Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/OPEN/projects/dominant/dominant2008/dom0828/d082823




ЕГЭ: за и против

17.07.2008 [отчет] [ Опрос населения ]




Опрос населения в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 12-13 июля 2008 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

О введении в российских школах новой системы аттестации выпускников, в соответствии с которой экзамены по ряду предметов проходят в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), «знают» 39%, «что-то слышали» – 38% респондентов. Каждый пятый участник опроса (19%) услышал об этой реформе в ходе интервью (последующие вопросы на тему ЕГЭ неосведомленным респондентам не задавались), 4% затруднились оценить уровень своей компетентности в данном вопросе.

На протяжении последних трех лет, в течение которых ФОМ изучает реакцию общественности на ЕГЭ, общая доля информированных остается практически неизменной, хотя при этом снижается число тех, кто уверенно заявляет, что «знает» о ЕГЭ (48% в 2005 году, 45% – год назад, 39% – сегодня), и, соответственно, увеличивается доля тех, кто лишь «что-то слышал» о нем.

Что касается отношения россиян к ЕГЭ, то здесь динамика наблюдается, и она неблагоприятна для этого нововведения. Сегодня одобрительно воспринимают его 18%, неодобрительно – 36% опрошенных (остальные затруднились ответить либо не отвечали на данный вопрос в силу полной неосведомленности о ЕГЭ). Год назад распределение ответов было принципиально иным: 28% одобрительных и 23% неодобрительных суждений.

Пятая часть россиян (20%) имеют, как им кажется, хорошее представление о сущности ЕГЭ, еще 37% знают о нем «в общих чертах» (больше всего компетентных людей среди респондентов с высшим образованием – 39 и 44% соответственно, а также среди молодых респондентов – 31 и 43%). Этих респондентов попросили указать, чем новый способ проверки знаний выпускников лучше прежнего, и чем – хуже.

Главное преимущество ЕГЭ по сравнению с традиционной системой экзаменов состоит, по мнению респондентов, «в том, что результаты ЕГЭ засчитываются при поступлении в вузы» (10%; ответы давались в открытой форме).

По мнению 6% респондентов, ЕГЭ – более справедливый и объективный экзамен («лучше оцениваются знания»; «более точные оценки»; «все по одной системе, и поблажек нет»; «на ЕГЭ все равны»). Конкретизируя, по существу, это мнение, некоторые подчеркивали, что ЕГЭ исключает коррупцию («не подкупишь учителей»), что на этом экзамене «невозможно списать», «все сдают своими силами, без подсказок и шпаргалок» (по 2% суждений каждого типа).

Кто-то воспринимает ЕГЭ как более легкий способ сдачи экзамена («есть варианты ответов, наверное, проще, легче сдать»), другие, напротив, полагают, что ЕГЭ – сложный экзамен, требующий серьезной подготовки («охватывает большой объем знаний»; «более сложно, и сдают только те, кто учит» – по 2% ответов каждого типа).

Довольно часто (10%) респонденты заявляли, что никаких преимуществ в ЕГЭ они не видят.

На вопрос о недостатках ЕГЭ был получен целый спектр самых разнообразных ответов; статистически наиболее весомую группу составили высказывания о необъективности, неадекватности этой системы оценивания знаний: «не выявляют реальные знания учеников»; «категорически не определяет степень образованности» (7%).

Претензии 3% респондентов адресованы содержанию экзаменационных заданий, которые, по их мнению, недостаточно продуманы: «вопросы ненормальные»; «набор тестов далек от программы общеобразовательной школы»; «вопросы составлены не совсем правильно» и пр.

По мнению 5% участников опроса, в программу ЕГЭ входят слишком сложные вопросы и задания – «не для наших школ». Примерно о том же говорили 2% опрошенных, подчеркивая, что уровень знаний выпускников российских школ недостаточен для сдачи ЕГЭ: «не готовы наши дети к ЕГЭ»; «дети наши мало знают, плохо занимаются учителя»; «в данный момент подготовка еще слабая».

