Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 февраля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
1. Информированность и отношение к реформированию системы льгот 2. Процесс замены льгот выплатами 3. Акции протеста 4. Акции в поддержку замены льгот выплатами 5. Электронная фокус-группа 6. Приложение. Таблицы
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 февраля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Как показывают данные мониторинга, пик недовольства российских граждан по поводу реформирования системы социальных льгот остался позади. Отрицательное отношение к этому нововведению остается преобладающим, но соотношение позитивных и негативных оценок (32% против 43%) вернулось на уровень лета 2004 года, когда проект реформы только начинал обсуждаться в обществе. За прошедшую неделю доля негативных отзывов продолжала уменьшаться, а всего за последние четыре недели она сократилась с 53% до 43%.
О снижении остроты проблемы свидетельствуют и другие, косвенные индикаторы. За последнюю неделю на 4 п.п. сократилась доля россиян, одобряющих митинги противников реформы (с 53% до 49%). Все чаще респонденты относятся к этим акциям безразлично – 29% (неделю назад этот показатель составлял 22%). Уменьшилась и доля граждан, готовых принять участие в подобных выступлениях, – с 24% до 20%.
Реформа стала менее активно обсуждаться населением: 28% опрошенных (против 20% в прошлый раз) не слышали от окружающих суждений на эту тему. Соответственно, сократилась доля слышавших преимущественно отрицательные высказывания – с 54% до 47%. (Доля россиян, которые слышат в основном положительные суждения о реформе, остается стабильной на протяжении всего периода проведения мониторинга и колеблется вокруг отметки 15%).
Очевидно, что 'генератором' негативного отношения к реформе являются прежде всего льготники, которых она затронула непосредственно. Поэтому одной из причин достаточно выраженной тенденции к 'умиротворению' может являться то, что люди постепенно получают обещанные компенсационные выплаты как за январь, так и за февраль. Впрочем, доля льготников, не получивших выплат ни за февраль, ни за январь, остается прежней – 29% (неделю назад заявляли, что еще не получали компенсаций, 28% опрошенных). И их взгляд на монетаризацию заметно отличается от взгляда более 'удачливых' льготников.
|
Все льготники
|
Получившие денежные выплаты за январь и/или за февраль |
Не получившие денежных выплат ни за январь, ни за февраль |
Доли групп |
100% |
66% |
29% |
Вопрос: 'Как Вы относитесь к замене некоторых социальных льгот денежными выплатами – положительно или отрицательно?' |
Положительно |
36 |
42 |
25 |
Отрицательно |
52 |
49 |
57 |
Затрудняюсь ответить |
12 |
9 |
18 |
|
Как мы видим, льготники, получившие деньги, относятся к реформе значительно лучше, чем те, кто денег не получил. Более того, они оценивают ее благосклоннее, чем те, кого реформа вообще не коснулась: среди респондентов, не являющихся ни льготниками, ни членами семей льготников, положительно оценивают это но-вовведение 29%, а отрицательно – 36% опрошенных.
Показательно, однако, что льготники, получившие деньги за январь и/или февраль, одобряют акции протеста, связанные с заменой натуральных льгот денеж-ными выплатами, чаще, чем не получившие денег, (64% против 57%). Первые также чаще, чем вторые, считают, что такие акции будут усиливаться, – 34% против 27%. Таким образом, можно сделать вывод, что на отношение респондента к акциям протеста влияет не только его точка зрения на реформу как таковую, но и мнение по поводу подобных форм проявления социальной активности. А возможно – и наличие или отсутствие предрасположенности к активному отстаиванию своих интересов вообще. (В связи с этим позволим себе предположить и наличие обратной зависимости: возможно, получение
и неполучение компенсационных выплат теми или иными льготниками зависит, помимо ситуации с организацией выплат в тех населенных пунктах, где они живут, и от их собственной социальной активности).
Появление дополнительных сумм в кошельках льготников оказывает благотворное влияние на их позицию в отношении реформы. Однако спустя какое-то время люди к этим деньгам привыкнут, и если общий климат отношения к реформированию сис-темы социальных льгот не изменится (тональность разговоров в обществе, например), то ситуация может снова ухудшиться. Специалисты-психологи утверждают, что повышение зарплаты оказывает непосредственное позитивное воздействие на мо-тивацию работника в течение трех месяцев: затем человек привыкает к новой сумме.
* * *
Акции в поддержку реформирования системы социальных льгот оказались довольно заметным социальным событием: известно о них почти двум третям опрошен-ных (31% о них 'знают', еще 30% – 'что-то слышали'), а 13% сообщили, что подобные акции проходили в их городе или селе. Отметим для сравнения, что в последней декаде января о проходивших в их населенном пункте акциях протеста против реформы социальных льгот респонденты говорили лишь примерно вдвое чаще (22%) (Доминанты. Поле мнений. 2005. № 4, 27 янв.).
Отношение опрошенных к митингам в поддержку замены льгот денежными выплатами далеко от однозначного: одобрение они вызывают практически столь же часто, сколь и неодобрение (23% против 26%; при этом 39% заявляют о безразличии к ним). Впрочем, большинство респондентов довольно смутно представляют себе цели этих акций и устремления их участников. Почти половина респонден-тов затруднились ответить на открытый вопрос: 'Как Вы думаете, почему люди вышли на улицы, стали участвовать в митингах и демонстрациях в поддержку замены льгот денежными выплатами?' А многие восприняли митинги в поддержку реформы как акции протеста: они говорили, что люди приняли в них участие, чтобы выразить недовольство низким уровнем жизни и привлечь внимание властей к своим проблемам (так посчитали 11% опрошенных), потребовать корректировки реформы (3%) или ее полной отмены (2%).
Опрошенные, адекватно воспринявшие направленность митингов, чаще всего говорили, что люди действительно одобряют реформу и хотят ее поддержать (19%), но многие (12%) заявляли, что участники этих акций были выведены на улицы обманом или подкупом.
У большинства респондентов (61%) участники митингов в поддержку монетаризации льгот не вызывают особых эмоций, однако симпатия к ним выражается несколько чаще, чем антипатия (17% против 11% соответственно). При этом, отвечая на вопрос, по собственному желанию или по принуждению участвовали люди в акциях поддержки реформы, 41% опрошенных согласились с первой точкой зрения, а 29% – со второй. Иначе говоря, россияне скорее готовы верить в искренность участников этих митингов и демонстраций, чем подозревают, что эти акции – 'показушные'.
Готовность лично принять участие в митинге в поддержку замены льгот на деньги, если бы он проходил в их городе или селе, выразили 6% респондентов (тогда как в митинге протеста – 18%). Особого внимания заслуживает тот факт, что отношение льготников к акциям в поддержку реформы не отличается от отношения остальных участников опроса. Льготники в той же мере склонны одобрять или не одобрять митинги поддержки, выражать симпатии или антипатии их участникам, они так же, как и другие респонденты, оценивают искренность митингующих. Так же распределяются и их ответы на вопрос о готовности принять участие в аналогичных акциях.
Таким образом, следует признать, что хотя реформа вызывает множество нареканий и протестов, немалая часть общества – в том числе и льготников – не только относится к ней позитивно, но даже согласна подтверждать это отношение участием в публичных акциях. |
1. Информированность и отношение к реформированию системы льгот |
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства. Результаты опросов за 19-20 февраля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Категории граждан, которых затрагивает и не затрагивает реформа
* заявившие, что им положены льготы ** заявившие, что им льготы не положены, но у них в семье есть льготники
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВАС ЛИЧНО ВОПРОС О ЗАМЕНЕ НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ ИНТЕРЕСУЕТ, ВОЛНУЕТ ИЛИ ОСОБО НЕ ИНТЕРЕСУЕТ, НЕ ВОЛНУЕТ?
все опрошенные
льготники
А КАК ВЫ ЛИЧНО ОТНОСИТЕСЬ К ЗАМЕНЕ НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ - ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО?
все опрошенные
льготники
ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ СЛЫШАТЬ РАЗГОВОРЫ ОКРУЖАЮЩИХ О ЗАМЕНЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ? И ЕСЛИ ПРИХОДИЛОСЬ, ТО КАКИЕ МНЕНИЯ ЧАЩЕ ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ - ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ?
все опрошенные
льготники
ВСТРЕЧАЛИСЬ ЛИ ВАМ В ПОСЛЕДНИЕ ДВЕ-ТРИ НЕДЕЛИ В ГАЗЕТАХ, НА РАДИО ИЛИ ТЕЛЕВИДЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ ЛИЦ О ПОРЯДКЕ ЗАМЕНЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ? ЕСЛИ ВСТРЕЧАЛИСЬ, ТО ВАМ ВСЕ БЫЛО ПОНЯТНО, КОЕ-ЧТО НЕПОНЯТНО ИЛИ НИЧЕГО НЕПОНЯТНО?
