|
Соглашение Европейского союза и России о порядке транзита из Калининграда и обратно горячо обсуждается в СМИ. Каково же отношение россиян к ситуации вокруг Калининграда, как они оценивают новые правила проезда в этот регион?
Нельзя сказать, что данная проблема вызывает у населения пристальный интерес. По степени информированности о ситуации вокруг Калининграда респонденты разделились на три практически равные группы. Треть опрошенных сказали, что слышат о соглашении России и ЕС впервые, треть заявили, что они 'что-то слышали', такая же доля 'знает' об этой проблеме. Степень информированности связана с уровнем образования и с тем, в каком регионе проживают респонденты. Например, среди россиян с высшим образованием количество осведомленных о ситуации вокруг Калининграда в несколько раз выше, чем среди людей с образованием средним и ниже среднего. Наиболее информированными оказались жители Центрального и Северо-Западного округов, а также мегаполисов и крупных городов. Основными источниками информации о проблеме Калининграда являются, по степени значимости, телевидение, газеты и так называемые 'личные источники' – родственники и знакомые, которые живут в Калининградской области.
По мнению экспертов, в целом ситуация вокруг Калининградской области россиян не волнует или волнует в очень незначительной степени. Это подтверждают и данные фокус-групп, многие участники которых считают, что эта проблема беспокоит только тех, кого она непосредственно касается:
- 'Родных и близких. Волнует людей, занятых в сфере бизнеса, если они имеют с этим связи и отношения. Волнует политика, потому что Калининград превращается в анклав'
(эксперт, Владимир).
Кроме этого, можно выделить еще один фактор, который привлекает внимание россиян к этой проблеме. Их восприятие определяется, по словам эксперта из Санкт-Петербурга, 'легким сохранением ностальгического патриотизма'.
- 'Как <бы> ни говорили, мы в этой стране живем и ее любим. Мне в Калининграде делать нечего, но все равно я смотрю – и обижаюсь вместе со всеми'
(эксперт, Пенза).
Участники фокус-групп единодушны в том, что проблема Калининграда – сложная, ее нельзя однозначно охарактеризовать, невозможно однозначно оценить последствия решения о транзите.
- 'Здесь труднейшая ситуация. И вот говорят: давайте решим. Это не так просто. Здесь, честно говоря, даже трудно. Возможно, даже усилится напряженность. Здесь пока положение не то что безысходное, но пока – в тупике'
(ДФГ, Самара).
Судя по ходу дискуссий на фокус-группах, восприятие калининградской проблемы российскими гражданами во многом определяется тем, в какой международный контекст 'помещается' эта проблема, – в контекст взаимоотношений России со странами Прибалтики или с Европейским Союзом.
Одни рассматривают сложившуюся ситуацию как производную от сложной и не всегда мирной истории контактов России и Прибалтики:
- 'Все страны Прибалтики в очень плохом отношении к нам – и решили перейти в Евросоюз. Вот проблема и создана. Если бы у нас были хорошие отношения, никакой проблемы бы не было'
(ДФГ, Самара).
- 'В свое время Советский Союз поступил несправедливо, оккупировав Прибалтику. В ответ – адекватная реакция на русское население и вообще по отношению к России. С одной стороны, они проявляют лояльность, но с другой стороны, они действительно в душе всё-таки так и не простили нам...'
(ДФГ, Самара).
Подобное восприятие сути калининградской проблемы, как правило, влечет за собой позитивную оценку респондентами договоренности о новых правилах проезда в область и обратно. Эти участники опроса проявляют готовность понять позицию Литвы и прибалтийских стран, которые являются суверенными государствами и имеют право отстаивать свои интересы. С одной стороны, отмечают респонденты, несправедливое отношение Советского Союза к прибалтийским государствам определенным образом оправдывает позицию этих государств, с другой стороны, эта позиция может служить негативным фоном в процессе 'отладки' реального механизма получения виз.
- 'Прибалтийская сторона имеет право в экстренных случаях, которые не оговорены, запретить проезд через свою территорию гражданина Российской Федерации. Если наши дипломаты не смогут хорошо выполнить свою работу, то можно практически у любого человека найти какой-то предлог, чтобы не пустить его через свою территорию'
(ДФГ, Самара).
Другие в своем восприятии калининградского сюжета исходят из того, что 'проблема заключается не в Прибалтике, а в том, что Евросоюз поставил такие требования. Настрой прибалтийских государств по отношению к нам резко изменился после 1999 года, при непосредственном влиянии европейских государств' (ДФГ, Самара).
По мнению некоторых участников фокус-групп, на отношение европейцев к России влияет Америка – она пытается диктовать свою экономическую политику в Европе. В связи с этим респонденты склонны рассматривать договоренность о транзите из Калининградской области и обратно как 'абсолютную дискриминацию' России и в целом оценивать такое решение как неудовлетворительное.
- 'Почему нас должны держать как государство-изгой: какие-то карточки давать или еще что-то? Все равно они пользуются нашим газом, нефтью, всеми ресурсами. Немцы и французы хотят, чтобы вступили в Евросоюз. В остальном диктует экономическую политику Англия и Америка, то есть нас держат все время в таких рамках'
(эксперт, Москва).
