Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/socium/notcomm/d010261




Общественные организации в России. (Вторичный анализ результатов массового опроса россиян и ДФГ в июле, а также диктофонных интервью с активистами НКО в июле и августе 2001 г.)

11.10.2001 [отчет] [ Петренко К.В. ]






Летняя встреча Президента России с активистами некоммерческих организаций (в дальнейшем – НКО) подтвердила, что сегодня уже можно говорить о становлении и даже о начале институционального оформления "третьего сектора".

Общественные организации в нашей стране существуют, и их достаточно много. Причем, если в советское время они зависели от государства, то сегодня их можно считать независимыми. Наибольшее распространение в России получили проблемно-ориентированные, по меткому выражению Г. Дилигенского, НКО (то есть такие, деятельность которых направлена на решение конкретных проблем – будь то здоровье новорожденных или проблемы экологии). НКО этого типа пока не играют существенной роли в жизни страны, и – как следствие этого – об их деятельности и даже об их существовании рядовым россиянам известно мало. Впрочем, по данным общероссийского опроса, проведенного во второй декаде сентября, каждый пятый россиянин (21%) не только знает о существовании НКО, но и считает их деятельность полезной для таких людей, как он сам. А 6% респондентов утверждают, что знают, и еще 13% что-то слышали о работе НКО в конкретных российских регионах. При этом создается впечатление, что "в чем-то осведомленные по данному вопросу" являются ближайшим социальным окружением "информированных". Более того, судя по результатам июльского опроса, в котором 5% россиян назвали себя членами общественных организаций, можно полагать, что речь может идти о круге людей, имеющих непосредственное отношение к деятельности НКО. Иными словами, по меньшей мере, пятая часть взрослого населения страны сегодня в той или иной степени соприкасается с результатами деятельности НКО. Возникновение НКО и динамика общественного движения в стране По своей сути костяк нынешних российских НКО – это объединения людей на добровольной основе с целью решения конкретной проблемы. Поскольку инициатива исходит снизу и, в идеале, проект реализуется без участия властей, постольку каждая НКО является кирпичиком гражданского общества. Приведем мнение одного из московских экспертов (здесь и далее эксперты – руководители или ведущие сотрудники НКО):
  • "Непосредственно от развития этих неправительственных организаций зависит зрелость гражданского общества. Это новая сила, которая состоялась. Именно она качественно изменилась за десять лет. Еще раньше, в прежние советские времена, это были интегрированные, скажем, при власти организации... Но за прошедшие десять лет, в начале реформ, когда государство практически сбросило с себя все обязательства по отношению к человеку, а общество было слабым – оно не смогло их подхватить. Слава Богу, нашлись люди, которые не сломались, не растерялись. Они смогли, объединившись вокруг этой проблемы, помочь людям".
Расцвет НКО пришелся на годы перестройки и начала президентства Б. Ельцина (тогда было создано большинство существующих ныне организаций) – период, когда, по мнению российских политологов(См.: Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. ИМЭМО РАН. М., 1996.), у нас реально активизировался процесс становления гражданского общества, а независимые от государства общественные организации стали играть значительную роль в общественной жизни и оказывать влияние на политическую жизнь страны.

Так, оглядывая прошлое, один из московских экспертов выделяет четыре основных модели становления НКО:
  • "10 – 15 лет назад главная проблема была – формирование пространства политической свободы, гражданских прав и свобод. И так сформировалось огромное количество политических общественных организаций. Потом этот этап закончился. Кто-то пошел в партии, кто-то просто исчез, кто-то маргинализировался.
Второй этап наступил примерно в 91-м году, когда государство выбросило, в общем и целом, на свалку большинство своих социальных обязательств. В этих условиях на первый план вышло огромное количество социальных проблем. И тогда стали возникать НКО, занимающиеся социальной проблематикой.

Третий блок – организации, оставшиеся от советских времен и трансформирующиеся в новых условиях... Они не только выжили, но и нашли себе новые ниши, и достаточно укреплены...

