Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/OPEN/projects/dominant/dominant2004/dom0417/d041735




Реформы: для людей или для государства?

29.04.2004 [отчет] [ Бавин П. ]






Провозглашая планы проведения тех или иных реформ, власть, с одной стороны, видимо, должна объяснить населению, какие именно цели она перед собой ставит, а с другой, – нуждается, очевидно, в обратной связи, т. е. в понимании, на какие реформы население возлагает надежды, а каких опасается, какие считает важными, а какие второстепенными.

В ходе массового опроса мы постарались выяснить, как наши респонденты оценивают ожидаемые реформы в тех или иных областях жизни. Опрашиваемым предлагалось, с одной стороны, назвать реформы, наиболее важные для них лично, а с другой, – определить, какие именно преобразования из предложенного списка являются, с точки зрения участников опроса, наиболее важными для страны в целом. Респондентам было предложено также оценить вероятность успешного проведения этих реформ и сформулировать, чего они ожидают от этих реформ в большей степени – пользы или вреда (Респондентам предлагалась карточка, на которой были перечислены одиннадцать потенциальных ре-форм. При ответе на большинство вопросов (за исключением вопроса "О каких из перечисленных ре-форм Вы можете сказать, что их содержание, их цели Вам ясны, понятны?", где число ответов не ограничивалось) респонденты должны были давать не более трех ответов.).

Результаты опроса свидетельствуют о том, что содержание и цели реформ, предлагаемых властью, не ясны достаточно большому числу россиян. Более четверти опрошенных – 28% – заявили, что им не понятны цели и содержание ни одной из реформ, а еще 16% затруднились при ответе на соответствующий вопрос. Это значит, что почти половина россиян – 44% – весьма смутно представляет себе, что и зачем собирается реформировать руководство страны.

Наиболее понятными респондентам представляются военная и пенсионная реформы (каждую из них как "понятную" оценили по 29% опрошенных). Пятая часть опрошенных заявила, что ей понятны цели и содержание реформы здравоохранения (22%), образования (21%) и ЖКХ (20%). Наименее ясными остаются планы правительства по реформированию судебной системы и естественных монополий – 9% и 6% соответственно.

Относительно невысокий уровень осведомленности может являться следствием как безразличия населения к той или иной сфере реформирования, так и недостаточной информированности. При этом, естественно, те или иные возрастные группы лучше осведомлены о реформах, которые могут затронуть их с большей вероятностью: молодежь лучше всего представляет себе содержание военной и образовательной реформ (33% и 25% соответственно), а старшее и среднее поколения – суть пенсионной реформы (31% и 34% соответственно) (Обратим внимание: речь тут идет не о том, насколько аутентично респонденты представляют себе со-держание каждой конкретной реформы, а лишь об их субъективном ощущении осведомленности, пони-мания того или иного реформаторского замысла властей..) .

Только 3% опрошенных заявили, что для них лично ни одна из перечисленных реформ не имеет значения. Еще 14% респондентов затруднились определить, какие именно реформы важны лично для них.

Среди индивидуально значимых реформ респонденты чаще всего отмечали преобразования в сфере здравоохранения – 44%, – которые оказались в равной степени важными и для молодежи (41%), и для пожилых респондентов (44%), и для респондентов с высшим образованием (43%), и для наименее образованной части населения (40%), для "оптимистов" – почти в той же степени, как и для "пессимистов" (40% и 47% соответственно). В равной степени озабочены реформами в сфере здравоохранения как наиболее обеспеченные респонденты, так и респонденты с наименьшим уровнем доходов, как сельские жители, так и население мегаполисов. Можно, таким образом, предположить, что интерес к реформам в области здравоохранения определяется не их конкретным содержанием, а тем, что большинство населения придает проблемам здоровья в целом огромное значение и рассчитывает при этом прежде всего на государственное медицинское обслуживание.

Реформу ЖКХ
считают важной для себя 31% опрошенных. Частота упоминания реформ в этой области как персонально значимых – так же, как и в случае с реформой здравоохранения, – не зависит от возраста, образования и меры социального оптимизма респондентов. При этом, однако, степень внимания респондентов к этой сфере оказывается тем выше, чем крупнее населенный пункт, в котором они проживают, – от 22% на селе до 44% в мегаполисах.

