Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/az/0-9/dominant2002/438_1916/dd022431




День 22 июня

20.06.2002 [отчет] [ Опрос населения ]






1.22 июня: прощание с памятью?
2.Графики и открытые вопросы
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

 
1.22 июня: прощание с памятью?

Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

А. С. Пушкин

История и память – феномены одного свойства, но разной природы. Общее в них – направленность на определенное отображение прошлого в настоящем, для чего формируется некоторая система критериев распознавания в прошлом существенного – событий, людей, процессов. Однако здесь кроется и принципиальное отличие. Память – а мы говорим о коллективной исторической памяти – это процесс припоминания всего того, что обладает важностью для нашей жизни и что 'органически' связано с нашей повседневностью. История, по замечанию М. Халбуаш, это 'реконструированное прошлое, с которым уже не поддерживается 'органическая' связь'; как корпус знания она формируется селективностью исследовательского запроса.

Коллективная память представляет собой 'активное' прошлое, организующее социальный опыт и определяющее горизонты экспектаций общества, участвующее в процессе формирования социальной идентичности людей, представлений индивидов о себе, о 'нас', об общем будущем. Механика коллективной памяти многообразна и сложна, но одной из ключевых проблем является процесс разрыва живой и непосредственной связи человека с тем, что называется 'современностью', и перехода последней в категорию 'истории'. Конечно, определенная 'живость' связи поддерживается системой напоминаний – праздниками, символикой, культурными инсталляциями, музеями и т.д. Но можем ли мы оценить, что из маркеров истории – событий, личностей, дат – является аутентичным, а что – палимпсестом?

Сказанное в полной мере относится к нашей памяти о войне. С течением времени чувство причастности тому времени все более истончается, несмотря на то, что система напоминаний о событиях той эпохи все-таки существует. Вместе с тем, эти культурные маркеры и содержательно, и на уровне символов формировались совсем в другое время, когда перспектива утраты живой связи со временем войны еще не была актуальна.

Сегодня среди россиян в возрасте от 18 до 35 лет в полтора раза, чем в среднем по выборке, больше тех, у кого день 22 июня не ассоциирован с войной, и, соответственно, тех, кто не может дать очевидного для большинства наших сограждан ответа на вопрос – важно ли помнить этот день.



 

Все

Возраст

18-35 лет 36-50 лет старше 50 лет

Известно

84

74

88

90

Не известно

10

18

7

5

Затрудняюсь ответить

6

8

5

5



 

Все

Возраст

18-35 лет 36-50 лет старше 50 лет

Важно

82

69

87

89

Не важно

2

4

1

1

Затрудняюсь ответить

0

1

0

0

Нет ответа (неизвестно, что за день – 22 июня)

16

26

12

10



Вспомним и один из опросов последних лет – о фашизме (Фашизм и современность // Доминанты. Поле мнений. 2001. №16, 11 мая (http://www.fom.ru/survey/dominant/168/413/1521.html).). Хотя три четверти россиян (75%) не видят в фашистской идеологии никаких положительных черт, однако 16% респондентов считают, что в фашизме как в системе взглядов есть определенные положительные аспекты. Доля ответивших подобным образом 18-35-летних вдвое выше, чем в среднем по России, – 30%.

Новое время требует новых 'институтов памяти'.

Тема 'важно помнить и знать' на сегодняшний день является одной из ведущих в высказываниях и образует определенный фрейм, управляющий на уровне обобщений значительной частью рассуждений на тему '22 июня'. На открытый вопрос: 'Что, на Ваш взгляд, должна знать об этом дне нынешняя молодежь, что должны помнить следующие поколения?' около трети всех ответов соотносится с этой рамкой ('Знать историю страны', 'Помнить все'). Тривиальность этого наблюдения обманчива, стоит лишь задаться вопросом: воспроизведется ли этот фрейм в отношении других исторических событий – например, о гражданской войне?

В диалогах на фокус-группах и интервью региональных экспертов также затрагивалась проблема памяти и напоминаний, проблема потери органической связи с прошлым.

  • 'Участник ДФГ (молодой человек): Это никак не коснулось нас. За всех не буду говорить, но, тем не менее, это все коснулось только рассказами дедушки. Это не близко – эти, вот, рассказы.
Участница ДФГ (пожилая дама): Это их мамы еще переживали.