...В-четвертых, достаточно большое количество появляется у нас международных организаций. Некоторые международные организации созданы нами самими. Например, Московская Хельсинская группа. Но Фонд дикой природы, Гринпис, еще какие-то организации связаны с международными сетями. Иногда это организации формально наши, но фактически не имеют подпитки снизу, потому что занимаются проблематикой, которая чужда многим нашим людям, и потому существуют на западные гранты. В этом плане они являются частью западной грибницы..."


В качестве примера трансформировавшихся советских организаций эксперт называет Союз советских женщин, а в качестве прозападных – женские организации, занимающиеся феминистскими проектами.

Однако к середине 90-х годов наметился спад активности общественных объединений.
  • "На заре перестройки, когда стали обсуждать эти проблемы, образовался детский фонд. Появилось много аналогичных организаций, возглавляли их в большинстве своем сами выходцы из сиротских учреждений. Но, к сожалению, многие из них либо прекратили свое существование, либо представляли собой что-то вроде клубов по интересам. В Москве организаций, ставящих своей целью оказание помощи выпускникам детских домов, было около семи. Но практически все они прекратили существование" (эксперт, Москва).
Наступивший в середине 90-х спад активности общественных организаций объясняется рядом причин. С одной стороны, общественные организации отчасти дискредитировали себя в глазах россиян. В одних случаях их лидеры ушли в политику, в других – руководители общественных организаций получали зарубежные гранты и присваивали эти деньги, не ведя реальной общественно полезной деятельности.

Подобное недоверие к общественным организациям сохраняется у россиян и по сей день, о чем свидетельствуют материалы летних групповых дискуссий:
  • "Роль общественных организаций заключается в обслуживании. Соответственно, дальше нужно выяснить: какого обслуживания – полезного или вредного? Т.е. действительно ли организация преследует те цели, которые она декларирует, или за этим что-то скрывается?" (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • "Общественные организации сами в значительной мере себя дискредитировали... Каждые на своем поприще, используя те или иные льготы. Поэтому в значительной степени дискредитировано значение, роль общественных организаций, и поэтому даже власти порой на местах и в центре с недоверием относились к этим организациям... Часто, к сожалению, за созданием общественных организаций стоят узкие цели небольшого круга лиц..." (эксперт, Барнаул).
Вместе с тем, существуют и объективные причины, препятствующие развитию общественных организаций. Резкое падение жизненного уровня граждан в начале 90-х годов заставило их прежде всего озаботиться проблемами выживания. Бедность притупила гражданское чувство, желание бороться за свои права. Стало просто не до общественной деятельности. Народ озабочен, как свести концы с концами:
  • "Население в своей массе все хуже живет, поэтому интерес к пропагандирующей части общественных организаций падает. Для всех главное – это проблемы мира, выживания, экологии, экономики, бандитизма" (эксперт, Воронеж).
Более того, проблемы финансирования становятся камнем преткновения в деятельности и самих НКО.
  • "...Организационная проблема, а именно – что рядовая общественная организация сталкивается в первую очередь с материальными проблемами, а именно – с нехваткой средств на собирание своих членов, с отсутствием возможности снять помещение для своей канцелярской деятельности, невозможность изыскать денег на проведение общественных мероприятий. Но это проблемы с помощью государства не решаемые. Они будут решаться по мере роста благосостояния" (эксперт, Санкт-Петербург).
Другая причина – отсутствие широко доступной информации, в том числе и в СМИ, о тех или иных некоммерческих объединениях, поскольку рекламировать себя могут лишь очень богатые организации, как правило, зарубежные (в частности, WNF – всемирный Фонд охраны дикой природы или Гринпис). Обсуждая отношения НКО и СМИ, эксперты указывают на необходимость освещения деятельности НКО.
  • "Акцию "Прикоснись к сердцу ребенка" ни одна станция не смогла показать, говорили, что это реклама. В итоге получается: и больной не получает хорошей помощи, и врач не может обеспечить свою деятельность. Они [СМИ] могли бы мне время дать, чтобы я людей образовывал. Есть очень простые симптомы. Санитарочка послушает, или молодая мама, или молодой отец, понимаете, они спасут своего ребенка" (эксперт, Москва).
Вместе с тем, эксперты считают, что СМИ должны не только и не столько освещать благотворительные акции, сколько писать о повседневной работе и проблемах общественных организаций, смотреть в корень проблемы.

