Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/OPEN/projects/dominant/dominant2003/819_381/dd032125




Президентское послание

29.05.2003 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Свежо Послание, но верится с трудом...
2.Графики и открытые вопросы
3.Электронная фокус-группа
4.Опрос экспертов
5.Приложение.Таблицы

 
1.Свежо Послание, но верится с трудом...


Ежегодное Послание президента России Федеральному собранию, безусловно, по своему замыслу должно служить одним из важнейших средств коммуникации между властью и населением. В какой мере оно выполняет эту свою функцию сегодня? Насколько граждане разделяют, одобряют цели, заявляемые властью в Послании, в какой степени они уверены в достижимости данных целей, и соответственно, каким образом это влияет на их позицию в отношении власти? Попробуем ответить на поставленные вопросы, используя данные двух опросов, проведенных до и после Президентского послания-2003.

Представления россиян относительно природы, предназначения Президентского послания, отличаются стабильностью. Распределение суждений респондентов о значимости этого действия за последние три года практически не изменилось: 58% опрошенных считают, что это важное для страны событие (в 2001 и 2002 годах – 52% и 53%), 44% - что Послание оказывает влияние на жизнь в стране (в 2001 и 2002 годах - по 39%). Также практически неизменными остаются пожелания россиян относительно содержания Президентского послания. Около четверти респондентов полагают, что президент должен в первую очередь отчитаться о проделанной за год работе, а более половины хотят услышать о планах на будущее. Большинство россиян хотят узнать из Послания, что ждет страну в ближайшем году, какие краткосрочные задачи ставит перед собой власть, тогда как о долгосрочных – на 5 - 10 лет – планах президента и правительства предпочитают услышать лишь чуть более четверти респондентов (в этом году – 32%, в 2001 - 2002 – 29% и 26% соответственно). Такое постоянство суждений может подтолкнуть к гипотезе, что Послание президента как социальный факт занимает определенное, устойчивое положение в массовом сознании, в повседневной картине мира. Однако материалы дискуссионных фокус-групп, проведенных накануне выступления президента, свидетельствуют о том, что представления наших респондентов о Президентском послании, его форме и сути весьма далеки от определенности и четкости:
  • 'Участник 1: Послание президента? Я думаю, вызов какой-то правительству.
Участница 1: Ой, я поняла так, что я обратилась к президенту насчет детей-беспризорников...

Участница 2: Думаю. Послание президенту или президента?

Модератор: Послание президента.

Участница 2: Послание, чтобы каждый разобрался на своем рабочем месте.

Участница 3: Ну, послание президента - то, что первое мне пришло на ум, – это, действительно, как бы не его послание, а наше послание, то есть вот хочется, действительно, чтобы... на завтрашний день было, действительно, не хуже, чем в предыдущем.

Участница 4: Я думаю, что Послание президента – это типа письма-указания от Путина в какую-то слаборазвитую страну там.

Участница 5: Ну, мне кажется, это какое-то официальное обращение. Ну не знаю. Может, к какому-то региону, может, к какой-то стране или, там, к какому-то слою населения - инвалидам...

Модератор: Игорь?

Участник 2: Я знаю, что это такое. Это ежегодное послание по закону: выступает президент в парламенте, обращается, понятно. То есть это отчеты и указание курса, своего направления.

Участник 3: Я думаю, он один раз и на Новый год говорит Послание к народу' (ДФГ, Москва).

Это практически дословное воспроизведение диалога, состоявшегося в начале московской фокус-группы. Как мы видим, из 10 участников лишь один точно представляет себе, что такое Послание президента. При этом остальные не придерживаются какой-то одной (пусть и неточной) версии, а изобретают самые разнообразные определения – от 'выступления на Новый Год' до 'послания в слаборазвитую страну' – и даже переворачивают на 180 градусов направленность действия: 'послание президента' превращается в 'послание президенту'.

Как свидетельствует диалог, состоявшийся в начале санкт-петербургской фокус-группы, ее участники при попытке сформулировать, что же это, собственно, такое – Послание президента, испытывали еще большее замешательство:
  • 'Участник 1: Как - Послание президента?
Участница 1: Как - Послание президента? Кому послание?

Участница 2: Президенту или президента?

Участник 2: Послание или обращение?

Участница 1: Я не очень понимаю смысл. Послание президента кому?

Участник 1: Послание, допустим, в Думу.

Участник 2: Может быть, обращение?

Участница 1: Нет, он может обратиться в Думу.

Участник 1: И к народу тоже.

Участник 3: Лучше бы он этого не делал' (ДФГ, Санкт-Петербург).

В ходе дальнейшей дискуссии респонденты, признавая важность самого события, весьма скептически оценивали влияние Послания на жизнь страны, отмечая, что это влияние носит скорее косвенный характер:
  • 'Модератор: А как вы думаете, это послание в целом оказывает какое-либо влияние на жизнь страны или нет?
Участница 1: Это чисто информационное такое действие.

Участник 1: Провокационное, я бы даже так сказал.

Модератор: Информационное или провокационное?

Участник 2: Скорее провокационное.

Модератор: А я не поняла, в чем провокация?

Участник 2: Провокация? Ну, это, опять же, поднятие рейтинга' (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • 'Модератор: Татьяна, Вы как считаете, Послание президента - оно оказывает какое-то влияние на жизнь страны?
Участница: Ну, для страны, может, и не окажет, но на мнение народа о том, что делает президент...' (ДФГ, Воронеж).

Как красноречиво выразилась одна из респонденток, значение выступления президента определяется тем, что он 'является народу':
  • 'Это явление народу. Он еще раз конкретно перед народом расскажет и скажет, что он хочет, чего он может добиться... Но все-таки явление народу. Что он думает об этом, что он заботится, что он работает над этим, что он хочет что-то сделать для нас, для народа, я имею в виду. Явление важное' (ДФГ, Воронеж).
Таким образом, можно сделать вывод, что заявления о важности президентского послания отнюдь не означают, что наши респонденты в полной мере представляют себе суть этого политического действия. Само по себе это словосочетание – 'Послание президента' – не является априори чем-то значимым. Оно легко встает в один ряд с такими сугубо ритуальным действиями, как новогоднее обращение.

Спустя две недели респондентам предложили выразить свое отношение уже не к абстрактному 'Посланию президента', а к вполне конкретному действию – выступлению президента 16 мая этого года перед Федеральным собранием. Только 53% опрошенных заявили, что знают или что-то слышали об этом выступлении. Остальные 47% услышали о нем от интервьюера или затруднились с ответом (Все остальные вопросы, посвященные Посланию президента во втором опросе, задавались только тем, кто 'знает' или 'что-то слышал' о Послании. При этом распределение ответов приводится в процентах ко всем респондентам.). Среди молодежи, а также низкоресурсных групп населения, доля тех, кто не слышал о Президентском послании, превышает 50%. В целом, такое распределение ответов на данный вопрос было характерно и для опросов прошлых лет (См.: Доминанты. Поле мнений. 2002. № 016.(http://www.fom.ru/survey/dominant/405/1009/3319.html)).

Послание президента произвело на опрошенных положительное впечатление. Большинство из них считает, что В. Путину удалось отразить в его тексте основные проблемы страны. Однако напомним, что большинство наших граждан ожидают от Послания не столько отчета за прошедший год, сколько постановки задач на будущее. Поэтому нам представляются более значимыми ответы на вопросы о достижимости целей, заявленных президентом.

Респондентам был предложен список из 14 тезисов, обозначенных президентом в своем выступлении, и они должны были указать, во-первых, какие из этих целей, по их мнению, являются наиболее важными, а во-вторых, какие - более реальными, а какие – нереальными, невыполнимыми. По мнению 31% опрошенных (или 60% тех, кто отвечал на данный вопрос), наиболее важной целью сегодня является переход к профессиональной армии. Вторым в 'рейтинге' важности стоит 'сокращение государственного аппарата', далее следуют 'нормализация жизни в Чечне' и достижение 'конвертируемости рубля'. Реже других задач респонденты отмечали 'формирование правительства на основе парламентского большинства', 'консолидацию всех сил общества', 'сближение со странами Евросоюза'.

