Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/OPEN/projects/dominant/dominan2005/dom0534/dd053422




Школа и родители

25.08.2005 [отчет] [ Опрос населения ]




Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 20-21 августа 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


1. Качество образования в средней школе
2. Соучастие в образовательном процессе: опыт и впечатления сегодняшних родителей
3. Должны ли родители помогать детям в учебе?

4. Приложение. Таблицы


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 20-21 августа 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Престиж сегодняшнего российского среднего образования, судя по данным опроса, невысок: половина наших сограждан (49%) уверены, что его качество, по сравнению с советскими временами, снизилось. Полагает, что оно повысилось, пятая доля опрошенных (21%), еще 11% считают, что в этом отношении ничего не изменилось. Причем на протяжении последних четырех лет распределение мнений по данному вопросу не претерпевает принципиальных изменений.

Однако, несмотря на то, что об ухудшении качества школьного образования россияне сегодня говорят чаще, чем о позитивных подвижках в этой сфере, 41% опрошенных считают, что там, где они живут, хороших школ больше, чем плохих, – тогда как противоположное мнение разделяют лишь 20% опрошенных (любопытно, что по Москве это соотношение составляет соответственно 33% и 24%). Что же касается тех, кого эта проблема затрагивает непосредственно, – респондентов, воспитывающих детей или внуков школьного возраста, – то две трети из них уверены: школа, где учатся их чада, дает хорошее образование, и лишь каждый пятый убежден в обратном.

Три четверти из тех, кто общается с администрацией школы и учителями своих детей (внуков), довольны этим общением: по мнению респондентов, педагоги их детей – профессионалы, отзывчиво относятся к ученикам и их родителям, любят детей, они общительные и приятные люди. Лишь каждый десятый из числа опрошенных, общающихся с учителями своих детей (внуков), выражает недовольство – равнодушием педагогов, их непрофессионализмом и безграмотностью, тем, что учителя требуют у родителей денег.

Подавляющее большинство тех, кто принимает участие в воспитании детей школьного возраста, интересуются их оценками: 62% делают это постоянно, 28% – время от времени, и лишь 9% вообще не заглядывают в дневник ребенка. Судя по результатам опроса, активное участие в учебном процессе принимает чуть более трети респондентов, воспитывающих школьников: постоянно помогают им при подготовке уроков, посещают школу и общаются с учителями; примерно такая же доля опрошенных участвуют в этом процессе время от времени, и чуть менее трети – практически не вмешиваются в учебу детей. Две трети этих респондентов бывают в школе, где учится их ребенок или внук; каждый второй посещает родительские собрания, каждый третий – по собственной инициативе приходит поговорить с учителями или администрацией школы, 16% провожают ребенка в школу или встречают его, 12% участвуют в работе родительского комитета.

В целом же подавляющее большинство россиян уверены, что родители должны принимать активное участие в учебном процессе: следить за оценками (так считают 92% опрошенных) и помогать детям при подготовке уроков (78%). Аргументы сторонников помощи детям в приготовлении домашних заданий разнообразны, но чаще всего респонденты исходят из того, что школьники далеко не всегда могут самостоятельно понять учебный материал (в том числе из-за слишком сложной программы и из-за недостаточной квалификации педагогов): 'бывает, что дети не все усваивают, и им нужно помочь, если это в силах родителей'; 'все-таки надо объяснить ребенку – программа сейчас сложная'; 'в школе не все хорошо объясняют, поэтому необходимо помочь детям дома разобраться' – в целом такого рода ответы дали 31% опрошенных. Заметная часть респондентов (15%) уверены, что помочь детям – 'святая обязанность родителей'. Некоторые (7%) полагают, что родительская помощь стимулирует качество учебы ('если помогать, будут учиться еще лучше'; 'чтоб лучше учились, не делали ошибок, лучше развивались'). Часть респондентов (5%) считают, что помощь – 'это воспитательная работа со стороны родителей', часть (4%) – что это способ установить более близкие отношения с ребенком и проявление заботы о нем, поддержки ('ближе становишься с ребенком'; 'это моральная и умственная поддержка ребенку'). Некоторые (8%) говорят не столько о помощи в приготовлении уроков, сколько о необходимости контроля над детьми ('нужно следить, как дети справляются'). Также звучали мнения, что помогать нужно лишь на стадии начальной школы (3%), что нужно подсказывать, а не выполнять задания вместо детей (2%).

Основной аргумент тех, кто возражает против участия родителей в подготовке уроков, – такая помощь будет мешать развитию самостоятельности и ответственности ребенка: 'они привыкают к этому, уже ждут, что придет мама и будем делать уроки, а когда сами – то ответственности больше, к самостоятельности привыкают' (этот довод развивает большинство противников такой практики, или 6% от общего числа респондентов).

