Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/socium/of19991905 Общественная работа – вчера и сегодня 14.05.1999 [отчет] [ Анна Петрова, Анатолий Черняков, Светлана Климова, Екатерина Ядова ] Россиянам было задано несколько вопросов об их отношении к бесплатной общественно-полезной работе. Как оказалось, имеют опыт такой работы 71% опрошенных, причем доли тех, кому приходилось заниматься ею часто и изредка, примерно равны – 34% и 37% соответственно. Сегодня готовы посвящать какое-то время общественной работе 41% опрошенных, не готовы – 55% (и еще 4% затруднились ответить). Лидируют здесь лица среднего возраста: половина (50%) из тех, кому 36 - 50 лет, ответили на вопрос утвердительно. Интересно, что и молодые (до 35 лет), и пожилые (старше 50 лет) проявили относительно низкую готовность к неоплачиваемому общественно-полезному труду (36% и 35% соответственно). Охотнее всего респонденты включились бы в добровольную неоплачиваемую работу, если бы она была организована жителями их дома, улицы, микрорайона (43%). Каждому из других вариантов ответа – работе по инициативе государственных органов, церкви, общественного объединения, политической партии – отдали предпочтение лишь по 4 – 8% опрошенных. Респондентов также просили выбрать из предложенного им списка мотивы, по которым, как они считают, люди занимаются добровольной неоплачиваемой работой сегодня и занимались ею в советское время. При ответе на каждый вопрос можно было назвать не больше двух основных мотивов. Приведем полученные результаты (данные в % от числа опрошенных):
Как видим, представления россиян о том, что может побудить человека к общественной работе сегодня и каковы были побудительные мотивы для этого в советское время, сильно отличаются. Лишь одна позиция – "желание принести пользу обществу" – доминирует и в том, и в другом случае. Как считают респонденты, в наши дни по сравнению с советским временем утратили былое значение два стимула к бескорыстному труду на пользу общества – это "идейные соображения" и особенно "принуждение", зато гораздо более значимыми стали "потребность в общении" и "религиозные убеждения" людей. |