Вопрос упирается не только в дебаты, что является рекламой, а что нет, и надо ли рекламировать некоммерческие общественные организации бесплатно или за деньги, – но также в уровень, а точнее, в падение уровня профессионализма современных российских СМИ. "Желтая пресса" не способна публиковать сколько-нибудь глубокие статьи.

Другая проблема – коррумпированность СМИ. Один из экспертов считает их ярким примером коррумпированного общественного института:
  • "Уровень коррумпированности институтов очень легко вычислить. Это процент неформальных доходов к формальным доходам. Легко видеть, что в центральных средствах массовой информации неформальные доходы ведущих журналистов превосходят их формальную зарплату. Вот вам и оказывается уровень коррумпированности 80 – 90% во многих местах. В этих условиях – как привлечь средства массовой информации? А мы живем в информационной реальности. Если вы не вышли под свет СМИ, вас не существует для других людей. И в этом смысле многие-многие гражданские союзы, какую бы они ни вели исключительно важную деятельность, влачат полуподпольное существование" (эксперт, Москва).
Таким образом, на сегодняшний день донесение информации о деятельности и проблемах НКО до рядовых россиян – это дело самих НКО. Однако они располагают ограниченным ресурсом. Семинары, книги, сайты в Интернете – эта информация о деятельности НКО недоступна широким массам.

В сложившейся ситуации можно говорить о том, что НКО варятся в собственном соку, находясь в информационной и организационной изоляции от россиян и контактируя не столько с рядовыми гражданами, сколько с крупными благотворительными организациями и общественными организациями смежного профиля.

Вместе с тем, эксперты отмечают в последнее время рост активности НКО:
  • "Сейчас начинается вторая волна, но очень слабая. Например, в Санкт-Петербурге набирает обороты движение через международную организацию Януша Корчака. Они очень серьезно заинтересовались проблемой помощи выпускникам детских домов. В марте проводили круглый стол под названием: "Как общественные организации могут помочь выпускникам детских домов". Такого давно не было" (эксперт, Москва).
Отношение к НКО со стороны властей и государства Большинство руководителей НКО говорят о лояльности со стороны властей. Если вначале и существовали трения, то со временем они исчезли. Ряд общественных организаций продуктивно сотрудничает с органами местной власти.
  • "Проводим мониторинг соблюдения прав человека по Липецкой области. Результаты этого мониторинга попадают в Администрацию президента, в администрацию области, к областному судье. Сейчас наш представитель приглашен в общественный совет при комиссии по законодательству в управление юстиции, работает на общественных началах" (эксперт, Липецк).
  • "С властями мы стараемся строить конструктивные отношения, хотя мы находимся в оппозиции к государству. Сироты приходят к нам с тем, что государственные органы не выполнили свои функции. Поэтому дружить с чиновниками у нас нет оснований. Но это не дает нам оснований находиться в какой-то конфронтации, мы находимся в конструктивных отношениях, потому что мы понимаем, что без государства, какие бы мы хорошие ни были, мы ничего не сможем сделать" (эксперт, Москва).


  • "Отношение властей зависит от того, какой сферой деятельности занимается эта организация, насколько ее деятельность честна и открыта, а также насколько ее деятельность совпадает с теми задачами, которые на данный момент решают на местном уровне чиновники. ...Это зависит еще и от того, насколько сам чиновник понимает, что это такое (т. е. От уровня квалификации и степени профессионализма чиновника). Поэтому отношение властей – везде разное. В Москве между властью и организациями – развитые, разноплановые формы сотрудничества" (эксперт, Москва).
Представители НКО часто говорят о том, что их деятельность остается вне поля зрения государства, – отчасти из-за локальности проблем, которыми они занимаются, отчасти из-за малой развитости общественного движения. Это приводит к тому, что НКО на данном этапе не способны оказывать сколько-нибудь значительное влияние на политику властей.