Людмила Преснякова



1. Качество образования в средней школе

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 20-21 августа 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ НАЧИНАЕТСЯ НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД. ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЕГОДНЯ В РОССИИ КАЧЕСТВО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУЧШЕ, ХУЖЕ, ЧЕМ ОНО БЫЛО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ, ИЛИ В ЭТОМ ОТНОШЕНИИ НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, КАКИХ ШКОЛ БОЛЬШЕ - ХОРОШИХ ИЛИ ПЛОХИХ?

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ВНУКИ ИЛИ ДРУГИЕ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ВОСПИТАНИИ КОТОРЫХ ВЫ ПРИНИМАЕТЕ УЧАСТИЕ?

ПО ВАШИМ ОЦЕНКАМ, ШКОЛА, В КОТОРОЙ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК, РОДСТВЕННИК), ДАЕТ ХОРОШЕЕ ИЛИ ПЛОХОЕ ОБРАЗОВАНИЕ? (Ответы респондентов, воспитывающих детей школьного возраста.)



2. Соучастие в образовательном процессе: опыт и впечатления сегодняшних родителей

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 20-21 августа 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ ВЫЯСНЯЕТЕ ИЛИ НЕ ВЫЯСНЯЕТЕ, КАКИЕ ОЦЕНКИ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК, РОДСТВЕННИК) ПОЛУЧАЕТ В ШКОЛЕ? И ЕСЛИ ВЫЯСНЯЕТЕ, ТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ ЭТО ПОСТОЯННО ИЛИ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ? (Ответы респондентов, воспитывающих детей школьного возраста.)

ВЫ ПОМОГАЕТЕ ИЛИ НЕ ПОМОГАЕТЕ СВОЕМУ РЕБЕНКУ (ВНУКУ, РОДСТВЕННИКУ) В ПОДГОТОВКЕ УРОКОВ, ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ? И ЕСЛИ ПОМОГАЕТЕ, ВЫ ДЕЛАЕТЕ ЭТО ПОСТОЯННО ИЛИ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ? (Ответы респондентов, воспитывающих детей школьного возраста.)

ВЫ БЫВАЕТЕ ИЛИ НЕ БЫВАЕТЕ В ШКОЛЕ, ГДЕ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК, РОДСТВЕННИК)? И ЕСЛИ БЫВАЕТЕ, ТО ЧАСТО ИЛИ РЕДКО? (Ответы респондентов, воспитывающих детей школьного возраста.)

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В ПРОШЛОМ УЧЕБНОМ ГОДУ ЗАЧЕМ, ПО КАКИМ ПОВОДАМ ВЫ ПРИХОДИЛИ В ШКОЛУ, ГДЕ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК, РОДСТВЕННИК)? (Ответы респондентов, воспитывающих детей школьного возраста, и при этом заявивших, что они бывают в школе, где учится ребенок. Карточка, любое число ответов.)

ВЫ ОБЩАЕТЕСЬ ИЛИ НЕ ОБЩАЕТЕСЬ С УЧИТЕЛЯМИ ВАШЕГО РЕБЕНКА (ВНУКА, РОДСТВЕННИКА), АДМИНИСТРАЦИЕЙ ШКОЛЫ? И ЕСЛИ ОБЩАЕТЕСЬ, ТО ЧАСТО ИЛИ РЕДКО? (Ответы респондентов, воспитывающих детей школьного возраста.)

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ОБЩЕНИЕ С УЧИТЕЛЯМИ ВАШЕГО РЕБЕНКА (ВНУКА, РОДСТВЕННИКА), АДМИНИСТРАЦИЕЙ ШКОЛЫ, ПРОИЗВОДИТ НА ВАС ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ? (Ответы респондентов, воспитывающих детей школьного возраста, и при этом заявивших, что они общаются с учителями ребенка, администрацией школы.)

ПОЧЕМУ ОБЩЕНИЕ С УЧИТЕЛЯМИ ВАШЕГО РЕБЕНКА (ВНУКА, РОДСТВЕННИКА), АДМИНИСТРАЦИЕЙ ШКОЛЫ ПРОИЗВОДИТ НА ВАС ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ* ВПЕЧАТЛЕНИЕ? (Открытый вопрос**. Задавался респондентам, воспитывающим детей школьного возраста, заявившим, что они общаются с учителями ребенка, администрацией школы и это общение производит на них положительное впечатление, - 17% от всех опрошенных.)

* Примеры высказываний респондентов, заявивших, что общение с учителями ребенка, администрацией школы производит на них отрицательное впечатление (2% от всех опрошенных), см. ниже



Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 20-21 августа 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ОБЩЕНИЕ С УЧИТЕЛЯМИ ВАШЕГО РЕБЕНКА (ВНУКА, РОДСТВЕННИКА), АДМИНИСТРАЦИЕЙ ШКОЛЫ, ПРОИЗВОДИТ НА ВАС ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ?