Весьма примечательным и в какой-то мере неожиданным является то, что на выбор 'приоритетов' практически не влияет ни политическая ориентация респондентов, ни их социально-демографическая принадлежность. Можно отметить только, что молодежь чаще отмечает важность 'интеграции России в мировую экономику' и 'конвертируемость рубля', среднее поколение чаще волнуют проблемы, связанные с реформой армии (очевидно, что в данном случае речь идет о переживаниях родителей тех, кому скоро предстоит армейская служба), а сторонники коммунистов чаще других поддерживают тезис об укреплении отношений со странами СНГ – и это также легко объяснимо: эта группа респондентов испытывает особую ностальгию по Советскому Союзу.

Что касается оценок вероятности достижения заявленных президентом целей, то за прошедший год уровень оптимизма здесь заметно снизился. Если в 2002 году 25% опрошенных (или почти половина из тех, кому задавался вопрос) полагали, что В. Путину удастся достичь поставленных целей, и 16% придерживались противоположного мнения, то в 2003 году доля оптимистов снизилась до 17%, что составляет менее трети от тех, кому задавался этот вопрос. Анализ распределения ответов по группам показывает, что снижение этого показателя произошло как за счет сторонников коммунистов, среди которых доля оптимистов снизилась с 17% до 9%, так и за счет тех, кто собирается голосовать за Путина, – с 34% до 28%.

Характерно, что каждый десятый сторонник В. Путина отрицательно отвечает на 'общий' вопрос о том, будут ли реализованы цели, сформулированные в Послании. Когда же речь заходит о вероятности решения конкретных задач, поставленных президентом, уровень оптимизма оказывается еще более низким, причем позиции сторонников президента еще в меньшей степени отличаются от мнений приверженцев КПРФ.

Если обратиться к мнению респондентов относительно 14 тезисов Президентского послания, то выяснится, что лишь в шести случаях доля оптимистов превышает долю пессимистов. В наибольшей степени опрошенные уверены в реалистичности планов перехода к страховой медицине (15% против 5%), укрепления отношений со странами СНГ (18% против 5%) и перевода армии на профессиональную основу (18% против 9%) (Следует отметить, что понимание этого тезиса респондентами и идеологами военной реформы в значи-тельной мере расходится (см. комментарий в разделе 'Российская армия', стр. И-14.).). При этом в случае с такими важными вопросами, как нормализация жизни в Чечне и сокращение функций госаппарата, доля пессимистов превышает долю оптимистов более чем в три раза (7% против 22% и 6% против 21%, соответственно). В реальность удвоения ВВП к 2010 году верят в четыре раза реже, чем не верят (4% против 16%), а в консолидацию общества – в пять раз (2% против 10%). Приведем данные, характеризующие соотношение пессимистов и оптимистов в оценке перспектив реализации наиболее значимых, с точки зрения респондентов, пунктов президентской программы.

Вопрос:
'Какие из предложенных целей...'

 

...являются важными

...удастся достичь

...не удастся достичь

'Дельта'

Создание профессиональной армии

31

18

9

+9

Сокращение функций государственного аппарата

28

6

21

-15

Нормализация жизни людей в Чечне

23

7

22

-15

Конвертируемость рубля

23

4

21

-17

Укрепление отношений со странами СНГ

17

18

5

+13



И хочется отметить, что в данном случае, при оценке достижимости конкретных целей, доля оптимистов среди сторонников Путина в большинстве случае лишь в незначительной мере превышает соответствующую долю среди сторонников Г. Зюганова.

Итак, мы видим, что поддержка президента основывается отнюдь не на вере в то, что он может реализовать свои замыслы. Или скажем иначе: поддержка респондентами президента лишь в малой степени зависит от того, насколько они верят в достижение президентом заявленных им самим целей. Причем если вера в то, что замыслы президента будут реализованы, падает (за год - с 25% до 17%), то рейтинг электоральной поддержки остается стабильным, и его колебания в редких случаях превышают статистическую погрешность. Даже на одном примере обсуждения Послания президента можно легко восстановить всю палитру 'оправдательной' мифологии, которая позволяет респондентам сочетать поддержку главы государства с неверием в эффективность его политики. (Существует и обратная ситуация – поддержка оппозиционных президенту лидеров в сочетании с умеренно положительными оценками В. Путина, но нас в данном случае больше интересует первая коллизия).

Во-первых, респонденты готовы признать, что президент полон самых лучших намерений, но далек от народа, находится не в курсе всех его проблем:
  • 'Да. То есть получается как бы... он чисто по типу ребенка, который еще не приземленный... Ребенок, подросток, он витает в облаках. Вот что-то по типу этого. Вроде бы все хорошее, вроде бы он действительно хочет блага, а получается, что, в общем-то, как-то не совсем понятно, как это будет, его шаги - нереальны эти шаги в основном' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'И у меня еще такое впечатление, что речь, выступление президента было далеко от реальной действительности. Такое ощущение, что человек не знает, что происходит в стране' (эксперт, Уфа).
Во-вторых, по мнению опрошенных, президенту мешают – правительство, администрация; министерства предоставляют недостоверную информацию, которую президент только озвучивает:
  • 'Еще такое впечатление, что один в поле не воин, что ему очень тяжело' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Это, видимо, по докладам определенных министерств составляется, и вот, исходя из этих данных, и делаются доклады' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Участница 1: И Касьянов - очень сильный соперник Путину, прежде всего.
Участник 2: Да, глава администрации остался, он же не должен быть при новом президенте. А его никак нельзя снять, убрать, он там, наверное, как говорится, свои дела делает и, очевидно, тормозит. Есть там, очевидно, группа, которая вставляет палки в колеса Путину, не дают ему развернуться, очевидно, мешают каким-то ответственным решениям. Т. е. он не может сам принять. Он хочет, но ему не дают' (ДФГ, Санкт-Петербург).

В третьих, респонденты полагают, что президент не должен нести ответственность за обещания, заложенные в Послании. Эту ответственность должны нести либо те, кого он назначит, либо те, кто одобрит Послание. Характерно, что именно назначение ответственных, по мнению этих респондентов, придает Посланию инструментальную ценность, позволяет оценить его как эффективное:
  • 'А вот у меня вопрос: а вот Федеральное собрание, оно должно одобрить эти послания или нет? Самое главное в этом заключается. Если оно поддерживает это Послание, то это очень хорошо. Потом Путин спросит: есть с кого спросить? Вы же поддержали мои направления на следующий год работы, почему вы не выполняете? У него есть основания снимать. А если Федеральное собрание просто заслушает, и все, то это польза не особенно большая' (ДФГ, Москва).
Все эти мотивы не новы. Мы уже подробно останавливались на них, когда рассматривали представления россиян об окружении президента (См.: Доминанты. Поле мнений. 2003. № 011 (http://www.fom.ru/survey/dominant/749/1542/5715.html)). Именно воспроизводимость мотивов позволяет говорить об их устойчивости в массовом сознании.

В целом, можно констатировать, что позитивная оценка деятельности президента опирается сегодня в большей мере не на веру в улучшение ситуации в результате его действий, а на представления о наличии у президента 'добрых намерений'. Такой подход органичен для легитимации власти скорее в условиях монархического правления, нежели в условиях правления республиканского. И не случайно наши респонденты свободно оперируют 'монархическими' аналогиями:
  • 'Участник 1: Да всеми проблемами он занимается, всеми проблемами. К нему уже обращаются, мне кажется, все.
Участница 1: Идут как к царю раньше. И в этом плане ничего не изменилось.

Участник 2: Ну так, царь-батюшка, так и есть.

Участница 1: Царь Владимир.

Участник 1: Но в России и был царь всегда. И всегда верили в царя, что цари должны быть, династия должна быть. Ну, пусть бы был один царь, я готов, чтоб у него все золотое было, но один чтоб был, а у нас получается много таких' (ДФГ, Санкт-Петербург).

Ежегодное послание выполняет в этой структуре разнообразные функции. Для одних это 'явление народу', для других - 'формальная вежливость', а также необходимое 'приободрение':
  • 'Модератор: О чем президент должен был бы говорить?
Участница: Что хуже не стало.

Модератор: Зачем?

Участница: Ну, тогда, может быть, кто-то в это поверит. Людям, кстати, спокойней будет, что вот мы там остановились' (ДФГ, Москва).

