Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/socium/let/god__vek_-_uhodyacshii_i_nastupaucshii/o901220 РОССИЯНЕ О ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ 27.01.1999 [отчет] [ Черняков А.А. ] ИСТОЧНИК ДАННЫХ Общероссийский опрос населения по репрезентативной выборке в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России. Интервью по месту жительства. Объем выборки – 1500 респондентов. 9-10 января 1999 года.Ответы респондентов на восемь закрытых вопросов. Вопросы: Приближается третье тысячелетие. Высказываются разные мнения о том, что оно принесет людям. Пожалуйста, скажите, с каким из нижеследующих противоположных суждений о будущем Вы согласны – с первым или со вторым? "В будущем значение религии в жизни людей возрастет" или "В будущем значение религии в жизни людей уменьшится"; "В будущем техника станет играть в жизни людей более важную роль, чем теперь" или "В будущем люди откажутся от современного увлечения техникой и начнут возвращаться к природе"; "В будущем люди научатся устранять ущерб, который наносят природе техника и цивилизация" или "В будущем разрушение природы техникой и цивилизацией усилится"; "В будущем получат развитие прежде всего интуиция и чувства людей" или "В будущем главным для людей станут рациональное мышление и интеллект"; "В будущем женщины станут уделять больше внимания работе и участию в общественной жизни" или "В будущем женщины станут уделять больше внимания семье и домашним обязанностям"; "В будущем значение семьи для человека возрастет" или "В будущем семья утратит свое значение, а на смену ей придет что-то другое"; "В будущем национальные различия между людьми возрастут" или "В будущем национальные различия между людьми станут ослабевать". ХАРАКТЕР ВОПРОСОВ Блок из 8 перечисленных выше альтернативных вопросов был предложен респондентам с целью выявить их сегодняшние ценностные ориентации и вытекающие отсюда представления о некоторых чертах совсем уже близкого третьего тысячелетия.В анкету включались вопросы только на темы, так или иначе связанные с образом жизни людей, с повседневной жизненной практикой (хотя и отодвинутой в будущее), т.е. на темы, не обязательно требующие экспертных суждений. Альтернативы в вопросах строились таким образом, чтобы каждый раз одна из них имела преимущественно традиционалистскую, а другая – модернизаторскую направленность. Иными словами, была предпринята попытка выяснить, какой вектор респондентам ближе, когда им предлагают вопросы о будущем, – направленный назад или вперед по отношению к настоящему времени. Этим определяется и подход к анализу полученных данных. ОБЩЕЕ СООТНОШЕНИЕ МНЕНИЙ Отметим прежде всего, что доля затруднившихся с ответом по большинству вопросов относительно невелика и колеблется в пределах 13-17%. Лишь в двух случаях, о которых дальше будет сказано особо, она превысила 20%.Таким образом, подавляющее большинство респондентов высказало свое мнение по существу предложенных им вопросов. Распределение ответов представлено на графике. График (данные в % от общего числа респондентов) Как видно из графика, по некоторым вопросам наблюдается паритет мнений, а по некоторым одно из альтернативных мнений явно преобладает над другим. Преобладающие мнения можно, в свою очередь, разделить на две группы: одна воплощает ценности традиционалистского толка, другая – модернизаторского. Рассмотрим каждую из трех групп отдельно. Из традиционалистских ценностей первое место по частоте полученных ответов заняла религия. Как считают 69% респондентов (практически наибольшая доля ответов в опросе), роль религии в будущем возрастет, и только 14% (наименьшая доля в опросе) придерживаются противоположного мнения. Эта величина – 69% – довольно близка к доле россиян, относящих себя к числу верующих. В мае 1998 года верующими назвали себя 58% респондентов (причем, как показывает сопоставление с результатами предшествующих опросов на ту же тему, эта доля на протяжении 90-х годов растет). Таким образом, полученный в опросе прогноз является по сути дела экстраполяцией сегодняшнего опыта тех, кто относит себя к верующим. В гендерных группах чуть более сильная религиозная ориентация при