Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/OPEN/projects/dominant/dominant2002/364_2499/dd020828




Питание россиян

28.02.2002 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Еда – главная статья расходов россиянина
2.Графики и открытые вопросы
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

 
1.Еда – главная статья расходов россиянина


У большинства россиян питание является основной статьей расходов. Тратят на еду почти все свои деньги треть респондентов (32%), три четверти семейного бюджета уходит на питание у 16%, больше половины – у 28% опрошенных. Соответственно, остальные расходы максимально урезаются. Ради того, чтобы выжить и не голодать, люди вынуждены 'выкраивать' и 'выкручиваться'.
  • 'Дочь, жена и я – мы все работаем. И чтобы нормально питаться, у нас уходит 70% бюджета семьи. И когда надо что-то купить – куртку или еще что-то, – это сразу упирается в питание. Чтобы нормально питаться, нужно нормально зарабатывать' (ДФГ, Самара).


  • 'Особой проблемы нет. Конечно, бывает такое, что денег не хватает. Но все равно стараешься, выкраиваешь. В основном, кстати, все уходит на питание. Уже и не думаешь о том, чтобы игрушку ребенку купить или себе обуться-одеться. Все на питание уходит' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Меня вполне устраивает, как я выкручиваюсь, но меня не устраивает, что мне приходится выкручиваться' (ДФГ, Москва).
Только пятая часть россиян тратит на еду менее половины семейного бюджета (21%), и лишь для 1% граждан эта статья расходов составляет не более одной десятой бюджета. Доля расходов на питание является очень значимым показателем благосостояния населения и напрямую зависит от уровня доходов.



Вопрос: 'Какая примерно часть Вашего семейного бюджета уходит на питание?'


 

Все

Доход на члена семьи

до 1000 руб. 1000 – 1500 руб. более 1500 руб.

Примерно одна десятая бюджета

1

0

1

1

От одной десятой до трети бюджета

4

3

2

6

От трети до половины бюджета

16

12

14

24

Больше половины бюджета

28

24

28

33

Три четверти бюджета

16

15

18

15

Практически весь бюджет (почти все деньги уходят на питание)

32

42

33

18

Затрудняюсь ответить

4

4

3

3



Даже расходуя на продукты значительную долю семейного бюджета, далеко не все россияне могут купить еду в нужном количестве. Покупают достаточно продуктов 43%, недостаточно – 55% респондентов. Однако это не означает, что половина страны голодает. Часто живут впроголодь 5% респондентов, еще 9% ответили, что им изредка приходится голодать.

Вопрос: 'Есть ли у Вашей семьи возможность покупать достаточное количество про-дуктов питания?'



 

Все

Доход на члена семьи

до 1000 руб. 1000 – 1500 руб. более 1500 руб.

Есть

43

25

42

63

Нет

55

73

56

34

Затрудняюсь ответить

3

3

2

3



Даже те, кто имеет возможность покупать достаточно еды, не всегда могут приобрести продукты, которые им хотелось бы, а ограничиваются только самым необходимым.

Участникам опроса был задан открытый вопрос: 'Каких продуктов питания Вам не хватает? Какие продукты Вы бы хотели приобретать чаще и больше?' Чаще всего россияне отказывают себе в покупке фруктов (50%), мяса и мясных изделий (40%), молочных продуктов (20%), рыбы и морепродуктов (18%), овощей (11%), а также кондитерских изделий и сладостей (8%).
  • 'Необходимое покупаем. А чтобы купить фрукты – это уже на праздник. Или с получки' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Больше фруктов – не хватит денег, я лишнего не могу себе позволить' (ДФГ, Самара).


