Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/OPEN/projects/dominant/dominant2002/511_1289/dd024227




Служба в армии

24.10.2002 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Армейский опыт и жизнь на 'гражданке'
2.Графики и открытые вопросы
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

 
1.Армейский опыт и жизнь на 'гражданке'


В конце августа – октябре 2002 г. ФОМ провел ряд опросов, посвященных российской армии (См.: Министерство обороны и образ офицера // Доминанты. Поле мнений. 2002. № 34 (http://www.fom.ru/survey/dominant/469/1148/3838.html); Образ армии // Доминанты. Поле мнений. 2002. № 36 (http://www.fom.ru/survey/dominant/476/1162/3901.html); Срочная служба в армии // Доминанты. Поле мнений. 2002. № 39 (http://www.fom.ru/survey/dominant/499/1202/4009.html).) .

Судя по полученным данным, отношение наших сограждан к армии, ее роли в российском обществе и ее сегодняшним проблемам отличается парадоксальностью. С одной стороны, четко фиксируются 'точки согласия': представления о принципиальной нужности армии, о ее роли в обществе (защита и создание чувства защищенности у людей), о необходимости ее реформирования, признание актуальности проблем неуставных отношений, недофинансирования, отсутствия современной техники, социального расслоения среди офицерского состава и т.д. С другой стороны, обнаруживаются 'точки поляризации' мнений: готовность или неготовность служить в армии, склонность осуждать или сочувствовать уклоняющимся от призыва или оставившим свои части солдатам и т.д. Довершают картину мнений и обыденных теорий об армии 'ментальные псевдо-лакуны' – области субъективного опыта, относительно которых люди обнаруживают определенную компетентность и сформированность представлений, но которые в то же самое время не являются составной частью мобилизованного 'армейского' дискурса и не участвуют в качестве значимых факторов в выведении оценок и обосновании позиций. Это – воровство в армии (вообще и воровство оружия), использование солдат в качестве дешевой рабочей силы, возможность за срок службы подготовить специалистов по обслуживанию техники, тяжесть военных расходов для российского бюджета, недоверие высказываниям военных о делах или о ситуации в вооруженных силах, и т.д.

Проведенные опросы дают основания полагать, что на характер оценок и представлений об армии оказывают равное (или, по крайней мере, соразмерное) влияние как социальные установки в отношении данного института, так и личные знания и персональный опыт.

Армия, служба – это и часть общества в целом, и фактор личных биографий (причем не только служащих, отслуживших и потенциальных призывников, но и их близких). Армия в субъективной перспективе предстает как определенная биографическая ситуация, в чем-то схожая, но в чем-то и разная для родителей, жен, родственников, для отслуживших или неслуживших, для профессиональных военных или работающих по контракту и т.д. Мы можем предположить, что с этой точки зрения в сегодняшнем российском обществе существует три типа установок в отношении армии (Приводимая типология - аналитическая, обозначающая некоторые 'идеальные' тенденции, которые на практике могут корректироваться целым рядом дополнительных факторов или даже комбинациями фак-торов.).

Первый можно условно обозначить как 'традиционалистский' тип установок. Согласно ему армия рассматривается как институт, открывающий дополнительные каналы вертикальной мобильности или хотя бы позволяющий повысить собственный статус, получив уникальные (т.е. другими путями мало или вообще не доступные) социальные ресурсы – например, профессию, знания, связи и т.д.

Второй тип установок – 'модерный'. Армия рассматривается в качестве обязательного этапа социализации, в качестве сферы социальной жизни, участие в которой есть долг. Без этого участия индивид не может считаться полноценным членом общества – с вытекающими 'ресурсными' последствиями: в одном случае его рассматривают как сложившегося человека, и преодолевать статусные и карьерные ступени ему становится существенно легче; в другом – человеку приходится привлекать социально-значимые оправдания или же доказательства собственной 'социальной зрелости'.

Третий тип – 'постмодерный'. Армия рассматривается как один из возможных вариантов построения биографии – со своими плюсами и минусами. Индивид рассматривает эту сферу жизни с точки зрения ресурсов, которые может приобрести или же, наоборот, потерять. Последнее обстоятельство в условиях обязательности службы, с одной стороны, и динамичности изменений, происходящих в обществе – с другой, приобретает особую важность. Если субъективно рассчитанный баланс выгод и потерь отрицателен, армия оценивается как поражение, биографическая неудача, закрывающая надежды на вертикальную мобильность, столь желанную молодыми людьми и родителями на этапе профессионального и карьерного становления. В любом случае, главная отличительная черта этого типа установок – представление о необходимости права выбора: служить или не служить в армии.

* * *

Чтобы описать социальные и демографические параметры типологических групп людей, выделенных на основании заявленных принципов, требуются дополнительные исследования, однако уже имеющиеся данные позволяют подтвердить обоснованность предложенной гипотетической типологии.

