Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/az/0-9/dominant2001/207_3915/dd012030




Алексий II: 11 лет интронизации

07.06.2001 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Алексий II: 11 лет интронизации
2.Графики
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

1.Алексий II: 11 лет интронизации
Одиннадцать лет назад состоялась интронизация Патриарха Русской православной церкви Алексия II. По стечению исторических обстоятельств, время его попечительства совпало с периодом интенсивных социальных, политических и экономических перемен, и РПЦ оказалась охваченной ими наряду с другими институтами общества. На сегодняшний день среди российских граждан РПЦ лидирует по уровню доверия: о своем положительном отношении к этому институту заявляет приблизительно треть россиян, а численность 'отрицательных' ответов минимальна (по сравнению с другими социальными институтами) и не превышает 5 – 6% от общего числа опрошенных (См.: 'Доминанты. Поле мнений'. 31 мая 2001 г. №19 (605). С. А-5.).

Как сегодня россияне относятся к Патриарху, какие достоинства и недостатки видят они в деятельности православной церкви и как оценивают место церкви в жизни общества?

Значительная доля участников массового опроса (74%) и региональных экспертов (более трех четвертей) полагает, что роль православной церкви в нашем обществе за последние 11 лет существенно возросла. Примерно 58% россиян и три четверти экспертов связывают это непосредственно с деятельностью Патриарха Алексия II (то есть на вопрос: 'Какое влияние, по Вашему мнению, оказал Алексий II на нынешнее положение Русской православной церкви в обществе – значительное, незначительное или не оказал никакого влияния?' ответили 'значительное'). Среди высказываний экспертов и участников фокус-групп по поводу изменения роли РПЦ в российском обществе можно выделить несколько типичных 'интерпретативных схем'.

Во-первых,
деятельность Патриарха и РПЦ рассматривается в контексте 'возвращения веры' людям, которых на протяжении нескольких десятилетий отчуждали от церкви с помощью существовавшей в то время идеологии.
  • 'За эти 10 лет больше народу стало ходить в церковь. И среди прихожан стало больше именно молодежи' (ДФГ, Москва).


  • 'Я вижу отношение людей моего возраста, людей младшего возраста и людей, прошедших Чечню, – по отношению к вере они принципиально иные. И люди идут не то что ради любопытства, а потому что у них, в отличие от родителей, есть сознание, что такое Бог. Поэтому сейчас и расширяется церковь, то, что было подавлено' (ДФГ, Новосибирск).
  • 'Отношение людей к церкви – я так думаю, что это заслуга в основном моды. Открыли церкви, стало модно венчаться, ходить в церковь на Пасху, в церковные праздники. Прежде такой традиции не было, это запрещалось' (ДФГ, Новосибирск).
  • 'Церковь должна быть институтом (одним из) духовного развития общества, тех групп людей, которые нуждаются в религиозной поддержке, в утешении. Поэтому этическо-моральную поддержку, религиозную может лучше всего осуществить церковь. Это трудно. Она сталкивается с большим количеством растерявшихся, дезориентированных людей, не верящих ни во что, или, наоборот, верящих в какие-то извращенные ориентиры. У нас в стране в смысле безнравственности, безнормности таких людей очень много' (эксперт, Ставрополь).
Во-вторых, деятельность Патриарха и укрепление позиций церкви в обществе люди рассматривают в контексте 'восстановления' культуры, возрождения моральных норм, в первую очередь, связанных с терпимостью к людям (толерантностью) и милосердием.
  • 'Дела Патриарха и что делает церковь – это значит, что восстанавливают нашу культуру все-таки. Это же наша и очень древняя культура, традиции, обычаи' (ДФГ, Москва).


  • 'Что изменилось в лучшую сторону? Знаете, вот Первая градская больница – сколько там лежит больных. Она же такая вроде у нас и бедная – кто там работает? Нянечками никто не идет. Там развито сестричество. И посмотрите: сколько там молодых женщин работает и ухаживает за больными за гроши, они все относятся к этому приходу, к храму при Первой градской больнице. Другой пример. Вот на Соколе открыт приют для девочек, которые 4 – 5 лет уже стояли на панели. И вот этих девочек лечат, их там души лечат. Он открыт, по-моему, в этом году' (ДФГ, Москва).


