Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/socium/hist_ro/rev_war/dd034329




7 ноября

30.10.2003 [отчет] [ Опрос населения ]






1.День 7 ноября: 'старый' порядок и 'революция'
2.Графики и открытые вопросы
3.Приложение.Таблицы

 
1.День 7 ноября: 'старый' порядок и 'революция'


День 7 ноября с первых лет советской власти обладал статусом едва ли не центрального праздничного события в череде других памятных и торжественных дат. Система значений и интерпретаций праздника помимо неизбежного идеологического содержания дополнялась развернутым историческим контекстом, выполнявшим в данном случае роль 'онтологического фундамента'. В нынешнее время появилась новая информация о событиях 17-го года, расширился и собственно исторический контекст, связанный с датой 7 ноября. Таким образом, идеологическая компонента праздника была ослаблена и из официально-обязательной превратилась в факультативную.

В дополнение ко всему, праздник поменял свое название, и именно этот факт отчетливее всего обозначил изменение онтологического статуса 'красного дня календаря'. Формальные характеристики, связанные с изменениями в существе и существовании праздника, оказываются важными знаками перемен в его идеологии – но, тем не менее, могут рассматриваться как непосредственно отражающие изменения, произошедшие в мировоззрении людей. Так как же 7 ноября сегодня воспринимается россиянами? Какие мысли и эмоции связаны с этой датой?

Примерно треть опрошенных россиян (36%) считают день 7 ноября важным и значимым, а противоположной точки зрения придерживается примерно половина наших сограждан (56%). Вполне естественно, что среди сторонников КПРФ доля воспринимающих эту дату как важную существенно выше, чем в среднем по опросу (54%). Наибольшая же разница в отношении к 7 ноября обнаруживается между молодыми и пожилыми людьми.

 

Все

Возраст

18-35 лет 36-54 лет 55 лет и старше
Доли групп (%) 100 34 35 31

Вопрос: 'Для одних день 7 ноября – особый день, важный, значимый. Для других 7 ноября не является особенным, важным, значимым днем. Если говорить о Вас лично, какая позиция вам ближе – первая или вторая?'

Первая

36

16

39

55

Вторая

56

77

53

38

Затр. ответить

8

8

8

7



Для большинства опрошенных 7 ноября безусловно связан с праздничной атмосферой и праздничной атрибутикой (63%) – именно такие ассоциации возникли у людей при ответе на соответствующий открытый вопрос.
  • 'Праздник великий'; 'торжество в России'; 'это большой праздник'; 'это был для нас всегда праздник'; 'вспоминаются веселые демонстрации'; 'парад на Красной площади'; 'всеобщее веселье' (открытый вопрос).
Примерно для 16% опрошенных значимыми оказались исторические ассоциации – связь с революцией, с появлением советского государства:
  • 'Ассоциация с революцией'; 'Великая Октябрьская социалистическая революция'; 'революция в стране в 1917 году'; 'историческая дата в нашей истории'; 'исторический факт нашей истории'; 'с болью в душе – это была справедливая революция, но после переворота Ельцина ее стали оплевывать: так делать нельзя – это история страны' (открытый вопрос).
А у 8% респондентов эта дата вызывает воспоминания о детстве, о юности и ностальгию по советским временам.
  • 'Были хорошие времена'; 'воспоминания молодости'; 'как раньше было хорошо'; 'ностальгия по прошлому'; 'то, что было раньше, – ностальгия по прошлому, жизнь хорошая'; 'вспомнится молодость'; 'пионерские годы, комсомольские годы'; 'радужное детство' (открытый вопрос).
Обсуждение темы участниками дискуссионных фокус-групп показывает, что тематическое и содержательное наполнение 7 ноября распадается на два неравных сегмента, сильно связанных между собой взаимопроникающей аргументацией и интерпретативными схемами, которые при этом зачастую различаются эмоциональной окрашенностью. Первый из сегментов наполняется рассуждениями о достоинствах советского периода истории (в противовес нынешнему положению дел), второй – оценками и размышлениями об исторических событиях, предшествовавших революции 1917 года и следовавших за ней.

