|
При упоминании о фашизме у наших соотечественников сразу же возникают исторические ассоциации с гитлеровской Германией и Второй Мировой войной. В этом контексте 'фашист' – всегда 'враг'. Вместе с тем, на сегодняшний день в самой России существуют приверженцы фашистской идеологии. Отечественные последователи немецких национал-социалистов выступают в роли 'защитников русской нации' от всевозможных инородцев, а мысль о необходимости такой защиты находит отклик у многих россиян. Отсюда – двойственность в суждениях наших соотечественников по данной проблеме.
Отметим: само слово 'фашизм' несет столь прочно укоренившуюся негативную коннотацию, что даже те, кто вполне разделяет идеи радикальных националистов, как правило, не идентифицируют свои взгляды как фашистские. Тем не менее, 12% респондентов заявили, что в фашизме как в системе взглядов есть некоторые положительные моменты. Такую точку зрения чаще, чем в среднем по опросу, высказывают люди с высшим образованием и молодежь. Однако данный факт вовсе не означает, что среди этих слоев реально больше людей, разделяющих фашистские взгляды. Очевидно, для людей образованных и молодых само понятие 'фашизм' является менее табуированным – и поэтому они способны отделить фашизм как идеологическое построение от явления, имеющего конкретную историческую наполненность.
Вопрос: 'Одни считают, что в фашизме как в системе взглядов есть некоторые положительные идеи. Другие считают, что в фашизме нет ничего положительного. С каким мнением – с первым или вторым – Вы согласны?'
|
Все |
Образование |
ниже среднего |
среднее общее |
среднее спец. |
высшее |
С первым |
12 |
4 |
13 |
14 |
17 |
Со вторым |
77 |
79 |
76 |
77 |
77 |
Затр. ответить |
10 |
16 |
11 |
9 |
5 |
|
Респондентов считающих, что в фашистской идеологии есть положительные идеи, попросили назвать их. Оказалось, что поддержку части россиян находят два аспекта.
Во-первых, это национальная идея, часто трактуемая как патриотизм (3%).
- 'Национальный дух, патриотизм, сохранение самобытности', 'воспитание гордости за свою нацию', 'сохранение национальной целостности'
(открытый вопрос).
Неудивительно, что в обществе, страдающем от разобщенности и национальной ущемленности, слова о возрождении нации и сохранении ее целостности находят отклик. Однако встречаются и сторонники более радикальной идеи 'чистой расы' (1%).
Во-вторых, фашизм нередко ассоциируется с дисциплиной и порядком (3%):
- 'Высокая дисциплина, почитание старших, выполнение приказов', 'у них дисциплина – нам такой и не снилось', 'быстрое наведение порядка'
(открытый вопрос).
Таким образом, фашистская идеология резонирует с двумя очень значимыми потребностями российского общества – в единстве и в порядке.
По мнению 77% участников опроса, в фашизме нет ничего положительного. За последний год у этой точки зрения немного прибавилось сторонников, а число ее противников сократилось.
Вопрос: 'Одни считают, что в фашизме как в системе взглядов есть некоторые положительные идеи. Другие считают, что в фашизме нет ничего положительного. С каким мнением – с первым или вторым – Вы согласны?'
|
29-30 апреля 2001 |
27-28 апреля 2002 |
С первым |
16 |
12 |
Со вторым |
75 |
77 |
Затр. ответить |
9 |
10 |
|
Наблюдающийся спад позитивного отношения к идеям фашизма происходит на фоне растущей осведомленности о деятельности профашистских организаций в России. Действия этих организаций и их заявления вызывают отрицательную реакцию у большинства россиян. О факте существования в стране движений фашистской направленности осведомлены 79% респондентов, а об их деятельности в своих регионах – 33%. Год назад эти цифры были несколько ниже.
