Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/OPEN/projects/dominant/dominant2004/dom0446/dd044626




День 7 ноября

18.11.2004 [отчет] [ Опрос населения ]







 
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 13-14 ноября 2004 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


В современной российской жизни 7 ноября оказывается одним из наиболее неоднозначных праздников. Амбивалентность отношения к нему со стороны нынешних россиян определяется не только двойственностью праздничного лейбла, 'имени' праздника, но главным образом – очень сложным и противоречивым отношением сразу к трем эпохам в российской истории: имперской, дореволюционной, сегодняшней – постсоциалистической, и советской, несущей в себе основания как для легитимации, так и для делегитимации всех трех: и предшествующей, и последующей, и себя самой.

Исследования ФОМ (См. подборку материалов о праздниках и памятных датах в системе социальной памяти россиян (http://bd.fom.ru/cat/humdrum/holiday)) показывают, что в восприятии практически любой праздничной даты оказываются соединены и отношение к празднику как к таковому (со всеми соответствующими атрибутами – от застолья до 'просто отдыха'), и отсылки к историческому контексту, к знанию о связанных с памятным днем исторических событиях. 'Историчность' контекста оказывается до определенной степени условной, ведь наши знания о прошлом строятся как основания для оценок нынешнего положения вещей; в прошлом мы выискиваем то, что сообщает/подтверждает значимость и весомость (разумеется – в субъективной перспективе) нашему сегодняшнему переживанию. Так, прошлогодний опрос, проведенный в преддверии 7 ноября (Климов И. День 7 ноября: 'старый' порядок и 'революция' // Доминанты. Поле мнений. 2003. №43, 30 окт. (http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dominant2003/dom0343/domt0343/domt0343_3)), показал, что с этим днем ассоциированы не просто знания о событиях революционного времени (Связь даты с Октябрьской революцией является очевидной для россиян. Здесь это важно отметить: новое имя праздника 7 ноября привнесло дополнительные смыслы в отмечание этой даты (хотя и не для всех россиян), но не разорвало ее связи с событиями 1917 года. Идея и задача проведенного переименования - не замещение, а попытка реинтерпретации значения происходившего тогда.), но также и представления о 'благополучности' советского прошлого, сформулированные как противовес представлениям о 'неблагополучности' постсоветского настоящего и как аргумент для неприятия (более или менее радикализованного) смены политического режима, произошедшей в начале 90-х годов.

В опросах этого года, также проводившихся в связи с празднованием 7 ноября, ставились несколько иные задачи. Во-первых, до сих пор вопросы задавались накануне праздника, и нам показалось интересным на этот раз задать их после этой даты, чтобы оценить 'мобилизующий' эффект самого празднования. Во-вторых, в этом году день 7 ноября в последний раз отмечался в его 'постсоветском статусе' – как День примирения и согласия. В этой связи закономерен вопрос: что нового привнес в представления людей новый имидж этого праздника?

Опрос, прошедший 9-10 октября 2004 г. (Доминанты. Поле мнений. 2004. №41, 14 окт. (http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0441/domt0441/domt0441_4/d044112)), показал существенную рассогласованность мнений россиян о Дне примирения и согласия: 44% опрошенных ответили, что такой праздник в принципе нужен в нашей стране, и лишь немногим меньше респондентов – 40% – сочли его лишним. Анализ данных позволил сделать вывод, что представление о ненужности именно этого праздника тесно связано с ощущением общего переизбытка торжественных дней. Но даже те россияне, которые в принципе удовлетворены их общим количеством, демонстрируют весьма критический настрой в отношении данного праздника (каждый третий) (Примерно 60% респондентов, считающих, что в России 'слишком много' праздников, одновременно полагают, что День примирения и согласия отмечать не нужно. Среди тех, кто считает общую числен-ность праздничных дат 'такой, какой нужно', не поддерживают новый праздник 32%. См.: Бавин П. День примирения и согласия: свято место пусто? // Доминанты. Поле мнений. 2004. №41, 14 окт.(http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0441/domt0441/domt0441_4/d044228)).

