|
Патриотические чувства и взгляды формируются под влиянием множества факторов и являются, с одной стороны, компонентом социальной идентичности человека, а с другой – результатом его социализации. И этим, на наш взгляд, обусловлена сложность и противоречивость существования патриотических чувств как в масштабе всего общества, так и на уровне отдельного индивида. Данные массового опроса показывают, что значительная часть россиян сомневается в широкой распространенности патриотических чувств в современном российском обществе. Так, на вопрос 'С Вашей точки зрения, какую часть россиян можно назвать патриотами?' 42% респондентов выбрали вариант 'меньшинство', и еще 8% – 'никого'. Пятая часть опрошенных (20%) остановилась на ответе 'половина', неявно отмечая, что все оставшиеся не испытывают это чувство. Выбирая из предложенного списка ценностных понятий наиболее важные, только 3% участников опроса остановились на слове 'патриотизм'.
Однако следует пояснить, что мы имеем в виду, говоря о противоречивости существования патриотических чувств.
Оба процесса – социализации индивида (вырабатывания навыков жизни в обществе, в котором он родился и действует) и формирования его идентичности (способности воспринимать себя в качестве члена определенных социальных групп, с которыми связаны некоторые оценки и представления, а также нормы взаимодействий) –тесно связаны между собой: без первого невозможно второе. Вместе с тем, идентичность человека не может изменяться быстро и безболезненно в зависимости от внешнего контекста и ситуации, так как на ее основе формируется 'Я-концепция' индивида, система его самоописаний и самовосприятия. С другой стороны, в процессе жизни каждый человек проходит несколько этапов социализации и ре-социализации, поскольку ему приходится осваивать все новые пространства социальных отношений и адаптироваться к ситуациям разной сложности, новизны и необычности. Это означает, что идентичность человека, его 'Я-концепция' непрерывно проверяется на прочность и устойчивость постоянно меняющимися социальными условиями. Эта проблема становится особенно актуальной в те периоды существования общества, когда в нем начинаются интенсивные и масштабные преобразования, когда процессы интеграции и дезинтеграции сопровождаются сменой системы норм, а на уровне жизни отдельных индивидов – процессами сплочения или отчуждения.
Все перечисленные особенности динамики социальных отношений непосредственно затрагивают такое чувство как патриотизм. С одной стороны, привязанность к Родине, к месту своего рождения, наряду с привязанностью к собственной семье, является одним из фундаментальных оснований 'Я-концепции' человека. Этот патриотизм – очень личное, почти интимное чувство. Но есть и другая сторона. Помимо 'малой Родины' существует 'большая Родина', и патриотизм как социализированное, специально воспитанное в человеке чувство рождается на взаимности обязательств, на солидарности, а также на оптимальной для человека степени и способе его интегрированности в макросообщество своей страны. Именно о таком, многоуровневом характере патриотизма, встроенном в структуру социальной идентичности человека, и говорил один из участников фокус-групп:
- 'С моей точки зрения, Родина и патриотизм – это человек и Родина. Это оболочки, которые вокруг нас, как концентрические круги, понимаете? Т. е. в центре – сам человек, потом уже место, в каком он родился, и пошли уже оболочки: народ, государство, район, природа. И вот что такое патриотизм: если какой-то одной оболочке плохо, а я переживаю это в масштабах этой оболочки. Напали на страну – я за страну, страна – моя Родина, напали на землю – земля моя Родина, разрушили мой дом, спилили дерево, возле которого я родился, – для меня это Родина, т.е. я страдаю. Взорвали дом, люди погибли – люди – моя Родина. Да, понимаете, т.е. это оболочки, которые меня окружают'
(ДФГ, Москва).
Нет и не может быть такого сообщества, одна лишь принадлежность к которому давала бы исключительное право причислять человека к 'истинным' патриотам. Всякий раз необходимо подтверждение этого чувства и его проверка – как со стороны индивидов, готовых или не готовых выказывать патриотичность либо своими делами, либо символическими акциями, так и со стороны сообщества, подкрепляющего (или опровергающего) своими решениями и действиями верность обязательствам и солидарность со своими членами. Таким образом, мы можем предполагать, что в обществе существуют как минимум две разновидности чувства патриотизма: одно в первую очередь интимно-личностное, другое основано на идейных и нормативных установках человека. Можно предполагать, что второй вид патриотизма, в отличие от первого, более подвержен переосмыслению или даже кризисной переоценке. О существовании нормативного конфликта между двумя модальностями патриотических чувств красноречиво свидетельствует следующий диалог на фокус-группах:
- '
1-й участник: Человек не должен говорить: мне наплевать на все то, что в обществе творится, я за это не голосовал. Если так, то теряется государственный стержень. Вы же должны осознавать, что в тот момент [имеются в виду события в Москве 1993 года], когда вы не пошли <к Белому дому>, то вы бы принесли пользу.