Некоторых респондентов отталкивает формальный, обезличенный подход, заложенный в систему ЕГЭ, они называли это «бездушным, нетворческим выявлением знаний»: «всех по единому шаблону»; «всех под один компьютерный стандарт, нет личного подхода»; «не дает возможности показать учащимся истинные знания»; «меньше человек может выразить свое мнение, свои знания» (4%).

Другие обращали внимание на процедурные погрешности данного подхода, связанные с компьютерными сбоями (2%), высокой вероятностью утечки информации (2%) и ролью случая («везение, а не проверка знаний»; «спортлото» – 1%).

Участники опроса говорили также о психологических проблемах, осложняющих жизнь выпускников («лишнее травмы у детей»; «лишнее волнение для школьников»; «дети очень сильно переживают»; «большая психологическая нагрузка» – 6%); отдельные респонденты указывали на стрессовое воздействие на школьников «чужих стен» и незнакомых лиц: «не в своей школе, чужой преподаватель, это вызывает стресс»; «психологически трудно сдавать в чужой школе»; «сдача экзаменов не в своей школе на впечатлительных учеников действует угнетающе»; «дети теряются в чужой школе» (1%).

Закон «О едином государственном экзамене», по которому с 2009 года по ряду предметов ЕГЭ будет обязательным для выпускников всех российских школ, граждане воспринимают скорее неодобрительно. Однозначно его поддержал лишь каждый девятый респондент (11%), в то время как 54% считают, что у выпускников должно быть право выбора: сдавать экзамены в форме ЕГЭ или по прежней системе (последняя точка зрения особенно популярна среди людей с высшим образованием и жителей Москвы – 70 и 71% соответственно).

По мнению 30% респондентов, если бы у выпускников было право выбора, большинство из них предпочли бы старую систему выпускных экзаменов; в два раза меньше полагающих, что старая и новая системы пользовались бы примерно одинаковой популярностью у выпускников (15%), и лишь 8% считают, что большинство выпускников предпочли бы ЕГЭ.

Ответы на открытый вопрос: «Как Вам кажется, какие выпускники школ предпочли бы сдавать экзамены в форме ЕГЭ?» – показали, что единый госэкзамен чаще воспринимается как испытание для сильных, хорошо подготовленных учеников, «которые уверены в своих знаниях» (18%), чем для слабых, «имеющих формальные… узкие знания», тех, кто «заучивает ответы, как стихи» (6%).

Первая точка зрения отчасти отражена и в ответах тех респондентов, которые подчеркивали, что ЕГЭ выбирают выпускники, рассчитывающие на поступление в вуз (5%), ученики специализированных школ, гимназий, лицеев (2%), выпускники столичных или просто городских школ (1%); вторая - в отношении к ЕГЭ как к выбору лентяев и «халявщиков», «которые надеются на удачу» (1%).

Все остальные попытки «типизировать» выпускника, выбирающего ЕГЭ, отражают частные, локальные мнения (их статистический вес колеблется в пределах 1%): так, высказывались суждения, что ЕГЭ предпочитают сдавать богатые (те, «кто может заплатить за хорошую оценку») и «блатные»; ученики сельских школ; те, кто испытывает разного рода психологические проблемы (стеснительные, конфликтующие с учителями и пр.).

Ответы на симметричный вопрос: «Какие выпускники школ предпочли бы сдавать экзамены по прежней системе?» – в целом распределились сходным образом, хотя акценты были расставлены несколько иначе, чем в предыдущем случае. Так, в наиболее распространенном типе ответов старая система экзаменов рассматривается как предпочтительный выбор слабых, плохо подготовленных учеников (12%). Однако лишь немногим реже высказывалось мнение, что привычная система экзаменов устраивает всех: «все выпускники хотели бы сдавать по старой системе» (9%), а 7% респондентов, представляя другой полюс мнений, говорили, что эта система отвечает интересам «более сильных», «способных учеников», «выпускников с хорошей подготовкой», «думающих, рассуждающих», тех, «кто любит свободно мыслить».

В прочих ответах, как правило, подчеркивались те или иные аспекты, связанные с представленными выше точками зрения (так, респонденты говорили, что обычные экзамены - для тех, кто надеется на помощь учителей, - 2%, не претендует на поступление в вуз - 1%, или для тех, «кому не безразлична оценка», «кто хочет иметь хороший аттестат» - 1%, и пр.).

