Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/OPEN/projects/dominant/dominan2006/dom0622/dd062222




Национальный проект "Образование"

08.06.2006 [отчет] [ Опрос населения ]




Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 3-4 июня 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.



 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 3-4 июня 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Очередной опрос засвидетельствовал некоторое снижение доли россиян, не имеющих никакого представления о национальном проекте 'Образование': если в марте, апреле и мае она составляла 56–57%, то сейчас – сократилась до 50%. При этом число 'знающих' об этом проекте с прошлого замера не изменилось (14%), но заметно, с 24 до 31%, выросла доля тех, кто 'что-то слышал' о нем.

По уровню осведомленности респонденты, чьи дети или внуки (братья, сестры, племянники) учатся в школе, не отличаются от прочих участников опроса.

Люди, чьи родные или знакомые работают в школах (таковых в выборке – 31%), а также те, кто сам работает в школе (2%), демонстрируют более высокий уровень осведомленности, чем другие респонденты. Каждый четвертый (26%) представитель данной категории по его словам, 'знает' о проекте (месяц назад – 20%; в марте – 17%), а доля тех, кто впервые услышал о нем от интервьюера, составляет здесь 42%.

Доля людей, которым приходилось слышать высказывания работников образования по поводу перемен, инициированных нацпроектом 'Образование', остается практически неизменной на всем протяжении мониторинга: по данным последнего опроса, она составляет 13%. О положительных переменах в школьном образовании слышали 3%, об отрицательных – 4%, о тех и о других – 6% опрошенных.

Судя по ответам на открытый вопрос, какие именно отзывы приходилось слышать респондентам, работники образования обсуждают прежде всего проблему учительских заработков и, в частности, доплаты за классное руководство. Некоторые высказываются в позитивном или нейтральном тоне ('доплаты стали' – 3% ответов); другие выражают недовольство по поводу незначительности, несправедливости распределения доплат, в целом низкой зарплаты учителей ('чуть-чуть учителям стало легче жить, хватает на хлеб, а вот на масло – нет'; 'повышение очень низкое, и не всем дали эти деньги'; 'добавили всего 15% к зарплате' – 2%). Вторая тема, звучащая при обсуждении национального проекта, связана с финансированием школ и улучшением их материально-технической базы ('выделяются большие финансовые средства, и видел результат их вложения'; 'компьютер появился в школе'; '...компьютеризация школы, подключение школ Башкирии к интернету' – 2%).

Ситуацию в российском школьном образовании граждане стабильно (на протяжении всего времени мониторинга) оценивают преимущественно в категориях 'удовлетворительно' – 35% и 'плохо' – 35% (3 месяца назад – 37% и 36% соответственно). К оценке 'хорошо' респонденты прибегали в 10% случаев (столько же – в мартовском и майском опросах); 21% затруднились оценить положение дел в сфере образования. Ситуация в местной системе образования квалифицируется примерно так же.

Обращают на себя внимание суждения 'информированных' участников опроса – тех, кто, по их словам, 'знает' о национальном проекте. В целом для них характерен повышенный негативизм ~ они чаще других респондентов оценивают положение дел в образовании (как на общероссийском, так и местном уровне) как плохое. При этом их ответы обнаруживают достаточно сложную динамику. Месяц назад мы фиксировали заметное смягчение 'негативизма' этой группы: если в апреле доли оценок 'плохо', 'выставленных' общероссийскому и местному образованию, составляли 60% и 53% соответственно, то в мае соответствующие показатели существенно снизились (до 44% и 39%). Сегодня наблюдается обратная тенденция: о 'плохой' ситуации в общероссийском и местном школьном образовании заявляют 53% и 49% 'информированных' респондентов соответственно. Возможно, эти перемены обусловлены реакцией данной категории респондентов на информацию, касающуюся хода реализации нацпроекта.

Ирина Шмерлина



 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 3-4 июня 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ИЛИ ВНУКИ, ИЛИ ДРУГИЕ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ?

НА ВАШ ВЗГЛЯД, КАК СЕГОДНЯ ОБСТОЯТ ДЕЛА В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛОМ ПО СТРАНЕ - ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ИЛИ ПЛОХО?

все опрошенные

те, у кого есть дети-школьники

А КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, В ВАШЕМ РАЙОНЕ?

все опрошенные

те, у кого есть дети-школьники

ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРЫЙ НАЧАЛ РЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ В РОССИИ В 2006 ГОДУ?

все опрошенные

те, у кого есть дети-школьники

ВЫ СЛЫШАЛИ ИЛИ НЕ СЛЫШАЛИ ОТ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КАКИЕ-ЛИБО ОТЗЫВЫ О ПЕРЕМЕНАХ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ? ЕСЛИ ДА, О КАКИХ ПЕРЕМЕНАХ ШЛА РЕЧЬ - О ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ? (Ответы заявивших, что им известно о нацпроекте.)