  • 'Меня, в общем-то, устраивает <питание>; может быть, побольше бы хотела покупать фруктов своей семье; не варить какой-то морс или компот, а купить соки. Не всегда по финансам я это могу себе позволить. А мне это было бы очень удобно. Это было бы и приятнее моей семье – соки, побольше фруктов, чтобы были, там, яблоки, груши, виноград; йогурты, например – да, мы их покупаем, но не всегда' (ДФГ, Москва).
Проблема питания при отсутствии денег, как правило, решается за счет продуктов с приусадебных участков и многочисленных заготовок. Питается продуктами со своего огорода каждый четвертый россиянин (25%). Среди сельских жителей за счет собственного 'натурального хозяйства' живут 55%, тогда как в мегаполисах и больших городах – только 9%.
  • 'Я решаю, как все, эти проблемы. Простой пищи, которая в огороде выращивается, много' (ДФГ, Новосибирск).
  • 'Конечно, мама помогает всегда с огорода – то луку даст, то картошки, еще что-то. Я когда к ней приезжаю, то от нее просто бесполезно уехать пустым' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Модератор: То есть как решается Ваша проблема с питанием?
Участник 1: Никак не решается. Тоже берешь, что подешевле. Покупаем все с рынка. Огород есть. Просто не взять сырку, хотя очень бы хотелось.

Участник 2: Но на самом деле простая пища с большим количеством овощей ничем не хуже всяких разных деликатесов' (ДФГ, Новосибирск).

Жители больших городов и мегаполисов редко едят продукты с приусадебных участков, в основном они покупают еду в магазинах или на рынках. При этом жители мегаполисов отдают предпочтение магазинам, обитатели больших городов – рынкам. Если говорить о населении в целом, то 36% граждан в основном покупают еду в магазинах, а 35% – на рынках. Чаще всего что-то покупается на рынке (овощи, фрукты, мясо, молочные продукты), что-то – в магазине (хлеб, расфасованные продукты), а что-то то – выращивается (картошка и т.д.).
  • 'Хлеб я покупаю в магазине. А такие вещи как сыр, мясо, творог стараюсь на рынке покупать – дешевле, и там можно выбрать. Могут быть скидки –например, если жидкая сметана. А в коробочках – одно и то же' (ДФГ, Новосибирск).


  • '<Покупаю продукты> в магазинах, супермаркетах. Хотя смотря какие. За мясо-молочными в деревню езжу, картошку на рынке беру, а в магазине –пиво, йогурты, еще что-то, соки' (ДФГ, Самара).
Для жителей мегаполисов – прежде всего для москвичей – реальной альтернативой обычным магазинам и рынкам стали супермаркеты. Если раньше это были магазины исключительно 'для богатых', то сейчас туда ходят и пенсионеры. Участники ДФГ говорили о том, что супермаркеты привлекают их хорошим уровнем обслуживания, скидками и тем, что туда просто приятно заходить.
  • 'Модератор: Как бы Вам хотелось питаться? Нарисуем идеальную картину.
Участник: Чтоб прийти не куда-то на рынок, купить подешевле, а прийти в нормальный магазин. У нас сейчас напротив открылся 'Рамстор' – я туда хожу не потому, что мне это по карману, а мне просто приятно туда ходить – там совершенно другое обслуживание, там всегда чисто, там хорошие продукты. Они не всегда мне по карману, но я предпочитаю это, потому что мне надоело... Мне даже сын сказал: ты мне с этой помойки ничего не вози – с рынка, потому что это противно на самом деле. Если бы я перешла на этот магазин, то у меня теперь не остается денег вообще ни на что. Я не могу сделать ремонт дома, все это уже отпадает' (ДФГ, Москва).
  • 'У нас открылся магазин 'Пятерочка' – чего я пойду на рынок эти ножки брать, где меня обманут? Хотя там они дешевле кажутся, на рынке они в антисанитарных условиях – это раз, обманут в 10 раз дороже – два (замечания им делать – это бесполезно). Поэтому я иду в эту 'Пятерочку', покупаю, что-то приготовлю – ту же рыбу возьму, мясо возьму. Сейчас пенсионерам есть какое-то благо – 10% скидка в магазине, у нас в универсаме. Я иду в универсам, покупаю до 12 часов – 10% скидка. Я беру мясо, ту же говядину...' (ДФГ, Москва).
В целях экономии многие россияне отказываются от полуфабрикатов и продуктов быстрого приготовления. Умение сэкономить – пусть и ценой больших затрат сил и времени – воспринимается ими как одно из главных достоинств 'образцовой хозяйки'. Причем домашняя пища представляется более качественной и полезной, а ее приготовление рассматривается как свидетельство заботливого отношения к близким.
  • 'Готовить надо больше своими руками. Не пельмени 'От Палыча' из непонятного фарша, а сама. Больше стою у плиты' (ДФГ, Самара).