Ирина Шмерлина



Знаете ли Вы, что-то слышали или слышите сейчас впервые о проведении единого государственного экзамена в школах?

Вы лично одобряете или не одобряете введение в школах единого государственного экзамена? (Ответы заявивших, что им известно о ЕГЭ, - 77% от всех опрошенных.)

Скажите, пожалуйста, Вы хорошо знаете, что представляет собой единый госэкзамен в школе, знаете в общих чертах или совсем не знаете, что представляет собой ЕГЭ? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что им не известно о ЕГЭ, - 81% от всех опрошенных.)

Каковы, по Вашему мнению, основные преимущества системы ЕГЭ по сравнению с прежней системой выпускных экзаменов? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что им известно, что представляет собой ЕГЭ, - 57% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Результаты ЕГЭ засчитываются при поступлении в вуз, легче поступить10
«В институт на надо сдавать экзамены»; «один раз сдавать»; «дальнейшее поступление в вуз без проблем»; «будет легче перейти в институт»; «в вуз без экзамена»; «в том, что результаты ЕГЭ засчитываются при поступлении в вузы»; «возможно без экзаменов поступить в вуз»; «баллы добавляются при поступлении в вуз»; «больше шансов поступить в вуз при ЕГЭ».
Больше справедливости, объективности при проведении экзамена6
«На ЕГЭ все равны»; «более точные оценки»; «все по одной системе, и поблажек нет»; «блата нет»; «здесь нет выделения среди школьников по материальному статусу»; «дает одинаковые условия для всех выпускников»; «идет объективная оценка знаний»; «лучше оцениваются знания».
ЕГЭ требует более серьезной подготовки, более высокого уровня знаний2
«Больше ответственности при подготовке к экзаменам»; «более сложно, и сдают только те, кто учит»; «дети лучше будут заниматься»; «заставляют лучше учиться»; «охватывает большой объем знаний»; «не остается пробелов в знаниях»; «билеты все разные – это повысит успеваемость».
Это более легкий, быстрый и удобный способ сдачи экзамена2
«Быстро»; «удобство»; «простота»; «из вариантов ответов можно найти правильный»; «говорят, проще»; «тесты быстрее и удобнее делать»; «есть варианты ответов, наверное, проще, легче сдать».
Меньше взяток, коррупции2
«Чтобы коррупции не было»; «снижение уровня коррупции»; «меньше коррупция»; «не подкупишь учителей»; «невозможность коррупции»; «отсутствие подкупа»; «невозможно подкупить».
Меньше возможностей для использования шпаргалок, списывания2
«Списать нельзя»; «не спишешь»; «больше шансов, что отвечать будут сами»; «нельзя подделать результат»; «все сдают своими силами, без подсказок и шпаргалок»; «невозможно списать».
Другое2
«Не надо каждый год подвергаться стрессу»; «жесткий контроль»; «дается право выбора»; «многим устно трудно сдавать»; «быстро обрабатываются данные»; «проще проверить результат, машина выдаст быстро».
Нет преимуществ, ЕГЭ – это лотерея10
«Ничего хорошего»; «наугад можно наставить»; «лотерея»; «эта система мне не нравится, нет преимуществ»; «может повезти»; «удача при отсутствии знаний»; «никаких, только хуже».
Затрудняюсь ответить, нет ответа42


