Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/societas/social_group/sotsiologiya/socident138 Словарь терминов - Социальная идентичность 08.10.2002 [информация] [ ] Термин "идентичность" стал широко использоваться с 50-х годов ХХ века и символизировал собой попытки социологов установить, "кем на самом деле является некто данный". Становление теории социальной идентичности связывают с именами А. Тешфела, Дж. Тернера и Дж. Мида. В социальной психологии, в социологии идентичность рассматривается как встроенность человека в субъективно проинтерпретированные им социальные категории, с которыми связаны определенные "картины мира", ценности и нормы, жизненные планы человека, а также и некоторая система устойчивых взаимодействий и социальных контактов. Социальная идентичность включает в себя 1) когнитивные схемы, "обыденные теории", 2) поведенческие стратегии и 3) аффективное подтверждение. В силу этой системности она управляет делами и поведением человека, служит источником мотивации. Человек на основании своей социальной идентичности строит собственную жизненную стратегию, инвестирует в это доступные ему ресурсы и рассчитывает получить определенный результат, выгоду или пользу. Базовыми функциями социальной идентичности как правило называют: принадлежность группе и создание чувства защищенности (основанного на ожиданиях взаимной поддержки), самореализация и влияние на группу, формирование устойчивых и относительно предсказуемых социальных взаимосвязей. Люди живут "шайками", и одни шайки почему-то оказываются важными для человека, к другим он равнодушен, а третьи вызывают неприязнь. Принимаемые и отвергаемые идентичности составляют систему координат, с которой соотносится позиция индивида. Если "некто" имеет идентичность, это означает, что он помещен в систему отношений, которые являются важными для него как для "социального существа", и которые определенным образом соотносятся с его "Я"-концепцией – описанием самого себя. Таким образом, функция идентичности есть установление "самости" – способности человека рефлексивно рассуждать о своей природе и о социальном мире, описывать себя набором социально конструируемых категорий. Социальная идентичность личности не сводима лишь к одному определенному измерению. Множественность условий и ситуаций социальной деятельности человека является основой множественности и системности ситуативных самоопределений, ситуативных "Я-концепций". Социальное "Я" человека рассматривается как набор социальных ролей, связанных с многообразием личностных установок, ситуативных актуализаций идентичностей. Исследователи полагают, что множественная идентичность является способом социальной адаптации индивида, поскольку утрата одной идентичности (при всех тягостных последствиях этого) не влечет за собой полного разрушения "Я"-концепции, так, как это происходило бы при "одномодальной" идентичности. |