Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/OPEN/projects/dominant/dominant2002/451_1787/dd022830




Молодежная политика

18.07.2002 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Молодежная политика: знакомые контуры?
2.Графики и открытые вопросы
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

 
1.Молодежная политика: знакомые контуры?


Подавляющее большинство российских граждан нимало не сомневается в необходимости государственной молодежной политики: 82% участников массового опроса согласились с тем, что 'государству следует разработать специальную программу по работе с молодежью', и только 7% сочли, что такая программа ненужна. Причем даже крайне немногочисленные противники этой идеи, как следует из их ответов на открытый вопрос, чаще возражают против разработки программы не столько в силу принципиального несогласия с самой постановкой вопроса о молодежной политике государства ('не надо, чтобы государство влияло, – молодежь должна быть свободной', 'главное - не мешать им' – подобные высказывания чрезвычайно редки), сколько потому, что априори не верят в действенность таких документов ('все программы – только для галочки', 'все равно исполнять не будут', 'ничего не изменится').

Сторонники же разработки программы чаще всего аргументируют свою позицию ссылками на те или иные конкретные проблемы, стоящие перед молодежью и требующие, по их мнению, государственного вмешательства, – от сложностей струдоустройством до отсутствия интересов (40%). Еще 8% опрошенных объясняют необходимость государственной программы тем, что молодежь – это 'будущее страны' ('со временем они будут ответственны за судьбу нашей страны', 'это наша смена', 'что посеем, то и пожнем'), и 12% – тем, что молодое поколение 'заброшено' ('молодежь сегодня – как беспризорная', 'для них ничего не сделано', 'она сейчас сама по себе, никому не нужна') и будет окончательно 'потеряно', если не принять экстренных мер ('пропадает молодежь', 'надо спасти молодежь', 'надо срочно что-то делать, иначе упустим молодость').

Подавляющее большинство респондентов так или иначе говорит о том, что молодежь нуждается в поддержке и помощи со стороны государства. Однако в их высказываниях нередко слышится и иной мотив – опасения по поводу склонности молодежи к девиантному и асоциальному поведению. Мнение, что ее необходимо контролировать во избежание дальнейшей криминализации, роста экстремизма и т.д., напрямую высказывают 5% опрошенных ('чтобы жила молодежь под контролем', 'надо за ней следить, проверять', 'чтобы люди могли жить спокойно, без разгула преступности', 'меньше хулиганства будет', 'иначе будет фашизм', 'иначе будет агрессия против тех, кто живет лучше'). Нои во многих других репликах нетрудно различить беспокойство и стремление 'обезвредить' молодежь: 'чтобы чем-то их занять, чтобы они не ходили поподвалам', 'нужно занять и отвлечь людей', 'бесплатная система секций, кружков, чтобы некогда было по улицам...', 'воспитывать надо молодежь, применять к ним санкции'.

Изредка говорят об этом и участники фокус-групп – хотя они неизмеримо чаще обосновывают необходимость активизации действий государства в отношении молодежи теми трудностями, с которыми сталкивается последняя:
  • 'Сейчас большое количество сирот, детдомовцев, и они все социально обозленные люди. Их очень большое количество. Пятая часть детей в школах не учится. И 9/10 из них либо попадают в тюрьму, либо наркоманы. То есть тут уже сразу видно, почему государство должно заниматься молодежью' (ДФГ, Самара).


  • 'Если государство не занимается человеком, человек растет, развивается. Апотом государство сбоку и завалит' (ДФГ, Самара).
Похоже, что такое беспокойство – наряду с искренним сочувствием в адрес молодежи – оказывает некоторое влияние на суждения россиян о том, какой именно должна быть государственная молодежная политика. Во всяком случае, следует обратить внимание на то, что представления респондентов о приоритетах этой политики отнюдь не являются 'зеркальным' отражением их представлений о тех проблемах, с которыми сталкивается современная молодежь, – и уже это показывает, что 'сверхзадача' государства вданной области не сводится, по их мнению, к оказанию всесторонней помощи молодому поколению.

О чем идет речь? Когда респондентов спросили, какую из проблем современной молодежи, 'мешающих ей жить', они считают самой важной, 34% из них говорили о сложностях с трудоустройством ('не могут найти достойную работу', 'не найти работы после учебы', 'самая большая проблема – нет нормальной работы', 'сложно найти работу по специальности'). Когда же задали вопрос, 'что должно содержаться в государственной программе по работе с молодежью', эта тема заняла хотя и заметное, но все же гораздо более скромное место виерархии приоритетов: о ней упомянули только 14% опрошенных ('обеспечить рабочими местами', 'вопросы трудоустройства', 'работа для всех').

Аналогичным образом оказались 'потеснены' материальные и жилищно-бытовые проблемы молодежи. Когда респонденты отвечали на вопрос о наиболее острых проблемах молодого поколения, они поставили их, соответственно, на третье (15%) и пятое (9%) места; когда же речь зашла о приоритетах государственной программы, только 9% опрошенных высказались за социальную поддержку молодежи ('дать молодым защиту социальную', 'вопросы кредитования молодых семей, чтобы стимулировать трудовую деятельность', 'материально помочь'), и 3% – за помощь в решении жилищного вопроса ('жилищный вопрос', 'обеспечение жильем молодых семей').

В то же время 17% респондентов заявили, что государственная программа должна предусматривать меры по организации досуга молодежи ('обеспечить досуг', 'в первую очередь - спорт', 'клубы не очень дорогие организовать', 'какие-то кружки', 'занять досуг, чтобы они не болтались'), хотя в контексте разговора онаиболее острых проблемах молодежи об отсутствии организованного досуга и 'незанятости' молодых россиян упомянули только 6% опрошенных. Кроме того, 14% участников массового опроса включили в число приоритетов государственной молодежной политики вопросы воспитания подрастающего поколения.

Уже эти сопоставления дают основания полагать, что предназначение такой политики респонденты видят не только в том, чтобы содействовать молодым людям в решении наиболее актуальных проблем их социального бытия; не менее важной целью им представляется профилактика асоциального поведения молодежи и воздействие на ее духовное развитие.