Результаты опроса, проведенного уже после всех празднований (13-14 ноября 2004 г.), показывают, что отношение российских граждан ко Дню примирения и согласия практически не изменилось: 46% считают его нужным, 38% – не нужным (колебания – до 2 п. п. – находятся в пределах статистической погрешности). То есть идеология и ход нынешнего праздника, обилие телевизионных передач, а также массовые мероприятия, проводившиеся во многих городах (38% опрошенных сказали, что в их городе, селе проходили общественные мероприятия, посвященные 7 ноября), – не оказали сколько-нибудь существенного влияния на прояснение смысла и базовых идей Дня примирения и согласия.

Ответы россиян на открытый вопрос о том, зачем отмечается день 7 ноября в новом качестве, предоставляют дополнительные подтверждения сказанному. Этот вопрос был призван выявить систему смыслов и значений, которая ассоциирована с переименованным праздником, – если таковая вообще имеется. Из всех опрошенных чуть менее половины – 46% – затруднились дать хоть какое-нибудь объяснение или интерпретацию. В суждениях 18% респондентов содержатся указания на искусственность и 'бессмысленность' праздника, разительно диссонирующего с тем, что сегодня происходит в обществе:
  • 'Для галочки нашему правительству нужен'; 'мириться можно каждый день, для этого праздник не нужен'; 'нам легче не станет жить, что примиримся'; 'вообще не понимаю такого праздника – с кем примиряться, с кем согласие?'; 'мы не знаем, что мы празднуем: с кем мириться и соглашаться, с чем – непонятно'; 'просто переименовали выходной'; 'надо было заменить один праздник на другой' (открытый вопрос).


  • 'А нет их – ни согласия, ни примирения'; 'как бы простой народ не примиряли с олигархами, примирения не будет'; 'нет у нас ни согласия, ни примирения: одни разбои и убийства'; 'мы и так примирились с нашей поганой жизнью'; 'о каком согласии может идти речь, если война уже больше 10 лет идет?'; 'сейчас он <праздник> неуместен, пока существует межнациональная рознь'; 'нужен, чтобы успокоить народ, а примирения не будет' (открытый вопрос).
Примерно 17% респондентов реконструировали смысл праздника, практически буквально вычитав его задачу из самого названия. Именно поэтому в большинстве ответов из этой группы можно увидеть стремление к идеальному или же идеологические клише: сохранение мира, поддержание добрых отношений между людьми, дружба между народами, общественная солидарность и сплоченность и т. д.
  • 'Люди должны <жить> в мире и согласии'; 'надо мириться давно всему миру'; 'чтобы в обществе наступило согласие'; 'в стране нужен мир'; 'для укрепления мирной жизни'; 'помирить конфликтующие стороны мирным путем'; 'чтоб меньше войны было, понимание чтобы было у людей'; 'чтобы войны прекратились' (открытый вопрос).


  • 'Вдруг кто-то поссорился – может помириться в этот день'; 'можно попросить прощения'; 'нас все время нужно мирить между собой'; 'примирение в семье'; 'располагает людей к доброте друг к другу'; 'чтобы все жили мирно и никто не ругался' (открытый вопрос).


  • 'В наше время нужно примирение между народами'; 'в нашей стране сейчас межнациональная напряженность: для того, чтобы были хоть какие-нибудь позитивы, празднуют этот день'; '<чтобы> все народы примирились и было согласие' (открытый вопрос).


  • 'Повод объединить, сплотить людей'; 'сплотить народ между собой'; 'чтобы люди почувствовали единение...'; 'чтобы сплотить людей в борьбе с терактами'; 'чтобы сплотить народ' (открытый вопрос).
В ответах еще 10% участников опроса содержатся, главным образом, указания на привычку и традицию отмечать 7 ноября – лишь в незначительной степени связанные со смыслом и содержанием праздника: это выходной день, повод собраться компанией и вообще – 'старая привычка'.
  • 'Для дополнительного выходного'; 'лишний выходной для пьянки'; 'лишний повод собраться'; 'все привыкли – один <дополнительный> выходной'; 'так заведено'; 'по старой привычке'; 'все привыкли, что 7 ноября – праздник'; 'скорее традиция, передавшаяся от 7 ноября советского периода' (открытый вопрос).
Связь Дня примирения и согласия с определенным историческим контекстом, с принимаемыми или же отвергаемыми значениями и смыслами прослеживается в суждениях примерно 9% респондентов. Ответы представителей этой типологической группы разделились на несколько смысловых блоков:

