Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/OPEN/projects/dominant/dominan2006/dom0628/dd062840




Проблемы пьянства и торговли алкоголем

20.07.2006 [отчет] [ Опрос населения ]




Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


1. Пьянство и методы борьбы с ним
2. Перебои с продажей алкоголя
3. Приложение. Таблицы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Как показал опрос, исчезновение с магазинных прилавков некоторых видов импортного алкоголя не затронуло широкие массы российского населения – судя по всему, многие в силу тех или иных причин оставили этот факт без внимания.

21% опрошенных сообщили, что там, где они живут, в последнее время возникали перебои с продажей некоторых видов алкоголя (в основном речь шла о винах и водках – 11% и 9% соответственно). При этом лично сталкивались с отсутствием в магазинах алкогольных напитков 10% респондентов, а еще 10% – просто слышали об этой ситуации. И только 4% опрошенных сказали, что перебои с продажей алкоголя привели к неудобствам лично для них или для их семьи, родственников, знакомых.

Между тем, почти половина участников опроса – 49%, – заявили, что там, где они живут, перебоев с алкоголем не возникало; 30% респондентов затруднились с ответом.

Характерна социально-демографическая дифференциация ответов: люди тем чаще склонны были замечать исчезновение в магазинах алкогольной продукции, чем выше их доход (среди респондентов с доходом более 3000 рублей на человека в месяц о соответствующей проблеме сказали 30%, а среди лиц с доходом менее 2000 рублей – только 14%). Кроме того, очевидно, что перебои с продажей алкоголя в большей мере сказались на городских, чем на сельских жителях: среди первых на таковые сетовали 23-28% опрошенных, среди вторых – только 13%.

В большинстве своем те, кто лично столкнулся с пустотой винных полок или слышал о ней, объясняют сложившуюся ситуацию либо сменой акцизных марок, нехваткой новых марок ('введение новых правил сертификации'; 'старые акцизные марки отменили'; 'нет новых акцизных марок...' – 8% опрошенных, открытый вопрос), либо принятием непродуманного закона, халатностью чиновников ('неверные действия Министерства торговли'; 'непродуманный закон приняли'; 'нерадивость чиновников' – 3%).

Но некоторые объясняют происходящее низким качеством алкогольной продукции ('много поддельного, государство решило навести порядок на алкогольном рынке'; 'нас травили раньше, идут проверки качества' – 2%) и запретом на ввоз вин из Грузии и Молдавии (1%). Прозвучало также мнение, что перебои с алкоголем созданы искусственно, они кому-то выгодны ('передел рынка'; 'искусственно придумали проблему, чтобы повысить цены' – 1%).

* * *

Неудивительно, что введение государством новых мер по регулированию алкогольного рынка спровоцировало очередной всплеск дискуссий о неизбывной российской проблеме – пьянстве.

Что касается рядовых россиян, то три четверти опрошенных (75%) уверены: за последние 10 лет уровень пьянства в России вырос, и только 2% говорят о его снижении (по мнению 18%, сегодня в России пьют столько же, сколько и раньше). При этом порядка половины респондентов (55%) полагают, что в принципе снизить уровень пьянства в России возможно. Что характерно, отвечая на открытый вопрос, какие меры могли бы этому способствовать, респонденты в подавляющем большинстве случаев говорили о мерах по улучшению социально-экономического положения населения – обеспечении занятости (20% ответов), улучшении условий жизни и работы (12%), повышении уровня культуры людей, организации культурного досуга (7%), привлечении граждан к занятиям спортом (4%) и т. д. Значительно реже респонденты предлагали прибегать к таким регулятивным мерам, как ограничение продажи спиртных напитков (7% ответов), борьба с самогоноварением, нелегальным производством спиртного (4%), запрет рекламы спиртных напитков, уменьшение объемов их производства или повышение цен на них, введение 'сухого закона' и т. д.

Около трети опрошенных (31%) считают, что снижение уровня пьянства в нашей стране в принципе невозможно. Кстати, обратим внимание: о возможности снижения уровня пьянства в России чаще других говорят москвичи (68%), а о невозможности – жители городов-миллионников и просто крупных городов (45% и 37% соответственно).

Е. Вовк



1. Пьянство и методы борьбы с ним

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ УРОВЕНЬ ПЬЯНСТВА В РОССИИ ВЫРОС, СНИЗИЛСЯ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛСЯ?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В ПРИНЦИПЕ ВОЗМОЖНО ИЛИ НЕВОЗМОЖНО СНИЗИТЬ УРОВЕНЬ ПЬЯНСТВА В РОССИИ?