Разумеется, такой подход к Президентскому посланию свойственен не всем респондентам. Так, некоторые участники фокус-групп обращали внимание на отличия нынешнего Послания от предыдущих:
  • 'Конечно, предвыборная кампания и предвыборная программа - это понятно, но он же еще делал отчет вообще за пройденный период. И если в итоге рассмотреть, его речь носила такой критический характер в адрес своего же правительства. Многие политологи отмечают, что речь президента была во многом новая, в ней много новизны, изменился стиль и характер речи. То есть, мне кажется, это хорошие тенденции' (ДФГ, Воронеж).
Однако, как показывают наши данные, содержание Послания быстро забывается. У респондентов остается ощущение нереализованности идей президента, но они не склонны возлагать на него ответственность за это. Очевидно, основной функцией ежегодного Послания, с точки зрения рядовых граждан, остается напоминание народу о том, что президент исполнен самых лучших намерений.


 
2.Графики и открытые вопросы

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО В.ПУТИН ВЫСТУПИЛ ПЕРЕД ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ С ПРЕЗИДЕНТСКИМ ПОСЛАНИЕМ?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ УДЕЛИЛИ ПРЕЗИДЕНТСКОМУ ПОСЛАНИЮ СЛИШКОМ МНОГО ВНИМАНИЯ, СЛИШКОМ МАЛО ИЛИ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО? (Ответы заявивших, что им известно о выступлении В.Путина.)

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВЕЛО НА ВАС ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПОСЛАНИЕ В.ПУТИНА - ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ? (Ответы заявивших, что им известно о выступлении В.Путина.)

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, УДАЛОСЬ ИЛИ НЕ УДАЛОСЬ В.ПУТИНУ ОТРАЗИТЬ В ПРЕЗИДЕНТСКОМ ПОСЛАНИИ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАНЫ? (Ответы заявивших, что им известно о выступлении В.Путина.)

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, УДАСТСЯ ИЛИ НЕ УДАСТСЯ В.ПУТИНУ ОСУЩЕСТВИТЬ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, ВЫСКАЗАННЫЕ В ПРЕЗИДЕНТСКОМ ПОСЛАНИИ? (Ответы заявивших, что им известно о выступлении В.Путина.)

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПОСЛАНИЕ ПОМОГЛО ИЛИ НЕ ПОМОГЛО ВАМ ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ ВЗГЛЯДЫ И НАМЕРЕНИЯ В.ПУТИНА? (Ответы заявивших, что им известно о выступлении В.Путина.)

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЕЖЕГОДНЫЕ ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ПОСЛАНИЯ НУЖНЫ ИЛИ НЕ НУЖНЫ?

В СВОЕМ ПОСЛАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ В.ПУТИН ОБОЗНАЧИЛ НЕСКОЛЬКО ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ. КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМИ? (Карточка, не более трех ответов.)

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКИХ ИЗ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ СКОРЕЕ ВСЕГО УДАСТСЯ/НЕ УДАСТСЯ ДОСТИЧЬ? (Карточка, любое число ответов.)

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО ИЗ ТОГО, О ЧЕМ ГОВОРИЛ В. ПУТИН В ПРЕЗИДЕНТСКОМ ПОСЛАНИИ, ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО ЗАПОМНИЛОСЬ И ПОНРАВИЛОСЬ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Социальная политика

7

  • 'Чтобы люди чувствовали себя защищенными'; 'о зарплате, забота о рабочих'; 'борьба с бедностью, пенсионеры будут жить лучше'; 'трудоустройство, повышение пенсий'; 'о пенсионерах беспокоится, о ветеранах войны'; 'бесплатное лечение пенсионеров, добавка пенсии'; 'бюджетникам повысить, о социальных льготах'; 'забота о ветеранах, детях, об участниках Великой Отечественной'; 'о детях'; 'много внимания уделил социальным вопросам'; 'его забота о народе'.

Экономическая политика

5

Рост ВВП

2

  • 'Рост валового продукта в два раза'; 'увеличится в два раза общий вал'; 'увеличить промышленность в два раза, чтобы люди работали'; 'валовой внутренний продукт возрастет в два раза'; 'проблема удвоения национального дохода'; 'увеличение ВВП более чем в два раза'; 'программа по удвоению национального дохода – трудно, но без этого мы не выживем'; 'про ВВП'.

Развитие экономики в целом

3

  • 'Определенный рост в экономике – значит, есть остальные предпосылки'; 'про экономику'; 'больше затрагивал сельское хозяйство, так как оно вымирает'; 'целеустремленность на экономику'; 'экономическое положение в стране окрепло...'; 'налаживается экономика, рынка'; 'о том, что нужно поддерживать отечественного производителя, увеличивать экспорт наших товаров за границу'.

Конвертируемость, укрепление рубля

1

  • 'О том, что рубль будет конвертируемым'; 'укрепление национальной валюты – рубля'; 'про конвертируемость рубля'; 'повысят курс рубля на рынке валют'.

Военная политика

5

  • 'Военная реформа – переход на контрактную систему, что контрактники будут поступать в вузы вне конкурса и учиться бесплатно'; 'армейская реформа'; 'контрактная армия'; 'про армию – год будут служить'; 'сокращение срока службы, профессиональная армия'; 'военная реформа'; 'про армию, про вооружение'; 'о переходе к профессиональной армии'.

Государственно-правовая политика

3

Административная реформа, критика чиновников

2

  • 'О сокращении госаппарата'; 'о сокращении верхушки'; 'надо сокращать число бюрократов'; 'реструктуризация правительства'; 'о борьбе с бюрократией, чиновничеством'; 'перспективная реформа по управлению – управленческий аппарат'; 'стремление создать правительство на основе парламентского большинства'; 'сокращение госаппарата'; 'критика некоторых членов правительства'; 'критика правительственного аппарата'.

Другие государственные проблемы

2

  • 'Об отсутствии механизма реализации реформ'; 'о законности и порядке'; 'о внутренней политике и развитии страны'; 'Россия должна быть единой'; 'вопрос о принятии гражданства'; 'внимание науке'; 'все вопросы о депутатах'; 'о необходимости консолидировать общество, объединить его'.

Внешняя политика

1

  • 'Об укреплении отношений со странами СНГ'; 'консолидация стран'; 'о роли нашего государства в международных вопросах'; 'ищет связь с Америкой, Германией, Украиной'; 'что надо укреплять отношения со всеми народами бывшего СССР'; 'союз с Европой'; 'интеграция в ЕС'; 'сближение с зарубежными странами'.

Налаживание жизни в Чечне

1

  • 'Что в Чечне должны сдать оружие все без исключения'; 'надо помогать Чечне'; 'про Чечню'; 'про Чечню – нормализация жизни людей, чтобы меньше посылали денег туда'; 'что будет мир в Чечне'; 'о жизни в Чечне'; 'о чеченской проблеме'.

Форма, стиль, направленность Послания

1

  • 'Сам оптимизм послания'; 'говорил прямо, откровенно'; 'откровенность, открытость в освещении вопросов'; 'правдивая постановка вопроса'; 'его поведение достойное'; 'психологический порыв'; 'уверенность Путина в себе'; 'общий оптимизм'.

Борьба с терроризмом

1

  • 'Вопрос о терроризме'; 'по отношению к терроризму'; 'борьба с терроризмом'.

Другое

<1

  • 'Его патриотизм'; 'планы на будущее...'; 'стремление к лучшему'; '...поставил конкретные цели'; 'признание невозможности возврата в прошлое, выбор нового пути развития'.

Все понравилось

2

  • 'Все хорошо сказал'; 'почти все'; 'все понравилось – не могу выделить отдельные моменты'; 'все говорилось правильно и понравилось'.

Ничего не запомнилось и не понравилось

2

  • 'Слов много – дел мало'; 'ничего – из пустого в порожнее'; 'не запомнила ничего'; 'ничего не понравилось'; 'доклад никчемный'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

78

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО ИЗ ТОГО, О ЧЕМ ГОВОРИЛ В. ПУТИН В ПРЕЗИДЕНТСКОМ ПОСЛАНИИ, ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО ЗАПОМНИЛОСЬ И НЕ ПОНРАВИЛОСЬ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Недостаток конкретики, форма, стиль, направленность Послания

3

  • 'Нереалистичность'; 'много воды лил'; 'общие фразы, пустословие'; 'колебания во все стороны, чтобы никого не обидеть'; 'планы большие, но несбыточные'; 'мало конкретики, переливает из пустого в порожнее'; 'опять пустая болтовня'; 'нереспектабельность, ложность поставленных вопросов, неправильный выбор приобретенных вопросов'; 'конкретно не наметил планы'; 'нет конкретизации – об этом говорит любой правитель, одни обещания'; 'мало конкретики, все в дипломатично обтекаемой форме'.

