Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/OPEN/projects/dominant/dominant2002/659_996/dd025129




Министерство по налогам и сборам

26.12.2002 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Мытари отвечают за всех
2.Графики и открытые вопросы
3.Приложение.Таблицы

 
1.Мытари отвечают за всех


Известно, что значительная часть бюджета страны формируется из налоговых поступлений, поэтому важность эффективного и стабильного функционирования системы сбора налогов для наших сограждан вполне очевидна. Впрочем, деятельность руководящего этим процессом Министерства по налогам и сборам значительная часть опрошенных – 48% – оценить не смогла. Впрочем, как показывают проведенные ранее опросы, респонденты испытывают трудности с оценкой большинства министерств.

В ответах тех, кто высказал то или иное мнение о деятельности МНС, доля позитивных откликов почти в полтора раза превосходит долю негативных: 32% опрошенных оценивают работу этого ведомства как хорошую, 20% – как плохую. Неудивительно, что среди критиков его деятельности преобладают представители ресурсных слоев российского общества – высокообразованные респонденты (27%), лица с относительно высокими доходами (26%) и жители мегаполисов (28%). Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, эти категории людей более информированы и компетентны, а значит – способны рассматривать проблему более многогранно. Во-вторых, они априори настроены ко всему более критично в силу сравнительно высокого уровня притязаний. И, наконец, именно представители ресурсных слоев общества, чаще других сталкиваясь с налоговыми органами, оказываются наиболее пристрастными в этом вопросе.

Тех, кто заявил о своей положительной оценке деятельности Министерства по налогам и сборам, попросили обосновать свою позицию. Как оказалось, самая большая заслуга и достижение министерства, по мнению респондентов, заключается в том, что налоги сегодня собираются – причем весьма успешно. Об этом говорят более половины тех, кто ответил на соответствующий открытый вопрос (или 17% от числа всех опрошенных), а также некоторые из участников групповых дискуссий. На успешность работы современных налоговиков указывает, по меньшей мере, тот факт, что в последние несколько лет российский бюджет из дефицитного превратился в профицитный. Также опрошенные ссылаются на регулярно появляющиеся в СМИ сообщения о том, что налоговики выполняют, а порой и перевыполняют план по сбору средств в госбюджет.
  • 'Бюджет пополняется благодаря их усилиям'; '100%-ые сборы налогов'; 'хорошо налоги собираются, даже бюджет перестал быть дефицитным'; 'выполняется план по сбору налогов'; 'деньги 'только так' собирают'; 'больше денег стало поступать в казну' (открытый вопрос, 17% ответов).


  • 'Насколько я понимаю, последние годы увеличивается собирание налогов. Не хорошо, но я хочу сказать, что как-то они работают. Какой-то прогресс уже есть. Раз собираемость налогов увеличивается, значит, они все-таки работают' (ДФГ, Москва).


  • '1-й участник: Говорят, что план выполняется. Значит, наверное, справляются.
2-я участница: Информация статистики говорит, что все хорошо' (ДФГ, Новосибирск).
  • '1-я участница: Наверное, неплохо работают... Потому что ведь в газетах пишут... Мы ж лично не знаем, сколько они там собирают. А вот если по газетам...
2-й участник: Да, по сбору налогов там очень неплохо.

1-я участница: Да, они же пишут, что вот, определенную сумму опять собрали... Эти деньги пошли туда-то. Я часто встречаю такие статьи' (ДФГ, Самара).
  • '1-й участник: Вообще, хорошо оно работает.
2-я участница: Хорошо, но можно было бы и лучше.

3-я участница: Мне кажется, хорошо.

4-й участник: Справляется.

5-я участница: Ведь как мы живем? За счет налогов...

2-я участница: Заполняемость госбюджета, она идёт основной частью из налогов. Так как все говорят: 'Бюджет маленький, бюджет маленький', значит, можно было бы больше собрать. Значит, можно было бы что-то еще сделать.

6-й участник: Если получается профицит бюджета, то, соответственно, налогов-то собирается нормально. Всё нормально' (ДФГ, Самара).

Вполне естественно, что для простых людей основным показателем эффективной работы МНС выступают не сухие цифры статистики, а реальные деньги в кошельке. Сегодня государство, во-первых, более-менее своевременно выплачивает пенсии и зарплаты, а, во-вторых, находит возможности регулярно увеличивать уровень этих выплат – это вызывает лишь положительные эмоции у респондентов и служит некоторым из них (3%) основанием для соответствующей оценки деятельности налогового ведомства.
  • бюджете есть средства для выплаты своевременно детских пособий, зарплаты'; 'зарплата выплачивается своевременно, значит, министерство работает'; 'пенсии выплачивают вовремя и время от времени увеличивают'; 'пенсию платят хоть мало-мальскую, армию содержат' (открытый вопрос, 3% ответов).