все опрошенные
|
льготники |
|
|
|
2. Процесс замены льгот выплатами |
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства. Результаты опросов за 19-20 февраля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Категории граждан, которых затрагивает и не затрагивает реформа
* заявившие, что им положены льготы ** заявившие, что им льготы не положены, но у них в семье есть льготники
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ ПОЛУЧИЛИ ИЛИ НЕ ПОЛУЧИЛИ ЗА ЯНВАРЬ И/ИЛИ ЗА ФЕВРАЛЬ КАКИЕ-ЛИБО ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ ВЗАМЕН СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ? (В % от числа льготников.)
ИЗ КАКОГО БЮДЖЕТА - ФЕДЕРАЛЬНОГО ИЛИ РЕГИОНАЛЬНОГО - ВАМ ПОЛОЖЕНЫ ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ ВЗАМЕН СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ? (В % от числа льготников.)
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ ПОЛУЧИЛИ ИЛИ НЕ ПОЛУЧИЛИ ЗА ЯНВАРЬ И/ИЛИ ЗА ФЕВРАЛЬ КАКИЕ-ЛИБО ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ ВЗАМЕН СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ? (В % от числа заявивших, что они имеют право на льготы..)
...из федерального бюджета
|
...из регионального бюджета |
...и из федерального, и из регионального бюджета |
|
|
|
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ В ДОСТАТОЧНОЙ МЕРЕ ИЛИ В НЕДОСТАТОЧНОЙ МЕРЕ КОМПЕНСИРУЮТ ЛЬГОТЫ, КОТОРЫЕ ВЫ (ЧЛЕНЫ ВАШЕЙ СЕМЬИ) ПОЛУЧАЛИ ПРЕЖДЕ? (Ответы льготников и членов семей льготников.)
все опрошенные
|
льготники |
члены семей льготников |
|
|
|
|
3. Акции протеста |
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства. Результаты опросов за 19-20 февраля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Категории граждан, которых затрагивает и не затрагивает реформа
* заявившие, что им положены льготы ** заявившие, что им льготы не положены, но у них в семье есть льготники
В РЯДЕ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ ПРОШЛИ АКЦИИ ПРОТЕСТА В СВЯЗИ С ЗАМЕНОЙ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К АКЦИЯМ ПРОТЕСТА В СВЯЗИ С ЗАМЕНОЙ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ - ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИХ, НЕ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ ОТНОСИТЕСЬ К НИМ БЕЗРАЗЛИЧНО?
все опрошенные
|
льготники |
члены семей льготников |
|
|
|
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, АКЦИИ ПРОТЕСТА В СВЯЗИ С ЗАМЕНОЙ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ БУДУТ УСИЛИВАТЬСЯ ИЛИ ОСЛАБЕВАТЬ?
все опрошенные
|
льготники |
члены семей льготников |
|
|
|
ЕСЛИ АКЦИИ ПРОТЕСТА В СВЯЗИ С ЗАМЕНОЙ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ СОСТОЯТСЯ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, ВЫ БУДЕТЕ ИЛИ НЕ БУДЕТЕ УЧАСТВОВАТЬ В НИХ?
все опрошенные
|
льготники |
члены семей льготников |
|
|
|
|
4. Акции в поддержку замены льгот выплатами |
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства. Результаты опросов за 19-20 февраля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Категории граждан, которых затрагивает и не затрагивает реформа
* заявившие, что им положены льготы ** заявившие, что им льготы не положены, но у них в семье есть льготники
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО В РЯДЕ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ ПРОШЛИ МИТИНГИ, ДЕМОНСТРАЦИИ В ПОДДЕРЖКУ ЗАМЕНЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ?
ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, В ВАШЕМ ГОРОДЕ (СЕЛЕ) ПРОХОДИЛИ ИЛИ НЕ ПРОХОДИЛИ МИТИНГИ, ДЕМОНСТРАЦИИ В ПОДДЕРЖКУ ЗАМЕНЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ? (Ответы заявивших, что им известно о митингах, демонстрациях в поддержку замены льгот выплатами.)
ВЫ ЛИЧНО ИЛИ ВАШИ БЛИЗКИЕ (РОДСТВЕННИКИ, ДРУЗЬЯ, СОСЕДИ) ПРИНИМАЛИ ИЛИ НЕ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ В МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ В ПОДДЕРЖКУ ЗАМЕНЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ? (Ответы заявивших, что им известно о митингах, демонстрациях в поддержку замены льгот выплатами.)
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЫШЛИ НА УЛИЦЫ, СТАЛИ УЧАСТВОВАТЬ В МИТИНГАХ И ДЕМОНСТРАЦИЯХ В ПОДДЕРЖКУ ЗАМЕНЫ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ? (Открытый вопрос.)
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К МИТИНГАМ, ДЕМОНСТРАЦИЯМ В ПОДДЕРЖКУ ЗАМЕНЫ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ - ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИХ, НЕ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ ОТНОСИТЕСЬ К НИМ БЕЗРАЗЛИЧНО?
все опрошенные
|
льготники |
|
|
ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ЛЮДИ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ В МИТИНГАХ В ПОДДЕРЖКУ ЗАМЕНЫ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ЛЮДИ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ В МИТИНГАХ В ПОДДЕРЖКУ ЗАМЕНЫ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ ПО ПРИНУЖДЕНИЮ, ПОД ДАВЛЕНИЕМ. С КАКИМ МНЕНИЕМ - С ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ - ВЫ СОГЛАСНЫ?
все опрошенные
|
льготники |
|
|
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ УЧАСТВОВАЛИ В МИТИНГАХ В ПОДДЕРЖКУ ЗАМЕНЫ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ, ВЫЗЫВАЮТ У ВАС СИМПАТИЮ ИЛИ НЕПРИЯЗНЬ? ИЛИ НЕ ВЫЗЫВАЮТ ОСОБЫХ ЧУВСТВ?
все опрошенные
|
льготники |
|
|
ЕСЛИ БЫ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, В ВАШЕМ ГОРОДЕ (СЕЛЕ) ОДНОВРЕМЕННО ПРОХОДИЛИ МИТИНГИ В ПОДДЕРЖКУ ЗАМЕНЫ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ И ПРОТИВ ЗАМЕНЫ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ, ВЫ БЫ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В МИТИНГАХ? И ЕСЛИ ДА, ТО В КАКОМ?
все опрошенные
|
льготники |
|
|
|
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 февраля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Открытый вопрос:Как Вы думаете, почему люди вышли на улицы, стали участвовать в митингах и демонстрациях в поддержку замены льгот денежными выплатами?
(в % от числа опрошенных)
Это акции в поддержку монетизации льгот |
|
19 |
Вышли те, кому выгодна монетизация льгот |
14 |
|
'Вышли те, кто получил выгоду от реформы'; 'для некоторых важнее получить 250 рублей, так как они никуда не ездили'; 'если люди в деревнях не пользуются льготами, им лучше деньги, вот они и поддерживают реформу'; 'если сидят дома, лучше деньги получать'; 'значит, для них это было лучше'; 'значит, им все нравится'; 'значит, их эта система устраивает'; 'не все медикаменты выдают бесплатно или они очень дешевы – в таком случае люди хотят денег, а не сомнительных льгот'; 'они считают, что получать деньги им выгоднее, так как льготами они не могут воспользоваться на селе'; 'раньше эти люди вообще ничего не получали'; 'те, кто понимает, что денежные выплаты лучше, так как человек сам распоряжается средствами, и вышли на улицу с поддержкой'. |
|
|
Поддержка монетизации льгот в целом |
3 |
|
'В поддержку реформы'; 'все в магазинах дорожает, и лучше получать деньгами'; 'деньги никому не мешают'; 'есть рациональное зерно, и это люди поддерживают'; 'кто-то считает эту реформу правильной'; 'потому что это правильное решение: получил деньги – и распоряжайся сам'; 'чтобы поддержать закон'; 'это деньги живые'. |
|
|
|
|
|
Это противовес акциям противников монетизации льгот |
|
1 |
'Боятся, что отменят эту реформу'; 'не хотят, чтобы отменили за-мену льгот'; 'в противовес недовольным'; 'как противовес выступлени-ям тех, которые против замены'; 'чтобы не изменили решение'; 'чтобы противостоять митингам оппозиции, доказать, что лучше деньги'. |
|
|
|
|
|
Монетизация льгот ведет к повышению уровня жизни |
|
1 |
'Им видна денежная прибавка'; 'кому-то и 300 рублей – помощь'; 'ма-териальное положение будет улучшаться, по их мнению'; 'нам дали хоть по 200 рублей, а раньше и этого не было, много хорошего в этом'; 'они стали больше получать после замены льгот деньгами'; 'они стали жить лучше'; 'почувствовали материальную помощь, попали в санато-рий'; 'хоть какая-то денежная помощь'; 'это неплохо, дали дополни-тельные деньги'.