КАКИЕ ИМЕННО МЕРЫ МОГЛИ БЫ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПРИВЕСТИ К СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ ПЬЯНСТВА В РОССИИ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что снизить уровень пьянства в России в принципе возможно, - 55% от всех опрошенных.)

А ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОГРАНИЧЕНИЯХ НА ПРОДАЖУ АЛКОГОЛЯ, ТО ОНИ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, СПОСОБНЫ ИЛИ НЕ СПОСОБНЫ СНИЗИТЬ УРОВЕНЬ ПЬЯНСТВА В РОССИИ?



Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАКИЕ ИМЕННО МЕРЫ МОГЛИ БЫ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПРИВЕСТИ К СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ ПЬЯНСТВА В РОССИИ?

(в % от числа опрошенных)

Обеспечение трудоустройства, занятости населения 20
'Мало рабочих мест – спиваются, особенно в деревнях'; 'увеличение рабочих мест, чтобы заняты были делом'; 'гарантия нормальной работы, человек держится за нее – и перестает пить'; 'предоставить мужчинам работу'; 'надо работать, а нет работы'; 'больше рабочих мест, чтобы занять население'; 'безработица, отчаянность, выпил – забыл о проблеме'; 'пьянство от безысходности, безработицы'; 'занять людей надо, дать работу, особенно молодым. Когда есть работа, некогда пить'.
Улучшение условий работы и жизни людей 12
'Улучшать качество жизни, чтобы народу не хотелось быть алкоголиками'; 'социальная защита, достойная оплата труда'; 'дать возможность народу получать нормальную зарплату, чтобы люди себя людьми почувствовали'; 'увеличение зарплаты для мужчин, когда у мужчины есть доступная цель, он будет заинтересован и ему будет не до пьянки'; 'ликвидировать неустроенность населения, повысить экономический уровень'; 'повысить уровень жизни, люди пьют с горя, что жизнь плохая'; 'заинтересовать народ материально'; 'создать благополучные условия для проживания'.
Ограничение продажи спиртных напитков, усиление контроля за их продажей 7
Ограничить время продажи алкоголя, запретить продажу алкоголя в ночное время3
'Запретить ночную торговлю'; 'не продавать водку круглые сутки'; 'ограничивать время продажи пива, алкоголя'; 'запретить торговлю спиртным и пивом в ночное время'; 'закрыть круглосуточные точки продажи алкоголя'; 'не продавать алкогольную продукцию после 22'; 'закрыть ночные магазины по продаже водки'.
Ограничить продажу алкоголя в целом2
'Ограничить продажу алкоголя'; 'государственное ограничение на продажу'; 'сократить продажу'; 'меньше продавать продукцию'.
Бороться с продажей алкоголя детям, несовершеннолетним2
'Ужесточить наказание за продажу алкоголя подросткам'; 'запрет продажи несовершеннолетним'; 'контроль за продажей алкогольных напитков: продают алкоголь у школы, дети пьют – когда это было?'; 'не продавать детям до 18 лет'.
Другие конкретные ограничения1
'...Для молодых продавать, но не во всех магазинах'; 'водку снять с продажи'; 'прекратить продавать слабоалкогольные напитки'; 'убрать дешевое вино, дорогое не будут покупать'; 'запрет продажи алкогольной продукции лицам в стадии алкогольного опьянения'; '...продавать только водку – она не по деньгам'.
Ужесточить требования к продаже алкоголя, усилить контроль за продажей1
'Упорядочить продажу алкоголя'; 'ужесточить правила торговли'; 'соблюдать правила торговли спиртными напитками'; 'контролировать продажу'.
Повышение уровня культуры и морали в стране, организация культурного досуга людей 7
'Повышать культуру населения'; 'заняться моральным воспитанием граждан'; 'особая правительственная программа на воспитание личности с малых лет'; 'сознание людей повышать надо'; 'организовать культурный досуг в деревнях'; 'воспитание молодежи в семье'; 'научиться культурно выпивать на праздниках, а не пить и спиваться'; 'переключить людей на другие виды деятельности: для подростков – кружки, для взрослых – клубы по увлечениям'; 'больше развлекательных комплексов строить'; 'больше заинтересовывать молодежь в хороших делах'; 'создать общества трезвости, где люди проводят время без алкоголя'; 'низкая культура – отсюда все проблемы'.
Борьба с самогоноварением, нелегальным производством и нелегальной продажей спиртных напитков 4
'Закрыть нелегальные пункты продажи'; 'должен быть запрет самогона'; 'ликвидировать нелегальную водку законным путем'; 'прекратить нелегальную торговлю водкой'; 'прикрыть точки продажи спирта на дому и строго их наказывать'; 'бороться с самогоноварением'; 'закрыть торговые точки с суррогатами, левый спирт запретить'.
