Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/az/0-9/dominant2001/159_4176/387_4213/dd011432




Администрация Президента и ее роль в управлении страной

19.04.2001 [отчет] [ Опрос населения ]







 


АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА И ЕЕ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ СТРАНОЙ (по материалам дискуссионных фокус-групп)

Фокус-группы проводились в первой декаде марта 2001 г. в трех городах России: Москве, Самаре и Новосибирске. Участникам ДФГ было предложено порассуждать об Администрации Президента как об одном из институтов общества и определить ее роль в российской внутриполитической жизни.

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА



Перед началом групповых дискуссий их участники независимо друг от друга формулировали в письменном виде определения того, что такое Администрация Президента (АП). В целом по всем трем ДФГ были выделены четыре типа определений:

– это помощники Президента ('штат помощников и советников Президента', 'людей, которые помогают, наставляют и решают проблемы вместе с Президентом...', 'окружение Президента, помогающее в получении информации и решении вопросов, которые можно решить и без него');

– это нелегитимная теневая власть ('одна из нелегитимных конструкций современной России', 'свита, создающая Президента, большой раздутый чиновничий орган, совершенно не нужный народу', 'люди, обеспечивающие власть в стране, направление в политике, в экономике');

– это PR-агентство, пресс-служба Президента ('группа, которая занимается, например, связью с общественностью; должна четко и ясно, доходчиво и точно излагать события, но этого не происходит, так как это им невыгодно'; 'этот орган оглашает официальную позицию Президента по тому или иному вопросу, поддерживает связь со СМИ');

– размытые характеристики ('очень непонятная политическая структура', 'круг лиц нескольких уровней, занимающийся множеством вопросов', 'Администрация Президента – это то, чем она должна быть').

В Москве и Самаре большинство участников фокус-групп исходили прежде всего из представлений первого типа: по их мнению, главная функция Администрации – помогать Президенту РФ в его работе. Участники дискуссий экстраполировали на АП свои симпатии к В. Путину.

В Новосибирске же ситуация оказалась иной. Респонденты в целом не смогли охарактеризовать круг обязанностей президентской Администрации, для них это 'непонятная структура', занимающаяся сбором информации для Президента и намеренным искажением этой информации в своих интересах. В восприятии респондентов Президент и его Администрация оказываются как бы по разные стороны баррикад. Видимо, именно в силу этого обстоятельства в ходе обсуждения на новосибирской ДФГ респонденты чаще всего оценивали деятельность АП негативно:
  • 'Орган, который занимается вопросом президентской власти на местах... Большой раздутый чиновничий аппарат, совершенно не нужный народу'.
Это 'очень непонятная политическая структура...', от которой исходит 'весьма занятная информация', ее члены 'погрязли в коррупции и взяточничестве'. А вот позитивные и даже просто нейтральные оценки звучали в Новосибирске весьма редко, и, опять же, всегда были непосредственно связаны с личностью Президента, обусловлены ею:
  • 'Администрация Президента – орган, через который Президент осуществляет свои исполнительные функции... Этот орган оглашает официальную позицию Президента по тому или иному вопросу, поддерживает связь со СМИ, ведет организационную работу'.

* * *

Наиболее полную характеристику деятельности президентской Администрации дали участники самарской ДФГ:
  • 'Тут разноплановая функция Администрации. Тут и подготовка его выступлений, и контакты с экономическими структурами, и через лиц, которые тут у нас в регионах... Т. е. это очень широкий круг лиц, идущих на разных уровнях. Более влиятельные чуть выше, менее – ниже, и все это Администрация...'
Участники московской ДФГ полагают, что в принципе Администрация Президента сродни секретариату, занимающемуся хозяйственными делами. Однако особенностью нынешней Администрации является то, что она берет на себя функции исполнительной и законодательной власти:
  • 'Они берут на себя функции, которые на самом деле присущи законодательной и исполнительной власти, т. е. занимаются всем на свете, а на самом деле это не их дело'.
Помимо этого, в Москве один из участников дискуссии многократно обращал внимание на нелегитимность института президентской Администрации в России, на то, что функции этого органа не отражены в законах РФ:
  • 'Аппарата Президента нигде нет вообще – ни в каком законе... Есть, допустим, Президент у нас в Конституции, Правительство, суд. А Администрация Президента – это совершенно непонятно вообще'.
Это, по его мнению, приводит к тому, что 'в настоящий момент действия Администрации не подчиняются никаким правилам'. Непонятно 'как, на основании чего, почему они действуют'.