(в % от числа опрошенных)

Образованные люди, профессионалы 4
'Грамотные люди в школе'; 'знание своего дела'; 'знающие преподаватели'; 'образованные воспитатели'; 'они дают нормальное образование'; 'очень грамотные, образованные люди'; 'там хорошие педагоги'; 'умные, эрудированные люди'; 'я доверяю профессионалам'.
Отзывчивые, доброжелательные люди, помогают решить возникающие проблемы 4
'Администрация школы внимательно к нам относится'; 'внимательные, отзывчивые'; 'доброжелательные отношения'; 'заботливая, внимательная'; 'люди болеют душой, неравнодушие'; 'обычно они дают дельные советы'; 'она нам помогает'; 'посоветуют что-то по воспитанию ребенка'; 'администрация всегда идет навстречу нашим проблемам'; 'все вопросы решились без всяких проблем'; 'мы решаем вопросы коллегиально, нормально'; 'с пониманием относится к нашим нуждам'.
Приятные в общении люди, легко находим общий язык 2
'Легко общаться'; 'мне приятно общаться с учителями'; 'на контакт идут как-то'; 'получает удовлетворение от общения с учителями'; 'понимаем друг друга'; 'с учителем общие взгляды'; 'хороший контакт у нас'.
Они любят детей 2
'Забота чувствуется о ребенке'; 'они хорошо относятся к нашим детям'; 'учителя хорошие, детей любят'; 'хорошее отношение учителей к ребенку'.
Воспитанные, вежливые, культурные люди 1
'В этой гимназии все учителя вежливые'; 'вежливые, культурные учителя'; 'культурная, воспитанная учительница'; 'хорошо себя ведут'.
Добросовестные, ответственные люди, вызывают доверие 1
'Внушает доверие'; 'добросовестная учительница'; 'доверие педагогу'; 'они отвечают за ученика'; 'я доверяю учителю своего ребенка'; 'я им верю'; 'очень стараются'; 'люди стараются, за такие гроши занимаются с нашими детьми'.
Хорошие люди 1
'Люди хорошие'; 'учителя – хорошие люди'.
Ребенок хорошо учится, хвалят ребенка 1
'Моего внука хвалят'; 'моего ребенка хвалят'; 'моя сестра – отличница, ее всегда хвалят'; 'сами учителя – порядочные люди, тем более ребенок учится хорошо, проблем нет'; 'у меня дети очень хорошо учатся, краснеть за них не приходится'; 'у нас в основном положительные отзывы о ребенке'; 'учатся внуки хорошо'.
Я их давно знаю <1
'Знаем ее хорошо'; 'знаю ее с детства'; 'раньше мой ребенок учился у этих учителей, а теперь – племянники'; 'хорошо знаем учительницу'.
Другое 1
'Адекватные люди'; 'в курсе всех событий, проблем в школе'; 'в школе дети более раскованные'; 'все нормально, конфликтов нет'; 'многое узнаю о своем ребенке'; 'планы у них хорошие'; 'ребенок не жалуется'; 'справедливые учителя у моего ребенка'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 3

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ОБЩЕНИЕ С УЧИТЕЛЯМИ ВАШЕГО РЕБЕНКА (ВНУКА, РОДСТВЕННИКА), АДМИНИСТРАЦИЕЙ ШКОЛЫ, ПРОИЗВОДИТ НА ВАС ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ?

(в % от числа опрошенных)

Равнодушные люди, плохо относятся к детям 1
'Всем все равно, до детей нет дела'; 'мало уделяет внимания детям'; 'не нравится их отношение к детям'; 'не очень-то они беспокоятся за учеников'; 'не хотят даже разговаривать с родителями, оскорбляют детей во всеуслышание'; 'они отмахиваются ото всего'; 'они плохо относятся к детям, небрежно, невнимательно'; 'они унижать могут детей'; 'после разговора они ребенка замечают ровно два дня, а потом как будто его и не было'; 'у учителей нет заинтересованности, какое-то равнодушие'.
Они вымогают деньги 1
'Все время требуют деньги на охрану, ремонты, праздники'; 'ждут подарков, взяток'; 'жулики, вымогатели'; 'мы конфликтуем с учителями – ждут взятки'; 'постоянно требуют деньги'; 'потому что общение с родителями зависит от занимаемой должности и толщины кошелька'; 'собирают родителей, чтобы собрать с них деньги на ремонт'.
Безграмотные люди, непрофессионалы <1
'Если школа слабая, то и учителя слабые'; 'из-за некомпетентности учителей и их юридической неграмотности'; 'как таковых педагогов сейчас не существует'; 'наш учитель не является профессионалом'; 'учителя преподносят недостаточные знания'.
Другое 1
'Иногда спорю с классным руководителем по поводу школьной спецформы'; 'люди все старенькие – учителя'; 'не могу доказать, что они не правы'; 'не нравится классная'; 'не нравится подход'; 'недоволен кое-какими моментами'; 'слишком высокомерные'; 'хамы'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа <1


3. Должны ли родители помогать детям в учебе?