|
29-30 апреля 2001 |
27-28 апреля 2002 |
Вопрос: 'Как Вы полагаете, сегодня в России существуют или не существуют организации, которые придерживаются фашистских взглядов?' |
Существуют |
76 |
79 |
Не существуют |
6 |
6 |
Затр. ответить |
17 |
15 |
Вопрос: 'Скажите, Вам приходилось или не приходилось слышать о том, что в вашем регионе, области есть сторонники фашистских взглядов?' |
Приходилось |
29 |
33 |
Не приходилось |
56 |
57 |
Затр. ответить |
15 |
10 |
|
Наибольшую осведомленность в данном вопросе проявляют люди с высоким уровнем образования, молодежь и жители мегаполисов. Это неудивительно, так как именно в мегаполисах деятельность профашистских организаций наиболее заметна. Наблюдаются существенные различия по регионам. Так, в Центральном и Северо-Западном округах о местных сторонниках фашистской идеологии известно почти половине респондентов – и это существенно больше, чем в других регионах.
Вопрос: 'Скажите, Вам приходилось или не приходилось слышать о том, что в вашем регионе, области есть сторонники фашистских взглядов?'
|
Все |
Федеральные округа |
Центральный |
Северо-Западный |
Южный |
Приволжский |
Уральский |
Сибирский |
Дальневосточный |
Приходилось |
33 |
47 |
48 |
26 |
23 |
38 |
29 |
11 |
Не приходилось |
57 |
43 |
40 |
64 |
67 |
52 |
62 |
79 |
Затр. ответить |
10 |
11 |
13 |
10 |
10 |
10 |
9 |
9 |
|
Две трети россиян (68%) полагают, что сторонники фашистских взглядов представляют реальную опасность для общества. Не считают их опасными 21% респондентов. Отметим, что страх оказался наиболее выражен в регионах, где о деятельности профашистских организаций мало кто слышал. А вот в Центральном и Северо-Западном округах, где деятельность таких объединений наиболее заметна населению, велика доля респондентов, считающих, что они не представляют угрозу для общества.
По мнению 76% респондентов, закон о запрете общественных объединений, придерживающихся фашистских взглядов, необходим. С этим не согласны только 13% опрошенных, что на 6 п.п. меньше, чем год назад. Данный факт еще раз подтверждает, что активизация деятельности профашистских организаций не принесла им новых сторонников.
- 'Власть должна запрещать эти фашистские, скинхедовские выходки. Ни в коем случае нельзя. Если фашизм у нас пойдет, то он пойдет по полной программе. Люди обозлены, накалены, войны будут неслабые – всякий триллер позавидует'
(ДФГ, Воронеж).
Среди тех, кто высказывается против запрета фашистских организаций, не только сторонники этих движений, но и те, кто просто не считает их опасными до тех пор, пока они не нарушают общественный порядок.
- 'На самом деле это, конечно, плохо. Но процент какой-то все равно есть националистический: так же, как традиционная и нетрадиционная сексуальная ориентация, – есть аномалии. Нельзя контролировать их. Они существуют. Лишь бы это не нарушало общественный порядок'
(ДФГ, Москва).
Только четверть респондентов (24%) считают, что власти действительно борются с фашистскими организациями. По мнению 51% опрошенных, власти предпочитают закрывать глаза на их деятельность. Однако не следует забывать, что ответы на этот вопрос говорят не только об отношении к практическим мерам властей в данной области, но и об общем уровне доверия к власти. Участники ДФГ высказывают мнение, что действия организаций фашистского толка даже выгодны властям.
- 'Власти это выгодно, я думаю. Принцип 'разделяй и властвуй' у нас не работает что ли?'
(ДФГ, Воронеж).
По каким признакам россияне определяют организации фашистского толка? Для того чтобы разобраться в этом, респондентам был задан соответствующий открытый вопрос. Как выяснилось, главным признаком фашистской организации в массовом сознании является атрибутика (31%), к которой относят фашистскую символику (22%) и специфический внешний вид (9%).
- 'Они одеты в черное, у них кресты, свастика'; 'выкрикивают 'хайль Гитлер''; 'форма, свастика, обувь'; 'внешне они устрашающе выглядят: наколки, головы бреют'
(открытый вопрос).