  • 'Сыр, колбаса, сосиски – это расточительство, это не хозяйка, которая питает свою семью. Говорят: некогда, можно бутерброд сделать на завтрак. Но я тоже работала и знаю, что такое бежать утром; все равно я встану – и кашу сварю. Лучше кашу сварить геркулесовую полезную, пшенную' (ДФГ, Москва).


  • 'У меня в основном мама продукты покупает. А она старается покупать на оптовых рынках, подешевле. Это у нее уже в крови: если на рубль меньше, проедет несколько остановок' (ДФГ, Новосибирск).
Однако многие хозяйки просто не могут тратить много времени на приготовление пищи. Как правило, это характерно для семей, где оба супруга много работают, у них достаточно денег, чтобы покупать продукты, но нет времени регулярно готовить.
  • 'У меня претензии только, чтобы кто-нибудь мне сготовил эти обеды, потому что я сама работаю до восьми, до девяти часов, и полноценные обеды у меня – только в выходные. Продукты купить – не проблема, но проблема- сделать обед на моих троих мужиков. Всех кормить при такой работе, какая у меня, готовить – это просто ужас, и еще думать – что. А так не проблема где-то что-то купить, проблема со временем' (ДФГ, Москва).
  • 'У нас в семье еще трое детей, и в принципе, у нас есть колбаса, сосиски, а то, что жена приготовит, – это только в выходные, потому что мы работаем' (ДФГ, Москва).
Несмотря на стесненность в средствах, 55% россиян, выбирая продукты, прежде всего думают об их качестве, а не о цене. Естественно, чем выше доходы и уровень образования, тем больше внимания уделяется качеству. Особенно важно качество продуктов для молодежи и людей с высшим образованием, что связано прежде всего с лучшим материальным положением. Эти люди чаще заботятся о том, чтобы пища была здоровой и полезной; и продукты они предпочитают покупать в магазине.
  • 'Для меня важно здоровое питание. Качество касается всех, но я колбасу не ем – обхожусь рыбой и мясом. Наверное, за счет этого пища здоровей' (ДФГ, Самара).
  • 'Участник 1: За мясом и молочными продуктами надо ехать в деревню.
Модератор: Там дешевле?

Участник 1: Качество выше.

Участник 2: Все стараются более качественные продукты покупать у знакомых, у родственников' (ДФГ, Самара).
  • 'У нас доход маленький, поэтому я стараюсь качественный продукт покупать, проверенный, в магазин определенный ходить. На улице стараюсь не покупать' (ДФГ, Самара).
Для 44% респондентов определяющим фактором при выборе продуктов является цена. Большинство пожилых людей и людей с низким уровнем доходов и образования, покупая продукты, прежде всего обращают внимание на цену. Магазины для них недоступны, чаще они покупают продукты на рынке. Для этих людей главное – не голодать, и в такой ситуации качество пищи неизбежно отходит на второй план.
  • 'Сейчас меня проблема питания не волнует. Как свинья – что есть, то и сожрешь. Лишь бы брюхо набить, а чем... Хлеб так хлеб, вода так вода, суп так суп. Раньше хотя и был дефицит, молоко пили, как воду, кефир, сметану. Сейчас едим, что выгодно, что дешевле' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Было так, что я уходила на работу и ела хлеба кусок с солью и перцем красным, и водой запью. В этом ведь для организма ничего нет. Деньги ждешь-ждешь, их не дождешься. Это вообще не жизнь, а кошмар какой-то. Сейчас колбасы много, вы правильно заметили, да толку-то мало. Пришел, посмотрел на прилавок – и пошел' (ДФГ, Новосибирск).
Хотя для большинства респондентов, по их словам, качество важнее цены, могут себе позволить покупать нормальные, качественные, с их точки зрения, продукты только 38% россиян, а 59% опрошенных признались, что не имеют такой возможности. Стараются питаться правильно 36% населения. Среди людей с высшим образованием следят за правильным рационом 52%. Однако б&243льшая часть россиян (61%) не прикладывает усилий к тому, чтобы их питание было здоровым.