В рамках первого тематического фрейма 7 ноября определяется как символическая граница между 'старой' и 'новой' эпохой, при этом представления о 'старой эпохе' весьма размыты, а оценки неопределенны. 'Новая', постреволюционная эпоха воспринимается как время благополучное, хотя и трудное, не без 'перегибов' и 'ошибок'. Последние мотивы возникают, как правило, в качестве оговорок, призванных создать видимость уравновешенности суждений.
  • 'При царе что-то тоже было, то есть Россию считали сильной, Россия кормила очень многие страны. Ну и много, конечно, отрицательного было – ну, малый круг знали чтение, письмо, вот образованность, быт... То есть были и сильные стороны, и очень много слабых сторон. А потом началось как с чистого листа – то есть другой период, совсем другой, их даже сравнивать нельзя, но и в нем тоже было много положительного, и было негативное' (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • '<7 ноября –> это когда было действительно большое событие в мире, единственный раз, когда победил народ, когда действительно смогли скинуть с престола царей, и это дело начало положительные какие-то в этом плане процессы. Какая-то монолитная страна получилась, которую не смогли победить никакие Антанты, никакой голод – ничего не смогло уничтожить ее. Это был единый, спаянный, монолитный коллектив... Пока Сталин был – он держал в руках. Я понимаю, что он очень жесткий человек, он не прав по многим пунктам, но, по крайней мере, он как-то о людях думал, он все-таки старался как-то цены снижать постоянно...' (ДФГ, Москва).
  • 'Тогда действительно победил народ. На самом деле благосостояние народа было нормальным: люди выходили на пенсию и не тревожились за свое будущее, получали 120 рублей, помогали детям, находясь на пенсии. Сейчас, находясь на пенсии, жить невозможно – тем более помогать кому-то. Хотя, конечно, было много и негативных... Эта командно-административная система работала и порой мешала работать людям. Свободы все-таки, так сказать, не было – это так точно надо говорить... И тем более еще момент репрессий – я думаю, что у многих вот здесь сидящих в семье пострадали люди от репрессий. Так что это негатив... Но напоминать надо молодежи, как они работали в свое время, комсомольцы, ударные стройки – об этом надо говорить, чтобы молодежь имела чувство патриотизма, была воспитана на примере предыдущих поколений... А сейчас, если все это забыть, никакой преемственности не будет. А с чего брать?' (ДФГ, Москва).
Вместе с тем, представления о 'новой' эпохе явно или неявно содержат представления о ее окончании: события, ход которых был определен 1917-м годом, уходят в прошлое и становятся 'периодом', 'этапом' истории, и если начало советского периода символически окрашено темой обновления, фактом появления нового и сильного государства, то окончание коммунистической эпохи для значительной части россиян оказывается слабо связанным с темой обновления.
  • 'Я считаю, все-таки этот интервал времени действительно, в советском времени, хороший – до войны и после нее, после разрухи. Ну, началось, вот, с 54-го где-то, ну по моему мнению. Хоть, там, говорят, застойный период, брежневский период, а его Хрущев начинал... В это время, до 85-го года, до прихода Горбачева, я думаю, жить было можно. Оптимизм у населения был' (ДФГ, Москва).
  • 'Ну, как я понимаю, этот день – это символ того режима, при котором страна жила практически век' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • '<К эпохе в целом> изменилось отношение. Это праздник – больше, конечно, сейчас уже историческое... То есть какой-то период закончился, и сегодня, знаете, какой-то раздрай получается. Раньше как-то, не знаю, по воспоминаниям, было больше дисциплины, было больше идеологической работы с нами, мы как-то к чему-то стремились, чего-то хотели, что-то могли планировать... А сейчас, вроде бы, свободы больше стало, делай, что хочешь, демократия и все прочее – а на самом деле жизнь лучше не стала' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Вполне закономерно, что разговор о 7 ноября на групповых дискуссиях постоянно перекидывался на проблематику сегодняшнего времени: День согласия и примирения оказывается тесно связанным не столько с историей, историческим контекстом, сколько с жизнью самих респондентов и с их отношением к сегодняшнему положению дел. Потому неудивительно, что собственно исторический сегмент представлений, интерпретаций и ассоциаций, во-первых, содержательно менее проработан, и, во-вторых, второстепенен, подчинен задаче привлечения аргументов для оценок сегодняшних 'новой' и 'старой' эпох (Приводившееся выше распределение ответов на открытый вопрос: 'Что в первую очередь приходит Вам в голову, когда Вы слышите слова '7 ноября'?', может дать представление о примерном соотношении этих двух интерпретативных сегментов.).