На материалах последнего опроса удалось выделить четыре группы людей, образованные двумя параметрами: 'готовность либо неготовность идти в армию' и 'обязательность службы для всех молодых людей либо признание права на выбор – служить или не служить'. Группы выделялись по ответам на вопросы:
  • 'Если бы Вы были молодым человеком призывного возраста и могли выбирать – служить в армии или не служить, сегодня Вы бы пошли или не пошли в армию?';


  • 'Одни полагают, что каждый молодой человек обязан пройти службу в армии. Другие полагают, что молодой человек должен иметь право самостоятельно решать, служить ему в армии или не служить. С каким мнением Вы согласны – с первым или со вторым?'.

№ выделенной группы

Сочетание параметров

% в населении

1

Пошел бы служить и Обязан пройти службу

34

2

Не пошел бы служить и Право решать самому

17

3

Пошел бы служить и Право решать самому

8

4

Не пошел бы служить и Обязан пройти службу

13

* * *

Наибольшие различия в группах обнаруживаются при ответах на вопрос: 'Одни полагают, что после службы в армии у молодого человека появляется больше возможностей устроиться в жизни, другие – что меньше возможностей устроиться в жизни. С каким мнением – с первым или со вторым – Вы согласны?'. Среди согласных с первым мнением преобладают представители 1-й группы, т.е. те, кто службу в армии вменяет в обязанность и сам готов служить. Среди поддерживающих противоположную точку зрения значимо чаще, чем в среднем, встречаются представители 2-й группы, т.е. те, кто служить не хочет и высказывается за право самостоятельного выбора в этом вопросе.

 

Больше возможностей

Меньше возможностей

Доля (%) 45 26

Группа 1 – 34%

53

13

Группа 2 – 17%

0

67

Группа 3 – 8%

9

8

Группа 4 – 13%

16

8



В целом же вопрос о возможностях социальной реализации, которые появляются у человека после армии, наиболее сильно дифференцировал опрошенных. Общая закономерность такова: убежденные в том, что каждый, кто пригоден к службе, должен пройти армию, уверены и в том, что после армии у человека появляется больше возможностей устроиться в жизни. Неудивительно, что в гипотетической ситуации такие респонденты существенно чаще других наших сограждан выражают готовность пойти в армию. Те же, кто выступает за право самостоятельного решения – служить или нет, придерживаются иной позиции: они полагают, что армия уменьшает возможности устроиться в жизни. Соответственно, среди этих людей преобладают 'отказники'.

 

Все

Выделенные параметры

пошел бы служить не пошел бы служить обязан служить право решать самому

Вопрос: 'Одни полагают, что после службы в армии у молодого человека появляется больше возможностей устроиться в жизни. Другие полагают, что меньше возможностей устроиться в жизни. С каким мнением – с первым или со вторым – Вы согласны?'

С первым

45

65

30

63

27

Со вторым

26

12

39

11

44



Рассуждения на фокус-группах и ответы на открытые вопросы показывают различие структур обоснований той или иной позиции. (Отметим, что разный статус армейской службы 'прежде' и 'сейчас' рефлексируется очень редко).