Довольны своим рационом 56% опрошенных, в то время как 36% считают, что питаются плохо. Надо отметить, что респонденты, имеющие возможность покупать продукты достойного качества, практически всегда довольны своим рационом, – в отличие от тех, кто не имеет такой возможности.

Вопрос: 'Если оценивать Ваше питание в целом, то Вы питаетесь хорошо или плохо?'


 

Все

'Есть ли у Вас, Вашей семьи возможность покупать продукты питания нужного вам качества или такой возможности нет?'

есть нет затр. ответить

Хорошо

56

91

34

44

Плохо

36

6

55

17

Затрудняюсь ответить

9

3

11

37



Тех, кто ответил, что питается плохо, попросили сказать, что именно они имеют в виду, говоря о плохом питании. Чаще всего речь идет о недостатке определенных продуктов (9%): 'Масло, сыр, молоко на столе совсем не видим, а уж мясо и забыли, как выглядит'. Жалуются на вынужденное однообразие рациона 7% респондентов: 'Каждый день – одно и то же, нет разнообразия, своя картошка, хлеб свой пеку, все свое', столько же участников опроса недовольны нехваткой витаминов (7%): 'Витаминов нет, не могу купить достаточное количество продуктов с витаминами'. Кроме того, под плохим питанием подразумевается недоступность качественных продуктов (6%), плохое качество дешевых продуктов (3%) и отсутствие возможности есть то, что нравится (2%).

Большинство респондентов (58%) считает, что за прошедший год в их рационе не произошло никаких изменений. Говорят, что стали питаться хуже, 25% россиян; 15% отмечают, что за это время их рацион улучшился. Нельзя не учитывать, что ответы на этот вопрос продиктованы не только реальным положением дел с питанием, но и отношением к жизни в целом. Если человек недоволен жизнью, настроен пессимистично, то соответственно он оценивает и уровень своего питания.

Если рассматривать структуру питания россиян за более длительный период, то здесь можно говорить об объективных изменениях. Доступные цены и дефицит продуктов сменились высокими ценами и разнообразием, что не могло не отразиться на покупательских привычках. Те, кто не смог приспособиться к новой ситуации и не доволен этими переменами, говорят, что потеряли возможность полноценно питаться и сетуют на несправедливость новой системы.
  • 'Раньше у нас все было по талонам, но мы лучше питались. В данный момент я плохо питаюсь – и теперь болячку заработала. Инвалид второй группы, аллергия у меня – только из-за питания' (ДФГ, Новосибирск).
  • 'Понимаешь, почему при коммунистах не хватало питания, – потому что все питались равномерно' (ДФГ, Новосибирск).
Однако далеко не все склонны идеализировать прошлое. Многие считают, что изменения были положительными: российские производители научились делать качественные продукты, товары стали выпускаться в удобной расфасовке, появилась возможность выбора.
  • 'Мы раньше тоже не кушали каждый день конфеты, яблоки и фрукты, каждый день никто их не покупал. Это сейчас иллюзии, мне кажется. Сейчас можно питаться нормально вполне. Вот вы говорите: собачьи кости, а раньше суповые наборы не были собачьими костями? Те же самые собачьи кости' (ДФГ, Новосибирск).
  • 'Десять лет назад, в 1992 году, продукция была в основном импортного производства. Она была отвратительного качества – начиная от печений и колбас, люди ели. Сейчас гораздо лучше качество. Свежее быстрее доходит до потребителя – наша сметана или наш творог. Наша колбаса с Кинеля <лучше>, чем датская салями, которая по полгода лежала на прилавке' (ДФГ, Самара).
  • 'Сейчас много наших продуктов, российских, очень хороших производят, и они недорогие. И можно взять, допустим, не килограмм, а 100 грамм, если уж сильно хочется чего-то' (ДФГ, Новосибирск).
  • 'Если раньше в кульки заворачивали, с термосами, то сейчас если едешь – можно остановиться, культурно перекусить. И сама форма хранения товаров: я могу купить два йогурта, купить колу, которая у меня не прольется в машине, и ехать. Удобство, комфорт. Или чтобы была нарезана колбаса с нарезанным хлебом, чтобы сразу можно было поесть' (ДФГ, Самара).
Ситуация, когда продукты перестали быть дефицитом, но стали довольно дорогими, была для многих шоком, многие так и не смогли к ней адаптироваться, но большинство привыкли жить по новым правилам. Некоторая часть населения стала пытаться больше зарабатывать, чтобы сохранить структуру семейного бюджета, в котором доля расходов на продукты не является основной. Однако большая часть россиян приспособилась к ситуации, отказавшись от многих привычных расходов или сведя их к минимуму.
  • 'Участник: Когда-то это изобилие продуктов меня раздражало. Прошло это время.
Модератор: Когда Вас раздражало?

