1.Ленин: 'историческая личность, и больше – ничего' 2.Графики и открытые вопросы
1.Ленин: 'историческая личность, и больше – ничего' |
Середина апреля – это хороший повод вспомнить о Владимире Ильиче Ленине и выяснить, какую роль в истории России отводят ему сегодня наши сограждане. В канун 22 апреля – дня рождения 'вождя мирового пролетариата' – россиянам были заданы традиционные вопросы об их отношении к Ленину.
О том, с каким событием российской истории связана дата 22 апреля, знают 63% опрошенных. При этом 33% респондентов полагают, что помнить об этом событии не обязательно. Как и следовало ожидать, доля разделяющих это мнение наиболее высока среди молодежи – 46%, но примечательно также то, что данной точки зрения придерживается значительное число респондентов с высшим образованием (35%), высоким доходом (40%) и жителей мегаполисов (38%) – то есть представителей групп, сравнительно хорошо осведомленных о том, с чем связан день 22 апреля.
В целом из тех опрошенных, кто знает, чем знаменательна эта дата, 27% полагают, что помнить об этом событии не обязательно.
Так или иначе, несмотря на то, что большинство опрошенных все же помнят, какое событие произошло 22 апреля, подавляющее число высказываний на эту тему окрашены скорее ностальгией по атмосфере советских праздников, нежели какими-либо эмоциями, относящимися собственно к личности Ленина. В первую очередь респонденты вспоминают о коммунистических субботниках.
- 'Я не хочу относить 22 апреля именно к Владимиру Ильичу. Это связано с субботником: когда все улицы вычищаются, когда раскидывается снег. Когда на следующий день уже глаза видят, что что-то прибрано, что-то ухожено, что-то другое совсем'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Был большой день: мы радовались, мероприятия предпринимали. В школе субботники были. Всегда было весело, торжественно, на подъеме. Мусор убирали. Улицы чистыми становились. Это все-таки был очень большой день'
(ДФГ, Новосибирск).
Негативные, а точнее – нейтрально-равнодушные суждения звучали крайне редко и в большинстве случаев принадлежали респондентам, негативно относящимся к советскому периоду в целом.
- 'Я на субботники не ходил, и день этот был для меня рядовой... На субботник я не ходил принципиально'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Для меня это не праздник. Но помню, что когда я училась в школе, в этот день меня принимали в пионеры. Потом, когда я была в комсомоле, там тоже у нас постоянно что-то происходило. Сейчас это меня никак не трогает'
(ДФГ, Самара).
Показательно, что идея проведения субботников сегодня была активно поддержана практически всеми участниками фокус-групп.
- 'И сегодня с удовольствием 22 апреля вышел бы, лопатой покидал снег. Чтобы мы просто взяли бы и снег покидали, чтобы он быстрей растаял'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Мне кажется, взяли бы на предприятиях, где мы работаем, просто бы сказали: ну, те, кто может, выйдите на улицу, помогите очистить тротуары... И, мне кажется, все бы вышли, чтобы нам было лучше по улицам ходить'
(ДФГ, Новосибирск).
В целом, как следует из полученных данных, в последнее время намечается тенденция определенного дистанцирования по отношению к фигуре Ленина: об этом свидетельствует тот факт, что с 1999 г. число респондентов, готовых дать однозначную оценку – положительную или отрицательную – роли Ленина в истории, значительно сократилось.
Вопрос: 'Сегодня высказываются разные точки зрения о В. И. Ленине. Одни считают, что он сыграл положительную роль в истории России, другие – что отрицательную. С каким мнением – с первым или вторым – Вы согласны?'
|
10 – 11 апреля 1999 |
12 – 13 апреля 2003 |
С первым |
65 |
58 |
Со вторым |
23 |
17 |
Затрудняюсь ответить |
13 |
24 |
|
Как и следовало ожидать, наиболее высоки доли респондентов, полагающих, что Ленин положительно повлиял на ход российской истории, среди людей старше 50 лет (70%), малообеспеченных (66%) и сельских жителей (64%) – то есть тех, кто традиционно составляет 'красный' электорат.
При этом следует отметить, что молодежь, оценивая историческую роль Ленина, испытывает наибольшие затруднения – 33%.