Считающие, что после службы появляется больше возможностей, в первую очередь имеют в виду воспитательную функцию армии: по их мнению, во время службы формируется мировоззрение человека, он приобретает жизненный опыт, становится 'зрелым человеком' (22% суждений), юноши приобретают мужественность и твердость характера, становятся самостоятельными, ответственными, дисциплинированными и т.д. (16%). Те же, кто придерживается противоположной точки зрения, чаще всего говорят о потере времени (7%), об интеллектуальной (3%) и духовной (2%) деградации, о временной утере возможности развиваться и получать образование (3%), об упущенных возможностях трудоустройства (4%).
  • 'Участник ДФГ, в прошлом – кадровый военный: Давайте вот эти вот вещи: закалка, дружба, зрелость – оставим на потом. Потому что это все можно получить, не будучи в армии. В каждом деле должен быть профессионал. И в армии должны работать профессионалы. Зачем заниматься воспитанием ненужного человека в армии, для того чтобы его выпустить? Для того чтобы стать мужиком или мужчиной, почувствовать, что вы повзрослели, не надо идти в армию. Закончите институт, овладейте специальностью, станьте профессионалом, и вы будете достаточно себя уважать и чувствовать. Не надо было этих людей посылать туда, в армию, для того, чтобы их два года обучать, тратить деньги и все прочее, чтобы потом их отпускать. Он потерял два года жизни, за которые мог спокойно стать профессионалом в любой профессии, в любой отрасли. Давайте не будем из армии делать детский сад или школу. Почему профессиональный военный должен становиться нянькой?! Лучше у меня будет один, который будет 10 лет служить, на которого я потратил 2 года, но зато 8 лет я буду знать, что я с ним и в огонь, и в воду пойду, потому что он профессионал, и другой, на гражданке – тот тоже профессионал' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Участник ДФГ, музыкант, не служивший: Сегодняшняя армия и вчерашняя ничем не отличаются. Дедовщина, как и была, она и сейчас. Офицеры, прапорщики попадались хорошие и плохие во все времена, и в этом смысле, конечно, ничего не изменилось. Изменилось общественное мнение. Раньше не пойти в армию – это было стыдно. На меня потом девочки бы смотрели как-то так, на работе в отделе кадров как волчий билет, и так далее. И ребята со двора... А сейчас ситуация такова, что лучшие люди выбирают обучение в институте, и с ними нельзя не согласиться. Потому что сейчас все в бизнес ударились, или профессию получают, или зарабатывают... Дети каждый день видят, как жизнь дорожает, как их родители плохо живут, и такой контраст, когда богатые ездят на хороших машинах, обедают в хороших ресторанах. И что – пойдет служить два года, год служить. Но он время это потеряет без толку, или даже его семье от этого только хуже будет. Он не видит смысла в этом' (ДФГ, Москва).
Наиболее яркий контраст во мнениях обнаруживается по вопросу о профессиях или специальностях, которые можно приобрести в армии. Считающие, что возможности устроиться в жизни после службы увеличиваются, говорят о работе в силовых структурах или охранных организациях, упоминают приобретаемые в армии молодыми людьми профессии водителя, автомеханика, радиста, специалиста по аппаратуре или технике, санинструктора, повара и т.п. Однако современные молодые люди не рассматривают данные специальности в качестве достойных для приложения собственных усилий и траты ресурсов (это можно видеть по данным исследований профессиональных ориентаций молодежи). То, что было ценностью и объектом устремлений молодежи прошлого, не имеет соизмеримой значимости в представлениях сегодняшних молодых.
  • 'Участник ДФГ, инженер, 43 года: В армии получают профессию: тот же водитель, та же связь, навыки работы с аппаратурой. И плюс то, что он живет в коллективе, среди таких же, как он сам. Одно дело – жить дома или жить в общежитии, а другое дело – жить в казарме, где свои законы, довольно-таки жесткие. Основное – что он имеет чувство локтя. Пусть это будет в бок локоть, но он тебя и поддержит. И он будет знать, как себя вести в коллективе, и в любой профессии это пригодится' (ДФГ, Воронеж).
  • 'Участник ДФГ, среднее техническое образование, 38 лет: Например, всеми нелюбимые железнодорожные войска, в которых я служил: в военно-транспортном университете люди приходят и спокойно устраиваются на работу, в высокооплачиваемую железнодорожную часть, железнодорожное депо, допустим, на пути... И становятся высококлассными специалистами, потому что получают первоначальные навыки...' (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • 'Участник ДФГ, 42 года, в прошлом – кадровый военный: Это 20 лет назад в армии получали стоящую военную специальность. И многим это пригождалось: кто-то водителем стал, кто-то другую специальность получил. В то время с обучением было похуже. В данный момент это ничего не дает – ни в жизни, ни в армии. Сейчас такая техника, что за два года бесполезно из любого делать специалиста' (ДФГ, Воронеж).
  • 'Участник ДФГ, охранник, 54 года: Ну говорят же – потеря времени. Конечно, это потом, со временем, с возрастом понимаешь, потерянное или не потерянное, но сейчас любой молодой это понимает – потерянное время. Сейчас хуже армия, сейчас жестче – как общество жестоко, и там. Армия у нас немного плохая, потому что нормальные люди идут в институты, их отмазывают, а в армию идут одни те, кто остался за бортом, кто не сумел устроиться. Но и после армии – куда устроишься?! В охрану, в милицию или в криминал. Тоже фактически остаешься за бортом' (ДФГ, Москва).
  • 'Участник ДФГ, работа в автобизнесе, 24 года: Раньше как было: он идет в армию, там он меняется, там меняется точка зрения, а приходит, можно сказать, созревший, более или менее взрослый человек. У него уже какая-то цель, и он получил какого-то там шофера. А сейчас если по каким-то обстоятельствам нормальный человек попадает, он просто теряет время, вообще выпадает из жизни. Он становится каким-то неадекватным человеком в своих поступках, мыслях. Что шофер? А он хочет стать управленцем. А на это надо много учиться – получается два года минус. И он управленцем станет в лучшем случае, при всех раскладах, лет так через десять' (ДФГ, Москва).