КАКИЕ ИМЕННО ОТЗЫВЫ ВЫ СЛЫШАЛИ О ПЕРЕМЕНАХ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что они слышали от работников образования отзывы о переменах, связанных с реализацией нацпроекта, - 13% от всех опрошенных.)

ЕСТЬ ЛИ СРЕДИ ВАШИХ РОДНЫХ, ЗНАКОМЫХ ЛЮДИ, РАБОТАЮЩИЕ В ШКОЛЕ? ИЛИ, МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ САМИ РАБОТАЕТЕ В ШКОЛЕ?



 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 3-4 июня 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАКИЕ ИМЕННО ОТЗЫВЫ ВЫ СЛЫШАЛИ О ПЕРЕМЕНАХ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ?

(в % от числа опрошенных)

Повышение зарплаты учителям, доплаты некоторым категориям учителей 3
'Добавили за классное руководство и методические материалы'; 'за классное руководство будут платить'; 'поднимают зарплату...'; 'учителям зарплату подняли'; 'доплаты стали'.
Маленькие зарплаты учителей, зарплату не повысили, повышение было незначительным, повысили зарплату не всем 2
'В Москве учителям добавляют, а в Мордовии – нет'; 'чуть-чуть учителям стало легче жить, хватает на хлеб, а вот на масло – нет'; 'повышение очень низкое, и не всем дали эти деньги'; 'небольшая прибавка: если было 3500, то теперь 5000'; 'добавили всего 15% к зарплате'.
Улучшение финансирования образования в целом, финансирования школ, улучшение технического оснащения школ 2
'Финансирование...'; 'о грантах в школе'; 'повышение материально-технической базы'; 'материальное обеспечение, участники президентской премии'; 'выделяются большие финансовые средства, и видел результат их вложения'; 'компьютер появился в школе'; '...компьютеризация школы, подключение школ Башкирии к интернету'; '...оснащение лыжами'.
Общая отрицательная оценка национального проекта в сфере образования, неверие в его эффективность, нет изменений 1
'Одной рукой добавляют – другой отнимают'; 'проект неубедительный'; 'на деле ситуация к лучшему не меняется'; 'все это ерунда'; 'до нас не дошли новшества, мы видим только по телевизору'; 'говорят много, а как выполнят – неизвестно'; 'ничего хорошего не сделано'; 'результата не будет'.
Введение ЕГЭ 1
'В обучении, расширение единого госэкзамена по разным предметам'; 'ЕГЭ – это очень современно'; 'тестированный экзамен – учителя недовольны, считают, что разговор вживую дает более правильное представление о знаниях'; 'будут сдавать единый экзамен'; 'вводят единый экзамен'.
Изменения в образовательных программах, увеличение загрузки учащихся 1
'Предметные программы плохо составлены, учебники не продуманы, очень большие нагрузки на детей, не допускающие решения тех задач, которые ставятся'; '...о пересмотре образовательной программы'; 'изменение и уменьшение программы русского и литературы – это недопустимо'; 'перегрузка программы обучения'; 'объединение предметов'; 'учащиеся сами будут выбирать, кто какой предмет будет изучать углубленно'; 'хорошо, что каждый регион будет изучать национальный язык'.
Снижение уровня образования, увеличение загрузки учителей 1
'Плохое образование в гуманитарном плане'; '...вынуждены нанимать репетиторов'; 'усложнились требования к образованию, увеличилось количество отчетных документов'; 'очень много работы'; 'работа учителя ограничивается только работой в классе, о нормальном образовании думать не приходится'; 'неразбериха с обязанностями'.
Сохранение платного образования, замена части уроков на платные факультативные занятия 1
'Образование платное...'; 'все переходит только на деньги...'; 'за все надо платить теперь в школе...'; дополнительное образование будет платным'.
Общая положительная оценка национального проекта в сфере образования, повышение уровня образования в целом 1
'Все хвалят'; 'лучше обучение...'; 'процесс обучения улучшается'; 'учителя одобряют это мероприятие'; 'ждут лучшего'.
Другое 1
'Опыт советской школы отвергать нельзя'; 'нет материальной базы, чтобы улучшить условия образования в школе'; 'бесплатное образование...'; 'профильное образование'; 'в школе детей уже мало, нагрузка на учителей маленькая, идет сокращение делопроизводителя, библиотеки, завхоза, и как будет дальше – неизвестно'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 4