А каковы основные недостатки системы ЕГЭ по сравнению с прежней системой выпускных экзаменов? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что им известно, что представляет собой ЕГЭ, - 57% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Тесты не отражают реального уровня знаний ученика, не дают объективной оценки знаний7
«Не выявляют реальные знания учеников»; «не даст полной картины знаний ребенка»; «не всегда точная оценка знаний»; «не выявляет знаний»; «категорически не определяет степень образованности»; «не дают истинную картину знаний ученика»; «знания учащихся не определить».
В целом возрастает нагрузка на детей6
«Дополнительная нагрузка детям»; «дети сильно напряжены»; «шоковое состояние, стресс»; «лишние травмы у детей»; «большая нагрузка на выпускников»; «сказывается на нервной системе выпускников»; «лишнее волнение для школьников».
Вопросы ЕГЭ чрезмерно сложны, многочисленны, для ответов на них нужно выучить слишком много6
«Очень сложные вопросы»; «более точно нужно знать ответы»; «бывают сложные задания, т. е. даже не изучали эти вопросы, а в тесте стоят…»; «очень сложно сдать»; «замудрено, не стоит это проводить»; «заданий много, и они все сложные»; «вопросы сложные, не для наших школ»; «материал очень большой нужно заучивать»; «…выучить такой объем знаний очень сложно».
ЕГЭ – это «уравниловка», формализм, отсутствие личностного подхода к ученикам 4
«Всех под один компьютерный стандарт, нет личного подхода»; «наверно, тяжело будет сдавать, так как нет общения с преподавателем»; «не видя человека, ставят баллы»; «всех по единому шаблону»; «бездушное, нетворческое выявление знаний».
Система тестовых вопросов плохо составлена, не отработана, в ней много непродуманного, неправильного3
«Непродуманность»; «некоторые академии не знают ответов, недоработаны вопросы, если повезет – легкие, нет – провалишься»; «вопросы ненормальные»; «некорректно составлены вопросы»; «система до конца не продумана»; «вопросы составлены не совсем правильно».
Ученики не подготовлены к сдаче ЕГЭ по уровню своих знаний2
«Дети наши мало знают, плохо занимаются учителя»; «знания поверхностные»; «много упражнений, которые никак не изучают»; «запущены сильно дети»; «в данный момент подготовка в знаниях еще слабая»; «не готовы ещё к нему, надо лучше преподавать в школе»; «не готовы наши дети к ЕГЭ».
Появляются новые возможности для коррупции, обмана, можно заранее узнать правильные ответы2
«Думали, лучше будет, а стало хуже, опять взяточничество»; «списывать легче»; «возможная утечка информации до экзамена»; «за деньги можно купить ответы»; «быстро вскрывается и продается информация, и учителя пишут ответы»; «все равно будут стараться подделать результаты»; «…за деньги можно скачать из Интернета все»; «даже здесь коррупция».
Бывают погрешности, сбои при компьютерной обработке ответов2
«Могут ошибочно баллы посчитать»; «много путаницы с компьютеризацией»; «по технической причине может быть выдан неправильный результат»; «бывают сбои в компьютерной сети»; «плохо, что проверяет компьютер, – возможны сбои и ошибки».
Увеличивается вероятность случайного угадывания правильного ответа2
«Угадать можно»; «везение, а не проверка знаний»; «даже двоечники могут случайно получить положительную оценку»; «может и троечник получить высокий балл»; «лотерея – кому повезет»; «большую роль играют случайности»; «есть момент счастливого случая»; «спортлото».
ЕГЭ приходится сдавать в непривычном месте1
«Не в своей школе, чужой преподаватель, это вызывает стресс»; «психологически трудно сдавать в чужой школе»; «учат детей одни педагоги, а ЕГЭ принимают другие педагоги»; «разбросаны по разным школам»; «сдача экзаменов не в своей школе на впечатлительных учеников действует угнетающе»; «смущает перемена места».
Нет возможности исправить случайную ошибку, пересдать экзамен1
«Нельзя исправить ошибки»; «непреднамеренная ошибка не учитывается»; «если ты не сдал ЕГЭ, ты пересдаешь через год, а выпускной сразу можно пересдать»; «нельзя пересдавать»; «если плохой исход – нет шансов поступить, исправить».
Отсутствие свободы выбора экзаменов для сдачи, недостатки этого выбора1
«Обязательный экзамен, не по выбору учащегося»; «не дают свободы выбора»; «отсутствие выбора».
Нет времени для подготовки к экзаменам в вуз1
«По прежней системе экзаменов есть время для подготовки к поступлению в вузы»; «то, что при прежней системе выпускных экзаменов есть время для подготовки к вступительным экзаменам»; «по прежней системе было время подготовиться к поступлению в вуз».
Нет преимуществ, плохая система в целом1
«Мучают школьников»; «идиотизм»; «не согласен с ЕГЭ»; «в ЕГЭ – одни недостатки»; «лишний экзамен»; «издеваются над детьми».
Другое2
«Оцениваются не знания, а правильность заполнения карточек»; «тем, у кого нет пристрастий к каким-то предметам, будет сложно»; «необходимость шаблонного заучивания»; «срок действия один год»; «поступить практически в вуз после сдачи ЕГЭ невозможно»; «нет предварительных вопросов»; «невозможно списать, пользоваться словарем и калькулятором».
Нет недостатков1
«Недостатков нет»; «не вижу недостатков»; «думаю, что нет недостатков».
Затрудняюсь ответить, нет ответа41

