1.'Государство', 'страна', 'народ' и 'власть' как способы субъективной категоризации государственной символики 2.Российские гимн, герб и флаг: будет ли 'в товарищах согласье'?
1.'Государство', 'страна', 'народ' и 'власть' как способы субъективной категоризации государственной символики |
Восприятие какого бы то ни было знака или символа не является непосредственным и интуитивным актом. Знак или символ, взятые сами по себе, содержательно пусты – их восприятие всегда контекстуально, опутано целой сетью интерпретаций, смыслов, установок, более или менее достоверных, устойчивых и осмысленных. Символ, символическая форма – это своего рода метафора, связывающая между собой два мира – мир выражения и мир познания. Поэтому разговор о восприятии герба, гимна, флага и любого другого символа российского государства означает для исследователей обращение к сети воспоминаний, мнений и идей, чувственных сгустков, ассоциативно привязанных к той или иной символической форме.
Небольшое отступление. Любой знак, как мы уже говорили, вписан в целую систему отношений – смысловых, статусных, деятельностных и т.д. Однако в этой паутине принято вычленять несколько уровней, 'срезов':
- во-первых, сам знак, символ;
- во-вторых, его значение, содержание, выражаемое через понятие или систему понятий;
- в-третьих – объем понятия, предметная соотнесенность знака, в соответствии с которой возможна полная или частичная экстраполяция значения на некоторое множество предметов;
- и наконец, в-четвертых – личностный смысл, субъективная реальность, субъективный смысловой контекст, в котором наш знак соотнесен с персональным жизненным опытом (если таковой в принципе существует).
С точки зрения такой схемы знак выступает в качестве определяемого объекта, смысловая определенность которого задается, с одной стороны, устоявшимися и принятыми дефинициями (валидизированными интерпретациями), с другой – осмысленной человеком предметной ассоциированностью, предметной связностью этих интерпретаций, и с третьей стороны, 'потоком опыта' – потоком личных впечатлений, выступающих в качестве основы индуктивных умозаключений индивида.
Для нас важно отметить, что символ, символика выступает в качестве маркера, отсылки к некоторой категоризованной смысловой области, чьи компоненты (в идеальном случае) организованы четкими нормативными предписаниями, к их контекстно-смысловой репрезентации и частным интерпретациям.
Следующим далее текстом мы хотели бы обозначить характер связи между восприятием государственной символики, восприятием 'государства' как понятия и отношением людей к государству как к конкретно-историческому факту.
Одной из исходных установок опроса стало предположение о том, что отношение к официальной символике российского государства (гимну, гербу и флагу) связано с отношением человека к государству, с личностным смыслом, которым наделено это понятие для каждого человека.
Как оказалось, словосочетание 'российское государство' в целом связано у респондентов с положительными чувствами и переживаниями (55% от числа ответивших). Уровень безусловного эмоционального отторжения здесь довольно незначителен (11%). О двойственности своих чувств заявили 9% опрошенных. Большая часть всех положительных обоснований (примерно 36%), объяснений людей, почему именно такие чувства возникают у них, когда они слышат выражение 'российское государство', указывает на комплекс патриотических переживаний: привязанность к Родине, к месту своего рождения, желание счастья своему Отечеству.
- 'Это мое Отечество, которое люблю'
(открытый вопрос).
- 'Вся моя семья живет честно в нашей стране'
(открытый вопрос).
- 'Какая бы ни была Россия, она все равно наша'
(открытый вопрос).
- 'В России родился, вырос, живу, работаю'
(открытый вопрос).
Вместе с тем, обнаружилось, что положительные чувства небезусловны: наряду с утверждениями 'патриотического' характера, с помощью которых респонденты аргументировали свои ответы, в качестве обоснований использовались и 'критические' высказывания. Причем такие интерпретации оказались свойственны даже тем, кто заявил о своих в целом положительных переживаниях.
- 'Я здесь родился, много что связано, хотя примешивается и чувство обиды за нашу страну'
(открытый вопрос).
- 'Я горжусь Россией, но не сегодняшней'
(открытый вопрос).
- 'Это мое государство, но оно не такое хорошее, как хотелось бы'
(открытый вопрос).
- 'Такое богатое государство, с природными ресурсами и таким народом, но нет нормальных правителей'
(открытый вопрос).
- 'Моя страна – очень слабая, практически все решает преступный мир, нет защиты прав человека'
(открытый вопрос).
- 'Госчиновники думают только о себе, руководитель любого предприятия – тоже, а должно быть наоборот'
(открытый вопрос).
