Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/socium/act_ag/form_anti/o836301




"РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА" В ПОЛИТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

24.05.1998 [отчет] [ Кертман Г.Л. ]






Опрос, проведенный в последние дни "рельсовой войны", показал:
  • значительное большинство населения поддержало столь радикальную форму социального протеста;

  • основное бремя ответственности за невыплату заработной платы шахтерам возлагается нашими соотечественниками на Президента и ушедшее в отставку в марте правительство.
Вопрос: "Сейчас во многих регионах России шахтеры протестуют против невыплаты им заработной платы. Как Вы думаете, кто в первую очередь виновен в этой невыплате?"

 ВсеСреди электоратов
ЖириновскогоЗюганова ЛебедяЛужковаНемцоваЧерномырдинаЯвлинского
Президент России Б.Ельцин333847 3230202831
Старое правительство во главе с В.Черномырдиным2715273027312029
Новое правительство во главе с С.Кириенко11210010
Государственная Дума24124552
Региональные органы власти141881321 23 22 14
Руководители шахт71051041368
Посредники, перекупающие уголь7144863911
Затрудняюсь ответить90648585


Взаимосвязь между политическими ориентациями респондентов и их представлениями о том, кто несет ответственность за положение шахтеров, очевидна, хотя и выражена не слишком ярко: коммунистический электорат демонстрирует особую склонность возлагать вину на Б.Ельцина, а сторонники Ю.Лужкова, Б.Немцова и В.Черномырдина в большей мере, чем другие респонденты, обвиняют региональные власти.

Стоит отметить, что среди всех респондентов те, кто не имеет среднего образования, объявляют Президента главным виновником особенно часто (43%), а имеющие высшее образование – особенно редко (26%). В то же время первые гораздо меньше винят региональные власти (8%), чем вторые (20%). Это свидетельствует, по-видимому, о том, что стереотип, согласно которому все происходящее в стране едва ли не полностью зависит от высших эшелонов власти, и прежде всего – от главы государства, оказывает существенное влияние на суждения наших сограждан по данному вопросу. Стереотип этот, как известно, особенно характерен для наименее образованной части населения.

Вопрос: "Протестуя, шахтеры перекрывают железные дороги, не пропускают поезда. Вы лично одобряете или не одобряете такую форму протеста?"

 ВсеСреди электоратов
ЖириновскогоЗюганова ЛебедяЛужковаНемцоваЧерномырдинаЯвлинского
одобряю6275736357485260
не одобряю3122223337444634
затрудняюсь ответить64436516


Естественно, в позиции по вопросу о блокировании железных дорог степень "протестности" электората того или иного политика проявляется самым непосредственным образом. Но даже в максимально лояльных по отношению к власти мини-электоратах Б.Немцова и В.Черномырдина (по численности эти группы избирателей, вместе взятые, заметно уступают электорату любого из перечисленных потенциальных претендентов на президентский пост, за исключением В.Жириновского) сторонники акций шахтеров несколько преобладают над противниками.

Заслуживает внимания и влияние некоторых социально-демографических характеристик респондентов на их позицию по этому вопросу.

Во-первых, наименьшую склонность к поддержке действий шахтеров демонстрируют люди с высшим образованием: здесь блокаду железных дорог одобрили 52%, осудили – 43% опрошенных. Вероятно, это объясняется тем, что они отчетливее представляют возможные экономические и социальные последствия такой блокады.

Во-вторых, как видно из приведенной ниже таблицы, четко прослеживается зависимость между уровнем дохода и отношением к "рельсовой войне": наименее обеспеченные – наиболее радикальны.

В-третьих, весьма существенно различаются позиции обитателей мегаполисов (включая столицы), с одной стороны, и жителей всех иных населенных пунктов – с другой: среди первых сторонники и противники шахтерских акций представлены практически поровну, вторые в подавляющем большинстве поддерживают эти акции.

 ВсеДоход на члена семьи Тип места жительства
до 250 руб.более 400 руб.Москва + СПб.мегаполисыбольшие городамалые городасела
одобряю6269534949656269
не одобряю3126384747292927


Наконец, в-четвертых, стоит обратить внимание на то, что оценки мужчин и женщин почти не различаются: блокаду железных дорог одобряют 63% представителей "сильного пола" (против 31%) и 61% (против 31%) – "слабого". Отсутствие значимых различий в данном случае представляется скорее аномалией, чем нормой, – дело в том, что обычно, как показывают многие опросы, мужчины гораздо охотнее поддерживают наиболее радикальные формы социального протеста, чем женщины. Поэтому данный факт носит знаковый характер, показывая, насколько глубоко укоренились в обществе протестные настроения.

Особый интерес представляют данные приведенной ниже таблицы. Они позволяют выявить взаимосвязь между суждениями респондентов о том, кто виноват в невыплате заработной платы шахтерам, и их отношением к блокаде железных дорог. Эта форма протеста представляется наиболее оправданной тем, кто обвиняет в первую очередь Президента, и вызывает наибольшие сомнения у тех, кто возлагает основную ответственность на посредников. Но даже у респондентов, придерживающихся последней точки зрения, позитивное отношение к действиям шахтеров несколько преобладает над негативным.