Социальная политика

1

  • 'Недостаточное уделение внимания пособиям'; 'медицина – она и так уже полностью страховая'; 'что он понял жизненный уровень людей – а этого нет!'; 'его убежденность в том, что мы стали жить лучше'; 'мало о народе, о пенсионерах'; 'жизнь не улучшается'.

Государственно-правовая политика

1

  • 'Что партия большинства будет формировать правительство – это несвоевременно, общество не готово'; 'продолжение начатых реформ в начатом курсе'; 'о чиновниках что-то не очень конкретное'; 'мягкая оценка деятельности правительства Касьянова'; 'не был поднят вопрос о свободе СМИ'; 'перестройка в организации власти – притча во языцех, никому еще не удалось сломать бюрократию'; 'старается на кого-то свалить проблемы, которые он сам не решил – в частности на Касьянова'; 'оценка работы налоговых структур'; 'что он сказал: революции и контрреволюции не будет'; 'нужно пожестче, больше бороться с коррупцией'.

Чеченская проблема

1

  • 'Разрешение конфликта в Чечне – методы'; 'об амнистии в Чечне'; 'не согласен был с одним – зачем деньги бросать на ветер? Чечня – деньги до жителей Чечни не доходят, а где-то растворяются. С этим надо разобраться и быть построже'; 'об амнистии в Чечне, о заработке чеченцев – а кто о нас позаботится?!'; 'мало сказал о Чечне'; 'проблемы с Чечней'; 'что о Чечне было сказано'.

Экономическая политика

1

  • 'Мало говорил о сельском хозяйстве, его проблемах'; 'повышение ВВП к 2010 году невозможно'; 'мало касается сельского хозяйства'; 'ускорение роста ВВП'; 'прожектерство в отношении удвоения ВВП'.

Внешняя политика

1

  • 'Надо с американцами построже – много им уступаем'; 'недостаточно действий по интеграции с Западом'; 'мечта об интеграции России в единую Европу'; 'партнерские отношения с Америкой'; 'слишком много было о мировой безопасности'; 'сближение с другими странами'.

Военная политика

1

  • 'В армии надо полный срок служить'; 'что сократят службу в армии до одного года и создадут профессиональную армию – это несовместимо'; 'переход армии на стандарты НАТО'; 'за год в армии ничему не научишь'; 'сокращение срока службы в армии на один год'; 'военная реформа на контрактной основе'; 'проблема армии'.

Все не понравилось

1

  • 'Не понравилось все'; 'это просто спектакль'; 'все'.

Все понравилось

3

  • 'Такого нет'; 'такого нет – все у него правильно'; 'в принципе ничего – все было оптимистично'; 'не было'; 'все было с толком'; 'правильно говорил'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

89

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 24-25 мая 2003 г. 1500 респондентов.


 
3.Электронная фокус-группа

Эпизод

Содержание эпизода

Понимание, оценка / сила колебаний

Согласие, оценка / сила колебаний

Доверие, оценка / сила колебаний

Средняя оценка

7 (1462)

О конвертируемости рубля

2,54 /срд

2,14 /срд

0,23 /слн

1,6

8 (1463)

О проблеме гражданства

2,07/срд

1,23 /слн

1,12 /срд

1,5

5 (1460)

Об административной реформе

1,25 /срд

1,42 /срд

1,25 /слн

1,3

9 (1464)

Об отношениях со странами СНГ

1,56 /срд

1,54 /срд

0,73 /слн

1,3

10 (1465)

О военной реформе

1,61 /срд

1,83 /срд

0,18 /срд

1,2

6 (1461)

Об удвоении ВВП

1,73 /срд

1,64 /срд

0,23 /слн

1,2

4 (1459)

О социальных обязательствах государства

1,00 /слн

1,49 /срд

0,83 /слн

1,1

12 (1467)

О предвыборной деятельности политических партий

1,13 /срд

1,29 /срд

0,58 /слн

1,0

2 (1457)

О российском народе

1,54 /срд

0,84 /срд

0,00 /срд

0,8

11 (1466)

О сроках службы по призыву

1,75 /слн

0,92 /слн

-0,37/слн

0,8

3 (1458)

О страховой медицине

1,26 /срд

0,66 /срд

-0,40 /срд

0,5

1 (1456)

Об итогах трехлетнего периода

0,56 /срд

-0,07/срд

-0,77 /срд

-0,1



Эпизод № 1 (1456). РТР, 16.05.03, 12:00. В. Путин (президент РФ):
Сегодня, в соответствии с Конституцией, представляю вам доклад о положении в стране. И прежде всего подведу некоторые итоги.

Прошлогодние результаты во многом стали продолжением начатого три года назад. За трехлетний период мы не только основательно разобрали 'завалы' проблем – а заниматься ими приходилось практически в ежедневном режиме, это нас заставляла делать сама жизнь, – но и добились некоторых положительных результатов. Сейчас нужно сделать следующий шаг. И все наши решения, все наши действия необходимо подчинить тому, чтобы уже в обозримом будущем Россия прочно заняла место среди действительно сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира.

Эпизод № 2 (1457). РТР, 16.05.03, 12:00. В. Путин:
Прошедшие три года также показали, чего мы реально можем добиться, если работаем вместе и на один результат. Мы показали, что Россия – это страна, вовсе не обреченная на кризисы и прозябание. Что российский народ – талантливый, инициативный и предприимчивый, что он умеет работать и достоин лучшей жизни, что он способен ее добиться – конечно, если ему в этом не мешать. Хотя бы не мешать. Лучше, если мы будем помогать.

Эпизод № 3 (1458). РТР, 16.05.03, 12:00. В. Путин:
Напоминаю, что недавно в рамках Госсовета мы рассматривали комплекс вопросов по ускоренному переходу к страховой медицине. Полагаю, что это поможет существенно укрепить финансовую базу здравоохранения. И после отработки во второй половине этого года в 16 регионах России организационных вопросов уже со следующего года будет обеспечено медицинское страхование пенсионеров в масштабах всей страны. Очень надеюсь, что это станет серьезной поддержкой нашим пожилым гражданам.

Эпизод № 4 (1459). РТР, 16.05.03, 12:00. В. Путин:
Хочу привлечь ваше внимание к еще одной проблеме. Суммарный годовой объем социальных обязательств государства составляет сегодня 6,5 триллиона рублей. Это практически вдвое превышает размер консолидированного бюджета России. И исполнительная, и законодательная власть за многие годы наобещали людям столько, сколько российская экономика дать просто не в состоянии. Кроме обманутых ожиданий, серьезным последствием роста пустых обещаний становится снижение качества текущей экономической политики. Нам всем вместе давно пора положить конец подобной политике. Власть не может, не должна, не имеет права обманывать граждан своей собственной страны. Уж если мы с вами людям что-то и пообещали, то нужно обязательно выполнять. Или лучше не обещать тогда, не делать этого.

Эпизод № 5 (1460). РТР, 16.05.03, 12:00. В. Путин:
Наша бюрократия и сегодня обладает огромными полномочиями. Но находящееся в ее руках количество полномочий по-прежнему не соответствует качеству власти. При этом, несмотря на огромное число чиновников, в стране – тяжелейший кадровый голод. Голод на всех уровнях и во всех структурах власти. Голод на современных управленцев, эффективных людей. Сказанное составляет тот фон, на котором предстоит провести жизненно необходимую стране административную реформу.

Эпизод № 6 (1461). РТР, 16.05.03, 12:00. В. Путин:
За десятилетие мы должны как минимум удвоить валовой внутренний продукт страны. Удвоение ВВП – это системная и, конечно же, масштабная задача. Она потребует глубокого анализа и уточнения существующих подходов к экономической политике. Но главное, что нам надо здесь сделать, что нам понадобится – это опять же консолидация политических сил, общества. Консолидация всех властей, объединение лучших интеллектуальных сил, поддержка общественно-политических структур, сотрудничество парламента и правительства, совместный поиск оптимальных путей решения такой действительно стратегической, важнейшей для жизни, да и исторической задачи для России. Убежден: в России уже есть все условия для постановки и реализации подобной задачи.