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 20-21 августа 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, А В ПРИНЦИПЕ РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ИЛИ НЕ ДОЛЖНЫ СЛЕДИТЬ ЗА ТЕМ, КАКИЕ ОЦЕНКИ ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ В ШКОЛЕ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, В ПРИНЦИПЕ РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ИЛИ НЕ ДОЛЖНЫ ПОМОГАТЬ ДЕТЯМ В ПОДГОТОВКЕ УРОКОВ, ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ?

ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ПОМОГАТЬ ДЕТЯМ В ПОДГОТОВКЕ УРОКОВ, ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что, по их мнению, родители должны помогать детям в подготовке уроков, домашних заданий, - 78% от всех опрошенных.)

ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО РОДИТЕЛИ НЕ ДОЛЖНЫ ПОМОГАТЬ ДЕТЯМ В ПОДГОТОВКЕ УРОКОВ, ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что, по их мнению, родители не должны помогать детям в подготовке уроков, домашних заданий, - 10% от всех опрошенных.)



Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 20-21 августа 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ПОМОГАТЬ ДЕТЯМ В ПОДГОТОВКЕ УРОКОВ, ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ?

(в % от числа опрошенных)

Это надо делать, если ребенок не понимает, если ему трудно учиться 22
'Бывает, что дети не все усваивают и им нужно помочь, если это в силах родителей'; 'бывают затруднения у детей, им нужна помощь'; 'в том случае, если ребенок сам обращается за помощью, если ему что-то непонятно'; 'если он не всегда справляется, то надо помогать'; 'иногда сами не могут сделать – надо помочь, растолковать'; 'объяснить, если дите не понимает'
Родители всегда должны помогать детям, они несут ответственность за детей 15
'А кто же еще вне школы поможет ребенку, если не родители, бабушки?'; 'забота о своем ребенке должна присутствовать во всем'; 'и раньше помогали, и всегда помогали'; 'кроме учителей ребенку помочь могут только родители'; 'на то они родители, чтобы быть в ответе за своих детей'; 'помогать детям – святая обязанность родителей'; 'потому что это их долг'; 'так решил Бог, они же родители'; 'что за дурацкий вопрос, а кто еще должен ребенку помогать?'.
Учебу детей нужно контролировать 8
'Без контроля родителей, родственников нельзя учиться ребенку'; 'детей надо держать под контролем'; 'если пустить на самотек, то будет неуправляемо'; 'за ними надо следить для того, чтобы не отставали'; 'их надо приструнить'; 'контролировать надо и ограничивать в гульбе'; 'контролировать подготовку уроков необходимо'; 'контроль нужен, иначе от рук отобьются'; 'нужно следить, как дети справляются'; 'ребенка нужно проверять, если нужно что – помогать'; 'ребенок сделает уроки, а родитель проверит'; 'чтобы был контроль, чтобы дети не распускались'; 'чтобы быть уверенным, что уроки он сделал'; 'чтобы держать под контролем учебу'.
Помощь нужна, чтобы дети лучше учились, чтобы поддерживать их интерес к учебе 7
'Будет учиться лучше'; 'всегда помогать должны, чтобы дети лучше учились'; 'для закладки хороших знаний с младших классов для последующих старших'; 'для этого и нужны родители – прививать любовь к чтению и вообще к учебе'; 'если помогать, будут учиться еще лучше'; 'надо детей заинтересовать, и они сами будут все делать'; 'не будут помогать – плохо будет учиться'; 'помощь дома нужна, так лучше усваивается то, что давали в школе'; 'с помощью родителей ребята учатся лучше'; 'улучшается качество выполненных домашних заданий'; 'чтоб лучше учились, не делали ошибок, лучше развивались'; 'чтоб научить ребенка правильному отношению к учебе'.
Это часть процесса воспитания 9
Возможность укрепить контакт с ребенком, оказать ему психологическую поддержку 4
'Дети должны чувствовать поддержку'; 'как друзья, отношения дружеские'; 'общение с детьми, совместное времяпрепровождение, сближение с ребенком'; 'ближе становишься с ребенком'; 'поддерживать морально'; 'ребенок должен знать, что родители о нем заботятся'; 'чтобы ребенок в школе себя чувствовал уверенно'; 'чтоб дети были более уверены, что у них все получится'; 'чтобы общаться, интересоваться делами'; 'это моральная и умственная поддержка ребенку'.
Воспитание усидчивости, ответственности дисциплины и других необходимых качеств2
'Более усидчивыми были, приучать их к ответственности'; 'детям надо дать возможность стать самостоятельными'; 'на определенном этапе это необходимо, так как ребенок еще не организован'; 'приучить ребенка к добросовестности'; 'чтобы приучить ребенка к порядку и дисциплине'; 'чтобы самостоятельно мыслить'; 'это вырабатывает усидчивость у детей'; 'это лучше дисциплинирует'.
Воспитание в целом3