|
|
|
|
|
|
Отрицательные оценки протестующих людей |
|
12 |
Продажные люди |
|
5 |
'Было все куплено'; 'возможно, за деньги, как наемники'; 'за деньги ку-пили провокаторов, а они и вышли на демонстрацию'; 'заплатили им'; 'им за это заплатили или что-то пообещали'; 'подкупленные люди – наш народ за деньги пойдет куда угодно'; 'продались властям'; 'это люди, привезенные на митинг, им потом еще и подачки'; 'это пропла-ченные акции, как это было в оранжевой революции на Украине'.
|
|
|
|
|
|
Слабые, внушаемые, обманутые люди |
5 |
|
'Было оказано давление'; 'им было приказано по разнарядке'; 'им пред-ложили в мягкой форме поучаствовать в митингах, иначе будут пробле-мы на работе'; 'им приказали, их привезли на автобусах'; 'их обманули'; 'их так научили делать'; 'их уговорили власти, заинтересовали чем-то'; 'может быть, их обработали?'; 'обманутые, легковерные люди'; 'они кем-то были настроены'; 'эти люди введены в заблуждение, и в угоду вышестоящему начальству'. |
|
|
Бездельники, идут, чтобы развлечься |
2 |
|
'Большинству делать нечего'; 'делать нечего, надоело сидеть – вот и вышли, главное, хоть придут и пообщаются'; 'дома делать нечего'; 'дурью маются'; 'кто-то вышел просто покричать в толпе, потол-каться'; 'людям делать нечего, ходят и терроризируют всех'.
|
|
|
|
|
|
Неграмотные, не понимающие смысла реформ люди |
|
1 |
'Больные люди – не понимают, что их обманут'; 'вышли от непонима-ния того, что они потеряли'; 'из-за своей неграмотности'; 'они не до конца понимают смысл реформ'; 'от незнания'; 'полностью не поняли ситуацию'; 'путем не разобрались'; 'у них уровень образования низкий'.
|
|
|
|
|
|
Другие отрицательные оценки |
|
1 |
'Без головы потому что'; 'бесятся с жиру'; 'глупые люди'; 'дураки вышли'; 'кто-то один пошел, а за ним и все остальные, всегда так: не разберутся и идут'; 'лицемерие тех, кого льготы не волнуют'; 'чувство толпы'. |
|
|
|
|
|
Это выражение недовольства людей, выступления в защиту своих прав |
|
11 |
Это следствие низкого уровня жизни, низких пенсий, зарплат, роста цен |
|
7 |
'10% живут нормально, нищета кругом'; 'вышли на улицу люди, вынес-шие все тяготы реформ, потерявшие все сбережения, не имеющие в пер-спективе что-либо заработать: старость, болезни'; 'голод, недоста-ток денег'; 'если бы пенсии были выше, то люди бы не ходили на митин-ги'; 'не пенсию в 1000 разве можно прожить? Пусть Зурабов научит, как это сделать'; 'недовольны жизнью. Что нам платят? Это же сра-мота! За квартиру тысячу только'; 'низкий уровень жизни, а ЖКХ – зу-бы на полку'; 'пенсии не соответствует прожиточному минимуму'; 'эта недостойная жизнь уже всех достала'. |
|
|
|
|
|
Это способ выразить недовольство, привлечь внимание властей к своим проблемам
|
|
2 |
'Выражают недовольство'; 'зло накипело'; 'им не нравятся перемены, раньше было лучше'; 'кого-то что-то не устроило'; 'люди злые и недо-вольные жизнью выходят на улицы'; 'люди не доверяют действиям пра-вительства'; 'народ недоволен политикой'; 'не нравится то, что дела-ет правительство'; 'недовольны своей участью'; 'обратить внимание на себя'; 'показать свое неудовольствие'. |
|
|
|
|
|
Это защита своих прав, требование справедливости, выражение безысход-ности, отчаяния |
|
2 |
'А больше ничего не оставалось делать, как идти на защиту своих прав'; 'были ущемлены их интересы'; 'защищают свои права'; 'они свои инте-ресы отстаивают'; 'справедливости'; 'что-то людей не устраивает, хотят бороться за свои права'; 'безвыходность'; 'безнадежность'; 'от отчаяния, неизвестно куда заведет правительство'; 'нет терпения терпеть'.
|
|
|
|
|
|
Эта заранее спланированные акции |
|
4 |
Акции организованы властями, партией 'Единая Россия' |
1 |
|
'Акция, организованная правительством'; '«Единая Россия» их мобили-зовала'; '«Единая Россия» их уговорила, чтобы им было не стыдно – се-бя защищают, хотят показать, что все правильно сделали'; 'они были кем-то организованы, это ответный ход тех, кто эту реформу прово-дит'; 'сама власть организовывает эти митинги'; 'это все заинтере-сованными чиновниками подстроено'; 'это произошло под нажимом властей, рекламная кампания по телевидению'. |
|
|
Акции организованы другими партиями, организованы в целом' |
2 |
|
'Было организующее начало, сами бы люди не вышли'; 'кто-то их орга-низовал, например, Партия пенсионеров'; 'наверное, под чьим-то руко-водством в угоду власти, скорее, это была маленькая кучка людей'; 'по-тому что это было искусственно инициировано'; 'провокация какой-то политической партии'; 'скорее, их кто-то организовал'; 'спровоцирова-ли народ на эти акции'; 'толпу можно в любую сторону повести'; 'это коммунисты'. |
|
|
Это следствие несовершенства системы монетизации льгот, неподго-товленности к проведению реформы |
|
3 |
Люди требуют усовершенствования системы монетизации льгот |
2 |
|
'Не отработали механизм: льготы отменили, а денег на выплату нет'; 'реформа сырая, полностью все не продумано, не доведено до конца'; 'ветеранам войны дали хорошую надбавку, а остальных обделили, вот они и митингуют'; 'вопрос был не до конца проработан, поэтому люди разбились на две части и вышли на улицы'; 'жить как-то надо – льготы заменили копейками'; 'люди вышли, чтобы добиться достойной денеж-ной компенсации'; 'не обдуманно сделано, нужно было постепенно делать'. |
|
|
У людей мало информации, им не объяснили смысла монетизации льгот |
1 |
|
'Из-за недостатка информации'; 'им не объяснили, что это значит'; 'люди не разобрались и просто вышли на митинги'; 'людям непонятны действия правительства'; 'много еще не объяснено, много еще непонят-но'; 'надо лучше разъяснить людям'; 'народ еще не разобрался в ново-введениях'; 'отсутствие информации, не знают, что происходит на са-мом деле'. |
|
|
Это акции протеста против монетизации льгот |
|
2 |
'Вернуть льготы'; 'значит, в стране больше людей, которых замена льгот денежными выплатами не устраивает'; 'монетизация невыгодна'; 'на жизнь и так не хватает, забрали то, что мы заслужили своим трудом'; 'народ недоволен этими законами'; 'народ опять обманули'; 'не нравится новая реформа'; 'обокрали их'; 'привыкли к льготам'; 'чтобы вернули льготы'. |
|
|
Это акции в поддержку президента, правительства |
|
1 |
'В поддержку правительства'; 'данные митинги скорее были проведены в поддержку именно президента Путина'; 'доверяют Путину'; 'под-держивают власти, которые им выплатили деньги за льготы'; 'прихо-дится поддерживать то, что уже решено в правительстве, поэтому очень важно, чтобы направления в работе правительства соответст-вовали и оправдывали доверие людей'; 'угодить президенту и правитель-ству'; 'эти люди верят Путину, верят в демократию и капитализм, как в 91-м году'. |
|
|
Люди добиваются каких-то целей, цели разные |
|
1 |
'В своих интересах'; 'замена льгот компенсациями различный результат имеет для различных категорий населения: кому-то это выгодно, а кому-то нет'; 'каждый борется за свое'; 'каждый требует свое, исходя из своих интересов'; 'кого-то деньги устраивают, кого-то – льготы'; 'кому как выгодно, той позиции и придерживается'; 'кому-то удобней деньги, кому-то – льготы'; 'свои у них цели'; 'хотят добиться чего-то'. |
|
|
Это способ выразить свое мнение |
|
1 |
'Высказывают свое мнение'; 'каждый имеет право высказать свое отношение'; 'они выражают свое мнение'; 'по идейным соображениям'; 'сказать свое слово'; 'умные люди, пошли высказать свое мнение'; 'чтобы выразить свои эмоции'. |
|
|
Вышли те, кто хорошо обеспечен материально |
|
1 |
'Видно, им пенсии хватает'; 'значит, у них достаток есть, устраивает их это'; 'кто имеет другие доходы, эти компенсации устраивают'; 'может, кто много денег получает'; 'наверно, живут в достатке, им на льготы наплевать'; 'они обеспечены, их это устраивает'; 'у них нормальные льготы и пенсия, и замена их устроила'; 'это те, кого под-держивают дети материально'. |
|
|
Люди надеются на улучшения в целом |
|
<1 |
'Верят в светлое будущее, надеются на лучшее'; 'думают о будущем'; 'люди надеются на что-то лучшее'; 'надеются, что так лучше'. |
|
|
Другое |
|
1 |
'Большая часть разобралась'; 'выходят против безобразия'; 'молодежи много заманили на митинг'; 'наверное, их коснулась напрямую эта ре-форма'; 'они привыкли все даром'; 'поменяли свои взгляды'; 'убеждены в своей правоте'; 'это молодежь, которой надоело слушать о проблемах пенсионеров'. |
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
45 |
|
|
5. Электронная фокус-группа |
Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 27 января 2005 г.