– 7 ноября должен оставаться Днем Революции, так как это не только и не столько дань определенной идеологии, сколько памятная дата, неразрывно связанная с конкретным историческим событием (4%);
  • 'Лучше бы отмечался как День Октябрьской революции, как день памяти исторического прошлого'; 'это история страны, мы пережили это, и отказаться от этого будет глупо'; 'нельзя вычеркивать из жизни памятные дела'; 'это попытка выбросить из истории то, что нельзя выбросить или заменить чем-то другим' (открытый вопрос).
– 'обобщенные' утверждения о необходимости 'знать и помнить' историю страны (3%);
  • 'История страны должна сохраняться и поддерживаться правительством'; 'наши дети не знают истоков'; 'необходимо знать историю'; 'чтобы не забывать историю России'; 'чтобы помнили хоть как-то, это же история страны' (открытый вопрос).
– этот день должен быть посвящен примирению 'старого' и 'нового', установлению связей между людьми разных поколений и идеологий (2%).
  • 'Чтоб политики и люди разных идеологий помнили, что их конфликты приводят к смертям и бедам'; 'день примирения с революцией, с нашим прошлым'; 'примирение тех, кто был «за» и «против» революции'; 'примирить молодое поколение со старым, жившим в СССР'; 'примирить прошлое, сторонников старых идей со сторонниками новых, современных идей'; 'чтобы люди примирялись со своими политическими соперниками хоть раз в год и задумались о цели преобразований' (открытый вопрос).
Таким образом, на основании приведенных данных можно сказать, что смысловая наполненность Дня примирения и согласия в сознании россиян оказывается очень скудной. В основном идея праздника считывается из его названия, а не является освоенной и принятой системой смыслов, идей и значений (лучше всего это демонстрируют ответы-перифразы: в ситуации опроса они появляются, когда человека вынуждают задумываться хоть и о простых, но все-таки о чуждых для него вещах). Спонтанность знаний и представлений о 'новом' 7 ноября отражается в неоднозначном отношении к вопросу о необходимости самого праздника: не зная его смысла, трудно представить себе, в чем может быть его ценность. Тем более что 'новому имиджу' противопоставлена сформированная традиция (как система ритуалов, так и система ассоциированных с праздником знаний и оценок), и главное – житейские привычки, связанные со 'старым' 7 ноября.

В этой связи неудивительно, что 44% россиян (по предпраздничному опросу 9-10 октября (Доминанты. Поле мнений. 2004. №41, 14 окт. (http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0441/domt0441/domt0441_4/d044112)) посчитали 7 ноября неподходящим днем для отмечания Дня примирения и согласия, хотя немало респондентов – 32% – в принципе согласились с уместностью именно этой даты для такого праздника. Примечательно, что в ответах представителей разных социально-демографических групп существенных отличий не обнаружено, хотя несколько чаще критическую позицию занимали респонденты с высшим образованием (56%) и жители мегаполисов (52%), а также сторонники КПРФ (65%).

В опросе, проходившем уже после праздника (13-14 ноября), россиянам задавался более определенный, конкретный вопрос – что бы они хотели: отмечать 7 ноября День Октябрьской революции либо День примирения и согласия, или же вообще не праздновать эту дату. За День революции высказались 52% опрошенных, за День примирения и согласия – 25%, сочли вообще неуместным что-либо праздновать в этот день – 9%. Разумеется, первую позицию чаще других занимали сторонники КПРФ (81%), люди социально неадаптированные (62%), имеющие неполное среднее образование (62%), а также представители старшей и средней возрастных групп (69% и 58%). Соответственно, со второй точкой зрения, как правило, соглашались социальные оптимисты (41%), молодые люди (43%) и не принимавшие участия в президентских выборах (30%). Значимых отличий относительно третьей альтернативы не обнаружено.