'А как же иначе? Значит, тогда и воспитывать не надо?'; 'в основном должны родители воспитывать детей'; 'в школе мы занимаемся обучением, а воспитанием должны заниматься родители'; 'воспитание идет в семье'; 'должны помогать для воспитания'; 'не только учителя должны участвовать в воспитании, но и родители'; 'родители всегда должны учить уму-разуму'; 'это воспитательная работа со стороны родителей'; 'должны же родители своих детей к чему-то стремить'.
У детей большая нагрузка, сложная программа 4
'Большая нагрузка у детей'; 'бывает тяжело, сейчас очень тяжелая программа'; 'все-таки надо объяснить ребенку, программа сейчас сложная'; 'детям трудно, нагрузка большая'; 'детям тяжело учиться'; 'задание не соответствуют уровню обучения, дети не справляются, задачи сложные'; 'много задают, иногда просто не хватает времени все выполнить'; 'нынешняя программа сложная, кто же им поможет?'; 'по новой программе детям трудно учиться, поэтому родители должны им помочь'; 'программа запутанная – и взрослый не сразу разберется'.
Это нужно только в начальных классах, чтобы помочь детям адаптироваться к школе 3
'В младших классах всем детям нужна помощь'; 'в младших классах, пока ребенок еще не стоит на ногах'; 'в начальной школе – да, дети еще не адоптированы к школе, особенно в 1-м классе'; 'должны на первых порах, первые 2-3 года, а затем дети должны заниматься самостоятельно'; 'первые три класса ребенок еще не осознает необходимость учебы, у него нет опыта, а потом, когда он войдет во вкус, он будет сам'; 'только в младших классах'; 'чтоб в колею вошел, пока маленький'.
В школе объясняют плохо, недостаточно подробно, без учета индивидуальных особенностей учеников 3
'В школе дают недостаточные знания'; 'в школе же им плохо объясняют, иначе ничего не поймет'; 'в школе не все хорошо объясняют, поэтому необходимо помочь детям дома разобраться'; 'в школе так объясняют, что дети не всегда понимают'; 'не все учителя терпеливы, и не все могут доходчиво объяснять ребенку тему'; 'потому что качество образования в наших школах оставляет желать лучшего'; 'родители компенсируют недостатки преподавания'; 'чтобы помочь, не каждый понимает все, что объясняют, тем более как объясняют сегодня'; 'это потому, что учитель не сможет всем все хорошо объяснить'; 'в школе 30 человек в классе, и учитель не в состоянии до всех донести'; 'в школе учитель не может уделить всем внимание'; 'каждому ребенку требуется индивидуальный подход...'; 'так как программа у нас рассчитана на усредненного ученика, а возможности у всех детей разные, надо родителям помогать'; 'учитель не может заниматься индивидуально с каждым'.
Детям нужно подсказать, посоветовать, но не делать за них уроки 2
'Можно посоветовать, где поискать какой-то материал, но не делать все за ребенка'; 'на правильную мысль нужно навести детей'; 'надо направлять мысли ребенка в правильное русло'; 'помогать можно по-разному, надо направлять по-умному'; 'помогать, но не делать за них уроки'; 'чтобы поставить цель ребенку, направить его, сам он может до этого не дойти'; '...не решать за ребенка примеры, а показывать ему направление и стиль, с которым он должен выполнять задания'.
Дети стесняются учителей, с родителями им проще 1
'Дети психологически лучше понимают родителей'; 'если ребенок не понял что-то на уроке, то не все дети будут обращаться к учителям...'; '...постесняются спросить у учителя...'; 'мало ли что ребенок не понял и постеснялся спросить у учителя...'; '...он лучше психологически себя чувствует рядом с родителями...'; 'с родителями ребенок ближе, чем с учителями, поэтому может что-то рассказать'; '...ребенок легче поймет, когда объясняет близкий человек'.
Без помощи родителей дети не будут учиться 1
'Вообще не будет учиться'; 'иначе они уроки делать не будут'; 'по крайней мере, на сегодняшний день, если за детьми не смотреть, они учиться не будут'; 'ребенок тогда ничего не сделает'; 'сами дети не делают уроки, надо заставлять...'; 'сами дети не хотят делать уроки, они ленивые'; 'у детей мало усидчивости, нужно их убеждать, что нужно учиться'; 'у меня дочь слабо училась, но я ей все время помогала, заставляла, если бы не заставляла – вообще бросила бы'.
Другое 1
'Одна школа не справится с ребенком'; 'они еще не доросли до самостоятельности, им нужна помощь'; 'от этого зависит будущее их детей'; 'рассчитывать только на учителей глупо, если вы хотите, чтобы ребенок имел хорошее знание, с ним надо заниматься'; 'ребенок еще формируется'; 'спрос за знания детей должен быть с родителей, а не с учителей'; 'так как репетиторство сейчас платное'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 11

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО РОДИТЕЛИ НЕ ДОЛЖНЫ ПОМОГАТЬ ДЕТЯМ В ПОДГОТОВКЕ УРОКОВ, ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ?