Участник ДФГ (молодой человек): Я ж еще молодой был. Дед мне даже рассказать толком-то не мог' (ДФГ, Москва).
  • 'Участник ДФГ (пожилой человек): В любом случае, напоминают нам об этом только средства массовой информации. А перестали бы они напоминать – и все. Забудут об этом обо всем со стариками. Старики вымрут – и все' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Участник ДФГ (молодой человек): Это не праздник, и лучше будет вообще об этом не думать. Зачем лишний раз вспоминать, что было такое нашествие, что столько народу погибло из-за этой даты? Лучше вспоминать девятое мая 1945 года, когда мы выиграли эту войну' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Эксперт в диалоге с интервьюером: Вы молоды. Вам, наверное, лет 20-25? Не обижайтесь, но ваша память, ваши знания о том времени существенно отличаются от того, что знали и помнили военное поколение и послевоенное, к которому я отношусь. Дело не в том, что именно сейчас знают, может быть, даже больше, чем фронтовики, но отличие в том – как знают. Для них это все было реальностью холода, голода, опасности, гибели, окопов. Для нас – это реальность наших родителей, нашего детства с ними, ощущение только что прошедшей большой беды. А для нынешних поколений это уже ветераны на скамейках или на параде да книги. Утрачивается богатство реальности. Это уже история' (эксперт, Кропоткин).


  • 'К сожалению, события Великой Отечественной войны, особенно среди молодежи, затушевываются и очень мало изучаются. Все больше людей уходит – те, кого мы называем дедами, отцами. Это становится в истории тем, что уже не трогает людей. Об этом нужно думать, что нет близких. У меня воевал отец, и это мне близко, это шло постоянно с моей жизнью, хотя, может быть, были разные оценки, они потом менялись, я слышал разные версии. Но это было очень важно в моем восприятии развития нашей истории. Уход этой значимости – это плохо. Это все-таки связано с любовью к Родине. Это связано с тем, что приводит к оценке России как великой страны в 20-м веке' (эксперт, Екатеринбург).
Беспокойство о памяти и знаниях о прошлом выводило людей на обсуждение еще двух тем. Первая – отношение к ветеранам: необходимость постоянной заботы о них, а не 'по праздникам', долг сегодняшнего общества, не способного обеспечить 'достойную жизнь' поколению военной поры.
  • 'При достойной жизни ветерана праздники и празднования все эти приобретали бы другие краски, праздник бы совсем по-другому воспринимался. Не нужно какой-то напыщенности – должно хотя бы искреннее внимание, а не в один день уделить внимание деньгами' (ДФГ, Москва).


  • 'Кто воевал, кто нам делал хорошую жизнь, они остались не у дел – просто на дне какой-то ямы. Пенсии повышаются на 100 рублей, цены – на 200' (ДФГ, Москва).
Вторая тема – обсуждение сложившейся в обществе традиции обращаться к теме войны. Здесь высказывания участников фокус-групп и региональных экспертов расходятся, хотя в главном они едины: рассказывать сегодня о войне нужно по-другому.

В обсуждении темы на фокус-группах часто отмечалось, что традиция рассказывать 22 июня о войне во многом формальна: встречи с ветеранами, старые фильмы – хотя и хорошие, но ставшие слишком привычными, новые – без свежих идей, ритуальные венки политиков к памятникам.
  • 'Сейчас традиция – она чисто формальная. Ну, хотя бы искренность должна какая-то быть – сочувствие какое-то людям, какое-то отношение к ним, внимание. А это все поверхностно. Лишь бы просто, чтобы мы видели – вот что-то они делают: могила Неизвестного солдата, почетный караул и толпа политиков. Да, показывают все, что они делают и как они это делают. Но всем видно, что делают это все по обязанности – вроде, положено, вроде, что народу так нужно' (ДФГ, Москва).


  • '1-й участник: Фильмы надо показывать – 'Они сражались за родину' и другие киноэпопеи. Чтобы дети это все видели.
1-ая участница: Надоели старые фильмы. Нужно новые снимать.

2-й участник: Молодежь их не видела.

3-й участник: А может, и не надо? Документальные фильмы надо показывать.

2-ая участница: Вообще по-другому должно, наверное, телевидение уделять. Постоянно показывают фильмы в этот день, но все это мы уже видели, и фильмы эти совсем в другой идеологии сделаны <...>.

Модератор: А как телевидение должно?