Другой участник московской ДФГ продолжает эту тему:
  • 'Их [Администрации Президента] роль негативная. Ну вот в том и заключается, что они берут на себя функции те, которые по писаным законам должны выполнять другие органы. Законодательные есть власти, исполнительные. Они – никто. Если вы 'никто', будьте секретарями. Если вы хотите большего, – пожалуйста, напишите, кто вы такие, откуда вы беретесь'.
Один из участников новосибирской ДФГ обеспокоен уровнем профессионализма членов АП:
  • 'Там не те люди сидят, которые должны сидеть. Там специалисты должны сидеть, специалисты своего дела. И если этот специалист не справляется со своим делом, надо его отправлять туда, где Бородин сидит. Кто такой Бородин? Он Ельцину почему понравился? Потому что в бане хорошо парится. Конкретно было показано по телевидению. Вот он туда и пришел. Потому что у нас там сидят такие люди. Люди там сидят, потому что они в бане парятся или на баяне играют'.

РОЛЬ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ

Подавляющее большинство участников фокус-групп признают, что Администрация Президента является достаточно влиятельным органом, причем это свое решающее влияние на жизнь россиян она получила во второй срок правления Б. Ельцина:
  • 'Теневой кабинет'.


  • 'Люди, им подобранные, а во многом оставшиеся еще с ельцинских времен, т. е. не лучшее ельцинское наследие, которые Президенту указывают, что делать...'


  • 'Если приходит новый человек, то он, естественно, на 90-95% меняет администрацию. Этого, к сожалению, не произошло'.
В Самаре большинство участников ДФГ признало, что АП используется определенными структурами как механизм лоббирования своих интересов:
  • 'Если у тебя есть знакомые в Администрации Президента или в областной, то ты можешь решить все проблемы'.
Одна из особенностей деятельности президентской Администрации, по мнению участников самарской ДФГ, – отсутствие информации об этой властной структуре:
  • 'Об их деятельности мы ничего не знаем, можем только догадываться'.


  • Модератор: 'Как Вы считаете, они справляются?'
Участник ДФГ: Кто их знает. Как я могу сказать, если не имею ни 10, ни 5% информации'.

А вот мнение участницы ДФГ из Новосибирска:
  • 'Было бы какое-то уважение, может быть, и доверие, если бы мы знали что-то о работе Администрации на местах... Допустим, Новосибирск и Новосибирская область – и конкретный представитель [Администрации Президента], его конкретная работа. Я <...> на себе пусть ее не почувствовала, но я чувствую это на нашем городе или области – вот это я понимаю. Вот это уже точно позитив'.
Следует обратить внимание на то, что участники новосибирской фокус-группы связывают работу Администрации Президента в основном с работой ее информационной службы. Они мало осведомлены о других аспектах деятельности АП:
  • 'Мы видим иногда представителя Администрации Президента Ястржембского. Он появляется и информирует нас о том, что происходит. Остальных администраторов мы не знаем'.


  • 'Для меня Администрация – это Ястрембжевский [респондент искажает фамилию]. <...> Почему он депутатам по повестке о Чечне дает информацию? Почему он все знает, а Путин ничего не знает. Путин завел все это дело, и теперь Путин ничего не знает – один Ястрежембский все знает '.
Пытаясь определить статус и круг деятельности Администрации Президента, участники фокус-групп во всех трех городах проводят аналогию с США, обращая внимание в основном на особенности механизмов ротации состава:
  • 'Если бы Президент пришел, поменял полностью администрацию, как в других странах, вплоть до секретарей (как показывали нам: когда Администрация Буша пришла, там меняли вплоть до секретарей). Так и у нас: если б, допустим, пришел Президент Путин, набрал сам команду, а не осталась команда после Ельцина'.
Заметим, что американским аналогом нашей Администрации Президента является 'аппарат Белого Дома', который, по всей видимости, и имеют в виду участники цитируемой ДФГ (модератор, как и участники дискуссии, не фокусировал внимание на этом обстоятельстве). Голоса в защиту Администрации Президента слышатся редко, но они есть. К примеру, один из участников московской ДФГ сравнивает сегодняшнюю ситуацию с тем, что происходило год назад, в момент прихода В. Путина к власти:
  • 'Информации мало, но если сравнивать теперешнюю Администрацию с той, которая год назад была, то я больше доволен, чем недоволен. Она есть, существует и предоставляет Президенту информацию – в чем-то правдивую, в чем-то не совсем'.
По мнению большинства участников ДФГ, несмотря на то, что состав Администрации мало изменился, изменилась ситуация: В. Путин, в отличие от предыдущего Президента, сам управляет страной, а не перекладывает управление полностью на Администрацию. Более того, по мнению участников ДФГ, нынешний Президент, несмотря на доставшуюся ему в наследство команду АП, сможет наладить с ней партнерские, рабочие отношения.
  • 'Какое бы решение ни приняла Администрация Президента, принимает решение Президент. Т. е. как они ему это подают и как он это сумеет переварить' (Москва).