* * *

Оценка армии как некоторой биографической ситуации определяется множеством дополнительных факторов, влияющих в принципе на построение обыденных теорий человека, – адаптированность, образование, социальный опыт, особенности социализации и т.д. Вместе с тем, в современную эпоху, когда в полной мере оформилось одно из важных общественных изменений: индивидуализация ответственности за себя и свою судьбу – построение собственной биографии все менее остается процессом, зависящим от факторов 'извне', и становится 'рефлексивным проектом' – предприятием, в котором и главный участник, и аналитик, и руководитель суть одно и то же лицо, ты сам. И в силу этого отношение к армии конструируется притязаниями и установками человека, напрямую со службой и с армией не связанными, с позиций которых индивидом рассчитываются все плюсы и минусы своего возможного участия в этом пространстве общественной жизни.


 
2.Графики и открытые вопросы

ЕСЛИ БЫ ВЫ БЫЛИ МОЛОДЫМ ЧЕЛОВЕКОМ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА И МОГЛИ ВЫБИРАТЬ - СЛУЖИТЬ В АРМИИ ИЛИ НЕ СЛУЖИТЬ, СЕГОДНЯ ВЫ БЫ ПОШЛИ ИЛИ НЕ ПОШЛИ В АРМИЮ?

ОДНИ ПОЛАГАЮТ, ЧТО КАЖДЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАН ПРОЙТИ СЛУЖБУ В АРМИИ. ДРУГИЕ ПОЛАГАЮТ, ЧТО МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРАВО САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАТЬ, СЛУЖИТЬ ЕМУ В АРМИИ ИЛИ НЕ СЛУЖИТЬ. С КАКИМ МНЕНИЕМ ВЫ СОГЛАСНЫ - С ПЕРВЫМ ИЛИ СО ВТОРЫМ?

ОДНИ ПОЛАГАЮТ, ЧТО ПОСЛЕ СЛУЖБЫ В АРМИИ У МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА ПОЯВЛЯЕТСЯ БОЛЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УСТРОИТЬСЯ В ЖИЗНИ. ДРУГИЕ - ЧТО МЕНЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УСТРОИТЬСЯ В ЖИЗНИ. С КАКИМ МНЕНИЕМ - С ПЕРВЫМ ИЛИ СО ВТОРЫМ - ВЫ СОГЛАСНЫ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ОБЩЕСТВО ДОСТАТОЧНО ИЛИ НЕ ДОСТАТОЧНО ОСВЕДОМЛЕНО О СИТУАЦИИ В АРМИИ, О ТОМ, ЧТО ТАМ ПРОИСХОДИТ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, СИТУАЦИЯ В АРМИИ ОКАЗЫВАЕТ ИЛИ НЕ ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА НАШЕ ОБЩЕСТВО, И ЕСЛИ ОКАЗЫВАЕТ, ТО В ЭТОМ ВЛИЯНИИ БОЛЬШЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИЛИ БОЛЬШЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО У МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА ПОСЛЕ СЛУЖБЫ В АРМИИ ПОЯВЛЯЕТСЯ БОЛЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УСТРОИТЬСЯ В ЖИЗНИ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Приобретается жизненный опыт, приходит зрелость

22

  • 'Опыт появляется'; 'взрослее человек становится, определилось мировоззрение'; 'больше жизненного опыта'; 'армия – школа жизни, школа выживания'; 'в армии он приобретает жизненный опыт'; 'армия научила жизни'; 'он взрослеет, зрелым становится'; 'научится жизни, будет разбираться в людях'; 'более приспособлен к жизни, есть жизненный опыт'; 'более взрослый – уже кое-что знает о жизни'.

Формируется личность

16

Мужественность, твердость характера

6

  • 'Армия воспитывает характер'; 'характер сильнее становится'; 'твердеет характер'; 'в армии станет мужчиной'; 'армия делает из пацанов мужчин'; 'более мужественный'; 'мальчик становится мужчиной, закаленным, с характером'; 'мужает'; 'формируется мужской характер'.

Самостоятельность, ответственность

6

  • 'Станет самостоятельным'; 'более ответственные'; 'более серьезное отношение к жизни'; 'армия воспитывает самостоятельность, ответственность'; 'более самостоятельные, более серьезные'.

Ум

3

  • 'Голова после армии лучше начинает соображать'; 'из армии приходят поумневшими'; 'в армии ума набираются'; 'умнее становятся'; 'больше прибавляется ума'; 'поумнели'.

Дисциплинированность

2

  • 'Армия дисциплинирует'; 'учит дисциплине'; 'приучены к дисциплине'.

Изменение личности в целом

1

  • 'Он приходит другим'; 'ребята после армии меняются в лучшую сторону'; 'человек приходит домой другим'; 'будет состоявшаяся личность'.

Расширяются возможности трудоустройства

8

Легче устроится на работу в целом

5

  • 'Больше предложений по работе'; 'быстрее берут на работу'; 'на многие работы берут'; 'лучше берут на работу'; 'после армии молодой человек получает много предложений по трудоустройству'; 'при приеме на работу отслужившие больше ценятся'.