Если говорить об исторических событиях и фактах, тема 7 ноября перекликается с несколькими содержательными линиями:
  • революционные события 1917 года;


  • роль и значение личности В.И. Ленина;


  • победа в Великой Отечественной войне и послевоенное восстановление хозяйства как показатель успешного развития советского государства, и в этой же связи – роль И.В. Сталина.
'Второй эшелон' тем, лишь эпизодически всплывающих в разговорах о 7 ноября, составляют следующие:
  • расстрел Николая II и царской семьи, столыпинские реформы, Временное правительство;


  • гражданская война;


  • события из недавнего прошлого, связанные с М. Горбачевым и с 1991 годом – годом ГКЧП и распада СССР.
Повторим еще раз, что обращение к перечисленным сюжетам в дискуссиях носит вспомогательный характер, и в ряде случаев выполняет простую иллюстративную роль.
  • 'Сталин много делал... Выстроены были города полностью буквально за пять-семь лет: Сталинград полностью восстановлен был, Ленинград тоже... Конечно, это титанический труд. Конечно, может быть, кому-то тяжело было, кто-то действительно потерял жизнь – но тем не менее страна встала! При нашем режиме это просто невозможно' (ДФГ, Москва).


  • 'В принципе, 7 ноября поменялась, так сказать, власть: был царизм, потом – Временное правительство, а потом – коммунисты уже, получается, 7 ноября пришли к власти. И они правили вот до 90-го года – все-таки большой срок проправили. Для многих людей это как был праздник, так и остался – для старшего поколения, потому что у них вся молодость прошла, полжизни, можно сказать... А у кого-то и вся жизнь прошла в это время' (ДФГ, Воронеж).


  • '1-я участница: Исторических фильмов вообще практически нет – одни эти сериалы. Из исторических показывают только расстрел семьи царя... Я согласна, что должны рассказывать, но не только вот это. Вот я кроме расстрела, по сути дела, ничего не знаю – только маленькие отрывки.
2-я участница: Про Столыпина очень много сейчас говорят. Почему при царе все было плохо?' (ДФГ, Москва).
  • 'Раньше мы как-то и не задумывались, хорошо это было или нет. То есть считали, что у них там капитализм – им плохо, а у нас социализм – нам хорошо. А когда потом появилось столько информации, типа зверского убийства царской семьи, все это в умах стало как-то переоцениваться...' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Вместе с тем, существует еще один тип обращений к теме истории – в разговорах и в ответах на открытые вопросы он, как правило, проявляется в стереотипной фразе: 'Историю нужно помнить' (Подробнее об этом см.: Климов И. Уроки истории - учить или помнить? // Доминанты. Поле мнений. 2003. №024 (http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/830_281/1671_301/6431_302/d032425)). Материалы фокус-групп показывают, что с темой 7 ноября оказалась связанной проблема 'разрыва истории', и самое важное – она находит свое отражение не только в журналистской и научной публицистике, но также и в разговорах 'обыденного человека'. 'Красный день календаря' оказался как нельзя более подходящим поводом для рассуждений такого рода: c одной стороны, произошла определенная реабилитация истории царской России и тема культурного и исторического разрыва, произошедшего в 1917 году, оказалась не просто легитимизированной, но и вполне освоенной сегодняшними россиянами. С другой стороны, распад СССР и события конца 80-х – начала 90-х годов значительным числом наших сограждан воспринимаются как революционные – как время 'смены режима' (См.: Климов И. Референдум о судьбе СССР: 10 лет спустя // Доминанты. Поле мнений. 2001. №009 (http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2001/142_4455/345_4479/1272_4486/d010927)). Кроме того, публикации, книги, передачи, реинтерпретирующие советский период истории, спровоцировали возникновение в российском обществе устойчивого мотива 'Отречемся от старого мира...' (отметим, впрочем, что у одних наших сограждан отречение вызывает опасение, для других оно – необходимость).
  • 'Наш сталинский режим, так сказать, или социализм, нас заставил забыть жизнь при царе. Сейчас новый режим нас заставляет забыть, как мы жили при социализме до 85-го года. Вот это – целенаправленная политика, которая выхолащивает преемственность, все положительное, что было в народе. Вот и все' (ДФГ, Москва).


  • 'Модератор: То есть вы считаете, что революционное значение этого праздника специально замалчивается?
1-й участник: Отодвигают полностью – историю сглаживают.

2-я участница: В сторону, чтобы новое поколение забыло этот праздник.

3-й участник: Это сглаживание памяти самое натуральное.