  • 'Зарплата бюджетникам повышается ведь из налогов – не было бы сборов, не было бы и повышения. Вся бюджетная сфера – из этого налогового бремени' (ДФГ, Новосибирск).
Респонденты признают, что существовавшая еще недавно система прогрессивного налогообложения для физических лиц была менее эффективной, чем сегодняшняя 13%-ная ставка. Реальное снижение налогов в совокупности с усилением контроля за их сбором позволили, по мнению части опрошенных (3%), увеличить эффективность деятельности министерства.
  • 'Новое законодательство приняли по уменьшению налогов'; 'стараются сделать систему уплаты более удобной и простой'; 'налоговые службы упрощают систему налогообложения'; 'понизили налоги'; 'налоговый кодекс выпустили, налоги понизили' (открытый вопрос, 1% ответов).


  • 'Налажен учет налогоплательщиков'; 'налоги стали лучше платить предприятия под давлением налоговой инспекции'; 'предприниматели боятся налоговиков'; 'стараются наказать тех, кто не платит налоги'; 'контроль больше стал, чем раньше – больше порядка'; 'возможности ускользнуть мало'; 'начали брать всех за усы, силовая структура у них сильная' (открытый вопрос, 2% ответов).
В то же время критично настроенные респонденты (7%, или чуть более трети всех ответивших на вопрос о причинах своей негативной оценки деятельности МНС) считают, что, несмотря на изменение налогового законодательства, никаких значимых изменений в сфере сбора налогов не произошло: люди как уклонялись от налогообложения, так и продолжают это делать по сей день. Респонденты упоминают о деньгах наших богатых сограждан на счетах в швейцарских банках и в оффшорных зонах, а также о пресловутой 'двойной бухгалтерии', существующей практически на любом предприятии.
  • 'Много остается денег в теневой экономике'; 'много денег скрывается от налогов'; 'большинство магазинов уходит от налогов'; 'двойная бухгалтерия'; 'кто не платил налоги, тот так и не платит'; 'как уходили от налогов, так и уходят'; 'очень много людей скрывается от налогов' (открытый вопрос, 7% ответов).


  • 'Надо навести порядок и в большом, и малом бизнесе. Чтобы не было черных вот этих списочков и черного нала. Вот когда их не будет, тогда будут налоги целиком платить' (ДФГ, Москва).


  • '1-я участница: Мне так кажется, что теневые капиталы существуют, и много людей, у которых огромные средства в швейцарских банках хранятся и никаким налогам не подвергаются. А собирают как раз мелочевку, трясут-то всех. А вот как оттуда это всё достать, как это сделать?..
2-й участник: Это вопрос уже другой, да.

1-я участница: Как вывести из тени? Это как раз Министерство, а не конкретный налоговый инспектор должен решать, правильно?

3-й участник: Их политика должна быть на это направлена' (ДФГ, Самара).

Негодуют респонденты и по поводу того, что основной 'запал' налоговиков направлен на простых, небогатых россиян, в то время как олигархи, по их мнению, совершенно спокойно уходят из их поля зрения.
  • 'Собирают не с того, с кого надо: пусть возьмут налоги с Чубайса, Черномырдина'; 'олигархов не тревожат, не трогают'; 'они с бедных берут, а с богатых не могут – те уклоняются'; 'идет упор на физические лица, а не на олигархов и монополистов'; 'удается собирать деньги с тех, у кого низкий или средний доход, а большие налоги скрываются'; 'не с тех деньги собирают, с которых нужно собирать: мелких тормошат, а миллионеров не трогают' (открытый вопрос, 3% ответов).
Еще часть недовольных работой МНС респондентов отмечают, что даже те деньги, которые удается реально собрать, идут не по назначению. Эти наши сограждане полагают, что значительная часть средств проходит 'мимо кармана государства' и оседает непонятно где.
  • 'Больше 50% налогов проходит мимо кармана государства'; 'налоги собирают, а куда идут эти налоги, неизвестно'; 'очень много денег уходит налево, которые могли бы идти государству'; 'казна у нас плохенькая, очень мало денег попадает в казну' (открытый вопрос, 2% ответов).
Участники фокус-групп выступают за введение более прозрачной системы контроля за распределением собранных средств – тогда, полагают они, и сбор налогов окажется более эффективным.
  • 'Модератор: А при каких условиях сбор налогов был бы более эффективен?
Участница ДФГ: Контролировать распределение тех, что собрали. Чтобы они были больше, надо смотреть, куда они растекаются, как ручейки от большой реки' (ДФГ, Москва).
  • '1-й участник: Мне кажется, нужна прозрачность использования налогов, куда уходят эти налоги. Чтоб все люди знали, куда это...
2-я участница: Да, безусловно.

1-й участник: Чтобы человек, заплатив налог, знал, куда это ушло. Не в карман, допустим, какому-то депутату, который там прокрутил законы и получил их себе в карман, а на социальную сферу. Или, допустим, на постройку завода, или на постройку фабрики. Чтоб все знали, куда идут налоги' (ДФГ, Самара).