В России принят закон "О едином государственном экзамене", по которому с 2009 года выпускники всех российских школ будут в обязательном порядке сдавать ряд предметов в форме ЕГЭ. Одни люди поддерживают закон об обязательном ЕГЭ. Другие считают, что у выпускников должно быть право выбора - сдавать экзамены в форме ЕГЭ или по прежней системе. Вы лично разделяете скорее первую или скорее вторую точку зрения? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что им не известно о ЕГЭ, - 81% от всех опрошенных.)

Как Вам кажется, если бы у выпускников было право выбора, большинство из них предпочли бы сдавать экзамены в форме ЕГЭ или по прежней системе? Или тех и других было бы примерно поровну? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что им не известно о ЕГЭ, - 81% от всех опрошенных.)

Как Вам кажется, какие выпускники школ предпочли бы сдавать экзамены в форме ЕГЭ? (Открытый вопрос. Задавался всем респондентам, кроме заявивших, что им не известно о ЕГЭ, - 81% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Более подготовленные, более знающие ученики, те, кто хорошо учится18
«Которые уверены в своих знаниях»; «которым все равно, где и как сдавать, имеют хорошую базу знаний»; «медалисты, отличники»; «ребята, которые знают все»; «с более высокой успеваемостью»; «сильные ученики, победители олимпиад, конкурсов»; «те, которые хорошо учатся, потому что подсказок там нет».
Менее подготовленные, слабые ученики, с низкой успеваемостью6
«Имеющие формальные знания, узкие знания»; «кому терять нечего, знаний нет»; «которые сомневаются в своих знаниях»; «кто плохо учится»; «посредственные, которые заучивают ответы как стихи»; «середняки, так как тесты легче пройти».
Те, кому результат ЕГЭ нужен для поступления в вуз5
«Кому не надо будет сдавать экзамены в вуз, достаточно будет ЕГЭ»; «кому нужен конкретный балл для поступления в учебное заведение»; «кто поступает – экзамены сдавать один раз»; «кто хочет поступить в вуз на бюджетной основе»; «те, кому результаты ЕГЭ считаются вступительным экзаменом в вуз»; «те, кто собирается сдавать экзамены в несколько вузов».
Ученики специализированных школ, гимназий, лицеев2
«В спецшколах, где уровень образования выше»; «в элитных школах – ЕГЭ»; «выпускники гимназий»; «лицеисты»; «престижные школы с углубленным изучением предметов»; «элитные школы и гимназии».
Те, кто может купить результат экзамена, воспользоваться связями1
«Блатные – они за деньги оценки получат»; «да богатые у кого родители – оплатят баллы ЕГЭ»; «кто может заплатить за хорошую оценку»; «кто надеется купить варианты ответов»; «те, у кого карман потолще»; «у кого есть знакомые».
Большинство, все, разные1
«Большинство на ЕГЭ пойдут»; «думаю, что все выпускники»; «многие»; «обычные школьники»; «почти все».
Ученики городских школ1
«В Москве, Ленинграде, в других крупных городах»; «городских школ, там лучше подготовка»; «из больших городов – дети адаптированные там»; «из столичных школ»; «только в городах».
Бездельники, те, кто рассчитывает на случайную удачу1
«Кому лень учить билеты»; «которые надеются на удачу»; «кто на авось идет»; «ленивые»; «люди, не любящие думать»; «ученики, кому лень учиться, а они на авось надеются»; «халявщики».
Школьники из маленьких городов, сел, поселков1
«В поселках»; «в сельских школах и провинциальных маленьких городах»; «выпускники из деревень, глубинки, отдаленных от центра городов и селений»; «из сельской местности»; «сельские школьники».
Те, у кого сложные отношения с учителями, кому психологически трудно сдавать обычный экзамен1
«Кого притесняли в школе»; «кто хочет исключить влияние учителей на оценки»; «стеснительные, замкнутые ученики»; «у кого есть конфликты в школе»; «у кого плохие отношения с учителями»; «у кого с языком не все в порядке...».
Другое2
«Кому безразлична форма сдачи экзаменов»; «которые имеют возможность заниматься с репетитором, при этом репетиторство направлено на сдачу экзамена, а не на знания»; «кто хорошо знает компьютер»; «парни, которые после школы сразу в армию, после армии ЕГЭ вроде бы действительны»; «предпочитающие заучивать, а не думать»; «с творческим подходом к знанию»; «те, кто не понял, что это такое»; «умеющие мыслить логически».
Таких нет, таких мало1
«ЕГЭ все боятся и никто не хочет сдавать»; «меньшее количество»; «не будет таких»; «незначительное меньшинство»; «никто»; «таких бы не было».
Затрудняюсь ответить, нет ответа63