ответе на данный вопрос выявлена у женщин (соотношение долей женщин и мужчин, ответивших "возрастет", – 73:65). В возрастных группах (18-35 лет, 36-50 и старше 50) наблюдается от первой к третьей некоторое увеличение доли прогнозирующих рост роли религии – 66% и 73% среди молодых и пожилых соответственно. А фактор образования на ответах респондентов не сказался. Чуть меньший "рейтинг" в прогнозах традиционалистской направленности получили работа и семья – по 65%. Доля россиян, полагающих, что роль именно работы, а не досуга, возрастет в будущем, в три с лишним раза больше доли тех, кто придерживается противоположного мнения (таковых 19%). Тот факт, что респонденты даже в будущем чаще всего не предвидят расширения сферы досуга, заслуживает внимания. По всей видимости, такой характер ответов прямо отражает нынешнюю напряженную ситуацию в стране, когда проблема выживания, проблема заработка (а значит – работы) резко обострилась для большинства россиян, оттеснив далеко на второй план проблему рекреации, внимание к которой столь велико в развитых странах. Интересно, что по вопросу о досуге в будущем позиция молодежи не отличается от позиций других возрастных групп. А частота выбора ответа "работа" прямо зависит от уровня образования: такой ответ дали 59% лиц с неполным средним образованием и 75% имеющих высшее образование (это на 10 пунктов больше, чем в среднем по опросу). Что касается семьи, то большинство респондентов уверено в ее жизнестойкости (вопреки существующему мнению о кризисе этого социального института). Предложенную альтернативу – "на смену семье придет что-то другое" – выбрала только пятая часть опрошенных (21%). Доля считающих, что роль семьи в будущем станет более значительной, зависит от образовательного уровня, достигая максимума среди лиц с высшим образованием (72%). Альтернативный вариант ответа избирается тем чаще, чем моложе респондент (25% среди лиц в возрасте до 35 лет, 17% – среди тех, кому за 50). Переходим к следующей группе ответов. Самая высокая доля ответов по всему блоку вопросов пришлась на позицию "роль техники в будущем возрастет" (70%). Позицию "возврат к природе" как альтернативу гипертрофированному техническому развитию выбрала вчетверо меньшая доля респондентов (17%). Таким образом, в ответах на этот вопрос технократическая, модернизаторская ориентация получила четырехкратный перевес над традиционалистской. Заметим, что представление о безудержном техническом прогрессе плохо согласуется с представлением о том, что в обществе будущего возрастет роль работы. Ведь именно в результате совершенствования техники, появления новых технологий (постиндустриальное общество, общество потребления) центр тяжести переносится на обслуживающую экономику, на расширение сферы услуг и т.п., а значит – происходит перераспределение баланса работы и отдыха. Тем не менее обе эти позиции – работа и техника – получили в блоке вопросов о будущем самый высокий и практически одинаковый рейтинг. (Впрочем, этот парадокс аналогичен тому, как использование бумаги возрастает при внедрении безбумажных технолгий.) Из социально-демографических групп наиболее технократично настроены, что вполне ожидаемо, мужчины и молодые (по 76%), а также лица с высшим образованием (78%). Менее солидарны респонденты в своих прогнозах по другой позиции модернизаторского характера, тесно связанной с первой: речь идет о рациональном мышлении и интеллектуализме как антитезе миру интуиции и чувств. Соотношение долей ответов – 54:21. Интересно, что женщины выступают "на стороне чувств" немногим чаще мужчин (22% и 19% соответственно). Приверженность же рационализму и интеллектуализму полнее всего проявилась у людей в возрасте до 35 лет (61%), а в образовательных группах она плавно возрастает (от 45% среди лиц с неполным средним образованием до 63% среди имеющих высшее образование). Добавим, что именно по данному вопросу наибольшая доля респондентов затруднилась с ответом (25%). Это свидетельствует, по всей видимости, о трудностях "выбора между чувством и разумом", а в более широком плане может рассматриваться как одно из проявлений определенного конфликта между традиционалистскими и