  • 'Я работаю в училище – кружок плетения на коклюшках. И мы очень связаны с церковью, у нас половина детей-сирот. И к нам приезжает батюшка, и, не впихивая насильно: вот ты должен православным быть, нет, а вот он просто рассказал о Сергии Радонежском. Это просто рассказ о человеке – не о божестве, не о святом, а о человеке. В таких беседах и воспитывается любовь друг к другу, к природе, к Родине. Тут даже не столько православие, это милосердие' (ДФГ, Москва).


  • 'Во всяком случае, среди фундаментальных ценностей она должна занимать достаточно большую роль. Испокон веков церковь призывала к благим делам, к милосердию, к гуманности, к ненасилию. Вот эти мировоззренческие вопросы – они очень актуальны сейчас, и, по-моему, здесь церковь может сыграть определенную роль. Я не могу оценить, насколько это делается удачно сейчас, у меня есть большие сомнения, но церковь, в принципе, может это делать и должна этим заниматься' (эксперт, Ульяновск).
Третий комплекс рассуждений составляют размышления о роли церкви в формировании общей национальной идентичности, в объединении людей разных конфессий в рамках одного общества. Так как православие является ведущей религией в России, перед ним стоят как минимум две задачи: забота об объединении верующих и забота о воспитании межконфессиональной терпимости.
  • 'У нас сегодня и многонациональное государство, и наличие немыслимого количества религиозных конфессий, но нет сегодня общей идеи, национальной идеи. Об этом никто не то что не говорит, даже вокруг нет обсуждения никакого. Уважаемому, одному из первых диссидентов, рупору нации на первом канале в свое время прикрыли – ну, я имею в виду Солженицына. Так вот, я к тому, что нет национальной идеи – значит, нет объединения страны, значит, идет ее распад, и в этом случае церковь должна выступить как первая заинтересованная сторона' (ДФГ, Москва).


  • 'На государственном уровне появилось спокойное отношение к церкви. Я думаю, что государство ждет помощи от церкви, оно само уже не в силах справиться с моральным обликом и мировоззренческим объединением людей и теперь уже надеется на церковь' (ДФГ, Самара).


  • 'В плане объединения, в плане формирования национальной общности, может быть, формирования общечеловеческих ценностей – это серьезные такие вещи. Если пытаться определять, что такое народ, что такое нация, то, наверное, здесь будет духовность играть одно из таких существенных мест, и без религии здесь – никуда' (эксперт, Калининград).
  • 'Задача Патриарха – не допустить жестокого противостояния религий. Он должен выполнять роль такого лидера, чтобы поддерживать и находить компромисс с другими верами. Об объединении речи не идет, но нужно проводить в жизнь принцип религиозной терпимости. Если он сумеет, то эта его роль неоценима. Все-таки у нас общая страна' (ДФГ, Самара).


  • 'И сам Патриарх, и церковь способствуют консолидации общества. Основа какая этого – это уже другой вопрос. Но, во всяком случае, их цель – это консолидация общества, и это совпадает с целями президента. На местном уровне ее роль прогрессивна – что церковь старается примирить различные религии, я говорю о Кавказе. Здесь наблюдается разнообразие религий, разнообразие этносов, и вот здесь примиряющая роль церкви очень важна' (эксперт, Пятигорск).