Вместе с тем, эксперты отмечают, что в последнее время отношения НКО и государства улучшились. Возможно, это объясняется сменой руководства страны и заинтересованностью нынешних властей в возрождении гражданского общества.
  • "Государство стало лучше относиться к организациям, оно их больше слышит. Потому что общественность через общественные организации доносит до государства свое мнение, и некоторые решения власти под влиянием этой общественности становятся не такими, какими они могли бы быть, если бы эта общественность не была организована и свое мнение бы не доводила" (эксперт, Москва)


  • " Отношение государства к общественным организациям – к Красному Кресту, в частности, – стало резко улучшаться. Многие вопросы стало решать проще" (эксперт, Москва).
Цели и задачи общественных организаций В основе деятельности общественных организаций лежит независимая от государства реализация неполитических и некоммерческих целей – чаще всего оказание помощи социально незащищенным слоям населения, экология, культурно-просветительская деятельность и т.д.

Как правило, НКО занимаются педагогической деятельностью, вопросами воспитания молодежи и организацией ее досуга, поддержкой социально незащищенных слоев населения, профсоюзной деятельностью, вопросами экологии и благоустройства ландшафта.

Помимо основной цели (помощь детям с пороком сердца, помощь незрячим, исследование океанской фауны), у большинства общественных организаций существуют дополнительные цели, как правило, связанные с основной целью и выработавшиеся в процессе деятельности НКО. Так, в частности, Благотворительный фонд по организации помощи новорожденным и детям первых лет жизни с болезнями сердца не только оперирует детей, но и проводит профильную подготовку врачей из городов России, ведет разъяснительную работу среди населения.
  • "Цель акции – собрать дополнительные средства, чтобы детей пролечить, – это первое. И второе – популяризация того, чтобы родители бились за своих детей, что если их прооперируют, то они будут совершенно здоровыми" (эксперт, Москва).
Разумеется, деятельность НКО нельзя назвать одноплановой, поскольку помимо конкретных первичных целей они либо осознанно, либо невольно оказывают влияние на общественный климат.
  • "Есть цель локальная сегодняшнего дня – острая проблема – и цель стратегическая. Если говорить о локальной цели, то это помощь конкретному человеку в конкретной сегодняшней ситуации. Вторая цель – стратегическая. Все эти организации своими малыми делами формируют здоровый образ жизни, образ жизни, приемлемый и свойственный для нас. Они формируют систему целей и систему ценностей, основу мировоззрения. Именно они создают национальную идею, идею развития – из осознания себя, своего достоинства, достоинства своей личности, осознания того, что нормальная страна может быть при одном условии, когда соблюден баланс интересов личности, общества и государства... Я человек – я отстаиваю свои права, своих ближних, и с этим власть, государство должны считаться. Через них [НКО] мы можем обрести свое достоинство. Вот в этом, я считаю, стратегическая цель: обрести свое достоинство, самоуважение, научиться уважать друг друга – и нас в мире будут уважать. И сформируется тот образ жизни, то качество жизни – приемлемое для нас, человеческое, чтобы никто не смог манипулировать нами, как стадом, которое можно загонять в любое политическое стойло" (эксперт, Москва).
К сожалению, по-прежнему распространено мнение, будто общественные организации лишь декларируют благие цели, а реально обогащаются за счет перечисленных на их счет денежных средств. Руководители общественных организаций категорически отвергают эти обвинения и утверждают, что декларируемые и реальные цели НКО не расходятся, однако признают, что создание НКО может служить лазейкой для отмывания "черных" денег.
  • "Абсолютно превалируют организации, созданные на основе социальных проблем, существующих в стране. И в абсолютном меньшинстве находятся организации, созданные для прикрытия чего-то..." (эксперт, Москва).


  • "Существуют организации, которые просто используют крышу, чтобы решать личные, финансовые и т.п. проблемы. Есть организации, которые под видом НКО просто отмывают деньги, либо просто привязанные к политическим силам, к теневым финансовым структурам – в семье не без урода. Но жизнь все расставляет на свои места. Если человек или организация занимается конкретными проблемами, то это видно" (эксперт, Москва).
Возможно, именно поэтому власти с опаской идут на контакт с НКО. Ни население, ни эксперты не указывают на существование выраженного государственного заказа на деятельность общественных организаций, хотя и упоминают желательность этого. Пока это выглядит так: есть социальная проблема, и есть человек, решающий ее по роду своей профессиональной деятельности или в силу чрезвычайной озабоченности данной проблемой.