Сравнение данных двух опросов – пред- и постпраздничного – показывает: заметно выросла доля тех, кто видит в 7 ноября день важный и значимый (с 42% до 54%), и сократилось число не считающих его таковым (с 50% до 40%). Мы можем утверждать, что 'мобилизация' произошла главным образом среди тех, кто принимает 7 ноября именно как революционный праздник. Как видно из приведенной таблицы (Сделано это для того, чтобы выяснить, с чем связан рост субъективной значимости дня 7 ноября: с рос-том популярности идеи примирения или с актуализацией традиционного понимания праздника. Таблица строилась как пересечение двух вопросов: один - о важности, значимости / неважности, незначимости дня 7 ноября, другой - о нужности/ненужности Дня примирения и согласия. Комбинируя попарно вари-анты ответов на эти вопросы, мы получили четыре типологические группы (см. таблицу). Если респон-дент затруднился с ответом хотя бы на один вопрос, его относили к категории 'остальные'. Соответст-венно процентные доли вопроса о значимости / незначимости дня 7 ноября не совпадают с суммой долей по типологическим группам - из-за 'выпадения' затруднившихся с ответом.), в последнем опросе заметно увеличилась доля тех, кто признает для себя важность 7 ноября, но День примирения и согласия считает лишним и ненужным. А вот численность другой категории – признающих как важность 7 ноября, так и необходимость Дня примирения и согласия – осталась прежней.

  День примирения и согласия... 9-10 октября 2004 г. 13-14 ноября 2004 г.
7 ноября для меня...
Важный, значимый день нужен 22 23
не нужен 14 25
Неважный, незначимый день нужен 18 19
не нужен 24 14


Таким образом, мы можем говорить о том, что прошедший праздник заставил россиян вспомнить именно 'старое' значение 7 ноября, тогда как смысловые ассоциации с идеей 'примирения и согласия' остались – де-факто – непроявленными и немобилизованными в сознании наших сограждан. Мы видим, что для большинства людей более важной (по разным причинам) оказывается связь этого дня с революционной эпохой, – они высказываются за сохранение праздника в его прежнем значении (напомним, так ответили 52%). Вместе с тем, не все занимают радикальную позицию: 'только День Революции, а примиряться и соглашаться – это пустое'. Третья часть из числа высказывающихся за то, чтобы день 7 ноября отмечался как годовщина Октябрьской революции (33% или 17% – по выборке в целом) считают необходимым также и существование Дня примирения и согласия.

Вопрос: Если говорить в целом, по Вашему мнению, нужен или не нужен в России такой праздник, как День примирения и согласия?

  Все опрошенные 7 ноября ...
...следует отмечать День Великой Октябрьской социалистической революции ...следует отмечать День примирения и согласия ...не должно быть праздником Затрудняюсь ответить
Доли групп 100 52 25 9 14
Нужен 46 33 86 24 36
Не нужен 38 53 7 61 25
Затрудняюсь ответить 16 14 6 16 39


Одновременно с этим, для существенной части сторонников Дня примирения и согласия сохраняется важность 7 ноября как исторической даты: 39% из них (или 10% от числа всех опрошенных) считают 7 ноября 'важным и значимым' днем – вне зависимости от того, каким будет имя этого праздника.

Вопрос: Для одних 7 ноября – особый день, важный, значимый. Для других 7 ноября не является особенным, важным, значимым днем. Если говорить о Вас лично, какая позиция Вам ближе – первая или вторая?

  Все опрошенные 7 ноября ...
...следует отмечать День Великой Октябрьской социалистической революции ...следует отмечать День примирения и согласия ...не должно быть праздником Затрудняюсь ответить
Доли групп 100 52 25 9 14
Первая (важный, значимый день) 54 75 39 13 31
Вторая (неважный, незначимый день) 40 21 57 84 51
Затрудняюсь ответить 5 3 4 3 18


Таким образом, мы видим, что при несформированности и – одновременно – при кажущейся поляризованности мнений относительно Дня примирения и согласия, с обеих сторон есть немалые по численности группы, представители которых занимают промежуточные и, возможно, близкие позиции. Каждый третий сторонник сохранения революционной традиции праздника считает необходимым существование какой-то 'интегрирующей' и 'примиряющей' даты. Точно также как и каждый третий поддерживающий переименованное 7 ноября видит важность этой даты в ее ассоциированности с революционными событиями. Вместе с тем, за прошедшие со времени переименования годы новый праздник не приобрел самостоятельного и уникального значения в глазах россиян: опросы не могут зафиксировать появления устойчивых объясняющих и смыслообразующих схем. Одновременно и прежняя система смыслов в значительной мере утратила свою целостность и привлекательность, а соответственно – не смогла сохранить значимость 7 ноября для большого числа наших современников (Климов И. День 7 ноября: 'старый' порядок и 'революция' // Доминанты. Поле мнений. 2003. №43.(http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2003/dom0343/domt0343/domt0343_3/d034329). Правда, на стороне Дня Революции стоят привычка и традиция, а вот семиотические возможности Дня примирения оказываются практически неиспользованными.