(в % от числа опрошенных)

Детям нужно прививать самостоятельность и ответственность, они должны учиться сами 6
'Дети должны быть самостоятельными – на работе мам не будет. Иначе привыкнут, что мама все сделает, так и будут сидеть и ждать'; 'дети должны все делать самостоятельно, должна быть ответственность'; 'дети сами должны своей головой работать, а то в институт не поступят'; 'должна быть самостоятельность и самоконтроль'; 'жить детям, а не родителям'; 'задание дается ребенку, и сам может справиться'; 'не дело, когда родители все за детей делают, ребенок будет бестолковым'; 'потому что должен сам делать, возможностей школы должно быть достаточно, чтобы он справлялся самостоятельно, по крайней мере, в нашей школе так, ну и исключая первые классы'.
Обучение – дело учителей 1
'А школа зачем?'; 'должна делать школа'; 'если есть проблема, ее надо решать учителям'; 'есть школа, каждый должен заниматься своими обязанностями'; 'пусть в школе так учат, чтоб дома не учить'; 'пусть дети в школе знания получают от учителей, а не от родителей'; 'ребенка должны научить в школе справляться с домашним заданием'; 'школа должна полностью руководить образованием'.
Родители должны только контролировать учебу детей 1
'Должны проверять задания'; 'должны только контролировать'; 'нужно только проверять, они и сами грамотные'; 'они должны ненавязчиво контролировать, но не навязывать свою помощь'; 'помогать не надо, только проверить, все ли сделано'; 'только контроль'; 'я помочь не могу, а вот проконтролировать – пожалуйста'.
Родители не знают новых программ <1
'Много не знают родители – новая программа'; 'мы учились по одной программе, а сейчас – совсем другая'; 'программа меняется, родители не смогут помочь'; 'сейчас более сложная программа'; 'сложная программа, мы в ней не разбираемся'; 'у нас уже не те взгляды, поэтому мы не должны вмешиваться в процесс обучения'.
Другое 1
'Зависит от уровня подготовки и способностей ребенка, я своему не помогала'; 'лучше воспитанием заниматься'; 'нам никто не помогал'; 'они сами без нас знают больше'; 'родители на работе, некогда с ними заниматься'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 1


4. Приложение. Таблицы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 20-21 августа 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ НАЧИНАЕТСЯ НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД. ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЕГОДНЯ В РОССИИ КАЧЕСТВО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУЧШЕ, ХУЖЕ, ЧЕМ ОНО БЫЛО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ, ИЛИ В ЭТОМ ОТНОШЕНИИ НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100463216332933485237372614353318213333121837261005050413326
лучше 21 27 16 15 30 19 14 18 24 31 17 11 16 21 24 18 19 16 23 21 29 17 21 16 15 16 25 11 7
в этом отношении ничего не изменилось 11 11 13 8 11 11 9 11 10 13 13 4 8 11 12 9 13 11 10 10 8 12 12 9 8 9 12 7 6
хуже 49 43 54 58 43 52 55 51 48 39 55 57 42 47 50 60 49 51 48 48 45 51 48 61 64 59 48 69 73
затрудняюсь ответить 19 20 17 19 16 18 22 20 18 18 15 27 34 22 14 13 19 22 18 22 18 20 19 14 13 16 15 13 15

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, КАКИХ ШКОЛ БОЛЬШЕ - ХОРОШИХ ИЛИ ПЛОХИХ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100463216332933485237372614353318213333121837261005050413326
хороших 41 47 38 33 50 38 36 39 43 50 42 26 33 44 41 42 45 38 42 34 45 40 45 33 36 30 45 29 18
плохих 20 14 23 28 21 19 19 17 21 20 20 18 16 17 21 25 17 19 20 27 19 19 16 24 16 31 25 27 18
затрудняюсь ответить 39 38 39 39 30 43 45 43 36 30 37 56 51 39 39 33 37 43 37 39 36 41 39 42 46 38 30 41 62

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ВНУКИ ИЛИ ДРУГИЕ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ВОСПИТАНИИ КОТОРЫХ ВЫ ПРИНИМАЕТЕ УЧАСТИЕ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100463216332933485237372614353318213333121837261005050413326
да 33 36 32 33 33 39 30 29 37 30 43 24 23 28 44 32 41 31 33 31 30 35 36 29 30 28 29 37 19
нет 67 64 68 67 67 61 70 71 63 70 57 76 77 72 56 68 59 69 67 69 70 65 64 71 70 72 71 63 81