Чуть реже респонденты говорили об идеологических установках сторонников фашизма (24%). Здесь главное – крайний национализм и расизм (20%).
- 'Возвышение одной нации над другой'; 'расизм, антисемитизм'; 'выступают за чистоту расы'; 'геноцид, упор на определенные избранные нации по цвету глаз, волос'
(открытый вопрос).
Помимо этого к фашистским относят те организации, которые сами так себя называют (4%):
- 'Проповедуют идеологию Гитлера'; 'заявляют сами открыто об идеалах фашизма'
(открытый вопрос).
Кроме атрибутики и идеологии респонденты считают характерным для фашистов определенный тип поведения (21%). Прежде всего речь идет о жестокости и агрессивности (14%):
- 'Человеконенавистничество';
'жестокость, злоба людей'; 'агрессивность, враждебность этих организаций' (открытый вопрос).
Нередко упоминается и о конкретных проявлениях агрессии, нападениях на людей и актах вандализма (7%):
- 'Глумление над памятниками истории и культуры'; 'вандализм на кладбищах'; 'мордобитие на рынках'; 'убивают представителей других наций'; 'устраивают массовые беспорядки'
(открытый вопрос).
Таким образом, ответы на этот вопрос свидетельствуют о том, что в обществе преобладает поверхностное представление о фашизме. Наши сограждане воспринимают фашизм преимущественно через его внешние проявления: до тех пор, пока люди не возьмут в руки знамя со свастикой и не пойдут устраивать погромы, мало кому в России придет в голову называть их фашистами. Впрочем, в ответах участников общероссийского и московского опросов наблюдается существенное расхождение. Если среди первых об идеологических установках профашистских организаций вспомнили только 24%, то среди вторых их упоминают 38%. Надо отметить, что, называя признаки фашистских организаций, москвичи говорили об идеологии даже чаще, чем о внешних атрибутах и символах.
Говоря о российских неофашистах, нельзя обойти вниманием скинхедов. Это слово знакомо примерно половине опрошенных (25% – 'знают', 24% – 'что-то слышали'). Респондентам был задан открытый вопрос: 'Как Вы считаете, кто такие скинхеды, чем они занимаются, чего добиваются?'. Надо отметить, что почти у всех ответивших на этот вопрос респондентов существует вполне адекватное представление о предмете разговора.
Чаще всего о скинхедах говорят как о фашистской организации (13%), состоящей преимущественно из молодежи:
- 'Молодежное движение со своей атрибутикой и расистской идеологией'; 'молодежь, придерживающаяся фашистских взглядов';
'это фашистская организация, которая добивается власти' (открытый вопрос).
О националистической и расистской направленности скинхедов говорится в 11% ответов:
- 'Молодежные группировки, которые борются с кавказцами и неграми'; 'занимаются этнической чисткой'; 'их девиз: бей негров, долой иностранцев'; 'перебивают всех, кто нерусские'
(открытый вопрос).
Во многих ответах отмечается явная агрессивность и хулиганское поведение скинхедов (9%):
- 'Они хулиганы, учиняют погромы'; 'всё бьют, ломают, пугают старых и молодых, наводят беспорядок'; 'избивают и убивают мирных жителей'; 'хулиганствующие отморозки'
(открытый вопрос).
Участники опроса обращают внимание и на внешний вид скинхедов (5%):
- 'Бритоголовые, со свастикой молодежь', 'бритые головы, кожаные куртки'
(открытый вопрос).
К портрету скинхедов можно добавить 'глупость и дурь' (2%) а также безделье (2%): 'молодежь, которая не хочет работать'.
Проскальзывает мысль о том, что эти люди – лишь марионетки в чьих-то руках, попавшие под дурное влияние 'заблудшие овцы' (1%):
- 'малолетки, руководимые какой-то сволочью', 'кто руководит, под ту дудку они и пляшут'
(открытый вопрос).