Возможность службы в силовых структурах

3

  • 'Можно устроиться на работу в милицию'; 'легче устроится на работу в силовые структуры'; 'легче устроиться в органы'; 'возможность устроиться в органы внутренних дел'; 'его могут взять служить в милицию, в ФСБ'.

Возможность работы в охране

1

  • 'Допустим, в охрану берут отслуживших армию'; 'может работать в охране'; 'охотно берут в охранные агентства'.

Другие возможности трудоустройства

1

  • 'Есть выбор – остаться служить в армии'; 'пожарная охрана'; 'он может продолжить военную карьеру'.

Приобретаются профессиональные навыки, образование

4

  • 'Приобретет профессию'; 'в армии можно получить хорошую специальность'; 'в армии получают профессию'; 'специальность приобретает'.

Изменяется отношение окружающих

2

  • 'Уже в почете – был в армии'; 'смотрят по-другому на тех, кто служил в армии'; 'отношение в обществе к отслужившему лучше'; 'те, кто служил в армии, – их больше уважают'; 'человеку больше доверия'.

Предоставляются льготы

1

  • 'Больше льгот'; 'за ним остаются льготы'; 'вне конкурса берут в институт'; 'льготы в обучении'; 'много льгот поступить в институт'; 'обещают льготы для поступления в вуз'.

Другое

1

  • 'Кто хочет, тот всегда устроится'; 'физически здоровые люди'; 'материальное обеспечение лучше'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

57

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО У МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА ПОСЛЕ СЛУЖБЫ В АРМИИ СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УСТРОИТЬСЯ В ЖИЗНИ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Потеряно время

7

  • 'Армия отбирает два года жизни'; 'выкинуты два года жизни впустую'; 'армия – это потерянное время для молодого человека'; 'армия ничего не дает, только время отнимает'; 'время упущено – он отстал от жизни'; 'два года выпали из жизни'; 'напрасно потрачено время'.

Ухудшилось здоровье

6

Ухудшение физического здоровья

3

  • 'Инвалид физический'; 'приходят физическими калеками'; 'из армии наши ребята возвращаются инвалидами'; 'искалечили тело'.

Ухудшение здоровья в целом

3

  • 'Армия какая: ужас, уходят оттуда неизвестно какими'; 'больные приходят'; 'армия калечит молодежь'; 'приезжает труп'.

Психические расстройства

2

  • 'Возвращаются нервнобольными'; 'ненормальные приходят'; 'в армии ломают психику у молодых людей'; 'ухудшается психика'; 'из армии ребята приходят психически надорванные'.

Сложности с трудоустройством

4

  • 'После армии часто не принимают на работу'; 'в стране процветает безработица'; 'нигде не может устроиться – мало мест рабочих'; 'меньше шансов устроиться на работу'; 'трудно найти работу'; 'хорошей работы не найдут'.

Отсутствие образования

3

  • 'Сокращается время для получения образования, за это время молодой человек мог бы приобрести специальность'; 'после армии учиться уже поздно, а везде нужно высшее образование'; 'нет у него высшего образования'; 'оторван от учебы, отстает резко от тех, кто имел возможность не служить'.

Интеллектуальный спад

3

  • 'За два года тупеет'; 'теряется квалификация, в армии глупеют'; 'современная армия калечит умы'; 'головы у них высыхают, деревенеют'; 'в нашей армии мозги атрофируются'; 'за два года у молодых людей забываются все знания'.

Моральная деградация

2

  • 'Моральные дегенераты'; 'наносит вред морали'; 'в армии духовно калечат'; 'армия морально убивает'.

Отсутствие жизненных перспектив

1

  • 'Чувствуют свою ненужность'; 'государство не заботится о своих молодых людях'; 'в армии теряешь друзей, любимую девушку, надежду на все в жизни, теряешь самого себя – уже не знаешь, к чему приступить'; 'нет будущего у молодых'.

Угроза гибели

1

  • 'Еще вопрос, вернется человек из армии или нет'; 'если вообще приходит'; 'их там убивают просто-напросто'; 'много погибает'.

Другое

1

  • 'Я сам служил в армии'; 'на примере своих друзей'; 'время сейчас такое тяжелое'; 'армия не влияет на дальнейшую судьбу'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

78

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ТРИ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С АРМИЕЙ, КОТОРЫЕ ВЫ СЧИТАЕТЕ НАИБОЛЕЕ БОЛЕЗНЕННЫМИ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Условия срочной службы

54

Неуставные отношения

49

  • 'Избиение солдат, издевательства в армии'; 'дедовщина: моего внука насиловали из-за этого'; 'дедовщина как была, так и есть'; 'дедовщина везде сейчас'; 'дедовщина, насилие'; 'жуткая дедовщина'.