 ВсеКто в первую очередь виновен в невыплате?
президент Б.Ельцинстарое Правительстворегиональные властируководители шахтпосредники
одобряют627366525151
не одобряют312428434347


Почему свыше половины россиян, считающих главными виновниками посредников и директоров шахт, с одобрением относятся к действиям шахтеров? Едва ли блокада железных дорог признается ими в качестве нормального средства давления шахтеров на собственное начальство, нормального способа разрешения локального производственного конфликта – это предположение выглядит чересчур абсурдным. Дело, скорее, в ином. Действия шахтеров воспринимаются как крайняя мера, направленная на привлечение внимания властей (и прежде всего – властей федеральных) к сложившейся ситуации, и в этом качестве они находят понимание респондентов.

Иначе говоря, если респондент полагает, что шахтеры не получают денег из-за злоупотреблений директоров шахт, и вместе с тем одобряет блокирование железной дороги, это означает, что он признает справедливыми претензии шахтеров к власти. Но обвиняет ее не столько в нарушении тех или иных финансовых обязательств перед шахтерами, сколько в нежелании или неспособности обеспечить соблюдение законных прав последних, когда их нарушает непосредственное начальство. И вполне вероятно, что многие из тех, кто основную ответственность за невыплату зарплаты возлагает на Президента и "старое правительство", тоже имеют в виду, в первую очередь, именно эту, социально-правовую, а не финансовую сторону дела.

Но в этом случае аргументация правительства, объясняющего, что оно выполнило все или почти все свои обязательства перед угледобывающей отраслью, неизбежно бьет "мимо цели".

Выводы
  1. Более четверти (27%) наших сограждан возлагают основную долю ответственности за невыплату заработной платы шахтерам на отправленное в отставку правительство В.Черномырдина, и почти никто пока не обвиняет в этом кабинет С.Кириенко. Однако те, кто видят первопричину шахтерских акций протеста в деятельности ушедшего правительства, поддерживают блокаду железных дорог почти так же решительно, как респонденты, обвиняющие действующего Президента. Поэтому любые попытки ослабить социальное недовольство, акцентируя внимание на ошибках кабинета В.Черномырдина, окажутся, в лучшем случае, малоэффективными. А в худшем – контрпродуктивными, поскольку они могут быть истолкованы как свидетельство стремления действующей власти – и Президента, и нового правительства – снять с себя ответственность за социально-экономическую ситуацию в угледобывающих регионах.

  2. 14% россиян считают, что шахтеры не получали заработную плату прежде всего по вине региональных властей, и еще 14% возлагают вину на руководителей шахт и посредников, скупающих уголь. Среди тех, кто оценивает причины блокады железных дорог подобным образом, действия пикетчиков встречают значительно меньшую поддержку, и уже поэтому предъявление веских свидетельств в пользу этих точек зрения должно содействовать как укреплению социальной стабильности, так и повышению престижа федеральных властных структур.

  3. Однако основной ключ к решению этой задачи – не в том, чтобы снять с федерального правительства ответственность за ситуацию в угледобывающей отрасли, а, напротив, в том, чтобы четко и в известной мере демонстративно принять эту ответственность на себя. Но речь должна идти не столько о финансовых обязательствах правительства, сколько о гарантиях соблюдения прав шахтеров. Именно претензии шахтеров по поводу отсутствия таких гарантий встречают наибольшее сочувствие общественности. Работа по выявлению злоупотреблений со стороны посредников и директоров шахт, а также по созданию механизма, позволяющего предотвратить невыплаты заработной платы в дальнейшем, должна достаточно интенсивно освещаться в СМИ.

  4. На долгосрочную перспективу представляется критически важным предложить обществу такую интерпретацию причин и последствий "рельсовой войны", которая содействовала бы минимизации поддержки подобных форм социального протеста в будущем. Исходным пунктом такой интерпретации должно стать исчисление экономического и социального ущерба, нанесенного блокадой железных дорог. Ответственность же за произошедшее должна быть непременно диверсифицирована и, явно или неявно, ранжирована. "Перечень" виновников выстраивается "по нисходящей" следующим образом:

    а) посредники, руководители шахт (злоупотребления, безответственность и некомпетентность которых непосредственно предопределили формирование гигантских задолженностей перед шахтерами);

    б) местные власти (не пожелавшие или не сумевшие своевременно и адекватно отреагировать на массовые нарушения трудового законодательства в отрасли);

    в) правительство (не обеспечившее должного контроля за соблюдением прав шахтеров, не сумевшее гарантировать выполнение "правил игры" потребителями угля и посредниками, а кроме того, – промедлившее с реализацией общенациональной программы реструктуризации отрасли, необходимость которой в принципе давно признана);

    г) безответственные политические силы, попытавшиеся использовать выступления шахтеров для дестабилизации социальной и политической ситуации как в угледобывающих регионах, так и в стране в целом;

    д) и на последнем местесами шахтеры (избравшие неадекватный – противозаконный и экономически разрушительный – метод борьбы за свои права).


    Подобная трактовка причин "рельсовой войны" представляется наиболее функциональной для обеспечения социальной и политической стабильности и вместе с тем – наиболее достоверной.