  • 'Патриарх достаточно взвешенную, продуманную политику ведет, межконфессиональный диалог ведется достаточно устойчивый с другими конфессиями, нет каких-то конфликтов острых' (эксперт, Санкт-Петербург).
Четвертый комплекс суждений относительно патриарха Алексия II и РПЦ представлен размышлениями о политической значимости церкви и о ее взаимоотношениях с государством. По своему общественному положению и по тем социальным функциям, которые выполняет или должна выполнять церковь в обществе, она, в лице Патриарха, с неизбежностью оказывается политическим 'игроком'. Около 50% рядовых россиян и примерно такая же доля региональных экспертов считают, что Алексий II играет существенную роль в современной российской политике. Многие из участников опроса вспоминали попытку Патриарха примирить президента и Верховный Совет во время политического кризиса 1993 года, высказывания о мавзолее Ленина, говорили о частых встречах Алексия II и духовных лидеров других конфессий с ныне действующим президентом. Однако помимо позитивных высказываний встречаются и критические суждения, негативные оценки позиции РПЦ во взаимоотношениях с государственной властью.
  • 'Я исхожу из принципа свободы вероисповедания Российской Федерации. И вот в последнее время РПЦ пытается осуществить монополизацию в этой сфере. Это и различное лоббирование правовых актов, которые тем или иным образом влияют на политику в области запрещения или разрешения тех или иных вероисповеданий. Мне кажется, Русская православная церковь уже становится из действительно какого-то общественно значимого института институтом политическим, который, причем, пытается навязывать свою волю другим. Т.е. это нечто сродни функциям государства – аппарата принуждения к выполнению воли власти. И здесь приблизительно то же' (эксперт, Пенза).
  • 'Я не слышал от Патриарха на протяжении всего его пребывания на этой должности ни одного мало-мальски резкого или, по крайней мере, четкого осуждения ни об одной правительственной акции. А при всей доброжелательности любой даже сторонник правительства отметит, что был ряд акций явно отрицательных. Однако Патриарх никогда не вмешивался. Или тогда пусть бы он совсем не вмешивался в политические дела, вообще бы на эти темы не говорил. Но ведь говорит, и он, в общем-то, больше похож на министра религии при нынешнем правительстве. Ну, во всяком случае, прагматично пользуется моментом. А сейчас – я знаю, как и музеи отбирают, музейные соборы, которые даже при царе церквями не служили. Там, они уже были произведениями искусств и, там, фрески, но все отдают малограмотным попам, которые эти фрески замазывают штукатуркой и рисуют современные, которые им кажутся лучше. У МГУ в Москве домовую церковь оттянули – ну и где здесь вера? Так в нее никто и не ходит, полузаброшенная, неотремонтированная' (эксперт, Владимир).
В этой теме есть и вторая сторона – установки и действия самих государственных деятелей по отношению к церкви. Здесь уже преобладают негативные высказывания и суждения. Люди понимают, что церковь обладает большим духовным авторитетом и пользуется большим общественным доверием, чем политическая власть. И с этой точки зрения, им понятны поиски 'союзничества', предпринимаемые государственными деятелями страны. С одной стороны, такая ситуация считается благоприятной для РПЦ, с другой стороны, у людей остается недоумение в отношении 'показной' религиозности политиков.
  • 'Вот что государственные деятели посещают церкви – это еще большой вопрос: искренне ли это все? Как они раньше партсобрания посещали, сейчас церковь, потому что так принято. Церкви – доверяют, им – нет. И еще тут другой, как бы, вопрос – то, что по телевизору показывали. Опять же реклама' (ДФГ, Москва).


  • 'Странное есть в вере наших политиков. При коммунистах – то есть до 1992 года – жесткий атеизм: мы ни во что не верим. А в 90-е годы практически все политики стройными рядами пошли в церковь. Я что-то сомневаюсь, что они вдруг поверили. Наверное, есть люди, которые изменили мировоззрение, но не все же сразу и не дружными рядами под покровительством кого-то. И это влияет на мое отношение к церкви, но еще больше – на отношение к власти' (ДФГ, Новосибирск).
При всей разнице высказываний заметно, что любые соприкосновения Патриарха и церкви с областью политического не остаются незамеченными и, так или иначе, оказывают влияние на формирование отношения к церкви как к общественному институту.
  • 'У меня мнение сложилось не в его пользу после того, как он вручил Ельцину орден ''Гроба Господня'', – я не стала его воспринимать как Патриарха. Патриарх – глава церкви, он не должен был поощрять Ельцина. Ельцин сделал столько вреда для прихожан, а Патриарх его поощрил – значит, он заодно с Ельциным. В церкви я не молюсь за Патриарха, потому что, я считаю, он предал народ' (ДФГ, Самара).


