Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/socium/sport_s/foot/of033304




О покупке клуба "Челси"

28.08.2003 [отчет] [ Петрова А.С. ]




Покупка российским предпринимателем Романом Абрамовичем английского футбольного клуба "Челси" стала нашумевшим событием - на эту тему высказывались многие политики, спортивные и общественные деятели. Среди рядовых россиян знают или что-то слышали об этой сделке 54% опрошенных (среди мужчин доля осведомленных значительно выше - 67%). Наши сограждане чаще оценивают покупку клуба "Челси" негативно (39%), чем позитивно (19%), однако еще чаще они затрудняются дать этому событию какую-либо оценку (41%).

Те, кто положительно относится к покупке "Челси" российским предпринимателем (среди них сравнительно много людей моложе 35 лет - 31%, жителей столичных городов - 30% и респондентов с высшим образованием - 26%), чаще всего аргументируют свое мнение тем, что человек волен распоряжаться своими деньгами так, как считает нужным, он вправе решать, что ему приобрести ("личное дело каждого"; "его деньги - пусть распоряжается ими как хочет"; "знает, куда и как вкладывать деньги") - 10%.

3% одобряют сделку, т.к. считают, что такие приобретения повышают престиж России, дают повод гордиться страной и ее гражданами, которые могут себе позволить купить старейший английский футбольный клуб ("наши дают о себе знать"; "все-таки мы что-то у них купили"; " еще одно достояние нашей страны"; "в грязь мордой ткнул англичан").

1% далеких от идеологии людей просто радуются, что деньги вкладываются в спорт, пусть и не в российский ("потому что я - за спорт"; "хоть кто-то в футбол будет уметь играть").

Еще одна позиция, которую разделяют 1% опрошенных: покупка "Челси" - это пример нормальной, обычной международной практики, когда иностранцы покупают "чужие" предприятия, клубы ("они у нас покупают - а нам нельзя?"; "нормально: иностранцы же покупают наши предприятия").

У противников сделки (а это чаще всего сторонники КПРФ - 56% и люди в возрасте старше 50 лет - 52%) два основных аргумента: первый - деньги надо вкладывать в отечественную экономику (19%), второй - Р.Абрамович купил "Челси" на средства, "заработанные нечестно" (12%).

Еще 5% отмечают, что "это уже излишества", богатые люди "бесятся от жира, не знают, куда деньги девать".

Так или иначе, только 5% россиян заявляют, что их интерес к "Челси" после покупки этого клуба российским предпринимателем повысился. Любопытно, что такая же доля опрошенных утверждает обратное: что их интерес к клубу теперь снизился. Подавляющее же большинство респондентов (71%) говорят, что интерес к нему не вырос, но и не сократился. Однако если раньше болели за "Челси" только 2% россиян (среди мужчин - 4%), то теперь утверждают, что будут болеть за эту команду, 5% опрошенных (среди мужчин - 8%).

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения. 23 августа 2003 года. 1500 респондентов.