Вместе с тем, в Москве ситуация выглядит несколько более оптимистично, чем в целом по стране. Здесь нередки случаи, когда власти передают социальные функции НКО, занимающимся профильным видом деятельности. Подобное сотрудничество оформляется посредством договора и частично финансируется из бюджета. В частности, один из участвовавших в интервью экспертов – председатель правления регионального военно-патриотического объединения "Столица" – упомянул о сотрудничестве с Комитетом по истории и охране памятников культуры при правительстве Москвы. Город дал заказ на поиск воинских кладбищ на территории столицы, проведение работы в архивах и поисках массовых захоронений. Это же объединение ведет работы по запросам родственников военнослужащих, пропавших без вести в годы войны.

По мнению другого эксперта из Москвы, перспективы сотрудничества чиновников и НКО в первопрестольной еще более обнадеживают:
  • "В Москве во многих округах есть умные власти, которые понимают, что та или иная общественная организация может решить конкретную проблему лучше, чем государственная структура, чиновники. Они привлекают в союзники НКО и отдают ей решение какой-то проблемы – на конкурсной основе, поскольку НКО решит ее более эффективно, более приближенно к человеку. И они заключают договор. Я знаю много таких организаций: часть финансируют государственные структуры, часть – сами НКО. Они решают проблемы очень эффективно" (эксперт, Москва).
Влияние НКО на принятие законов Несмотря на относительную слабость общественного движения, действующие НКО оказывают значимое влияние на жизнь если не страны, то региона, в котором работают. В частности, НКО взаимодействуют с органами законодательной власти. Результатом этого являются изменения неточных или устаревших формулировок в законодательстве. Как правило, это напрямую связано с профилем деятельности конкретного общественного объединения.
  • "Те проблемы, которые мы видим на конкретных судьбах, позволяют нам делать обобщения и предлагать изменения в законодательстве. Например, по нашей инициативе было принято постановление правительством Москвы в 1999 году, которое создало совершенно новую систему защиты жилищных прав выпускников детских домов.
Потом мы предлагали свои идеи по поводу изменения федерального законодательства. Есть специальный Закон о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Мы видели там пробелы. И вот сейчас Министерством образования готовятся изменения к этому закону, ряд наших предложений они приняли.

...Нас активно включают в рабочие группы и на федеральном уровне, и на московском уровне, приглашают в качестве экспертов на слушания при обсуждении законов, близких к нашей проблематике.

...Планируем создать службу уполномоченного по правам ребенка. И через эту службу на более серьезном уровне заниматься правовой защитой выпускников"
(эксперт, Москва).
  • "Мы сейчас бьемся над тем, чтобы изменили закон об увековечении памяти погибших, который был принят в 1995 году. Он уже устарел. Многих ведомств, которым предписано вводить в жизнь эти законы, просто уже не существует. Поэтому дополнения в закон внести просто необходимо" (эксперт, Москва).
Финансирование НКО Слабым местом некоммерческих общественных организаций является финансирование их деятельности. Отсутствие регулярного источника финансирования лишает общественные организации прочной финансовой базы, заставляет их руководителей тратить время на "выбивание денег" в ущерб благотворительной деятельности. При этом существует угроза конкуренции между НКО за получение грантов, когда на первое место выходит не общественно полезная деятельность, а "добывание" спонсорских денег.
  • "Мне не нравится, когда возникает нездоровая конкуренция. Вместо того чтобы объединить усилия для решения какой-то проблемы, НКО начинают соперничать друг с другом, потому что каждый борется за свой кусок денег, гранта и т.д. В результате никто не выигрывает" (эксперт, Москва).
  • "...в обществе укоренилось недоверие к организациям, существующим на спонсорские деньги, – это или нечистоплотные, недобросовестные люди, жулики или "пособники Запада". Отрицательное отношение у некоторых людей, которые считают, что общественные организации, которые существуют за счет иностранных благотворительных фондов, – это лазутчики, враги" (эксперт, Иваново).
Возможно, именно поэтому лидеры НКО часто высказывают пожелание о развитии спонсорского движения среди отечественных бизнесменов.
  • "Канадцы финансируют программу обучения населения первой помощи. Они напечатали учебники, доставили манекены, обучают здесь инструкторов. Хочется верить, что через полтора-два года будут отечественные спонсоры" (эксперт, Москва).