На этой неделе электронная фокус-группа была посвящена выступлениям российских граждан в поддержку монетизации льгот.
Эпизод |
Содержание эпизода |
Интерес, оценка / сила колебаний |
Согласие, оценка / сила колебаний |
Доверие, оценка / сила колебаний |
Средняя оценка |
1(2198) |
НТВ о митингах в поддержку закона о льготах |
1,47/слн |
0,49/слн |
0,67/слн |
0,9 |
5 (2202) |
Е. Байталюк о положительных сторонах закона о льготах |
-0,18/слн |
0,63/срд |
0,31/слн |
0,3 |
2 (2199) |
Т. Бурова о поддержке В. Путина |
-0,57/срд |
0,15/слн |
0,04/слн |
-0,1 |
7 (2204) |
П. Гришин о необходимости принятия закона о льготах |
0,00/слн |
0,22/слн |
-0,63/слн |
-0,1 |
6 (2203) |
Г. Сергунина о положительных сторонах закона о льготах |
-0,86/слн |
-0,70/слн |
-0,94/слн |
-0,8 |
3 (2200) |
М. Глушакова о положительных сторонах закона о льготах |
-0,88/срд |
-1,14/слн |
-0,75/слн |
-0,9 |
4 (2201)td>
|
Т. Афанасьев о своевременности принятия закона о льготах |
-0,97/срд |
-1,24/срд |
-1,73/срд |
-1,3 |
|
Эпизод Эпизод № 1 (2198). НТВ, 'Сегодня', 12.02.05, 19:00 М. Осокин, ведущий
Итак, в разных городах России сегодня прошли массовые уличные акции. И впервые после принятия закона о замене льгот деньгами на улицы одновременно вышли и те, кто выступает в поддержку социальных реформ. По данным правоохранительных органов, с обеих сторон в митингах приняли участие примерно 300 тысяч человек. Как сообщает представитель МВД, самые многочисленные митинги и шествия прошли в Центральном округе – там на демонстрациях собралось 85 тысяч человек. В Приволжском федеральном округе на улицы вышло 83 тысячи. Наименьшую активность проявили жители Сибири – там на демонстрации вышли только 4,5 тысячи человек. В Москве активисты 'Единой России' смогли собрать весьма крупные силы. По центральным улицам Москвы прошли примерно 40 тысяч человек. 'Реформы неизбежны и необходимы', – так говорилось в обнародованном накануне заявлении Высшего совета 'Единой России'. Примерно так же выглядели и лозунги демонстрантов. Участники скандировали слова: 'Путину верим!' и держали в руках российские флаги и портреты с изображением президента. Люди несли также плакаты с лозунгами: 'Мы – за стабильность!', 'Мы – за укрепление власти!'.
Эпизод № 5 (2202). Россия, 'Вести', 12.02.05, 20:00 Е. Байталюк, участница митинга
В глубоких деревнях этими льготами пенсионеры, большинство – они не пользовались. И об этом даже ничего не знали. А теперь, мне кажется, если получат денежную компенсацию и в городе, и в деревне, то, мне кажется, будет необидно.
Эпизод № 2 (2199). Россия, 'Вести', 12.02.05, 20:00 Т. Бурова, участница митинга
Надо стабильность людям. И люди вышли за то, чтобы, действительно, была реальная им помощь, поддержка их. И люди хотят, чтобы во главе нашего государства, конечно, стоял Владимир Владимирович Путин. Мы за него пришли - прежде всего его поддержать, что он, действительно, прав во многих отношениях и что он делает ту политику, которая нужна людям.
Эпизод № 7 (2204). Первый канал, 'Новости', 12.02.05, 18:00 П. Гришин, главный федеральный инспектор по Мордовии
Монетизация на самом деле реализует то, о чем давно говорили на кухнях: что многие льготы не обеспечены, что многие льготы - они просто-напросто для людей, живущих в сельской местности, недоступны. И первый раз государство сделало шаг, чтобы в этом отношении навести порядок.
Эпизод № 6 (2203). Россия, 'Вести', 31.01.05, 20:00Г. Сергунина, пенсионерка
Я живу в Сосновском. У нас в Сосновском люди восприняли это как благо - этот закон, понимаете? Потому что многие получили то, что было только в воздухе для них, - льготы получили. Не просто льготы - живые деньги. Получили право лекарство купить, любое лекарство. В общем, я думаю, что своевременно наш президент реформу эту, как говорится, одобрил.
Эпизод № 3 (2200). Первый канал, 'Новости', 12.02.05, 18:00 М. Глушакова, пенсионерка
Нам не надо <на> Бога грешить, как говорят, потому что помощь нам оказали хорошую. И надеюсь, что будет лучше, потому что в марте должна быть еще прибавка, какую-то нам сделают: пенсионерам, и инвалидам, и всем другим. Лекарства нам дают, конечно, соответственно.
Эпизод № 4 (2201). Первый канал, 'Время', 13.02.05, 21:00. Афанасьев, ветеран Великой Отечественной войны
Это нужный и своевременный шаг. И тот, кто говорит, что это обман, - сам обманывает народ. Кому нужны бумажные льготы?
Комментарий
Следует отметить, что хотя тема монетизации льгот в целом интересна респондентам, хотя они живо обсуждают ее, митинги и выступления граждан в поддержку соответствующего закона не воспринимаются участниками дискуссии как самостоятельная проблема, заслуживающая особого внимания и интереса.
'Ну, эта тема волнует нас всегда. Кто живет на свои, на пенсионные деньги или на рабочие деньги, тот, кто работает, - это постоянно волнует нас. У кого много денег - тех не волнует, а нас - волнует'.
'Это просто очень больная тема, потому что есть родители, которые... как бы за них тоже переживаешь, потому что они квартплату платят такую же, наравне со всеми, а все будет это ущемлять'.
'Тема, конечно, интересная, тут много знакомых: тетя, моя мама через три года будет пенсионер, деда знакомый. Но я думаю, что все это сделано очень плохо'.
Участвующие в дискуссии москвичи отмечают преимущественно отрицательные стороны монетизации льгот. Они приводят конкретные примеры, которые, на их взгляд, наиболее ярко иллюстрируют негативные последствия принятия данного закона. Кроме того, одна из участниц дискуссии выразила опасение насчет того, надолго ли хватит денег для выплаты компенсаций. По ее мнению, 'через год закончатся эти деньги - и льгот не будет'. Тем не менее, некоторые из участников дискуссии пытались понять точку зрения людей, вышедших на митинги и демонстрации в поддержку принятия закона о льготах, и в связи с этим приводили свои аргументы и контраргументы.
'Так должно быть. Эти льготы, вот льготы - они же унижают человека: мы ходим, побираемся, понимаете, в собесах... Пускай платят нам достойную пенсию - и все. Достойная пенсия - мы будем платить... сколько там, пошли, заплатили - и все, и не ходить, не клянчить'.
'Много выступающие говорят, совершенно правильно вот апеллируя к жителям малых городов, деревень, которые ничего не имеют, а если им дадут деньги, это будет какое-то подспорье'.
'Возвращаясь к жителям из Сосновки, вот представим себе: мы жители Сосновки, да? У нас кардинально поменяется вот это мнение. Александр не будет выступать за бесплатный проезд, потому что ему ездить некуда будет. И не будет выступать за это, там, 50 процентов горячей, холодной воды, потому что там колодец, потому что он будет жить в частном доме. Но он получит дополнительно деньги'.
'Я думаю, что если пошли по пути монетизации, то нужно идти до конца. Вы думаете о том, что транспорт со временем может остановиться, потому что автобусы идут - в них только половина платит деньги?'
'Конечно, для пенсионеров это жутко неудобно'.
'Это ерунда, потому что изначально пенсия слишком мала, чтобы на нее жить. И добавка этих... монетизация эта... Я считаю, что надо оставить льготы этим старикам. Льго-ты! Пускай там какое-то поколение, которое родилось позже, будет платить за все, но вот те, которых вот уже десять раз их обманули, пускай доживут со льготами'.
'Я вижу: человек пожилой, как говорится, и заслужили это все должное, да, и поклон им, конечно, всем, и они обязаны ни в чем не нуждаться. Но дело в том, насколько хватит этих денег: на год, на несколько месяцев? Или год завершится - и все забыли про всех, тогда вообще ничего не получишь: ни льготы, ни денег. Вот что обидно'.