  • 'Я считаю, что Путин – человек не случайный, не зря же мы его выбирали. Сначала он должен подобрать небольшую группу лидеров в своей Администрации, со временем число таких людей будет расти, а Администрация оздоровляться' (Самара).

КТО НА ДЕЛЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ВЛАСТЬ В СТРАНЕ

В ходе дискуссий модераторы просили участников ДФГ назвать структуры, которым, по их мнению, принадлежит реальная власть в стране.

Надо отметить, что большинство участников дискуссий склонны считать, что всей полнотой власти обладает Президент. Заметно реже указывалось, что он делит ее с Администрацией.
  • 'По идее от Президента все должно зависеть. Он там царь и Бог'.


  • 'Сейчас состав Совета Федерации меняется, и на новые места приходят не губернаторы, и они не будут оказывать на Президента уже такого давления'.


  • 'Дело в личности Президента, что он хочет сделать, чтобы в стране стало лучше. Если человек со знаком 'плюс', то это во благо, если с 'минусом', то во вред. Сильная президентская власть должна быть, потому что Президент – это тот человек, который за все отвечает' (Самара).
Рассуждая о субъекте властных полномочий в сегодняшней России, участники ДФГ очень часто рассуждают о слабости федеральной власти:
  • 'Я думаю, что ... федеральные органы власти не оказывают большого влияния на жизнь. Вот, скажем, увернуться от субпрефекта или от влияния мэров, местных властей было бы сложнее' (Москва).
Другой участник московской ДФГ также исходит из того, что главная задача гражданина во взаимоотношениях с властью состоит в овладении искусством 'уворачиваться', а точнее - дистанцироваться от нее. В основе такой позиции - уверенность в нелегитимности российской власти в целом:
  • 'Я отношусь ко всей конструкции власти современной России абсолютно одинаково, то есть, с моей точки зрения, это не власть в юридическом смысле слова, а просто некие персонажи, которые занимают определенные официальные помещения, которые все имеют за исключением пустяка – права на все это. Как говорил Губерман, 'Я не плевал в портрет вождя, поскольку клал на всю систему'. И личной неприязни к кому-либо из них я не испытываю – чувства острой ненависти или зависти как к более богатым людям. Также я не делаю разницы между различными персонажами, то есть для меня не имеет значения, если был бы выбран Путин, если бы там был выбран Явлинский или Зюганов, и кого они там назначат – Иванова или Петрова. Это, с моей точки зрения, вообще не имеет значения, и нужно просто для нас научиться... Просто обходиться по возможности без государства – самоорганизовываться, делать свое дело, строить свои структуры и по возможности на государство, на эту надстройку не обращать внимания в той мере, насколько это возможно'.
В рассуждениях о влиянии на нашу жизнь различных институций (структур), респонденты в своем большинстве не обходились без упоминаний финансовых группировок, олигархов:
  • 'Решения, в конечном счете, принимают финансовые группировки. Они считаются наиболее сильными и вправе лоббировать свои интересы в Думе' (Самара).


  • 'Путин очень малую роль играет. Играют роль олигархи. А Путин должен так проводить, чтобы никого не обидеть. Он такая же пешка, как и все остальные' (Новосибирск).


  • 'Сколько идет война между старой – ельцинской – Администрацией и Президентом! И между олигархами постоянно делят' (Новосибирск).


  • 'Мафия и олигархи нами правят. Вот и все' (Новосибирск).

ВОСПРИЯТИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО СОСТАВА АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА

Участники ДФГ нередко затрудняются назвать имя руководителя администрации Президента. Звучали три фамилии: А. Волошин, С. Ястржембский, П. Бородин.

Вот что могли вспомнить о А. Волошине участники московской ДФГ:
  • 'Волошин, вообще, олигарх, только теневой'.


  • 'Только в 'Куклах' мы его и видим. И по 'Куклам' можем судить'.


  • 'Умный, богатый, хитрый, связан с Березовским, бессовестный'.
Участникам самарской ДФГ А. Волошин показался внешне непримечательным. Они описывали его с трудом:
  • 'С бородой'.


  • '– Приятный бородатый дядька с умными глазами.
– Какой там приятный!'

Участники самарской ДФГ в качестве руководителей администрации называют С. Ястржембского и А.Волошина.

Самарцы характеризуют А. Волошина следующим образом:
  • 'О нем мало пишут, он редко появляется на экране'.