ПО ВАШИМ ОЦЕНКАМ, ШКОЛА, В КОТОРОЙ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК, РОДСТВЕННИК), ДАЕТ ХОРОШЕЕ ИЛИ ПЛОХОЕ ОБРАЗОВАНИЕ? (Ответы респондентов, воспитывающих детей школьного возраста.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100463216332933485237372614353318213333121837261005050413326
хорошее 23 26 20 20 24 27 19 19 25 19 30 18 15 20 27 23 26 21 22 15 21 25 26 16 17 15 18 18 10
плохое 7 5 9 7 6 7 6 5 7 7 9 3 2 4 11 7 10 5 7 10 6 6 6 8 8 8 8 12 4
затрудняюсь ответить 4 5 3 6 3 5 5 5 4 5 4 4 6 4 6 2 4 5 4 5 4 5 4 4 5 4 3 6 4

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ ВЫЯСНЯЕТЕ ИЛИ НЕ ВЫЯСНЯЕТЕ, КАКИЕ ОЦЕНКИ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК, РОДСТВЕННИК) ПОЛУЧАЕТ В ШКОЛЕ? И ЕСЛИ ВЫЯСНЯЕТЕ, ТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ ЭТО ПОСТОЯННО ИЛИ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ? (Ответы респондентов, воспитывающих детей школьного возраста.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп 100 46 32 16 33 29 33 48 52 37 37 26 14 35 33 18 21 33 33 12 18 37 26 100 50 50 41 33 26
не выясняю 3 3 3 2 3 4 3 3 3 2 4 3 3 2 4 3 4 2 3 3 3 3 3 1 1 2 1 1 2
постоянно 21 23 21 19 20 25 18 15 26 20 26 14 13 16 29 22 28 19 21 21 18 20 24 19 17 21 19 24 12
время от времени 9 9 8 12 9 9 10 11 7 8 12 7 7 10 10 7 9 9 9 6 9 11 8 8 11 5 8 12 4
затрудняюсь ответить 0 1 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 1 0 0

ВЫ ПОМОГАЕТЕ ИЛИ НЕ ПОМОГАЕТЕ СВОЕМУ РЕБЕНКУ (ВНУКУ, РОДСТВЕННИКУ) В ПОДГОТОВКЕ УРОКОВ, ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ? И ЕСЛИ ПОМОГАЕТЕ, ВЫ ДЕЛАЕТЕ ЭТО ПОСТОЯННО ИЛИ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ? (Ответы респондентов, воспитывающих детей школьного возраста.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп 100 46 32 16 33 29 33 48 52 37 37 26 14 35 33 18 21 33 33 12 18 37 26 100 50 50 41 33 26
не помогаю 11 12 11 8 9 13 10 10 11 7 15 10 12 9 15 5 13 8 10 5 10 12 13 7 7 6 4 10 8
постоянно 12 13 12 13 14 13 10 8 16 14 15 7 6 10 14 18 15 13 11 11 12 12 13 11 9 14 12 15 6
время от времени 10 11 9 12 9 13 9 11 10 10 13 7 4 10 14 10 13 9 11 14 8 11 10 10 14 7 13 12 5
затрудняюсь ответить 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

ВЫ БЫВАЕТЕ ИЛИ НЕ БЫВАЕТЕ В ШКОЛЕ, ГДЕ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК, РОДСТВЕННИК)? И ЕСЛИ БЫВАЕТЕ, ТО ЧАСТО ИЛИ РЕДКО? (Ответы респондентов, воспитывающих детей школьного возраста.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп 100 46 32 16 33 29 33 48 52 37 37 26 14 35 33 18 21 33 33 12 18 37 26 100 50 50 41 33 26
не бываю 9 11 8 8 9 11 9 11 8 7 11 11 14 8 12 5 11 8 10 4 9 12 9 7 10 4 7 9 6
часто 12 14 11 13 13 15 9 7 17 12 17 6 2 11 16 15 18 11 12 14 10 12 13 12 8 15 13 12 9
редко 12 11 13 12 10 13 12 12 12 11 16 7 6 10 16 12 12 12 12 12 11 11 13 10 11 8 9 14 4
затрудняюсь ответить 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В ПРОШЛОМ УЧЕБНОМ ГОДУ ЗАЧЕМ, ПО КАКИМ ПОВОДАМ ВЫ ПРИХОДИЛИ В ШКОЛУ, ГДЕ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК, РОДСТВЕННИК)? (Ответы респондентов, воспитывающих детей школьного возраста, и при этом заявивших, что они бывают в школе, где учится ребенок. Карточка, любое число ответов.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп 100 46 32 16 33 29 33 48 52 37 37 26 14 35 33 18 21 33 33 12 18 37 26 100 50 50 41 33 26
присутствовать на родительском собрании 17 18 18 15 17 20 15 11 22 16 26 5 4 15 23 19 23 16 16 20 14 17 18 15 12 18 15 22 7
поговорить с учителями / администрацией школы по собственной инициативе 11 12 9 11 11 11 10 7 14 11 14 5 5 9 13 15 14 11 10 8 12 10 12 11 10 13 13 13 7
проводить ребенка в школу / встретить из школы 5 6 4 7 5 7 5 4 6 6 4 6 2 5 6 7 4 5 7 5 5 6 4 9 8 11 12 7 6
участвовать в работе родительского комитета 4 4 4 4 4 6 3 2 6 4 6 1 1 2 7 4 4 4 4 6 4 4 3 4 2 5 5 3 3
по вызову учителей / администрации школы 2 2 3 2 2 2 3 1 3 3 3 1 1 2 3 2 2 4 2 3 3 2 2 3 2 5 4 4 2
поговорить со школьным психологом 1 1 1 0 2 1 0 1 2 2 1 0 0 1 2 1 0 1 2 0 2 1 1 1 1 2 1 2 1
другое 1 2 1 2 2 1 1 1 1 2 1 2 2 1 2 2 0 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 0 0
затрудняюсь ответить 1 1 0 1 0 1 1 1 0 0 1 0 0 0 1 1 1 1 0 0 1 1 0 0 1 0 0 0 2