2-ая участница: Ну, какие-то передачи, где размышляют люди, сидят, говорят о войне. Чтобы не просто, что 22 числа началась война' (ДФГ, Воронеж).

На эту же тему выказывались и региональные эксперты. Большая часть из них также указывали на формальность напоминания о дне 22 июня и в целом – о войне. Эксперты говорили, что за последние десять-пятнадцать лет знания о войне стали разнообразнее, богаче, но новых идей, организующих эту информацию, не появилось. В результате, с одной стороны, сохраняется мифологизированный образ войны и этого времени, а с другой – появилось множество интеллектуальных спекуляций на эту тему. Процесс приобретения знаний всегда сталкивается с устоявшейся мифологией, но этот конфликт лишь усиливается, когда важные для самоосознания, для осознания своего прошлого вопросы остаются без приемлемого ответа. Что происходило накануне войны? Чем был пакт о ненападении с Германией? Что такое фашизм и коммунизм – это одно и то же или нет?
  • 'Традиция вспоминать об этих событиях <..> становится формальной – формальная составляющая превалирует. Я считаю, что мы должны сегодня искать новый подход к пониманию этого события молодыми людьми, для которых это – далекое. Сегодня мы подходим к тому, что 20 лет назад, когда был лишь один принцип, мы не смогли понять, как можно описывать 1941-1945 года. Для нашей молодежи это становится далеким, поэтому нужно искать что-то новое, нетрадиционное. Пока этого не видно. Мне известно, что возникают разные концепции этой ситуации. В частности, День Памяти сейчас больше рассматривается как день неприятия войны как таковой. Очень широко отмечается в Екатеринбурге День без вести пропавших. Но в целом очень много грязного делается: я говорю о тех идеях, которые описывают войну как схватку двух скорпионов. Нужно научиться взвешенно относиться к истории и к правде – как о лагерях и расстрелах командиров, о наших пленных, так и о подвигах' (эксперт, Екатеринбург).


  • 'Традиции проводить это день, они предельно обострены в нашей области <Волгоградской>, связанной со спецификой Сталинградской битвы и так далее. По местному телевидению добрая половина уходит на показ ветеранов, которые что-то говорят, конкретно вспоминают – маленькие факты своих боев. А об общей картине нигде не говорится. Совершенно откровенно молодежи скучно, так сказать, смотреть на стариков, которым 75-80 лет и которые, с точки зрения молодежи, что-то, грубо говоря, бормочут невразумительное. Это воспитательное действие ни в коем мере не оказывает, хотя авторам этих передач кажется, что гигантский воспитательный эффект. Чушь это! Это у нас, как говорится, обычная соцпропаганда или компропаганда ведется – по крайней мере, в этом же стиле, причем совершенно безыскусном, без фантазии. Одна формальность!' (эксперт, Волгоград).


  • 'У нас следуют какому-то старому ритуалу: фронтовики треснут стопочку, молодые что-нибудь споют – какой-нибудь псевдовоенный Расторгуев споет безобразного 'Комбата'. Опять все прослезятся, и молодежь будет орать: 'Комбат!', – хотя они тоже ни дня не прослужили в армии. День прошел, традиция в следующий раз оживет через год. Все – проехали. Сегодня надо думать очень крепко и очень быстро, как это действительно показать людям. Народ плохо представляет масштабы трагедии. Боль улегается и улегается, а памяти не остается, знания не передаются – одни мифы. Мифологизация связана с тем, что у нас воспитывалось чувство, что социалистический строй – самый справедливый в мире. А в силу этого всякий нападающий на этот строй, как говорится, есть агрессор и враг. А где ответы на вопрос, что был выбит весь командный состав армии, что оборонительные рубежи не были укреплены в нужной мере, что за первые два месяца боев мы потеряли почти полностью нашу армию, что немцы взяли в плен наших солдат 4,2 миллиона, когда за весь период войны – 5,6?! Грубо говоря, 70 с гаком процентов, три четверти взятых в плен – это было за первые два месяца войны! Это проблема очень серьезная. Это наша память и наше будущее. И даже настоящее. Мы воюем в Чечне – особенно это 94 год показал, – как будто мы воюем на том фронте: на главной площади Грозного уложили несколько тысяч человек. За что? Как будто шли в атаку на Берлин – преодолевали главную площадь перед Рейхстагом! Столько уложить, как говорится, молодых парней! И потом молодые 20-летние спросят нас, уже постаревших: 'Что же Вы молчали? Вообще, это не страна, это полный бардак. Лучше мы пойдем в скинхеды, потому что за что бороться? За этих что ли?'. Никуда нам не деться от вопросов о нашем прошлом' (эксперт, Санкт-Петербург).
22 июня в социальной памяти остается одним из главных маркеров отечественной истории, но в наши дни существенно меняется контекст его бытования: все яснее и отчетливей становится ощущение уходящей связи с тем временем, с той эпохой. И дело не только в том, что уходит поколение военной поры. Возникает смутное ощущение, будто теряется что-то существенно важное, без чего рассыпается феноменологическая целостность нашей общей памяти, общей судьбы и общей жизни. Наверное, что-то похожее происходило в 1945-м. Бабушки рассказывали, что 9 мая все погибшие словно бы умерли еще раз. С окончанием войны разорвалась живая связь 'общей судьбы': больше никто не погибнет, – и уступила место Памяти. Сегодня Память уступает дорогу Истории. Но остается коллективная память, живая и всякий раз обновляющаяся, и главная опасность для нее – формалистика. Формальность выступает тогда, когда теряется идея действия, когда ментальная эволюция происходит быстрее и глубже, нежели институциональная эволюция, изменение привычной и принятой в обществе культурной практики. Эволюция коллективной памяти ставит пусть малозаметные, но жизненно важные вопросы, на которые необходимо находить ответы.