Образовательная, ипотечная и военная реформы значительно чаще волнуют молодежь, чем пожилых респондентов, а пенсионная имеет значительно большее значение для респондентов старше 55 лет. Последний факт, кстати, прекрасно иллюстрирует определенную парадоксальность в установках респондентов: пенсионная реформа в принципе не коснется сегодняшних пенсионеров, которых она волнует как раз больше всего, тогда как к респондентам средней возрастной группы, в значительной степени к ней равнодушным, она имеет самое непосредственное отношение.

Интересно соотношение степени осведомленности и уровня значимости тех или иных реформ для участников опроса. В целом список из 11 предложенных респондентам реформ можно разделить на две группы: четыре реформы (здравоохранения, ЖКХ, пенсионного обеспечения, образования) скорее важны, чем понятны, а шесть реформ – скорее понятны, чем важны. В отношении одной реформы – ипотечной – эти показатели совпали.

  Реформы, наиболее важные для Вас лично Реформы, содержание и цели которых Вам ясны, понятны
Реформа здравоохранения 44 22
Реформа ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) 31 20
Пенсионная реформа 36 29
Реформа образования 25 21
Жилищная реформа (ипотека) 17 17
Военная реформа 13 29
Налоговая реформа 10 16
Реформа государственного аппарата (административная реформа) 4 12
Реформа правоохранительных органов 6 10
Судебная реформа 4 9
Реформа естественных монополий 2 6


Как станет ясно из нижеизложенного, такое разделение не случайно.

Поскольку респондент мог называть до трех реформ, которые он считает наиболее важными для себя, то было интересно проследить, какие реформы упоминаются "в связке". Анализ показывает, что реформа здравоохранения по степени значимости – вне конкуренции: выделяя группы респондентов, отметивших ту или иную реформу (пенсионную, налоговую, судебную и т. д.), обнаруживаем, что в каждой из них наиболее часто упоминаемой – после " группообразующей" – оказывается именно реформа здравоохранения. На втором месте по "всеобщности" следуют реформы ЖКХ и пенсионная: они входят в тройку наиболее значимых практически для всех респондентов. При этом можно отметить только два отклонения от общей тенденции: респонденты, указавшие на военную реформу как на наиболее значимую для себя, чаще других упоминали также реформы здравоохранения и образования (38% и 35% соответственно); респонденты же, придающие особое значение реформе правоохранительных органов, чаще других отмечали реформы здравоохранения и ипотечную (жилищную) реформы (39% и 31% соответственно). Как уже отмечалось выше, военная, образовательная и жилищная реформы чаще являются значимыми для молодежи. Очевидно, именно эти три реформы вместе (наряду со здравоохранением, которое беспокоит всех, вне зависимости от групп) составляют определенный фокус интереса молодежной группы.

Следует отметить, что уровень оптимизма в оценке перспектив намечаемых реформ относительно невысок. Каждый десятый опрошенный – 11% – полагает, что властям не удастся достичь заметных успехов ни в одной из предложенных реформ, а 44% затруднились назвать реформаторские планы, имеющие наибольшие шансы на реализацию.

24% опрошенных полагают, что президенту и правительству удастся в ближайшие четыре года добиться существенных результатов в области военной реформы. 14% респондентов полагают, что власти сумеют достичь изменений в пенсионной сфере, по 12% респондентов рассчитывают на существенные изменения в налоговой сфере и на успехи в реформировании государственного аппарата.

Однако, нельзя сказать, что в обществе преобладает пессимизм в оценке перспектив реформ: при отсутствии уверенности в их успехе россияне отнюдь не готовы категорически утверждать, что исполнительной власти не удастся достичь хотя бы некоторых результатов. При ответе на вопрос "В проведении каких реформ в предстоящие четыре года президенту и правительству не удастся добиться существенных результатов?" затруднились с ответом уже более половины опрошенных – 51%. Чаще других среди "потенциально безнадежных" реформ респонденты упоминали реформу ЖКХ – 15% и здравоохранения – 12%. В целом же картина выглядит следующим образом: в отношении четырех реформ оптимизм преобладает над пессимизмом, в отношении же остальных, напротив, – пессимизм несколько преобладает над оптимизмом.