Таким образом, отношение к российскому государству по большей части определяется патриотическими переживаниями, поскольку для значительного числа наших сограждан 'российскость' является компонентом социальной идентичности. Вместе с тем, характер негативных и критических высказываний позволяет говорить о дистанцированности либо дифференцированности объекта патриотических переживаний. Государство в его конкретном и контекстуальном выражении – 'государство-для-меня' – не может, как правило, обойтись без высказываний об упадке, низком уровне жизни, беззаконии и беспорядке (См.: Российское государство // Доминанты. Поле мнений. 2002. № 001-002. )(http://www.fom.ru/survey/dominant/343/853/2772.html). . С другой стороны, российское государство как основание для построения собственной идентичности – 'государство-это-я' – связано с интимно-личностной разновидностью патриотических переживаний (См.: Патриотизм и патриоты // Доминанты. Поле мнений. 2001. № 045. )(http://www.fom.ru/survey/dominant/320/777/2584.html). .
Для того чтобы в какой-то мере снять проекцию на сегодняшнюю ситуацию в России, участникам опроса предложили 'игру в слова'. Их попросили ответить на два вопроса, которые рассматривались нами в связке – как уточняющие смысловые коннотации понятия 'государство':
- 'По Вашему мнению, какое из этих слов ближе всего по смыслу к понятию 'государство': 'страна', 'народ', 'власть' или ни одно из перечисленных?';
- 'А какие еще слова, близкие по смыслу к понятию 'государство', Вы бы назвали?'.
Наиболее часто в качестве близкого понятия респонденты выбирали слово 'народ' (42%), затем – 'страна' (30%), и на третьем месте – 'власть'. Самостоятельная работа участников опроса по придумыванию слов-ассоциаций позволила уточнить 'ближайшее' (в поле субъективных смыслов) окружение уже этих трех понятий.
- Те, кто выбрал слово 'народ', во второй раз чаще всего называли слова, отнесенные нами к категориям 'Отечество, Родина' (16%), 'страна, территория' (7%) а также 'власть, сила' (5%) (Указан процент от численности выбравших слово 'народ' при ответе на предыдущий вопрос) .
- Те, кто выбрал слово 'страна', во второй раз чаще всего называли слова, отнесенные нами к категориям 'Отечество, Родина' (17%) и 'общность людей (народ, семья, мои друзья)' (13%) (Указан процент от численности выбравших слово 'страна' при ответе на предыдущий вопрос) .
- Те, кто выбрал слово 'власть', во второй раз чаще всего называли слова, отнесенные нами к категориям 'Отечество, Родина' (9%), 'страна, территория' (7%) а также 'беззаконие, коррупция' (7%) (Указан процент от численности выбравших слово 'власть' при ответе на предыдущий вопрос).
Здесь нужно сделать пояснение. Указание на власть и на разные ее аспекты в ответах на второй вопрос имело самый разный вид: 'правительство', 'президент', 'институт власти', 'аппарат управления', 'могущество власти, сила', 'машина подавления народа', 'бюрократия', 'беспредел и коррупция' и т.д (См.: Российское государство // Доминанты. Поле мнений. 2002. №001-002. )(http://www.fom.ru/survey/dominant/343/853/2772.html). . Все эти варианты ответа набирали от 1% до 4% ответов. Для вторичного анализа мы решили объединить их в общую категорию ('Указание на власть') и посчитать численность подобных ответов отдельно для каждой из трех типологических групп респондентов, выбравших слова 'народ' либо 'страна', либо 'власть' при ответе на первый вопрос.
Вопрос: 'А какие еще слова, близкие по смыслу к понятию 'государство', Вы бы назвали?'
|
Вопрос: 'По Вашему мнению, какое из этих слов ближе всего по смыслу к понятию 'государство': 'страна', 'народ', 'власть' или ни одно из перечисленных?' |
страна |
народ |
власть |
Доли групп (%) |
30 |
42 |
18 |
Указание на власть |
9 |
9 |
20 |
Отечество, Родина |
17 |
16 |
9 |
Страна, территория |
4 |
8 |
7 |
Общность людей |
13 |
5 |
5 |
|
Из таблицы видно, что две первых типологических группы довольно полно отображаются друг в друга: респонденты, выбравшие слово 'страна', во втором заходе выбирают указание на общность людей, те же, кто выбрал слово 'народ', во втором заходе говорят о стране, территории, и все вместе они одинаково часто обращаются к 'патриотическому' комплексу ('Отечество, Родина'). С другой стороны, группа выбравших слово 'власть' при ответе на второй вопрос чаще всего обращалась к понятиям, уточняющим именно слово (то есть, в значительной мере отображалась на саму себя). Кроме всего, примечательной оказывается существенно меньшая – в сравнении с другими группами – наполненность 'патриотической' категории 'Отечество, Родина'.
На основании описанного можно сформулировать следующее обобщение. Для респондентов, которые вводят понятие 'государство' в синонимический ряд с понятиями 'народ' и 'страна', наиболее значимой оказывается связь с комплексом патриотических переживаний, в которых интерпретативная схема 'власти' оказывается представлена слабо и – зачастую – в отчужденно-негативном ключе (Это вполне согласуется с данными опроса (хоть и довольно поверхностного), посвященного проблеме патриотизма и патриотических установок россиян: Патриотизм и патриоты // Доминанты. Поле мнений. 2001. № 045)(http://www.fom.ru/survey/dominant/320/777/2584.html) . В том же случае, когда понятие 'государство' связано с категориями власти и управления, комплекс патриотических переживаний оказывается в значительной степени на периферии системы смыслов, уступая свои позиции конкретизации и оценкам именно 'властной' компоненты в ее актуальном проявлении.