 
2.Графики и открытые вопросы

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВАМ ИЗВЕСТНО ИЛИ НЕ ИЗВЕСТНО, С ЧЕМ, С КАКИМ СОБЫТИЕМ СВЯЗАН ДЕНЬ 22 ИЮНЯ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ВАЖНО ИЛИ НЕ ВАЖНО ПОМНИТЬ ОБ ЭТОЙ ДАТЕ, ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ? (Ответы заявивших, что им известно, что за день - 22 июня.)

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ДОЛЖНА ЗНАТЬ О ДНЕ 22 ИЮНЯ НЫНЕШНЯЯ МОЛОДЕЖЬ, ЧТО ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

История Великой Отечественной войны

37

Дата начала Великой Отечественной войны

12

  • 'В этот день началась война'; '22 июня – начало войны'; 'что в этот день Германия напала на СССР без объявления войны'; '22 день – начало войны с фашистской Германией'; 'что это день страшного события в истории нашей страны'; 'что это начало войны с фашистами'; 'начало Отечественной войны'; 'день начала четырехлетней трагедии России'.

История страны

11

  • 'Важно знать историю своего государства'; 'должны помнить историю'; 'историю нашего народа'; 'всю историю свой Родины знать'; 'знать свою историю'; 'должны знать историю своей страны'; 'это наша история, все должны знать'.

Потери в войне

10

  • 'О жертвах, которые принесены'; 'должны помнить о погибших'; 'гибель массы людей'; 'сколько людей отдали жизни свои'; 'сколько людей погибло'; 'какой ценой, с какими жертвами пришли к победе'; 'какие были потери в этой войне'; 'последствия войны'; 'о жертвах Великой Отечественной'; 'о жертвах и потерях'; 'война унесла 25 млн. жизней'; 'должна помнить о жертвах этой войны'; 'что в годы войны погибло около 38 млн человек'; 'во время Великой Отечественной было много жертв'.

Победа СССР

4

  • 'О Победе нашей'; 'знать, что мы победили в этой войне'; 'о победе наших солдат'; 'что Советский Союз победил в этой войне'; 'наш народ выиграл войну'; 'мы победили фашизм'; 'русские победили'; 'что наши победили'; 'о победе нашей страны в войне'; 'мы выиграли войну, а не Америка'.

События войны

2

  • 'Исторические достоверности об военных действиях'; 'больше рассказывать о тех событиях'; 'события войны'; 'детально о героях, подпольном движении, партизанском движении'; 'все события, связанные с войной 1941-1945 годов'.

Причины войны

1

  • 'Должны знать, почему война началась, как началась'; 'причины войны, кто напал и что этому предшествовало'; 'из-за чего началась ВОВ'; 'должны знать причины'; 'что предшествовало и почему'.

Война вообще

1

  • 'Была война'; 'что была тяжелая война'; 'война'.