  Реформы, в проведении которых в предстоящие четыре года президенту и правительству...
удастся добиться результатов не удастся добиться результатов
Военная реформа 24 6
Пенсионная реформа 14 6
Налоговая реформа 12 6
Реформа государственного аппарата (административная реформа) 12 7
Реформа образования 7 9
Реформа ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) 6 15
Реформа здравоохранения 6 12
Жилищная реформа (ипотека) 5 7
Реформа правоохранительных органов 5 9
Судебная реформа 3 9
Реформа естественных монополий 2 6


Следует обратить внимание на то, что если в "прогностическом" плане (вероятность успешного осуществления задуманных реформ) респонденты настроены скорее пессимистично, то в оценках результатов этих реформ персонально для себя в том гипотетическом случае, если они все-таки осуществятся, участники опроса демонстрируют устойчивый оптимизм, гораздо чаще ожидая от реформ пользы, а не вреда. При этом респонденты тем чаще ожидают от той или иной реформы пользы, чем выше по значимости для себя лично они ее ставят. В первую очередь это касается реформ так называемого социального блока: здравоохранения, пенсий, образования: из этого блока реформа ЖКХ получила наивысший рейтинг в списке "потенциально вредных реформ" (14%), но и в этом случае доля тех, кто ожидает от этой реформы пользы, заметно выше – 21%. Общая картина ожиданий по параметру "пользы/вреда" складывается достаточно оптимистичная:

  Реформы, от которых Вы ожидаете больше всего пользы для себя, для таких людей, как Вы Реформы, от которых Вы ожидаете больше всего вреда для себя, для таких людей, как Вы
Реформа здравоохранения 33 7
Пенсионная реформа 30 5
Реформа ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) 21 14
Реформа образования 18 3
Жилищная реформа (ипотека) 13 3
Налоговая реформа 9 10
Военная реформа 8 3
Реформа государственного аппарата (административная реформа) 3 4
Реформа правоохранительных органов 3 4
Судебная реформа 2 5
Реформа естественных монополий 1 4


Впрочем, ряд косвенных признаков свидетельствует о том, что этот оптимизм лишь в малой степени базируется на рациональных основаниях. Во-первых, респонденты менее всего верят в осуществимость тех реформ, пользы от которых они ожидают в наибольшей степени. Это относится к таким реформам, как реформа здравоохранения, образования, ЖКХ. Во-вторых, анализ соотношения ответов на вопрос об "ожидаемой пользе" с ответами на вопросы "Скажите, пожалуйста, о каких из перечисленных реформ Вы можете сказать, что их содержание, их цели Вам ясны, понятны?" и "Какие из этих реформ наиболее важны для Вас лично?" показывает, что оптимизм респондентов в значительно большей степени зависит от "личной" значимости реформы, чем от осведомленности респондента. Например, среди тех, для кого важна пенсионная реформа, пользы от нее ожидают 62%, а среди тех, кому понятны цели этой реформы, – только 43%. Подобная картина характерна практически для всех реформ. Это отнюдь не означает, что с ростом уровня осведомленности уровень позитивных ожиданий падает: это свидетельствует лишь о преобладании "идеалистического" взгляда ("Я хочу, чтобы было хорошо, и так будет") над "рационалистическим" ("Я знаю, что будет, и думаю, что это будет хорошо").

Теперь перейдем от анализа "личных" ожиданий респондентов к их представлениям о значимости тех или иных реформ в государственном масштабе.

При ответе на вопрос "Как Вы думаете, какие из перечисленных реформ наиболее важны для России?" респонденты вновь ставят на первое место реформу здравоохранения – 36%. В целом в первой пятерке реформ, наиболее значимых для страны, россияне называют те же области жизни, которые важны лично для них, – пенсионную систему (29%), систему образования (25%), систему ЖКХ (24%). Однако при этом на втором по значимости месте (35%) идет военная реформа, которая в "личном плане" занимает лишь седьмое место. Если сравнить ответы на два вопроса – о том, какие реформы важны лично для респондента и какие реформы важны для России, – то можно увидеть две группы реформ, различающиеся более или менее четко:

  Реформы, наиболее важные для Вас лично Реформы, наиболее важные для России
Реформа здравоохранения 44 36
Пенсионная реформа 36 29
Реформа ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) 31 24
Реформа образования 25 25
Жилищная реформа (ипотека) 17 14
Военная реформа 13 35
Налоговая реформа 10 17
Реформа правоохранительных органов 6 11
Реформа государственного аппарата (административная реформа) 4 14
Судебная реформа 4 9
Реформа естественных монополий 2 6


Из приведенной таблицы видно, что четыре реформы (здравоохранения, пенсионного обеспечения, ЖКХ и ипотечного кредитования) оцениваются как более важные для себя, чем для страны, а шесть реформ (военная, налоговая, административная, правоохранительных органов, судебная, естественных монополий) воспринимаются как более важные для страны.