Впрочем, некоторые респонденты с трудом верят в действенность подобного механизма. Они полагают, что это, скорее, психологическая проблема: чем больше у человека денег, тем жаднее он становится и тем неохотнее расстается с тем, что имеет.
  • 'Модератор: Владимир говорит, если будет более открыто: вот эти налоги пошли туда-то, туда-то, – то тогда люди больше...
1-й участник (Владимир): Да, то люди не будут скрываться.

2-й участник: Да нет, ерунда. Будут скрывать.

3-й участник: Это не влияет.

4-я участница: Будут скрывать всегда' (ДФГ, Самара).
  • 'Вы знаете, это зависит от сознательности людей. А бессознательных людей сколько было, столько и останется: как они укрывали свои доходы, так они и будут укрывать – ничего не сделаешь. Это опять же из жизни. Понимаете, это касается просто личной жадности. Есть люди, у которых чем больше денег, тем больше хочется' (ДФГ, Самара).
Уточним: контроль за распределением собранных налогов в компетенцию МНС никоим образом не входит. Однако из-за того, что респонденты не до конца знают и понимают механизм распределения ответственности между министерствами, они зачастую склонны приписывать функции одного ведомства другому. В данном случае оказалось, что за ошибки и неудачи структур, действительно ответственных за распределение средств, частично расплачивается своей репутацией Министерство по налогам и сборам.

Вообще же, одна из самых серьезных проблем, как оценили ее респонденты в ходе обсуждения этой тематики, – это проблема взяточничества: за деньги можно решить любую проблему и обойти любой – даже самый совершенный – закон.
  • 'Коррумпированность сквозная'; 'работники этого ведомства вообще плохо себя зарекомендовали – берут взятки'; 'среди налоговиков много взяточников'; 'они все купленные'; 'везде, а там тем более – одна мафия и коррупция'; 'берут большие взятки' (открытый вопрос, 4% ответов).


  • '1-й участник: Мне в этом году приходилось много с ними состыковываться. Я не решил один вопрос, но я был уверен на 100%, что если б у меня были деньги, я б его решил.
2-й участник: Конечно.

1-й участник: И чем больше у тебя денег, тем быстрее ты решаешь вопрос.

3-я участница: Тем ближе к вам закон' (ДФГ, Самара).

Неудивительно, что в ответах на вопрос: 'Опишите, пожалуйста, современного работника налоговой службы. Какой образ работника налоговой службы сложился в Вашем представлении?' – весьма часто встречались определения 'вор' и 'взяточник' (об этом заявили четверть ответивших на вопрос, или 12% в целом по выборке). Похожие реплики звучали и из уст участников ДФГ.
  • 'Взяточник в большинстве случаев'; 'дали волю – воры развелись'; 'если к нему идешь, подарок надо нести'; 'такие же, как менты, – любят чуть-чуть украсть и выцыганить'; 'коррумпированный, нечистый на руку работник'; 'человек, обдирающий нас, простых людей' (открытый вопрос, 12% ответов).


  • 'Модератор: Какое впечатление от общения с налоговыми инспекторами?
1-й участник: У меня ужасное.

Модератор: Почему?

1-й участник: Я уже объяснил: одному надо отстегивать, другому отстегивать...

2-я участница: Если бы было много денег, причем лишних, тогда у меня были бы шикарные с ними взаимоотношения' (ДФГ, Москва).
  • 'Мне кажется, что это достаточно образованный человек, который сидит на маленькой зарплате и который не прочь оказать услуги в смысле консультации, подработать. Это человек, который может рассказать, как эти налоги обойти за определенную плату' (ДФГ, Самара).


  • 'Модератор: Екатерина, а у вас в голове какой образ сложился?
1-я участница: У меня не совсем такой положительный. Потому что налоговый инспектор – это человек, который собирает налоги с физических и юридических лиц. А юридическое лицо или физическое может быть очень богато... Они, например, заплатят небольшую сумму денег этому налоговому инспектору, чтобы он, например, пропустил эту фирму...

2-я участница: Или большую сумму. Почему небольшую?' (ДФГ, Самара).
  • '1-й участник: У них очень маленькие зарплаты вообще-то...
2-й участник: Зарплаты маленькие, но они работают именно на консультации.

1-й участник: Да-да-да' (ДФГ, Самара).

Характеризуя современного налоговика, 25% опрошенных описали представителей этой профессии негативно, 16% – позитивно. Значительная часть упреков касается нравственных качеств, присущих, по мнению участников опроса, налоговикам. Они:
  • грубые: 'грубый, жесткий в общении'; 'нетактичные, не уважают клиента'; 'нахальные, злые, грубые' (открытый вопрос, 3% ответов);


  • корыстные: 'клерк, который урвать пытается'; 'заинтересованный в личной выгоде'; 'все делают для своего кармана'; 'корыстные, делают выгоду для себя' (открытый вопрос, 2% ответов);


  • высокомерные: 'себя ведут так, как будто все им должны, пафосно'; 'стремятся показать всем, что они при власти'; 'заносчивый'; 'самодовольные, почувствовали власть' (открытый вопрос, 1% ответов);