Материалы групповых дискуссий также свидетельствуют о том, что россияне склонны требовать от государства как содействия в решении наиболее насущных социально-экономических проблем молодежи, так и активного участия ввоспитании молодых людей и обеспечении их досуга.

Отвечая на вопросы модераторов о том, что нужно молодежи от государства, участники фокус-групп говорили:
  • 'Хотя бы рабочие места для молодежи, чтобы молодежь трудоустроить идать им достойную работу' (ДФГ, Самара).


  • 'Защищенности' (ДФГ, Самара).


  • 'Можно, чтобы статистику вели: какие виды специальностей, сколько вакансий будет требоваться через 5 лет, чтобы могли молодые люди определиться, куда пойти. Сейчас они пытаются делать эту программу' (ДФГ, Самара).


  • 'Льготы какие-то ввести' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Решение вопроса: предоставление кредита на жилье на 30 лет или что-то там такое' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Кредиты на образование, на жилье' (ДФГ, Воронеж).
Не меньшее внимание уделялось и проблемам воспитания и досуга молодежи:
  • 'Оксана: Я считаю, что нужно возрождать идею, нужно обязательно создавать пусть не комсомольскую организацию, но какую-то организацию, которая объединяла бы молодежь.
Света: Ну, создал же этот Якименко совершенно дикую организацию 'Идущие вместе', совершенно дикая какая-то организация.

Оксана: Нужно не дикую создавать, а нужно создавать типа комсомола.

Наташа: Молодежь должна во что-то верить, желательно – в хорошее' (ДФГ, Москва).
  • 'Патриотические идеи должны быть со школы, с детского сада, чтобы вставали при поднятии флага, знали слова гимна' (ДФГ, Воронеж).
  • 'Мне кажется, надо создавать общественные организации, как раньше было, – пионерская организация, комсомол. Собирались, дискутировали' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Любовь: Организации надо создавать, чтобы могла объединиться молодежь в эти организации. Поддерживать – хотя бы материально.
Вячеслав: Те же самые спортивные организации, бассейны.

Тамара: Бесплатная учеба где-то.

Вячеслав: Туристические организации' (ДФГ, Воронеж).

Непростым для участников групповых дискуссий стал вопрос, какие именно группы молодежи в большей мере нуждаются в поддержке государства. Нередко респонденты говорили, что такая поддержка должна оказываться всем представителям молодого поколения. Но чаще всего высказывались две точки зрения. Согласно одной из них, основным объектом заботы государства должны стать социально незащищенные граждане:
  • 'Стимулирование молодежи – это и есть поддержка. Но есть еще сироты, неблагополучные семьи – там нужна особая поддержка. Для тех людей, которые выбиваются из общего уровня молодежи по каким-либо критериям социальной незащищенности, малой обеспеченности изначальной, – им, конечно, надо помогать' (ДФГ, Новосибирск)


  • 'Наталья: Сирот нужно поддержать. Наша страна построена как? Родители тянут детей, а у кого нет родителей, их просто некому тянуть, у них одна дорога – в криминал.
Тамара: Есть и родители, которые не могут помогать' (ДФГ Воронеж).
  • 'Бездомные – те, что убегают из дома...' (ДФГ, Москва)


  • 'Те, у которых родители спиваются' (ДФГ, Москва)
  • 'Тамара: Инвалидам, среди студентов есть инвалиды.
Модератор: Только среди студентов?

Тамара: Нет, вообще среди молодежи: инвалиды детства, <те>, которые воевали в Чечне' (ДФГ Воронеж).

Согласно другой точке зрения, главным приоритетом государства должна стать поддержка учащейся молодежи – прежде всего, студентов:
  • 'Мне кажется, студенты' (ДФГ, Москва).


  • 'Володя: Я думаю, что учащихся. Но высшего... высшей школы и среднего технического образования.
Модератор: Почему?

Володя: А потому что генофонд улучшить в стране, и улучшить работу там, где требуется ум' (ДФГ, Москва).
  • 'Тем, которые учатся. Потому что они стремятся к лучшему' (ДФГ, Москва).


  • 'Сейчас нам нужны хорошие инженеры, хорошие атомщики, физики. Вот их надо выхватывать – за квартиры, я не знаю, за что, за машины. Чтобы они оставались здесь, работали, в Дубне если это где-то...' (ДФГ, Москва).
Среди других групп молодежи, нуждающихся в особой заботе со стороны государства, упоминались молодые семьи, военнослужащие, молодые специалисты, особо одаренные старшеклассники и т.д.

В ходе групповых дискуссий нынешнее положение молодежи – по мнению большинства респондентов, весьма драматическое – постоянно сопоставлялось сопытом старших поколений, взрослевших в советские времена, и почти всегда эти сравнения оказывались в пользу прошлого. Неудивительно, что подавляющее большинство респондентов (74%) высказывается за то, чтобы 'заимствовать из советского времени опыт работы с молодежью'. Противоположное мнение – что заимствовать его не следует – разделяют лишь 15% опрошенных. Причем даже среди молодежи первая точка зрения почти втрое популярнее второй (63% и 23%, соответственно). Наиболее ценными, подлежащими заимствованию аспектами советского опыта работы с молодежью респондентам представляются деятельность молодежных организаций – 20% ответов ('нужно создавать нечто подобное пионерской икомсомольской организациям', 'восстановить пионерию, комсомол'; 'всю инфраструктуру молодежных организаций'), воспитательная работа – 18% ('воспитывать надо как раньше', 'вести воспитательную работу с подрастающим поколением', 'воспитывали патриотов', 'держать в строгом порядке молодежь', 'строгую сталинскую дисциплину', 'чувство коллективизма'), организация досуга молодежи – 15% ('был массовый спорт, бесплатные секции', 'восстановить кружки по интересам', 'проводить собрания, вечера, субботники').

В целом, судя по материалам фокус-групп и ответам респондентов на открытые вопросы, складывается впечатление, что в обществе преобладает запрос на государственную молодежную политику, и по форме, и по содержанию воспроизводящую традиции советского времени. Однако есть основания полагать, что такое впечатление не вполне соответствует действительности.