Участникам дискуссии кажется маловероятным, чтобы пенсионеры сами вышли на эти митинги и демонстрации, а не были сагитированы представителями различных политических партий, в первую очередь - 'Единой России'. Респонденты допускают, что первые демонстрации, когда льготники выступали против монетаризации льгот, были стихийными, потому что 'их допекли уже'. Позже, когда 'политические движения и партии увидели, что это дает какой-то эффект', они 'подключились' к организации таких митингов и выступлений.
'Если бы у наших стариков была бы пенсия большая, и, допустим, наши дети помогали, эти дети помогали бы родителям, если бы у стариков была уверенность, больше денег бы - они, может быть, сидели бы дома, не пошли бы никуда голосовать, как говорится, и биться бы. Только они знают, что они завтра могут остаться без льгот или без копеек, поэтому они пошли - довели'.
'Я считаю, всех организовали пенсионеров, - так бы они сами не вышли'.
'Я считаю, что частично и организовывают, и за это еще платят деньги по-любому. Я так понимаю, что пенсионеры, конечно, все были в шоке от того, что они задумали'.
'Я была на выборах вот в этой избирательной комиссии, и я своими глазами видела, как все пенсионеры шли и голосовали за 'Единую Россию'. Вот, то есть как бы вот я уверена, что не было никакой подтасовки. Теперь 'Единая Россия' кинула - льготы все отменили. За что боролись, на то и напоролись. Поэтому, когда они вышли там, судя по этому эпизоду, значит, что-то еще пообещали, но через минуту кинут'.
'Сначала это было стихийно, а потом уже к этому подключились некоторые там движения... на второй, на третий день, когда увидели, что дает какой-то эффект, то есть улицы, магистрали в Москве, в Петербурге - это весьма значимая акция, которая затрагивает интересы всего города'.
'Тоже организовали студентов: моей дочке давали деньги, чтобы она пошла. У меня дочь в инязе учится. Платили по 100 рублей, кому по 200 рублей'.
И конечно, респонденты не могли обойти вниманием сам закон о льготах, его обсуждение и принятие. Участникам дискуссии представляется разумным и необходимым сначала обсудить такой закон на местах.
'Закон никакой, закон никакой - вообще сыроваренный. Если бы каждый губернатор поехал в свое... в свой край и со своими избирателями, как говорится, за и против все обсудили, и не в этом году, пусть на следующий год бы это все вынесли, тогда было бы уже <можно> знать, что народ именно хочет и как он хочет это все провести'.
'Чтобы как бы прислушивались к мнению, губернаторы - к мнению, действительно, народа, а не так, это самое: сидел там с верхушкой вот этих там 20-ти человек, которым по барабану эти льготы, потому что у них свои машины, свои всё'.
Эпизод № 2
Выступление Т. Буровой, участницы митинга, вызвало разную реакцию респондентов. Одним показалось, что она без каких-либо эмоций произнесла навязанные ей слова. Другие сочли данное выступление вполне искренним, поскольку допускают, что Т. Бурова, как и многие другие участники митинга, поддерживает не столько монетизацию льгот, сколько политику и действия В. Путина. Многие респонденты солидарны с участниками митинга в том, что действия президента направлены на защиту интересов народа. Кроме того, они полагают, что Путину приходится прикладывать немалые усилия, чтобы противостоять 'засилью чиновников' и отстаивать интересы народа.
'Видно, что она как бы выражает совершенно мнение навязанное, это не ее мнение. Если бы она свое мнение выражала, она бы более эмоциональна была, вот посмотрите ее выражение лица'.
'Я ей верю, но с ней не согласна. Да таких же много: вот им обрубают все льготы и еще что-то - они все равно идут. Вот сказал Путин - он прав. Путин сказал - 'Единая Россия', значит - 'Единая Россия''.
'Я думаю, что она говорит достаточно убедительно, потому что вот любого человека, кто не согласен с этим положением, его не заставишь говорить'.
'Я ей доверяю и Путину доверяю. Ну, начало мне такое показалось, как будто бы ее попросили, а потом более проникновенно речь пошла'.
'Я-то вижу, конечно, что она вышла за Путина - это понятно, она просто так не говорила бы. Просто я не понимаю, зачем вышла за Путина? Мне кажется, он в свое время сделал, что нужно, и, кажется, второй раз, когда всегда человек баллотируется, вот президент опять, мне кажется, уже ничего ждать от них не нужно, они сделали свое дело. Может быть, она там верит, может, он что сделал для нее хорошего, вполне может быть, почему бы и нет? Кто-то и обожает Путина, и до сих пор'.
'Я верю, потому что она хочет как сказать: он же... он пытается, Путин пытается всех вывести на правильную дорогу, но у него столько там колес - он не успевает. Пока этот ответит Зурабов, Греф - второй, а там третий еще - Кудрин, он за всеми не успевает'.
'Путин правильно делает, но вот чиновники и ему не дают, и людям не дают жить. Реформы проводят, да, а вот чиновники - всесилие чиновников, нас гнут, давят и выжимают из нас соки'.
'Веду я просто к тому, что Путина все хотят поддерживать, потому что он осекает Зурабова. Осекает, конечно'.
Эпизод № 3
Этот эпизод занял одно из последних мест по результатам нашего тестирования. Выступление М. Глушковой респондентам показалось неискренним и наигранным, оно 'напоминает советские времена, когда плохо или хорошо - мы всегда говорим, что у нас все хорошо'. Участники дискуссии считают, что выступающая не совсем понимала, о чем она говорила. У них создалось впечатление, что за кадром кто-то ей подсказывал текст - она посматривала в сторону от экрана.
'Вот это выступление мне стыдно смотреть почему? Она заслуживает большего, вот эта бабушка, большего, чем вот так христарадничать. Вот дали, дали - да она уже заработала ее по существу. Мне стыдно на нее смотреть - довели до убожества'.
'Ой, боже мой, дали, вот в марте еще дадут: приедет барин - вот барин тебе даст пряничек'.
'Наигранно, мне кажется, как-то очень, не знаю. Может, она там во что-то поверила, но сама, наверное, не понимает, во что она верит вообще. И вообще мне почему-то этот момент неприятен, мне сама женщина неприятна, не знаю почему'.
'Да, у нас все хорошо, вот тем более на весь экран, на всю страну покажут - у нас все хорошо'.
'То есть она говорила то, о чем она, собственно, не имеет понятия'.
'Она там на кого-то посматривала, как будто бы говорили'.
'Никаких конкретностей, она говорит в общем: обещали дать, нам дадут. Что дадут? Это одни обещания, а вот конкретики она не знает'.
'Я никак не отношусь, потому что это все вранье: дали, будет лучше. Как можно дать за полтора месяца? Какой там полтора месяца... за месяц, можно было сразу все получить. Столько миллионов людей безо всего - и вдруг ей дали, и будет еще лучше'.
Эпизод № 5
Этот эпизод занял одно из первых мест в нашем рейтинге. Выступление Е. Байталюк респонденты оценили высоко, поскольку поверили в ее искренность. Во-первых, участники дискуссии согласны с тем, что тема деревни, глубинки, малых городов весьма актуальна для нашей страны, и жители деревни - пожалуй, единственные, кто выиграл от принятия закона о монетизации льгот. Во-вторых, респонденты считают, что Е. Байталюк знает, о чем говорит, потому что, по их мнению, она сама 'приехала из глубинки и знает, как там и что'. Участники дискуссии, сопереживая жителям глубинки, обеспокоены тем, получат ли в деревнях те деньги, которые выделены на компенсации.
'Полностью хорошо, доверительно'.
'Я думаю, что она-то, конечно, от души говорит, искренне и наивно. Конечно, у нее ни опыта нет жизненного, ее жизнь не ломала, не била'.
'Она мечтает о справедливости, о счастливой жизни. Ну, это мечты'.
'Просто она живет в Москве здесь, вот где-то работает, и она так думает, что бабушка в деревне, значит, у нее будет как бы лучше жить. Она так думает. Но она даже не догадывается о том, что ей лучше не будет от этого, что через год деньги кончатся все'.
'Мне просто безумно обидно за нашу глубинку, поэтому я просто бы обратила внимание на этот эпизод, потому что речь идет как раз вот о том, что за пределами Москвы'.
'Но обидно-то все равно то, что они не получали раньше в деревне, а теперь - хорошо хоть сейчас, лучше поздно, чем никогда, но все равно, потому что в деревне обижали людей всегда, и до сих пор обижают. Очень обидно за них. Ничего у них. Что у них зарплата копеечная, что получают они ее только через год. Там ужасно что творится'.
'А я думаю, что им ничего не дадут, мне кажется'.
'...вот такое чувство, что это представитель... 'Идущие рядом' вот эти, вот молодежное движение... И она опять говорит слова, которые ей сказали. Конечно, есть плюсы, что в этих деревнях что-то дадут, но дадут ли, нет - под вопросом, как вот всегда говорят'.