2-й участник: Это я бы воевала за чужие интересы. Два пана дерутся, у мужиков чубы трещат. А я должна грудного ребенка оставить, вы тут посидите, да?!
1-й участник: А если будет война, вы тоже скажете, что я пойду, посижу, у меня муж, у меня дети, и все? А кто будет вас защищать? Не чеченская война – ну, скажем, внешнее вторжение.
3-й участник: Ну, тогда все пойдут. Сравнивать два таких дела нельзя. А у меня пример другой. Вот пожар где-то в колхозе. Если человек сознательно бежит на конюшню выпустить лошадей, действительно рискуя своей жизнью, хочет спасти скот, понимая, что он может сам погибнуть, вот это патриотизм именно к Родине.
Модератор: А может, ему просто жалко лошадей этих? При чем тут Родина?
3-й участник: Ну как при чем? Спасти скот для народа. Скот, потому что просто он живой. Душа живая. И плюс он же понимает, что он и сам может погибнуть, но все-таки это делает.
4-й участник: А если бы там трактор горел?
3-й участник: Все равно, вот это патриотизм, если бы он трактор бросился спасать.
4-й участник: А вот у него дома жена и дети.
3-й участник: Ну и что, это действительно патриотизм, потому что он хочет для Родины, для людей спасти.
2-й участник: А для каких людей? Его семья к этим людям не относится? Получается, что он про близких в этот момент не подумал: кто их кормить будет, если он погибнет?
3-й участник: Ну, значит, он более глобально мыслит.
4-й участник: Непонятно мне слово 'патриотизм'. Сейчас как-то быстро все меняется, некоторые за одно что-то держатся, а потом сами же разочаровываются в этом. Как сказать, они патриоты или нет, если им семья дороже, если они не хотят ехать всю жизнь жить в строительных вагончиках?' (ДФГ, Москва).
Тема долга непременно возникала в рассуждениях о патриотизме на фокус-группах. Спор о долге общественном и долге перед близкими в той или иной форме начинался во всех дискуссиях. Но были две позиции, не подвергавшиеся сомнению участниками дискуссий и разделявшиеся значительным числом людей, отвечавших в ходе массового опроса на открытые вопросы о патриотизме. Во-первых, это исполнение долга в случае 'чрезвычайной' или 'экстремальной' ситуации. Как правило, имелась в виду война, военная служба и необходимость защищать страну в случае нападения на нее.
- 'Это защита своей страны при угрозе внешнего врага'
(открытый вопрос).
- 'Отдать два года Родине – армия'
(открытый вопрос).
- 'Это когда тебе говорят: надо встать ночью и идти защищать Родину'
(открытый вопрос).
- 'Когда люди идут на смерть ради своей Родины'
(открытый вопрос).
- 'Оно ведь не постоянно, это чувство, мы ведь не каждый день патриоты. А именно когда ситуация острая возникает, что наша страна в беде или что-то случилось. И ведь все прислушиваются, и в этой ситуации обсуждают, патриот он или не патриот, и что надо делать в таких ситуациях. Во время войны было: страна зовет. Все поднимались. В чрезвычайные моменты видно сразу – мы все или не все, и у нас сплоченность
' (ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Я за себя скажу: да, я пойду. Внешний враг будет – я пойду защищать страну. Внутренний – я не буду, потому что я в своем государстве развязывать войну – не развязывал. А кто развязал – теперь они все в сторонку ушли, а наши мальчишки там гибнут до сих пор'
(ДФГ, Москва).
Второй аспект – это понимание долга как исполнения конкретных дел, честный и добросовестный труд, общественно значимые поступки, такие, как, например, благотворительность и спонсорская поддержка. Говоря о личной ответственности за дело, которым занимается человек, о мотивах поступков, которые можно назвать патриотическими, участники дискуссий вновь обращались к проблеме соотношения приватного и общественного. И в таком контексте 'приватная' мотивация уже не вызывала споров и упреков в эгоистичности.
- 'По делам, на конкретном месте, за которое он отвечает'
(открытый вопрос).
- 'Профессионал, честно выполняющий свою работу'
(открытый вопрос).