Вопрос: 'На карточке перечислены четыре направления в работе государства с молодежью. Выберете, пожалуйста, два из них, которые представляются Вам наиболее важными'.

 

Россияне в целом

Возраст, лет

18–35 36–50 старше 50

Оказывать молодежи социальную поддержку, защищать ее интересы

61

67

62

55

Создавать условия для самовыражения, самореализации молодежи

39

48

40

32

Обеспечить молодежи доступ к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике

26

27

27

25

Вести воспитательную работу с подрастающим поколением

56

47

54

65

Затрудняюсь ответить

4

1

3

7



Итак, респондентам было предложено выбрать в качестве приоритетных два изчетырех направлений государственной молодежной политики. Очевидно, что все эти аспекты деятельности государства в данной сфере не только не исключают, но и дополняют друг друга. В общем, очевидно и то, что все они необходимы, все втех или иных пропорциях должны присутствовать в молодежной политике. Кроме того, трудно – если вообще возможно – жестко разграничить их. Любые меры, облегчающие доступ молодежи к принятию решений, в известном смысле являются и мерами по защите ее интересов, а организация клубов или кружков может едва ли не с равным успехом трактоваться и как элемент воспитательной работы, и как действия по созданию условий для самовыражения юных.

И вместе с тем очевидно, что выбор приоритетов, предпочтения, отдаваемые тому или иному 'направлению', – значимы, что за ними стоят различные представления о задачах, стратегических целях молодежной политики. Ведь не случайно старшее поколение гораздо чаще, чем те, кто моложе 35 лет, высказывается за 'воспитательную работу', и гораздо реже – за создание 'условий для самовыражения, самореализации молодежи'.

Традиционалистскому, 'советскому' подходу к проблемам молодежной политики отвечает сочетание установок на тотальную опеку и контроль над молодым поколением, 'либеральному' – на создание условий для раскрытия его потенциала, на самореализацию молодежи. Исходя из этого, 'традиционалистами' мы будем называть тех, кто избрал первый и четвертый варианты ответа (таких оказалось 30%), 'либералами' – тех, кто избрал второй и третий (7%). Остальные же, избравшие любую из четырех иных возможных комбинаций ответов, в которых один 'традиционалистский' ответ сочетается с одним 'либеральным', образуют 'смешанный тип' (59%).

Наиболее высока доля 'традиционалистов' среди наименее образованных респондентов (не имеющих среднего образования) – 42%, и среди сторонников Г.Зюганова – 37%. Довольно существенно сказывается на распределении ответов и возрастной фактор: если среди молодежи 'традиционалистов' – 25%, апредставителей 'смешанного типа' – 66%, то среди респондентов старшего поколения – соответственно 34% и 53%.

О значимости, закономерности различий между выделенными группами достаточно убедительно свидетельствуют следующие данные.



 

Россияне в целом

'Традиционалисты'

'Смешанный тип'

'Либералы'

Вопрос: 'Одни считают, что государству следует разработать специальную программу по работе с молодежью. Другие считают, что программа по работе с молодежью не нужна. С какой точкой зрения Вы согласны – с первой или второй?'

с первой

82

88

84

66

со второй

7

3

7

20

затр. ответить

11

9

8

14

Вопрос: 'На Ваш взгляд, сегодня надо или не надо заимствовать из советского времени опыт работы с молодежью?'

надо

74

79

75

52

не надо

15

10

16

36

затр. ответить

11

12

9

12



Весьма немногочисленные 'либералы' демонстрируют гораздо более критическое, чем прочие, отношение как к перспективе создания специальной программы, так и, что особенно существенно, к идее заимствования советского опыта. Различия во взглядах между 'традиционалистами' и представителями 'смешанного типа' гораздо менее существенны – хотя и заметны.

Но уже сам факт, что 'традиционалистскую' комбинацию ответов, предполагающую отношение к молодежи как к объекту социальной опеки и воспитательного воздействия, избрали менее трети россиян, а абсолютное большинство предпочло 'соединить' один из элементов этой комбинации с высказыванием впользу самореализации молодежи или расширения ее участия в принятии решений (иначе говоря – за ее 'выход' из амплуа объекта опеки), свидетельствует о том, что установка на воспроизводство молодежной политики советского образца в реальности отнюдь не является преобладающей. Хотя россияне и испытывают ностальгию по 'старым мехам', они ожидают, что в них будет влито новое вино.



 
2.Графики и открытые вопросы

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ГОСУДАРСТВУ СЛЕДУЕТ РАЗРАБОТАТЬ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ НЕ НУЖНА. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ ВЫ СОГЛАСНЫ - С ПЕРВОЙ ИЛИ СО ВТОРОЙ?

ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЧЕТЫРЕХ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ ГОСУДАРСТВА С МОЛОДЕЖЬЮ ВЫБЕРИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ДВА, КОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМИ. (Карточка, ровно два ответа.)

НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЕГОДНЯ НАДО ИЛИ НЕ НАДО ЗАИМСТВОВАТЬ ИЗ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ ОПЫТ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: У МОЛОДЕЖИ ЕСТЬ СВОИ, ОСОБЫЕ ПРОБЛЕМЫ, МЕШАЮЩИЕ ЕЙ ЖИТЬ. КАКУЮ ИЗ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ ВЫ БЫ НАЗВАЛИ САМОЙ ВАЖНОЙ?.. АЕЩЕ КАКУЮ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Безработица, проблемы с трудоустройством

34

  • 'Самая большая проблема – нет нормальной работы'; 'не могут найти достойную работу'; 'нет возможности найти хорошую работу, от этого все беды'; 'не найти работы после учебы'; 'безработица, отсутствие распределения по работе'; 'сложности с трудоустройством – везде нужно иметь знакомства'; 'молодых дискриминируют при приеме на работу, т.к. они неимеют опыта'; 'сложно найти работу по специальности'; 'закрыли производства – некуда идти работать'; 'на плохую работу не идут, а хорошей нет'; 'невозможность устроиться на приличную работу, девочки с высшим образованием работают в ларьках'.