модернизаторскими ориентациями в массовом сознании по этой позиции. Более отчетливо этот конфликт обнаруживается в третьей группе ответов. Переходим к вопросам, ответы на которые не дали отчетливого перевеса ни одной из альтернатив. Таков прежде всего национальный вопрос. Хотя за последнее время он в нашей стране заметно обострился, тем не менее двое из каждых пяти россиян придерживаются мнения, что в более отдаленной исторической перспективе национальные различия станут ослабевать (42%). Остальные либо ожидают роста национальных различий в будущем (36%), либо затруднились с ответом (22%). Чаще прогнозируют рост национальных различий лица в возрасте до 50 лет (39-40%), тогда как пожилые – видимо, в силу своего неизжитого интернационалистского воспитания – реже склоняются к этой идее (31%). Предсказывают уменьшение национальных различий в обществе будущего значительно чаще других респонденты с высшим образованием (54% – на 12% больше, чем в среднем по населению). В целом же, как видно из полученных ответов, общественное мнение по данному вопросу поляризовано. Аналогичным образом обстоит дело с вопросом о том, какой сфере жизни станут в будущем уделять больше внимания женщины – домашней или общественно-производственной. По всей видимости, здесь столкнулись разнонаправленные ценностные ориентации, о которых говорилось выше, – семья и работа. Первая из них, если говорить о положении женщин в обществе, – явно традиционалистская, вторая по отношению к первой – скорее модернизаторская. Но в полученных ответах ни та, ни другая тенденция не возобладала: за "женщину-семьянинку" в обществе будущего высказались 43% опрошенных, за "общественницу", "производственницу"– 40%. Примечательно, что позиции самих женщин в данном вопросе практически не отличаются от позиций мужчин (расхождения мнений не превышают 2%). Косвенно это свидетельствует о несформированности - или во всяком случае слабой выраженности - в российском обществе специфически женского социального самосознания (каковое, например, заявляет о себе на Западе в форме феминизма). На полученные ответы отчетливо повлиял возрастной фактор: считают, что роль женщины возрастет в сфере производственной и общественной, 45% опрошенных в возрасте до 35 лет и только 36% из числа пожилых (старше 50 лет). По альтернативной ("семейной") позиции заметных отклонений от средних показателей в возрастных группах не выявлено. Расщепленным, судя по результатам опроса, является и экологическое сознание россиян. Доли тех, кто предвидит в будущем улучшение экологической обстановки, и тех, кто прогнозирует ее ухудшение, практически совпадают (процентное соотношение ответов – 43:42). Правда, тут необходимы уточнения, для которых материалов опроса недостаточно. Ведь у одинаковых прогнозов дальнейшего состояния окружающей среды возможна прямо противоположная мотивация. Например, одни могут связывать свои надежды на защиту природы с прогрессом технологий, другие, напротив, – с ограничением использования техники (движение "зеленых"). Возникающие здесь вопросы требуют дополнительного изучения, которое позволило бы четче отделить традиционалистские ориентации в экологических прогнозах россиян от модернизаторских. Примечательно, что из возрастных групп наибольший "экологический пессимизм" проявляют молодые: среди тех, кто не старше 35 лет, верят в будущее исцеление людьми природы 40%, не верят – 47%. А оптимистичнее других настроены лица с высшим образованием: процентное соотношение их ответов по тем же позициям – 54:37. Опрос показал, что из предложенного набора альтернатив в одних случаях большинство респондентов четко выбирает определенную позицию, в других – массовое сознание "раздваивается".
Разделились мнения респондентов по следующим вопросам: В наиболее часто встречающихся вариантах ответов прослеживаются как традиционалистские, так и модернизаторские ценностные ориентации россиян. С этой точки зрения образ третьего тысячелетия, каким он вырисовывается из ответов респондентов, несет в себе противоречивые черты. Он отражает столкновение разнонаправленных – традиционалистских и модернизаторских – тенденций, проявляющихся сегодня в сознании россиян. |