  • "Сейчас западные партнеры больше помогают финансово. А русские дети должны получать русские деньги" (эксперт, Брянск).


  • "Хотелось бы, что бы был создан фонд, который позволил бы нам получать российские гранты" (эксперт, Брянск).


  • "У нас два основных источника: пожертвования коммерческих структур и зарубежные гранты. Я всегда считала, что если организация хочет стабильно работать, объем зарубежных средств в общем объеме ее финансирования не должен превышать 30%; 70% средств она должна привлекать из местных источников. Те организации, которые живут только на гранты, нежизнеспособны" (эксперт, Москва).
Один из руководителей НКО отзывается о выигранном конкурсе "Москва-2001" как о значительном успехе. Т.е. для современных российских НКО действительно престижно и важно иметь отечественного спонсора, а уж финансирование со стороны местных властей является реальным доказательством плодотворной деятельности организации.

Значительно реже некоммерческие общественные организации сами зарабатывают деньги на реализацию проектов и проведение акций.
  • "Я торговал на рынке женскими вещами, часть денег направлял на изготовление приборов" (эксперт, Москва).


  • "Средств немного – у нас в основном взносы, какие-то поступления от юридических услуг. В основном мы оказываем в общественной приемной бесплатные услуги. Но если попадаются богатые люди или дело серьезное, тогда нам проценты повыше идут" (эксперт, Липецк).
Высокая степень зависимости НКО на сегодняшний день от спонсоров (в особенности зарубежных) и грантов свидетельствует о том, что институт благотворительных организаций развит слабо, поскольку в противном случае они могли бы существовать и развивать свою деятельность за счет членских взносов и различного рода благотворительных акций.

Характерно, что заказ на проведение тех или иных мероприятий со стороны властных структур встречается даже реже, чем случаи самофинансирования. Возможно более тесное сотрудничество, создание совместных проектов, включение НКО в программу действия властей сыграли бы на руку обеим сторонам. Хотя движение в направлении сотрудничества НКО и властей уже началось:
  • "Очень помогает то, что у нас министр – кардиохирург, есть полное взаимопонимание и поддержка. Мы обратились к Лужкову. Приходишь с одним настроением – уходишь с гораздо лучшим настроением" (эксперт, Москва).


  • "Сейчас мы подали в Думу прошение об оказании нам помощи из бюджета области оттиражировать экологическую видеотеку и передать ее в образовательные учреждения" (эксперт, Брянск).


  • "Финансирование – это не проблема. Программа государственная, поэтому, пусть и не в должном объеме, но бюджетное финансирование есть. Оно идет от Комитета по делам семьи и молодежи. От Московского военного округа, Министерства обороны на определенные виды работ выделяются средства. В регионах местные власти тоже оказывают помощь" (эксперт, Москва).
Сотрудники НКО Как правило, ядро некоммерческих общественных организаций составляют несколько активистов, буквально одержимых максимально добросовестным выполнением своего профессионального (если сфера деятельности НКО совпадает с их профессией – врачи, спасатели, юристы, экологи) или морального долга (работники социальной сферы, "поисковики"). Как правило, эти люди – отличные профессионалы. О своих соратниках руководители НКО отзываются как о добрых, замечательных людях, готовых на самопожертвование.