Трудности с получением образования

18

  • 'Не выучиться – нужны деньги'; 'недоступность обучения из-за отсутствия денег'; 'учиться нет возможности'; 'дороговизна обучения'; 'они и хотели бы дальше учиться, да сейчас обучение дорогое: дать им возможность учиться'; 'трудно получить образование, оно платное'; 'есть желание учиться, но нет денег'; 'нет бесплатного образования'; 'трудно поступить ввуз бесплатно и без связей'; 'не у всех есть возможность получить образование'; 'сложно получить образование, поступить учиться'.

Материальные проблемы

15

  • 'Куда не сунься - везде деньги, а их нет'; 'где взять деньги?'; 'не хватает денег на жизнь'; 'дефицит денег'; 'у них мало денег'; 'бедность'; 'нищета'; 'материальные затруднения'.

Алкоголизм, наркомания

13

  • 'Увлечение пивом'; 'наркотики'; 'вредные привычки'; 'вино и пьянка'; 'наркомания замучила всех'; 'ранний алкоголизм, наркомания'; 'основная проблема - пьянка, наркомания'; 'марихуана'; 'наркомания, курение'; 'водка, пиво день и ночь продаются, наркотики'; 'от наркомании все беды'; 'потребление спиртного и наркотиков'.

Жилищно-бытовые проблемы

9

  • 'Совсем не решена проблема жилья'; 'жилья нет'; 'нет возможности приобрести квартиру'; 'нет жилья и нет надежды на жилье'; 'неустроенность в быту'; 'отсутствие собственного, отдельного жилья'; 'сложно обзавестись жильем'; 'бытовые условия'; 'квартирный вопрос'; 'жить негде'.

Отсутствие внимания к молодежи со стороны государства

4

  • 'Государство не дает ходу молодежи'; 'нет молодежных организаций, нет дотаций и помощи от государства'; 'современная молодежь никому не нужна, т. е. к ней равнодушны власть держащие'; 'видимо, государство упустило проблемы молодежи в переходный период своего развития, поэтому срочно нужна государственная молодежная программа под контролем президента'; 'государство не занимается молодежью'; 'никакой помощи от государства'; 'государство не заботится, никто не заботится'; 'никто ею не занимается, ничего не делается государством'; 'государство бросило их'.

Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие стабильности

3

  • 'Неустроенность'; 'неопределенность в жизни'; 'нет будущего'; 'беспокойство за будущее'; 'нет устойчивой опоры в жизни'; 'нет стабильности'; 'чувство незащищенности, неопределенности, неустроенности'; 'нет веры в завтрашний день'; 'туман в будущем'.

Общая негативная оценка современной молодежи

3

  • 'Низкий уровень умственного развития'; 'не умеют трудиться головой и руками'; 'распущенность, наглость'; 'погоня за деньгами'; 'молодежь ставит во главу угла деньги, а образование вторично'; 'лень'; 'чувство стадности, безответственность'; 'дурость собственная'; 'скучные какие-то, тунеядцы, ничего делать не хотят'; 'пороть их надо'; 'они думают, что все можно купить'.

Отсутствие организованного досуга

3

  • 'Нет мест для развлечения и отдыха'; 'некуда сходить развлечься, культурно отдохнуть'; 'клуб закрыт, кружки платные, спортивных площадок нет, словом, большие проблемы с досугом'; 'некуда деться, нет кружков, секций'; 'не организован досуг, нет клубов'; 'в свободное время никуда не пойдешь'; 'нет возможности заниматься тем, что нравится, т. к. дорого, все из-за этого: секции дорогие - они в подворотне'; 'закрыли секции, бесплатные кружки, спортивные организации'; 'досуг, клубы – сейчас этого нет'.

Незанятость

3

  • 'Податься некуда'; 'некуда себя деть'; 'слишком много свободного времени'; 'самое главное: не созданы условия для занятости полезным'; 'нечем заняться'.

Отсутствие цели в жизни

2

  • 'Бесцельность'; 'не могут найти место в жизни'; 'найти себя в жизни'; 'найти место в этой жизни'; 'нет цели, которая бы мобилизовала'; 'нет стремлений'.

Проблемы в семье

2

  • 'Плохие семьи, недостаток любви и тепла'; 'отсутствие внимания со стороны родителей'; 'воспитание в семье недостаточное'; 'плохо в семьях'; 'обычная проблема отцов и детей'; 'непонимание родителей'; 'конфликты сродителями'.

Невозможность реализовать себя

2

  • 'Мало возможности для самореализации'; 'трудно найти место в жизни'; 'нет условий для самовыражения'; 'при отсутствии денег и связей невозможность достичь желаемого положения'; 'пробиться сложно'; 'не каждый может реализовать себя'; 'отсутствие самовыражения'.

Отсутствие идеалов, бездуховность

2

  • 'Идеологический разброд'; 'отсутствие духовного стержня'; 'нет ценностей'; 'отсутствие нравственных понятий'; 'нет веры, идеалов'; 'бездуховность, от нее все остальное'; 'отсутствие высоких идей'; 'отсутствие моральных ценностей'; 'нет идеалов, только идолы'.

Социально-экономический кризис в стране

2

  • 'Общее состояние страны'; 'общее положение в стране'; 'беспредел в стране'; 'разделение общества на очень богатых и очень бедных'; 'если страна живет нормально, то и у молодежи нет проблем'; 'жизнь такая - в государстве неразбериха'; 'социальное неблагополучие общества'; 'нет никакой экономики, отсюда проблемы'.

Другое

1

  • 'Они не понимают этой жизни'; 'считаю, что все строго индивидуально'; 'им не хватает свободы'; 'зависимость от других'; 'взрослые, старшие не дают молодежи дорогу'.

Нет проблем

1

  • 'Они сами себе создают проблемы'; 'ничего не мешает'; 'проблем нет, кто хочет, тот всего добьется'; 'нет проблем, они в них самих'; 'нет такой проблемы, мешающей им жить, надо больше работать и учиться'.