Вовлечение людей в занятия спортом, пропаганда здорового образа жизни, проведение разъяснительной работы о вреде алкоголя 4
'Людям надо внушать опасение за здоровье'; 'больше бесплатных спорт-секций'; 'вести антиалкогольную пропаганду'; 'спортивные сооружения строить нужно, трезвый образ жизни пропагандировать и спорт'; 'в школе ввести разъяснительные программы'; 'заинтересовать людей в здоровом образе жизни'.
Повышение дисциплины, ужесточение наказаний за пьянство, принятие законодательных мер по борьбе с пьянством 3
'Карательные меры, мешает вседозволенность...'; 'дисциплина на работе'; 'административные штрафы'; 'законы сильные надо придумать'; 'нужны определенные законы'; 'издать закон о продукции'; 'надо издать закон, чтобы садили спиртоторговцев'; '...ужесточить ответственность за распитие и появление в общественных местах'; 'ужесточить законы о пьянстве'; 'наказывать, как раньше, и чтоб на улице пиво нельзя пить'; 'жесткие методы'.
Принудительное лечение алкоголиков 2
'Восстановить принудительное лечение, бороться с тунеядцами'; 'проводить политику кодирования'; 'лечить алкоголиков'; 'открыть вновь вытрезвители и сажать пьяниц'; 'вытрезвители и ЛПК открыть'; 'принудительное лечение'; 'привлекать к лечению у нарколога'.
Запрет рекламы пива, запрет эпизодов с распитием спиртных напитков в фильмах 2
'Запрет рекламы даже пива повсеместно'; 'запретить рекламу алкоголя, особенно среди молодежи и подростков, пива в том числе'; 'исключить из программ СМИ показ рекламы пива и сигарет, ограничить демонстрацию распития в кинофильмах...'; 'снятие роликов на телевидении, рекламирующих пиво'; 'меньше бы показывали, а то куда ни посмотришь, то везде пьют – и в кино, парке и так далее'.
Уменьшение объема производства спиртных напитков, повышение цен на них 2
'Уменьшить количество выпускаемой алкогольной продукции'; 'ограничить производство алкоголя'; 'дороже цены на выпивку сделать'; 'меньше выпускать спиртного, водку выпускать в ограниченном количестве'; 'повысить цену на спиртное'; 'цены на водку надо повысить'; 'ограничить выпуск водки'.
Введение 'сухого' закона, запрет на продажу спиртных напитков, запрет на продажу спирта 2
'«Сухой закон» издать'; 'запретить продажу спирта для бытовой техники, мытья стекол'; 'закрыть все киоски и магазины винные'; 'закрыть все точки, которые спиртом торгуют'; 'запретить продажу'.
Установление государственной монополии на производство спиртных напитков 1
'Государственная монополия на выпуск алкоголя'; 'должна быть монополия и контроль государства'; 'монополизировать алкогольную продукцию'; 'надо закрыть все спиртные заводики частников'; 'передать продажу алкоголя государству, оно будет регулировать'.
Усиление контроля за качеством спиртных напитков 1
'Продавать качественный алкоголь'; 'гарантия качества продаваемого алкоголя'; 'качество водки улучшить'; 'убрать все химические добавки'.
Общее усиление мер по борьбе с пьянством 1
'Если все вместе возьмутся за искоренение пьянства, может, и получится'; 'нужно принять всеобщие меры'; 'комплексно надо решать, алкоголизм молодеет'; 'если даже глава администрации обратит на это внимание, народ будет стесняться, бояться'; 'зависит от правительства'.
Заставить людей работать1
'Чтоб все работали, а не болтались'; 'заставить всех бездельников работать'; 'чтобы все люди работали, заставить их работать'; 'привлекать к работе'.
Другое 2
'Только не карточками'; 'надо сделать дешевле водку – будут меньше травиться'; 'если человек сам подойдет к этому'; 'специально народ спаивают, чтобы было легче манипулировать, потому и мер никаких не видят'; 'пить не надо'; 'вернуть коммунизм'; 'заинтересовать народ, дать национальную идею'; 'всех отправить на контрактную службу'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 5


2. Перебои с продажей алкоголя

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

В РЯДЕ ГОРОДОВ РОССИИ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ВОЗНИКАЛИ ПЕРЕБОИ С ПРОДАЖЕЙ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ. ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ВОЗНИКАЛИ ИЛИ НЕ ВОЗНИКАЛИ ПЕРЕБОИ С ПРОДАЖЕЙ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ?