 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 3-4 июня 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ИЛИ ВНУКИ, ИЛИ ДРУГИЕ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100532913292443485234382717363116203432912173626
да, есть 50 50 51 56 45 56 51 50 51 49 54 47 46 51 52 52 62 48 46 47 41 46 49 61
нет 49 50 49 44 54 44 49 50 49 51 46 53 54 49 48 47 38 52 53 53 59 53 51 39

НА ВАШ ВЗГЛЯД, КАК СЕГОДНЯ ОБСТОЯТ ДЕЛА В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛОМ ПО СТРАНЕ - ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ИЛИ ПЛОХО?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100532913292443485234382717363116203432912173626
хорошо 10 10 9 6 11 10 8 11 8 12 8 9 13 10 8 8 12 9 8 4 10 8 10 11
удовлетворительно 35 37 34 31 43 30 31 34 36 42 38 21 25 40 34 34 38 31 36 33 35 37 33 36
плохо 35 32 36 48 33 37 34 34 35 33 36 34 22 30 41 46 26 36 38 45 39 39 34 27
затрудняюсь ответить 21 21 21 15 12 23 26 21 21 13 18 36 40 21 16 12 23 23 18 18 15 16 23 26

А КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, В ВАШЕМ РАЙОНЕ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100532913292443485234382717363116203432912173626
хорошо 12 13 11 9 15 13 9 12 12 16 10 9 11 12 13 10 15 11 10 6 13 9 13 14
удовлетворительно 35 38 32 33 40 35 32 34 37 40 39 25 29 41 32 36 40 33 35 35 34 35 35 37
плохо 31 26 36 43 31 31 30 33 29 32 32 28 20 27 38 39 25 33 31 33 32 36 31 26
затрудняюсь ответить 22 23 21 15 13 21 28 22 22 12 19 38 40 20 17 16 20 23 24 26 21 20 22 22

ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРЫЙ НАЧАЛ РЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ В РОССИИ В 2006 ГОДУ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100532913292443485234382717363116203432912173626
знаю 14 14 17 11 18 14 11 14 14 13 16 11 4 10 15 30 7 14 17 12 14 13 16 12
что-то слышал(-а) 31 31 28 34 31 34 30 31 30 26 36 28 23 31 32 36 31 29 34 32 35 31 28 30
слышу сейчас впервые 50 49 51 53 48 48 52 49 51 57 42 54 66 53 48 31 56 52 42 56 45 52 49 52
затрудняюсь ответить 5 6 4 2 3 5 7 5 5 4 5 7 8 6 4 3 5 6 6 0 6 3 7 6

ВЫ СЛЫШАЛИ ИЛИ НЕ СЛЫШАЛИ ОТ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КАКИЕ-ЛИБО ОТЗЫВЫ О ПЕРЕМЕНАХ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ? ЕСЛИ ДА, О КАКИХ ПЕРЕМЕНАХ ШЛА РЕЧЬ - О ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ? (Ответы заявивших, что им известно о нацпроекте.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100532913292443485234382717363116203432912173626
не слышал(-а) никаких отзывов 30 31 32 31 33 34 28 33 28 25 37 29 17 29 33 42 30 30 32 27 35 31 29 31
слышал(-а) отзывы только о положительных переменах 3 3 4 1 4 3 2 3 3 3 3 2 3 3 3 4 2 3 3 1 3 2 3 4
слышал(-а) отзывы и о положительных, и об отрицательных переменах 6 7 5 5 8 5 5 5 7 5 8 4 4 5 5 13 3 6 9 11 6 8 5 4
слышал(-а) отзывы только об отрицательных переменах 4 3 4 7 4 4 4 4 4 5 4 3 2 3 5 7 2 3 6 5 4 3 5 3
затрудняюсь ответить 1 1 1 0 0 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 0 0 2 1

ЕСТЬ ЛИ СРЕДИ ВАШИХ РОДНЫХ, ЗНАКОМЫХ ЛЮДИ, РАБОТАЮЩИЕ В ШКОЛЕ? ИЛИ, МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ САМИ РАБОТАЕТЕ В ШКОЛЕ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100532913292443485234382717363116203432912173626
да, есть 31 32 34 28 37 33 27 31 31 36 32 24 20 29 35 42 32 28 31 31 18 38 29 36
я сам(-а) работаю в школе 2 2 1 3 3 3 1 1 3 3 2 1 1 1 3 5 2 2 3 1 2 2 2 3
нет 66 65 65 69 59 64 71 67 65 60 65 75 79 71 60 52 65 70 65 66 80 60 68 61
затрудняюсь ответить 1 1 0 0 1 0 0 1 1 1 1 0 0 0 1 1 1 0 1 2 0 1 1 0