Нет ответа, ответ не на тему

16

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ГОСУДАРСТВУ СЛЕДУЕТ РАЗРАБОТАТЬ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

У современной молодёжи много проблем, решение которых требует государственного вмешательства

40

Обеспечить занятость, организовать досуг

11

  • 'Чтобы они не шатались, а занимались делом'; 'чтобы чем-то их занять, чтобы они не ходили по подвалам'; 'чтобы молодежь не болталась, а была чем-то занята'; 'они бездельничают, надо их занять'; 'чтобы занять молодежь полезными делами'; 'поможет организовать молодежь'; 'бесплатная система секций, кружков, чтобы некогда было по улицам...'

Воспитывать молодежь

8

  • 'Воспитательная работа будет'; 'чтобы было воспитание молодежи'; 'их необходимо направлять, воспитывать'; 'воспитывать поколение надо'; 'для организации воспитательных работ'; 'воспитывать положительные качества'; 'воспитывать надо молодежь, применять к ним санкции'; 'молодежь нужно направлять, учить'.

Дать возможность учиться и работать

7

  • 'Чтобы у всех была работа и возможность учиться'; 'молодежь должна учиться и работать'; 'чтобы они были более образованные'; 'надо помочь молодежи выучиться'; 'поддержка в трудоустройстве'; 'чтобы молодежь училась и работала'; 'чтобы молодежь получила работу по своим способностям, чтобы они учились на бюджетные средства'.

Создать благоприятные условия для молодежи в целом

7

  • 'Их надо поддержать'; 'чтобы была поддержка на первых порах'; 'помощь молодому поколению встать на ноги'; 'нужно создать условия для нормальной жизни'; 'молодым нужна поддержка на государственном уровне'; 'чтобы молодежь легче могла устроиться в жизни'.

Дать идеалы, цели, жизненные ориентиры

4

  • 'Нужна объединяющая идея'; 'цель в жизни для молодежи'; 'чтобы они знали цель в своей жизни'; 'чтобы была цель в жизни молодых'; 'чтобы у молодых были жизненные идеалы'; 'у молодежи нет сейчас, как прежде, идеалов: нужна своя концепция, может быть, даже несколько'; 'идеологическая работа с детьми'; 'дать молодым людям цель в жизни'.

Помочь найти свое место в жизни

4

  • 'Это поможет молодежи реализовать себя'; 'чтобы молодежь нашла свою дорогу в жизни'; 'необходимо помочь развивать свои таланты'; 'дать возможность молодежи себя проявить'; 'помочь найти себя в этой жизни'; 'многие не находят сами себя, надо помочь'; 'сами они не смогут найти возможность самореализации'.

Заинтересовать молодежь

3

  • 'Увлечь чем-то молодежь'; 'нужно занять и отвлечь людей'; 'нужно, чтобы она чем-то интересовалась'; 'заинтересовать их, чем-то увлечь'; 'я думаю, это поможет как-то заинтересовать молодежь'; 'интерес должен быть'.

Состояние современной молодежи

12

Заброшенность молодежи

6

  • 'Молодежь предоставлена сама себе со всеми ее проблемами'; 'за двенадцать лет перестройки молодежью никто не занимался, все было пущено на самотек, пришло время исправить ошибки'; 'потому что работа с молодежью совсем не ведется'; 'молодежь в загоне'; 'молодежь у нас брошена'; 'молодежь предоставлена сама себе'; 'для них ничего не сделано'; 'молодые сейчас никому не нужны'; 'мало внимания молодежи уделяется'; 'никто с ними не занимается, абсолютно'; 'молодежь сегодня как беспризорная'; 'они сейчас сами себе предоставлены'; 'она сейчас сама по себе, никому не нужна'.

Кризисное положение молодежи

6

  • 'Потому что так продолжаться не может'; 'иначе молодежь будет потеряна'; 'пропадает молодежь'; 'у нас молодежи скоро совсем не будет, или будут одни дебилы'; 'потому что потеряют целое поколение'; 'надо срочно что-то делать, иначе упустим молодость'; 'чтобы не упустить время, потом будет поздно'; 'надо спасти молодежь'; 'нельзя оставить ситуацию с молодежью в таком состоянии, как сейчас'; 'молодежь докатилась до такой степени, что нужно ей заниматься'; 'сейчас много наркоманов, попрошаек, нужно спасать молодежь'; 'молодежь катится по наклонной, нужно остановить это падение'.

Молодежь – будущее страны

8

  • 'Молодежь – будущее страны, как аукнется, так и откликнется'; 'молодежь – наше будущее, чтобы будущее было хорошее'; 'это наша смена'; 'нужно смотреть в будущее, а будущее – это наша молодежь'; 'готовить стране хороших граждан – будущее страны'; 'будущее за молодежью'; 'у государства должна быть молодежная политика, это ведь будущее страны'; 'государство должно думать о своем будущем'; 'без нее нет будущего у страны'; 'во всем мире помогают молодым, государство должно думать о своем будущем, т. е. о молодежи'; 'это наше будущее, это нужно любому государству'; 'какими они будут завтра, таким будет государство завтра'; 'со временем они будут ответственны за судьбу нашей страны'; 'что посеем, то и пожнем'; 'это наше будущее, оно должно быть и физически, и морально здорово'.

Цель и смысл создания специальной программы

6

Предотвращение роста преступности

2

  • 'Чтобы люди могли жить спокойно, без разгула преступности'; 'если не будет программы от государства, они составят свою – программу воровства'; 'меньше преступлений среди молодежи будет'; 'профилактика преступлений'; 'меньше хулиганства будет'; 'меньше будет преступность'.

Предотвращение социального взрыва

2

  • 'Иначе наступит кризис в социальной сфере'; 'иначе будет фашизм'; 'иначе бродяжничество'; 'иначе будет агрессия против тех, кто живет лучше'; 'т. к. молодежь скоро пойдет против власти'; 'меньше проблем будет в стране, если заниматься молодежью'.