Эпизод № 7 (1462). РТР, 16.05.03, 12:00. В. Путин:
Другая крупная проблема, которую надо решать вместе, – это достижение полной конвертируемости рубля. Напомню, что в прошлом в России была одна из самых и крепких, и уважаемых валют в мире. Достоинство золотого рубля приравнивалось к достоинству самой державы. Скажу прямо: стране нужен рубль, свободно обращающийся на международных рынках. Достижение этой цели станет одним из факторов реальной интеграции России в мировую экономику. А для рядовых граждан нашей страны это будет означать хотя бы на практике, что, собираясь в дорогу за пределы России, достаточно взять с собой паспорт и российские рубли.

Эпизод № 8 (1463). РТР, 16.05.03, 12:00. В. Путин:
Хочу остановиться еще на одной, очень важной и затрагивающей огромное число людей теме – проблеме гражданства. В настоящее время более одного миллиона человек, приехавших к нам после распада Советского Союза и до принятия нового законодательства о гражданстве, оказались в сложнейшей ситуации. Эти люди, которые приехали к нам, жили и работали в России, участвовали в ее политической жизни, многие из них служили в российской армии, а сейчас оказались лицами без гражданства в своей собственной стране. Считаю нашим с вами долгом эту ситуацию поправить. Нам нужны, конечно, не запреты и препоны, нам нужна эффективная иммиграционная политика, выгодная для страны и удобная для людей. Особенно для жителей Содружества независимых государств. Для тех, кто близок нам и с кем мы хорошо понимаем друг друга, с кем говорим на одном языке. Это люди нашей с вами общей российской культуры.

Эпизод № 9 (1464). РТР, 16.05.03, 12:00. В. Путин:
Нашим безусловным внешнеполитическим приоритетом остается укрепление отношений со странами Содружества независимых государств. Эти страны – наши ближайшие соседи. Нас объединяют многовековые исторические, культурные, экономические связи. Взаимозависимость нашего развития также очевидна. Кроме всего прочего, там десятки миллионов русских проживают. И должен прямо сказать: мы рассматриваем пространство СНГ как сферу наших стратегических интересов. Мы также исходим из того, что и для государств Содружества независимых государств сама Россия является зоной их национальных интересов. При этом наша страна заинтересована в стабильности и экономическом прогрессе на пространстве СНГ.

Эпизод № 10 (1465). РТР, 16.05.03, 12:00. В. Путин:
Теперь о модернизации нашей военной организации. В военной реформе ключевыми вопросами являются существенное перевооружение, совершенствование принципов комплектования и улучшение самой структуры Вооруженных Сил. Сильная, профессиональная и хорошо вооруженная армия нужна нам для благополучного и мирного развития страны. Эта армия должна быть способна защитить Россию и ее союзников, а также эффективно взаимодействовать с вооруженными силами других стран в рамках борьбы с общими угрозами.

Эпизод № 11 (1466). РТР, 16.05.03, 12:00. В. Путин:
С 2008 года продолжительность службы по призыву должна сократиться до одного года. Первые полгода призывники будут осваивать военные специальности в учебных подразделениях. После этого получат возможность выбора: либо дослужить полгода в линейных частях, либо перейти на контрактную, профессиональную службу. Отслужившие три года по контракту должны получить ряд преференций, в том числе – гарантированное право на высшее образование за государственный счет. Также принято принципиальное решение о целесообразности приема на профессиональную службу в российскую армию граждан из стран Содружества независимых государств. После трехлетней контрактной службы они получат право на приобретение российского гражданства в упрощенном порядке.

Эпизод № 12 (1467). РТР, 16.05.03, 12:00. В. Путин:
Некоторые особенности национальной политической жизни вызывают и беспокойство. Прежде всего – механизмы финансирования политических партий остаются для избирателей пока тайной за семью печатями. Рынок предвыборных и иных политических технологий в значительной степени является сегодня одним из секторов теневой экономики. Непрозрачность финансовых операций на политической сцене часто дополняется и невнятностью идеологических позиций, а иногда, прямо скажем, определенной политической неискренностью. Очевидно, что активное общение с людьми не может и не должно ограничиваться рамками предвыборных дебатов и сроками избирательных кампаний. Только повседневная связь государства и общества, которую могут и должны обеспечивать крупные партии, способна уберечь власть от совершения серьезных политических ошибок.

В. Путин:
Напоминаю, что недавно в рамках Госсовета мы рассматривали комплекс вопросов по ускоренному переходу к страховой медицине. Полагаю, что это поможет существенно укрепить финансовую базу здравоохранения. И после отработки во второй половине этого года в 16 регионах России организационных вопросов уже со следующего года будет обеспечено медицинское страхование пенсионеров в масштабах всей страны. Очень надеюсь, что это станет серьезной поддержкой нашим пожилым гражданам.

В. Путин:
Наша бюрократия и сегодня обладает огромными полномочиями. Но находящееся в ее руках количество полномочий по-прежнему не соответствует качеству власти. При этом, несмотря на огромное число чиновников, в стране – тяжелейший кадровый голод. Голод на всех уровнях и во всех структурах власти. Голод на современных управленцев, эффективных людей. Сказанное составляет тот фон, на котором предстоит провести жизненно необходимую стране административную реформу.

В. Путин:
За десятилетие мы должны как минимум удвоить валовой внутренний продукт страны. Удвоение ВВП – это системная и, конечно же, масштабная задача. Она потребует глубокого анализа и уточнения существующих подходов к экономической политике. Но главное, что нам надо здесь сделать, что нам понадобится – это опять же консолидация политических сил, общества. Консолидация всех властей, объединение лучших интеллектуальных сил, поддержка общественно-политических структур, сотрудничество парламента и правительства, совместный поиск оптимальных путей решения такой действительно стратегической, важнейшей для жизни, да и исторической задачи для России. Убежден: в России уже есть все условия для постановки и реализации подобной задачи.

В. Путин:
Другая крупная проблема, которую надо решать вместе, – это достижение полной конвертируемости рубля. Напомню, что в прошлом в России была одна из самых и крепких, и уважаемых валют в мире. Достоинство золотого рубля приравнивалось к достоинству самой державы. Скажу прямо: стране нужен рубль, свободно обращающийся на международных рынках. Достижение этой цели станет одним из факторов реальной интеграции России в мировую экономику. А для рядовых граждан нашей страны это будет означать хотя бы на практике, что, собираясь в дорогу за пределы России, достаточно взять с собой паспорт и российские рубли.

В. Путин:
Хочу остановиться еще на одной, очень важной и затрагивающей огромное число людей теме – проблеме гражданства. В настоящее время более одного миллиона человек, приехавших к нам после распада Советского Союза и до принятия нового законодательства о гражданстве, оказались в сложнейшей ситуации. Эти люди, которые приехали к нам, жили и работали в России, участвовали в ее политической жизни, многие из них служили в российской армии, а сейчас оказались лицами без гражданства в своей собственной стране. Считаю нашим с вами долгом эту ситуацию поправить. Нам нужны, конечно, не запреты и препоны, нам нужна эффективная иммиграционная политика, выгодная для страны и удобная для людей. Особенно для жителей Содружества независимых государств. Для тех, кто близок нам и с кем мы хорошо понимаем друг друга, с кем говорим на одном языке. Это люди нашей с вами общей российской культуры.

В. Путин:
Теперь о модернизации нашей военной организации. В военной реформе ключевыми вопросами являются существенное перевооружение, совершенствование принципов комплектования и улучшение самой структуры Вооруженных Сил. Сильная, профессиональная и хорошо вооруженная армия нужна нам для благополучного и мирного развития страны. Эта армия должна быть способна защитить Россию и ее союзников, а также эффективно взаимодействовать с вооруженными силами других стран в рамках борьбы с общими угрозами.

В. Путин:
С 2008 года продолжительность службы по призыву должна сократиться до одного года. Первые полгода призывники будут осваивать военные специальности в учебных подразделениях. После этого получат возможность выбора: либо дослужить полгода в линейных частях, либо перейти на контрактную, профессиональную службу. Отслужившие три года по контракту должны получить ряд преференций, в том числе – гарантированное право на высшее образование за государственный счет. Также принято принципиальное решение о целесообразности приема на профессиональную службу в российскую армию граждан из стран Содружества независимых государств. После трехлетней контрактной службы они получат право на приобретение российского гражданства в упрощенном порядке. Комментарий



К тестированию на ЭФГ были предложены фрагменты Послания президента Федеральному собранию. В целом видеоряд произвел на респондентов позитивное впечатление. Большинство тестировавшихся эпизодов были понятны участникам фокус-группы, слова президента вызывали согласие. Показатели кривой доверия, зафиксированные в ходе ЭФГ, практически по всем эпизодам были заметно ниже показателей согласия и понимания.