Помнить всё

19

  • 'Все должны знать от начала и до конца'; 'все должна знать о Великой Отечественной войне'; 'все то, что было'; 'абсолютно все, что было'; 'всегда должно быть в памяти'; 'все должны знать абсолютно все, особенно правду'; 'все знать и помнить'.

Уважение к ветеранам

7

  • 'Люди рисковали жизнью ради наших жизней, надо заботиться о людях, которые воевали'; 'помнить о ветеранах'; 'помнить ветеранов, уважение к старикам'; 'ценить и уважать ветеранов'; 'иметь уважение к людям, участвовавшим в войне'; 'должны хорошо относиться к ветеранам'; 'должны уважать старших, которые сражались в этой войне'; 'помнить ветеранов и погибших'.

Героизм советского народа

7

Подвиги народа

6

  • 'Всех героев войны и их подвиги'; 'героизм не только на фронте, но и в тылу'; 'уважать подвиг в тылу и на фронте'; 'главное – о героизме народа'; 'должны помнить о подвиге отцов'; 'героизм советских людей'; 'о героическом подвиге предков'; 'о героическом подвиге нашего народа'; 'уважать подвиг родителей'; 'был проявлен героизм народа'; 'все должны знать о людях, сделавших победу и на фронте и в тылу'; 'подвиг солдат'.

Патриотизм народа, традиции патриотизма

2

  • 'Патриотизм, гордиться должны'; 'о патриотизме'; ''патриотизмом старшего поколения'; 'люди были патриотами'; 'патриотизм, должна молодежь защищать Родину'; 'о патриотизме дедов и отцов'; 'чтобы были патриотами России'.

Защита мира

7

  • 'Сберечь мир'; 'делать все, чтобы не было войны'; 'не допускать подобное'; 'мы должны помнить, чтобы этого больше не повторилось'; 'что нужно сохранить мир на земле'; 'должны стремиться к миру'; 'не допустить войны'.

Ужасы войны

4

  • 'Война – это ужасно'; 'война – это голод и разруха'; 'война – это страшно'; 'все тягости, горе того времени'; 'страхи того времени'; 'весь ужас'.

Фашизм

1

  • 'Знать, что такое фашизм, чтобы он не повторился'; 'фашизм – это зло'; 'о том, что фашизм это ужасно'; 'что фашизм – это ужасно'; 'фашизма не должно быть больше'.

Другое

1

  • 'Вставать и Минуту молчания соблюдать'; 'нельзя быть кровожадным, вероломно нападать на другую страну'; 'опыт, извлечь уроки'; 'мы оказались к войне не готовы'; 'политические явления – через десять лет все забудут об этом'.

Нет ответа, ответ не на тему

24

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 июня 2002 г. 1500 респондентов.


 
3.Опрос экспертов

ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВАМ ИЗВЕСТНО ИЛИ НЕ ИЗВЕСТНО, С ЧЕМ, С КАКИМ СОБЫТИЕМ СВЯЗАН ДЕНЬ 22 ИЮНЯ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЙ ДОЛИ РОССИЯН НЕ ИЗВЕСТНО, С КАКИМ СОБЫТИЕМ СВЯЗАН ДЕНЬ 22 ИЮНЯ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ВАЖНО ИЛИ НЕ ВАЖНО ПОМНИТЬ ОБ ЭТОЙ ДАТЕ, ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 11-13 июня 2002 г. 130 экспертов.


 
4.Приложение.Таблицы

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВАМ ИЗВЕСТНО ИЛИ НЕ ИЗВЕСТНО, С ЧЕМ, С КАКИМ СОБЫТИЕМ СВЯЗАН ДЕНЬ 22 ИЮНЯ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004613292544475332293922353112303726131935272710142281351004555332938
известно 8486827787878583748890798188918188849088808385927886827987868884719194
не известно 1091216789111875111366126114111381041761013118791853
затрудняюсь ответить6567656685510563865627954588826571243


КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ВАЖНО ИЛИ НЕ ВАЖНО ПОМНИТЬ ОБ ЭТОЙ ДАТЕ, ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ? (Ответы заявивших, что им известно, с чем связан день 22 июня.)

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004613292544475332293922353112303726131935272710142281351004555332938
важно8284827485858381698789778085897986828784798283917386807687838582678993
не важно 22022221411212212223112241210121210
затрудняюсь ответить00010001100001010001001010010111101


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 июня 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.