Относительное большинство экспертов склонны оценивать соглашение между ЕС и Россией о правилах транзита в Калининградскую область и обратно как неудовлетворительное. Прежде всего, по их мнению, оно негативно сказывается на политическом имидже России.
- 'Даже при самом благоприятном исходе ситуации все равно это щелчок по носу России'
(эксперт, Пенза).
Кроме этого, в любом случае проезд осложняется ограничениями, бюрократической волокитой, зависит от воли и желания Литвы. Фактически, считают некоторые из них, визовой режим сохранен, хотя и по упрощенной схеме: 'виза – она и в Африке виза, другого нет ничего' (эксперт, Калининград).
Все это в конечном итоге оборачивается ущемлением прав России и россиян.
Другие полагают, что на данном этапе это решение можно рассматривать как 'меньшее зло', альтернативы которому не существует. С последним утверждением согласна треть экспертов, которые оценивают брюссельское соглашение как приемлемый компромисс, предусматривающий удовлетворительное для России решение проблемы. По их мнению, договоренность хоть каким-то образом решает вопрос проезда.
- 'Достигнут компромисс, позволяющий выйти с сохранением лица обеим сторонам. Западная сторона настояла на необходимости специального документа, который должен оформлять каждый проезжающий. Российская сторона настояла на том, что он может быть достаточно упрощенным и массовым – порядок получения этого документа и многократное использование'
(эксперт, Владимир).
Что же касается участников массового опроса , то среди них доля тех, кто считает договоренность между Россией и ЕС о транзите в Калининградскую область и обратно успехом нашей страны и нашей дипломатии, примерно в полтора раза больше, чем тех, кто оценивает ее как неудачу России.
Как дальше сложится судьба Калининградской области? Для ответа респондентам предлагалось выбрать один из пяти вариантов.
Вопрос: 'Сейчас много говорят о будущем Калининградской области. Как, по Вашему мнению, сложится ее судьба? (Калининградская проблема: опрос населения от 13 - 14 июня // Доминанты. Поле мнений. 2002. № 23 (http://www.fom.ru/reports/frames/tb022306.html))
Калининградская область... |
13 июня 2002 |
20 ноября 2002 |
...останется в составе России и будет иметь такой же статус, как другие российские регионы |
30 |
29 |
...останется в составе России, но ее статус будет отличаться от статуса других российских регионов |
19 |
21 |
...будет числиться в составе России, но фактически будет жить по своим законам |
13 |
19 |
...выйдет из состава России и станет самостоятельным государством |
4 |
3 |
...выйдет из состава России и будет присоединена к другой стране |
3 |
4 |
Другой вариант |
1 |
0 |
Затрудняюсь ответить |
30 |
23 |
|
Следует отметить, что результаты этого исследования практически не отличаются от данных опроса, проводившегося в июне 2002 г., когда возникли разногласия между Европейским Союзом и Россией по обсуждаемому вопросу. Представляется, что само по себе принятие решения в очень ограниченной степени повлияло на отношение россиян к данной проблеме, хотя, как видно из таблицы, несколько возросла доля тех, кто считает, что в будущем уровень автономизации региона повысится.
Прогнозы экспертов относительно того, как сложится судьба Калининградской области, несколько отличаются от прогнозов населения в целом. Эксперты, как правило, не сомневаются, что регион останется в составе России, однако почти две трети экспертов считают, что его статус будет отличаться от статуса других российских регионов. В то же время, на взгляд экспертов, следует обратить внимание на опасную тенденцию дальнейшего отдаления и даже возможного отделения Калининградской области – тем более, что уже сейчас регион экономически и территориально тяготеет к Европе.
- 'Создание особой зоны, особого порядка. Привязывание экономики Калининграда все больше к экономике западных стран'
(Эксперт, Краснодар).
- 'Затруднит связи и контакты с этой территорией России, в перспективе может быть еще одним шагом на пути потери Россией этой территории. Там уже идет германизация, полонизация, литовизация этой территории'
(эксперт, Мурманск).
Среди главных и наиболее болезненных последствий введения нового порядка проезда в Калининградскую область и обратно респонденты в первую очередь называют психологический дискомфорт от ограничения свободы передвижения. Впрочем, как отмечает эксперт из Самары, 'они [калининградцы] одной ногой все равно в Европе, им ни то, ни другое терять не хочется. Они тяготеют к Европе. Ностальгические чувства – одно, а экономика – другое'.
- 'В значительной степени верхние слои Калининградской области завязаны на этот экспорт-импорт. Они не хотели, чтобы кто-то контролировал, сильно заинтересованы в привилегированном таможенном положении со стороны федеральных российских властей и очень эффективно отстаивают свои позиции'
(эксперт, Санкт-Петербург).
Хочется обратить внимание на мнение одного эксперта, который считает, что окончательное решение калининградского вопроса зависит не только от позиций Литвы или ЕС, но в первую очередь – от самих граждан России.
- 'К нам будет доверие как к гражданам, проезжающим через территории суверенного государства. Исчезнет подозрительность'
(эксперт, Владимир).
|