'Она сказала искренне. Хотя, пускай даже если она из 'Идущих вместе' - откуда-то куда-то, - она, в общем, хорошо преподнесла'.
'Она говорит совершенно искренне, потому что действительно страна может разделиться поровну примерно. Те, которые поддерживают монетизацию льгот, другая - которая не поддерживает. Почему мы видим только одних лиц, которые вот недовольны, допустим?'.
|
6. Приложение. Таблицы
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 февраля 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВАМ ЛИЧНО ПОЛОЖЕНЫ ИЛИ НЕ ПОЛОЖЕНЫ КАКИЕ-ЛИБО СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп | 100 | 43 | 33 | 19 | 25 | 28 | 44 | 47 | 53 | 35 | 37 | 28 | 15 | 37 | 36 | 12 | 32 | 28 | 27 | 12 | 19 | 36 | 26 | 100 | 45 | 55 | 35 | 37 | 29 |
положены | 32 | 35 | 27 | 30 | 15 | 38 | 39 | 26 | 37 | 13 | 17 | 75 | 60 | 26 | 28 | 29 | 27 | 45 | 30 | 34 | 36 | 31 | 28 | 39 | 35 | 43 | 17 | 20 | 90 |
не положены | 66 | 63 | 71 | 69 | 83 | 61 | 59 | 73 | 60 | 85 | 81 | 23 | 36 | 73 | 69 | 71 | 71 | 53 | 69 | 64 | 64 | 67 | 69 | 59 | 64 | 54 | 81 | 77 | 8 |
затрудняюсь ответить | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 4 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
ИЗ КАКОГО БЮДЖЕТА - ФЕДЕРАЛЬНОГО ИЛИ РЕГИОНАЛЬНОГО - ВАМ ПОЛОЖЕНЫ ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ ВЗАМЕН СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ? (Ответы заявивших, что им положены льготы.)
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп | 100 | 43 | 33 | 19 | 25 | 28 | 44 | 47 | 53 | 35 | 37 | 28 | 15 | 37 | 36 | 12 | 32 | 28 | 27 | 12 | 19 | 36 | 26 | 100 | 45 | 55 | 35 | 37 | 29 |
из федерального | 14 | 14 | 10 | 18 | 6 | 16 | 17 | 14 | 14 | 6 | 8 | 30 | 21 | 12 | 13 | 13 | 9 | 20 | 15 | 17 | 20 | 12 | 9 | 15 | 14 | 15 | 5 | 12 | 29 |
из регионального | 9 | 11 | 7 | 7 | 5 | 12 | 9 | 7 | 10 | 3 | 4 | 23 | 15 | 8 | 7 | 9 | 7 | 14 | 9 | 10 | 11 | 8 | 8 | 8 | 7 | 8 | 2 | 2 | 22 |
и из федерального, и из регионального | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | 9 |
затрудняюсь ответить | 8 | 7 | 9 | 5 | 3 | 8 | 10 | 4 | 11 | 4 | 5 | 18 | 20 | 6 | 6 | 5 | 10 | 8 | 6 | 7 | 4 | 8 | 10 | 12 | 9 | 14 | 7 | 3 | 30 |
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В ВАШЕЙ СЕМЬЕ ЕСТЬ ЛЬГОТНИКИ ИЛИ ИХ НЕТ? (Ответы заявивших, что им не положены льготы.)
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп | 100 | 43 | 33 | 19 | 25 | 28 | 44 | 47 | 53 | 35 | 37 | 28 | 15 | 37 | 36 | 12 | 32 | 28 | 27 | 12 | 19 | 36 | 26 | 100 | 45 | 55 | 35 | 37 | 29 |
в семье льготники есть | 16 | 15 | 16 | 19 | 19 | 13 | 15 | 16 | 16 | 21 | 17 | 8 | 13 | 16 | 16 | 18 | 19 | 12 | 14 | 17 | 12 | 14 | 19 | 25 | 24 | 25 | 32 | 33 | 5 |
в семье льготников нет | 50 | 48 | 55 | 50 | 64 | 47 | 43 | 55 | 45 | 63 | 63 | 16 | 25 | 55 | 54 | 52 | 53 | 41 | 54 | 46 | 52 | 53 | 50 | 36 | 41 | 31 | 50 | 46 | 5 |
затрудняюсь ответить | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 0 | 2 | 3 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
С НОВОГО ГОДА НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ ЗАМЕНЯЮТСЯ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВАС ЛИЧНО ВОПРОС О ЗАМЕНЕ НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ ИНТЕРЕСУЕТ, ВОЛНУЕТ ИЛИ ОСОБО НЕ ИНТЕРЕСУЕТ, НЕ ВОЛНУЕТ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп | 100 | 43 | 33 | 19 | 25 | 28 | 44 | 47 | 53 | 35 | 37 | 28 | 15 | 37 | 36 | 12 | 32 | 28 | 27 | 12 | 19 | 36 | 26 | 100 | 45 | 55 | 35 | 37 | 29 |
интересует, волнует | 62 | 64 | 59 | 62 | 48 | 65 | 68 | 54 | 69 | 48 | 56 | 85 | 78 | 55 | 63 | 59 | 61 | 66 | 63 | 69 | 61 | 61 | 57 | 66 | 61 | 70 | 64 | 63 | 72 |
не интересует, не волнует | 36 | 34 | 38 | 36 | 50 | 32 | 30 | 44 | 29 | 49 | 42 | 12 | 18 | 43 | 36 | 39 | 38 | 31 | 35 | 28 | 35 | 37 | 39 | 32 | 38 | 27 | 34 | 36 | 25 |
затрудняюсь ответить | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 5 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 |
А КАК ВЫ ЛИЧНО ОТНОСИТЕСЬ К ЗАМЕНЕ НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ - ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп | 100 | 43 | 33 | 19 | 25 | 28 | 44 | 47 | 53 | 35 | 37 | 28 | 15 | 37 | 36 | 12 | 32 | 28 | 27 | 12 | 19 | 36 | 26 | 100 | 45 | 55 | 35 | 37 | 29 |
положительно | 32 | 40 | 29 | 21 | 32 | 39 | 28 | 28 | 36 | 27 | 32 | 38 | 40 | 30 | 29 | 37 | 37 | 37 | 28 | 29 | 28 | 28 | 45 | 26 | 29 | 24 | 21 | 28 | 30 |
отрицательно | 43 | 36 | 46 | 55 | 40 | 38 | 47 | 44 | 41 | 42 | 40 | 46 | 40 | 40 | 46 | 44 | 36 | 43 | 48 | 45 | 49 | 46 | 27 | 55 | 53 | 57 | 62 | 53 | 50 |
затрудняюсь ответить | 25 | 24 | 26 | 24 | 28 | 23 | 24 | 28 | 23 | 30 | 28 | 16 | 20 | 30 | 25 | 18 | 27 | 20 | 24 | 26 | 23 | 26 | 28 | 19 | 18 | 19 | 17 | 18 | 21 |
ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ СЛЫШАТЬ РАЗГОВОРЫ ОКРУЖАЮЩИХ О ЗАМЕНЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ? И ЕСЛИ ПРИХОДИЛОСЬ, ТО КАКИЕ МНЕНИЯ ЧАЩЕ ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ - ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп | 100 | 43 | 33 | 19 | 25 | 28 | 44 | 47 | 53 | 35 | 37 | 28 | 15 | 37 | 36 | 12 | 32 | 28 | 27 | 12 | 19 | 36 | 26 | 100 | 45 | 55 | 35 | 37 | 29 |
не приходилось | 28 | 26 | 28 | 27 | 28 | 23 | 30 | 32 | 26 | 35 | 25 | 26 | 33 | 33 | 24 | 23 | 34 | 25 | 21 | 18 | 32 | 32 | 28 | 22 | 23 | 21 | 17 | 18 | 33 |
положительные | 14 | 20 | 11 | 8 | 13 | 18 | 13 | 13 | 16 | 11 | 15 | 18 | 20 | 16 | 12 | 11 | 20 | 16 | 10 | 8 | 8 | 10 | 30 | 7 | 7 | 7 | 6 | 5 | 9 |
отрицательные | 47 | 43 | 52 | 54 | 50 | 50 | 44 | 45 | 49 | 46 | 48 | 47 | 35 | 44 | 53 | 53 | 37 | 49 | 60 | 56 | 56 | 48 | 31 | 62 | 59 | 64 | 67 | 69 | 45 |
затрудняюсь ответить | 10 | 11 | 9 | 11 | 8 | 8 | 12 | 10 | 10 | 8 | 12 | 10 | 11 | 7 | 12 | 13 | 10 | 10 | 9 | 19 | 3 | 10 | 11 | 10 | 11 | 9 | 9 | 8 | 12 |
ВСТРЕЧАЛИСЬ ЛИ ВАМ В ПОСЛЕДНИЕ ДВЕ-ТРИ НЕДЕЛИ В ГАЗЕТАХ, НА РАДИО ИЛИ ТЕЛЕВИДЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ ЛИЦ О ПОРЯДКЕ ЗАМЕНЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ? ЕСЛИ ВСТРЕЧАЛИСЬ, ТО ВАМ ВСЕ БЫЛО ПОНЯТНО, КОЕ-ЧТО НЕПОНЯТНО ИЛИ НИЧЕГО НЕПОНЯТНО?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп | 100 | 43 | 33 | 19 | 25 | 28 | 44 | 47 | 53 | 35 | 37 | 28 | 15 | 37 | 36 | 12 | 32 | 28 | 27 | 12 | 19 | 36 | 26 | 100 | 45 | 55 | 35 | 37 | 29 |
не встречались | 35 | 31 | 35 | 39 | 38 | 29 | 37 | 38 | 32 | 43 | 33 | 27 | 37 | 41 | 31 | 28 | 38 | 32 | 30 | 20 | 44 | 36 | 37 | 26 | 24 | 27 | 34 | 22 | 21 |
все понятно | 28 | 32 | 28 | 25 | 31 | 32 | 23 | 28 | 27 | 25 | 29 | 29 | 20 | 25 | 30 | 37 | 26 | 29 | 31 | 32 | 32 | 24 | 26 | 32 | 36 | 29 | 32 | 36 | 28 |
кое-что непонятно | 20 | 22 | 21 | 14 | 19 | 22 | 19 | 17 | 22 | 16 | 18 | 26 | 21 | 17 | 22 | 19 | 18 | 25 | 18 | 26 | 16 | 21 | 17 | 22 | 19 | 24 | 20 | 21 | 25 |
ничего непонятно | 11 | 8 | 10 | 13 | 7 | 11 | 13 | 10 | 11 | 9 | 10 | 14 | 13 | 11 | 11 | 8 | 11 | 10 | 13 | 11 | 6 | 11 | 13 | 15 | 15 | 16 | 11 | 16 | 20 |
затрудняюсь ответить | 7 | 7 | 5 | 9 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 6 | 10 | 4 | 8 | 6 | 6 | 9 | 6 | 5 | 8 | 12 | 2 | 8 | 7 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 |
|
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 февраля 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ (ЛЬГОТНИКИ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ) ПОЛУЧИЛИ ИЛИ НЕ ПОЛУЧИЛИ ЗА ЯНВАРЬ И/ИЛИ ЗА ФЕВРАЛЬ КАКИЕ-ЛИБО ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ ВЗАМЕН СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ? (Ответы заявивших, что им положены льготы, и тех, у кого в семье есть льготники. Не более двух ответов.)