  • 'То, что церковь давили, унижали, – это очень сильно отразилось, они боятся высказать свое мнение. Если Папа Римский выходит на площадь перед Собором Петра и Павла, если какое-то глобальное действие происходит – ввод войск или что-то еще, – церковь выражает свое мнение по этому вопросу, позитивное или негативное, но выражает. Он говорит и знает, что ему за это ничего не будет. Никто на него не поднимет руку. А у нас – вот осуди он ввод войск в Чечню; если он осудит действия правительства, никто не гарантирует, что не будет расплаты. А христианин обязан это осудить, или хотя бы высказать свое мнение, ведь его слово задает для многих нравственную оценку. А без этого – он кто?' (ДФГ, Новосибирск).
  • 'Мне его жалко. Он живет в слишком политизированной стране. Мне не понравилась его поддержка Бородина, но все-таки он выразил сочувствие ему, когда тот пребывал в Америке в заключении. Ну а Бородин сразу же использовал это, всем сообщил об этом' (ДФГ, Самара).
Еще одни – пятый – блок суждений о роли Патриарха и церкви образуют размышления о природе авторитетности священнослужителей в целом и Патриарха – в частности. И рядовые россияне, и региональные эксперты говорили о том, что для многих людей православные священники могут выступать в качестве духовных наставников, нравственного авторитета. Вместе с тем, в значительной доле суждений заметно сомнение, что авторитетность Патриарха 'действенна', что его слово имеет непосредственное влияние. Авторитет церкви, если говорить о ее влиянии на людей, реализуется на другом уровне – на уровне личных контактов с ее служителями.
  • 'Для меня Алексий II – уважаемый человек как Патриарх, но не авторитет. Я его просто уважаю – как человека, который возглавил церковь православную. Ну, а авторитетом для меня будет кто-то другой. Это глава русской православной церкви, но для каждого верующего существует свой духовный наставник, и он моим не является, вот и все' (ДФГ, Москва).


  • 'Был фильм – 'Последнее искушение Христа'. Патриарх его запретил. Тем не менее, все его благополучно посмотрели, и никаких угрызений совести, по-моему, по этому поводу не испытывали. Особенно верующие, которым стало просто интересно его посмотреть. У меня подруга – она верующая, в церковь ходит, и она говорила: 'Я посмотрела только из-за того, что Патриарх запретил. Просто из принципа'' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Я не хочу его очернить, наоборот, я очень уважаю церковных служителей. Я сама верующая, я крещеная, я крестила свою дочь и т.д. Я стараюсь соблюдать обряды. Поэтому, конечно, я с благоговением смотрю на Патриарха. Тем не менее у меня есть сложные вопросы именно к этому человеку лично' (ДФГ, Москва).


  • 'Если уж они взялись за эту веру, то пусть несут ее в массы. Столько всяких сект, которые забивают людям головы. С какой настойчивостью действуют эти все сектанты. У церкви такого нету, чтобы христианство – с таким пылом и жаром. Надо проповедовать не только в церквях или в телевизоре – надо делать непосредственные дела, а не просто слова. Тогда и авторитет прочный будет' (ДФГ, Самара).