Этот принцип дифференциации проявляется еще заметнее при сравнении ответов на следующие вопросы: "Как Вы думаете, какие из перечисленных реформ наиболее важны для России?" и "Как Вы думаете, какие из перечисленных реформ В. Путин считает наиболее важными для страны?". В представлениях респондентов президент считает наиболее важной для страны военную реформу – 37%. Далее с большим отрывом следуют административная и налоговая реформы – 22% и 20% соответственно. Представление о разрыве в приоритетах наглядно демонстрирует следующая таблица.

  Реформы, наиболее важные для России Реформы, которые В. Путин считает наиболее важными для страны

Реформа здравоохранения

36 7

Реформа ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства)

24 7

Пенсионная реформа

29 15

Реформа образования

25 7

Жилищная реформа (ипотека)

14 6

Военная реформа

35 37

Налоговая реформа

17 20

Реформа государственного аппарата (административная реформа)

14 22

Реформа правоохранительных органов

11 12

Судебная реформа

9 6

Реформа естественных монополий

6 6


Если реформы второй группы (выделены курсивом), по мнению респондентов, В. Путин считает настолько же важными для страны, как и они сами, то реформы первой группы (выделены жирным шрифтом), по мнению россиян, не являются первостепенными в системе государственных приоритетов В. Путина. Если же сравнить два непересекающихся множества – значимость "для себя" и "приоритеты для страны с точки зрения В. Путина", – то станет очевидным, насколько велика, по мнению респондентов, дистанция между их нуждами и приоритетами государственной политики.

  Реформы, наиболее важные для Вас лично Реформы, которые В. Путин считает наиболее важными для страны D

Реформа здравоохранения

44 7 +37

Реформа ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства)

31 7 +24

Пенсионная реформа

36 15 +21

Реформа образования

25 7 +18

Жилищная реформа (ипотека)

17 6 +11

Военная реформа

13 37 -24

Налоговая реформа

10 20 -10

Реформа государственного аппарата (административная реформа)

4 22 -18

Реформа правоохранительных органов

6 12 -6

Судебная реформа

4 6 -2

Реформа естественных монополий

2 6 -4


Итак, наиболее значимой среди предложенных респонденты считают реформу здравоохранения. Эта сфера волнует всех без исключения респондентов, независимо от возраста, социальных и имущественных ресурсов. Респонденты полагают, что эта реформа важна не только в личном плане, но и в государственном масштабе.

В списке реформ вычленяется блок, наиболее значимый для молодежи, – военная, образовательная и жилищная (ипотечная) реформы.

Из тех реформ, которые в личном плане слабо затрагивают респондентов, наиболее известной является военная: респонденты лучше всего осведомлены о ней, а также чаще всего ожидают существенных успехов в этой области. Эта же реформа воспринимается как приоритетная для В.Путина.

От большинства реформ респонденты ожидают скорее пользы, чем вреда. Это в наибольшей степени касается "лично значимых" реформ, прежде всего, – реформ социального блока. Однако эти ожидания базируются не столько на рациональных основаниях, сколько на интенции, на желании изменений к лучшему. Для более ясного понимания природы этого оптимизма, очевидно, необходимо выяснить, какое именно содержание вкладывают респонденты в такие понятия, как "реформа здравоохранения" или "пенсионная реформа", и как оно соотносится с действительным содержанием предлагаемых преобразований.

Вместе с тем, обращает на себя внимание достаточно четкая граница, разделяющая реформы, волнующие население, и реформы, которые – по мнению населения – представляют наибольший интерес для исполнительной власти. В первую группу входят реформы здравоохранения, пенсионного обеспечения, ЖКХ и образования. Во вторую – военная, налоговая, судебная, административная реформы, а также реформы естественных монополий и правоохранительных органов.