Потеря здоровья, гибель солдат

6

  • 'Подрыв здоровья'; 'болезни всякие, солдаты там часто болеют'; 'высокая смертность солдат'; 'гибель молодежи в армии'; 'инвалидами возвращаются, нарушение психики у всех'; 'из армии возвращаются больными, искалеченными, ненормальными'; 'дети оттуда приезжают испорченные, искалеченные и морально, и физически'; 'нет уверенности, что он вернется домой живым и здоровым'; 'возвращаются с расстройством нервной системы'; 'из армии часто приезжают больными'.

Произвол, плохое отношение к призывникам со стороны офицеров

4

  • 'Страшно слушать вернувшихся из армии об отношении офицеров к ним'; 'ужасное отношение офицерского состава к рядовому'; 'офицерский беспредел'; 'халатность офицерского состава по отношению к солдатам'; 'недоброе отношение офицеров к солдатам'; 'офицеры относятся к солдатам не так, как положено'; 'невнимание офицеров к солдатам'; 'неправильное отношение командиров к солдатам'.

Бесправие солдат

4

  • 'Пожаловаться никому нельзя'; 'бесправный солдат'; 'солдаты – рабы'; 'солдаты беззащитные'; 'права голоса у солдат нет'.

Плохое финансирование армии

42

Нищета, голод, плохое материальное обеспечение

39

  • 'На содержание солдат у армии нет денег'; 'низкая оплата за ратный труд'; 'скудное финансирование'; 'бедность'; 'мало выделяют средств в бюджет'; 'материальная незащищенность'; 'мало платят офицерам, мало дают денег на содержание и обучение солдат'; 'денег мало выделяют, ходят, как оборванцы, солдаты там'; 'солдаты полуодеты, полуобуты, офицеры не могут прокормить семьи'; 'питание в армии'; 'недостаток финансирования, и поэтому солдаты голодают'.

Нехватка, износ и устарелость военной техники, вооружения

5

  • 'Старое вооружение'; 'недостаточная оснащенность новейшими технологиями'; 'неоснащенность армии – только штык да лопата'; 'новую технику продают, а наша армия ее не видит – автоматы 72 года!'; 'плохое снабжение горючим и боеприпасами'; 'отсталое вооружение'; 'износ военной техники'; 'техника стареет, а на новую нет денег'; 'ресурс вооружения исчерпался'; 'нет современного оружия'; 'устаревшая техника'.

Плохие жилищно-бытовые условия

5

  • 'Жизненная неустроенность'; 'неустроенный быт, отсутствие жилья'; 'без квартир офицеры'; 'вообще быт плохо организован'; 'нет для военных жилья'; 'жить негде – живут в общежитиях.'; 'бытовая необустроенность'; 'плохие санитарные условия'; 'плохие социально-бытовые условия, санитарные условия'.

Отсутствие порядка и дисциплины

19

Расшатанность дисциплины

10

  • 'Мало дисциплины'; 'в армии нет дисциплины в хорошем смысле этого слова'; 'неорганизованность армии'; 'дисциплина хромает'.

Общий развал в армии

6

  • 'Хаос и развал'; 'разруха российской армии'; 'неразбериха'; 'беспорядок там и бардак'; 'разложение полное во всем'; 'всю армию развалили'; 'как таковой армии нет'.

Дезертирство

3

  • 'Убегают с оружием солдаты'; 'побеги вооруженных солдат'; 'побеги то там, то там'; 'дезертирство в армии'; 'много побегов из армии'; 'бегают ребята'.

Пьянство, наркомания военнослужащих

2

  • 'Проблема наркомании'; 'употребление алкоголя'; 'наркомания среди солдат'; 'алкоголизм'; 'много наркоманов'.

Угроза участия в военных действиях

15

  • 'Отправляют на войну'; 'их в Чечню отправляют'; 'необученных мальчишек отправляют под пули'; 'гибель в Чечне молодых ребят'; 'военные действия в горячих точках'; 'неопытных отправляют в Чечню – их, как скот, повели!'; 'горячие точки – отправляли молодых парней необученных на смерть'; 'в армии большая смертность, так как молодых отправляют в горячие точки'; 'горячие точки – туда посылают детей, которые два раза держали в руках автомат'.

Продажность, хищения

9

Воровство

5

  • 'Воровство оружия'; 'воров много'; 'все подряд воруют и продают – в том числе оружие и боеприпасы'; 'всё воруют те, кто может'; 'воровство – разворовали всю армию'; 'все разворовывается и продается'.

Коррупция

5

  • 'Коррупция, продажность армейского руководства'; 'армия продажная – все продается, коррумпированная'; 'продажность высших чинов'; 'взятки'; 'коррупция, все оттуда вытекает'; 'генералитет коррумпирован'.