4-я участница: Уничтожение нации' (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • 'Я думаю, что этот праздник – это попытка как раз примирить старое поколение, которое видит этот праздник 7-го ноября как день революции, и новое поколение, которое его категорически не принимает, не принимает революцию, этот режим и так далее. Ведь очень много рассказывали о том, что было на самом деле – и в революцию, и репрессии. Ну, была, конечно, и неправда... И вот это – как раз попытка их примирить и сказать, что надо жить как-то вместе' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Предыдущие исследования ФОМ (Климов И. Память о страхе или страх памяти? // Доминанты. Поле мнений. 2003. № 008, 27 февр. (http://www.fom.ru/survey/dominant/702/1486/5394.html)22 июня // Доминанты. Поле мнений. 2001. .№ 022, 20 июня (http://www.fom.ru/survey/dominant/216/553/1849.html)9 мая // Доминанты. Поле мнений. 2003. № 017, 5 мая (http://www.fom.ru/survey/dominant/810/1628/6247.html)), посвященные праздникам и памятным датам, позволили сформулировать предположение, что любые знания о собственной истории только тогда принимаются людьми и укладываются в систему их мировоззренческих установок и 'обыденных теорий', когда они не несут с собой разрушения их идентичности – личностной, социальной, гражданской. Знания об отрицательном историческом опыте своего народа и своей страны оказываются очень сложными для интериоризации – включения в систему представлений о себе и о мире.
  • '1-й участник: Сейчас больше стали говорить о том времени правды как бы – мы же много не знали, а сейчас постоянно что-то открывают, рассказывают...
2-й участник: Вы считаете, правду стали говорить о том времени?

1-й участник: Ну, если там подтверждают, по телевизору же показывают документы – подтверждают, что-то было так и так. Если так рассказывают, вроде как не верить – трудно. Это нужно осмысливать, понимать. Хотя это трудно: репрессии те же, террор во время войны той, гражданской – это новая информация. Но это тоже мы, наша история какая-никакая...' (ДФГ, Воронеж).

Материалы нынешнего исследования показывают, что желание 'знать историю' сопрягается с желанием сохранить позитивный образ собственной истории. Так, на открытый вопрос: 'Как Вы полагаете, о чем следует говорить, о чем нужно рассказывать в связи с днем 7 ноября?', – на первом месте оказывается спрос на историю (30% всех опрошенных)
  • 'Больше рассказывать об истории'; 'историческая дата – каждый человек должен знать историю своей страны'; 'нужно рассказывать о прошлом'; 'о фактах истории' (открытый вопрос).
Однако во многих ответах подчеркивается необходимость 'объективно-позитивного' подхода к событиям прошедшей эпохи: рассказывать о положительных последствиях революции (9%), говорить 'историческую правду' – и хорошее, и плохое (5%), и даже говорить на нейтральные темы (2%).
  • 'Как раньше было хорошо жить – спокойно, уверенно'; 'наши бабушки, дедушки верили в светлое, а как строилось'; 'о том, как при Советах жили'; 'рассказывать о временах советской власти: имели бесплатное образование, лечение, могли найти защиту в органах, чего-то добиться...'; 'как поднимали промышленность, давали бесплатное образование и медицинское обслуживание'; 'надо говорить о достижениях в разных отраслях труда, о героях труда'; 'о завоеваниях наших отцов и дедов' (открытый вопрос).


  • 'Все – хорошее и плохое'; 'говорить истинную правду, а не перекраивать историю на выгодный для сегодняшних сильных мира сего лад'; 'правду говорить об этом деле, поднимать архивы'; 'все, как есть, рассказывать' (открытый вопрос).


 
2.Графики и открытые вопросы
ДЛЯ ОДНИХ ДЕНЬ 7 НОЯБРЯ - ОСОБЫЙ ДЕНЬ, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ. ДЛЯ ДРУГИХ 7 НОЯБРЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАС ЛИЧНО, КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ, КОГДА ВЫ СЛЫШИТЕ СЛОВА '7 НОЯБРЯ'?




(в % от числа опрошенных по России)

Праздник

47

Праздничный день

24

  • 'Праздник'; 'праздник и выходной, есть повод отметить'; 'праздник, конечно'.

Большой праздник, народный праздник

9

  • 'Великая октябрьская социалистическая революция – праздник'; 'великий праздник'; 'октябрьские праздники'; 'торжество в России'; 'это большой праздник'; 'это праздник бедных, обделенных, возмущенных'.

Раньше это был праздник

9

  • 'Бывший праздник'; 'бывший хороший праздник'; 'был в прошлом праздник'; 'был когда-то праздник'; 'какой-то бывший праздник'; 'это был для нас всегда праздник'; 'это праздник, которого теперь нет'.

