Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/socium/val_/o905302 СЕГОДНЯШНИЕ ИДЕОЛОГЕМЫ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ 23.06.1999 [отчет] [ Климова С.Г. ] Представления людей о том, что важно или не важно, допустимо или недопустимо, так или иначе формируют их практические поведенческие установки (т.е. готовность действовать определенным образом в каких-либо ситуациях, например, голосовать за того или иного кандидата на выборах). Конечно, ценностно-нормативные представления - не единственный фактор, определяющий социальный поступок, но и не последний. Прежде чем человек решит голосовать за того или иного кандидата на выборах, он оценит его (осознано или нет) по нескольким параметрам: "знаком - не знаком"; "имеет ресурсы (власть, деньги, авторитет) - не имеет"; "свой (его круга, национальности, местности) - чужой". И только потом, может быть, учтет мнение этого политика о том, как должна быть устроена жизнь. И вот это последнее - идеологемы, услышанные или прочитанные, - избиратель использует как обоснование своего решения голосовать за или против этого политика. Но эти идеологемы он не столько усвоит, сколько услышит, выделит, потому что они будут соответствовать - полностью или частично - его жизненному опыту, представлениям, настроениям. Программные лозунги, тиражируемые СМИ, дадут избирателю слова для выражения своих симпатий и антипатий, представлений о должном в сфере политики и, в конечном счете, для определения собственной позиции в момент выборов. В одном из последних майских опросов ( Данные общероссийских опросов населения по репрезентативной выборке в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России 22-23 мая 1999 г. Интервью по месту жительства. Объем выборки - 1500 респондентов.) была предпринята попытка выявить наиболее популярные среди простых россиян идеологемы (синдромы, или группы представлений), имеющие преимущественно либеральное или социалистическое содержание. Для этого из программных документов партий либеральной и социалистической направленности были выбраны лозунги, которые, во-первых, относятся к той или иной сфере общественной жизни, значимой для повседневного существования обычного человека, а во-вторых, обозначают норму отношений между человеком и государством так, как она выглядит в программных документах либо заявлениях социалистических или либеральных лидеров. Выбранные лозунги были сгруппированы в соответствии с пятью сферами общественной жизни: безопасность и права человека; труд; благосостояние; право на российское гражданство; право на распространение информации. Были составлены пять пар альтернативных суждений, описывающих социалистическую или либеральную норму общественного устройства. 1. Для успешной борьбы с преступностью государство может ограничить некоторые права граждан или Права граждан нельзя ограничивать ни для каких целей. 2. Все трудоспособные граждане страны обязаны работать или Работать либо не работать - дело свободного выбора каждого человека. 3. В государстве не должно быть разделения на бедных и богатых или Богатые граждане - залог богатства и силы страны. 4. Если человек навсегда уехал из страны, можно и нужно лишить его гражданства или Государство не может лишить человека гражданства, если он сам этого не хочет. 5. Только у государства должно быть право на распространение информации или Право на распространение информации должно быть как у государства, так и у частных лиц. Респонденту задавался вопрос: "С каким суждением в каждой группе Вы бы скорее согласились - с первым или со вторым?". Для выявления типичных представлений - идеологических клише - использовался факторный анализ ( Факторизация позволяет понять, какие "сгустки" (комплексы, сочетания) существуют в сознании респондентов, поскольку было бы странно ожидать, что одна часть людей будет придерживаться последовательно либеральных убеждений, а другая - последовательно социалистических. Кроме того, непротиворечивыми могут быть и разные сочетания либеральных и социалистических идей, равно как и либеральной и социалистической практики.). Первый фактор объяснил 30% ответов респондентов, а наиболее сильные факторные нагрузки получили авторитарно-социалистические уравнительные идеологемы: "Можно и нужно лишать гражданства тех, кто навсегда уехал из страны" (+0,731) и "Не должно быть разделения на бедных и богатых" (+0,716). Он был назван фактором социалистических идеологем. Второй фактор объяснил 21% ответов. Он был назван фактором либеральных идеологем. Здесь значимые факторные нагрузки получили высказывания: "Права граждан нельзя ограничивать ни для каких целей" (+0,775); "Право на распространение информации должно быть как у государства, так и у частных лиц" (+0,552); "Работать или не работать - право свободного выбора каждого человека" (+0,542). Порядок значимости этих высказываний фактически отражает ценностные приоритеты: превосходство прав человека над правами государства; свободу получения и распространения информации; право выбора в сфере труда. Как же распределяются эти представления в сознании людей? Чтобы выяснить это, была использована процедура кластерного анализа, позволившая выделить четыре типологических группы, каждая из которых объединяла респондентов со сходными идеологическими ориентациями (см. табл. 1). Таблица 1 Распределение идеологем в типологических группах
В первую группу попали последовательные либералы (25%). Они существенно чаще, чем в среднем, выбирают все либеральные утверждения, отрицая одновременно социалистические. Стоит обратить внимание на иерархию значимости приведенных ценностно-нормативных высказываний в этой группе. Наибольшее согласие в ней существует по поводу свободы информации (89%). Ценность гражданских прав, свободы выбора в сфере труда и безусловное право человека на гражданство набирают в этой группе примерно одинаковое число голосов (около 83%). Но вот по поводу бедности и богатства такого единодушия нет. Хотя в этой группе значительно больше, чем в среднем, тех, кто согласен с утверждением, что богатые граждане - залог богатства и силы страны (57%), но и здесь каждый четвертый согласился с противоположным утверждением. Вторая группа представлена мягкими либералами (20%). Свобода информации их не очень волнует: мнения по этому поводу распределились между ними почти поровну. Не слишком велики различия и во мнениях по поводу свободы выбора для человека, работать или не работать (в этом отношении у них нет и значимых отличий от средних показателей). В том, что касается безусловного права человека на гражданство своей страны и ценности богатства, - они либералы, однако правами человека ради борьбы с преступностью готовы поступиться. Их идеал - сильное государство, которое дает человеку заработать и охраняет его от преступников, пусть даже это в чем-то ограничит их свободы. Для третьей группы характерна смесь либеральных и социалистических идей. По их мнению, права людей ограничивать нельзя ни при каких обстоятельствах, но если человек уехал из страны, то его можно и нужно лишить гражданства. Они убеждены, что все должны трудиться и что не должно быть ни бедных, ни богатых. Таких респондентов мы назвали мягкими социалистами (21%). Четвертая группа - последовательные социалисты (35%). В этой группе чаще, чем в среднем по выборке, утверждается, что нужно ограничивать права людей ради борьбы с преступностью (63%), всем надо работать (86%), не должно быть бедных и богатых (82%). Убежденных в том, что государство имеет право лишать человека гражданства, здесь примерно в полтора раза больше, чем тех, кто придерживается противоположного мнения. Примерно поровну распределились внутри этой группы и мнения по поводу права частных лиц распространять информацию. Видимо, последние два обстоятельства для этой группы не очень важны. Как показали результаты анализа, сегодня российское общество выглядит идеологически расколотым на две части: в меньшей его половине доминируют либеральные (45%), а в большей - социалистические (55%) идеологемы. Тем не менее, как видно из таблицы 2, баланс между либеральными и социалистическими идеологемами нарушается в некоторых социально-демографических группах. Таблица 2 Распределение идеологем в типологических группах
|