А какие выпускники школ предпочли бы сдавать экзамены по прежней системе? (Открытый вопрос. Задавался всем респондентам, кроме заявивших, что им не известно о ЕГЭ, - 81% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Менее подготовленные, слабые ученики, с низкой успеваемостью12
«Более слабые»; «двоечники, троечники»; «кто мало подготовлен к экзаменам»; «кто не очень хорошо успевал»; «кто слабо учится»; «те, кому тяжело дается школьная программа»; «те, кто плохо учится»; «школьный отстой».
Большинство, все, разные9
«Большинство – спокойная обстановка, определенность»; «все бы согласились»; «все выпускники хотели бы сдавать по старой системе»; «и те, и другие»; «многие, у нас, во всяком случае, все»; «основная масса учащихся»; «почти все».
Более подготовленные, более знающие ученики, те, кто хорошо учится7
«Более сильные»; «более способные ученики»; «большинство, кто учился нормально все годы»; «добросовестные ученики»; «думающие, рассуждающие»; «кто любит свободно мыслить»; «у кого есть знания, и он уверен, что на билет ответит»; «ботаники».
Ученики обычных школ2
«В обычных школах»; «из всех обычных образовательных школ»; «общеобразовательные школы государственные»; «обычные школы, где на детей внимания не обращают»; «простые школы, не очень накрученные».
Ученики сельских школ2
«В сельской национальной школе»; «деревенские школы»; «из национальных, сельских школ»; «наши, обычные, из сельских школ»; «сельские»; «те, кто учится в сельской школе».
Те, кто надеется на помощь учителей при сдаче экзамена2
«Знакомые учителей»; «кому оценки ставили за подарки»; «которые меньше надеются на себя, ждут помощи со стороны»; «кто хочет договориться с преподавателем»; «любимчики учителей»; «те, кто рассчитывают на помощь преподавателей»; «те, у кого хорошие отношения с учителями».
Ученики городских школ1
«В Москве»; «все крупные города»; «городские школьники»; «жители больших городов».
Те, кому нужны хорошие оценки1
«Кому не безразлична оценка»; «кто хочет иметь хороший аттестат»; «те, кому нужна хорошая оценка»; «те, кто хочет подтвердить свои годовые оценки»; «ученики, которым важно получение знания и умение показать свои способности».
Те, кому результат ЕГЭ не нужен для дальнейшей учебы, кто не будет никуда поступать1
«Кому не нужны ЕГЭ при поступлении»; «которым безразлично дополнительное обучение»; «не имеет возможности уехать учиться»; «те, кто дальше учится не желает»; «те, у кого нет цели получать дальнейшее образование».
Другое2
«Более рассеянные»; «в специализированных школах»; «выпускники, желающие иметь быстрый карьерный рост, таких единицы»; «где родители старше 30 лет»; «которые привыкли учить по билетам»; «кто будет получать высшее образование»; «математику все бы сдавали по прежней системе»; «те, которых в этом году обязали, и они возмущались»; «у кого денег нет»; «у кого слабая нервная система»; «у которых фантазия развита».
Затрудняюсь ответить, нет ответа63

