Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/socium/val_/youngvalue/d047724




Цели и притязания молодежи

05.08.2002 [отчет] [ Рогозин Д. ]






Подавляющее большинство опрошенных молодых респондентов, независимо от пола, возраста и оценки собственной взрослости, склонны относить себя к людям, которые ставят перед собой определенные цели и стремятся их достичь (77%). Лишь 19% участников опроса говорят об отсутствии целей, и 4% затрудняются ответить на этот вопрос. Формулирование жизненных целей, а также формирование представлений о способе их достижения воспринимается как непременное условие существования современного молодого человека:
  • "Каждый человек живет с какой-то целью – без цели жить незачем. Каждый ставит перед собой какие-то цели и добивается их. Другое дело – способствуют ли они благополучию, но у каждого есть цель сделать себя" (ДФГ, Воронеж. 25-30 лет).


  • "Мне кажется, что люди, которые не ставят перед собой целей, – это в основном наркоманы, пьющие люди, которым вообще на все наплевать. А если нормальный человек, он ставит перед собой хоть маленькую, но какую-то цель" (ДФГ, Новосибирск. 25-30 лет).


  • "Если ставят цели, то какое-то стремление в жизни есть. Без цели – зачем жить?" (ДФГ, Самара. 14-18 лет).
Значимые различия при ответе на вопрос: "Одни люди ставят перед собой определенные цели и стремятся их достичь. Другие определенных целей не ставят и просто живут сегодняшним днем. К каким людям Вы бы отнесли себя – к первым или вторым?" – обнаруживаются по следующим критериям.
  1. Образование. Чаще других называют себя целеустремленными людьми учащиеся средних специальных заведений (89% – против 77% в среднем по выборке), студенты (84%) и те, кто имеет высшее образование (88%). К тем, кто живет сегодняшним днем, заметно чаще относят себя школьники (25%) и респонденты, получившие среднее общее образование (24%).


  2. Субъективное переживание благополучия или неблагополучия. Те, кто помещает свою семью в нижнюю часть "шкалы благополучия", чаще говорят, что не ставят перед собой определенных целей и живут сегодняшним днем (27%).


  3. Место проживания. Москвичи заметно чаще других молодых людей говорят о собственной целеустремленности (83%), тогда как среди жителей сел дающих такие ответы – меньше (72%).
Отвечая на другой вопрос: "А каких людей, по Вашему мнению, больше среди Ваших сверстников – тех, кто ставит перед собой определенные цели и стремится их достичь, или тех, кто определенных целей не ставит и просто живет сегодняшним днем?", – респонденты невольно сопоставляют представления о себе с представлениями о своем поколении, своих сверстниках. Они соотносят себя с обобщенным образом представителя молодежи. Данные показывают, что склонность сверстников к целеполаганию оценивается как довольно низкая. Лишь 48% опрошенных утверждают, что большинство молодых людей ставят перед собой определенные цели, а 28% – говорят об отсутствии таких целей у большинства. Около 17% полагают, что среди представителей их поколения – примерно поровну тех и других, имеющих и не имеющих цель в жизни.

Приведенные выше вопросы позволяют выявить шесть позиций относительно целеполагания. В данной типологии образуются три дихотомические пары.



Во-первых, выделяется дихотомия: "мы ставим перед собой цели" / "мы не ставим перед собой целей" (рис. 1, квадраты 1 и 6). Отождествляя себя с другими, человек обозначает свое право представлять не только лично себя, но и других представителей своего поколения.
  • "Модератор: О чем Вы мечтаете, к чему стремитесь? Расскажите.
Екатерина: О престижной работе. Чтобы сначала быть обыкновенным служащим, а потом стать заместителем директора, например.

Модератор: Чего такие, как Вы, хотели бы достичь через 5, через 10, через 20 лет?

Екатерина: Я сказала, что мы хотим достичь. Все это будет после университета, института. Как получишь высшее образование" (ДФГ, Самара. 14-18 лет).

Притязания на модальность ("я такой же, как и все") означает, что человек легитимизирует собственные представления, утверждения или требования, приписывая их "большинству" похожих на него людей, поскольку это большинство существует, в представлении респондента, в его системе координат. Индивидуальное "я" ищет подтверждения в коллективном "мы". Так, 43% опрошенных причисляют себя к большинству, имеющему определенные цели. И только 10% утверждают, что они, как и "большинство" сверстников, не придерживаются определенных целей, а живут сегодняшним днем.