Наиболее часто участники ДФГ называли Ленина 'исторической личностью', воздерживаясь при этом от оценки его вклада в историю России.
- 'Ленин для меня – великий государственный и исторический деятель'
(ДФГ, Самара).
- 'Историческая личность, и больше – ничего'
(ДФГ, Самара).
Обратим внимание на следующую тенденцию. В предыдущие годы респонденты были склонны значительную часть ответственности за всю послеоктябрьскую историю России возлагать на Ленина. Так, еще год назад многие опрошенные вменяли в вину 'вождю мирового пролетариата' коллективизацию, раскулачивание, массовые репрессии и др.(Е. Гвоздева. Раз он есть, пусть, пока он есть // Доминанты. Поле мнений. 2002. № 015.(http://www.fom.ru/survey/dominant/395/991/3285.html)) Данные же нынешнего опроса свидетельствуют: сегодня, несмотря на то, что историческая роль Ленина не ставится под сомнение, часть обвинений с него снимается. Так, отвечая на открытый вопрос: 'В чем состоит отрицательная роль В. И. Ленина в истории России?', опрошенные сегодня упоминают главным образом события, имевшие место при жизни вождя:
- кровопролитие и террор (главным образом – по отношению к царской семье и в период гражданской войны) – 8%
- 'То, что произошло с царской семьей'; 'слишком много красного террора было – расстреливали много'; 'все, что связано с жертвами террора';
- политический переворот и последующие преобразования – 10%
- 'Не надо было делать революцию'; 'при царе жили бы лучше'.
Ленин воспринимается сегодня скорее как 'великий теоретик', разработавший серьезную концепцию экономического и политического переустройства страны, которую он не успел воплотить в жизнь. Таким образом, основными виновниками всех негативных явлений и событий советского периода являются, по мнению респондентов, уже его последователи.
- 'Он же мало правил страной – в 24-м году его уже не стало. А то, что его идеи не претворили – это ж не его вина. Его вины здесь нет. Ему надо сказать спасибо, что он нас хотел из тьмы вывести'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Он не был практиком, он был очень хорошим теоретиком. То есть человеком, который разработал колоссальный труд... А то, что потом использовали это во вред даже, – это не его вина'
(ДФГ, Самара).
- 'Он не успел ничего сделать. Он теоретическую базу подготовил, а сделать ничего не успел'
(ДФГ, Самара).
- 'Он великий как теоретик, но не как практик. Потому что Ленина-практика мы не знаем абсолютно. Мы знаем Ленина только как теоретика'
(ДФГ, Самара).
- 'Его заслуга в том, что он разработал в теории, как должно жить общество... Но не успел... В архивах нашли, что он завещал не давать власть Сталину. Чтобы Сталин не приходил к власти, но здесь все перевернули, и письмо это похоронили'
(ДФГ, Самара).
Дополнением к образу 'великого теоретика' являются характеристики Ленина как широко образованного человека, эрудита, полиглота.
- 'Ленин все-таки Маркса и Энгельса читал – «Капитал» тот же самый. Может быть, он единственный, кто прочитал его все-таки до конца'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Он ведь то ли шесть, то ли семь языков иностранных знал, читал много'
(ДФГ, Самара).
Вообще, следует отметить, что, обсуждая фигуру Ленина, респонденты очень часто проводили параллели между его эпохой и нынешним периодом. Так, отвечая на открытый вопрос: 'В чем состоит положительная роль В. И. Ленина в истории России?', опрошенные главным образом говорили о решении социальных проблем, актуальных и сегодня: появлении бесплатного образования и медицинского обеспечения, сокращении безработицы, борьбе с беспризорностью и т.д. (23%). При этом респонденты не принимали во внимание того, что многое из перечисленного ими было сделано уже после смерти Ленина.
- 'Дал возможность получать бесплатное образование'; 'сделал бесплатным здравоохранение'; 'организовал занятость'; 'дал всем работу'; 'заботился о детях, сиротах'
(открытый вопрос).
По мнению 21% опрошенных, основной вклад Ленина в российскую историю – коренное изменение существовавшего в стране уклада: политического, социального и экономического.