Молодежь должна быть под контролем

1

  • 'За молодежью нужен контроль'; 'чтобы жила молодежь под контролем'; 'надо за ней следить, проверять'; 'надо ограничить свободу детей'; 'чтоб их поставить в рамки, а то они вольные'.

Молодежь должна чувствовать заботу

1

  • 'Будут чувствовать какую-то заботу со стороны государства'; 'чтобы молодежь чувствовала заботу о себе государства'; 'так лучше жить, когда о тебе кто-то думает, заботится'; 'когда молодежь чувствует, что ей государство уделяет внимание, то и она лучше к государству относится'.

Молодежь станет лучше

1

  • 'Чтобы были лучше'; 'молодежь станет лучше вести себя'; 'молодежь будет лучше'; 'больше молодежи выйдет на истинный путь'.

Работа с молодежью - обязанность государства

2

  • 'Это государственный масштаб, а не внутрисемейное дело'; 'кто должен думать о будущем, как не государство?'; 'а кто, как не государство, должен опекать молодежь?'; 'государство должно заботиться о молодежи'; 'государство должно думать о молодежи'; 'а кому ее разрабатывать, если не государству?'; 'поддерживать молодежь - обязанность государства'.

Необходимость организованной работы с молодежью

2

  • 'Когда мы жили по программе, был порядок в стране'; 'программа будет - тогда будет от чего отталкиваться, что-то начинать делать'; 'когда все более организованны, то и работать легче'; 'нужна система'; 'нужна систематическая работа с молодежью'; 'опыт показывает: надо жить по плану'; 'без программы нельзя ничего сделать'; 'потому что нужны единые цели и планомерное построение будущего молодежи'.

Другое

1

  • 'Чтобы было с кого спросить'; 'чтобы было какое-нибудь усилие со стороны власти'; 'чтобы думали об этом, чтобы поставили проблему вслух, иначе никто не вспомнит'; 'т. к. сейчас нет программы'; 'хуже не будет'.

Нет ответа, ответ не на тему

31

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО ДОЛЖНО СОДЕРЖАТЬСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ПОРАБОТЕ СМОЛОДЕЖЬЮ? ЧТО СЛЕДУЕТ ВКЛЮЧИТЬ ВТАКУЮ ПРОГРАММУ ВПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Организация досуга

17

Культурные мероприятия, досуг в целом

9

  • 'Больше развлечений'; 'обеспечить досуг'; 'культурный досуг'; 'занять досуг, чтобы они не болтались'; 'занятость, досуг'; 'досуг молодежи'.

Приобщение к спорту

7

  • 'Бесплатные спортивные секции'; 'развитие спорта'; 'открывать спортивные залы'; 'в первую очередь - спорт'; 'заняться молодежью, спортивная ориентация'; 'открытие спортивных школ'; 'больше спортивных соревнований: 'Кожаный мяч', 'Золотая шайба', 'Зарница''.

Кружки по интересам

3

  • 'Больше доступных кружков, чтоб не бездельничали подростки'; 'какие-то кружки'; 'кружки, все как раньше'.

Клубная работа

2

  • 'Создание клубов'; 'клубы не очень дорогие организовать'; 'объединить в клубы по интересам'.

Бесплатное образование

16

  • 'Бесплатное среднее образование'; 'бесплатное получение образования'; 'дать возможность всем учиться бесплатно'; 'бесплатное специальное образование'; 'больше вузов бесплатных'; 'бесплатное обучение и учебники'; 'бесплатное профессиональное обучение'; 'образование для всех'; 'бесплатная учеба'.

Трудоустройство

14

  • 'Программа трудоустройства'; 'вопросы трудоустройства'; 'на работу устраивать'; 'помощь в трудоустройстве'; 'распределение после обучения'; 'обеспечение работой'; 'работа для всех'; 'гарантия трудоустройства'; 'качественное трудоустройство'; 'обеспечить рабочими местами'.

Воспитание

14

Воспитание в целом

6

  • 'Нужна воспитательная работа с подрастающим поколением'; 'какое-то воспитание'; 'вести воспитательную работу в школах'; 'воспитательные мероприятия'; 'воспитательную работу проводить'; 'больше воспитания молодежи'.

Морально-нравственное воспитание

2

  • 'Забота о нравственном воспитании'; 'нравственное воспитание'; 'ввести воспитание эстетики, морали'.

Патриотическое воспитание

2

  • 'Ввести интернациональное, патриотическое воспитание'; 'воспитание патриотов'; 'патриотическое направление'.

Трудовое воспитание

1

  • 'Приучать к труду'; 'трудолюбие'; 'в первую очередь необходимо заложить в них трудолюбие'; 'научить их работать'.

Воспитание других качеств

1

  • 'Воспитание целеустремленности'; 'уважение к старшим'; 'чувство долга'; 'ответственность'.

Социальная поддержка молодежи государством

9

  • 'Социальная помощь'; 'материально помочь'; 'дать молодым защиту социальную'; 'вопросы кредитования молодых семей, чтобы стимулировать трудовую деятельность'; 'защищать интересы молодежи'; 'помощь молодежи и ее защита'; 'на первых порах поддержку оказывать'; 'больше заботы о молодежи'.

Вовлечение молодежи в дела страны

3

  • 'Молодежь должна больше участвовать в жизни страны'; 'задействовать молодежь'; 'допустить их всюду и везде, чтобы им доверяли'; 'заинтересовать молодежи чем-то'; 'заинтересованность, организовать'.

Обеспечение жильем

3

  • 'Жилье'; 'жилищный вопрос'; 'обеспечение жильем молодых семей'.

Борьба с алкоголизмом и наркоманией

3

  • 'Бороться с наркоманией'; 'борьба с наркоманами'; 'запрет наркотиков'; 'борьба с наркотой'; 'запрет на вино и водку'; 'водку, пиво запретить'.

Создание молодежных организаций

2

  • 'Больше молодежных организаций'; 'возродить молодежные общественные организации'; 'создавать общественные молодежные организации с определенной программой'; 'организация по типу комсомола и пионерии, занятость молодежи'; 'вернуть дома пионеров'; 'вернуть пионерскую организацию'.