ВЫ ОБЩАЕТЕСЬ ИЛИ НЕ ОБЩАЕТЕСЬ С УЧИТЕЛЯМИ ВАШЕГО РЕБЕНКА (ВНУКА, РОДСТВЕННИКА), АДМИНИСТРАЦИЕЙ ШКОЛЫ? И ЕСЛИ ОБЩАЕТЕСЬ, ТО ЧАСТО ИЛИ РЕДКО? (Ответы респондентов, воспитывающих детей школьного возраста.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп 100 46 32 16 33 29 33 48 52 37 37 26 14 35 33 18 21 33 33 12 18 37 26 100 50 50 41 33 26
не общаюсь 11 13 9 11 10 13 11 13 9 9 11 13 16 10 13 5 10 9 12 9 11 12 10 11 15 8 10 15 9
часто 12 13 11 12 12 14 10 6 17 11 16 6 2 11 16 12 16 13 11 12 11 12 12 8 5 12 10 8 5
редко 11 10 12 11 11 12 9 10 11 10 15 6 4 7 15 15 14 9 10 10 8 11 13 9 10 8 9 13 5
затрудняюсь ответить 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ОБЩЕНИЕ С УЧИТЕЛЯМИ ВАШЕГО РЕБЕНКА (ВНУКА, РОДСТВЕННИКА), АДМИНИСТРАЦИЕЙ ШКОЛЫ, ПРОИЗВОДИТ НА ВАС ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ? (Ответы респондентов, воспитывающих детей школьного возраста, и при этом заявивших, что они общаются с учителями ребенка, администрацией школы.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп 100 46 32 16 33 29 33 48 52 37 37 26 14 35 33 18 21 33 33 12 18 37 26 100 50 50 41 33 26
положительное 17 19 16 17 18 19 14 12 22 16 23 10 6 15 23 18 22 18 14 16 14 17 21 12 10 15 13 13 9
отрицательное 2 2 3 4 1 4 2 2 3 2 4 1 1 1 4 3 4 2 3 2 3 3 1 3 3 4 4 6 1
затрудняюсь ответить 3 3 4 2 4 3 2 2 4 3 5 1 0 2 4 7 4 2 3 4 3 4 3 2 2 2 2 3 0

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 20-21 августа 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, А В ПРИНЦИПЕ РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ИЛИ НЕ ДОЛЖНЫ СЛЕДИТЬ ЗА ТЕМ, КАКИЕ ОЦЕНКИ ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ В ШКОЛЕ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100463216332933485237372614353318213333121837261005050413326
должны 92 93 92 93 90 94 93 90 94 91 93 93 90 94 90 94 91 92 96 94 84 94 92 96 96 97 96 97 98
не должны 3 3 4 3 5 2 2 5 2 5 3 2 3 3 4 4 4 3 2 4 8 2 2 2 2 2 3 2 1
затрудняюсь ответить 3 2 3 4 4 2 4 4 3 4 3 4 5 2 5 2 2 4 2 2 9 3 2 2 3 1 2 2 2

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ В ПРИНЦИПЕ РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ИЛИ НЕ ДОЛЖНЫ ПОМОГАТЬ ДЕТЯМ В ПОДГОТОВКЕ УРОКОВ, ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100463216332933485237372614353318213333121837261005050413326
должны 78 81 74 79 79 82 75 77 78 79 74 80 79 78 75 81 76 78 78 77 78 75 78 88 88 88 91 86 87
не должны 10 7 12 12 8 11 9 9 10 9 13 6 6 8 12 11 9 7 12 12 10 10 8 9 9 10 7 12 10
затрудняюсь ответить 13 12 14 9 13 8 16 14 11 12 13 14 15 14 13 8 15 15 10 12 11 15 14 3 3 3 2 3 4