И еще один важный момент. Судя по данным опроса от 12-13 января 2002 г., патриотические переживания, чувство гордости за страну являются одними из наиболее часто встречающихся при описании людьми своих реакций на государственную символику (гимн, герб и флаг). В то же время уважение к государственным символам, по мнению россиян, в значительной мере зависит от жизненного уровня населения и от доверия к власти, ее престижа в глазах обычных людей. Таким образом, отношение к символике государства питается, с одной стороны, 'социализированными', идейно-нормативными, с другой – интимно-личностными патриотическими переживаниями, связанными личным жизненным опытом и идентификационными структурами индивида, а с третьей – отношением к государству как властно-управленческой структуре, с которой у людей есть некоторый опыт общения и в отношении которой существуют некоторые ожидания, требования и оценки.
Подтверждением правдоподобности сказанного может стать распределение ответов россиян об их отношении к гимну, гербу и флагу в зависимости от того, какие слова они выбирают в качестве 'близких' к понятию 'государство'. С учетом вышеизложенных интерпретаций трех типологических групп в значительной степени становится понятной мотивация ответов об отношении к современной российской символике. Из приведенной ниже таблицы мы видим, что группа, выбирающая в качестве синонима к понятию 'государство' слово 'страна', чаще склонна давать позитивные ответы о своем отношении к российской символике и о предполагаемом преобладающем отношении к ней в обществе в целом. А их устойчивыми оппонентами оказываются те, для кого понятие 'государство' ассоциативно связано в первую очередь со словом 'власть'.
|
Все |
Вопрос: 'По Вашему мнению, какое из этих слов ближе всего по смыслу к понятию 'государство': 'страна', 'народ', 'власть' или ни одно из перечисленных?' |
Страна |
Народ |
Власть |
Доли групп (%) |
100 |
30 |
42 |
18 |
Вопрос: 'Вам нравится или не нравится нынешний государственный российский гимн?' |
Нравится |
66 |
70 |
69 |
64 |
Не нравится |
11 |
10 |
10 |
13 |
Затрудняюсь ответить |
23 |
19 |
21 |
23 |
Вопрос: 'Как Вы считаете, какое отношение к российскому гимну преобладает сегодня в нашем обществе – уважительное или неуважительное?' |
Уважительное |
61 |
67 |
65 |
51 |
Неуважительное |
14 |
12 |
12 |
23 |
Затрудняюсь ответить |
25 |
21 |
23 |
27 |
Вопрос: 'Вам нравится или не нравится нынешний государственный российский герб?' |
Нравится |
53 |
61 |
53 |
51 |
Не нравится |
20 |
14 |
20 |
28 |
Затрудняюсь ответить |
27 |
25 |
27 |
21 |
Вопрос: 'Как Вы считаете, какое отношение к российскому гербу преобладает сегодня в нашем обществе – уважительное или неуважительное?' |
Уважительное |
49 |
58 |
49 |
43 |
Неуважительное |
16 |
11 |
15 |
22 |
Затрудняюсь ответить |
36 |
31 |
37 |
34 |
Вопрос: 'Вам нравится или не нравится нынешний государственный российский флаг?' |
Нравится |
64 |
70 |
64 |
65 |
Не нравится |
16 |
13 |
17 |
19 |
Затрудняюсь ответить |
19 |
17 |
19 |
16 |
Вопрос: 'Как Вы считаете, какое отношение к российскому флагу преобладает сегодня в нашем обществе – уважительное или неуважительное?' |
Уважительное |
63 |
69 |
64 |
59 |
Неуважительное |
10 |
10 |
9 |
13 |
Затрудняюсь ответить |
27 |
21 |
27 |
28 |
|
Государственная символика представляет собой некоторые формализованные знаковые формы, за которыми скрывается обширная слабо формализованная или же неформализованная вовсе область смыслов, ситуативных и контекстуальных интерпретаций, личностных смыслов, знаний и жизненных впечатлений. Восприятие символики в значительной степени определяется отношением людей к тому набору явлений, феноменов, событий и т.д., знаковым отражением которого она является. Те интерпретативные схемы, ассоциации и смысловые ходы, которые мобилизуются в сознании людей применительно ко всем компонентам символизируемой области (то есть находящей свое отражение в некоторой системе символов) представляют собой способы категоризации тех или иных символов – способы и приемы, с помощью и на основании которых человек формирует свое собственное к ним отношение. Восприятие же государственной символики не может формироваться вне смысловых связей с образами государства, страны и частной жизни людей в стране.
|
|