Респонденты не столько ожидают от государства тех или иных действий, сколько делятся своими соображениями по поводу того, что оно могло бы сделать для них, если бы было иным. В реальности же молодые люди по преимуществу не рассчитывают на содействие государства и в большей мере ориентируются на собственные силы и помощь близких, о чем свидетельствуют материалы групповых дискуссий.


  17. Молодежь несколько реже желает быть объектом воспитательной деятельности государства, чем того хотели бы старшие (правда, те, кому за 25, в этом отношении принимают сторону "отцов"), и чаще – претендует на заботу государства о создании условий для ее самовыражения и самореализации.