Приложение. Таблицы

Знаете ли Вы, что-то слышали или слышите сейчас впервые о проведении единого государственного экзамена в школах?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 35 37 28 13 34 35 17 17 41 28 8 13 17 37 25 25
знаю 39 36 42 53 41 21 13 35 42 64 31 32 50 42 47 39 40 34 65
что-то слышал(-а) 38 40 36 34 40 39 29 41 42 30 39 40 37 43 31 38 37 39 29
слышу сейчас впервые 19 20 18 9 15 36 51 21 11 5 26 23 10 12 19 20 18 23 4
затрудняюсь ответить 4 4 4 4 4 5 7 4 5 1 5 5 3 3 3 4 5 4 2

* Здесь и далее - доля респондентов, которые при ответе на вопрос "Когда Вы в последний раз пользовались Интернетом?" выбрали позиции "В последние сутки", "В последнюю неделю", "В последний месяц".


Вы лично одобряете или не одобряете введение в школах единого государственного экзамена? (Ответы заявивших, что им известно о ЕГЭ, - 77% от всех опрошенных.)


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 35 37 28 13 34 35 17 17 41 28 8 13 17 37 25 25
одобряю 18 18 18 27 16 10 7 20 18 21 15 16 21 15 13 23 18 17 26
не одобряю 36 34 39 39 40 28 22 31 38 56 34 33 42 47 43 33 37 31 51
затрудняюсь ответить 23 24 21 21 25 21 14 24 28 16 20 23 23 23 23 20 22 25 17

Скажите, пожалуйста, Вы хорошо знаете, что представляет собой единый госэкзамен в школе, знаете в общих чертах или совсем не знаете, что представляет собой ЕГЭ? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что им не известно о ЕГЭ, - 81% от всех опрошенных.)


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 35 37 28 13 34 35 17 17 41 28 8 13 17 37 25 25
хорошо знаю 20 17 23 31 19 9 6 18 18 39 15 17 24 25 17 20 21 18 40
знаю в общих чертах 37 37 36 43 39 25 18 35 42 44 35 34 42 41 44 35 38 30 45
совсем не знаю 17 18 15 11 18 22 19 19 18 7 18 18 15 15 15 20 14 21 7
затрудняюсь ответить 8 8 7 6 8 8 6 7 11 4 5 8 9 8 6 6 9 8 4

В России принят закон "О едином государственном экзамене", по которому с 2009 года выпускники всех российских школ будут в обязательном порядке сдавать ряд предметов в форме ЕГЭ. Одни люди поддерживают закон об обязательном ЕГЭ. Другие считают, что у выпускников должно быть право выбора - сдавать экзамены в форме ЕГЭ или по прежней системе. Вы лично разделяете скорее первую или скорее вторую точку зрения? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что им не известно о ЕГЭ, - 81% от всех опрошенных.)


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 35 37 28 13 34 35 17 17 41 28 8 13 17 37 25 25
первую 11 12 10 15 10 7 5 11 12 13 8 10 13 5 11 15 11 10 15
вторую 54 51 56 62 58 37 27 51 59 70 52 50 61 71 52 50 55 50 72
затрудняюсь ответить 16 17 15 13 16 20 17 16 18 13 13 17 15 13 19 15 16 17 10

Как Вам кажется, если бы у выпускников было право выбора, большинство из них предпочли бы сдавать экзамены в форме ЕГЭ или по прежней системе? Или тех и других было бы примерно поровну? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что им не известно о ЕГЭ, - 81% от всех опрошенных.)


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 35 37 28 13 34 35 17 17 41 28 8 13 17 37 25 25
в форме ЕГЭ 8 8 8 10 9 4 3 7 8 13 3 8 10 6 8 8 8 8 13
поровну тех и других 15 14 15 17 14 13 7 15 15 18 11 15 17 13 14 19 16 11 18
по прежней системе 30 28 31 38 32 17 14 29 32 40 33 24 35 36 34 27 29 28 39
затрудняюсь ответить 29 30 27 26 29 30 26 27 33 24 26 29 28 32 26 25 29 30 25