С ПРОДАЖЕЙ КАКИХ ИМЕННО ВИДОВ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ВОЗНИКАЛИ ПЕРЕБОИ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что там, где они живут, в последнее время возникали перебои с продажей некоторых видов алкогольной продукции, - 21% от всех опрошенных.)

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ ЛИЧНО СТАЛКИВАЛИСЬ С ПЕРЕБОЯМИ В ПРОДАЖЕ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ИЛИ ТОЛЬКО СЛЫШАЛИ ОБ ЭТОМ? (Ответы заявивших, что там, где они живут, в последнее время возникали перебои с продажей некоторых видов алкогольной продукции. Карточка, один ответ.)

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ, ПО КАКИМ ПРИЧИНАМ ВОЗНИКАЛИ ПЕРЕБОИ С ПРОДАЖЕЙ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что они лично сталкивались с перебоями в продаже некоторых видов алкогольной продукции или слышали об этом, - 20% от всех опрошенных.)

ПЕРЕБОИ С ПРОДАЖЕЙ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ПРИВЕЛИ ИЛИ НЕ ПРИВЕЛИ К КАКИМ-ЛИБО НЕУДОБСТВАМ ЛИЧНО ДЛЯ ВАС, ДЛЯ ВАШЕЙ СЕМЬИ, РОДСТВЕННИКОВ, ЗНАКОМЫХ? (Ответы заявивших, что они лично сталкивались с перебоями в продаже некоторых видов алкогольной продукции или слышали об этом.)



Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ, ПО КАКИМ ПРИЧИНАМ ВОЗНИКАЛИ ПЕРЕБОИ С ПРОДАЖЕЙ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ?

(в % от числа опрошенных)

Смена акцизных марок, недостаточное их количество 8
'Из-за акцизных марок'; 'из-за введения новых акцизных марок'; 'введение новых правил сертификации'; 'старые акцизные марки отменили'; 'нет новых акцизных марок с указанием производителя, где произведена продукция, состав и дата'; 'неразбериха с акцизными марками'; 'не было акцизных марок'; 'какие-то проблемы с акцизными марками'.
Принятие непродуманного закона, ошибка властей, халатность чиновников 3
'Несогласованность с производителями'; 'неверные действия министерства торговли'; 'неправильная политика правительства'; 'выход нового закона'; 'непродуманный закон приняли'; 'нерадивость чиновников'; 'глупость чиновников'; 'ошибки планирования государства'; 'все не продуманно, как всегда, указы издают, а как их выполнять, не думают'; 'это власть виновата'; 'хотели как лучше, а получилось как всегда'.
Плохое качество алкогольной продукции, много подделок 2
'Из-за того, что стали изымать некачественные вина'; 'подделки много'; 'много поддельного, государство решило навести порядок на алкогольном рынке'; 'содержатся вредные вещества'; 'плохое качество вина, не соблюдались нормы изготовления вина'; 'много фальшивого, подделок'; 'отравления идут'; 'нас травили раньше, идут проверки качества'; 'много смертей от алкоголя'.
Запрет на ввоз грузинских и молдавских вин 1
'Нет поставок из Грузии и Молдавии'; 'сложности с Грузией, Молдавией, переакцизирование'; 'вообще закрыли поставку вин из Молдавии, я это точно знаю, так как сама работаю в продуктовом магазине'; 'запрет на ввоз вина из Грузии и Молдавии'; 'с Грузией и Молдавией прервали отношения'.
Это делается специально, это кому-то выгодно 1
'Передел рынка'; 'приплачено кем-то'; 'не поделили рынки сбыта'; 'искусственно придумали проблему, чтобы повысить цены'; 'кому-то надо нажиться: сначала придержать продукцию, создать дефицит, а потом поднять цены'; 'кому-то это было выгодно, на этом кто-то зарабатывает'; 'вредительство одно, кому-то это выгодно'.
Другое 1
'Борьба с алкоголизмом'; 'лицензии дорогие'; 'нет складских помещений'; 'борьба с импортом'; 'закрыли магазины с алкоголем у метро, а мы как раз и проживаем у метро'; 'не хватает картошки, хлеба на спирт'; 'плохое снабжение'; 'люди боятся покупать'; 'лицензию убрали у некоторых магазинов'; 'чиновникам взятки не заплатили'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 5