Лидерами рейтинга оказались фрагменты Послания, в которых речь шла о необходимости добиваться конвертируемости рубля (эпизод № 7), о российском гражданстве (эпизод № 8), об административной реформе (эпизод № 5) и об отношениях со странами СНГ (эпизод № 9). Наименее удачным оказался вводный фрагмент (эпизод № 1).

Эпизод №3 (1458)


По итогам тестирования этот эпизод оказался в нижней части рейтинговой таблицы. Прежде всего – из-за того, что респонденты не понимают механизмов действия страховой медицины. Большинство участников последовавшей за тестированием дискуссии считают, что 'уже сегодня у нас страховая медицина' и недоумевают, 'чем же новое будет лучше'. К существующему медицинскому обслуживанию у участников дискуссии есть масса претензий, и они опасаются, что нововведения усугубят ситуацию.

'Мне кажется, у нас у всех есть страховые полисы, и как бы определенная часть наших денег идет на развитие вашей отрасли. Только непонятно, почему они не доходят, – это другой вопрос. Но у нас сейчас есть личное страхование медицинское, у нас, у каждого. То есть мы приходим к врачу, нам говорят: принесите полис, принесите две копии. Мы приносим полис, потом мы приносим конверт. Все всё понимают, о каком конверте я говорю, да? Значит, у нас медицина страховая. Вот я не совсем понимаю, если она есть, страховая медицина, и есть услуга – услуге есть эквивалент денежный всегда. Я никак не могу <понять>, что еще будет дальше. Оно же уже есть – оно не работает'.

'Мало того что непонятно – страшно становится от того, что они хотят сделать. Лишить того, что у вас сегодня есть, введя то, что никто ничего не знает – что это такое? Это у вас сейчас все отнимут, причем вы обратили внимание, категорию какую называют? Пенсионеры! Это геноцидом попахивает, это хуже Пол Пота'.

'Ну, я так поняла, что он сказал: сейчас хорошо, а будет еще лучше'.
(Смех в аудитории).

'А мне показалось, что он сам не уверен в том, что он сказал. Он еще только надеется, выражает надежду, надеется – это еще не означает, что в конце концов так и будет'.

'...никто не может понять, что они хотят сделать'.

Эпизод № 5 (1460)


Один из лучших эпизодов по итогам тестирования. Участники дискуссии убеждены в том, что президент стремится оптимизировать управленческий аппарат, они поддерживают это стремление, и в то же время весьма скептически оценивают шансы этого начинания на успех. Респонденты убеждены, что российская бюрократия 'неистребима', что 'казнокрадство и взяточничество у нас всегда процветало', и что 'на место одного уволенного чиновника приходят два новых'. Некоторые из участников дискуссии решили, что президент призывает 'простой народ приобщиться к управлению страной'. Другие считают, что 'задачей Путина сегодня является избавиться от команды, навязанной ему Ельциным'.

'То есть те люди, которые стоят у власти, ну я так думаю, он сказал, что они не занимаются благосостоянием людей'.

'...по сути, он обвинял чиновников в нечистоплотности, но не секрет, что к власти рвутся именно те люди, которые хотят решить свои какие-то личные проблемы, и на народ им действительно наплевать. То есть, как ни печально, но факт остается фактом'.

'Ну ребята просто чересчур компетентны в своих интересах, а президент меня зовет реально заняться вообще вопросом, да, без вот этого вот специального образования, просто человека, понимающего, в чем заключается потребность, нужда каждого человека простого, простого именно. Другое дело, что президент сам в такой ситуации находится, что ему достаточно сложно помочь, и одного меня, конечно, там будет недостаточно. Но я бы ему пошел, помог бы'.

'Значит, опять-таки тут, видите, идет аллегория, поскольку – 91-й год – у нас правят м.н.с.: понимаете, что такое? Младшие научные сотрудники. Да, люди, которые голодные и жадные, так сказать, ограниченные и дорвавшиеся до власти, и естественно, которые удовлетворяют сегодня свои потребности. И для сегодняшнего дня они просто устарели уже по всем параметрам, даже если они были в свое время... какие-то прогрессивные идеи выдвигали, реформы и так далее. Поэтому на сегодняшний день, безусловно, Владимир Владимирович
Путин – он дает понять, что, ребята, так сказать, ваши денечки весной 2004 года будут уже, так сказать, ликвидированы. Ну и самое страшное – то, что с ликвидацией партии руководящей – КПСС, в настоящем случае для нашей страны – КПСС, которая была, так сказать... ну, руководитель любого среднего звена был членом партии, он нес персональную ответственность. Сегодня ответственность никто не несет, поскольку партия одна, вот эта партия м.н.с. – младших научных сотрудников. Нет ни ответственности, ни внутренней дисциплины, ни чувства долга, совести, чести и так далее'.

Эпизод №6 (1461)


Что касается увеличения ВВП, то здесь многие участники дискуссии интуитивно поняли, что речь идет 'о чем-то хорошем', но о чем точно – не поняли. Те, кому был ясен смысл высказывания, недоумевали, каким образом за столь непродолжительный отрезок времени можно достичь такого результата.

'Смысл непонятен. Нет, ну я поняла, что удвоить...'

'Многие не знают – я, например, консолидируюсь только, я только догадываюсь, что такое валовой продукт'.

'Я понимаю, о чем тут речь идет, но я не понимаю тут, за счет чего тут можно поднять. <...> На полпроцента – но чтобы вдвойне!'

'А за счет чего? Науки нет, образование на 50% платное. За счет чего подниматься будет? Народ же бегает с одной работы на другую. Как вы говорите, если завтра не десять проезд, а пятнадцать – да ему на этот валовой продукт...'

'Вы понимаете, сама цель – в два раза, – конечно, она настораживает. Почему? Потому что действительно можно сказать: в три, в четыре, в два. Здесь он немножко, мне кажется, погорячился. Если это было бы обосновано как-то экономически, он дал бы какие-то определенные факторы, за счет чего можно было бы в два раза поднять... Но он дал очень важный вывод, заключение в конце – как политическую, как главную философскую базу о том, что надо консолидировать все политические силы'.

Эпизод № 7 (1462)


Лучший эпизод по итогам тестирования. Участники дискуссии называли слова президента, прозвучавшие в этом фрагменте, 'голубой мечтой'. Им очень хотелось бы, чтобы мечта стала явью, но они в это не верят или почти не верят.

'Понимаете, это было прекрасно, что он говорит, но это нереально. По крайней мере, минимум – лет десять. Это просто нереально, поскольку идет сначала доллар, потом евро падает, потом евро опускается, доллар вроде поднимается, и вот на разности вот этих двух валют конвертируемых, там пятое-десятое, а о рубле-то пока речи нет. Надо, надо, надо. Когда это реально может быть – через год, через десять лет... Это просто невозможно. Пока существуют вот эти две сильные валюты, будем так говорить, рублю просто не подняться. Он не поднимется никак, не в состоянии подняться, поскольку он уже сейчас перебит, не как был золотой рубль раньше до революции, это просто нереально, просто красивые слова. Это прекрасно сказано, понимаете, но в данной ситуации это просто нереально'.

'Просто патриотичное такое заявление. Я еще застал время, когда можно было на рубль, на трояк, там, в кино сходить, мороженное поесть и все такое'.

'У меня тоже иногда ощущение, что он хочет сделать, ну и сейчас тоже подход к разговору у него, как будто он хочет в России сделать что-то по-советски'.

'В мире существует море валют, которые конвертируемые, то есть ты выезжаешь со своими деньгами – и ты можешь поменять на эти деньги, которые ходят в этой стране, вот и все. Но наш рубль должен быть обеспечен, совершенно справедливо, золотом. А чтобы он был обеспечен золотом, должна быть великолепная, хорошо развитая экономика. Если мы возьмем царскую Россию, о которой очень много говорят, но никто не переводит цифры, какие были цифры в 1913-м, в 1914-м году, на каком месте царская Россия была в мире по промышленности и сельскому хозяйству. Она была одной из первых стран мира, если она держала два фронта в Первой мировой войне. Поэтому если у нас будет хорошая, сильная экономика, почему же нашему рублю не быть? Конечно, это голубая мечта и хотелось бы, чтобы наш рубль процветал. Приятно с рублями ездить, чем с этими еврами бегать, по 36 менять'.