Праздники, не имеющие отношение к 7 ноября

2

  • 'День Конституции'; 'день Конституции, а раньше он был Днем радио'; 'День милиции'; 'День Победы'; 'праздник труда, осени'.

Государственный, исторический праздник

1

  • 'Государственный исторический праздник'; 'праздник исторический'; 'это наш праздник истории'.

День согласия и примирения

1

  • 'День примирения и согласия'; 'день примирения'; 'день согласия, примирения'.

Коммунистический, советский праздник

1

  • 'Коммунистический день'; 'красный праздник'; 'праздник времен коммунистов'; 'праздник советский'.

Праздничная атрибутика

16

Парад, демонстрация, народные гулянья

13

  • 'Большой праздник: много народа, музыка, песни, флаги, демонстрация'; 'вспоминаются веселые демонстрации'; 'парад на Красной площади'; 'демонстрации на Красной площади'; 'демонстрации, парады'; 'военный парад'; 'парад на Дворцовой площади – всегда ходили с отцом'.

Праздничное настроение, радость

3

  • 'Веселье кругом'; 'всеобщее веселье'; 'ощущение праздника'; 'хорошее настроение'; 'праздник поднимает дух у людей'; 'чувство – повод для веселья'; 'чувство радости и тепла'.

Праздничное застолье

2

  • 'Будем праздновать'; 'выпить бы'; 'гуляем'; 'застолье'; 'пьянка'; 'есть повод отметить'; 'конфеты на праздник'; 'праздничный стол'.

Другие элементы праздника

3

  • 'Флаги, транспаранты'; 'знамена'; 'салют'; 'цветочки, флажки, шарики'; 'красная гвоздика'; 'красные флаги'.

Годовщина Октябрьской революции 1917 г.

14

  • '17-й год – революция'; 'ассоциация с революцией'; 'годовщина Великой октябрьской революции'; 'день Великой октябрьской революции'; 'революция в стране в 1917 году'; 'революция Октябрьская'; 'большевистский переворот'; 'взятие власти большевиками'; 'государственный переворот в России'.

Выходной день, день отдыха

9

  • 'Выходной день'; 'два выходных дня'; 'добавочный выходной'; 'нерабочий день'; 'что, наконец, лишний выходной'; 'это отдых'.

Ностальгия по советским временам

6

  • 'Были хорошие времена'; 'воспоминания о хорошем времени'; 'как раньше было хорошо'; 'ностальгия по прошлому'; 'раньше было лучше'; 'советские времена'; 'то, что было раньше, ностальгия по прошлому, жизнь хорошая'; 'хорошая жизнь при социализме'.

'Красный день календаря'

3

  • '«День 7 ноября – красный день календаря» – стихотворение такое в детстве учили'; 'красный день календаря'; 'стихотворение из школы'.

Воспоминание о детстве, молодости

2

  • 'Воспоминания молодости'; 'вспоминаю детство'; 'вспомнится молодость'; 'моя молодость'; 'пионерские годы, комсомольские годы'; 'прошедшая молодость'; 'радужное детство'.

Коммунисты, большевики, КПСС, Ленин

1

  • 'Большевики, власть'; 'коммунисты'; 'КПСС'; 'Ленин'; 'красные, большевики'.

Семейное событие, совпавшее с праздником

1

  • 'День рождения жены'; 'день рождения моей сестры'; 'день рождения мой'; 'день рождения мужа'; 'мамин день рождения'.

Это трагический день для России

1

  • 'День траура нашей страны'; 'ошибочный путь страны'; 'печальная дата для нашей страны'; 'черный день'; 'это несчастье России, слезы, кровь людей'.

Общие отрицательные суждения

1

  • 'Дурдом'; 'у меня эта дата вызывает отрицательные эмоции'; 'опять морока'; 'преступный праздник'; 'просто чушь натуральная на всю страну'.

Это все в прошлом

1

  • 'Все в прошлом'; 'далекое прошлое'; 'прошедший этап'; 'это пройденный этап в жизни России'.

Это наша история

1

  • 'Историческая дата в нашей истории'; 'исторический факт нашей истории'; 'историческое число'.

Общие положительные суждения

<1

  • 'Воспоминания о хорошем'; 'хорошие воспоминания'; 'светлый день'.

Другое

1

  • 'Осень'; 'скоро Новый год'; 'столыпинские реформы'; 'ура'; 'финишная прямая, избирательная кампания'; 'что же будет завтра'; 'число и месяц'.