- 'Благодаря Ленину был построен социализм'; 'перевернул историю России'; 'завоевал власть для Советов в 1917 г.'; 'изменил жизнь народа и общественный строй'
(открытый вопрос).
Эта мысль также прослеживается в высказываниях на фокус-группах, и здесь респонденты снова возлагают практически всю ответственность за последствия общественного 'переворота' на продолжателей 'дела Ленина'.
- 'Он перевернул общественный строй с ног на голову... Когда большевики завоевали власть, получилось так, что началась грызня за власть, и если бы Ленин не умер в 24-м году, может быть, что-то из этого и вышло бы... Если бы продолжатели дела нашлись бы, то, может быть, что-то хорошее и вышло бы'
(ДФГ, Самара).
- 'Роль его, конечно, очень большая: он перевернул недра нашей страны, он вселил надежду в наших людей'
(ДФГ, Новосибирск).
К современным российским реалиям участники фокус-групп обращались и тогда, когда им задавался вопрос, какие уроки можно извлечь из того, что было сделано Лениным.
- 'Уроки нашему правительству следует извлекать: бесплатная медицина, бесплатное образование'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Чтобы наше общество было образованным – для этого надо учиться, учиться и учиться. А будет образование – будет техника, будет прогресс, экономическое развитие, и все...'
(ДФГ, Самара).
В ряду исторических фигур, сравнимых по масштабу с Лениным, чаще всего для респондентов оказываются Гитлер и Фидель Кастро.
- 'У меня ассоциация только на Гитлера. Хотя сейчас она абсолютно неоправданна'
(ДФГ, Самара).
- 'Вот Гитлер, например, – диаметральная противоположность'
(ДФГ, Москва).
- 'Теоретик... Фидель Кастро тоже может речи там толкать по шесть часов, и этот был такой же. Столько трудов он написал...'
(ДФГ, Москва).
- 'Ну, на Кастро, он, может быть, внешне похож'
(ДФГ, Москва).
Что касается вопроса о захоронении тела Ленина, то за минувший год, как свидетельствуют результаты опроса, несколько увеличилась доля тех, кто считает, что тело Владимира Ильича необходимо предать земле – 52% (в 2002 г. – 48%). Против захоронения сегодня выступают 34% опрошенных (в 2002 г. – 38%). Ранее один из основных доводов против этой акции состоял в том, что захоронение тела Ленина вызовет сильнейший стресс и возмущение у его наиболее преданных почитателей. Очевидно, сейчас респонденты считают, что ажиотаж вокруг этого вопроса несколько улегся, и похороны вождя пройдут относительно 'безболезненно'.
Как и в предыдущие годы, основная часть сторонников захоронения тела Ленина апеллирует к христианским традициям и завещанию самого Владимира Ильича.
- 'Похоронить бы надо человека. Чего он мучается так?'
(ДФГ, Самара).
- 'Плохо, что его гроб стоит в мавзолее, хотя он сам просил, чтобы его похоронили'
(ДФГ, Новосибирск).
Итак, за последний год отношение наших соотечественников к личности В. И. Ленина претерпело некоторые изменения. На него уже не возлагают ответственность за все негативные события и явления российской истории после октября 1917 г. К непосредственным заслугам 'вождя мирового пролетариата' значительная часть опрошенных относит 'социальный пакет' эпохи социализма – бесплатное образование, медицину и т.д.
Историческая роль Ленина, по мнению большинства опрошенных, заключается в том, что он создал концепцию экономического и политического переустройства страны и начал претворять ее в жизнь. Как считают многие респонденты, если бы Ленин прожил дольше, возможно, преобразования в России были бы менее болезненными.
- 'Ну, ему не дали, он умер. А если бы он жил бы, так, я думаю, было бы лучше, мы бы лучше жили. Если бы он хотя бы десять лет прожил, ну, хотя бы пятнадцать...'
(ДФГ, Москва).
В то же время значительная доля опрошенных сегодня воздерживается от положительных или отрицательных оценок роли Ленина в истории России. Для них он в первую очередь – историческая фигура, изменившая политическое устройство России.
- 'Ну, был такой человек, и все. Царствие <ему> небесное. Больше что скажешь? А рассказать надо, потому что была история. Просто история наша'
(ДФГ, Новосибирск).
|
|