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп | 100 | 43 | 33 | 19 | 25 | 28 | 44 | 47 | 53 | 35 | 37 | 28 | 15 | 37 | 36 | 12 | 32 | 28 | 27 | 12 | 19 | 36 | 26 | 100 | 45 | 55 | 35 | 37 | 29 |
получил(-а) за январь | 28 | 30 | 23 | 30 | 13 | 32 | 35 | 23 | 33 | 13 | 20 | 57 | 47 | 24 | 25 | 24 | 29 | 32 | 26 | 29 | 29 | 27 | 28 | 28 | 21 | 33 | 8 | 21 | 60 |
получил(-а) за февраль | 17 | 20 | 14 | 17 | 7 | 20 | 22 | 14 | 21 | 7 | 14 | 34 | 31 | 14 | 16 | 14 | 20 | 19 | 16 | 22 | 13 | 17 | 19 | 18 | 14 | 22 | 5 | 15 | 38 |
не получил(-а) ни за январь, ни за февраль | 14 | 13 | 15 | 10 | 15 | 14 | 13 | 13 | 14 | 14 | 10 | 20 | 20 | 12 | 13 | 15 | 11 | 19 | 12 | 11 | 13 | 13 | 15 | 23 | 22 | 24 | 24 | 22 | 23 |
затрудняюсь ответить | 5 | 4 | 5 | 6 | 6 | 4 | 4 | 5 | 4 | 7 | 4 | 3 | 2 | 6 | 5 | 6 | 4 | 4 | 4 | 10 | 4 | 3 | 3 | 13 | 15 | 11 | 17 | 10 | 12 |
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ В ДОСТАТОЧНОЙ МЕРЕ ИЛИ В НЕДОСТАТОЧНОЙ МЕРЕ КОМПЕНСИРУЮТ ЛЬГОТЫ, КОТОРЫЕ ВЫ (ЧЛЕНЫ ВАШЕЙ СЕМЬИ) ПОЛУЧАЛИ ПРЕЖДЕ? (Ответы заявивших, что им положены льготы, и тех, у кого в семье есть льготники.)
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп | 100 | 43 | 33 | 19 | 25 | 28 | 44 | 47 | 53 | 35 | 37 | 28 | 15 | 37 | 36 | 12 | 32 | 28 | 27 | 12 | 19 | 36 | 26 | 100 | 45 | 55 | 35 | 37 | 29 |
в достаточной мере | 5 | 6 | 3 | 6 | 4 | 7 | 4 | 3 | 6 | 3 | 3 | 11 | 9 | 4 | 4 | 4 | 4 | 6 | 6 | 6 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 1 | 3 | 8 |
в недостаточной мере | 36 | 37 | 34 | 37 | 25 | 38 | 41 | 33 | 38 | 26 | 28 | 59 | 48 | 33 | 33 | 39 | 35 | 41 | 34 | 32 | 40 | 34 | 34 | 49 | 44 | 54 | 39 | 42 | 71 |
затрудняюсь ответить | 7 | 7 | 6 | 6 | 5 | 6 | 9 | 6 | 8 | 5 | 4 | 13 | 16 | 6 | 6 | 4 | 7 | 10 | 5 | 13 | 3 | 6 | 8 | 10 | 11 | 10 | 9 | 7 | 16 |
|
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 февраля 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО В РЯДЕ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ ПРОШЛИ МИТИНГИ, ДЕМОНСТРАЦИИ В ПОДДЕРЖКУ ЗАМЕНЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп | 100 | 43 | 33 | 19 | 25 | 28 | 44 | 47 | 53 | 35 | 37 | 28 | 15 | 37 | 36 | 12 | 32 | 28 | 27 | 12 | 19 | 36 | 26 | 100 | 45 | 55 | 35 | 37 | 29 |
знаю | 31 | 33 | 30 | 32 | 30 | 35 | 30 | 32 | 31 | 22 | 35 | 37 | 23 | 27 | 35 | 45 | 25 | 36 | 37 | 34 | 47 | 24 | 22 | 52 | 55 | 48 | 43 | 59 | 53 |
что-то слышал(-а) | 30 | 32 | 28 | 30 | 27 | 32 | 31 | 28 | 32 | 27 | 31 | 32 | 32 | 28 | 32 | 29 | 35 | 28 | 27 | 28 | 21 | 34 | 35 | 22 | 22 | 21 | 18 | 21 | 27 |
слышу сейчас впервые | 36 | 32 | 39 | 36 | 40 | 30 | 36 | 37 | 35 | 48 | 31 | 28 | 41 | 43 | 30 | 24 | 37 | 33 | 33 | 35 | 31 | 39 | 38 | 25 | 21 | 29 | 38 | 19 | 18 |
затрудняюсь ответить | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 5 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 1 | 3 | 5 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 |
ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, В ВАШЕМ ГОРОДЕ (СЕЛЕ) ПРОХОДИЛИ ИЛИ НЕ ПРОХОДИЛИ МИТИНГИ, ДЕМОНСТРАЦИИ В ПОДДЕРЖКУ ЗАМЕНЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ? (Ответы заявивших, что им известно о митингах, демонстрациях в поддержку замены льгот выплатами.)
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп | 100 | 43 | 33 | 19 | 25 | 28 | 44 | 47 | 53 | 35 | 37 | 28 | 15 | 37 | 36 | 12 | 32 | 28 | 27 | 12 | 19 | 36 | 26 | 100 | 45 | 55 | 35 | 37 | 29 |
проходили | 13 | 15 | 11 | 11 | 13 | 15 | 11 | 12 | 13 | 8 | 15 | 14 | 6 | 9 | 16 | 23 | 9 | 11 | 19 | 28 | 23 | 7 | 0 | 33 | 36 | 30 | 24 | 38 | 36 |
не проходили | 35 | 39 | 34 | 32 | 28 | 37 | 39 | 33 | 37 | 30 | 36 | 40 | 35 | 34 | 35 | 37 | 43 | 38 | 26 | 12 | 19 | 40 | 55 | 22 | 24 | 21 | 17 | 23 | 26 |
затрудняюсь ответить | 13 | 11 | 13 | 19 | 16 | 15 | 11 | 14 | 13 | 12 | 14 | 15 | 13 | 11 | 16 | 14 | 9 | 14 | 18 | 22 | 26 | 11 | 2 | 17 | 17 | 17 | 17 | 18 | 16 |
ВЫ ЛИЧНО ИЛИ ВАШИ БЛИЗКИЕ (РОДСТВЕННИКИ, ДРУЗЬЯ, СОСЕДИ) ПРИНИМАЛИ ИЛИ НЕ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ В МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ В ПОДДЕРЖКУ ЗАМЕНЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ? (Ответы заявивших, что им известно о митингах, демонстрациях в поддержку замены льгот выплатами.)