По мнению одного из экспертов, большинство сотрудников НКО можно разделить на две категории: "блаженные" и "европейцы".
  • "Европейцами" я называю людей, готовых к социальной активности в приемлемых социальных формах, готовых к самоорганизации, к отстаиванию своих целей не хитрым, византийским, путем, а открыто, по-европейски, сформировав некую платформу, требования и так далее. "Блаженный" – это категория людей, воодушевленных одной какой-то идеей. Временами формы их жизнедеятельности слишком девиантны, то есть у них есть серьезный элемент отклоняющегося поведения. Человек вырывается из нормального социального контекста. В этом случае его деятельность оборачивается во вред и может скомпрометировать НКО. Надо бояться фанатов в этой сфере. Потому что когда человек бьет себя в грудь – что я всем жертвую ради того-то, а из-за этого близкие его становятся несчастными, а он пытается осчастливить какое-то большое количество народа – это ужасно. Вот этого не должно быть. Ты сначала собери себя, ты должен быть состоятельным, у тебя все должно быть сбалансировано, ты должен жить в согласии с собой. У тебя должно быть хорошо и тепло в ближнем кругу. Вот тогда ты имеешь право осчастливливать других" (эксперт, Москва).
По мнению другого эксперта, костяк НКО складывается из двух категорий людей. Во-первых, это "пострадавшие", то есть те, кто "сам на себе испытал тяжесть какой-то проблемы. Они хотят изменить ситуацию, выйти из нее. Это движет ими". Во-вторых – "неравнодушные", то есть люди, вполне благополучные с точки зрения социальной защищенности, общественного положения и материальной обеспеченности, "но они не могут равнодушно смотреть, что не решается данная проблема. Такие люди понимают решение данной проблемы как свое предназначение, как дело своей жизни. Высшая награда для них – увидеть результаты своего труда" (эксперт, Москва).

Реже в НКО работают специалисты по договорам и контрактам.
  • "Штатных единиц у нас – две. А по тем или иным делам подключаются специалисты. С нами сотрудничают юристы, профессора, доценты, кандидаты наук, преподаватели, депутаты Государственной Думы. По проектам, по договорам подключается около 50 человек" (эксперт, Липецк).
С общественными организациями сотрудничают волонтеры. Последние, в частности, привлекаются к участию в различных акциях.
  • "Добровольцы руководствуются или религиозными соображениями, или семейными традициями, или желанием видеть результаты своего труда, желанием заниматься делом, которым не удается заниматься по своему профессиональному направлению" (эксперт, Москва).
Именно волонтеры являются основной рабочей силой НКО. Чаще всего на добровольной основе в некоммерческих организациях работают пенсионеры, студенты и школьники.
  • "Помогают пенсионеры – люди с жизненным опытом и высокой квалификацией – и студенты. Студенты у нас проходят практику" (эксперт, Липецк).
Руководители НКО приводили примеры, когда люди, первоначально являвшиеся объектами опеки со стороны НКО (дети-сироты, инвалиды, социально неблагополучные индивидуумы), впоследствии сами включались в благотворительную деятельность и принимали участие в работе общественных организаций.
  • "Благополучателей – несколько сотен семей. Как только детям моим становится 18 лет, тут же я их принимаю в члены, но только тех, кто принимает деловое участие. И когда у меня есть средства, я их стараюсь принять на работу, но когда средств нет, я им не плачу" (эксперт, Москва).
Резюме
  1. Некоммерческие общественные организации в России существуют порядка 10-15 лет. Если первоначально они занимались политическими проблемами, то сегодня преобладают НКО социальной направленности. Также набирают силу дочерние организации крупных западных движений.


  2. Если на Западе основное финансирование идет за счет пожертвований частных лиц, то в России – в силу бедности населения и малой информированности о деятельности благотворительных организаций – НКО, как правило, существуют за счет западных грантов или спонсорских пожертвований крупных банков. Местные власти крайне редко оказывают финансовую поддержку НКО. Также пока не приходится говорить об активном сотрудничестве между НКО и властями.


  3. Ядро НКО составляют профессионалы, увлеченные своим делом. Штат организаций крайне ограничен. Для участия в крупных акциях привлекаются волонтеры – как правило, из числа пенсионеров и студентов.


  4. В настоящее время отмечается рост активности НКО. Одновременно можно говорить о том, что государство начало интересоваться деятельностью общественных организаций, и в дальнейшем могут появиться устойчивые формы сотрудничества между НКО и государством.