Эпизод № 8 (1463)


Этот эпизод занял вторую строку в нашем рейтинге. Большинство участников дискуссии совершенно согласны с высказыванием В. Путина, полагая, что проблемы гражданства следует решать 'цивилизованными способами'. Однако в ходе дискуссии высказывались и другие точки зрения: 'нам в России чужие не нужны', 'пусть едут в Европу или Белоруссию', 'и так уже от понаехавших не продохнуть'.

'Что я хочу сказать – что он, конечно... эта тема очень такая актуальная, животрепещущая, потому что мы можем сколько угодно не любить людей той или иной национальности или той или иной местности, и нам не нравится, что они к нам приезжают, но этот процесс – объективный, и против него никуда не денешься. И поэтому очень важно именно вот такую систему законов, я не знаю, как это можно сделать, это очень сложно именно, чтобы люди не чувствовали себя изгоями, чтобы все жили нормально и, как говорится, этот вопрос – один из важнейших вообще, я считаю, особенно в наше время'.

'Я думаю, что если бы были приняты такие законы, то такое явление как национализм – оно, конечно, всегда было, есть и будет – оно бы не приобретало таких глобальных масштабов, как сейчас есть. Потому что действительно каждый человек имеет право жить там, где он хочет, там, где ему больше нравится, и там, где ему удобно'.

'Здесь же – смотрите, если смотреть по случаю внимательно, он сказал односторонне, что надо обеспечить того, кто приезжает к нам. А попробуйте вы уехать в Грузию, попробуйте уехать в ту же Армению или Азербайджан. Нет, а вы посмотрите, как сюда едут с удовольствием – и вот Путин об этом говорит. Нельзя сделать так: мусульманин ты, или православный, или там еще какой-то – езжай в ту же Грузию'.

Эпизод № 10 (1465)


Необходимость сильной и профессиональной армии ни у кого из участников дискуссии сомнений не вызывала. Тем не менее скепсис, с которым участники дискуссии относятся к возможности быстрого и эффективного перевода армии на профессиональную основу, не позволил этому эпизоду занять более высокое место в рейтинговой таблице.

'Он чересчур оптимистично настроен. По-моему, там невозможно ничего сделать просто. Там же воруют по-черному. Там воруют не то что... Там так воруют как-то интересно, что даже эти все офицеры – они сидят без зарплаты иногда по несколько месяцев, с семьями, и все тащат, и кирзовые сапоги'.

'Я думаю, что армия действительно должна быть профессиональной, и армию должны серьезно к этому готовить. Вообще как бы непрофессионализм в любой области – это самое страшное. Вот непрофессионализм и некомпетентность. Когда люди, которые должны заниматься одним делом, занимаются совершенно не своим делом'.

'Сама тема, безусловно, она, тут спорить нечего, как говорится, дважды два четыре: сильная, профессиональная и прочее. Но все в конечном итоге упирается... Да, есть недостатки: воровство и тому подобное, но все упирается, правильно, в финансирование – раз, все упирается в кадры – два. Когда будут нормальную офицерам зарплату платить, и когда сама армия будет заниматься выполнением своих прямых функциональных обязанностей, то есть боевой подготовкой...'

Эпизод № 11 (1466)


Эпизод вызвал весьма противоречивые эмоции у респондентов. С одной стороны, они считают справедливым сокращение срока службы в армии для призывников, с другой – убеждены, что при 'нормальных условиях можно служить и два, а при плохих – и на полгода ребенка отправлять страшно'. Одни убеждены, что рекрутирование солдат из числа граждан СНГ 'разумно и правильно', другие возражают против такой возможности. Участники дискуссии убеждены, что нынешнее российское государство обязано заниматься проблемами армии: платить достойную зарплату офицерам, заботиться о престиже вооруженных сил, улучшать условия службы, обеспечивать всем необходимым для выполнения задач, априорно стоящих перед любой армией. Но респонденты полагают, что 'вряд ли кто-нибудь все-таки станет это делать'. У этого эпизода – один из самых низких уровней кривой доверия.

'В принципе, я думаю, это все реально, здесь страшного ничего нет. А что может пугать, если он служил в нашей армии? То есть здесь страшного ничего нет – почему нет? Человек этот честно отслужил и получил возможность, так сказать, как Владимир Владимирович говорит, по обучению, пятое-десятое, пусть он получает российское гражданство. По поводу того, что год служить, – здесь, я думаю, за год солдатом не становятся'.

'Если хорошие условия и армия готовит действительно солдат там, то мне кажется, это разницы большой как бы нет. Если хорошие условия – не страшно за своего сына, который идет туда... Наверное, самое главное – не опасаться. Чтобы он не опасался за свою жизнь'.

'Путин призывает к чему? Чтобы люди, которые занимаются военной службой, именно занимались военной службой, боевой подготовкой. И в связи с этим, когда человек будет иметь начальную подготовку, у него будет выбор. Правильно, если будут ему созданы определенные условия, если будут у него преференции, он будет знать, что он сможет поступить в высшее учебное заведение, он, вполне возможно, перейдет на контрактную основу, тем более при этом он будет получать зарплату – вы меня извините, это тоже немаловажно'. Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 22 мая 2003 г.


 
4.Опрос экспертов

ВОПРОС: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО 16 МАЯ В. ПУТИН ВЫСТУПИЛ ПЕРЕД ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ С ПРЕЗИДЕНТСКИМ ПОСЛАНИЕМ?

ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ УДЕЛИЛИ ПРЕЗИДЕНТСКОМУ ПОСЛАНИЮ СЛИШКОМ МНОГО ВНИМАНИЯ, СЛИШКОМ МАЛО ИЛИ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО?

ВОПРОС: ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВЕЛО НА ВАС ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПОСЛАНИЕ В. ПУТИНА – ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ?

ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, УДАЛОСЬ ИЛИ НЕ УДАЛОСЬ В. ПУТИНУ ОТРАЗИТЬ В ПРЕЗИДЕНТСКОМ ПОСЛАНИИ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАНЫ?

ВОПРОС: КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, УДАСТСЯ ИЛИ НЕ УДАСТСЯ В. ПУТИНУ ОСУЩЕСТВИТЬ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, ВЫСКАЗАННЫЕ В ПРЕЗИДЕНТСКОМ ПОСЛАНИИ?

ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПОСЛАНИЕ ПОМОГЛО ИЛИ НЕ ПОМОГЛО ВАМ ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ ВЗГЛЯДЫ И НАМЕРЕНИЯ В. ПУТИНА?

ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЕЖЕГОДНЫЕ ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ПОСЛАНИЯ НУЖНЫ ИЛИ НЕ НУЖНЫ?

В СВОЕМ ПОСЛАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ В. ПУТИН ОБОЗНАЧИЛ НЕСКОЛЬКО ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ. КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ ВАМ САМЫМИ ВАЖНЫМИ? (Список вариантов, любое число ответов.)

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКИХ ИЗ ОБОЗНАЧЕННЫХ В. ПУТИНЫМ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СКОРЕЕ ВСЕГО УДАСТСЯ/НЕ УДАСТСЯ ДОСТИЧЬ? (Список вариантов, любое число ответов.)
Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 20-22 мая 2003 г. 130 экспертов.


 
5.Приложение.Таблицы

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО В.ПУТИН ВЫСТУПИЛ ПЕРЕД ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ С ПРЕЗИДЕНТСКИМ ПОСЛАНИЕМ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10022244815263141475332284021343312323720121640262511132361751004753362737
знаю 28333230362629273025202833222029521827413225302135322528231727394237254450
что-то слышал(-а) 25322127192129252526203126202628252727232432222625292324212925262229213027
слышу сейчас впервые 42304337384637434043523835514938205042294138424635344346444844302930481919
затрудняюсь ответить 54456655467357653647365755931253564674


КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ УДЕЛИЛИ ПРЕЗИДЕНТСКОМУ ПОСЛАНИЮ СЛИШКОМ МНОГО ВНИМАНИЯ, СЛИШКОМ МАЛО ИЛИ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО? (Ответы заявивших, что им известно о выступлении В.Путина.)