  • 'Меня настораживает то, что идут большие деньги на строительство храмов и церквей. И это при общей бедности народа, разваленной экономике. Сейчас, к великому сожалению, огромные деньги ушли и на храм Христа Спасителя, а у нас навалом голодающих и нищих по трамваям ходит... Мне кажется, что это не способствует авторитету церкви, и непонятно, как контраста пышности храма Христа Спасителя и нищих Патриарх не замечает. Понятно, она зависит от власти, но надо смотреть не только наверх, но и вниз. Там – ее авторитет' (эксперт, Тула).
  • 'Я думаю, нет у нее устойчивого авторитета. Ей следовало бы заняться детдомами – вот чем бы следовало заняться. И она довольно-таки богатая сейчас, церковь, чтобы она этим детдомам помогла, это было бы лучше' (эксперт, Владимир).
В приведенных выше высказываниях заметна одна особенность: зачастую суждения о роли Патриарха в деятельности РПЦ опираются лишь на предположения и общие размышления 'о должном'. Действительно, многие из участников опроса говорили, что им не хватает информации о делах Патриарха, чтобы составить определенное мнение и говорить предметно. Косвенно это же подтверждают и ответы респондентов на открытые вопросы о деловых и личных качествах Алексия II: 64% не ответили на вопрос о положительных качествах патриарха, и 89% – на вопрос об отрицательных.
  • 'Я вижу его перед праздниками, на освящении всякого рода сооружений, в том числе и военных. А больше я ничего не знаю и ничего сказать не могу. Я плохо знаю его церковную и иную общественную деятельность' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'На самом деле, про духовных что-то говорить очень сложно, потому что они живут своей немирской жизнью, которая скрыта от нас. А во-вторых, даже как-то осуждать или что-то говорить о Патриархе – еще есть моральный аспект. Поэтому не знаю. Тем более, Алексий II появляется на экране – это в основном какие-то службы, очень редко он выступает, мало его собственных слов и очень мало информации, как он живет' (ДФГ, Москва).
В высказываниях рядовых россиян и региональных экспертов заметен еще один – 'критический' мотив в отношении Патриарха и его роли в развитии РПЦ. По данным массового опроса, 16% граждан считают, что Алексий II оказал на нынешнее положение Русской православной церкви в обществе либо незначительное влияние, либо никакого. Схожих позиций придерживается примерно четверть региональных экспертов.
  • 'Я не могу сказать, что положение церкви сегодня связано именно с деятельностью Алексия II. Патриарха выбирает церковь, Синод. Просто наступило такое время – пошли глобальные перемены в России, и так получилось, что церковь более открытой стала. Я бы не сказал, что именно с деятельностью Патриарха связано такое отношение народа к церкви. Я уважаю его, хороший человек, но все-таки...' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Папа Римский гораздо более влиятельный человек, чем наш Патриарх. Я очень мало слышал выражений мнения, позиции российской церкви по международным вопросам, да и по внутренним. Да, были некоторые высказывания, но они столь тихи и столь слабы, что их не замечают. И Патриарх такой глобальной роли в жизни россиян не играет' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Почему у нас, может быть, меньше роль церкви среди людей? Просветительская деятельность не на должном уровне. Вы вот посмотрите, как сектанты ходят. Это каждый день, каждую неделю, в каждую квартиру. Разные, разные. Может быть, Алексий и ведет какую-то деятельность глобальную, о которой мы просто не знаем. Отрывочек в газете, который многие и не прочитают, или сюжет по телевидению, – это совсем не работа с населением' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Глубоко верующие люди считают его, конечно, своим наставником, но для остальных людей – которые ничего не знают о том, что он делает для страны, для людей, для счастья, – он является просто очередным правительственным чиновником, который что-то делает, а что – неизвестно. Если Папа Римский выступает, вот просил прощения за религиозные войны, посетил мечеть, говорит о мирских проблемах, то мнения Патриарха в обществе просто нет. Не с чем ни соглашаться, ни обсуждать...' (эксперт, Владимир).
Высказывания рядовых граждан и региональных экспертов свидетельствуют о том, что приобщенность человека к православной вере не является достаточным условием для положительного отношения к церкви как общественному институту. Об этом же свидетельствуют и данные последнего опроса: 58% россиян считают себя верующими и в качестве 'своей' религии называют православие. Вместе с тем, как уже говорилось, лишь треть россиян с доверием относится к православной церкви как социальному установлению.
  • 'Одно дело – религия, вера, а другое дело – служители. Не всегда служители бывают соответствующие, ныне многие занимаются и коммерцией, бизнесом, короче говоря, и это верующих настораживает весьма. Одно дело, что бизнес идет во благо прихожанам и батюшка работает сам и участвует, а другое дело – если какие-то валютные спекуляции, биржевые сделки, какие-то теневые структуры, и это тоже имеет место. Была история – лет пять, что ли, назад – про льготы церкви на импорт табака и алкоголя. Многие верующие, но дела церкви – их не скроешь, они часто делают невозможным, неприемлемым свое участие в ее жизни' (эксперт, Ульяновск).


  • 'Господь уходил молиться в горы – служители понастроили храмов. Почему бы не бедным раздать, зачем нужны огромные позолоты? Богу это не надо. Они веру этим порочат. А как характеризует Патриарха строительство храмов? Не вижу я тут заслуги. Хоть 100 штук понастрой. Для веры большого значения не имеет. Нужно людей воспитывать, ими заниматься' (ДФГ, Самара).
Существующее 'расхождение' в отношении людей к вере как духовному основанию их жизни, и к вере как институционализированной форме социального действия – по-видимому, достаточно распространенное явление, и в этой 'дельте' скрыт большой спектр мотивов, влияющих на суждения людей о церкви и ее служителях. Мы не ставим себе задачу описания проблемы невоцерковленной религиозности и ее соотношения с процессами воцерковления, и отдаем себе отчет, что на вопрос о своей причастности к вере многие дают 'социально нормированные' ответы. Вместе с тем, представляется правдоподобным утверждение, что если индивид принимает для себя маркер 'верующий человек', это означает, что соответствующий мировоззренческий концепт входит (разумеется, с той или иной степенью полноты и релевантности) в систему социальной идентичности индивида. Следовательно, у определенной части россиян сформировалось специфическое отношение к вере и религиозности, 'оторванное' от их отношения к такому социальному установлению, как церковь, и их мнения и оценки могут существенным образом сказываться на отношении общества к теме церкви, государства и религии.