  • безразличные, равнодушные к людям: 'нет человечности'; 'равнодушные, невнимательные к людям'; 'черствый, безразличный'; 'нечуткий к людям' (открытый вопрос, 1% ответов).
Те же, кто охарактеризовал современного налоговика положительно, считают, что эти люди обладают следующими качествами:
  • компетентностью: 'знающие свою работу'; 'компетентен в области налогов'; 'человек, знающий законы, грамотный в своей области'; 'высококвалифицированный работник' (открытый вопрос, 3% ответов);


  • ответственностью: 'исполнительный, ответственный'; 'ответственный, пунктуальный' (открытый вопрос, 3% ответов);


  • активностью, энергичностью: 'энергичные работники'; 'деятельный'; 'деловой человек'; 'проворный' (открытый вопрос, 1% ответов).
На московской фокус-группе одна из участниц предложила интересную классификацию представителей этой профессии. По ее мнению, всех налоговиков можно условно разделить на две части по сфере их профессиональной деятельности: тех, кто занимается обслуживанием крупных физических и юридических лиц, – 'элиту' налогового корпуса, и несчастных, сидящих с утра до вечера в районных налоговых инспекциях и принимающих простых граждан. Вторая категория налоговиков выглядит в ее описании весьма живописно – уставшие, замученные молодые люди с огромными синяками под глазами.
  • 'Я встречалась с налоговыми инспекторами, когда мой родственник оформлял декларацию. Это бедные, замученные люди. Когда к ним вот эти огромные очереди стояли, это был какой-то кошмар. Мне было их жалко. Это в основном молодые люди с синяками под глазами, осунувшиеся, уставшие все. Мне было жалко смотреть – особенно в конце дня' (ДФГ, Москва).


  • '1-я участница: Там же градация есть. Инспекторы, которые приходят, – это одно, а те, которые сидят, декларацию принимают, – там будут юнцы сидеть с синяками под глазами.
2-й участник: Я не понял, откуда синяки-то под глазами?

3-я участница: От усталости.

1-я участница: Большое количество народу, который надо принимать.

3-я участница: Наплыв. Бестолковый народ причем' (ДФГ, Москва).

Как уже было сказано, позитивно характеризующих работу Министерства по налогам и сборам немного больше, чем тех, кто отзывается о работе этой структуры негативно – 32% против 20% соответственно. Косвенно подтверждает эти данные и распределение ответов респондентов на вопрос о том, как они оценивают деятельность непосредственно представителей налоговой службы. Так, выяснилось, что более половины всех опрошенных в той или иной мере устраивает работа налоговиков: 24% оценили ее на 'отлично' и 'хорошо'; 28% – на 'удовлетворительно'. Совершенно недовольны ею лишь 15% респондентов; 33% затруднились с ответом.

Однако несмотря на в целом позитивное отношение к работе министерства, у рядовых работников налоговой службы имидж далеко не положительный. Отметим, что такая ситуация нетипична: как показывают проведенные ранее опросы, чаще всего в массовом сознании негативная оценка деятельности министерства в целом (Минздрав, Министерство образования и т.д.) сосуществует с позитивным образом рядовых представителей профессии (врачей, учителей и т.д.).

* * *

Просьба назвать имя главы Министерства по налогам и сборам вызвала у опрошенных значительные затруднения. О том, что главой данного ведомства сегодня является Геннадий Букаев, знают всего 3% наших сограждан (6% назвали неверное имя, а 76% прямо заявили, что не знают имени этого человека). Весьма показательно, что на фокус-группах респонденты достаточно часто называли экс-министра МНС А. Починка в качестве действующего главы этого ведомства, хотя он уже довольно продолжительное время возглавляет другое министерство.
  • 'Самый хороший образ – это Починок' (ДФГ, Москва).


  • 'Модератор: Припомните, пожалуйста, кто сегодня возглавляет Министерство по налогам и сборам?
1-й участник: Починок, по-моему. Нет?

2-я участница: Починок – министр труда.

3-я участница: Да. Уже давно' (ДФГ, Новосибирск).
  • '1-й участник: Был Починок...
2-й участник: Был Починок, а сейчас...

1-й участник: А сейчас никого не знаю. Недавно он – с полгода, наверное.

3-й участник: Я не помню' (ДФГ, Самара).

Однако при попытке оценить деятельность министра респонденты не испытывали столь значительных затруднений: 28% респондентов посчитали, что Г. Букаев справляется с возложенными на него обязанностями, а 14% – что не справляется.

Учитывая тот факт, что действительно 'знают' министра всего 3% респондентов, а оценку его деятельности смогло дать несоизмеримо большее количество опрошенных, можно констатировать, что практически все эти люди экстраполируют свое отношение к министерству на возглавляющего его министра. Этот вывод наглядно демонстрирует и приведенная ниже таблица:

Вопрос: 'Как Вы полагаете, нынешний министр по налогам и сборам Геннадий Букаев справляется или не справляется со своей работой?'


  Все

Министерство по налогам и сборам работает...