Во-вторых, в типологии представлена позиция противопоставления себя другим: "большинство ставит перед собой цели, но не я" / "большинство не ставит перед собой целей, но не я" (рис. 1, квадраты 3 и 4).
  • "Я думаю, что надо жить и думать о будущем. Но, наверно, больше людей, которые думают сегодняшним днем" (ДФГ, Самара. 14-18 лет).
Здесь "я" – на первом плане, а в основе представления об общей модели поведения лежит отрицание и отторжение. Фиксирование своей несхожести с другими позволяет не столько сформулировать собственные представления, сколько подчеркнуть дистанцию между "я" и "они". В этой дихотомии доминирует тип 3 – противопоставление собственной целеустремленности бесцельности большинства сверстников – 17% от числа опрошенных. Указаний на собственное стремление жить сегодняшним днем, при том что большинству молодых приписывается целеустремленность, среди опрошенных немного(4%).

В-третьих, в типологии представлены две позиции, говорящие о равноправии двух представлений о целеполагании: "люди разные, а я ставлю перед собой цели" / "люди разные, а я не ставлю перед собой цели" (рис. 1, квадраты 2 и 5). Общим в этих двух позициях является то, что здесь признается равная возможность полярных взглядов, а также отсутствует явно выраженное сопоставление себя с другими.
  • "Я считаю правильным, что все люди разные. Если кто-то стремится к чему-то, то кто-то может к этому и не стремиться. Нельзя навязывать свою точку зрения абсолютно всем" (ДФГ, Самара. 14-18 лет).
В этой дихотомичной паре чаще встречается утверждение о наличии собственной целеустремленности – об этом говорят 12% от числа опрошенных. Об отсутствии у них целей, о стремлении жить сегодняшним днем говорят 3% респондентов.

На открытый вопрос: "Как Вы считаете, к чему стремятся, чего хотят достичь такие люди, как Вы?" – респонденты давали ответы, которые можно разделить на четыре тематических комплекса: благосостояние, благополучие (30%), карьера (22%), образование (17%), семья и дети (12%).
  • "Да, я тоже думаю, что, наверное, у каждого человека есть своя цель. У кого-то – это воспитание детей, у кого-то – карьера, у кого-то – работа. Кто-то просто считает, что его долг – работать... Безусловно, экономические цели – это очень много. Работа, деньги, семья, вот так скажем. Естественно, для многих цель – закончить институт или хотя бы дотянуть до сессии. У кого-то – полностью закончить институт и найти работу" (ДФГ, Новосибирск. 25-30 лет).


  • "Я тоже думаю, что надо учиться, чтобы потом была хорошая работа, семья, отдохнуть можно чтобы было" (ДФГ, Самара. 14-18 лет).
Данные ответы типичны для всех сегментов описанной выше типологии, в которых респонденты говорят о своей целеустремленности: квадраты 1, 2, 3 – "мы ставим цели", "люди разные, я ставлю перед собой цели", "большинство не ставит цели, но не я" (рис. 1). Отсутствие значимых различий в содержании целей по этим сегментам типологии указывает на то, что эти цели носят универсальный характер. Речь скорее идет не о целях, а о ценностных ориентирах или нормативных установках отвечающих:
  • "Поступить в институт, получить хорошую профессию, потом зарабатывать очень много денег" (открытый вопрос).
Респонденты от 14 до 18 лет гораздо чаще, чем представители других возрастных групп, называют основной целью своих сверстников образование (32%) и существенно реже – благосостояние, материальный достаток (18%). Это вполне закономерно, так как разные возрастные периоды молодости связаны с определенными статусными переходами и, соответственно, с изменением целей, жизненных приоритетов.

Открытый вопрос: "Как Вы считаете, к чему стремятся, чего хотят достичь такие люди, как Вы?"



Возрастные группы

Образование Карьера Благосостояние Семья

14 – 18 лет

32 25 18 7

19 – 24 лет

16 23 36 16

25 – 30 лет

3 17 36 22


Дифференцированность целей молодежи в зависимости от возраста подтверждается также и ответами, полученными на закрытый вопрос: "У одних молодых людей есть намерение сделать карьеру. У других такого намерения нет. Если говорить лично о Вас, какая позиция Вам ближе – первая или вторая?". Намерение сделать карьеру более распространено среди респондентов от 14 до 18 лет (87%), и в меньшей степени – среди респондентов других возрастных категорий (от 19 до 24 лет – 77%, от 25 до 30 лет – 63%).

Несмотря на то, что высокое благосостояние занимает первую позицию среди целевых приоритетов молодежи, материальный достаток в основном связывается с легитимными способами его получения: образованием и трудоустройством. Это также подтверждается данными открытого вопроса, когда респондентам предлагается продолжить предложение: "Молодежь в нашем городе (селе) делится на..." В итоговом распределении ответов категория "труд и доход" занимает вторую позицию (22%).