Нет ассоциаций

4

  • 'Абсолютно ничего'; 'ничего не приходит'; 'ничего особенного не вспоминается'; 'ничего: холод и осень'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

11




ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ДЛЯ ВАС 7 НОЯБРЯ – ОСОБЫЙ ДЕНЬ, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ?




(в % от числа опрошенных по России)

Привычка, воспитание, всегда праздновали

8

  • 'Воспитание советское'; 'воспитаны так'; 'всегда праздновали'; 'всю жизнь праздновал'; 'вся наша жизнь была связана с этим праздником'; 'вырос с этим праздником'; 'заведено так было'; 'заложено с детства'; 'мы воспитаны так, выросли'; 'по воспитанию и традициям'; 'по привычке'.

Праздник

8

Раньше это был большой праздник

5

  • 'Был большой праздник для всех'; 'был праздником'; 'мне всегда нравились демонстрации и концерты'; 'народ всего Союза вставал в колонны, было весело и красиво'; 'отдыхали, на концерты и демонстрации ходили'; 'помню митинги, парады'; 'раньше был праздник'; 'раньше готовились, общались'; 'теперь таких праздников нет'; 'чувствовался праздник, вспоминаешь – торжественно было, радостно'.

Праздничный день

3

  • 'Великий праздник'; 'все-таки праздник'; 'маленький, но праздник'; 'праздник, выходной'; 'уважаемый мною праздник'.

Ностальгия по советским временам

5

  • 'В моем сердце остались прежние воспоминания, сейчас я с этим и живу'; 'жили лучше при советской власти'; 'когда был СССР, жизнь была интересная'; 'мы верили, что будет коммунизм, выросли с этим'; 'мы хорошо жили при советах'; 'победа революции – ностальгия по прошлому'.

Нужно помнить прошлое

3

  • 'Дань прошлому'; 'исторический день'; 'исторические события'; 'историю забывать нельзя'; 'надо помнить историю собственной страны'; 'это история, и это нельзя забыть'; 'это напоминание об истории'; 'это наше наследие'.

Воспоминания о детстве, молодости

3

  • '...Детство вспоминается'; 'воспоминание о молодости, хороших временах'; 'потому что с детства помню'; 'это идет из детства...'; ' добрая память детства'; 'наша молодость'; 'он связан с детством'.

Это начало исторических завоеваний советской власти

3

  • 'Дата, когда народ повернул свою судьбу в новое русло'; 'он дал нам свободу'; 'после этого праздника – день Октябрьской революции – была жизнь с гарантией стабильности'; 'помним завоевания коммунистов'; 'у народа больше власти'; 'революция дала рабочему классу волю, работу, свободу'.

Семейное событие, совпавшее с праздником

1

  • 'День рождения дочери'; 'день рождения сестры'; 'у меня день рождения'; 'у тещи день рождения'; 'это мой день рождения'.

Годовщина Октябрьской революции 1917 г.

1

  • 'День Октябрьской революции'; 'так как была революция'; 'день революции'.

Выходной день, день отдыха

1

  • 'Три нерабочих дня'; 'выходной день'; 'выходной лишний'; 'дополнительный выходной всегда радует'; 'лишний отдых'; 'пикник'; 'потому что отдыхаем'.

Это день памяти о трагических событиях нашей истории

1

  • 'Деды и прадеды погибли в то время на стороне красных'; 'многие сложили головы за счастье простых людей, чтобы хорошо жили они'; 'много было жертв в это время'; 'ощущение трагедии в истории'; 'печальная историческая дата для нашей страны'; 'это не праздник – день поминовения'; 'этот день для меня скорбный'; 'столько людей бездарно загубили!'.

Это поворотный пункт в нашей истории

1

  • 'Революция в октябре – одна из самых важных вех'; 'был поворот России'; 'веха в истории немалая'; 'все перевернулось в России...'; 'день переворота судьбы не только России, но и всего мира'; 'переворот истории'; 'слишком крутой поворот в истории нашей страны'.

Другое

1

  • 'Алхаюрт взяли в Чечне'; 'мы потеряли очень много, в том числе и этот хороший, веселый праздник'; 'нет точного мнения, знаю, что он важный для меня день'; 'отец, инвалид войны 1-й группы, умер, отмучался – для меня тоже праздник'; 'раз праздник, то значимый'; 'я в этот день смогу что-то заработать'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

69


ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, О ЧЕМ СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ, О ЧЕМ НУЖНО РАССКАЗЫВАТЬ В СВЯЗИ С ДНЕМ 7 НОЯБРЯ?