хорошо плохо затр. ответить

Справляется

28 57 16 14

Не справляется

14 4 44 8

Затр. ответить

58 38 41 78


В заключение отметим еще одну интересную особенность. Тот факт, что деятельность и министерства, и возглавляющего его министра, да и самих налоговиков оценивается респондентами главным образом на основании их представлений о состоянии бюджета государства, представляется очевидным. Однако на положение бюджета – которое опрошенные жестко увязывают с уровнем сбора налогов и, соответственно, работой МНС – влияют и многочисленные иные факторы (цены на нефть и т.д.). Но поскольку эту 'контекстную' зависимость наши сограждане замечать не склонны, репутация Министерства по налогам и сборам оказывается во многом производной от обстоятельств, находящихся вне сферы его компетенции и контроля.


 
2.Графики и открытые вопросы

ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ИМЕТЬ ДЕЛО С РАБОТНИКАМИ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ? ЕСЛИ ПРИХОДИЛОСЬ, ТО КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ В ЦЕЛОМ СЛОЖИЛОСЬ У ВАС ОТ ЭТОГО ОБЩЕНИЯ - ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ?

КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ РАБОТНИКИ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ - ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?

А КАК, ПО ВАШЕЙ ОЦЕНКЕ, СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ - ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

НА ВАШ ВЗГЛЯД, В КАКОЙ МЕРЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ В СФЕРЕ СБОРА НАЛОГОВ ЗАВИСИТ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТРА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ - ПОЛНОСТЬЮ, В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ, В НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ИЛИ СОВЕРШЕННО НЕ ЗАВИСИТ?

ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО СЕГОДНЯ ВОЗГЛАВЛЯЕТ МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НЫНЕШНИЙ МИНИСТР ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ГЕННАДИЙ БУКАЕВ СПРАВЛЯЕТСЯ ИЛИ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ РАБОТОЙ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РАБОТАЕТ ХОРОШО?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных)

Собирают налоги, пополняют бюджет страны

17

  • 'Бюджет пополняется благодаря их усилиям'; 'налоги собирают даже в деревне'; 'налог-то собирают, стало быть, справляются'; 'везде успевают со всех налоги брать'; '100-процентные сборы налогов'; 'берет регулярно все налоги'; 'хорошо налоги собираются, даже бюджет перестал быть дефицитным'; 'доход идет в казну государства, увеличение дохода идет значительно больше, чем инфляция'; 'много налогов собирают'; 'выполняется план по сбору налогов'; 'быстро берут налоги'; 'больше денег стало поступать в казну'.

Своевременно выплачиваются зарплаты, пенсии, пособия

3

  • 'Так как нам стали платить зарплату'; 'повышают пенсии – видно, куда идут деньги'; 'в бюджете есть средства для выплаты своевременно детских пособий, зарплаты'; 'зарплата выплачивается своевременно, значит, министерство работает'; 'вовремя выплачивают пенсии и зарплаты, пособия'; 'пенсии выплачивают вовремя и время от времени увеличивают'; 'страна стала выплачивать пенсии и детские вовремя'.

Контролируют исполнение налогового законодательства

2

  • 'Выявляют нарушителей'; 'налоги стали лучше платить предприятия под давлением налоговой инспекции'; 'предприниматели боятся налоговиков'; 'стараются наказать тех, кто не платит налоги'; 'они все держат под контролем'; 'контроль больше стал, чем раньше, больше порядка'; 'число налогоплательщиков увеличивается'; 'борются с неплательщиками'; 'все организации охвачены'; 'начали брать всех за усы, силовая структура у них сильная'.

Справляются с работой, видны результаты деятельности

1

  • 'Свою работу выполняет'; 'хорошо делают свою работу'; 'выполняют свои обязанности'; 'что-то хотя бы делают'; 'что-то пытаются сделать, какой-то вклад есть'; 'вроде, справляется'; 'выполняют свои задачи'; 'это заметно'.

Улучшилось налоговое законодательство

1

  • 'Новое законодательство приняли по уменьшению налогов'; 'введение новых идей, введение 13-процентного налога'; 'стараются сделать систему уплаты более удобной и простой'; 'отменили неперспективный налог при обмене валюты, вводится налог на владеющих авто'; 'налоговые службы упрощают систему налогообложения'; 'понизили налоги'; 'планирует снизить налоги предприятиям'; 'на все ввели налог'; 'налоговый кодекс выпустили, налоги понизили'.

Об этом свидетельствуют сообщения СМИ

1

  • 'Все вопросы освещают СМИ'; 'идет реклама, что нужно платить налоги'; 'говорили по ТВ'; 'рекламы много: «Заплати налоги и спи спокойно!» и т. д.'; 'по ТВ вроде бы передавали так'; 'сужу из сообщений СМИ'; 'в СМИ больше положительной информации об успехах налоговой службы'; 'рекламируют, предупреждают, чтобы вовремя платили налоги'; 'по телевизору говорили: пять им поставить надо бы'.

Общая положительная оценка

1

  • 'Убедилась на своем опыте'; 'работает нормально'; 'они не могут плохо работать'; 'просто так считаю'; 'для них это хорошо'; 'не слышно недовольств насчет налогов'; 'ничего плохого не слышал'.