 
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 13-14 ноября 2004 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ДЛЯ ОДНИХ 7 НОЯБРЯ - ОСОБЫЙ ДЕНЬ, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ. ДЛЯ ДРУГИХ 7 НОЯБРЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАС ЛИЧНО, КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?
В ВАШЕМ ГОРОДЕ (СЕЛЕ) ПРОХОДИЛИ ИЛИ НЕ ПРОХОДИЛИ КАКИЕ-ЛИБО ОБЩЕСТВЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ДНЮ 7 НОЯБРЯ?
В ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ 7 НОЯБРЯ ОТМЕЧАЕТСЯ ДЕНЬ ПРИМИРЕНИЯ И СОГЛАСИЯ, ВМЕСТО ДНЯ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ БЫ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ 7-го НОЯБРЯ ОТМЕЧАЛСЯ ДЕНЬ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ИЛИ ДЕНЬ ПРИМИРЕНИЯ И СОГЛАСИЯ? ИЛИ ЖЕ ЧТОБЫ ДЕНЬ 7 НОЯБРЯ ВООБЩЕ НЕ ОТМЕЧАЛСЯ КАК ПРАЗДНИЧНЫЙ?
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НУЖЕН ИЛИ НЕ НУЖЕН В РОССИИ ТАКОЙ ПРАЗДНИК, КАК ДЕНЬ ПРИМИРЕНИЯ И СОГЛАСИЯ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЗАЧЕМ ПРАЗДНУЕТСЯ, ЗАЧЕМ ОТМЕЧАЕТСЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ ДЕНЬ ПРИМИРЕНИЯ И СОГЛАСИЯ?






(в % от числа опрошенных по России)

Этот день означает примирение и согласие

17

Примирение и согласие в целом

5

  • 'В этот день в России был мир и согласие'; 'для примирения всех людей'; 'люди должны <жить> в мире и согласии'; 'люди должны помнить о согласии друг с другом'; 'надо мириться давно всему миру'; 'примиряет народ – надо жить в мире, такой праздник нужен'; 'примирить людей'; 'чтоб все люди жили в мире и согласии'; 'чтобы в обществе наступило согласие'; 'чтобы все жили в согласии'.

Разрешение конфликтов, сохранение мира

4

  • 'В стране нужен мир'; 'день примирения между Россией и странами ближнего зарубежья'; 'для укрепления мирной жизни'; 'мир в стране'; 'много войн'; 'помирить конфликтующие стороны мирным путем'; 'против войны'; 'ради мира всеобщего'; 'чтоб меньше войны было, понимание чтобы было у людей'; 'чтобы войны прекратились'.

Поддержание добрых отношений между людьми

4

  • 'Вдруг кто-то поссорился может помириться в этот день'; 'люди живут у нас, как собаки'; 'можно попросить прощения'; 'нас все время нужно мирить между собой'; 'примирение в семье'; 'располагает людей к доброте друг к другу'; 'ругаются, потом мирятся'; 'чтоб люди были добрее'; 'чтобы все жили мирно и никто не ругался'; 'чтобы все мирились в семье, друзья'; 'чтобы друг друга прощали'.

Дружба между народами

3

  • 'В наше время нужно примирение между народами'; 'в нашей стране сейчас межнациональная напряженность, для того чтобы были хоть какие-нибудь позитивы, празднуют этот день'; 'все народы примирились, и было согласие'; 'международное примирение'; 'нужно примирение между народами разных национальностей'; 'разногласий чтобы не было между нациями'.

Солидарность, сплочение людей

2

  • 'В целях объединения'; 'повод объединить, сплотить людей'; 'день солидарности'; 'сплотить народ между собой'; 'чтобы люди почувствовали единение'; 'чтобы не было разногласий в стране, чтобы было единение'; 'чтобы сплотить народ'; 'чтобы не было разногласий, конфликтов среди населения и правительства'; 'чтобы сплотить людей в борьбе с терактами'.