  • 'Речь Волошина по защите интересов Президента очень неудачная. Здесь он сыграл отрицательную роль'.
Участники новосибирской ДФГ руководителем АП назвали С. Ястржембского. Фамилию А. Волошина они лишь слышали. Охарактеризовать его затруднились (звучали реплики типа 'бандит очередной').

Участники всех ДФГ неоднократно отмечали, что получают мало информации о руководителе Администрации Президента. Складывается мнение, что глава этого ведомства предпочитает 'не светиться'. Единственное, что знают о А. Волошине участники ДФГ - это то, что В. Путину он 'достался в наследство' от Б. Ельцина. И данное обстоятельство заставляет их относиться к этой фигуре настороженно:
  • 'Его назначили при Ельцине, а я отрицательно отношусь ко всей деятельности Ельцина'.


  • 'Волошин не ставленник Путина, а ельцинская линия. Он же ельцинский. Он бы и рад его уволить. Но что ж тут поделаешь?'
Вместе с тем, в ходе ДФГ А. Волошину были даны и конкретные позитивные характеристики:
  • '...Хороший экономист. В Администрации Ельцина занимался регулировкой экономических вопросов. Как человек, он мне симпатичен, и я доволен, что он является руководителем Администрации Президента'.
Отношения Президента и руководителя Администрации участники ДФГ рассматривают как отношения начальника и подчиненного:
  • 'Когда-то Волошин был ему помощником, сейчас он ему не нужен'.


  • 'Волошин – правая рука Президента. Президент дает ему задания, и он их выполняет... Собирают информацию и дают Президенту'.


  • 'И Президент, и Волошин – это достаточно тактичные люди. Волошин, видимо, по части тактичности очень гибкий человек. А если что-то будет не так, Путин просто снимет его, и все'.
Впрочем, по поводу 'главенства' были и другие мнения:
  • 'Модератор: – А кто главнее, на ваш взгляд?
Участник ДФГ: – А. Волошин. Это как тень Путина. Они как бы и вместе, но...

Модератор: – А кто важнее, хозяин или тень, реально?

Участник ДФГ: – Тень, наверное'.

Мы отмечали, что участники дискуссий (особенно сильно это проявилось на новосибирской ДФГ) часто были уверены в том, что руководителем АП сегодня является С. Ястржембский. Его они характеризуют следующим образом:
  • 'Человек вполне компетентный, видом напоминает серьезного политика, политика немного не российского плана, скорее западного. Мне кажется, он занимает свое место. Таким и должен быть советник по информации'.


  • 'Плохо, что он предал Ельцина, перешел в команду Лужкова, потом опять к Путину. Это мне не нравится. Кажется еще, что в Администрации Волошина не очень-то приветствуют назначение Ястржембского, т.к. кто-то может оказывать большое влияние на Путина'.


  • 'У него нет принципов, он живет по принципу: где хорошо, там и родина. Т.е. выгодно ему было быть у Лужкова – он там был. Не знаю, насколько Ястржембский нужен Путину, но в любой момент он его может предать'.

* * *

Большинство участников ДФГ считают, что Администрация Президента – это своего рода секретариат, собирающий для главы государства информацию, осуществляющий его связь с регионами и решающий второстепенные вопросы.

Многие участники фокус-групп говорили об отсутствии информации о других аспектах работы АП. Высказывалось мнение, что, поскольку функции Администрации Президента не оговорены в законах, она 'перетягивает на себя' функции других законодательных и исполнительных органов. Более того, она нередко используется для лоббирования интересов тех или иных финансовых группировок.

С приходом к власти В. Путина, по мнению участников ДФГ, Администрация стала играть по отношению к Президенту (в отличие от эпохи Б. Ельцина) подчиненную роль, но влияние сохранила. Настораживает низкая степень ротации кадров в АП – состав Администрации остался почти неизменным со времен Б. Ельцина, что позволяет участникам ДФГ говорить о зависимости Президента от Администрации, о 'связанности' В. Путина какими-то обязательствами. Вместе с тем Администрация при В. Путине, по мнению участников ДФГ, стала работать лучше, чем при прежнем Президенте, о ней сегодня можно говорить как о 'команде единомышленников'.

Участники московской и самарской ДФГ смогли правильно назвать руководителя Администрации Президента, в то время как участники новосибирской ДФГ были уверены, что эту должность занимает С. Ястржембский.

Главными недостатками А. Волошина участники ДФГ считают его 'наследственность' (работу в Администрации Б. Ельцина) и то, что он 'теневой олигарх'. К заслугам А. Волошина респонденты относят знание экономики и гибкость. Участники ДФГ в целом характеризуют отношения между В. Путиным и А. Волошиным как партнерские.