Быстро, четко, добросовестно работают

1

  • 'Оперативно действуют'; 'работники добросовестно исполняют свои обязанности'; 'быстро реагирует на любую ситуацию'; 'быстро, четко работают'.

Другое

<1

  • 'Ценности возвращают'; 'меня не трогают'; 'все-таки не очень лютуют, кто показывает доходы – платит налоги'; 'средства выделяются сейчас: оргтехника есть, автомобилями обеспечены, компьютеры тоже есть'; 'богатеют – значит, работают хорошо'.

Ответ не на тему

1

Затрудняюсь ответить, нет ответа

75

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РАБОТАЕТ ПЛОХО?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных)

Налоги собираются не в полном объеме

7

Многие граждане и организации уклоняются от уплаты налогов

4

  • 'Многие скрывают свои налоги, и их не могут поймать'; 'много остается денег в теневой экономике'; 'много денег скрывается от налогов'; 'большинство магазинов уходит от налогов'; 'кто не платил налоги, тот так и не платит'; 'многие уходят от налогов'; 'как уходили от налогов, так и уходят'.

Богатые платят лишь малую часть налогов

3

  • 'Собирают не с того, кого надо: пусть возьмут налоги с Чубайса, Черномырдина'; 'олигархов не тревожат, не трогают'; 'они с бедных берут, а с богатых не могут: те уклоняются'; 'идет упор на физические лица, а не на олигархов и монополистов'; 'богатые плохо платят налоги'; 'удается собирать деньги с тех, у кого низкий или средний доход, а большие налоги скрываются'; 'не с тех деньги собирают, с которых нужно собирать – мелких тормошат, а миллионеров не трогают'; 'они собирают налоги с нищих, а у кого нужно брать налоги, они с тех не возьмут'.

Собираемость налогов в целом низкая

1

  • 'Налоги собираются несвоевременно и не в полном объеме'; 'постоянно недоборы'; 'то и дело говорят о плохих сборах'; 'показывают цифры – собираем налогов меньше, чем могли бы'; 'не добирают налоги всю дорогу'; 'плохо собирают налоги'.

Налоговая система несовершенна и несправедлива

4

  • 'Несправедливое распределение налогов: бедный платит столько, сколько богатый'; 'его постановления и инструкции путаны, с ними неудобно работать'; 'запутанная система отчетности и учетности, не могут разобраться бухгалтеры'; 'их нормативные акты далеки от жизни'; 'менять законы налоговые надо, сейчас сбор налогов неэффективен'; 'нужно менять налоговое законодательство, чтобы люди платили налоги'; 'надо менять налоговую политику, существующая не дает развиваться предпринимателям'; 'придумывают разные налоги, процент растет в сумме налогообложения'; 'дерут налоги со всего'; 'много денег берут, большой процент налогов'; 'законы не отработаны, не обдуманы, меняются, вступают в силу задним числом'.

Налоговые службы коррумпированы

4

  • 'Коррумпированность сквозная'; 'работники этого ведомства вообще плохо себя зарекомендовали – берут взятки'; 'министерство не принимает меры к своим взяточникам'; 'среди налоговиков много взяточников'; 'везде воруют и взятки берут'; 'они все купленные'; 'везде, а там тем более одна мафия и коррупция'; 'берут большие взятки'; 'потому что берут взятки'; 'воровали, так и воруют'; 'все коррумпировано'.

Низкий уровень жизни населения

2

  • 'Потому что плохое медицинское обслуживание, образование'; 'задерживается зарплата учителям, в деревнях – пенсии'; 'если не повышают пенсии, не выплачивают, значит, не все налоги сдали'; 'пенсии маленькие, пособия маленькие, зарплаты маленькие'; 'так как мы живем плохо'; 'зарплата не поднимается, а цены растут'; 'живем плохо, так как не собирают как положено налоги со всех'; 'мы бы зарплату получали тогда вовремя'; 'потому что народ плохо живет'.

Не все собранные налоги поступают в бюджет

2

  • 'Больше 50% налогов проходит мимо кармана государства'; 'налоги собирают, а куда идут эти налоги, неизвестно'; 'много налогов идет мимо, 80% оседает у самих налоговиков'; 'очень много денег уходит налево, которые могли бы идти государству'; 'много налогов идет не по назначению'; 'казна у нас плохенькая, очень мало денег попадает в казну'; 'неизвестно, куда уходят налоги с некоторых предприятий'; 'нет денег в бюджете'.

Не справляются с работой, не видно результатов деятельности

1

  • 'Нет результатов'; 'налоговая полиция не до конца справляется со своими обязанностями'; 'оно вообще не работает'; 'ничего не делают'; 'не выполняют своих функций'; 'они не справляются с объемом работ'; 'их деятельность не заметна'; 'толку не видно'.