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп | 100 | 43 | 33 | 19 | 25 | 28 | 44 | 47 | 53 | 35 | 37 | 28 | 15 | 37 | 36 | 12 | 32 | 28 | 27 | 12 | 19 | 36 | 26 | 100 | 45 | 55 | 35 | 37 | 29 |
принимал(-а) участие лично | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
принимали участие близкие | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 |
и я, и близкие принимали участие | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 | 2 | 1 | 4 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
ни я, ни близкие не принимали участия | 55 | 58 | 54 | 56 | 53 | 60 | 55 | 55 | 55 | 46 | 58 | 62 | 50 | 48 | 60 | 69 | 55 | 57 | 57 | 45 | 63 | 52 | 54 | 69 | 74 | 64 | 54 | 76 | 77 |
затрудняюсь ответить | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 | 2 | 5 | 4 | 3 | 3 | 5 | 2 | 3 | 3 | 4 | 10 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 |
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К МИТИНГАМ, ДЕМОНСТРАЦИЯМ В ПОДДЕРЖКУ ЗАМЕНЫ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ - ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИХ, НЕ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ ОТНОСИТЕСЬ К НИМ БЕЗРАЗЛИЧНО?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп | 100 | 43 | 33 | 19 | 25 | 28 | 44 | 47 | 53 | 35 | 37 | 28 | 15 | 37 | 36 | 12 | 32 | 28 | 27 | 12 | 19 | 36 | 26 | 100 | 45 | 55 | 35 | 37 | 29 |
одобряю | 23 | 26 | 22 | 20 | 20 | 26 | 23 | 21 | 25 | 21 | 23 | 26 | 22 | 23 | 24 | 22 | 22 | 27 | 22 | 27 | 30 | 20 | 22 | 21 | 18 | 24 | 21 | 20 | 22 |
отношусь безразлично | 39 | 40 | 40 | 33 | 47 | 35 | 36 | 41 | 36 | 48 | 37 | 29 | 37 | 41 | 37 | 38 | 42 | 36 | 36 | 34 | 38 | 40 | 42 | 30 | 30 | 29 | 38 | 29 | 21 |
не одобряю | 26 | 21 | 27 | 38 | 24 | 28 | 27 | 27 | 25 | 22 | 27 | 29 | 19 | 25 | 28 | 32 | 23 | 27 | 31 | 24 | 27 | 27 | 21 | 38 | 43 | 34 | 31 | 40 | 45 |
затрудняюсь ответить | 12 | 13 | 11 | 9 | 9 | 12 | 14 | 10 | 14 | 10 | 12 | 16 | 21 | 12 | 11 | 8 | 13 | 10 | 11 | 15 | 6 | 13 | 16 | 11 | 9 | 13 | 10 | 11 | 12 |
ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ЛЮДИ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ В МИТИНГАХ В ПОДДЕРЖКУ ЗАМЕНЫ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ЛЮДИ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ В МИТИНГАХ В ПОДДЕРЖКУ ЗАМЕНЫ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ ПО ПРИНУЖДЕНИЮ, ПОД ДАВЛЕНИЕМ. С КАКИМ МНЕНИЕМ - С ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ - ВЫ СОГЛАСНЫ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп | 100 | 43 | 33 | 19 | 25 | 28 | 44 | 47 | 53 | 35 | 37 | 28 | 15 | 37 | 36 | 12 | 32 | 28 | 27 | 12 | 19 | 36 | 26 | 100 | 45 | 55 | 35 | 37 | 29 |
с первым | 41 | 47 | 39 | 35 | 45 | 45 | 37 | 40 | 42 | 42 | 44 | 38 | 36 | 45 | 40 | 42 | 43 | 45 | 41 | 32 | 55 | 40 | 40 | 33 | 30 | 36 | 39 | 32 | 28 |
со вторым | 29 | 24 | 33 | 40 | 29 | 30 | 30 | 31 | 28 | 29 | 29 | 30 | 20 | 27 | 33 | 40 | 26 | 26 | 35 | 41 | 26 | 31 | 20 | 45 | 50 | 41 | 44 | 46 | 45 |
затрудняюсь ответить | 29 | 29 | 28 | 25 | 26 | 25 | 33 | 28 | 30 | 30 | 27 | 32 | 45 | 28 | 28 | 18 | 31 | 29 | 24 | 27 | 19 | 30 | 40 | 21 | 19 | 23 | 17 | 21 | 26 |
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ УЧАСТВОВАЛИ В МИТИНГАХ В ПОДДЕРЖКУ ЗАМЕНЫ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ, ВЫЗЫВАЮТ У ВАС СИМПАТИЮ ИЛИ НЕПРИЯЗНЬ? ИЛИ НЕ ВЫЗЫВАЮТ ОСОБЫХ ЧУВСТВ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп | 100 | 43 | 33 | 19 | 25 | 28 | 44 | 47 | 53 | 35 | 37 | 28 | 15 | 37 | 36 | 12 | 32 | 28 | 27 | 12 | 19 | 36 | 26 | 100 | 45 | 55 | 35 | 37 | 29 |
симпатию | 17 | 20 | 14 | 16 | 14 | 19 | 17 | 15 | 19 | 12 | 19 | 21 | 15 | 17 | 18 | 16 | 19 | 21 | 14 | 15 | 22 | 16 | 17 | 14 | 13 | 14 | 9 | 16 | 16 |
не вызывают особых чувств | 61 | 59 | 66 | 59 | 66 | 60 | 57 | 63 | 58 | 69 | 60 | 51 | 53 | 62 | 60 | 66 | 59 | 59 | 63 | 68 | 61 | 58 | 59 | 66 | 68 | 65 | 79 | 68 | 49 |
неприязнь | 11 | 9 | 11 | 17 | 9 | 11 | 12 | 12 | 10 | 9 | 11 | 14 | 13 | 9 | 11 | 12 | 9 | 10 | 15 | 7 | 10 | 15 | 8 | 12 | 13 | 11 | 6 | 11 | 22 |
затрудняюсь ответить | 12 | 12 | 9 | 8 | 10 | 10 | 14 | 10 | 13 | 10 | 10 | 15 | 18 | 11 | 11 | 6 | 13 | 11 | 8 | 11 | 7 | 12 | 16 | 8 | 6 | 9 | 6 | 6 | 13 |
ЕСЛИ БЫ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, В ВАШЕМ ГОРОДЕ (СЕЛЕ) ОДНОВРЕМЕННО ПРОХОДИЛИ МИТИНГИ В ПОДДЕРЖКУ ЗАМЕНЫ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ И ПРОТИВ ЗАМЕНЫ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ, ВЫ БЫ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В МИТИНГАХ? И ЕСЛИ ДА, ТО В КАКОМ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп | 100 | 43 | 33 | 19 | 25 | 28 | 44 | 47 | 53 | 35 | 37 | 28 | 15 | 37 | 36 | 12 | 32 | 28 | 27 | 12 | 19 | 36 | 26 | 100 | 45 | 55 | 35 | 37 | 29 |
стал(-а) бы участвовать в митинге в поддержку замены льгот выплатами | 6 | 9 | 5 | 3 | 4 | 8 | 7 | 6 | 7 | 4 | 7 | 7 | 8 | 6 | 6 | 6 | 7 | 8 | 5 | 5 | 7 | 5 | 8 | 4 | 4 | 4 | 0 | 5 | 7 |
стал(-а) бы участвовать в митинге против замены льгот выплатами | 18 | 15 | 20 | 23 | 13 | 17 | 22 | 18 | 18 | 15 | 16 | 25 | 19 | 18 | 20 | 11 | 16 | 18 | 23 | 17 | 18 | 21 | 13 | 20 | 19 | 21 | 19 | 19 | 23 |
стал(-а) бы участвовать в обоих митингах | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | 0 | 4 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 0 |
не стал(-а) бы участвовать ни в одном из митингов | 61 | 61 | 61 | 61 | 72 | 61 | 56 | 63 | 59 | 67 | 64 | 52 | 55 | 62 | 61 | 70 | 58 | 60 | 62 | 61 | 72 | 58 | 56 | 70 | 71 | 70 | 75 | 70 | 65 |
затрудняюсь ответить | 12 | 13 | 11 | 10 | 9 | 11 | 14 | 11 | 14 | 12 | 11 | 14 | 15 | 12 | 13 | 9 | 16 | 12 | 9 | 16 | 4 | 12 | 21 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 |
|
|