Другое

1

  • 'Жесткий закон'; 'надо вначале узнать, чего хочет нынешняя молодежь, а уж потом программы составлять'; 'поднять экономику'; 'создать консультативные центры для молодежи'.

Нет ответа, ответ не на тему

39

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО СПЕЦИАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ НЕ НУЖНА?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Безрезультативность программы

2

  • 'Все эти программы не работают'; 'она не будет иметь эффекта, даже если будет разработана'; 'реально не будет действовать'; 'все программы только для галочки'; 'да кому она нужна - все равно никто ее не будет выполнять'; 'все без толку'; 'ничего не изменится'; 'мероприятия для галочки'; 'кто ее будет исполнять?'; 'программы не выполняются, а носят чисто формальный характер'; 'все равно исполнять не будут'; 'она работать небудет, все пустят на самотек'.

Молодежь сама разберется в своих проблемах

1

  • 'Нужно самим думать о себе – программа не поможет'; 'т. к. не надо, чтобы государство влияло, молодежь должна быть свободной'; 'сегодняшнюю молодежь учить – только портить'; 'каждый выбирает сам для себя'; 'они - самостоятельные люди'; 'все зависит от выбора человека, программа не поможет'; 'они сами должны понять, что хорошо, а что плохо'; 'главное - не мешать им'; 'нужно предоставить шанс самим выбрать свой жизненный путь'.

Ненужность программы

1

  • 'Зачем она?'; 'в этом государстве уже ничего не нужно, все уже разломали'; 'нужно не программу создавать, а менять обстановку в стране'; 'лучше бы занимались другими вопросами'; 'если есть нечего, то зачем это нужно?'; 'мне кажется, достаточно всяких программ наработано'.

Другое

1

  • 'Если экономику поднять, то и молодежь не надо будет организовывать, все в стране будут жить хорошо'; 'боюсь, что если такая программа будет, еще хуже будет'; 'государство само должно измениться, молодежь тоже изменится'; 'надо сначала изменить школу, образование'; 'питаю отвращение к любому стаду – колхозу, комсомолу'.

Нет ответа, ответ не на тему

95

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО ИМЕННО НАДО ЗАИМСТВОВАТЬ ИЗ СОВЕТСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ СМОЛОДЕЖЬЮ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Молодежные организации

20

  • 'Все лучшее из пионерской и комсомольской организации'; 'молодежные организации – комсомол, пионерия - сплачивали как-то'; 'шефство сильных над слабыми, создавать молодежные организации'; 'восстановить пионерию, комсомол'; 'ввести пионерские и комсомольские организации'; 'создать организации по типу пионерских и комсомольских'; 'политическую молодежную партию создать'; 'всю инфраструктуру молодежных организаций'; 'создавать молодежные партии'; 'нужно создавать нечто подобное пионерской икомсомольской организациям'.

Воспитание

18

Воспитание в целом

4

  • 'С юных лет вести воспитательную работу'; 'воспитывать надо как раньше'; 'воспитание давать'; 'больше уделять внимания воспитанию подрастающего поколения'; 'вести воспитательную работу с подрастающим поколением'; 'как можно больше заниматься воспитанием'; 'воспитательную работу проводить'.

Патриотическое воспитание

4

  • 'Воспитание патриотизма'; 'любовь к Родине'; 'воспитывать патриотизм'; 'воспитание молодежи в духе патриотизма'; 'патриотизм, вера в Родину'; 'воспитывали патриотов'; 'воспитательную работу по патриотизму гражданскому'; 'встречи с ветеранами, патриотическое воспитание'.

Воспитание дисциплины, строгость по отношению к молодежи

3

  • 'Дисциплина'; 'строгую сталинскую дисциплину'; 'более строгий режим'; 'держать в строгом порядке молодежь'; 'применить строгое воспитание'; 'надо наказывать'; 'дисциплину надо, знали чтобы порядок'; 'контроль над умами, дисциплина, ответственность'; 'требовательность'; 'воспитание в дисциплине'; 'дисциплину прививать'; 'ограничить немного свободу им'; 'быть построже, чтобы боялись'.

Воспитание трудолюбия

3

  • 'Надо заимствовать отношение к труду'; 'учить их искать место в жизни, приучать к труду'; 'прививать любовь к труду'; 'приучать к труду'.

Воспитание других качеств

3

  • 'Доброте научить'; 'нравственность воспитывать'; 'целеустремленность, какой жили мы'; 'учить молодежь скромности'; 'воспитание уважения кстаршим'; 'воспитание отзывчивости к людям'; 'привить ей чувство порядочности в любых отношениях'; 'выработать идеал хорошего человека'; 'энтузиазм, вера в будущее'.

Воспитание коллективизма

2

  • 'Чувство коллективизма'; 'коллективизм, общественные цели'; 'коллективизм, а то каждый сам по себе'; 'коллективность во всем – причем добровольная'; 'начинать приучать к коллективизму с малых лет'.

Организация досуга молодежи

15

Приобщение к спорту

6

  • 'Спортивная работа'; 'восстановить спорт'; 'спортивные организации, больше заниматься с молодежью спортом'; 'спортивные общества'; 'больше привлекать к спорту'; 'был массовый спорт, бесплатные секции'; 'доступность занятий спортом'; 'больше спортивных секций'; 'спортпрограмма'.

Кружки по интересам

6

  • 'Познавательные кружки бесплатные'; 'создать кружки для детей, чтобы не болтались'; 'восстановить кружки по интересам'.

Культурные мероприятия, досуг в целом

5

  • 'Организация молодежных игровых программ'; 'организацию досуга молодежи'; 'проводить собрания, вечера, субботники'; 'много проводилось работы с молодежью, чтобы сейчас проводили культурную работу'; 'общие дела, поездки'; 'бесплатные мероприятия'; 'бесплатная или максимально доступная организация досуга'; 'культурные мероприятия'.

Клубная работа

2

  • 'Клубы создавать для молодежи'; 'были клубы, лекции, а не только дискотеки'; 'больше клубов, танцплощадок'; 'клубы, вместе читать книги'; 'открыть клубы'; 'клубы для подростков'.