Другое

1

  • 'Очереди в инспекциях'; 'виновата в этом слабая Дума'; 'много министерство тратит денег на свои нужды'; 'не налажена экономика'; 'очень много фальши'; 'не контролируют своих подчиненных, на местах бардак'; 'все в зачаточном состоянии'; 'сдирает хорошо налоги, плохое отношение к клиентам'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

82

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ОПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СОВРЕМЕННОГО РАБОТНИКА НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ. КАКОЙ ОБРАЗ РАБОТНИКА НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ СЛОЖИЛСЯ В ВАШЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных)

Негативные характеристики

25

Вор, взяточник

12

  • 'Взяточник в большинстве случаев'; 'дали волю – воры развелись'; 'взяточничество в виде подарков: конфеты, шампанское'; 'обдираловка, обдирают мужика'; 'если к нему идешь, подарок надо нести'; 'такие же, как менты – любят чуть-чуть украсть и выцыганить'; 'человек, обдирающий нас, простых людей'; 'взяточник, однозначно'; 'шкуродер, взяточник'; 'коррумпированный, нечистый на руку работник'.

Отрицательные нравственные качества

8

Грубый

3

  • 'Грубый, жесткий в общении'; 'нетактичные, не уважают клиента'; 'нахальные, злые, грубые'; 'нагловатые'; 'хам'; 'наглый'.

Алчный, корыстный

2

  • 'Жадный'; 'клерк, который урвать пытается'; 'заинтересованный в личной выгоде'; 'все делают для своего кармана'; 'стремящиеся к обогащению'; 'корыстные, делают выгоду для себя'.

Непорядочный, нечестный

2

  • 'Порядочных просто нет'; 'не очень честный'; 'не отличаются особой честностью очень многие, люди там безнравственные, не любящие свою страну'; 'нечистоплотный'; 'не очень порядочный'; 'беспринципные, что ли'; 'без совести'.

Высокомерный

1

'Нас презирают'; 'себя ведут так, как будто все им должны, пафосно'; 'стремятся показать всем, что они при власти'; 'заносчивый'; 'самодовольные, почувствовали власть'.

Безразличный, равнодушный

1

  • 'Нет человечности'; 'равнодушные, невнимательные к людям'; 'черствый, безразличный'; 'нечуткий к людям'.

Общая отрицательная оценка

4

  • 'Конкретно описать не могу, но чувство вызывает неприятное'; 'в корне отрицательный образ'; 'в целом образ скорее отрицательный'; 'ничего хорошего сказать не могу'.

Отрицательные деловые качества

3

Некомпетентный

1

  • 'С проблемами в образовании'; 'неквалифицированный специалист'; 'малопрофессиональные'; 'грамотных нет'; 'непрофессиональны, некомпетентны зачастую, не знают порой, как регистрировать предприятия'.

Недобросовестный

1

  • 'Не выполняют свою работу'; 'никто ни за что не отвечает'; 'не хотят работать'; 'халатное отношение к работе'; 'до конца свои функции не выполняют'.

Бюрократ

1

  • 'Они только бумажки требуют – самый натуральный бюрократ, всем мешает'; 'чиновник, который с вопросами отсылает к газете «Экономика и жизнь»'...'; 'одни бюрократы'; 'бюрократия кругом'.

Позитивные характеристики

16

Положительные деловые качества

8

Компетентный

3

  • 'Знающие свою работу'; 'знает свое дело'; 'все грамотные'; 'знающие'; 'компетентен в области налогов'; 'человек, знающий законы, грамотный в своей области'; 'высококвалифицированный работник'; 'знающего законы, владеющего компьютером'.

Добросовестный, ответственный

3

  • 'Исполнительный, ответственный'; 'ответственный, пунктуальный'.

Образованный

2

  • 'Образование высшее обязательно'; 'юридическое образование'; 'человек с высшим образованием'.

Активный, деловой

1

  • 'Энергичный'; 'энергичные работники'; 'деятельный'; 'деловой человек'; 'проворный'.

Умный

1

  • 'Умный'.

Положительные нравственные качества

8

Порядочный, честный

6

  • 'Прежде всего, честные'; 'неподкупный'; 'бескорыстный, честный, но таких единицы'; 'честный и чистый'; 'должен быть честным'; 'добропорядочный'.

Воспитанный, культурный

2

  • 'Вежливый'; 'сочувствующий, уважительный'; 'интеллигентный'.

Справедливый

1

  • 'Справедливый человек'.

Общая положительная оценка

1

  • 'Человек, внушающий доверие'; 'хорошее отношение к ним'; 'положительные работники'; 'очень положительное, они работают правильно – чтобы платили налоги, не скрывали их от государства'.

Волевой, настойчивый

1

  • 'Упорный'; 'волевой, целеустремленный'.

Нейтральные и неопределенные характеристики

13

Общая нейтральная оценка

4

  • 'Как другие работники'; 'люди как люди'; 'разные, такие же, как и все, в основном нормальные'; 'нормально работают'; 'нормальные ребята'; 'нормальные люди – такие же, как все'; 'нормальные женщины, живущие среди нас'.