(в % от числа опрошенных по России)

Рассказывать о революции

30

Обращение к историческому прошлому

17

  • 'Больше рассказывать об истории'; 'не надо забывать историю'; 'нужно рассказывать о прошлом'; 'о фактах истории'; 'что было в истории'; 'чтобы не забывала молодежь нашу историю'; 'это история, которую надо помнить'; 'это эпоха жизни государства, об этом нужно помнить'.

События революции

14

  • 'Вспомнить историю этого события'; 'воспоминание о революции...'; 'как завоевывалась она, власть, какими трудами'; 'об Октябрьской революции, перевороте'; 'победа большевиков в революции 1917 года'; 'рассказать, как войну пережили...'; 'что было, как было'; 'чтоб наша молодежь помнила, что была революция...'; 'что-нибудь про войну'; 'штурм Зимнего дворца, матросы, солдаты воевали против царя, капиталистов'.

Рядовые участники революции, люди старшего поколения

2

  • 'О людях в революции'; 'о людях воевавших'; 'о наших дедах и прадедах, как хотели прийти к лучшей жизни'; 'о погибших за советскую власть'; 'о подвиге людей'; 'чтобы не забывали героев, которые создавали СССР'; 'о заслугах наших отцов'.

В.И. Ленин

1

  • 'О Ленине...'; 'что был Ленин...'.

Рассказывать о завоеваниях революции

9

Жизнь людей в советское время

7

  • 'Как жили люди в советское время'; 'как народ зарабатывал, боролся за свое счастье'; 'как раньше было хорошо жить – спокойно, уверенно'; 'какая раньше была дисциплина, порядок'; 'о том, как при советах жили'; 'рассказывать о временах советской власти: имели бесплатное образование, лечение, могли найти защиту в органах, чего-то добиться'; 'рассказы о Советском Союзе'.

Достижения нашей страны

2

  • 'Как поднимали промышленность...'; 'надо говорить о достижениях в разных отраслях труда, о героях труда'; 'о завоевании наших отцов и дедов'; 'о конкретных достижениях в социальной сфере... '; 'о наших достижениях, победах'; 'о развитии России со времен образования СССР'; 'об успехах нашей страны в развитии государства'; 'я считаю, что нужно говорить о том, чего добились при социализме, а грязь ни к чему'.

Говорить всю правду

5

  • 'Все как есть рассказывать'; 'все хорошее и плохое'; 'говорить истинную правду, а не перекраивать историю на выгодный для сегодняшних сильных мира сего лад'; 'историческую правду'; 'как это было на самом деле'; 'не извращать правду'; 'правду говорить об этом деле, поднимать архивы'; 'рассказать людям всю правду'; 'чтобы не было вранья'.

Рассказывать о смысле праздника, о его истории

5

  • 'Историческое происхождение праздника'; 'надо говорить об этом празднике, чтоб знали наши дети и внуки'; 'об истории этого праздника'; 'почему этот день был праздничным и почему перестал быть'; 'раскрывать суть праздника'; 'раскрыть значение дня'; 'что это за праздник'.

Показывать фильмы, передачи о революции

3

  • 'Больше показывать фильмов о революции'; 'истории, фильмы о революции'; 'исторические материалы показать по телевидению'; 'надо побольше показывать кино тех времен, чтобы молодые поняли, какая сейчас царит среди них бездуховность'; 'показывать документы, фильмы'; 'показывать хронику'; 'фильмы о революции, передачи о людях труда'; 'хотелось бы посмотреть фильмы 30-х годов'.

Создавать праздничную атмосферу

2

Праздничные передачи

1

  • 'Больше концертов праздничных, чтобы у людей поднялось настроение'; '«Голубой огонек», концерт'; 'мультфильмы по телевидению показывать'; 'показывать концерты, все такое, чтоб люди отдохнули'; 'праздничная программа'; 'развлекательные передачи, чтоб это был праздничный день'; 'развлекать людей'.

Проведение парадов, демонстраций

1

  • 'Парад на Красной площади'; 'парад показать на Красной площади'; 'показать демонстрацию'; 'провести демонстрацию и показать ее'.

Другие атрибуты праздника

1

  • 'Побольше песен, чтобы дух поднять'; 'поздравить с праздником'; '...салют устроить, чтобы молодежь чувствовала праздник'; 'о застолье'.