 Россия, все Голосовали бы за партию... бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10022244815263141475332284021343312323720121640262511132361751004753362737
слишком много64859756855675461164945751284414091087811
столько, сколько нужно 31433237312734303230243435252534472732373439282926442934252833343532263242
слишком мало 6114945665648736793778565936526512111281513
затрудняюсь ответить 1089711813910108121191011109111011811913698159141191351911


ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВЕЛО НА ВАС ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПОСЛАНИЕ В.ПУТИНА - ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ? (Ответы заявивших, что им известно о выступлении В.Путина.)

 Россия, все Голосовали бы за партию... бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10022244815263141475332284021343312323720121640262511132361751004753362737
положительное31542644202837293231223537272734412832383034313029383034322735343137243544
отрицательное611311845884368535174678373107731441215971217
затрудняюсь ответить 16101412171617141616151814101518181315201819141421161015111513191919162717


КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, УДАЛОСЬ ИЛИ НЕ УДАЛОСЬ В.ПУТИНУ ОТРАЗИТЬ В ПРЕЗИДЕНТСКОМ ПОСЛАНИИ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАНЫ? (Ответы заявивших, что им известно о выступлении В.Путина.)

 Россия, все Голосовали бы за партию... бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10022244815263141475332284021343312323720121640262511132361751004753362737
удалось 29442937262932263127223232212232482329373131292629382329252728293128223136
не удалось 111014817712121210511151081118101012117111015111310865202119122029
затрудняюсь ответить 13111013121114141214131612121514111114151419131116121112111319151218122313


КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, УДАСТСЯ ИЛИ НЕ УДАСТСЯ В.ПУТИНУ ОСУЩЕСТВИТЬ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, ВЫСКАЗАННЫЕ В ПРЕЗИДЕНТСКОМ ПОСЛАНИИ? (Ответы заявивших, что им известно о выступлении В.Путина.)

 Россия, все Голосовали бы за партию... бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10022244815263141475332284021343312323720121640262511132361751004753362737
удастся 1733112892118141717151718121618231816201720151814201319221720141316141315
не удастся 1913301134142022221711232315151936152023181921152824171781410313330183243
затрудняюсь ответить 17201219121321161717141819151520181318222118171518171716141523201920142819


СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПОСЛАНИЕ ПОМОГЛО ИЛИ НЕ ПОМОГЛО ВАМ ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ ВЗГЛЯДЫ И НАМЕРЕНИЯ В.ПУТИНА? (Ответы заявивших, что им известно о выступлении В.Путина.)

 Россия, все Голосовали бы за партию... бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10022244815263141475332284021343312323720121640262511132361751004753362737
помогло 23431834172327192322182326181924332124262123242120292421262321221925161930
не помогло 1251961710101512126151488142491215141312718129123910252723173327
затрудняюсь ответить 19171717211521172018162119161819201518242121171922201519161421181818132221


КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЕЖЕГОДНЫЕ ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ПОСЛАНИЯ НУЖНЫ ИЛИ НЕ НУЖНЫ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10022244815263141475332284021343312323720121640262511132361751004753362737
нужны 65796574656768626467676763576371686265686266656655757265806375676470646770
не нужны11713715111013149101112881320101115111211111977103127171915171916
затрудняюсь ответить 23142319202222252224232224352816112824172721242426182126172518161615191414


В СВОЕМ ПОСЛАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ В.ПУТИН ОБОЗНАЧИЛ НЕСКОЛЬКО ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ. КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМИ? (Карточка, не более трех ответов.)

 Россия, все Голосовали бы за партию... бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10022244815263141475332284021343312323720121640262511132361751004753362737
создание профессиональной армии 31372935263332293329353723203036373128343330322732323734272518363339404526
сокращение функций государственного аппарата, уменьшение числа чиновников28322929322730283126213132252433312832272732302433312626322713323232293136
нормализация жизни людей в Чечне 23222323212523212223232123202420291923293225221724242219182723261933292823
конвертируемость рубля - свободное обращение рубля на мировых рынках23262524242923192719282417122031242122262824241620272528181619272925322623
укрепление отношений со странами СНГ 1717271725172016181717171818201711181814121518211717202041714141513171510
переход к страховой медицине1617171714142015121915161617171415171619101719141317151628181814919101618
удвоение валового внутреннего продукта к 2010 году 13141313151513131612131711612142513121714171581316111511158161913151914
сокращение срока службы в армии по призыву 1314121411141313121513191071615131513128161217161616111012713111591714
интеграция России в мировую экономику 13161014131910121710201288101621111118121412121419169141111212815301516
открытость информации о деятельности и финансировании партий 913711699999101097891499139118971371212710121212101016
упрощение процесса получения российского гражданства для бывших граждан Советского Союза881086810679879781077712898771215774485117109
сближение со странами Европейского Союза 86786136697116649898510988761111956691261097
консолидация всех сил общества 66766657855872581356979647787252119129715
формирование правительства на основе парламентского большинства443234344326422482544532512355071234118
другое1111011011011011111001111110110121012
затрудняюсь ответить 17111414169152113201313223318104191791615142417812201618287785710


КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКИХ ИЗ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ СКОРЕЕ ВСЕГО УДАСТСЯ ДОСТИЧЬ? (Карточка, любое число ответов.)

 Россия, все Голосовали бы за партию... бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10022244815263141475332284021343312323720121640262511132361751004753362737
создание профессиональной армии 18242020201920172215182216102021211917201820181813172524101520161319152113
укрепление отношений со странами СНГ 1821212117202015191719191612192018161723162017161620192181619252526272821
переход к страховой медицине152212181316151414161616136141823151516151714141523111681512201921232117
сокращение срока службы в армии по призыву 1317141411151113141215121281213201410161117121392118159814131511111016
упрощение процесса получения российского гражданства для бывших граждан Советского Союза10131111101110101191012959121498151013987161410595151614131914
сближение со странами Европейского Союза 9912911128712610116391111781271097815812331014181018149
нормализация жизни людей в Чечне 712510312757888648612869887681167451312131115910
интеграция России в мировую экономику 61069310557677545713748377566782711091112117
сокращение функций государственного аппарата, уменьшение числа чиновников611876767675775596477796467384658107889
формирование правительства на основе парламентского большинства553536446447323512447456259444321013671111
конвертируемость рубля - свободное обращение рубля на мировых рынках46565545543643457544564343274537596107
удвоение валового внутреннего продукта к 2010 году 4755163444463246525554443745250666784
открытость информации о деятельности и финансировании партий 4724124444344144844535435235135796589
консолидация всех сил общества 2524152132323023622214312443320434542
другое 1101011011111010102001112010010213123
затрудняюсь ответить 45324038473942494148424149654439294647364240474947303940735346313131312833


А КАКИХ ИЗ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ ДОСТИЧЬ СКОРЕЕ ВСЕГО НЕ УДАСТСЯ? (Карточка, любое число ответов.)

 Россия, все Голосовали бы за партию... бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10022244815263141475332284021343312323720121640262511132361751004753362737
нормализация жизни людей в Чечне 2223272126202423261920272114242423232225202624162421262682013303228253432
конвертируемость рубля - свободное обращение рубля на мировых рынках2125222124222618232021301511212626202028222522162325192122521252723252823
сокращение функций государственного аппарата, уменьшение числа чиновников212124202023192122192025191319223318232221281916241728206223323431313035
удвоение валового внутреннего продукта к 2010 году 161722141916181518151419161014163112152616241511202020154138273123242828
открытость информации о деятельности и финансировании партий 161617141918171418141520148171722151519191315151919121661517263022253421
консолидация всех сил общества 10101091111109128912971181681111671110151768463182016152019
интеграция России в мировую экономику 101210991010101199138810814712117121071111139393131610131115
создание профессиональной армии 9978597109910135411910981081096121049194172014191714
сокращение срока службы в армии по призыву 676736678578537610586696575594739991476
формирование правительства на основе парламентского большинства6676656675566277766685488476350101189137
переход к страховой медицине55756466655654656565646566371487961048
укрепление отношений со странами СНГ 55553555645552647463355575342517114976
сближение со странами Европейского Союза 5535265464663264735672637614144101289138
упрощение процесса получения российского гражданства для бывших граждан Советского Союза4535154343453263344323445443230656764
другое1101010111002011001011101110010110011
затрудняюсь ответить 39313138343236433442363046623734164239293133385036273234824248232124211827


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 24-25 мая 2003. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.