2.Графики

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКУЮ РОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ ИГРАЕТ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II: СУЩЕСТВЕННУЮ, НЕСУЩЕСТВЕННУЮ ИЛИ НЕ ИГРАЕТ НИКАКОЙ РОЛИ?

11 ЛЕТ НАЗАД АЛЕКСИЙ II СТАЛ ГЛАВОЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЗА ПРОШЕДШИЕ 11 ЛЕТ РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ ВОЗРОСЛА, УМЕНЬШИЛАСЬ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ?

КАКОЕ ВЛИЯНИЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОКАЗАЛ АЛЕКСИЙ II НА НЫНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОБЩЕСТВЕ - ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ, НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕ ОКАЗАЛ НИКАКОГО ВЛИЯНИЯ?

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-3 июня 2001 г. 1500 респондентов.


3.Опрос экспертов

ВОПРОС: КАК ВЫ В ЦЕЛОМ ОТНОСИТЕСЬ К АЛЕКСИЮ II – ХОРОШО, ПЛОХО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКУЮ РОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ ИГРАЕТ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II: СУЩЕСТВЕННУЮ, НЕСУЩЕСТВЕННУЮ ИЛИ НЕ ИГРАЕТ НИКАКОЙ РОЛИ?

ВОПРОС: 11 ЛЕТ НАЗАД АЛЕКСИЙ II СТАЛ ГЛАВОЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЗА ПРОШЕДШИЕ ГОДЫ ОБЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ УСИЛИЛОСЬ, ОСЛАБЛО ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ?

ВОПРОС: КАКОЕ ВЛИЯНИЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОКАЗАЛ АЛЕКСИЙ II НА НЫНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОБЩЕСТВЕ – ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ, НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ИЛИ НИКАКОГО?

ВОПРОС: ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ОБСУЖДАТЬ СО ЗНАКОМЫМИ РОЛЬ ЦЕРКВИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ?

ВОПРОС: ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ПУБЛИЧНО ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ ИЛИ ПУБЛИКОВАТЬ СВОИ МАТЕРИАЛЫ О РОЛИ ЦЕРКВИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 29-31 мая 2001 г. 130 экспертов.


4.Приложение.Таблицы

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКУЮ РОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ ИГРАЕТ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II: СУЩЕСТВЕННУЮ, НЕСУЩЕСТВЕННУЮ ИЛИ НЕ ИГРАЕТ НИКАКОЙ РОЛИ?

Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 600 руб. 601 - 1000 руб. более 1000 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100441528284246543230382133351131332913173925259162191551004556283339
существенную 5057485452464852445154524654475054484942535245515955454642443749305247
несущественную 1919172019182017202016101820301516232322142017212016211630293425392327
никакой роли 127169131312111211121311111313111112201071478711201613179121312
затрудняюсь ответить2017181716242020241718252515112219181616232124221222241812151217191214


11 ЛЕТ НАЗАД АЛЕКСИЙ II СТАЛ ГЛАВОЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЗА ПРОШЕДШИЕ 11 ЛЕТ РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ ВОЗРОСЛА, УМЕНЬШИЛАСЬ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ?

Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 600 руб. 601 - 1000 руб. более 1000 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100441528284246543230382133351131332913173925259162191551004556283339
возросла 7478767676717374687677747077767076767673727773717979716861747375687876
не изменилась 10910101011111011101081110141391010141181113871111201217918129
уменьшилась 11021121310021101221201011014222132
затрудняюсь ответить1512141213181515191313181812918141213131616151611131720151291413814


КАКОЕ ВЛИЯНИЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОКАЗАЛ АЛЕКСИЙ II НА НЫНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОБЩЕСТВЕ - ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ, НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕ ОКАЗАЛ НИКАКОГО ВЛИЯНИЯ?

Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 600 руб. 601 - 1000 руб. более 1000 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100441528284246543230382133351131332913173925259162191551004556283339
значительное 5865565961555660515863605264525660575558595755476865575248585660486064
незначительное 121113151211141115111110131117111115141111131216111110121913189151510
не оказал никакого влияния 438345544453448355564255324411685847
затрудняюсь ответить2622232323302626302722273122223023232624262828311822293222231827292120


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-3 июня 2001 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.