Трудоустройство

4

  • 'Обеспечение работой'; 'всем доставалась работа'; 'всем хватало работы - и молодым, и старикам'; 'предоставлять рабочие места'; 'помочь с работой и с трудоустройством'; 'трудоустраивать после окончания учебного заведения'; 'распределение по работе'; 'обеспечить рабочими местами, чтобы не слонялась без дела'; 'давать рабочие места на выбор'; 'были условия для выбора работы'.

Летний отдых

3

  • 'Лагеря отдыха'; 'создание летних молодежных лагерей'; 'организация пионерских лагерей'; 'бесплатные пионерские лагеря'; 'были лагеря, дом отдыха'; 'чтобы они отдыхали и зарабатывали, трудовые лагеря нужны'; 'лагеря молодежи, трудовые'; 'организация отдыха; лагеря'; 'пионерлагеря'; 'летом в Москве не было ни одного ребенка – лагеря'; 'организовать отдых в пионерлагерях'.

Вовлечение в дела страны

3

  • 'Надо предоставить молодежи возможность участвовать в решениях дел, важных для страны, - раньше молодежь строила БАМ и гордилась этим'; 'доверять молодежи, как прежде, глобальные дела'; 'доверие к молодежи, какое было раньше'; 'надо относиться к молодежи с доверием'; 'на целину ехали'; 'все возможности просты, которые сплачивали молодежь: БАМ, целина, Магнитка'.

Внимание к молодежи со стороны государства

3

  • 'Поддержать молодежь'; 'больше уделить молодежи внимания'; 'внимание к людям, их нуждам'; 'соцзащита молодежи'; 'уделять больше внимания молодежи'; 'забота и развитие, начиная с детского сада, поддержка социальная и обеспеченность детей'; 'ближе вникать в проблемы молодежи'; 'государство должно больше заниматься молодежью во всем'; 'создание условий для молодежи, чтобы не было беспризорных, безработных'; 'серьезное отношение к проблемам молодежи'; 'государственное внимание'; 'соцподдержка'; 'внимание и забота со стороны государства'; 'действия в интересах молодежи'.

Бесплатное образование

3

  • 'Надо дать возможность получать бесплатное образование'; 'дать бесплатное высшее образование'; 'бесплатное, глубокое обучение молодых'; 'учили бесплатно'; 'свободный доступ к образованию'.

Все хорошее

2

  • 'Да много было хорошего'; 'самое лучшее из опыта работы с молодежью'; 'практически все, конечно, без советской идеологии'; 'все хорошее, что было тогда, - сейчас это очень наглядно'; 'сами принципы работы, без коммунистической идеологии'; 'что было хорошего'; 'все, что было хорошее для молодежи'; 'кроме построения коммунизма, можно полностью все'.

Создание идеологической базы

1

  • 'Общенациональная идея'; 'нужна идеология'; 'идею, но другую'; 'найти идею, которая заинтересовала, объединила бы народ'; 'идеалы'; 'общечеловеческую идеологию'.

Другое

1

  • 'В национальной политике был положительный момент, возможность развивать связи с молодежью других стран'; 'здравоохранение на нуле'; 'армию развалили, а она нужна'; 'спецприемники'; 'чтобы не было различия национальностей'; 'перенять организационные моменты, создать хорошие кадры для работы с молодежью'; 'школу подготовки кадров'.

Нет ответа, ответ не на тему

38

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 13-14 июля 2002 г. 1500 респондентов.


 
3.Опрос экспертов

ВОПРОС: ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ГОСУДАРСТВУ СЛЕДУЕТ РАЗРАБОТАТЬ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ НЕ НУЖНА. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ ВЫ СОГЛАСНЫ – СПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ?

ВОПРОС: НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЕГОДНЯ НАДО ИЛИ НЕ НАДО ЗАИМСТВОВАТЬ ИЗСОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ ОПЫТ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ?

ВОПРОС: ИЗ ЧЕТЫРЕХ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ ГОСУДАРСТВА С МОЛОДЕЖЬЮ ВЫБЕРИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ДВА, КОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМИ. (СПИСОК ВАРИАНТОВ, ДВА ОТВЕТА.)

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 9-11 июля 2002 г. 130 экспертов.


 
4.Приложение.Таблицы

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ГОСУДАРСТВУ СЛЕДУЕТ РАЗРАБОТАТЬ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ НЕ НУЖНА. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ ВЫ СОГЛАСНЫ - С ПЕРВОЙ ИЛИ СО ВТОРОЙ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511329313846543130392133331227363013183725269152491431004852333038
с первой 8284828083838283848678758285888481849076867776917586808989817784867779
со второй 741310588676969775610511679612386413198101713
затрудняюсь ответить11125101291011108131810951113751381615313111257648368


ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЧЕТЫРЕХ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ ГОСУДАРСТВА С МОЛОДЕЖЬЮ ВЫБЕРИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ДВА, КОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМИ. (Карточка, ровно два ответа.)

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511329313846543130392133331227363013183725269152491431004852333038
оказывать молодежи социальную поддержку, защищать ее интересы 6160636258636161676255616361566362586263596355586264636558534858565549
вести воспитательную работу с подрастающим поколением 5655624961575458475465645454545858556051575656654158536650565161574663
создавать условия для самовыражения, самореализации молодежи3942354839344237484032234144493734463650363640434734453338474549555237
обеспечить молодежи доступ к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике 2626272626272527272725232828222129272626292326223424212728262823253121
затрудняюсь ответить4412444313792253445235651251116922211


НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЕГОДНЯ НАДО ИЛИ НЕ НАДО ЗАИМСТВОВАТЬ ИЗ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ ОПЫТ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511329313846543130392133331227363013183725269152491431004852333038
надо 7471836677787275637582786873847675737959787572796878687874797880658189
не надо 1516132113121714231599201511121516112912121414261019131015181226146
затрудняюсь ответить11135131010111115109131211511101110121013147613121015658955


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 13-14 июля 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.