Это праздничный день

10

Праздник, выходной, повод повеселиться

7

  • 'Водку пить! Шутка – отдохнуть три дня?..'; 'выходной чтобы был'; 'для дополнительного выходного'; 'для души'; 'для еще одного выходного дня'; 'лишний выходной для пьянки'; 'лишний выходной, да и только'; 'лишний повод для пьянки'.

Традиция

4

  • 'Все привыкли, что 7 ноября – праздник'; 'люди привыкли праздновать'; 'мы к нему привыкли'; 'по старой привычке'; 'скорее традиция, передавшаяся от 7 ноября советского периода'; 'так заведено'; 'так положено'.

Этот день связан с историей страны

9

День 7 ноября должен остаться годовщиной революции

4

  • 'Лучше бы отмечался как день Октябрьской революции, как день памяти исторического прошлого'; 'не надо забывать праздники наши, и нам не нужны другие праздники'; 'непонятна позиция правительства: зачем отменять праздник, обижать стариков?..'; 'нельзя вычеркивать из жизни памятные дела'; 'это ...попытка выбросить из истории то, что нельзя выбросить или заменить чем-то другим'; 'это чтобы не праздновать День Великой Октябрьской революции'; 'это исторический праздник'; '...мы пережили это, и отказаться от этого будет глупо'.

Нужно знать свою историю

3

  • 'История есть история'; 'история страны должна сохраняться и поддерживаться правительством'; 'мы должны знать историю'; 'наши дети не знают истоков'; 'необходимо знать историю'; 'пусть молодежь знает историю'; 'чтобы дольше помнить историю страны'; 'чтобы не забывать историю России'; 'чтобы помнили хоть как-то – это же история страны'.

Это установление связей между людьми разных поколений и идеологий

2

  • 'Чтоб политики и люди разных идеологий помнили, что их конфликты приводят к смертям и бедам'; 'день примирения с революцией, с нашим прошлым'; 'попытка примирить новое и старое'; 'примирение тех, кто был «за» и «против» революции'; 'примирить всех, кто имеет обиду на прошлое'; 'примирить молодое поколение со старым, жившим в СССР'; 'КПСС пусть покается в своих грехах в этот день перед страной'; 'примирить прошлое, сторонников старых идей, со сторонниками новых, современных идей'; 'уменьшить разногласия между поколениями'; 'чтобы люди примирились со своими политическими соперниками хоть раз в год и задумались о цели преобразования'; 'это примирение Ельцина, демократов и коммунистов'.

Это искусственный праздник

9

Это никому не нужный праздник

7

  • 'Бесполезный праздник'; 'выдумали мафиозники'; 'делать людям нечего'; 'для галочки нашему правительству'; 'мириться можно каждый день, для этого праздник не нужен'; 'нам легче не станет жить, что примиримся'; 'нам не с кем и не с чем примиряться'; 'нужно не праздники отмечать, а жизнь налаживать'; 'просто придумали'; 'успокоить народ'; 'чтобы прикрыться'.

Этот праздник придумал Б. Ельцин

1

  • 'Его придумал Ельцин'; 'Ельцину выгодно было'; 'по инициативе Ельцина'; 'придумал День примирения и согласия Ельцин'; 'так захотел Ельцин'; 'это придумал Ельцин, вот он пусть и празднует'.

Значение праздника непонятно

7

  • 'Вообще не понимаю такого праздника – с кем примиряться, с кем согласие?..'; 'вы мне скажите, кого с кем примирять?'; 'кто с кем примиряется и соглашается?'; 'мы не знаем, что мы празднуем: с кем мириться и соглашаться с чем, непонятно'; 'не знаем, с чем связан этот праздник'; 'не знаю, что за «примирение»'; 'не понимаю такого праздника'; 'непонятное название придумали – с кем надо примиряться?..'; 'он не празднуется и не отмечается по вине властей – ему нужно придать определенное значение, чтобы люди поняли, что праздновать'.

Один праздник заменили другим

2

  • 'Был праздник – его переделали'; 'вместо праздника Великой Октябрьской революции'; 'замена праздника Октябрьской революции'; 'надо было заменить один праздник на другой'; 'переименовали День Революции'; 'просто переименовали праздник'.