3. Приложение. Таблицы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ УРОВЕНЬ ПЬЯНСТВА В РОССИИ ВЫРОС, СНИЗИЛСЯ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛСЯ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100542913282543485234362916343317233433912183626
вырос 75 74 75 77 66 79 78 69 80 70 78 78 80 75 78 65 80 76 73 68 64 77 74 82
не изменился 18 19 17 17 27 14 13 23 13 23 17 12 13 19 15 26 13 17 20 24 26 19 17 11
снизился 2 2 2 1 3 2 1 3 1 3 2 2 1 2 2 3 2 2 2 5 3 2 1 2
затрудняюсь ответить 5 5 6 5 3 5 7 5 5 5 3 9 7 5 5 6 4 5 5 3 6 2 7 5

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В ПРИНЦИПЕ ВОЗМОЖНО ИЛИ НЕВОЗМОЖНО СНИЗИТЬ УРОВЕНЬ ПЬЯНСТВА В РОССИИ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100542913282543485234362916343317233433912183626
возможно 55 53 55 62 55 55 56 56 53 52 57 55 50 51 58 60 56 55 53 62 43 54 57 56
невозможно 31 32 33 29 36 30 30 32 31 35 32 27 28 34 32 28 30 33 32 25 45 37 28 27
затрудняюсь ответить 14 15 12 9 9 15 14 11 16 13 11 18 22 15 11 11 15 13 15 13 12 9 15 17

А ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОГРАНИЧЕНИЯХ НА ПРОДАЖУ АЛКОГОЛЯ, ТО ОНИ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, СПОСОБНЫ ИЛИ НЕ СПОСОБНЫ СНИЗИТЬ УРОВЕНЬ ПЬЯНСТВА В РОССИИ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100542913282543485234362916343317233433912183626
способны 23 24 22 17 25 22 24 21 25 23 20 27 28 24 23 18 26 25 20 17 26 29 21 23
не способны 64 62 68 73 64 65 65 68 60 64 69 59 52 63 67 73 59 62 68 76 67 64 63 59
затрудняюсь ответить 13 14 10 10 12 12 11 11 14 13 12 14 20 13 11 9 15 13 11 7 7 7 16 17


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

В РЯДЕ ГОРОДОВ РОССИИ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ВОЗНИКАЛИ ПЕРЕБОИ С ПРОДАЖЕЙ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ. ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ВОЗНИКАЛИ ИЛИ НЕ ВОЗНИКАЛИ ПЕРЕБОИ С ПРОДАЖЕЙ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100542913282543485234362916343317233433912183626
возникали 21 21 23 19 33 19 15 22 19 29 20 11 11 21 21 28 14 18 30 28 24 23 23 13
не возникали 49 50 45 52 46 43 54 53 45 46 55 45 54 52 49 38 64 50 36 41 41 44 43 68
затрудняюсь ответить 30 30 32 29 21 37 31 24 36 25 25 43 35 27 30 33 22 32 34 31 35 33 35 20

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ ЛИЧНО СТАЛКИВАЛИСЬ С ПЕРЕБОЯМИ В ПРОДАЖЕ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ИЛИ ТОЛЬКО СЛЫШАЛИ ОБ ЭТОМ? (Ответы заявивших, что там, где они живут, в последнее время возникали перебои с продажей некоторых видов алкогольной продукции. Карточка, один ответ.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100542913282543485234362916343317233433912183626
лично сталкивался(-ась) 8 8 9 8 15 7 5 9 8 13 7 4 3 7 9 14 3 7 12 19 11 4 10 3
лично не сталкивался(-ась), но слышал(-а) 10 10 12 6 14 10 8 10 10 13 10 7 6 11 9 12 8 8 15 7 10 15 11 6
и лично сталкивался(-ась), и слышал(-а) об этом 2 2 2 5 3 2 2 3 1 3 3 1 1 2 2 2 1 3 3 2 0 3 1 3
затрудняюсь ответить 1 1 1 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 0 1 1 1 1 0 0 2 1 0 0

ПЕРЕБОИ С ПРОДАЖЕЙ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ПРИВЕЛИ ИЛИ НЕ ПРИВЕЛИ К КАКИМ-ЛИБО НЕУДОБСТВАМ ЛИЧНО ДЛЯ ВАС, ДЛЯ ВАШЕЙ СЕМЬИ, РОДСТВЕННИКОВ, ЗНАКОМЫХ? (Ответы заявивших, что они лично сталкивались с перебоями в продаже некоторых видов алкогольной продукции или слышали об этом.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100542913282543485234362916343317233433912183626
привели 4 4 3 6 7 3 3 4 3 6 4 1 1 4 4 7 2 3 7 8 6 2 4 2
не привели 16 15 19 13 24 15 11 16 15 22 15 9 10 16 16 20 10 14 22 20 15 20 16 10
затрудняюсь ответить 1 0 1 0 1 1 1 1 0 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 0 0 0 2 0