Участник: Буквально года 3 назад. Потому что я не все могла купить. А теперь я просто по-другому стала вести свое хозяйство. Если у меня были планы, что мне нужно было дом обить, я старалась деньги какие-то накопить, а теперь я решила, что мне это не по карману, и потом, видно, у меня уже возраст, я поняла, что сын у меня теперь работает и я могу больше денег тратить на питание. Я теперь хожу в этот магазин, все покупаю – мне это приятно. Я не могу сказать, что я плохо питаюсь, питаюсь я нормально, но живу я, в общем-то, очень экономно' (ДФГ, Москва).


 
2.Графики и открытые вопросы

КАКАЯ ПРИМЕРНО ЧАСТЬ ВАШЕГО СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА УХОДИТ НА ПИТАНИЕ?

ДЛЯ ОДНИХ ПРИ ПОКУПКЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ГЛАВНОЕ - КАЧЕСТВО, ДЛЯ ДРУГИХ - ЦЕНА. А ЧТО ГЛАВНОЕ ДЛЯ ВАС?

ОТКУДА БЕРЕТСЯ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОДУКТОВ НА ВАШЕМ СТОЛЕ: ИЗ МАГАЗИНА, С РЫНКА, С ПРИУСАДЕБНОГО УЧАСТКА ИЛИ ИЗ ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ (ОХОТА, РЫБНАЯ ЛОВЛЯ, СБОР ЯГОД И ГРИБОВ И Т.П.)?

ЕСТЬ ЛИ У ВАС, ВАШЕЙ СЕМЬИ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОКУПАТЬ ДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ИЛИ ТАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТ?

ВАМ ПРИХОДИТСЯ ИЛИ НЕ ПРИХОДИТСЯ ГОЛОДАТЬ ИЗ-ЗА НЕХВАТКИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ? И ЕСЛИ ДА, ТО ЧАСТО ИЛИ РЕДКО? (Ответы заявивших, что у них нет возможности покупать достаточное количество продуктов питания.)

ЕСТЬ ЛИ У ВАС, ВАШЕЙ СЕМЬИ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОКУПАТЬ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ НУЖНОГО ВАМ КАЧЕСТВА ИЛИ ТАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТ?

ЕСЛИ ОЦЕНИВАТЬ ВАШЕ ПИТАНИЕ В ЦЕЛОМ, ТО ВЫ ПИТАЕТЕСЬ ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

ВЫ СЛЕДИТЕ ИЛИ НЕ СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ПИТАТЬСЯ ПРАВИЛЬНО?

ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД ВЫ СТАЛИ ПИТАТЬСЯ ЛУЧШЕ ИЛИ ХУЖЕ ИЛИ ПИТАЕТЕСЬ ТАК ЖЕ, КАК РАНЬШЕ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО ВЫ ИМЕЕТЕ В ВИДУ, КОГДА ГОВОРИТЕ, ЧТО ПЛОХО ПИТАЕТЕСЬ – В ЧЕМ ЭТО ВЫРАЖАЕТСЯ?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Недостаток конкретных продуктов

9

  • 'Нет на столе рыбы, мяса и других продуктов'; 'в рационе не бывает мяса, раз в неделю рыба'; 'мясо свое, колбасу и рыбу редко покупаем'; 'мало мяса, молока, фруктов'; 'мало мяса, рыбы, фруктов'; 'нет на столе творога, сметаны, колбасы'; 'мясного почти не видим'; 'мало ем молочных продуктов, мяса'; 'почти полное отсутствие мясомолочных продуктов'; 'масло, сыр, молоко на столе совсем не видим, а уж мясо, забыли, как выглядит'; 'не едим мясо, колбасу, рыбу и многое другое'; 'мясо и рыбу – только для мужа'; 'мясо, колбасы покупаем редко'; 'мы не можем позволить себе купить мясо'.