Примирение и согласие сейчас невозможны

2

  • 'А нет их – ни согласия, ни примирения'; 'как бы простой народ ни примиряли с олигархами, примирения не будет'; 'какое согласие между нами? Согласие между богатыми и бедными?'; 'не будет теперь ни примирения, ни согласия'; 'не может теперь быть согласия, а тем более примирения – много дров наломал Ельцин в Чечне'; 'нет у нас ни согласия, ни примирения – одни разбои и убийства'; 'о каком согласии может идти речь, если война уже больше 10 лет идет?..'; 'сейчас он неуместен, пока существует межнациональная рознь'.

Другое

2

  • 'Властям он не нужен – могут быть митинги протеста против существующих властей'; 'издержки социалистического общества'; 'мы забыли про него – это не наше время'; 'он отойдет сам за ненадобностью'; 'пережиток прошлого'; 'праздник себя изжил'; 'скорее всего – с развалом Союза'; 'для экономики'; 'Кремль примиряется с олигархами'; 'можно спокойно ходить по улицам, не бояться в этот день'; 'мы и так примирились с нашей поганой жизнью'; 'примиряемся с тем, что есть в стране'; 'Советы убрали, вот и радуются'; 'чтобы люди процветали'; 'чтобы не напрягать общественную ситуацию, пусть каждый празднует, что хочет'; 'это – День Конституции'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

46



 
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 13-14 ноября 2004 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ДЛЯ ОДНИХ 7 НОЯБРЯ - ОСОБЫЙ ДЕНЬ, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ. ДЛЯ ДРУГИХ 7 НОЯБРЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАС ЛИЧНО, КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

 Россия, все Проголосовали за партию...... Проголосовали за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика ...не участвовали оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10021934342461435283238475334372918343612193435612164026251114236165
первая54558547692548536750455561555334557665535150546351444856555753546154605051
вторая40401449286546423143493934394159392028424445373444544740383843373341324645
затрудняюсь ответить5514297527665567547555835264754966844



В ВАШЕМ ГОРОДЕ (СЕЛЕ) ПРОХОДИЛИ ИЛИ НЕ ПРОХОДИЛИ КАКИЕ-ЛИБО ОБЩЕСТВЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ДНЮ 7 НОЯБРЯ?

 Россия, все Проголосовали за партию...... Проголосовали за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика ...не участвовали оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10021934342461435283238475334372918343612193435612164026251114236165
проходили3837553447643640453537413740373444372735444929374652724534224251433253653
не проходили36362832341838343140353538353840333645413222493928121025356334193041674324
затрудняюсь ответить25261734191926272325282325252526232728242429222526361830311524302627282023



В ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ 7 НОЯБРЯ ОТМЕЧАЕТСЯ ДЕНЬ ПРИМИРЕНИЯ И СОГЛАСИЯ, ВМЕСТО ДНЯ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ БЫ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ 7-го НОЯБРЯ ОТМЕЧАЛСЯ ДЕНЬ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ИЛИ ДЕНЬ ПРИМИРЕНИЯ И СОГЛАСИЯ? ИЛИ ЖЕ ЧТОБЫ ДЕНЬ 7 НОЯБРЯ ВООБЩЕ НЕ ОТМЕЧАЛСЯ КАК ПРАЗДНИЧНЫЙ?

 Россия, все Проголосовали за партию...... Проголосовали за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика ...не участвовали оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10021934342461435283238475334372918343612193435612164026251114236165
День Великой Октябрьской социалистической революции52518145733047526447375462525130586962504951505950454550565255415651594853
День примирения и согласия25271029133329251530412215262443181218272526252127262828212623262127153116
чтобы день 7 ноября не отмечался как праздничный994179169912891089910117691014107101418978813996115
затрудняюсь ответить1414695211514915121415131617141214141691513141591316151419131320925



ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НУЖЕН ИЛИ НЕ НУЖЕН В РОССИИ ТАКОЙ ПРАЗДНИК, КАК ДЕНЬ ПРИМИРЕНИЯ И СОГЛАСИЯ?

 Россия, все Проголосовали за партию...... Проголосовали за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика ...не участвовали оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10021934342461435283238475334372918343612193435612164026251114236165
нужен46492554285050463551584340454759423544484641504346434248454842384849455442
не нужен38356126633235375534284442403626434635373847304341415039373340454135313444
затрудняюсь ответить1616132010181518101614131915171515192115161220141416813181918171216241214