Данное наблюдение расходится с общественным мнением, приписывающим молодежи безусловное стремление к обогащению. Так, отвечая на открытый вопрос, заданный в ходе общероссийского опроса населения: "Какие жизненные цели, по Вашему мнению, чаще всего ставит перед собой современная молодежь?", (Опросы 9-14 июля 2002. См.: Молодежь: цели и проблемы // Доминанты. Поле мнений. 2002. №028. (http://www.fom.ru/survey/dominant/451/1107/3678.html)) – более 50% опрошенных указывают на стремление представителей молодого поколения к материальному благополучию и обогащению. Причем у многих эти суждения имеют явно негативную окраску:

  • "Денег урвать" (открытый вопрос).


  • "Все хотят стать миллионерами" (открытый вопрос).
Если у респондентов, принадлежащих к старшим поколениям, деньги и благосостояние в основном ассоциируются с деятельностью, противоречащей их представлениям о "нормальной" жизни или же откровенно криминальной, то молодежь чаще декларирует легитимные способы реализации своей потребности в достатке или богатстве.

Взрослые группы
Молодежные группы
  • "Деньги. Прежде всего – иметь больше денег, устроиться в жизни с полным комфортом. Вот сегодня девушка по телевизору говорила, молодая и красивая – она, там, манекенщица бывшая. Вот она этот полный набор – от имени молодежи, и выступала от себя: вот она хочет быть богатой, ходить по престижным заведениям, тусоваться, как теперь говорят, и не работать" (ДФГ, Москва).


  • "Получение денег любыми путями, но наиболее легкими. То есть один из наиболее легких – это рэкет и те же самые бандитские группировки" (ДФГ, Самара).
  • "Как молодежь деньги зарабатывает? Вон сколько девушек вдоль дороги стоят" (ДФГ, Воронеж).
  • "Я тоже хочу сначала встать на ноги, обзавестись нормальной квартирой, обставить ее нормально. Устроить как-нибудь свою жизнь. Потом уже думать о личной жизни" (ДФГ, Москва. 14-18 лет).


  • "Надо иметь хорошую работу, зарабатывать деньги, чтобы их тратить можно было" (ДФГ, Самара. 14-18 лет).
  • "Я сейчас поступила в институт и собираюсь его закончить. Со второго курса собираюсь на стилиста идти. До того как выйти замуж, я должна знать, что у меня что-то будет в руках, что я могу обеспечить своих детей. Я не буду зависеть от своего мужа. Мало ли что, с ним что-то случится..." (ДФГ, Москва. 14-18 лет).
  • "Можно сказать, что у всех разные интересы, а главная цель – заработать больше денег. Интересы реализовывать надо же. У меня есть ребята, которые уже каждый чего-то добился. У одного – агентство недвижимости, у другого – киоски свои. Я бы хотел быть похожим на них, чтобы у меня был свой бизнес" (ДФГ, Новосибирск. 25-30 лет).
Данные и молодежного, и общероссийского опросов показывают, что нет существенных различий по вопросам: "Кем, на Ваш взгляд, чаще всего хотят сегодня стать девушки, заканчивающие школу?" и "Кем, на Ваш взгляд, чаще всего хотят сегодня стать юноши, заканчивающие школу?" Набор и порядок "номинаций" – в целом схожи. Правда, доли затруднившихся с ответом среди взрослых выше примерно на 10 п.п. и достигают трети от числа всех опрошенных.

Однако основное межпоколенческое различие в ответах заключается в оценках притязаний, приписываемых молодежи или выбираемых ею. Отвечая на вопрос о том, чем руководствуются нынешние выпускники школ при выборе профессии, старшее поколение приписывает негативные смыслы целям, связанным с материальной обеспеченностью, а также сетует на потерю духовности и отказ от общих интересов на фоне возросшего меркантилизма:
  • "Профессии выбираются из меркантильных соображений" (открытый вопрос, общероссийский опрос населения 15-16 июня 2002 г.).


  • "Меньше духовности – не читают книг, не ходят в театры, как мы раньше ходили. Только деньги на уме" (открытый вопрос, общероссийский опрос населения 15-16 июня 2002 г.).
  • "Мы любили Родину, хотели, чтобы страна перегнала США, а сейчас – безразличие к судьбе Родины" (открытый вопрос, общероссийский опрос населения 15-16 июня 2002 г.).
Сами же представители молодого поколения скорее позитивно оценивают собственный прагматизм, ориентацию на достижение материальных благ. Благосостояние, по мнению большинства молодых, – это один из принципов, положенных в основу структурирования собственной жизни и выбора оптимальных стратегий для достижения как экономических, так и социально-статусных целей. Молодежь презентирует образ активного, прагматичного и ценностно толерантного молодого человека – с теми или иными нюансами. Этот образ противостоит полуразрушенному в результате социальных и мировоззренческих трансформаций образу коллективиста, человека идеологизированного, ценностно и культурно социализированного, который сложился в мировоззрении старшего поколения и который оно склонно отстаивать в качестве альтернативы негативно воспринимаемому миропорядку сегодняшнего дня.