Недостаток витаминов, низкокалорийная пища

7

  • 'Витаминов нет, не могу купить достаточное количество продуктов витаминных'; 'не хватает витаминов'; 'витаминов нет совсем'; 'еда низкокалорийная'; 'малокалорийная еда'.

Маленький ассортимент продуктов

7

  • 'Скудость продуктов – нет разнообразия'; 'едим в основном крупы, макароны, хлеб'; 'едим одно и то же'; 'однообразный рацион'; 'мало разнообразия'; 'однообразные продукты'; 'едим только хлеб и каши'; 'каждый день одно и то же, нет разнообразия: своя картошка, хлеб свой пеку – все свое'; 'картошка, макароны – вот и вся еда'; 'неразнообразно, каша да щи – вся еда'; 'очень скудно, однообразно'.

Дороговизна качественных продуктов

6

  • 'Все очень дорого, денег не хватает на хорошее, качественное питание'; 'качественные продукты стоят дорого, приходится часто и много есть картошки'; 'не всегда качественно – не позволяет цена'; 'не могу купить хорошего мяса, сыра, колбасы, то есть продуктов хорошего качества'; 'не можем купить качественных продуктов'.

Дешёвые и некачественные продукты

3

  • 'Некачественные продукты питания'; 'еда низкого качества'; 'покупаю продукты самые дешевые и низкого качества'; 'все продукты попроще, подешевле'; 'некачественное – все, что подешевле'; 'все берем подешевле, а дешевле не может быть хорошо, собаки иногда не будут это есть'; 'недостаточно высокое качество продуктов'.

Отсутствие возможности есть то, что нравится

2

  • 'Не всегда ем то, что хочется'; 'едим не всё, что хочется'; 'мало покупаю того, чего хотелось бы'; 'едим не то, что хотим'; 'не все могу купить, что нравится'; 'не могу покупать то, что хочу'.

Другое

1

  • 'Не всегда удается нормально пообедать из-за работы'; 'концентраты, нет времени'; 'водкой глушу голод'; 'ем невкусное'.

Нет ответа, ответ не на тему

70

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЕСЛИ ВЫ ПИТАЕТЕСЬ ПЛОХО, ТО ПОЧЕМУ, ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Недостаток денежных средств

29

Недостаток денег

22

  • 'Бюджет маленький'; 'бюджет не позволяет'; 'нехватка денег'; 'доход не позволяет'; 'денег мало'; 'из-за очень низкого дохода'; 'нет денежных средств'; 'ограниченность материальных средств'; 'мало денег в семье'; 'из-за недостатка денег'; 'нехватка финансов'; 'материальное положение'; 'низкий доход'; 'материальные затруднения'.

Маленькая пенсия

4

  • 'Не хватает пенсии'; 'живу только на пенсию'; 'очень маленькая инвалидная пенсия'; 'маленькая пенсия – ее не хватает на хорошее питание'.

Низкая заработная плата, задержка зарплаты

4

  • 'Не выплачивают зарплату'; 'заработок маленький'; 'зарплата не позволяет'; 'денег нет, зарплата низкая – на двух работах 1800 получаю'; 'зарплату вовремя не платят'; 'нет денег, низкая зарплата'; 'в селе ничего не платят, живем за счет подсобного хозяйства'; 'не платят зарплату семь лет'.

Высокие цены на продукты питания

2

  • 'Дорогие продукты'; 'рост цен на основные продукты питания'; 'высокая стоимость продуктов'; 'повышение цен'; 'высокие цены'.