Рассказывать о сегодняшней жизни

2

Сегодняшние проблемы страны, бедственное положение людей

1

  • 'Надо говорить о жизненном уровне ветеранов, пенсионеров, и почему они достигли такого уровня'; 'насколько человек в нашей стране обнищал духовно'; 'о жизни, в которой мы сейчас живем'; 'о законах'; 'о кризисе'; 'о нищенском существовании русского народа'; 'о политиках, кто как живет, кто сколько наворовал'; 'о положении народа'; 'о проблемах людей'; 'о террористах'; 'об актуальных проблемах современности'; 'что кругом беспорядок и обо всем хорошем забыли'.

Перспективы улучшения ситуации в стране

1

  • 'На примере 7 ноября показывать, как надо жить сейчас'; 'надо рассказывать, как мы будем жить дальше'; 'о мире, чтобы партий было поменьше, а цель была бы одна – улучшить положение народа'; 'о своей политике дальнейшей'; 'о социальной защите, о гарантированном жилье, получении образования и медицинской помощи бесплатно'; 'что надо объединяться и двигаться дальше'; 'о том, что они будут обещать'.

Рассказывать о хорошем, говорить на нейтральные темы

2

  • 'Хорошего побольше'; 'вспоминать хорошее'; 'о добром и светлом'; 'о культуре'; 'о лозунгах, призывать людей к добру'; 'о лучшем'; 'о подрастающем поколении'; 'о радости'; 'о том, что было хорошее'; 'о хорошем можно говорить'; 'о чем-нибудь нейтральном'; 'о погоде'; 'только не о политике'.

Рассказывать о трагических последствиях революции

1

  • 'Голод в Поволжье после революции'; 'нужно говорить о том, что уничтожили и разграбили Россию, уничтожили много людей'; 'о бездарной политике родной компартии, которая привела народ к полному краху и нищете'; 'о гибели людей с той и другой стороны, не зная, за что'; 'о расстреле царской семьи'; 'об архипелаге ГУЛАГ'; 'пусть расскажут, как коммунисты убивали честных и неповинных людей'; 'что революция была, а могла бы и не быть, не нужна она была, революция'.

Говорить о согласии и примирении

1

  • 'День солидарности'; 'о празднике согласия и примирения'; 'о примирении всех слоев населения страны'; 'о примирении и покаянии'; 'о солидарности и согласии'; 'о солидарности, о мире'; 'о солидарности, о терпении, с чем связан праздник'; 'праздник примирений и согласия'.

Рассказывать о коммунистических идеях

1

  • 'О коммунистической партии'; 'о коммунизме'; 'о коммунистах...'; '...про коммунизм рассказывать...'.

Прививать любовь к Родине

1

  • 'Надо говорить о любви к своей Родине, к своим близким, соседям'; 'о нашем государстве, патриотизме'; 'о нашем патриотизме...'; 'о патриотизме – то, чего сейчас нам не хватает'.

Другое

1

  • 'Думают ли коммунисты извиниться перед народом?'; 'каждый знает, что говорить'; 'о Конституции, о дружбе народов'; 'о новой революции'; 'о самой ближайшей революции, например о путче 1991 года'; 'о том, что власть должна принадлежать народу'; 'осеннего богатства праздник'; 'телевидение не дает правдивой информации, в том числе о 7 ноября'; 'чтобы такого больше не повторялось'.

Не рассказывать о революции, это уже в прошлом

2

  • 'Все прошло, и говорить не о чем'; 'все уже переговорено'; 'говорить не о чем, праздника нет'; 'не стоит говорить о нем'; 'не о чем – молодежи это не надо, а старые уже знают'; 'о ней, дате 7 ноября, вообще надо забыть'; 'пора забыть праздник'; 'сейчас этот праздник не актуален'; 'тихо забыть, спустить на тормозах – уже все сказано'; 'это перевернутая страница истории, кому интересно, тот в книгах прочитает'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

45

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 25-26 октября 2003 г. 1500 респондентов.


 
3.Приложение.Таблицы

ДЛЯ ОДНИХ ДЕНЬ 7 НОЯБРЯ - ОСОБЫЙ ДЕНЬ, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ. ДЛЯ ДРУГИХ 7 НОЯБРЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАС ЛИЧНО, КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

 Все опрошенные Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше
Доли групп (%)100191821519292939465434353117353513273526121740252610132461751004555294229
первая3633543335572543393834163955423136413043383637373433463137323642374134203950
вторая5662415959336949535458775338526056536350545655585656485557606252585361745644
затрудняюсь ответить86587969787887698677898611106147827565746


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 25-26 октября 2003. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.