- 'Когда трудишься честно, добросовестно, не воруешь у общества, а стараешься приумножить честно благосостояние свое и общественное'
(открытый вопрос).
- 'Вот это и есть патриотизм, когда человек стремится сделать лучше, для того чтобы тот, кто живет с тобой рядом, жил лучше. Честное и порядочное отношение к любой мелочи, которая вокруг тебя, – это уже патриотизм. Когда ты зарабатываешь деньги, но не жируешь на них. Ростропович, например, поддерживает молодых талантливых музыкантов. Алферов – деньги в физику вкладывает. Очень много новых русских, нормальных, которые и деньги зарабатывают, и хотят вкладывать их во что-то стоящее поддержки'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Я думаю, что человек прежде всего – даже больше, чем Родину – должен полюбить себя. И делать все хорошее как можно больше для себя и своих родных – это большая ответственность. От этого зависит и вся страна. Если таких людей будет больше, которые будут больше делать и никому не приносить зла, то тогда будет любовь к Родине, тогда будет каждый исполнять свой долг. Я, например, пошла вымыть подъезд для себя и, значит, сделала для соседа, и вообще для всех. Я для себя это делаю, потому что мне не нравится ходить по грязному. Если люди будут это понимать – что, делая для себя, ты вольно или невольно сделаешь это для всех... А мы ведь как, многие: 'Мне не платят за это, ну и пусть грязь будет'. Вспомните у Булгакова – профессор Преображенский'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Все-таки патриотизм – больше общественное, нежели частное чувство, потому что человек любыми своими поступками должен показывать свою любовь к Родине. Не то, что надо кричать: я патриот, а своими повседневными делами. Если он в обществе на пользу нашего государства делает – это какое-то проявление любви к Родине. Честный труд, добросовестный – он и лично для человека пользу дает, и для общества пользу. Согласитесь, что это не всегда одно и то же, я не беру тех людей, для которых сейчас только деньги, деньги'
(ДФГ, Москва).
Разговор о патриотизме на фокус-группах показал, что 'обыденные теории' о патриотизме строятся на соотнесении оценок чужих патриотических чувств и взглядов со своими собственными. Если человек делает для себя вывод о том, что его собственная судьба переплетается с судьбой Родины, то тогда и возникают 'патриотические' биографии. Но 'социализированная' часть патриотических установок оказывается очень уязвимой, если люди делают для себя вывод о нарушении взаимной ответственности между ними и обществом, о возникшей диспропорции в отношениях. И в этом случае появляется либо нигилизм, либо индифферентность в отношении к 'социализированной', предписанно нормативной части патриотических чувств и установок.
- 'Государство не заботится о простых людях, а наиболее наглые наши сограждане обворовали народ, а государство бросило остальных на произвол судьбы. А чубайсы и мамуты вертят им в своих интересах. А сейчас они хотят патриотизма, чтобы их не только простили, но и поддерживали, работали на них. Когда уже нечего воровать, тогда они про патриотизм вспомнили...'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Нет, что значит – Родина нас забыла? Это не Родина забыла. У нас правительство просто бросило всех на произвол судьбы, на выживание оставила. Кто выживет, тот и выживет. Первоначально... вот я помню те времена, когда действительно с Родиной было взаимное отношение. Почему бомжей столько развелось? Ведь я знаю, как они появляются. Был вполне приличный человек, грамотный, высшее образование, Плехановский институт. И он остался без средств к существованию. И государство не может ему помочь. Виноваты действительно правители, которые сейчас правят, государство со своими надстройками всевозможными
' (ДФГ, Москва).
- 'Я не чувствую дискомфорта никакого в отношении Родины, хотя нас и ограбили всех со сбережениями и прочими делами. Ведь государство – это не вся страна, это инструмент управления обществом. В азартные игры с ним не надо играть, и с государством многие стараются не связываться, хотя часто они же надеются на его помощь. Для меня патриотизм – в первую очередь чувство общности с людьми, которые тебя окружают. Сначала мать, родители тебя окружают, больше стал – тебя уже окружают другие люди, друзья, коллеги, формируется привычка к хорошему, к своему, к родному'
(ДФГ, Москва).