Нет ответа, ответ не на тему

68

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАКИХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ВАМ НЕ ХВАТАЕТ? КАКИЕ ПРОДУКТЫ ВЫ БЫ ХОТЕЛИ ПРИОБРЕТАТЬ ЧАЩЕ И БОЛЬШЕ?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных)

Россия

Москва

Фрукты

50

45

Мясо, мясные изделия

40

28

Мясо

26

21

Мясные изделия в целом

10

7

Колбаса

8

4

Молоко, молочные изделия

20

10

Молочные продукты в целом

10

5

Сыр

6

2

Молоко

4

2

Творог

2

2

Сметана

1

0

Рыба, морепродукты

18

26

Рыба

15

18

Рыбные изделия в целом

2

3

Икра

1

5

Морепродукты

0

3

Овощи

11

21

Сладости, кондитерские изделия

8

3

Масло

4

1

Соки

3

4

Качественные продукты

2

2

Хлеб

1

0

Продукты, содержащие витамины

1

2

Яйца

1

0

Другое

1

0

Всего не хватает

1

1

Всего достаточно

6

7

Нет ответа, ответ не на тему

15

18

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 23-24 февраля 2002 г. 1500 респондентов.


 
3.Опрос экспертов

ВОПРОС: КАКАЯ ПРИМЕРНО ЧАСТЬ ВАШЕГО СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА УХОДИТ НА ПИТАНИЕ – ПРИМЕРНО ОДНА ДЕСЯТАЯ ЧАСТЬ, ДО ТРЕТИ, ДО ПОЛОВИНЫ, БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ, ТРИ ЧЕТВЕРТИ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ДЕНЬГИ?

ВОПРОС: ДЛЯ ОДНИХ ПРИ ПОКУПКЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ГЛАВНОЕ – КАЧЕСТВО, ДЛЯ ДРУГИХ – ЦЕНА. А ЧТО ГЛАВНОЕ ДЛЯ ВАС?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО ПРИ ПОКУПКЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ГЛАВНОЕ – КАЧЕСТВО? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО ПРИ ПОКУПКЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ГЛАВНОЕ – ЦЕНА? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: ОТКУДА БЕРЕТСЯ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОДУКТОВ НА ВАШЕМ СТОЛЕ: ИЗ МАГАЗИНА, С РЫНКА, С ПРИУСАДЕБНОГО УЧАСТКА ИЛИ ИЗ ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ (ОХОТА, РЫБНАЯ ЛОВЛЯ, СБОР ЯГОД И ГРИБОВ И Т.П.)?

ВОПРОС: ЕСТЬ ЛИ У ВАС, ВАШЕЙ СЕМЬИ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОКУПАТЬ ДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ, ИЛИ ТАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТ?

ВОПРОС: ЕСТЬ ЛИ У ВАС, ВАШЕЙ СЕМЬИ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОКУПАТЬ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ НУЖНОГО ВАМ КАЧЕСТВА, ИЛИ ТАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТ?

ВОПРОС: ЕСЛИ ОЦЕНИВАТЬ ВАШЕ ПИТАНИЕ В ЦЕЛОМ, ТО ВЫ ПИТАЕТЕСЬ ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

ВОПРОС: ВЫ СЛЕДИТЕ ИЛИ НЕ СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ПИТАТЬСЯ ПРАВИЛЬНО?

ВОПРОС: ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД ВЫ СТАЛИ ПИТАТЬСЯ ЛУЧШЕ ИЛИ ХУЖЕ ИЛИ ПИТАЕТЕСЬ ТАК ЖЕ, КАК РАНЬШЕ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД ОНИ СТАЛИ ПИТАТЬСЯ ЛУЧШЕ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, А КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД ОНИ СТАЛИ ПИТАТЬСЯ ХУЖЕ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 19-21 февраля 2002 г. 130 экспертов.


 
4.Приложение.Таблицы

КАКАЯ ПРИМЕРНО ЧАСТЬ ВАШЕГО СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА УХОДИТ НА ПИТАНИЕ? (Карточка, один ответ.)

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100521228314047533230382236291334342513193626279142291441004654342937
примерно одна десятая бюджета 11020120120111101101110111040120210
от одной десятой до трети бюджета 44374134542134932625442135480342332
от трети до половины бюджета 161714271310181321151291716241214241314151916112612121516182314321210
больше половины бюджета 2833272834243126292926282628332428333432252729292528293023272727303716
три четверти бюджета1614171618151417141517111620141518151714191218181315181025201723141927
практически весь бюджет (почти все деньги уходят на питание)3227371628462736223240473128184233183430313429392635343134272132122541
затрудняюсь ответить44262344722353243315535054232472723