Низкий профессиональный уровень военных

8

  • 'Некомпетентность офицеров'; 'неквалифицированные кадры'; 'низкий интеллектуальный уровень и рядовых, и начальников'; 'слабая подготовка солдат и офицеров'; 'необразованная армия'; 'низкий уровень подготовки командного состава'; 'низкая квалификация'; 'неграмотность высших чинов'; 'нет профессионалов'.

Проблемы реформирования армии

5

  • 'Сама структура армии, устройство и организация давно устарели'; 'необходимо создавать контрактную армию'; 'создание профессиональной армии наряду с призывниками'; 'нужна альтернативная и контрактная служба'; 'армия должна быть контрактной'; 'нет добровольности выбора'; 'чтобы служили с одного города, с одного села вместе'; 'наемная армия, улучшить командный состав, сократить срок службы'.

Проблемы призыва на службу

4

Нежелание проходить срочную службу

2

  • 'Отказ от призыва'; 'не хотят идти в армию'; 'молодежь не хочет идти в армию, пытается пристроиться куда угодно – в церковь или в больницу, лишь бы не служить'; 'молодые люди не готовы служить'.

Призыв негодных к военной службе

2

  • 'Берут неполноценных, наркоманов'; 'в армию забирают всяких психов, наркоманов, а потом они убегают, стреляют в других'; 'нет критерия отбора в армию'; 'берут в армию больных'; 'основная проблема – здоровые призывники'; 'неправильно набирают солдат: больных и бандитов'; 'судимые не должны призываться – от них дедовщина'.

Страх перед армией

1

  • 'Опасно сейчас в армии'; 'боязнь перед армией'; 'страшатся'.

Падение престижа армии, утрата смысла воинской службы

4

  • 'Отсутствие идеи армии, люди не верят, зачем служить'; 'в СМИ об армии говорят только отрицательное'; 'низкий престиж службы в армии'; 'нет связи общества с армией'; 'упал авторитет армии, служба в армии непочетна'; 'утеряна любовь к профессии'; 'падение имиджа, потеря идеи служения в армии'; 'отрицательное отношение общества к армии'; 'армии нет, патриотизма нет, нет идеологии, нет Родины'.

Общая критика командного состава

3

  • 'Надо менять полностью армейское руководство'; 'командиры не соответствуют офицерскому званию'; 'нет офицеров с большой буквы'; 'падение нравов среди офицеров'; 'безответственность офицеров высшего звена'; 'сменить руководство'.

Отсутствие внимания к армии со стороны государства

2

  • 'Внимания мало со стороны правительства'; 'нет заботы правительства о тех, кто отслужил, и о тех, кто служит'; 'требуют от армии многого, а помогать никто не хочет'; 'недостаточная забота государства об армии'; 'халатное отношение властей к нуждам армии'; 'государство наше мало делает для того, чтобы армия была на высоте'; 'недостаточная забота государства об армии'; 'от армии отвернулось правительство'; 'армия не нужна нашему правительству'; 'мало внимания уделяют власти'.

Другое

1

  • 'Все плохо'; 'слишком много суеты вокруг ухода в армию со стороны родителей'; 'много генералов'; 'проблемы в армии те же, что и у страны'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

14

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 октября 2002 г. 1500 респондентов.


 
3.Опрос экспертов

ВОПРОС: ЕСЛИ БЫ ВЫ БЫЛИ МОЛОДЫМ ЧЕЛОВЕКОМ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА И МОГЛИ ВЫБИРАТЬ – СЛУЖИТЬ В АРМИИ ИЛИ НЕ СЛУЖИТЬ, СЕГОДНЯ ВЫ БЫ ПОШЛИ ИЛИ НЕ ПОШЛИ В АРМИЮ?