- 'Я могу сказать, что они обрабатывают молодежь. И что из этого выйдет, непонятно. Но они так это целенаправленно делают: они связываются с фанатами спартаковскими... То есть там все взаимосвязано, какие-то там подводные течения, но на них повесили ярлык как бы в СМИ, что они бьют азербайджанцев на рынках и около метро, и все' (ДФГ, Москва).
Большинство респондентов, знающих, о том, кто такие скинхеды, считают их фашистами (29%) (Здесь и далее приводятся проценты от общего числа опрошенных. Вопросы задавались только тем, кто ответил, что знает или что-то слышал о скинхедах (49%).), противоположной позиции придерживаются 9% наших сограждан. Положительная оценка действий скинхедов встречается крайне редко (1%), чаще всего их оценивают негативно (37%). Видят в деятельности этого движения как положительные, так и отрицательные стороны 5% опрошенных.
Двойственное отношение к скинхедам хорошо проявляют высказывания участников ДФГ. С одной стороны, скинхедов осуждают за жестокость, боятся, что в слепой ярости им будет все равно, кого бить – 'своих' или 'чужих'. С другой стороны, осуждая методы, которыми действуют скинхеды, участники дискуссии часто сочувствуют их целям и видят в самом факте существования таких организаций определенную пользу. Страх стать самому жертвой скинхедов часто сочетается с полным равнодушием к судьбе тех, на кого направлена их агрессия. Неслучайно возникает аналогия с хищниками, 'санитарами леса': их боятся, но признают их необходимость для поддержания баланса сил.
- '
Модератор: Как вы относитесь к деятельности этих организаций – скинхеды, РНЕ, которые мы с трудом различаем.
Юля: Отрицательно, если они жестокие.
Катя: Конечно, жестокие.
Игорь: А может быть, они, наоборот, не жестокие.
Галя: А может, санитары леса – очищают они нас.
Игорь: Пусть они эти рынки очищают. Кроме них никто не может противостоять. Мы мало знаем.
Юля: Кроме них еще есть казаки, казаки тоже.
Игорь: Это надо знать конкретно, кого они бомбили, что бомбили. Они русских не трогали ни одного. Именно только кавказской национальности.
Катя: Почему? Русских тоже бьют у метро эти же скинхеды.
Игорь: А это уже не они.
Катя: Откуда вы знаете?
Игорь: У нас стоят такие же. Вон все, наверно, знаете на горке магазин. Пойдите вечером. Там стоят... И сумки отнимут, и что хочешь.
Катя: Это бандиты. Какие они борцы за национальные права?! Это бандиты просто' (ДФГ, Москва).
- '
Модератор: У вас к ним (к профашистским организациям) какое отношение?
Алексей: Мне они ничего плохого не делают.
Модератор: Ну да, они делают другим национальностям.
Вадим: Это нас не касается.
Алексей: Вы знаете, если честно, я сам сторонник очищения этого. Я не говорю, что я сам поддерживаю или сам я фанат такой же, но я не против.
Вадим: Ну, дадут по сопатке. И что? Великая беда' (ДФГ, Воронеж).
- 'У них свои определенные идеи. В принципе, может быть, они и правы. В чем они неправы? Только в своей жестокости. В том, что они избивают. А идеи-то у них верные. Мы же все говорим о выселении других национальностей. Уже этим мы поддерживаем национальные единства. Поэтому нужно провести какую-то грань. У нас нет закона определенного, ограничивающего какую-то деятельность. Если мы идем, значит, мы топчем совершенно. А можно подойти, сказать каким-то образом, что люди развернутся и уйдут сами'
(ДФГ, Воронеж).
Если еще раз обратить внимание на цифры, то мы увидим, что большинство россиян (77%) с осуждением относятся к идеям фашизма. Однако реальная картина не столь оптимистична. Иммунитет населения против фашизма основан скорее на страхе перед действиями фашистов, чем на отрицании их ценностей.
|