ДЛЯ ОДНИХ ПРИ ПОКУПКЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ГЛАВНОЕ - КАЧЕСТВО, ДЛЯ ДРУГИХ - ЦЕНА. А ЧТО ГЛАВНОЕ ДЛЯ ВАС?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100521228314047533230382236291334342513193626279142291441004654342937
качество 5255436955375350675040355257683949685252514855564847555540697365886654
цена 444156253960424628455763433827574628414545483742494743426024202862739
затрудняюсь ответить44166354554355545473448135230767678


ОТКУДА БЕРЕТСЯ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОДУКТОВ НА ВАШЕМ СТОЛЕ: ИЗ МАГАЗИНА, С РЫНКА, С ПРИУСАДЕБНОГО УЧАСТКА ИЛИ ИЗ ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ (ОХОТА, РЫБНАЯ ЛОВЛЯ, СБОР ЯГОД И ГРИБОВ И Т.П.)?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100521228314047533230382236291334342513193626279142291441004654342937
магазин 3636223842313537433432303538473133465231392732672033463554394436543430
рынок3534513235373535303638323439352740403756361446164732243022555059396165
приусадебный участок25262525222825252227263526201639231199215518153129283219333223
иные источники 22031222222321022112231123213001101
затрудняюсь ответить22230221312122212212212113022333422


ЕСТЬ ЛИ У ВАС, ВАШЕЙ СЕМЬИ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОКУПАТЬ ДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ИЛИ ТАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100521228314047533230382236291334342513193626279142291441004654342937
есть 4346316943244740564033284444602542634952433046474339464228607150775349
нет 5551672756745158415765715253387356345046546853505159505670382748214549
затрудняюсь ответить32242223332143232322422352512222222


ВАМ ПРИХОДИТСЯ ИЛИ НЕ ПРИХОДИТСЯ ГОЛОДАТЬ ИЗ-ЗА НЕХВАТКИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ? И ЕСЛИ ДА, ТО ЧАСТО ИЛИ РЕДКО? (Ответы заявивших, что у них нет возможности покупать достаточное количество продуктов питания.)

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100521228314047533230382236291334342513193626279142291441004654342937
нет, не приходится 3939492144503741294048493640314842283237345544283641314150312238153640
часто53713946465854294172751567674213132
редко981148138107911111174139410512961671012616546546
затрудняюсь ответить11101211121112011012110021021000000


ЕСТЬ ЛИ У ВАС, ВАШЕЙ СЕМЬИ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОКУПАТЬ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ НУЖНОГО ВАМ КАЧЕСТВА ИЛИ ТАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100521228314047533230382236291334342513193626279142291441004654342937
есть 3842276437214036493629223742551934634046392739413935423532526045704639
нет 5956713260775563476069755955447764355953586957585661576362473854295258
затрудняюсь ответить32243242432342142212444043126221113


ЕСЛИ ОЦЕНИВАТЬ ВАШЕ ПИТАНИЕ В ЦЕЛОМ, ТО ВЫ ПИТАЕТЕСЬ ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100521228314047533230382236291334342513193626279142291441004654342937
хорошо 5661447958385755675447415559714054745260565155596251576134697761856755
плохо3631451533513437283840463632245435174133353933343041403057221628102333
затрудняюсь ответить9811691010868121389571197791012788210997115912


ВЫ СЛЕДИТЕ ИЛИ НЕ СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ПИТАТЬСЯ ПРАВИЛЬНО?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100521228314047533230382236291334342513193626279142291441004654342937
слежу3641234640273538423632193739572734524134393032374140443029484155494550
не слежу 6156765257706359566066786158407062465864576765625757556566495644485248
затрудняюсь ответить33122333243223334212432123255231232


ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД ВЫ СТАЛИ ПИТАТЬСЯ ЛУЧШЕ ИЛИ ХУЖЕ ИЛИ ПИТАЕТЕСЬ ТАК ЖЕ, КАК РАНЬШЕ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100521228314047533230382236291334342513193626279142291441004654342937
лучше1518122414916141813141413152381624142314101411161916157171618221215
так же, как раньше 5861506562516057655456506060645160616059615261615356536359636760656758
хуже 2520371024372227153129352523133823132417233623283022292133201622112027
затрудняюсь ответить21111221221122021111211013211010100


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 23-24 февраля 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.