ВОПРОС: ОДНИ ПОЛАГАЮТ, ЧТО КАЖДЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАН ПРОЙТИ СЛУЖБУ В АРМИИ. ДРУГИЕ ПОЛАГАЮТ, ЧТО МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРАВО САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАТЬ, СЛУЖИТЬ ЕМУ В АРМИИ ИЛИ НЕ СЛУЖИТЬ. С КАКИМ МНЕНИЕМ ВЫ СОГЛАСНЫ – С ПЕРВЫМ ИЛИ СО ВТОРЫМ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО КАЖДЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАН ПРОЙТИ СЛУЖБУ В АРМИИ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРАВО САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАТЬ, СЛУЖИТЬ ЕМУ В АРМИИ ИЛИ НЕ СЛУЖИТЬ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: ОДНИ ПОЛАГАЮТ, ЧТО ПОСЛЕ СЛУЖБЫ В АРМИИ У МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА ПОЯВЛЯЕТСЯ БОЛЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УСТРОИТЬСЯ В ЖИЗНИ. ДРУГИЕ ПОЛАГАЮТ, ЧТО ПОСЛЕ СЛУЖБЫ В АРМИИ У МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УСТРОИТЬСЯ В ЖИЗНИ. С КАКИМ МНЕНИЕМ – С ПЕРВЫМ ИЛИ СО ВТОРЫМ – ВЫ СОГЛАСНЫ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ОБЩЕСТВО ДОСТАТОЧНО ИЛИ НЕ ДОСТАТОЧНО ОСВЕДОМЛЕНО О СИТУАЦИИ В АРМИИ, О ТОМ, ЧТО ТАМ ПРОИСХОДИТ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, СИТУАЦИЯ В АРМИИ ОКАЗЫВАЕТ ИЛИ НЕ ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА НАШЕ ОБЩЕСТВО? И ЕСЛИ ОКАЗЫВАЕТ, ТО В ЭТОМ ВЛИЯНИИ БОЛЬШЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИЛИ БОЛЬШЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 15-17 октября 2002 г. 130 экспертов.


 
4.Приложение.Таблицы

ЕСЛИ БЫ ВЫ БЫЛИ МОЛОДЫМ ЧЕЛОВЕКОМ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА И МОГЛИ ВЫБИРАТЬ - СЛУЖИТЬ В АРМИИ ИЛИ НЕ СЛУЖИТЬ, СЕГОДНЯ ВЫ БЫ ПОШЛИ ИЛИ НЕ ПОШЛИ В АРМИЮ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005114272941475334283919353412273529121939242810152191251004753313237
пошел бы 4344434744405235434046474836444843433633485145404644454326303625232739
не пошел бы 4947514849524454515444434557514750495761424448554848425062686372767157
затрудняюсь ответить89757841166101177568876115746813712223124


ОДНИ ПОЛАГАЮТ, ЧТО КАЖДЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАН ПРОЙТИ СЛУЖБУ В АРМИИ. ДРУГИЕ ПОЛАГАЮТ, ЧТО МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРАВО САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАТЬ, СЛУЖИТЬ ЕМУ В АРМИИ ИЛИ НЕ СЛУЖИТЬ. С КАКИМ МНЕНИЕМ ВЫ СОГЛАСНЫ - С ПЕРВЫМ ИЛИ СО ВТОРЫМ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005114272941475334283919353412273529121939242810152191251004753313237
с первым 5150654551555845434662615444485254504838546150495548475459404437273456
со вторым 4445355244393850514934334152504241474558413547504046443637565159715840
затрудняюсь ответить550355456546642653745421569104454283


ОДНИ ПОЛАГАЮТ, ЧТО ПОСЛЕ СЛУЖБЫ В АРМИИ У МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА ПОЯВЛЯЕТСЯ БОЛЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УСТРОИТЬСЯ В ЖИЗНИ. ДРУГИЕ - ЧТО МЕНЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УСТРОИТЬСЯ В ЖИЗНИ. С КАКИМ МНЕНИЕМ - С ПЕРВЫМ ИЛИ СО ВТОРЫМ - ВЫ СОГЛАСНЫ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005114272941475334283919353412273529121939242810152191251004753313237
с первым 4548494944435040434844444842444445464240465045514643384642374134393042
со вторым 262324282624242726272420232932232726313523172826242824267353337393730
затрудняюсь ответить3029272330332633312532352929243428282725313227233029392850282629223328


КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ОБЩЕСТВО ДОСТАТОЧНО ИЛИ НЕ ДОСТАТОЧНО ОСВЕДОМЛЕНО О СИТУАЦИИ В АРМИИ, О ТОМ, ЧТО ТАМ ПРОИСХОДИТ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005114272941475334283919353412273529121939242810152191251004753313237
достаточно2826332925282827242433332825242727292831292432203120332540242225232523
не достаточно 6465616564646463696956516370736563656561626763765768576854717271737368
затрудняюсь ответить98661187107612169538107771096412121086574429


КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, СИТУАЦИЯ В АРМИИ ОКАЗЫВАЕТ ИЛИ НЕ ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА НАШЕ ОБЩЕСТВО, И ЕСЛИ ОКАЗЫВАЕТ, ТО В ЭТОМ ВЛИЯНИИ БОЛЬШЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИЛИ БОЛЬШЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005114272941475334283919353412273529121939242810152191251004753313237
не оказывает влияния897997978885981187951286948111038101181488
больше положительного 181921231615241216201716221516171719161819171516162321132281078611
больше отрицательного 5351525052565056545452465059555157535855485456554945506161656366696759
затрудняюсь ответить212220192321172522182333191817241919211524222025242119239171518101821


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 октября 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.