Несмотря на разнообразную и сложную мотивацию комплекса патриотических чувств, патриотизм остается социально одобряемой ценностью. Это означает, что данное понятие вряд ли появится среди 'отторгаемых', как это было в недавнем прошлом со словами 'реформы' или 'демократия', например. Кроме того, это понятие остается важным инструментом для оценки других людей. В этой связи обращает на себя внимание соотношение долей затруднившихся ответить (по данным последнего массового опроса) на два открытых вопроса: 'Как Вы бы объяснили, что такое патриотизм?' и 'Кого из известных общественных деятелей нашего времени можно назвать 'патриотом'? Назовите имена этих людей'. На первый вопрос не дали ответа 26% опрошенных, на второй – 56%, и еще 5% сказали 'нет таких'. То есть, при достаточной известности смысла понятия, в сознании российских граждан этот термин не обнаруживает связи со сферой образов общественных деятелей.
В этом отношении интересны ответы тех участников фокус-групп, кто стал сомневаться в приложимости этого понятия к собственным ощущениям и переживаниям в ситуации, когда им задали вопрос: 'А Вы сами считаете себя патриотом?' Таковых оказалось немного, всего пять человек. И мотивы одинаковых ответов оказались разными:
- 'Я не могу определить, патриот я или не патриот. Я в этом смысле критически отношусь к себе. Может, я что-то делаю, но недостаточно для страны. А может быть, я сама не востребованная в данном обществе'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Если бы 10 лет назад ответить, то сказала бы 'да', а сейчас даже не знаю... Потому что за эти годы у меня было много такого, что взаимности с моим обществом и государством не было. И когда один раз так, два, три
...' (ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Вы знаете, мне кажется, еще несколько лет – и его совсем не останется. И мне очень обидно не за народ, а за правителей. Съездите во Псков или Тамбов... Создали такие жизненные условия, что совершенно не способствуют патриотизму. А чем еще-то гордиться? Коммунальной квартирой?
Все развалено, все заводы стоят, фабрики стоят. Я езжу в Клинский район – там совхоз был миллионер, сейчас все развалено: ни скота, ни работы, ничего нет. Я полагаю, что прожить без патриотизма сейчас можно спокойно. И даже нужно, для человека это не важно, нужно своей жизнью заниматься, своим делом' (ДФГ, Москва).
- 'Потому что от меня ничего не зависит, что сейчас творится, от меня лично. И вообще, понятие 'патриотизм' я могу связать только с теми, кто в Великую Отечественную шел, оставляя свой дом, своих детей и жен, даже не думая об этом. Родина была чем-то важным для них. Сейчас такого нет. Я не чувствую, что нужна'
(ДФГ, Москва).
- 'Нас ни во что поставили, нас унизили до невозможности, превратили в рабов. По сберкнижкам, пирамиды – отобрали нашу собственность, ваучеры и т. д. и т.п. Нас обманули. И вот эти 10% богатых считают, что мы должны сплотиться в патриотизме? Не сплотятся люди. Патриотизм – это очень удобно, для того чтобы манипулировать. Дайте человеку, чтобы он сам был ответственным за себя, и чтобы у него была свобода. Патриотизм там, где есть свобода и гласность, где есть законы для всех, где есть и богатые, и где высокий жизненный уровень, – когда свобода для всех, а не для 10%'
(ДФГ, Воронеж).
На наш взгляд, было бы неправильным рассматривать приведенные доводы как свидетельство антипатриотизма. Патриотические чувства могут принимать разные формы: 'Люблю отчизну я, но странною любовью...' Патриотизм не может быть абстрактным, он всегда опирается на определенный образ Родины, который формируется в сознании человека и участвует в процессах становления его социальной идентичности, в формировании личностной связи человека с некоторым макросообществом.
Материалы опросов позволяют сделать предположение, что в российском обществе произошло расщепление образа Родины по ряду оснований. На самом деле, для политической борьбы характерно, что разные политические силы и партии привносят в общество специфическую трактовку понятия 'Родина'. Главная проблема заключается в том, что смежные, а не диаметрально противоположные образы Родины и патриотизма с трудом находят свою связность, точки соприкосновения. И понятно, что для достижения этого нужны ответы на множество других вопросов: государство и страна – это одно и то же или нет? Можно ли подвергать критике свою страну, свое государство, свой народ? Что негативного может нести в себе патриотизм и как этого избежать? Что такое долг и можно ли его исполнять, не прибегая к самопожертвованию? Может ли патриотизм основываться на прагматических мотивах? И, наконец, какие патриотические образцы и образы должны и могут сложиться в сознании людей? Материалы фокус-групп дают множество альтернатив и направлений поиска: Александр Матросов, Павлик Морозов, белогвардейский офицер, не потерявший своей чести в безумии гражданской войны, бедный, но самоотверженный гражданин великой державы, диссидент, удачливый бизнесмен и предприниматель, заинтересованный в нормальной жизни в свой стране...
|