Место работы, род занятий

3

  • 'Человек, налагающий штрафы и взыскания'; 'человек, который проверяет правильность уплаты налогов'; 'люди, которые работают со справками, с бумагами'; 'обычный чиновник, как милиция'; 'у него есть какие-то документы, он по ним берет налоги'; 'обыкновенный канцелярский работник'; 'контролер бухгалтерских документов'; 'сборщик податей'; 'собирает налоги – это их дело, собрать побольше налогов'; 'люди, проверяющие предприятия и торговцев'; 'просто государственный чиновник'.

Внешность, поведение

2

  • 'Форма новая, непривычная'; 'человек в форме'; 'плотный, около 180 кг'; 'незаметный'; 'большой, с усами, толстый'; 'тетя такая большая, советская'; 'высокий и красивый'; 'толстый, слащавый'; 'хорошо внешне выглядит'; 'с приятной внешностью'; 'строгий костюм, с дипломатом'; 'опрятный, с папкой в руках'; 'в форме налоговой службы'; 'толстый, с сотовым телефоном, крутой, неприятный'.

Благополучие, высокий статус

2

  • 'Высокооплачиваемый'; 'имеет много льгот'; 'хорошо налоговик живет: несколько месяцев поработал, можно уже не работать'; 'обеспеченный человек'; 'с очень высокой зарплатой, непонятно, за что'; 'очень хорошо получают, живут без проблем'.

Возраст

1

  • 'Молодые люди, 30 – 40 лет'; 'среднего возраста'; 'до 35 лет'.

Строгий

1

  • 'Строгий'; 'с виду строгий, но не совсем справедливый'.

Другое

1

  • 'О каждом специалисте можно сказать по-разному'; 'им трудно приходится, потому что законы не действуют'; 'неприкасаемый'; 'Починок'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

51

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 21-22 декабря 2002 г. 1500 респондентов.


 
3.Приложение.Таблицы

ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ИМЕТЬ ДЕЛО С РАБОТНИКАМИ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ? ЕСЛИ ПРИХОДИЛОСЬ, ТО КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ В ЦЕЛОМ СЛОЖИЛОСЬ У ВАС ОТ ЭТОГО ОБЩЕНИЯ - ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005213302839475333303620343512273233111739272511132461651004654343036
не приходилось иметь дела8281887782858182797788928178798781797583828384787782828480818182777789
положительное 784108477994088125879477659811510911711105
отрицательное 886107898101154811868101011868898410588810104
затрудняюсь ответить33243333333434123462242952315213231


КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ РАБОТНИКИ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ - ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005213302839475333303620343512273233111739272511132461651004654343036
отлично и хорошо 2425252923212523332316182923242225232624232524151927312817211923292114
удовлетворительно 2831223231242728282927212235352026363531292128281825273354272926272827
плохо и очень плохо 151512151415171312191414141616151316191613121619171241615272825283122
затрудняюсь ответить3329402432403036272943483626244236252029344332384636382314252426162137


А КАК, ПО ВАШЕЙ ОЦЕНКЕ, СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ - ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005213302839475333303620343512273233111739272511132461651004654343036
хорошо 3234313834263231403025203335342633352931323330202536453441292731373020
плохо202118221821251620231817162427171626282118162425171892413364132363834
затрудняюсь ответить4845513949534352404756635140395751394348505247555847464246353238263246


НА ВАШ ВЗГЛЯД, В КАКОЙ МЕРЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ В СФЕРЕ СБОРА НАЛОГОВ ЗАВИСИТ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТРА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ - ПОЛНОСТЬЮ, В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ, В НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ИЛИ СОВЕРШЕННО НЕ ЗАВИСИТ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005213302839475333303620343512273233111739272511132461651004654343036
зависит полностью 1718291620181916181816171620161814202019171714162417202013141512151610
зависит в значительной мере 3438254034303434363631243437413133374835283434373533253534403743453837
зависит в незначительной мере 1312101415101610141410813141714131211201271313813141318212517212121
совершенно не зависит 75584886676458116685874103851244121211111510
затрудняюсь ответить292730212734233425243747322115323423161835372831263229283113101681022


ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО СЕГОДНЯ ВОЗГЛАВЛЯЕТ МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005213302839475333303620343512273233111739272511132461651004654343036
не знаю 7677777775777676817673797778667975757083747978805981837483787976867373
правильный ответ 34144352343243714565323473122333351
неправильный ответ 65967565477565107566855721524738693712
затрудняюсь ответить14141312151513161313171513141713161318419131213191413171112121281414


КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НЫНЕШНИЙ МИНИСТР ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ГЕННАДИЙ БУКАЕВ СПРАВЛЯЕТСЯ ИЛИ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ РАБОТОЙ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005213302839475333303620343512273233111739272511132461651004654343036
справляется 2831293829213026342624182831342029332931282623262830422738242623323013
не справляется 1413151412161711131414121018151112192021119162010872113192514191919
затрудняюсь ответить5856564959635362536062706151516959485148616461556262515349565062505068


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 21-22 декабря 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.